Символика и символизм

Источник: РЕЛИГИЯ

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”) «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Хризма

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля. Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Христианская символика

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами.

Появление христианских символов

Основная статья: Символические изображения в римских катакомбах

Христианская живопись в катакомбах святых Петра и Марцеллина (Иосиф Вильперт, раскрашенная черно-белая фотография, 1903 год)
Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает:

Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер (…) Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества.

Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов Л. А. Успенский связывает с тем, что «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ». Также символические образы, по его мнению, использовались как способ сокрытия от оглашенных до времени их крещения христианских таинств. Так Кирилл Иерусалимский писал: «слышать благовествование всем позволено, но слава благовествования предоставлена одним искренним Служителям Христовым. Тем, которые не могли слушать, Господь говорил в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи».

К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются:

  • якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20);
  • голубь — символ Святого Духа;
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5));
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Характеристика отдельных символов

Крест

Золотой вестготский крест, V—VIII века
Основные статьи: Крест в христианстве, Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором, был распят Сын Божий.

В первые века христиане не делали изображений креста. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.

Ихтис

Ίχθύς (мраморная стела, начало III века)

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.

Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы. При этом само изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Добрый пастырь

Добрый пастырь (Катакомбы святого Каллиста, Рим)

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя (Ин.10:11-16).

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.

Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.

Агнец

Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет грех мира» (Ин.1:29). Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец — часть просфоры, которой причащают верующих) и его изображения встречается на литургических сосудах.

Агнец Божий (мозаика базилики Сан-Витале, Равенна)

Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором:

На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца…

Хризма

Основная статья: Хризма

Монограмма имени Христа в окружении виноградных лоз (саркофаг VI века)

Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8; см. также Откр.22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр.7:2).

Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).

Альфа и Омега

Основная статья: Альфа и Омега

Примечания

  1. 1 2 3 Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика
  2. А.Шмеман. «Исторический путь Православия», Париж, 1989 г., стр. 246. Цит. по: Эволюция священных изображений и знаков
  3. 1 2 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви
  4. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение шестое
  5. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери
  6. Путеводитель по святыням Рима Катакомбы священномученика Каллиста
  7. Священные символические изображения в катакомбах // Антонов Н. Р. Богослужение Православной церкви. М., 2005. С. 73-74
  8. Покровский Н. Живопись катакомб: Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. — По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000.
  9. История развития формы креста
  10. De Pudicifia X.
  11. Словарь по древнерусскому искусству
  12. Агнец Божий // Православная энциклопедия
  13. 82-е правило Шестого Вселенского собора
  14. Хрисмон // Энциклопедия символов
  15. Лабарум. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Литература

Христианская символика на Викискладе

  • Уваров А.С. Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001. — С. 256. — ISBN 5-89865-004-0

Что означает виноградная лоза

Виноград – растение, сопровождающее человека с древних времен. В современном мире виноградная лоза и виноградники ассоциируются в первую очередь с виноделием, что, впрочем, говорит не о символике винограда как таковой, а о промышленном и коммерческом значении растения. Что же на самом деле символизирует виноградная лоза?

Виноград — культура, издревле возделываемая человеком

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой грешной живу?

(Б. Окуджава)

Виноградная лоза как символ плодородия и мира

Виноградная лоза практически во всех культурах является символом плодородия и изобилия. Лоза, увешанная кистями винограда, символизирует многочисленное и здоровое потомство. Еще в Ветхом Завете упоминается о виноградной лозе в этом аспекте:

«Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем» (Псалом 127:3)

Отсюда виноградная лоза наследует символику радости создания, укрепления семьи и продолжения рода.

Виноградная лоза — символ плодородия и изобилия

Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. В древние времена иметь свой дом и участок, приносящий урожай, означало жить в достатке. Но многочисленные войны лишали людей их имущества, а иногда превращали в рабов. А потому выражение «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою» используется в качестве символа мира.

3. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

4. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.

(Михей 4:3,4)

Виноградная лоза наряду с оливой и инжиром с незапамятных времен высаживалась на римском форуме в знак процветания государства.

Виноградная лоза символизирует мир и благоденствие

Виноградная лоза как символ божественной мудрости

Грозди винограда — символ мудрости, божественной истины и веры

Виноградная лоза всегда была связана с божественным. Есть версия, что первый виноградник был посажен из райских деревьев и в первый же день они дали плоды.

Как райское растение виноград ассоциируется с Древом Жизни, а иногда с Древом Познания. Кисть винограда, состоящая из множества ягод, символизирует крупинки знаний, которыми постепенно овладевает человек в ходе своей жизни.

Человек впитывает свет знаний, познавая тот или иной аспект единого целого через различные опыты и ситуации, в которых он оказывается. Так нарабатывается жизненная мудрость, происходит развитие Души согласно Божественному плану.

Виноград символизирует раскрытие света Знания и является символом веры. Истинное знание раскрывается через веру.

In vino veritas (истина в вине) — спорное утверждение

Когда человек получивший знание, отказывается считать его своим, понимая, что это всего лишь крупинка мудрости – одна ягодка, даже не гроздь, не говоря уж о целом винограднике, олицетворяющем безграничность и непостижимость Вселенной и планов Создателя в рамках человеческой жизни, он поднимается до уровня веры.

А обретя веру, можно увидеть то, что уготовано для человека Творцом. «Виноградное вино» выступает здесь как свет Сознания, если человек не считает себя умным и всезнающим, но желает найти истину.

Поднимаясь в вере выше своих знаний, человек обретает связь с Создателем, а вместе с этим мудрость, счастье и уверенность.

В этом состоянии он освобождается от иллюзий и начинает узнавать и видеть мир таким, каким он является, оставаясь при этом довольным тем, что имеет. Не требуя ничего большего, человек начинает обретать этот мир.

Виноград, состоящий из множества ягод, символизирует крупицы мудрости

Но у виноградного вина, получаемого из плодов «земных виноградников», есть и отрицательная символика. Забродивший сок винограда приводит к опьянению, что может дать инсайт, но дальше постижение мудрости становится невозможным, так как сознание затуманивается и на поверхность выходит все темное, что есть в человеке. Здесь виноград выступает как символ алчности, материальности, похоти и жажды удовольствий. Ограниченность опьяненного материального сознания символизирует венок из виноградных листьев и гроздей на голове римского бога виноделия Бахуса.

Бахус. Караваджо.

Символика виноградной лозы в христианстве

Виноградная лоза в христианской традиции – это символ Христа. Само дерево олицетворяет Иисуса, его ветви апостолов, а плоды-грозди верующих. Спаситель так и говорит о себе и своей пастве:

Изображение виноградной лозы, на ветвях которой сидят птицы, символизирует души, отдыхающие во Христе и духовное плодородие.

И в этом аспекте виноградная лоза несет глубокий смысл поиска человеком Бога, жажду человека вернуться к Создателю, вспомнить, что он был сотворен по образу и подобию божьему.

Иконописные образы «Лоза истинная»

Очень часто душевную пустоту, возникшую в результате разобщенности с Богом, люди глушат вином, либо при помощи других зависимостей. Бог дал человеку свободу, а куда человек ее направит – это его ответственность.

Венок из виноградных листьев на голове опьяненного человека — венок «ограниченной мудрости»

Виноградная лоза символизирует Христа, виноградный сок (вино) – его кровь, а виноделие, использующее разрушительный процесс брожения – это изобретение человека.

Так что техническое использование винограда для производства хмельного напитка есть процесс отдельный от Бога.

Виноградную лозу Бог создал для иного. Как символ духовного плодородия, когда человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, виноградная лоза предлагает видеть и помнить хорошее взамен душевной пустоте, когда Бог утерян в суете жизни.

Хачкар — армянский «процветший крест». Татевский монастырь, 895 г.

В иконографии образ Христа как Лозы истинной изображается в виде виноградной лозы, на которой восседает Спаситель, а на ветвях находятся апостолы. Также есть образ, где из прободенного ребра Иисуса прорастает лоза, а Христос отжимает из грозди винограда вино-сок жизни в потир. И в последнее время появился образ «Лоза Истинная», где Христос Вседержитель в руке держит виноградную лозу, вместо традиционного Священного Писания.

Также виноградная лоза символизирует жизнь и воскресение. Это хорошо отображается в таком символе как «Процветший крест», когда из основания креста прорастают виноградные лозы с гроздьями ягод. Такой крест символизирует возрождение и победу жизни над смертью, благодетели над грехом.

Так что виноградная лоза и ее плоды – символ очень древний, и если смотреть глубже, то виноделие здесь — далеко не самое главное, хоть оно и было развито с древних времен. Метафорическое сравнение виноградной лозы с Христом, виноградаря с Богом, виноградных плодов с духовными свершениями проходит через весь Новый Завет. Возможно, потому так и хочется пройтись по залитому солнцем благословенному винограднику, сохраняющему древнюю символику в самых возвышенных ее аспектах.

Виноградная лоза и ее плоды — символ возрождения и духовных свершений

Зачем храмы украшают изображениями винограда?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград».

Если мы присмотримся к убранству любого храма, старинного или современного, то обязательно увидим виноградную лозу. Резные листья и грозди «увивают» фасады, иконостасы и киоты, в монументальной декорации заполняют собой плоскости стен или обрамляют медальоны с изображениями святых. Этот узор украшает и церковную утварь, прежде всего — потир, сосуд для Причастия.

Ведь Спаситель сказал на Тайной Вечере: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин 15:1, 5). Сильный и ясный образ вошел в раннее христианское искусство. Поначалу художники опирались на изобразительные традиции поздней античности. Они создавали довольно подробные сцены осеннего сбора винограда. Например, на мозаичном своде мавзолея Констанции в Риме работники собирают спелые гроздья и делают вино. Здесь же бродят птицы, клюют плоды и пьют из чаши. Это уже указание на Евхаристию: птицы символизируют христиан, принимающих Тело и Кровь Христовы. Позже композиция стала строгой и симметричной: по бокам чаши стоят павлины, над чашей может быть хризма — монограмма Христа.

Виноградная лоза означает Церковь, члены которой питаются из единого источника — Христа. Эта идея выражена в иконографии «Христос Лоза Истинная». На древе восседает Христос Пантократор, чья фигура крупнее остальных. Ветви же образуют медальоны с изображениями апостолов, Богородицы, Иоанна Крестителя.

В храме нет ничего случайного. Орнамент не носит лишь декоративный характер, но напоминает нам о наставлении Христовом, о необходимости возделывать виноградник своей души, отсекая сухие ветви и взращивая добрые плоды.

Предлагаемый вниманию читателя труд выдающегося ученого и общественного деятеля XIX века графа Алексея Сергеевича Уварова (1825-1884) является первой частью обширного, но незавершенного исследования по символике, над которым автор проработал более тридцати лет. Книга вышла в свет лишь в 1908 г. благодаря стараниям графини Прасковьи Сергеевны Уваровой (1840-1924) и работавших над архивами ученого редакторов – Дмитрия Власьевича Айналова (1862-1939) и Егора Кузьмича Редина (1863-1908). А.С. Уваров исследует смысл раннехристианских надписей и изображений, ряд которых воспроизведен на страницах книги. Много внимания уделено символике церковных Таинств. Критически рассматриваются выводы западноевропейских исследователей XVII-XIX веков. Автор опирается на письменные и археологические источники, цитирует и комментирует приведенные там тексты, что превращает его труд в уникальное пособие для историков, искусствоведов, реставраторов, иконописцев и всех, кто интересуется историей христианства.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru