Синодальный хор образовался из

Московский синодальный хор

Молитвенное пение в храме, как и фрески, и иконы – важнейшая составляющая богослужения. Поэтому так много сил Церковь прилагает, чтобы возродить богатейшую певческую традицию, которая была прервана в момент своего наивысшего расцвета. Тогда, перед революцией, в Московском Синодальном училище и существующем при нем хоре были собраны лучшие церковные исследователи, регенты, певцы и композиторы.

Выдающиеся композиторы, такие, как Сергей Рахманинов, Александр Кастальский и многие другие писали свои сочинения специально для Синодального хора.

Но и в наши дни церковное творчество не останавливается в развитии, — оно не может быть подобно бережно сохраняемому музейному экспонату. Сейчас наступил благоприятный момент для возрождения на новом этапе Московского Синодального хора. Молитвенно желаю хору быть достойным продолжателем накопленных веками традиций, свидетельствуя о возрождении нашей Святой Церкви и нашего возлюбленного отечества.

3 января 2010 года в Успенском соборе Кремля, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Наше главное предназначение – продолжать традиции русского богослужебного пения.

Митрополит Волоколамский Иларион

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА началась работа
по возрождению Московского Синодального хора.

Синодальный хор, был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.

Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года по инициативе митрополита Илариона совместно с А. Пузаковым, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева. Именно этот мастер стоял у истоков возрождения традиций московской школы церковного пения после ослабления гонений на Церковь, и центром этого возрождения стал в 1948 году вновь открытый храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

За годы регентства Н. Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые в те годы, по словам А.Пузакова, были «проповедью веры и глотком свежего воздуха». Однако после кончины Н.Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции были прерваны, нотная библиотека Скорбященского клироса утеряна, а хор значительно сокращен, став заурядным камерным ансамблем певчих.

Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты).

С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Петербург.

На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. В свое время действенное участие в судьбе хора принял и Петр Ильич Чайковский. После восстановления в России патриаршества в 1917 году, хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя. На Пасху в 1919 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.

Приняв послушание регента возрожденного хора Скорбященского храма, А. Пузаков остался также руководителем созданного им в 1994 году хора храма Святителя Николая при Третьяковской галерее, а также регентом храма Святителя Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове. Это позволило объединить творческие усилия 80 певцов. Состав хора делится для одновременного участия в богослужениях этих храмов и собирается вместе на регулярные репетиции, особо торжественные богослужения и концертные выступления.

3 января 2010 года, в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения в Успенском соборе, где пел объединенный состав хора, Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Московского синодального хора на базе церковного коллектива под управлением А. Пузакова. Целью хора является сохранение и развитие лучших традиций богослужебного церковного пения в московских храмах, а также популяризация этого искусства среди самых широких слоев общества: работа с детьми и молодежью, сотрудничество с государственными музыкальными учебными учреждениями, проведение концертов, фестивалей и конкурсов в разных возрастных группах.

История Московского Синодального хора

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась работа по возрождению Московского Синодального хора.

Синодальный хор был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты).

С переходом столицы из Москвы в Петербург, первенство надолго закрепляется за другим старейшим хором – Придворной Певческой капеллой, преобразованной при Петре I из хора Государевых певчих дьяков. В истории же Синодального хора наступает период упадка, на его содержание выделяются весьма скудные средства. К 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек, однако в 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, а состав увеличился до 38 человек. В то время, когда репертуар Придворной певческой капеллы отражал музыкальные вкусы двора, Синодальный хор сохранял старинные традиции Успенского собора, имевшего свой богослужебный устав и свод распевов.

Обучение певчих велось при Синодальном хоре с давних времен. Младшие певчие дьяки учились у дьяков-мастеров. В первой половине XIX века было решено обучать малолетних певчих общеобразовательным, церковным и музыкальным наукам в училище при хоре под наблюдением педагога и регента. В 1886 году училище было преобразовано в среднее восьмиклассное духовно-певческое учебное заведение, учрежден наблюдательный совет, регентом Синодального хора стал В.С. Орлов. Основу успешного реформирования училища заложил С.В. Смоленский, назначенный на пост директора в 1889 году. Этот ученый, знаток древнерусского церковного пения, талантливый педагог объединил вокруг себя, вдохновил и воспитал целое поколение музыкантов – исполнителей и композиторов духовной музыки Московской школы или Нового направления. Среди них А.Д.Кастальский, Н.М.Данилин, П.Г. и А.Г.Чесноковы, А.В.Никольский, Вик.С.Калинников, Н.С.Голованов, К.Н.Шведов, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и многие другие. Основой Нового направления в духовной музыке стало возвращение к мелодизму древних распевов, освоение и претворение его в современных формах. Большинство композиций были написаны специально для исполнения высококвалифицированным Синодальным хором.

В составе хора в 1890 году были 25 мужчин и 45 мальчиков. В 1895 году Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов от В.П.Титова до П.И.Чайковского. В репертуар хора входили также и сложнейшие произведения светской музыки, в том числе Месса си-минор И.С.Баха. В 1910-х годах прошли триумфальные гастроли хора в Западной Европе.

После восстановления в России Патриаршества в 1917 году, хор сохранил своё, ставшее уже историческим имя. На Пасху в 1918 году Кремлёвские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, хор прекратил существование.

К тому времени сама преемственность церковно-певческой традиции была на грани исчезновения. Многие храмы были разрушены или закрыты. Регенты и певчие – кто репрессирован, кто сменил профессию, и казалось бы, некогда процветавшее искусство церковного пения оставалось в основном в воспоминаниях современников. В разгар гонений в Москве практически не осталось профессиональных церковных хоров. Некоторые из выпускников Синодального училища – К.А.Пасхин (1900-1970), Н.С.Данилов (1895-1971), И.М. Харитонов (1887-1973) – продолжали своё служение в приходских храмах старой Москвы, сохраняя исполнительские традиции, заложенные в Синодальном хоре.

Послевоенные годы принесли некоторые послабления со стороны властей в отношении церковного пения. Знаменательным событием стал концерт Патриаршего хора под управлением В.С.Комарова, с солистами Большого театра И.С.Козловский, Н.Д.Шпиллер, состоявшийся 16 июля 1948 года в Большом зале Московской Консерватории. Комаров охотно работал с «синодалами», чтил их традиции, часто встречался с Н.С.Даниловым и К.А.Пасхиным, консультировался с Н.М.Данилиным. Одним из центров возрождения хорового пения становится вновь открытый храм «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке. После открытия Скорбященского храма в 1948 году, вместе с настоятелем протоиереем Михаилом, будущим архиепископом Киприаном (Зерновым), из подмосковного храма в Тарасовке на Ордынку перешёл регент Николай Васильевич Матвеев. Основу нового хора составили певчие, работавшие с ним в поселке Тарасовка.

Основу репертуара нового хора составили духовные произведения в основном Московской школы Нового направления. Хор Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение Литургии П.И.Чайковского в день кончины великого композитора.

Важным этапом стала новая традиция, введенная регентом Матвеевым в храме на Ордынке. Весной, в день рождения С.В.Рахманинова, за богослужением исполнялось его «Всенощное бдение», история создания которого неразрывно связана с Синодальным хором. Несмотря на необычайный успех в концертах Синодального хора, как церковное сочинение оно так и не вошло в литургическую практику. В 1965 году Государственным Академическим Русским хором СССР под управлением А.В.Свешникова была произведена одна из лучших записей «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Николаю Васильевичу Матвееву и его хору принадлежит заслуга воцерковления этого сочинения.

За годы деятельности хора храма «Всех скорбящих Радосте» под управлением Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые в те годы, являясь проповедью веры и глотком свежего воздуха, и сейчас остаются высоким образцом церковно-певческого искусства. К сожалению, после кончины Николая Васильевича в 1992 году многие заложенные им традиции были прерваны. Нотная библиотека Скорбященского клироса утеряна, а хор значительно сокращен.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радосте» митрополита Илариона (Алфеева), возникла идея восстановить некогда знаменитый на всю Москву хор. Регентом назначен заслуженный артист России Алексей Пузаков, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом Н.В. Матвеева. Творчество этого мастера стало для молодого регента краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном творчестве.

В день памяти Святителя Московского Петра 3 января 2010 года, после богослужения в Успенском соборе, на котором пел хор храма «Всех скорбящих Радости», Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ благословил возродить историческое имя Московского Синодального хора на базе церковного коллектива под управлением Алексея Пузакова.

Синодальный хор

один из старейших рус. проф. хоров. Был создан в 1710 (по др. данным, в 1721) на базе муж. хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в кон. 16 в., он славился превосходными певцами, отобранными из др. церк. хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придв. празднествах. С. х. первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. В 1830 при С. х. было открыто Синодальное уч-ще (см. Московское синодальное училище церковного пения), в к-ром стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. В 1874 уч-ще возглавил регент Д. Г. Вигилев, много сделавший для муз. развития певчих. Переломным моментом в истории С. х. явился 1886, когда к руководству пришли хор. дирижёр В. С. Орлов и его помощник А. Д. Кастальский. Директором Синодального уч-ща в этот же период был С. В. Смоленский, при к-ром уровень подготовки юных певчих значительно повысился. Энергичная работа трёх видных муз. деятелей способствовала росту исполнит. мастерства хора. Если прежде деятельность С. х. ограничивалась рамками церк. пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Орлов и Кастальский приобщали молодых певцов к рус. народно-песенной традиции, знакомили их с образцами знаменного распева, не тронутого позднейшей гармонич. обработкой.
Уже на первых концертах, состоявшихся в 1890 под упр. Орлова, С. х. показал себя замечат. исполнит. коллективом (в его составе к этому времени было 45 мальчиков и 25 мужчин). В репертуар С. х. входили произв. Палестрины, О. Лассо; он принимал участие в исполнении соч. И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. Большое значение для художеств. развития коллектива имело творч. общение с ним моск. композиторов — С. И. Танеева, Вик. С. Калинникова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, создававших многие свои произв. в расчёте на исполнение их С. х. В 1895 хор выступил в Москве с циклом историч. концертов рус. духовной музыки от В. П. Титова до Чайковского. В 1899 с большим успехом прошёл концерт С. х. в Вене. Пресса отмечала редкую слаженность ансамбля, красоту нежных детских голосов и мощную богатырскую звучность басов. В 1911 С. х. под рук. H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом рус. хор. культуры. Восторженно отозвались о С. х. А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме. В С. х. получили художеств. воспитание известные сов. хормейстеры М. Ю. Шорин, А. В. Преображенский, В. П. Степанов, А. С. Степанов, С. А. Шуйский. С. х. существовал до 1919.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие дьяки и поддьяки, в его кн.: Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки, СПБ, 1895, Металлов В., Синодальные, бывшие патриаршие, певчие, «РМГ», 1898, No 10-12, 1901, No 17-18, 19-26; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963. См. также лит. при ст. Московское синодальное училище церковного пения. Т. В. Попова.

Возрожден Московский синодальный хор

Москва, 6 января 2009 г.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возрождается Московский синодальный хор, сообщил «Интерфакс-Религия» руководитель хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков.

«Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года с назначением архиепископа Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость», — рассказал А.Пузаков, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева. Именно этот мастер стоял у истоков возрождения традиций московской школы церковного пения после ослабления гонений на Церковь, и центром этого возрождения стал в 1948 году вновь открытый храм «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.

За годы деятельности хора храма «Всех скорбящих радость» под управлением Н.Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые в те годы, по словам А.Пузакова, были «проповедью веры и глотком свежего воздуха». Однако после кончины Н.Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции были прерваны, нотная библиотека Скорбященского клироса утеряна, а хор значительно сокращен, став заурядным камерным ансамблем певчих.

Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты).

С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведенную в Петербург.

На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счет привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для синодального хора. В свое время действенное участие в судьбе хора принял и Петр Ильич Чайковский. После восстановления в России патриаршества в 1917 году, хор сохранил свое, ставшее уже историческим, имя. На Пасху в 1919 году Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, а хор прекратил существование.

Приняв послушание регента возрожденного хора Скорбященского храма, А.Пузаков остался также руководителем созданного им в 1994 году хора храма Святителя Николая при Третьяковской галерее, а также регентом храма Святителя Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове. Это позволило объединить творческие усилия 80 певцов. Состав хора делится для одновременного участия в богослужениях этих храмов и собирается вместе на регулярные репетиции, особо торжественные богослужения и концертные выступления.

В это воскресенье, в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения в Успенском соборе, где пел объединенный состав хора, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Московского синодального хора на базе церковного коллектива под управлением А.Пузакова. Целью хора станет сохранение и развитие лучших традиций богослужебного церковного пения в московских храмах, а также популяризация этого искусства среди самых широких слоев общества: работа с детьми и молодежью, сотрудничество с государственными музыкальными учебными учреждениями, проведение концертов, фестивалей и конкурсов в разных возрастных группах.

В ближайших планах — участие в концертах вместе с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева, концерты русской духовной музыки в Москве, Стамбуле и Риме, что призвано подчеркнуть преемственность христианской культуры от «третьего Рима» к первому.