Сколько снов у раскольникова

Сон Раскольникова на каторге – последний в эпилоге “Преступления и наказания”

В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.

Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.

Символичное значение

Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.

Шанс на спасение

Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.

В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.

Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».

Предыдущая СочиненияМотив убийства Раскольникова в “Преступлении и наказании”

Александр Галкин — Рефераты для дурёхи

Последний сон о «трихинах» не случайно снится Раскольникову в пасхальные дни, на Святой неделе. Четвертый сон Раскольникова Раскольников болеет, и в больнице ему снится этот сон: «Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».

Анализ третий и последний сон Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кроме того, третий кошмар является и своеобразным подтверждением собственных догадок Раскольникова о слабости своей натуры, неспособности хладнокровно и равнодушно переступить через труп человека. Описание молчаливо смотрящих людей в этом сне предваряет появление Аркадия Ивановича Свидригайлова в комнате Раскольникова. Этот человек является психологическим двойником главного героя, он некоторое время наблюдает за спящим юношей.

В эпилоге романа описывается еще один сон Раскольникова, который больше напоминает полубред. Этот сон становится предвестником нравственного выздоровления, избавления от сомнений и мучительного поиска ответов на вопросы о крушении собственной теории. Родиону снится, что приближается конец света, весь мир погибает от страшной болезни. Появились микробы, точнее, одаренные умом и волей духи, которые вселяются в людей, делают их сумасшедшими и абсолютно невменяемыми. При этом зараженные люди считают себя самыми умными и уверены в правоте своих действий. Больные жестоко уничтожают друг друга, словно пауки в банке. После такого кошмара Раскольников полностью исцеляется: и духовно, и физически. Он готов к новой жизни, в которой нет места чудовищной теории.

Таким образом, сны Раскольникова в композиционном отношении играют существенную роль: они заостряют внимание читателя на развитии сюжетной линии, на представленной автором системе образов; готовят к последующим эпизодам; способствуют наилучшему пониманию основной идеи романа. К тому же, в художественно-изобразительном плане такие элементы, как сны, имеют очень большое значение. Они помогают наиболее полно и глубоко раскрыть характер и психологию главного героя. Возможно, если бы Раскольников прислушался к голосу своего внутреннего «я» с самого начала, то не оказался бы он раздавленным страшной трагедией, расколовшей на две половины его сознание.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3691

Сон Раскольникова. Фрагмент романа «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собой кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить: но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:

— Этака кляча да повезет!

— Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запрег!

— А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы!

— Садись, всех довезу! — опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. — Гнедой даве с Матвеем ушел, — кричит он с телеги, — а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! — И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.

— Да садись, чего! — хохочут в толпе. — Слышь, вскачь пойдет!

— Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала.

— Запрыгает!

— Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

— И то! Секи ее!

Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.

— Пусти и меня, братцы! — кричит один разлакомившийся парень из толпы.

— Садись! Все садись! — кричит Миколка, — всех повезет. Засеку! — И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

— Папочка, папочка, — кричит он отцу, — папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

— Пойдем, пойдем! — говорит отец, — пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! — и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.

— Секи до смерти! — кричит Миколка, — на то пошло. Засеку!

— Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.

— Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, — прибавляет другой.

— Заморишь! — кричит третий.

— Не трошь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..

Вдруг хохот раздается залпом и покрывает все: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!

Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны.

— По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! — кричит Миколка.

— Песню, братцы! — кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

…Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает все это. Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.

— А чтобы те леший! — вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.

— Разразит! — кричат кругом.

— Убьет!

— Мое добро! — кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.

— Секи ее, секи! Что стали! — кричат голоса из толпы.

А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.

— Живуча! — кричат кругом.

— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы один любитель.

— Топором ее, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий.

— Эх, ешь те комары! Расступись! — неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. — Берегись! — кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.

— Добивай! — кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало — кнуты, палки, оглоблю — и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

— Доконал! — кричат в толпе.

— А зачем вскачь не шла!

— Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит, будто жалея, что уж некого больше бить.

— Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат из толпы уже многие голоса.

Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его, наконец, и выносит из толпы.

— Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем!

— Папочка! За что они… бедную лошадку… убили! — всхлипывает он, но дыхание ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.

— Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! — говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.

Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.

— Слава богу, это только сон! — сказал он, садясь под деревом и глубоко переводя дыхание. — Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!

Все тело его было как бы разбито; смутно и темно на душе. Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову.

— Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?

Он дрожал как лист, говоря это.

Кичка — старинный праздничный головной убор замужней женщины.

Коты — теплая женская обувь.

Школа в школе

Оксана МОСКАЛЕНКО

Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»

Подготовительный этап

Урок «Поэтика сновидений» я всегда предваряю уроком «Роль и место эпизода в художественном тексте», на котором в качестве образца разбора мы берём эпизоды из «Преступления и наказания» (например, «Раскольников на Николаевском мосту»).

После этого урока теории по анализу эпизода и совместной с учителем попытки проанализировать конкретный эпизод самостоятельно урок по сновидениям в романе проходит более осознанно. Ребятам уже легче видеть сюжетные и идейные цепочки от эпизода ко всему роману в целом, им виднее детали, штрихи. Этот своеобразный блок из уроков по анализу эпизода и снам Раскольникова завершает домашнее сочинение по одной из трёх тем на выбор:

  • «Соня и Раскольников читают Евангелие»,
  • «Встреча Раскольникова и Мармеладова в распивочной»,
  • «Роль эпилога в романе».

Ход урока

Жизнь есть сон.
Кальдерон

Дадим примерную схему разговора, вопросов и ответов, выделяя курсивом то, к чему стоило бы, на наш взгляд, привести учеников. Начать можно с небольшого вступления о теме сна в литературе разных эпох. Вот один из вариантов.

— С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и литературе. Гомер различает вещие и ложные сны. Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:

Мы сами созданы из сновидений,
И эту нашу маленькую жизнь
Сны окружают…

Романтикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова (особенно в стихотворении «Сон», которое, кстати, любил Достоевский). Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского «Светлана».

После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.

— В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?

(Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров.)

Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.

— Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?

(Сны Отрепьева в «Борисе Годунове» — ему снится падение с высоты; мотив падения с высоты в метафорической форме входит и в «Пиковую Даму», где Германн оступается и падает со ступенек у гроба старухи; сон Германна с видением старухи.)

— В чём особенности использования снов в творчестве Гоголя?

(Сновидения у Гоголя ещё более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он вставляет одно сновидение в другое, как матрёшки. Гоголевское влияние на Достоевского в области передачи сновидений было, по всей видимости, определяющим*.)

Исследователь творчества Достоевского М.М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.

Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познаёт себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.

У Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живёт стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.

Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведём сжатый анализ сновидений в романе «Преступление и наказание».

1. Сон о забитой лошади

— О чём этот сон? (Краткий пересказ.)

Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».

Читается отрывок из стихотворения Некрасова.

— В чём различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?

(У Некрасова рассказчик — посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского — детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)

— А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?

(Детство героев.)

— Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?

(Идиллии барского детства в сонной Обломовке противопоставлена другая провинция и другое детство — темнота, варварство, жестокость.)

— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?

(Кабак и церковь.)

— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?

(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи — следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)

— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?

(Кабака он страшится, а церковь любит…)

— Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?

(Было письмо матери —> в нём рассказ о Дуне —> свадьба Дуни (намёк на венчание, то есть на церковь) = жертва Дуни = жертва Сони —> цена и сущность сострадания.

Церковь — это ещё и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак — напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.

И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он расколот надвое.)

— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого? Каковы точки соприкосновения?

(1. Когда Раскольников “идёт на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную телегу с ломовой лошадью и какого-то пьяного.

2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” молитвы у отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)

— Какова роль этого эпизода в романе?

(Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям — Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)

2. Сон о повторном убийстве старухи

— Перескажите (кратко) этот сон.

— Проанализируйте звуковую палитру сна… (тишина — смех).

— Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?

(Подмигивающая в гробу графиня и подмигивающая пиковая дама на карте в «Пиковой Даме».)

— Раскольников бьёт эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?

(Толпы народа, молча глядящие на него.)

— Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?

(«Борис Годунов» — троекратный вещий сон Отрепьева с массами народа на площади, осмеянием самозванца и его падением с высоты.)

— Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?

(Внутреннее поражение Раскольникова и предчувствие всенародного осуждения и позора. Герой подсознательно понял, что он — не Наполеон. И этот сон повлияет на его дальнейшее поведение.)

3. Последний сон Раскольникова о трихинах

— Как вы считаете, почему этот сон называют “философским” итогом романа? (Краткий пересказ.)

— Что привело человечество к гибели?

(Отказ от общих критериев истины, от сверхличного морального единства.)

— Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?

(Этот сон — единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвёл решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла своё логическое завершение — отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведёт за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.

Достоевский даёт возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности — к этической действительности, к воссоединению с народным бытием.)

Имеет смысл вести на доске опорный конспект урока. Выглядеть он может так.