Слаб человек и в грехопадении немощен

Ответ от Папуас некрещеный
Чуждый всякому лицемерию и прямолинейный ум индейцев видел в нем вопиющее расхождение между словом и делом. Сохранилась любопытная запись диспута между католическим богословом и одним из гуаранийских кациков (кацик — вождь племени Гуарани) Последний говорил своему оппоненту:
«Ты мне твердишь о мудрости, доброте и кротости вашего Бога который вам повелевает любить всех людей, и относиться к ним как к братьям. Но это явная ложь, потому что во имя этого Бога вы нас убиваете, грабите и насилуете наших женщин. И вы, ради своей выгоды, стараетесь навязать нам то, чего не хотите или не можете исполнять сами. Нет, наш Бог лучше и умнее вашего, потому что Он не требует от людей того, чего они не могут исполнить! «
Создателем вселенной считается у них бог Тупа, который, однако, только делом творения и ограничился. Миром он не управляет, поручив это различным духам, в судьбы людей не вмешивается и никаких предписаний либо наставлений им не дает, предоставив каждому полную свободу воли.
У этого народа интереснейшая культура, они не зависят от цивилизации.
У нас же, в основном, впаривают Библию, которой многие безоговорочно верят

Псалом 102

Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс.103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22).

Пс.102:1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.

Пс.102:2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

Пс.102:3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

Пс.102:4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

Пс.102:5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней («недуги»), чем спасает от временной и вечной гибели («от могилы»), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

Пс.102:6. Господь творит правду и суд всем обиженным.

Пс.102:7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд»). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю («пути»), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

Пс.102:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

Пс.102:9. не до конца гневается, и не вовек негодует.

Пс.102:10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

Пс.102:11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость к боящимся Его;

Пс.102:12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

Пс.102:13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или – так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

Пс.102:14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.

Пс.102:15. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.

Пс.102:16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Пс.102:17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

Пс.102:18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Пс.102:19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет… ветер») – и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него – несокрушимая поддержка, так как Он – Царь всего мира – Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Пс.102:20. Благословите Господа, Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

Пс.102:21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

Пс.102:22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою», «воинства Его», «служители Его» – Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.

Псалом Давида 102: текст молитвы, правила чтения

Я долгие годы занимаюсь изучением псалмов и молитв. Они крайне важны для людей и помогают обеспечить защиту души каждый день. Сегодня я расскажу о псалме 102, о его происхождении и правилах чтении.

Что такое псалмы

Все псалмы записаны в книге под названием Псалтырь. Как и молитвослов, она весьма почитаема у христиан. Главным отличием псалмов от молитв является то, что они произносятся нараспев. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что все они вышли из-под пера обычных людей. Иными словами, ни о каком божественном происхождении речи не идет. Если некоторые тексты молитв открылись людям исключительно воле небес, то псалмы были написаны праведными христианами, живущими по заповедям Бога.

Наиболее известным автором таких текстов является царь Давид. Примечательно, что некоторые псалмы были им написаны в те годы, когда он только являлся помазанником Господа, но еще не взошел на трон. Подобное объясняется тем, что Давид всегда отличался любовью ко Всевышнему и всем Его творениям. Хотя, как известно, он сам был праведником не всегда. Некоторые его псалмы были написаны в то время, когда он осознал всю тяжесть совершенного греха и обратился к небесам с молитвой о помиловании и раскаянье.

Псалом 102, текст которого очень хорошо известен многим христианам, тоже является творением царя Давида. Он включен церковью в процесс богослужения, поэтому его можно услышать и во время проведения литургий в церкви. Считается, что каждый христианин обязательно должен читать его, поскольку в нем заключена особая духовная энергетика. По мнению священнослужителей, чтение псалма способно помочь обрести духовное равновесие и приблизиться к Господу.

История написания псалма

У каждой молитвы и абсолютно любого псалма есть определенная история. Некоторые из них очень увлекательные, и поэтому сразу привлекают внимание человека. Однако, далеко не все истории такие. То же самое можно сказать и про псалом 102. Сразу необходимо отметить, что ученым известно о нем не так много, как хотелось бы.

Данный псалом является парным. То есть, у него есть пара. Следовательно, недопустимо читать его отдельно. Именно по этой причине его всегда читают вместе со 103 псалмом. Обратите внимание, что это не единственный парный текст. Псалмы 18 и 19, 69 и 70 тоже являются парными. Их особенностью является перекликающийся смысл. Иными словами, уловить смысл парного псалма, который был прочитан один, будет весьма проблематично. Именно по этой причине священнослужители категорически запрещают читать лишь один из псалмов. Ведь в таком случае верующий даже не сможет толком понять, о чем говорится в тексте.

Все они были написаны царем Давидом. И в этом не возникает ни малейших сомнений. Разумеется, это утверждение строится на определенных фактах. Ведь в подписи, которую можно найти перед каждым псалмом, четко говорится о том, что его автором является именно царь Давид. В давние годы он правил Израилем и прославился как праведник.

Вот только истинным праведником он стал после того как совершил грех, о котором решил умолчать. Но скрыть правду от Господа ему не удалось, поэтому впоследствии правитель был жестоко наказан небесами. Ниспосланное свыше наказание помогло ему осознать, насколько велико совершенно им прегрешение и искренне в этом раскаяться.

Время написания

Но если с определением авторства у специалистов не возникло абсолютно никаких проблем, то с временем написания не все так просто. В самом тексте нет абсолютно никаких намеков на то, в какое именно время мог быть написан псалом. По этой причине исследователям религии пришлось ориентироваться исключительно на сам текст, а точнее на манеру написания псалма.

Например, псалом, написанный Давидом после осознания тяжести греха прелюбодеяния, совершенного им, наполнен печалью и желанием покаяться. Такие выражения явно указывают на то, что Давид находился в эмоционально подавленном состоянии.

Если судить по тесту псалма 102, то он несколько отличается от других. Поскольку в нем Давид исключительно восхваляет Всевышнего, Его величие. Сравнивая данный текст с другими, становится очевидной одна важная деталь: при его написании автор был совершенно спокоен. Подобное наталкивает на мысль, что автор написал текст во время своего мирного правления.

Как известно, правитель долгие годы прожил, имея нескольких жен. Проще говоря, у него был целый гарем. В те годы подобное не считалось чем-то странным для правителей. Но все же многие священники упрекали царя в том, что он категорически отказывается распустить гарем. И для этого имелась серьезная причина. Дети Давида враждовали между собой. Каждый из них мечтал занять трон отца.

Данное обстоятельство сильно омрачало жизнь Давида. Ведь он на самом деле был сильно привязан к своим детям. Доказательством того служит и его трепетное отношение к сыну по имени Авессалом. Именно этот отрок предал его первым.

Юноша, который пользовался авторитетом среди придворных, а также был любимцем простого люда, поднял восстание против отца. Из-за этого Давид был вынужден покинуть Израиль и скитаться вместе с преданными воинами. Вернувшись в свою страну, Давид сумел подавить восстание и вернуть себе власть. Своего сына он простил и дал приказ воинам вернуть его в замок. Однако, Авессалом, опасаясь гнева отца, сбежал. Во время побега он погиб. Известие о гибели сына стало для правителя сильным ударом.

Возвращаясь к обсуждению текста псалма 102, необходимо отметить, что в нем нет абсолютно никаких намеков на душевные страдания автора. Именно поэтому служители церкви тоже склонны полагать, что он был написан в мирное время, когда правитель получил редкую возможность рассуждать о смысле жизни и величии Господа. То есть, если отвечать на вопрос, для чего читают данный псалом, то можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Если опираться на исторические факты, то мирное время пришло в Израиль уже на заре правления Давида. Отсюда следует вывод, что и псалом 102 мог быть написан царем в глубокой старости. То есть, отвечая на вопрос, для чего читают данный псалом, можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Толкование псалма

В каждом псалме заключен определенный смысл. Прежде чем начать читать текст псалма, необходимо попытаться понять, что именно хотел сказать его автор. В случае с рассматриваемым псалмом все достаточно просто. Ведь его основной смысл заключается в восхвалении Всевышнего:

  • Давид утверждает, что гнев Господа всегда справедлив, но при этом он никогда не длится долго. Как только человек осознает, что совершил ошибку и начинает каяться, небеса даруют ему прощение;
  • сила Бога абсолютна – человек не может даже представить себе могущество Творца. Ведь именно он распоряжается жизнью каждого существа, живущего на земле, а также пишет судьбу всех людей;
  • заповеди, дарованные Всевышним, являются проявлением заботы и милости – не нужно воспринимать необходимость жить согласно заповедям как нечто несправедливое. Ведь такая праведная жизнь открывает перед христианином врата рая.

Кроме того, в тексте присутствуют и разнообразные сравнения. С их помощью автор пытался показать, насколько велик Господь. При этом он сравнивает человека с цветами, которые быстро исчезают. Таким образом, Давид намекает на то, что сам по себе человек даже сравниться не может с Господом. Поскольку он всего лишь является его творением. Данное сравнение весьма актуально. Ведь худшим грехом человека является гордыня. Всю жизнь Давид посвятил тому, чтобы научиться не ставить себя выше Творца. И этому он пытался научить других людей.

Правила чтения псалма

Церковный вариант псалма, переведенный на старославянский язык, обязательно читается во время вечерней службы, которая по традиции проводится в субботу. Поэтому, прежде чем самостоятельно прочесть псалом дома, рекомендуется посетить храм и послушать, как именно следует петь.

Далее можно просто придерживаться нескольких рекомендаций, которые дают духовные наставники:

  • псалом обязательно читается нараспев – это требование актуально абсолютно для всех псалмов, поскольку они, по сути, представляют собой именно песню, которую написали, чтобы выразить определенные чувства Господу или покаяться;
  • песнь должна быть радостной – читать текст нужно как можно более торжественно. Ведь в данном случае речь идет именно о хвалебной песне. Значит, она должна звучать максимально торжественно и празднично. Подобное поможет человеку прочувствовать настроение молитвы;
  • лучше отдать предпочтение старославянскому тексту – но в этом случае необходимо руководствоваться собственными ощущениями. Если человек испытывает трудности с произношением слов и пониманием их смысла, можно использовать версию текста, переведенную на русский язык.

Обратите внимание, что читать псалом разрешается исключительно в хорошем расположении духа.

  1. Псалом 102 был написан царем Давидом.
  2. По мнению историков и священников, он был написан во времена спокойного правления царя.
  3. В этом псалме автор восхваляет могущество и милость Всевышнего, сравнивая человека с обычным творением, как цветы.

Искупление (3)

Искать, искать! Уроды, бараны!
А ты, Гвоздь, первый баран. Ты у меня еще за это ответишь.
На сегодня закончили, пусть приходят завтра.
Да что ж такое…
Щас.
Давай теперь ты мне.
Спокойно.
Эй! Эй, а нас расстегни!
Расстегни их.
И куда теперь?
Откуда я знаю.
Беги. Ты же сама там кричала, что я с ними заодно.
Давай.
А Таня? Она умерла?
Хватит сопли лить!
Не смей на нее орать!
Ты куда?
Куда? Бежать надо.
Они за нами идут.
Я не могу, нет… Пожалуйста, я боюсь.
Они нас убьют.
А здесь ты загнешься сама, пошли!
Сережа, пойдем?
Дождь.
Все мучаешься?
Что, заметно?
Конечно.
Не отпускает?
Ой, не знаю.
Вроде живешь, работаешь… Все нормально.
Хорошо тут у вас.
Просторно.
-Да -Другая жизнь.
Как накатит!..
Батя.
Слишком много я убивал.
Слишком много.
Да…
Так война ж…
Ты ж солдат…
Да, все так, все так…
Все… все вроде правильно делал.
Ну что-то…
Перевернулось внутри.
Мои тоже… Кто спился, кто помер.
Кто в бандюки пошел.
Что, все вот так?
Да нет, конечно, нет!
Конечно, нет.
Живут люди.
Семьи, дети…
Только в глазах у них то же самое.
Мука мученическая.
Они не показывают, но я-то вижу.
Я-то вижу.
Сережа, видишь? Так и хорошо.
Значит, Господь дал тебе зрение.
А это уже немало.
Да…
Ну давай, пора.
Завтра вставать ни свет, ни заря.
Погоди-ка.
Так…
Сережа.
Грешен. Грешен, сознаю.
Ибо слаб человек.
Будешь, пока моя попадья-то не видит?
А я выпью.
Во!
Вот и славно.
Ибо слаб человек.
Эх…
А кто не грешен?
Когда в школе учился, мы, короче, в зарницу играли.
Я связным был у нас, даже азбуку Морзе учил.
Ну, знаешь, все эти «точка, тире».
В мозгах у тебя точка-тире!
-Ну-ну, давай-давай -Слушай, заткнись, а?
Алло?
Да.
Угу.
Ну?… Ну?..
-Ладыгин -Ну я понял, а чего он?
Сказал, что если девок не найдем, хана нам.
-Пойдем дальше -Подожди.
Так а что он сказал?
Сказал, что людей своих пришлет, ну а с нами после разберется.
Ну так, коротко рассказал, как он это сделает.
Да не найдем мы их, темно.
-Идем -Гвоздь, конкретно скажи, кого он пришлет?
Гвоздь! Да куда ты пошел?
Гвоздь!
Доброе утро, Сережа.
Доброе, Ольга Ивановна.
Доброе сегодня утро, свежее.
Уже не спишь.
Да я покемарил полчасика. Нормально.
Я свечи новые принес.
После обеда буду крыльцо править.
Да, Сережа, при тебе наша церковь совсем по-новому засияла.
Что б мы без тебя делали, не знаю.
Да ладно, работников в городе наняли — сделают не хуже.
Так что нет в нашей жизни ничего нерешаемого.
Нерешаемого в нашей жизни больше, чем хотелось бы. Доброе утро, Сережа.
-Доброе утро -Одни вопросы.
А ответов нет.
Это что же, в Библии ответов нет?
Конечно, одни ответы, только не все их понять-то могут.
Вот ваше дело и объяснять.
Да-да… Мать, я в город скоро поеду.
Ты пойди там из машины убери все свое, а

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Есть в каждой нравственной системе
Идея, общая для всех:
Нельзя и с теми быть, и с теми,
Не предавая тех и тех.

Когда мне не хватало денег, я садился думать, а не бежал зарабатывать. Идея — самый дорогой товар на свете.

Идея сама по себе стоит не дорого,
Воплотить ее в жизнь, вот что действительно дорого!

Забыть боль так трудно — но ещё труднее помнить хорошее.
Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат.

Те сумасшедшие, кто считают, что они могут изменить мир, в конце концов его и меняют.

Есть люди как наркотик — знаешь, что нельзя, а тянет. А есть люди как торт — сладко, вкусно, но уже тошнит.

Сама по себе идея не так увлекательна, как форма, в которой она преподносится.

Идея найдена не мной,
но это ценное напутствие:
чтоб жить в согласии с женой,
я спорю с ней в её отсутствие.

Я не обижаюсь на людей, я просто меняю о них мнение. Можно вытащить человека из грязи, но нельзя вытащить грязь из человека.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

  • Показать лучшие

В продолжение предыдущей записи Стадные инстинкты.
Есть такая поговорка: золото проверяется огнём, женщина — золотом, а мужчина — женщиной. Имеется в виду, насколько мужчина падок на женщин.
Ну и вот, можно поставить мысленный эксперимент. Взять какую-нибудь сексапильную «задницу», типа этой,

и проверить, скажем, всех патриотов на их патриотизм. «Если похулишь свою Родину, она будет твоей». Кто из здоровых, молодых мужчин устоит перед таким соблазном? Боюсь, что никто, ну, или почти никто. Что тут поделаешь, — слаб человек в желаниях своих, и в грехопадении немощен.
Ф. Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» вложил в уста Ракитина следующую сентенцию: «Тут… тут, брат, нечто, чего ты теперь не поймешь. Тут влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за нее собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдет и украдет; будучи кроток — зарежет, будучи верен — изменит».
О, как круто! Не то, что похулит, а «продаст Россию и отечество», оптом и гамузом!
Вот теперь возникает закономерный вопрос: насколько прочны на Земле все деяния рук человеческих — государства, цивилизации, — если мужчины так «ведутся» на животные позывы собственной плоти? Вопрос, конечно, риторический: какое государство устоит, если пали Рим и Спарта?!
Очень характерно, что отсчёт исторического времени ведётся от Троянской войны (до того были «доисторические времена»), которая началась с похищения Прекрасной Елены. То есть, если говорить цинично и грубо, то весь сыр-бор разгорелся из-за мужской борьбы за женскую «задницу». И потом в истории это повторялось как в цыганском припеве:
«Эх, раз, да ещё раз, да ещё много-много раз!»
Французы говорят: Cherchez la femme (Шерше ля фам), что означает «Ищите женщину». Эта фраза несёт в себе глубокую философскую составляющую, лишний раз подчёркивая, что первопричину исторических коллизий и многих трагедий нужно искать в слабости и порочности человеческой натуры, её склонности к себялюбию, корысти и наслаждениям.
Человек, как мы выяснили в предыдущей статье, является полуживотным, и уже по одной этой причине он совершает необдуманные поступки. Но он, к тому же, ещё и похотливое животное, готовое на любое преступление ради удовлетворения собственной похоти.
Возможны ли при таком раскладе мир и безопасность на Земле? Сомневаюсь я, однако. Мир и безопасность на Земле — это нечто настолько невероятное, что равносильно концу света. В этой связи вспоминается загадочное высказывание ап. Павла: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фесс. 5:3).

>Вся наша сила в нас самих

Для тех, кто не знает

Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая (2 июня) 1827 года в Москве в многодетной профессорской семье. Окончил одно из самых привилегированных учебных заведений России – училище правоведения. Затем последовали служба в Сенате, преподавательская деятельность в Московском университете, избрание в действительные члены Императорского общества российской истории и древностей.



Коллаж Андрея Седых

Вместе с С. М. Соловьевым Победоносцев становится воспитателем цесаревича Николая Александровича, умершего в 1865 году; будущего императора Александра III, на которого имел большое влияние вплоть до его кончины; великих князей Владимира Александровича, Сергея Александровича и Николая Константиновича. Он преподавал право Николаю II, когда тот являлся еще наследником престола. В 1868 году за выдающиеся заслуги в области научной (опубликовал первый в стране «Курс гражданского права») и государственной деятельности назначен сенатором, в 1872-м – членом Государственного совета.

С 1880 по 1905 год Константин Петрович – обер-прокурор Святейшего синода. Как крупный ученый в области юриспруденции, истории и педагогики был избран почетным профессором Московского, Петербургского, Казанского, Киевского университетов, почетным членом Парижской академии наук. Победоносцев оказывал существенное влияние на важнейшие кадровые перестановки в правительстве, составил императорский манифест от 25 апреля 1881 года, в котором провозглашается программа нового царствования, направленная на сохранение незыблемости самодержавия. Ратовал за пересмотр результатов либеральных реформ 60–70-х годов, жесткое преследование революционеров.

Умер 10 (23) марта 1907 года.

Публицистическое наследство

В идеях Победоносцева нашла яркое выражение концепция так называемого третьего пути России – не либерального и революционного, а национально-консервативного и традиционного. Константин Петрович был сторонником твердой власти, русской самобытности и в то же время – противником как либеральных нововведений (отчасти состоявшихся в период правления Александра II), так и революционных потрясений (которые удалось не допустить в царствование Александра III). Последние он призывал предотвратить именно возвратом к консервативным ценностям – православию, самодержавию и народности.

Взгляды Победоносцева наиболее ярко проявились в его публицистике. В серии статей под общим названием «Московский сборник» (1896 год) он назвал «великой ложью нашего времени» парламентаризм, конституционный строй, общественное мнение и иные демократические ценности. Главная цель автора заключалась в обосновании и утверждении русских национальных идеалов, основанных на исторических и церковных началах русской духовной жизни, их противопоставлении всем канонам западноевропейской культуры, полностью отрицаемым Победоносцевым.

Константин Петрович утверждал, что только в непрерывном служении правде, в осознании своего долга, призвания и ответственности перед людьми и заключается жертвенная природа власти. Обер-прокурор Священного синода делал акцент на ее неразрывности и единстве с народом, через которого она осуществляет свое служение Богу.

На государстве, подчеркивал Победоносцев, лежит сугубая ответственность, так как в его руках сила, врученная свыше. Власть даруется, ниспосылается Провидением, уклониться для нее – значит восстать против воли Божьей, принять ее – принять крест. Следовательно, принятие власти как креста, как бремени есть жертва Богу.

Верховная власть должна быть хорошо осведомлена о том, что нужно народу, поскольку государство, по мнению Константина Петровича, подобно живому организму. Церковь в свою очередь не только прививает населению лояльность и послушность существующей власти, но и выступает в качестве выразителя общественного мнения перед лицом государства. Необходимость в данных мерах объясняется тем, что «для русского народа характерна роковая неспособность и нежелание самому устраивать порядок земли своей. Русский народ как бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о его устройстве».

Избирательная система категорически не нравится Победоносцеву, поскольку кандидат сам выступает перед избирателями и старается убедить их, что он более чем кто-либо другой достоин доверия, льстит толпе и подлаживается под ее влечения и инстинкты. Выборы, в представлении обер-прокурора, как бы все большее накопление лжи. Так может ли человек, изолгавшись в погоне за властью на выборах, вдруг стать потом честным и бескорыстным?

Политические свободы в большом количестве при неумении людей пользоваться ими, убежден Константин Петрович, чреваты серьезными проблемами: выборное начало передает власть толпе, которая не в силах осмыслить сложность политического процесса, слепо идет за яркими и многообещающими призывными лозунгами. Так как непосредственная демократия невозможна, народ передоверяет свои права выборным представителям, однако (поскольку человек эгоистичен) оказавшись у власти, они помнят лишь о своих корыстных интересах.

Характеризуя Российское государство, Победоносцев активно исследовал состояние духовности и ряд других особенностей русского народа. Для него народ – это единственная среда, в которой хранятся основополагающие начала народной и государственной жизни.

Русский дух сначала формируется в российской семье. Семья – гарант стабильности любого государства, так как она предвосхищает и напоминает Царство Божие. Родительская власть – это власть наивысшая, где добровольное подчинение – единственная добродетель ребенка.

Русское государство должно стать большой семьей с абсолютным отеческим авторитетом и заботой, с одной стороны, и абсолютным подчинением и любовью – с другой. Отсюда и главная забота государства – правильное воспитание народа.

Доныне злободневно

Константин Петрович оставил нам в наследство глубокие мысли-печали о будущности Отечества, которые очень актуальны и сегодня. От того, будут ли они учтены или не вернутся из забвения, зависит, каким историческим путем пойдет дальше Россия: к новой славе или к безвозвратной гибели.

Во многих сферах современной общественной жизни нашей страны – будь то представительные учреждения, судебная система, СМИ, идеология и т. д. – обнаруживаются те самые пороки, о которых с горечью писал когда-то Победоносцев.

Разумеется, далеко не все идеи, высказанные обер-прокурором Святейшего синода в конце XIX столетия, отвечают нынешним реалиям. Многие его предложения можно охарактеризовать как крайне радикальные. Тем не менее здесь можно найти золотую середину: сильное государство и развитое общество возможны лишь при сильной и зачастую жесткой власти, действующей в рамках закона, которая приводит общественное поведение в рамки необходимых норм, но не ущемляющей прав граждан.

Анализ мировоззрения и деятельности Победоносцева не позволяет согласиться с распространенным выводом о безусловном архаизме его взглядов, исключительно негативистском настрое российского консерватора. Достаточно чутко реагируя на новые тенденции в развитии общества, Константин Петрович отчетливо сознавал важность таких порожденных модернизацией явлений, как возрастание роли идеологии в жизни страны, необходимость активного воздействия на духовную жизнь общества, влияния на сознание народных масс, все более активно выходящих на историческую арену.

Исходя из вышеизложенного можно уверенно утверждать, что некоторые замыслы Победоносцева и более чем через столетие после его смерти обладают правом на реальное практическое применение в современной общественно-политической действительности России. И по-прежнему злободневно звучит призыв, с которым он обращался в далеком 1876 году к цесаревичу Александру Александровичу, спустя пять лет взошедшему на императорский трон после убийства отца террористами-народовольцами: «Как давно нам надо было понять, что вся наша сила в нас самих, что ни на одного из так называемых друзей и союзников нельзя нам положиться, что всякий из них готов на нас броситься в ту же минуту, как только заметит нашу слабость или ошибку. А мы все к ним льнем, все на них глядим, все от них хотим заимствовать и не заботимся собирать свою собственную силу и готовить свои собственные средства».

Сила в Нас

1. 1. 1. » Администрация сайта » (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом ООО «Век технологий» , которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1. 1. 2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1. 1. 3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1. 1. 4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1. 1. 5. «Сайт ООО «Век технологий» » — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): silavnas.org , а также его субдоменах.
1. 1. 6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту ООО «Век технологий», а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1. 1. 5. «Пользователь сайта ООО «Век технологий» » (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту ООО «Век технологий» , посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта ООО «Век технологий» .
1. 1. 7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1. 1. 8. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт.