Слово о гоголе

Перед лицом

Смотреть что такое «Перед лицом» в других словарях:

  • перед лицом — нареч, кол во синонимов: 2 • непосредственно перед (1) • непосредственно перед наступлеием (1) … Словарь синонимов

  • Перед Лицом — предл.; с род. употр. со знач. 1) в присутствии кого либо 2) при наличии чего либо (обычно негативного). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шерлок Холмс перед лицом смерти — Sherlock Holmes Faces Death … Википедия

  • Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации — кратко Как выясняется, человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его фи зической среды, био и социосферы. Это обстоятельство неоднократно подчеркивал в последние годы академик НЛ. Моисеев.… … Малый тезаурус мировой философии

  • ПЕРЕД — 1. ПЕРЕД1 и ПЕРЁД, переда, мн. переда, передов, муж. 1. Передняя, лицевая сторона чего нибудь; ант. зад (разг.). Перёд платья испачкан. Перёд дома. С переду дом хорош. «Танцовал… кек уок, заворачивал задом и передом.» Маяковский. 2. только мн. То … Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЕД — 1. ПЕРЕД1 и ПЕРЁД, переда, мн. переда, передов, муж. 1. Передняя, лицевая сторона чего нибудь; ант. зад (разг.). Перёд платья испачкан. Перёд дома. С переду дом хорош. «Танцовал… кек уок, заворачивал задом и передом.» Маяковский. 2. только мн. То … Толковый словарь Ушакова

  • перед — 1. ПЕРЕД1 и ПЕРЁД, переда, мн. переда, передов, муж. 1. Передняя, лицевая сторона чего нибудь; ант. зад (разг.). Перёд платья испачкан. Перёд дома. С переду дом хорош. «Танцовал… кек уок, заворачивал задом и передом.» Маяковский. 2. только мн. То … Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЕД — 1. ПЕРЕД1 и ПЕРЁД, переда, мн. переда, передов, муж. 1. Передняя, лицевая сторона чего нибудь; ант. зад (разг.). Перёд платья испачкан. Перёд дома. С переду дом хорош. «Танцовал… кек уок, заворачивал задом и передом.» Маяковский. 2. только мн. То … Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЕД — 1. ПЕРЕД1 и ПЕРЁД, переда, мн. переда, передов, муж. 1. Передняя, лицевая сторона чего нибудь; ант. зад (разг.). Перёд платья испачкан. Перёд дома. С переду дом хорош. «Танцовал… кек уок, заворачивал задом и передом.» Маяковский. 2. только мн. То … Толковый словарь Ушакова

  • перед — 1. ПЕРЕД1 и ПЕРЁД, переда, мн. переда, передов, муж. 1. Передняя, лицевая сторона чего нибудь; ант. зад (разг.). Перёд платья испачкан. Перёд дома. С переду дом хорош. «Танцовал… кек уок, заворачивал задом и передом.» Маяковский. 2. только мн. То … Толковый словарь Ушакова

01.04.2019, 18:30

Поделиться…VKFacebook0TwitterPinterest0LinkedinemailPrint

Весьма символично, что Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года (20 марта по старому стилю).

Как прозаик, драматург, критик, публицист, религиозный философ, мыслитель он оставил такое творческое наследие, которое даже при кратком перечислении его произведений поражает человеческое воображение своими размерами и величественностью.

Это целая галерея человеческих типажей и характеров; волнующие размышления о театре, о музыке, о живописи, архитектуре, литературе, о призвании и долге писателя; проникновенные раздумья о христианской философии и православной вере, о предназначении человека; огромное эпистолярное наследие – все это навеки стало неотъемлемой частью не только российского и украинского, но и мирового духовного богатства.

Н.В.Гоголь едва вступил на литературное поприще, став автором «Вечеров», а В.Г.Белинский уже отметил художественный феномен писателя: «Укажите в европейской или в русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что могло натолкнуть его на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый небывалый мир искусства?»

Особо следует сказать о дружбе Николая Васильевича с Александром Сергеевичем Пушкиным. Они познакомились в мае 1831 года. Широко известно их сотрудничество в выпусках журнала «Современник». В своих заметках «Несколько слов о Пушкине» писатель весьма высоко оценивал творчество великого национального поэта. В свою очередь, А.С.Пушкин с воодушевлением и радостью встретил гоголевский литературный дебют. Он же подсказал своему малороссийскому коллеге сюжеты двух его главных произведений – комедии «Ревизор» и поэма «Мертвые души». Как личную катастрофу воспринял Н.В.Гоголь известие о гибели своего великого друга.

Как и А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь любил Россию. «В сердце моем Русь…» – признавался он в письме М.П.Погодину в сентябре 1836 г. Восторженный гимн любимому Отечеству читаем мы в конце первого тома «Мертвых душ» – гимн, который вдохновлял не одно поколение россиян: «Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Н дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни на есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

И тут же в поэме соседствует воспевание дороги: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога!»

Тема России и дороги как исторического пути, сливаются в одно целое – «Русь-тройку», которая должна мчать во весь опор к своему высокому предназначению. Только в этом мощном движении вперед и разгадка ее будущего и ее грядущее величие.

Но светлое предстоящее Отечества, по мысли Гоголя, нереально без духовного обновления, в чем он, как пламенный христианин, видел свою миссию и дело всей своей жизни.

Сердце писателя наполнялось высокой гордостью за величие России и омрачалось глубокой скорбью за уродливые явления российской жизни, искажающие естественную природу человека. Поэтому он и высмеивал все скверное, что умаляло достоинство Родины. Здесь и возникала гоголевская способность смотреть на жизнь сквозь видимый смех – гневную сатиру, бичующий юмор, тонкую иронию и невидимые миру слезы – за общественные и человеческие пороки, унижающие Отечество и отравляющие ему жизнь…

Н.В.Гоголь – подлинный мастер языка, живописец слова. Он великолепно чувствовал национальные особенности и богатство русской и украинской речи. Его отличает виртуозное умение изображать поэтические картины природы, удивительно точно и налету схватывать и навеки запечатлевать подробности и детали сцен народной жизни, яркие черты человеческих характеров, многие из которых стали нарицательными. Его перо, словно кисть художника, делает описываемое наглядным и зримым.

Как человек высочайшей ответственности за свое призвание, автор «Ревизора», отдал всего себя служению российской словесности, пренебрегая материальным достатком и личным благополучием. Скромность и самоограничение были его вечными спутникам, особенно в последний период жизни.

«Счастье на земле начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других …» — писал он своему приятелю А.С.Данилевскому в 1844 году. Будучи истинным христианином, писатель помогал бедным студентам и обездоленным людям, несмотря на собственные немалые долги. Но главным счастьем и одновременно невыносимой мукой было его слово.

Более 10 лет терпеливо и мучительно великий писатель работал на вторым томом «Мертвых душ», надеясь исполнить первоначальный замысел: осуществить духовное возрождение прежних некогда порочных героев, а также дать образцы высокой нравственности новых. Но реальная российская действительность XIX столетия не представляла прозаику такой возможности, и моральный ренессанс никак не получался. Возможно, в жизни не было таких высоконравственных прообразов, а писатель-реалист не мог лгать… По свидетельству современников, Н.В.Гоголь, трагически переживая творческую неудачу, сжег 2-ой том поэмы, оставив после себя лишь отдельные наброски. Это произошло незадолго до смерти писателя…

Когда 21 февраля (4 марта по новому стилю) 1852 года Николая Васильевича не стало, российское общество содрогнулось от горя. Эта смерть означала окончание гоголевской эпохи в отечественной литературе и потерю одного из духовных лидеров нации. По свидетельствам того периода, в траурной процессии участвовали тысячи людей. От университетской церкви, где происходило отпевание покойного до места погребения в Даниловском монастыре гроб несли на руках профессора и студенты Московского университета. Передовые умы и Москвы, и России отчетливо осознавали огромные размеры произошедшей утраты.

Последние годы жизни с 1848 до 1852 года Н.В.Гоголь по приглашению графа А.П.Толстого проживал в Москве, на Никитском бульваре, дом 7а. В отличии от чопорного и холодного (в прямом и переносном смысле) Петербурга он любил древнюю столицу, в чем неоднократно признавался в письмах. «Москва – моя родина», — утверждал писатель. Дом на Никитском, а это особняк, построенный еще в XVIII веке, — единственное уцелевшее в столице здание, где жил литератор.

В этом помещении долгое время находилась библиотека №2 имени Н.В.Гоголя. Много лет назад сотрудники библиотеки создали здесь экспозицию «Мемориальные комнаты Н.В.Гоголя». В них хранилась его посмертная маска и воспроизведена вещественная и документальная обстановка того времени. Ныне здесь впервые в России организован музей великого писателя. Во дворе находится знаменитый памятник Николаю Васильевичу работы известного скульптора Н.А.Андреева. На барельефе изображены персонажи гоголевских произведений. Памятник был создан в 1909 году по случаю 100-летнего юбилея писателя на всенародные пожертвования (как и расположенный неподалеку монумент А.С.Пушкину).

Следует отметить, что на другом скульптурном шедевре – памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, возведенном в 1862 году, оба гения русской литературы изображены рядом. В Москве они разделены лишь одной остановкой метро.

Влияние гоголевского творчества на всю последующую жизнь с течением времени не только не убывает, а наоборот, возрастает, неизмеримо увеличивая число людей, знакомых с его наследием. Произведения Н.В.Гоголя изучаются в школах и вузах, читаются нашими современниками, представляются в театрах, снимаются в кино. В все это вопреки унизительному прозябанию в бедности большинства народа, прежде всего, интеллигенции, и несмотря на активное наступление нынешних мерзавцев и негодяев – уже давно осмеянных великим сатириком – мошенников, казнокрадов, мздоимцев, ханжей, вралей, рвачей, скаредников и.т.д. и т.п., беззастенчиво вырывающих последний кусок хлеба у ближнего своего и пытающихся с необыкновенной энергией и наглостью развалить нравственные устои общества…

Согбенный под напором свинцовых мерзостей жизни, Н.В.Гоголь внимательно всматривается в незнакомое ему поколение из своего кресла андреевской работы. Будем ли мы достойны нравственно и умственно – памяти гениального писателя, мыслителя и патриота, возродим ли и возвеличим достойными делами свое любимое Отечестве или останемся иванами, не помнящими родства, превратимся в немых свидетелей медленного умирания, покажет недалекое будущее.

Константин ЛИХАЧЁВ,
Заслуженный строитель РФ

Автор новости: Константин ЛИХАЧЁВ,

  1. НЕЖИН

    Помню, в Нежине компанией хмельной
    проходили в полночь мимо памятника Гоголю,
    и воскликнул кто-то под луной:
    «Давайте гению литературы поклонимся…»
    Эхо донеслось со всех сторон,
    и мы совершили земной поклон.
    Всем понравилась идея,
    и мы рухнули
    перед Гоголем
    на колени…
    Был момент истины,
    в лунном свете
    я увидел великого мистика
    на Невском проспекте.
    Но это был Нежин,
    древний городок,
    слегка заснежен,
    как в поле бугорок…

    …Все поднялись, а один лежать остался…
    и рыдал, и слезами обливался…

  2. Николай Рубцов.
    Гоголь

    Горит вся жизнь. Горит весь труд. Не шутка!
    В минуту Гоголь обо всём забыл.
    России стало холодно и жутко,
    Когда он печь однажды затопил.

    Горят, горят слова, прощаясь с ним.
    Они кричат немыми голосами!
    Он, озарённый пламенем своим,
    Глядит в огонь безумными глазами.

    Никто же не проснулся, как нарочно!
    Чужие люди…Так тому и быть.
    Ах, если б мама, мама среди ночи
    Камин бы не позволила топить.

    Ах, если б мама… Или Пушкин близко.
    Но никого. Один лишь в небе бог.
    А на лице живые пляшут блики.
    А Гоголь слаб. А Гоголь очень плох.

    Ему осталось уповать на бога.
    Зачем слуга? Вот разве труп стеречь.
    Он знает: жить ему совсем немного,
    И он спешит скорее душу сжечь.

    около 1965-1968 г.г.

    Стихотворение опубликовано впервые в книге «Новая дорога к Рубцову», М. Российский писатель. 2005.

  3. В чем этот самый символизм? В том, что от юлианского затем перешли к григорианскому календарю и сдвинули систему отсчета? И символизм выходит «по новому стилю»? Полно вздор-то нести. Гоголь к Дню дурака никакого отношения не имеет.

  4. начало статьи вводит в заблуждение. Ещё Павленков писал о том, что Гоголь род. 19го, а не 20го. Из совр. исследований см http://www.pravoslavie.ru/60889.html

  5. В метрической книге церкви, где крестили Гоголя, указана дата рождения 20 марта. И есть опубликованная копия этой записи. Однако мать Гоголя, его младшая сестра Ольга, друзья семьи называли дату рождения 19 марта. Вероятнее всего, правы были родные и друзья. И день рождения Гоголя отмечали 19 марта. Действительно, эти данные опубликованы на православие.ру.

  6. О стихотворении Н. Рубцова «Гоголь». Я не нашел нигде упоминаний и серьезных свидетельств того, что это стихотворение принадлежит именно Рубцову. Атрибутируют произведения только по наличию достоверной публикации его в прижизненном издании (со ссылкой, где опубликовано, если требовать культуры) или по наличию авторского автографа с подписью автора и (желательно) датой создания. Машинописная копия должна сопровождаться подписью автора для достоверности авторства. Иначе ъстихотворение можно приписать любому автору. Если нет подтверждений авторства, то это недобросовестное приписывание стихотворения тому или иному автору. В таких случаях хотя бы пишут, что авторство предположительное. Поэты старшего поколения, у которых я интересовался этим вопросом, свидетельствовали мне, что в советские времена было даже правило для автора подписывать каждую страницу сданной редактору рукописи стихов (каждое стихотворение печаталось на отдельной странице), во избежание недоразумений. Если стихотворение «Гоголь» было действительно выброшено редактором,из рукописи, то в архиве издательства могла сохраниться страница с подписью Рубцова. К публикациями «открытий» следует относиться осторожно. Обстоятельства сожжения рукописей описаны подробно друзьями Гоголя со слов его камердинера, мальчика-слуги и других лиц. Об этом факте написано очень много.

  7. Guest-у. 1. Какой вы недоверчивый и неугомонный. Так и хочется лягнуть кого-то нежелательного! Вы расшифруйте свою парткличку, хватит прятаться!
    2. Специально для таких экземпляров под англосаксонской парткличкой — неслучайно-случайно написана статья методиста «Дома Гоголя», члена СПР Елены Митарчук » «…Стихотворение Николая Рубцова «Гоголь». Обретённый автограф», которая опубликована в только что вышедшем альманахе «Звезда полей», 2019. с. 47-52.
    3. Стих. «Гоголь» не могло в те атеистические времена пройти в официальный сборник издательства СССР и ни в каких рукописях не числиться.
    Оно оказалось среди других напечатанных на отдельных страницах на машинке в архиве А.Петрова, дружившего с Н.Рубцовым в Литинституте с 1965 года. Всё это я видел у сына Петрова и переписал «Гоголь» и неизвестные (неопубликованные) варианты стих. Рубцова.
    4. Не надо гадить Рубцову и Гоголю!

  8. Ничего символичного в дате рождения Гоголя нет, если имеют в виду «первый апрель — никому не верь». В год его рождения этот день так и был первого апреля, а не 19 марта. Первым апреля 19-е марта стало гораздо позже, когда писателя уже не было в живых. Но почему-то почти все авторы упорно называют день рождения Гоголя «днём смеха» или даже «смеха сквозь слезы». И так далее, и тому подобное. Конечно, соблазнительно так говорить. Эффектный прием, но ложный смысл придания такого значения дню рождения Гоголя. Увы.

  9. Для Guest: более того; даже если доказано юридически авторство литературного произведения (в Вашем случае Вы совершенно правы), его юридически неправомерно публиковать где бы то ни было, если на это нет нотариального согласия наследников авторского права. если автора нет в живых. Если автор жив, но хочет доказать своё авторство, то и для этого существует некая процедура, которая описывается и в Интернете тоже.

  10. Марк-у. Ну-ка займитесь крючкотворством, «заклятые друзья» Рубцова и Гоголя. Не смешите мои тапочки.

  11. Это не крючкотворство, а авторское право и законодательство.. Но если вместо мозгов и головы — тапочки, тогда «врагам Рубцова и Гоголя» подтвердят правоту в суде, как уже не раз показал опыт.

  12. Анониму. Заклятым друзьям Рубцова и Гоголя
    «Мы слышим звуки одобренья
    Не в сладком ропоте толпы,
    А в диких криках озлобленья»

  13. Кириенко. Сначала процитируйте правильно. Ошибка в цитате — неуважение к автору.

  14. Кажется, у Некрасова: «… Не в сладком ропоте ХВАЛЫ…» Правильное цитирование показывает культуру цитирующего. Неправильное — его бескультурье.

  15. «Борису», также «Анониму». Привожу Текст (который я знал по памяти) также из интернета (снята копия) цитирую:

    «Из стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (1852) Н. А. Некрасова (1821-1877): В оригинале:
    Его преследуют хулы:

    Он ловит звуки одобренья
    Не в сладком ропоте толпы,
    А в диких криках озлобленья.»

    «Хвалы» , которые встречаются… местами… можете оставить себе на память.
    Кроме «культурья — бескультурья» вы бы оба не прятались за псевдонимами для получения адекватного ответа.
    Вы бы оба по Гоголю продемонстрировали свои «знания»

  16. Разве у Некрасова рифма «толпы — хулы»? Естественная рифма «хвалы — хулы», и в Интернете так же, и в Собрании сочинений. Свои ошибки лучше признавать достойно и не огрызаться. И по Гоголю у меня есть знания. Очень люблю произведения Гоголя. Ведь вы не Гоголя процитировали, а Некрасова. Вот я и поправил, чтобы читатели комментариев не ошибались. За такие замечания говорят «спасибо». Вы ведь могли это ляпнуть и стать объектом насмешки среди более авторитетных людей, чем я. Больше не буду поправлять вас: ошибайтесь на здоровье.

  17. Анониму. Не надо выдумывать. Я цитирую текст Некрасова из интернете. Есть варианты. Но это уже другое. Я ставил вас на место по поводу ваших фантазий о стихотворении Рубцова «Гоголь». Не уводите в сторону.

  18. Кириенко. Не надо выдумывать и огрызаться. Я тоже смотрел в интернете и в книгах. У меня несколько сборников Некрасова плюс Собрание сочинений. При чем здесь «Гоголь» Рубцова, когда речь идет о Некрасове? Не считаю, что вы хотя бы кого-то здесь «ставили на место». Это вас ставили здесь дальше всех и неоднократно, не только я. Мне до вас вообще дела нет. Не смешите народ.

  19. Анониму. 1.Вы вообще никто, прячась под своей парткличкой.
    2. Я отвечал на ваше хамство, и наглые угрозы «юридические». Вы же не опровергли содержание стихотворения Гоголь» от Рубцова.
    3. Я привёл текст из интернета от Некрасова (который знал и привёл первично по памяти, так как я отвечаю обычно «заклятым врагам» русской поэзии) 4. А вы крутитесь вокруг вариантов. Поэтому вас я и поставил на место уже в третий раз. Не смешите мои тапочки во второй раз!

Биография Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Детство и юность писателя

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха.

Рассказы Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие из того же цикла поэтично воссоздают образ Украины. Также Украина была широко описана в произведении Гоголя «Тарас Бульба».

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель».

Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался.

>Хронологическая таблица Если вам нужна биография Гоголя по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Гоголя. >Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий», созданная, по словам самого автора, на основе народного украинского придания. Однако литературоведы и историки до сих пор не могут найти доказательств этому, что указывает на эксклюзивное авторство писателя-мистификатора.
  • Принято также считать, что за несколько дней до своей смерти великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Некоторые ученые считают это недостоверным фактом, но правду уже никто никогда не узнает.
  • До сих пор доподлинно неизвестно как именно умер писатель. Одна из основных версий гласит, что Гоголь был похоронен заживо. Доказательством тому было изменение положения его тела при перезахоронении.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Гоголя

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гоголя ответьте на несколько вопросов теста:

Оценка по биографии

Слово о Гоголе

Гоголь – одно из самых дивных явлений русского художественного гения. Только великий народ мог дать миру такого великого писателя. Гоголь – художник совершенно самобытный, небывало оригинальный.

Пушкин как-то записал в своем дневнике: «Вчера Гоголь читал мне сказку, как Иван Иванович поссорился с Иваном Тимофеевичем – очень оригинально и очень смешно».

Как видите, у Пушкина здесь описка: Иван Никифорович назван Иваном Тимофеевичем. Но есть еще и другая обмолвка: повесть Гоголя названа сказкой.

При всей ее бытовой достоверности, жанровости, она по духу своему, по кисти в значительно большей степени – сказка, чем повесть. В ней житейская пошлость и сами характеры героев доведены до чисто сказочных фантастических масштабов.

Гоголь-художник, в значительной мере, вышел из стихии народной сказки и народной песни.

И Пушкин это безошибочно почувствовал. Он гениально проник в самое существо Гоголя и с волшебной точностью определил его излюбленную литературную форму: не повесть, а именно сказка. Почти все написанное Гоголем более всего похоже на сказку, начиная с «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и кончая «Мертвыми душами». Они все населены характерами поистине сказочными.

Не будем говорить о Вие, Панночке, Красной Свитке, Басаврюке, черте, укравшем месяц, ведьме с отрубленной рукой, мертвецах, грызущих друг друга на дне пропасти… Они являются, в прямом смысле, персонажами сказочными, заимствованными из чистейших родников народного творчества.

Но возьмем даже персонажи «Мертвых душ» или «Ревизора». Ведь это тоже характеры сказочные, хотя и взятые не из народной старины, а из окружающей Гоголя действительности, что не помешало их фантастичности.

Реализм нисколько не противоречит фантастике. Больше того. Мне думается, что народная сказка – в самой своей основе – реалистична, верна жизни.

«Народ не выдумывал; он рассказывал только о том, чему верил…» – пишет Афанасьев в предисловии к собранию русских народных сказок. Конечно, верования народа были фантастичны. Но народ «не отважился дать своей фантазии произвол, легко переходящий должные границы и увлекающий в область странных, чудовищных представлений».

В этом – различие между фантастикой истинно народной и фантастикой кабинетной, «высосанной из пальца», декадентской, действительно дошедшей до «странных, чудовищных представлений».

Фантастика Гоголя реальна, хотя характеры, созданные им, сказочны, точнее, сказочно преувеличены.

Уж если Хлестаков врет, так врет сказочно! Коли Ноздрев наглец, то сказочный наглец! Если Плюшкин скуп, то он скуп, как царь Кащей, который «над златом чахнет»… У Гоголя все реально и вместе с тем – все сказка! Если арбуз, то семьсот рублей арбуз! Если курьеры, то 35000 курьеров! Если взятка, то взятка сказочная: не чем-нибудь, а борзыми щенками. Если лошадь, то розовой или голубой шерсти.

Господи боже мой! А Дура Коробочка? А Яичница? А Держиморда? А дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях? Даже на секунду появившийся в первой главе «Мертвых душ» молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушениями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом! А сбитенщик с лицом, как самовар из красной меди, но с черною, как смола, бородою!

Но и героические фигуры Гоголя также сказочны, легендарны, былинны. Чего стоит один Тарас Бульба – величайшее создание гоголевского гения, равного которому еще не видел мир.

Все это так. Но это не самое главное. Самое важное заключается в том, что в народных сказках всегда присутствует высокое нравственное начало. Понятие о добре и зле. О правде и кривде. Именно это высокое нравственное чувство, которым как бы пропитаны все творения Гоголя, и ставит его на огромную высоту, как художника воистину народного и национального – великого писателя России.

Гоголь обладал совершенной «писательской аппаратурой». У него было острейшее зрение, тончайший слух, изумительное осязание – словом, все пять внешних чувств, обостренных и доведенных до совершенства. Но кроме этого, он еще обладал, быть может, самым драгоценным для всякого подлинного художника слова – шестым чувством: чувством внутренней музыкальности, ритма.

Гоголь был музыкален до кончиков ногтей. И этим он, несомненно, был обязан стихии дивной народной украинской песни, под звуки которой засыпал, еще лежа в своей младенческой колыбели, и которая потом всю жизнь звучала в его удивительно израненной душе.

Приемом народной сказки, положенной на музыку народной песни, Гоголь изображал окружающий его мир, современное ему общество.

Язык Гоголя по-народному груб и местами сыроват. Но художник творил из него истинные чудеса. Нет равного Гоголю в мировой литературе по умению изобразить предмет, построить метафору.

Я помню, как однажды ко мне прибежал взволнованный Есенин:

– Слушай, ты давно читал «Мертвые души»? Там есть одно совершенно гениальное, изумительное, неслыханное место. Понимаешь, там у Гоголя – дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их вы-сыпят из мешка! Вот это, брат, настоящий имажинизм! Не нам чета!

Есенин тогда увлекался имажинизмом и, вероятно, был крайне поражен, что у Гоголя сто лет назад метафоры были куда лучше.

Впрочем, кто из нас, открыв в сотый раз Гоголя, не удивлялся вдруг невероятной силе его образов, дьявольской магии его изображения? Метафоры Гоголя всегда поражают, их воспринимаешь, как прочитанные впервые.

«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями».

«Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке».

Поразительная пластика!

Влияние Гоголя испытали на себе целые поколения русских писателей, в том числе и лучшие советские мастера. Например, Маяковский, который много раз прибегал в своих стихах к чисто гоголевским преувеличениям:

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

Шагать четверкою своих дубовых ножек.

Эти срывающиеся гроба – конечно, могучая реминисценция из гоголевского «Вия».

Изобразительная сила Гоголя равнялась силе его обличительного таланта. Поэтому его художественные произведения так беспощадно разили пороки современной ему николаевской России – страшный мир Хлестаковых, Городничих, Ляпкиных-Тяпкиных, Чичиковых, Ноздревых, Собакевичей и великого множества им подобных монстров: взяточников, ябедников, доносчиков, плутов, тунеядцев, крепостников, «небокоптителей», имеющих лишь весьма условное человеческое подобие.

«…Давно уже не было в мире писателя, – писал Чернышевский, – который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

Но и в наши дни, когда свободные народы Советского Союза вплотную приступили к построению коммунизма, творчество Гоголя, величайшего русского писателя, не устарело. Оно продолжает жить, помогая бороться с пережитками прошлого в сознании наших людей.

И не только это.

Творения Гоголя доставляют нам неиссякаемое эстетическое наслаждение и наполняют наши сердца гордостью за великий русский народ, давший миру такого гениального художника слова, поэта и сказочника, как наш бессмертный Гоголь.

Вечная ему слава!