Случаи исцеления ВИЧ

В мире появился второй пациент, излеченный от ВИЧ при помощи трансплантации костного мозга. В отличие от первого исцеления, фактически случайного, это событие позволяет рассчитывать на появление надежного метода лечения

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — заболевание, на поздних стадиях переходящее в СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) и пока не поддающееся излечению. Он вызывает деградацию иммунной системы человека, что приводит к смерти от любого обычного заболевания. По данным ВОЗ, в 2017 году в мире жило более 35 млн ВИЧ-инфицированных, за год умерло около миллиона. Россия, по итогам того же 2017-го, вышла в лидеры по числу новых случаев ВИЧ, опережая по этому показателю все европейские страны и деля это печальное лидерство с Украиной и Белоруссией (в 2018-м ситуация, возможно, несколько улучшилась). Болезнь вышла за пределы традиционных групп риска вроде инъекционных наркоманов, а одна из самых типичных ситуаций диагностирования ее — профилактический осмотр, предписываемый беременным женщинам при постановке на учет.

Пожизненное лечение

Вместе с тем ВИЧ перестал быть смертельной болезнью и перешел в ранг хронических благодаря изобретению высокоактивной антиретровирусной терапии. Комбинированные препараты блокируют развитие вируса на нескольких стадиях, позволяют снизить вирусную нагрузку у больного и дать возможность иммунной системе восстановиться. Сложность заключается в том, что эту терапию нужно применять в течение всей жизни — как только она прекращается, вирус возвращается. Кроме того, препараты дороги, ВИЧ — табуированная тема, и зачастую больным сложно обратиться за помощью, то есть публично признать свой статус. Все это вкупе с бедностью многих африканских и азиатских стран, где распространен ВИЧ, не позволяет остановить эпидемию. По плану ООН «90–90–90», к 2020 году нужно, чтобы 90% людей, живущих с ВИЧ, знали свой диагноз, 90% из них получали антиретровирусную терапию и 90% имели неопределяемый уровень вируса в крови.

Так как на этом пути масса социально-экономических барьеров, ученые не оставляют надежд найти более надежный и не требующий пожизненной работы с пациентом метод борьбы с ВИЧ. Одно из направлений — разработка вакцины, которая могла бы дать организму необходимые антитела. Научно-популярные сайты периодически пишут о прогрессе в этой сфере, однако пока вакцины нет. Другое направление — генетика. Дело в том, что довольно значительная доля человечества устойчива к ВИЧ. Эти люди отличаются мутацией в так называемом гене CCR5 — так, в Европе к ВИЧ устойчиво около 1% населения: вирус может присутствовать в их крови, но не может взаимодействовать с рецептором на поверхности клеток, которые иначе стали бы его жертвами. Такие люди могут даже быть переносчиками ВИЧ, но сами не болеют. И ученые ищут возможности «снабдить» людей полезной мутацией.

Недавно ее использовал — очень в лоб и не совсем законно — китайский генетик Хэ Цзянькуй. Он напрямую генетически модифицировал несколько человек — на стадии эмбрионов, — чтобы сделать их невосприимчивыми к ВИЧ. Двое из них — близнецы Лулу и Нана — уже родились, что вызвало шквал критики как в Китае, так и в мировом научном сообществе. Но можно «привить» нужную модификацию заболевшему человеку уже во взрослом возрасте. Например, пересадить ему костный мозг устойчивого к ВИЧ донора.

Открытие было сделано, как часто бывает, случайно. В 2007 году американца Тимоти Рэя Брауна, ставшего известным в литературе как «берлинский пациент», лечили от лейкемии и ВИЧ в столице Германии. Ему трансплантировали клетки костного мозга, и у подходящего донора была как раз «нужная» мутация. Трансплантация костного мозга — один из распространенных способов борьбы с лейкемией. Но в результате этой операции к 2009 году в крови Брауна исчез и ВИЧ. До сих пор этот случай оставался единственным и потому вызывал сомнения.

Контрольное излечение

И вот в журнале Nature вышла статья, внушающая большие надежды. Международная группа ученых, работающая в Лондоне, пересадила костный мозг донора пациенту, больному ВИЧ и Ходжкинской лимфомой, и смогла добиться исчезновения вируса (хотя авторы статьи и предпочитают говорить не об излечении, а о ремиссии). Всего в большом проекте по этой теме участвуют 40 пациентов.

Попытки вылечить ВИЧ путем трансплантации костного мозга предпринимались и ранее, но не приводили к успеху. Найти подходящего донора очень сложно даже для борьбы с раком: необходимо совпадение по ряду генетических маркеров. А если нужно лечить от ВИЧ, то эти же совпадения нужно искать только в пределах того процента населения, у которого есть две копии мутантного гена CCR5. Кроме того, на приживаемость влияет масса факторов, включая состояние иммунной системы больного. Все это делает метод очень дорогим и сложным, что возвращает нас к известной проблеме — большинство ВИЧ-инфицированных живут в бедных странах.

Вместе с тем фундаментальное значение этой работы очень велико: вирус, считавшийся неизлечимым, побежден. Это открывает возможности оптимизации предложенного метода, поиска других, более экономичных путей для его массового применения. В частности, может ускориться развитие генной терапии — попыток «поправить» ген у взрослых больных ВИЧ. Такие работы имеют больше шансов и на благосклонность этических комиссий: в отличие от китайского опыта, когда генетическая модификация защищала еще не родившихся людей от предполагаемой будущей угрозы, больных ВИЧ будут лечить от болезни, которая иначе убьет их. А это совсем другое соотношение риска и пользы.

Зафиксирован второй случай излечения от ВИЧ. На самом деле он третий

В результате пересадки и фактической «стерилизации» Брауну удалось избавиться от вируса иммунодефицита в организме. В популярной литературе этот кейс получил название «Берлинского пациента».

Долгое время ученым не удавалось повторить указанный опыт и считалось, что технология, примененная при его лечении, не может быть воспроизведена на других пациентах, поскольку ее успех был случайностью.

Лондонский кейс опровергает это убеждение. Потому что в данном случае элиминация де-факто была произведена по тому же сценарию. Впрочем, ученые пока предлагают считать случай «Лондонского пациента» длительной ремиссией, отмечая, что о полном успехе до того, как будут проведены дополнительные исследования, говорить рано.

Предварительные результаты британского исцеления были представлены исследователями в этот вторник на конференции, посвященной ретровирусам и оппортунистическим инфекциям в Сиэтле (CROI), и опубликованы в журнале «Nature». Имя Лондонского пациента пока не сообщается, поскольку он предпочел остаться анонимным.

И тем не менее, данная новость в течение очень короткого времени стала сенсацией и облетела практически все мировые СМИ. «Этот случай вселяет надежду, что исцеление от ВИЧ является не мечтой, а вполне достижимо», — цитирует NYT слова доктора Энн-Мари Вензинг, вирусолога из медицинского центра Утрехтского Университета в Нидерландах.

A colored transmission electron micrograph of the H.I.V. virus, in green, attaching to a white blood cell, in orange.CreditCreditNIBSC/Science Source

Важно отметить, что история знает и второго «Берлинского пациента», немца, пожелавшего остаться, как и британский мужчина, анонимным. Ему удалось достигнуть не элиминации вируса в организме, а функционального излечения (то есть ему удалось контролировать вирус без препаратов) благодаря раннему старту лечения и применению нестандартной схемы антиретровирусной терапии с использованием одного устаревшего и достаточно токсичного препарата от рака, в дальнейшем не применявшегося в лечении ВИЧ.

Осенью сайт СПИД.ЦЕНТР публиковал эксклюзивное большое интервью с доктором Хайко Йессеном — врачом, работавшим с обоими «берлинскими пациентами».

Напомним, что основной причиной, почему ВИЧ-инфекция до сих пор остается неизлечимой, несмотря на наличие препаратов высокоэффективной антиретровирусной терапии, способных прекратить ее размножение в организме, остается недоступность для медикаментов тех копий вируса, которые прячутся в так называемых клетках макрофагах и других резервуарах ВИЧ, одним из которых является костный мозг человека.

Ранее исследования пересадки стволовых клеток как технологии по элиминации вируса в организме человека были также апробированы на мавританских макаках-крабоедах.

Отдельное исследование по уничтожению вируса в макрофагах в 2018 году опубликовал журнал Nature. В статье говорилось о том, что ученым удалось очистить организм подопытных обезьян от SHIV — модифицированной версии человеческого вируса иммунодефицита, прячущегося именно в этих клетках.

Сделать это удалось с помощью двух веществ: антител PGT121, открытых семь лет назад в крови одного ВИЧ-положительного пациента из Африки, и лекарства GS-9620, стимулирующего работу гена TLR7, который отвечает за активацию врожденного иммунитета.

Шотландец убил в себе ВИЧ

Модель вируса иммунодефицита человека (ВИЧ): 1) рецептор, при помощи которого вирус присоединяется к клетке; 2) оболочка; 3) генетический материал вируса (молекула РНК); 4) белок-фермент, который помогает вирусу синтезировать новые вирусные частицы.

В Шотландии зафиксирован первый в мире случай полного выздоровления от СПИДа, точнее, от ВИЧ-инфекции, потому что до СПИДа в этом случае дело так и не дошло.

По сообщению сразу двух британских газет – News of the World и Mail on Sunday, – двадцатипятилетний житель Глазго Эндрю Стимпсон в 2002 году оказался ВИЧ-инфицированным. Когда тест на ВИЧ оказался положительным, он хотел наложить на себя руки, но отложил эту процедуру, потому что на его состоянии смертельная инфекция пока никак не сказывалась, и дело обошлось глубочайшей депрессией. За время болезни Стимпсон не принимал никаких медикаментов. Через 14 месяцев врачи предложили ему повторить анализ, и, к их огромному удивлению, новый тест не выявил в организме наличия вирусов СПИДа.

Стимпсон жутко обрадовался. «Я самый счастливый человек на свете», – заявил он репортерам, но для совсем уже полного счастья потребовал у врачей компенсации за перенесенные моральные муки. Компенсации он не получил, потому что ему доказали, что врачебной ошибки не было и положительный тест был действительно положительным, если такое слово можно применить к смертному приговору.

Сделали повторные тесты, они подтвердили результаты первого отрицательного, причем производилось все это не где-нибудь, а в очень авторитетной организации – в британской Национальной службе здравоохранения. Для полной уверенности Стимпсон ходил к врачам более 25 раз в течение двух лет, и каждый раз те убеждались, что он здоров. К слову сказать, первый, положительный тест выявил незначительное, но все-таки заметное количество вирусов, теперь их нет вообще. Как утверждают врачи, точно доказано, что тесты и с положительным, и с негативными результатами принадлежат именно Стимпсону.

Естественно, новость была подхвачена громадным количеством СМИ – еще бы, это же первая надежда победить чуму двадцатого, а потом и двадцать первого века. Естественно, к чудесным образом исцеленному тут же пристали с самыми настоятельными просьбами провести как можно более полное обследование, но тот категорически отказался. Правда, у врачей все-таки остается надежда – паренек явно колеблется. Во всяком случае, он заявил журналистам: «В мире 4,9 миллиона ВИЧ-инфицированных, а я – единственный человек, который преодолел это и который может им помочь». Непрост этот человек, да и ситуация у него непростая – он не может простить миру четырнадцати месяцев жути и мечтает продемонстрировать ему свой средний палец, одновременно его не может не прельщать позиция спасителя мира. Словом, врачи надеются.

Но вот будет ли помощь от Стимпсона, даже если он согласится на полное и варварски длительное обследование? Ведущие ученые сомневаются. Журнал Nature приводит слова Джонатана Вебера, эксперта по инфекционным болезням из Имперского колледжа Лондона, который считает, что Стимпсон либо вообще не был заражен, либо и сейчас ВИЧ-инфицирован, но тесты по каким-то причинам на это не реагируют.

Тест, оказавшийся положительным, искал в крови Стимпсона антитела, вырабатываемые иммунной системой против вируса ВИЧ. Этот тест считается очень надежным, однако случаи фальшивого «плюса» хотя и крайне редко, но все же могут случаться.

Мнение Вебера, похоже, разделяют очень многие, причем не только специалисты. Примерно так же думает и профессор Игорь Сидорович, руководитель отдела СПИДа в Институте иммунологии МЗ РФ. В разговоре с корреспондентом «НГ» он выразил сильное сомнение в том, что Стимпсон был когда-либо ВИЧ-инфицирован.

«От СПИДа умерло примерно 20 миллионов человек, во всяком случае, ненамного меньше, – поясняет Сидорович. – Под 40 миллионов заражены этим вирусом сейчас. И никто, кроме Стимпсона, не выздоровел. Поэтому вероятность ошибки при первом тестировании очень велика. Положительный тест был только один, отрицательных – намного больше, и это тоже заставляет сомневаться. Случай со Стимпсоном относится к тем, которые очень хороши для публикации в широкой прессе, которые очень интересны и понятны читателям, но которых специалисты «не понимают». Нет информации, нет возможности сказать, что это было – афера, ошибка или действительно чудесное исцеление».

«Похожие, «неудобные» данные приходят к нам из Африки, – продолжает Игорь Сидорович. – Есть, например, информация о том, что в одной из африканских стран, где каждый десятый ВИЧ-инфицирован, проститутки почему-то не подхватывают заразу. Этим заинтересовались ученые, нашли источник финансирования и предложили группе таких проституток оставить свою деятельность, подвергнуться тщательному обследованию и получать за это хорошую денежную компенсацию. Самое поразительное и непонятное в этой информации то, что когда проститутки согласились на предложение и перестали заниматься своим ремеслом, они стали заболевать СПИДом. Я не знаю, как классифицировать это, – нет данных, чтобы верить, нет данных, чтобы не верить, но в любом случае необходимо этот феномен тщательнейшим образом исследовать. Даже если это афера».

Профессора Сидоровича куда больше вдохновляют случаи, понятные специалистам, но с трудом воспринимаемые широкой публикой по причине своей сложности, а потому малоизвестные. Например, не так давно, говорит он, в научной прессе прошло сообщение о том, что у людей, имеющих на одной из своих хромосом мутацию гена tcr5, СПИД протекает намного легче и живут они дольше, чем «полагается» по статистике. А если этот ген мутировал у них на обеих хромосомах, они вообще не заражаются при половом контакте с больными. Дело в том, что ген tcr5 кодирует некие хеморецепторы, за которые вирус СПИДа цепляется перед тем, как проникнуть в человеческую клетку и начать там размножаться. Если таких рецепторов нет, вирусу труднее туда попасть. По словам Сидоровича, подобная мутация встречается примерно у одного процента европиоидов и почти не встречается у негров. Другими словами, один процент белых имеет шанс выжить даже при самом катастрофическом развитии ситуации.

Вирус СПИДа сложен, изменчив, его никак не удается победить, поэтому ученые изо всех сил ищут новые подходы, хватаются за любую зацепку, будь она «научная», то есть понятная только специалистам, или «ненаучная», то есть понятная только широкой публике, – «был болен, потом вдруг выздоровел». Поэтому, считает Сидорович, случай со Стимпсоном, точно так же, как и случай с африканскими проститутками, надо тщательнейшим образом исследовать, каким бы малодостоверным он ни показался специалистам.

Первый в мире случай излечения от ВИЧ, как это было


Общеизвестный факт, что на данный момент не существует вакцины и заражение ВИЧ необратимо, но медицине известно о таком случае, когда излечение пациента состоялось и документально подтверждено. Я продолжаю традицию в международный день борьбы со СПИД, освещать эту тему, и сегодня расскажу реальную историю человека излечившегося от ВИЧ, и почему его опыт нельзя использовать для других ВИЧ позитивных.
Это случилось в 2007 году с человеком по имени Тимоти Рэй Бартон(на фото).

Он родился в Сан Франциско, США и диагноз ВИЧ был поставлен ему в возрасте 30 лет. Тимоти жил с ВИЧ около 15 лет, переехал в Берлин, и уже в Берлине у него был диагностирован острый лейкоз — рак крови. Убойное сочетание да? И ВИЧ инфекция и рак крови. ВИЧ повышает шансы заболеть онкологией. Не повезло парню. Казалось бы с таким набором не живут, но Тимоти несказанно повезло с врачами и уровнем медицины в Германии.
Единственным способом излечения лейкоза является пересадка костного мозга. Пересадка костного мозга предполагает два основных этапа. Первый — это уничтожение костного мозга и собственной иммунной системы пациента с помощью химиотерапии или облучения. Это и является причиной почему пациенты на этом этапе должны находиться в стерильных боксах и носить маски. Иммунитет на нуле и любая инфекция в этот момент может стать смертельной. После этого этапа пациент уже не выживет без пересадки.
На втором этапе происходит пересадка гемопоэтических стволовых клеток от подходящего донора. Эти клетки заселяют костный мозг реципиента и начинают выработку здоровых клеток крови.
И так как и положено у Тимоти убили его собственную имунную систему, где и размножался вирус, и заселили клетки донора. Если бы это был обычный донор, то никакого излечения бы не случилось, так как ВИЧ не только циркулирует в крови, но и находится в тканях организма. Вирус бы просто вышел в кровеносное русло и начал размножаться снова. Но донор был не простой! Этот донор имел генетическую устойчивость к заражению ВИЧ.
Да такое бывает, примерно 1 процент людей в популяции имеет такую устойчивость и не может заразится ВИЧ. Это определяется незначительной генетической мутацией, которая никак не мешает жить, люди даже не знают что она у них есть, суть в том что у них на лимфоцитах отсутствует рецептор CCR5, через который вирус попадает в клетку.
А в этом же и есть суть влияния ВИЧ на организм: чтобы размножаться он должен проникать в клетку. Именно этим он ее разрушает в итоге, вызывая иммуннодефицит. Если вирус теряет возможность проникать в клетку, он попросту не может больше размножаться. Остатки вирусных частиц добивает имунная система.
Получив здоровые клетки донора, устойчивого к ВИЧ, Тимоти не только излечился от лейкоза, но и распрощался с ВИЧ. Ни в крови, ни в тканях вирус больше не определялся.

Обыкновенное медицинское чудо.
Но к сожалению опыт излечения данного пациента нельзя использовать на постоянной основе. Пересадка костного мозга слишком сложная, затратная процедура, и ресурсно и материально, плюс могут быть различные осложнения и смерть пациента.
Поэтому придется ждать пока медицина найдет другие пути. Пока что единственный метод лечения ВИЧ — это антиретровирусная терапия принимаемая пожизненно.
А вообще надо понимать, что лучше профилактики еще ничего не придумано. Эпидемия в мире есть, в нашей стране ситуация крайне неблагоприятна, ВИЧ давно вышел из групп риска и распространяется среди обычных людей, у которых на лбу не написан ВИЧ-статус.
И при всем этом до сих пор! бытует мнение что ВИЧ/СПИД это проблема наркоманов/проституток. Так было очень давно еще на заре эпидемии. Я может кого то удивлю, но в данный момент не так. Последние годы вирус преимущественно распространяется половым путем среди обычного населения.
Почти стопроцентно могу дать гарантию, что у вас есть ВИЧ-положительные знакомые, но вы просто об этом не знаете.

Когда я пришла работать в СПИД центр, мне тоже казалось, что проблема где то далеко, пока я не получила доступ к базе ВИЧ инфицированных и не начала работать с ними. А потом внезапно! Одноклассница! Одногруппник! Сосед по дому! Приятель и бывший поклонник. В общем представления серьезно поменялись с опытом работы. Очень много народу не выявленных, просто потому что люди не обследуются.
А профилактика банальна: узнать свой ВИЧ-статус и практиковать верность одному проверенному партнеру. В случае непроверенного только презерватив.
А вы знаете свой статус? Сдавали когда нибудь кровь на ВИЧ?