Сон Иакова лестница

Лестница Иакова

Смотреть что такое «Лестница Иакова» в других словарях:

  • ЛЕСТНИЦА ИАКОВА — «ЛЕСТНИЦА ИАКОВА» (Jacob s Ladder) США, 1990, 115 мин. Драматический триллер фантазия. Англичанин Эдриан Лайн, прошедший школу рекламных фильмов, блестяще придумывает свои киноленты и в каждой из них поражает зрителей надолго запоминающимися,… … Энциклопедия кино

  • Лестница Иакова — (слав. Лествица Иаковля) один из важнейших христ. религиозно худож. символов, основанный на эпизоде из жизни библейского патриарха Иакова, внука Авраама, родоначальника двенадцати колен Израилевых . Спасаясь от гнева своего брата Исава, у к рого… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Лестница Иакова — ♦ (ENG Jacob s ladder) сон Иакова, в к ром от земли до небес протянулась лестница с восходящими и нисходящими по ней ангелами (Быт. 28:12). Это было явление Бога, сопровождавшееся Его обещанием отдать Иакову землю, на к рой тот лежит, и… … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Лестница Иакова (значения) — Лестница Иакова: Лестница Иакова по Ветхому Завету лестница, соединяющая землю и небо. Лестница Иакова (фильм) американский кинофильм. Лестница Иакова (эксперимент) название физического эксперимента, демонстрирующего некоторые… … Википедия

  • Лестница Иакова (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница Иакова (значения). Лестница Якова Jacob s Ladder … Википедия

  • Лестница (значения) — Лестница функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница (фильм) советский художественный фильм (1989 год). Потёмкинская лестница в Одессе Испанская лестница в Риме Лестница Иакова: Лестница Иакова по… … Википедия

  • Лестница на небеса — В Книге Бытия упоминается лестница, соединяющая землю и небо Лестница Иакова. Эту лестницу иногда называют «Лестница на небеса» или «Лестница в небо». К образу подобной лестницы обращаются авторы религиозных и художественных произведений (не… … Википедия

  • Лестница — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница (значения). Потёмкинская лестница в Одессе … Википедия

  • ЛЕСТНИЦА — символ связи между верхом и низом, между небом и землей, олицетворение постепенного подъема вверх. Амулеты в виде лестниц обнаружены в египетских захоронениях. Широко известна «лестница Иакова». Третьему из великих патриархов Иакову по пути в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • ЛЕСТНИЦА — мифопоэтический образ связи верха и низа, разных космических зон. В завершённом виде Л. пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и умерших или злых духов, демонических сил, хтонических животных, соответственно рай и преисподнюю … Энциклопедия мифологии

Библия Онлайн

Сон Иакова

Иаков держал путь на северо-восток, в город, откуда была родом его мать Ревекка. Ему было горько и стыдно: он обманом отнял у Исава его законное право первородства и теперь вынужден был бежать, спасаясь от гнева обманутого брата.

Опустилась ночь. Иаков, завернувшись в плащ и положив под голову плоский камень, устроился на ночлег под открытым небом.

Иаков уснул, и ему приснился удивительный сон. Он увидел широкую сияющую лестницу, спускающуюся с неба до самой земли. Вверх и вниз по лестнице двигались светлые ангелы, Божьи вестники.

Иаков в изумлении смотрел на лестницу, и вот — он увидел Самого Бога, стоящего на ней. И сказал ему Бог:

— Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, отца твоего. Я буду и твоим Богом. Всю эту землю, которую ты видишь, Я дам тебе и потомству твоему. Твои потомки станут великим народом, и через них Я благословлю все племена земные. Никогда и ничего не бойся, ибо Я с тобою. Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь.

Когда Иаков пробудился ото сна, он долго не мог прийти в себя: Сам Бог явился ему и говорил с ним. В память этого события Иаков назвал то место Вефиль, что означает «дом Божий», и отметил его камнем, который служил ему изголовьем во время сна.

Исполненный священного трепета, Иаков дал такой обет Богу:

— Если Ты будешь со мной и сохранишь меня в пути моем, я буду верно служить Тебе всю жизнь.

Почувствовав прилив сил, Иаков вновь пустился в путь. Он шел и шел, пока не пришел к колодцу близ Харрана — родного города его матери.

Завидя пастухов, пришедших к колодцу напоить свои стада, Иаков спросил, не знают ли они брата его матери — Лавана.

— Знаем, — отвечали пастухи. — А вот как раз идет Рахиль, его дочь.

К колодцу подошла красивая девушка, ведя за собою стадо овец и коз. Чтобы Рахиль смогла набрать воды, Иаков отвалил тяжелый камень, закрывавший колодец.

Молодые люди разговорились. Когда Иаков рассказал Рахили, кто он такой, она с радостью отвела его в дом его родного дяди Лавана.

  • < Иаков покидает отчий дом
  • Лестница Иакова, или Без Бога не до порога

    Публикуя финальную «Беседу» протоиерея Олега Стеняева на Книгу Бытия, мы рады сообщить читателям, что издательство Сретенского монастыря готовит книгу по этому циклу бесед.

    Лестница Иакова; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат

    Небо начинается на земле, равно как и вхождение в Церковь Божию, преддверие Царства Небесного начинается с домашней Церкви, как апостол Павел и называет семью верующих: домашнюю их церковь (Рим. 16, 4); ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим. 3, 5).

    Так и Иаков должен был создать собственную семью, научиться «управлять собственным домом», дабы начать заботиться и «пещись о Церкви». Впрочем, в те времена и не было другого формата церковного бытия, кроме семейного.

    Основанием семейной жизни должна быть общность веры

    Следовательно, основанием семейной жизни должна быть общность веры. Как говорили наши предки: Без Бога не до порога.

    И мы читаем далее Книгу Бытия (уже с 28-й главы):

    И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама , тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава (Быт. 28, 1–5).

    Святитель Иоанн Златоуст наставляет:

    «Посмотри, как праведник все наперед ему провозвещает и дает ему достаточные средства к утешению, предрекая ему и возвращение, и наследование земли, и то, что он не только возрастет во множество потомства, но и сонмы народов произойдут от семени его. Услышав это, сын исполнил повеление отца и пошел в Месопотамию к Лавану, брату матери своей».

    Пророческие обетования, изреченные его отцом, не могли не вдохновить и не обрадовать его. Подобную радость о Слове Божием испытывал и царь Давид, восклицавший: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105).

    В этой ситуации, когда Исаак ничего не выговаривает сыну своему за вынужденный обман, мы видим, что пророческое ведение вернулось к слепому Исааку, и теперь, вероятно, он сам догадывается, что пребывал в обманчивой иллюзии относительно предполагаемого наследника Исава, совершенно не наделенного необходимыми для религиозного лидерства качествами.

    Но есть и аллегорическое истолкование данного события и обстоятельства – зачем искать невесту в языческой Месопотамии.

    Древнехристианский экзегет Цезарий Арльский пишет:

    «Возлюбленные, когда благословенный Исаак отправлял своего сына в Месопотамию, он являл собой образ Бога Отца, а Иаков – Господа Христа. Отвергнув женщин тех мест, где он жил, благословенный Исаак послал сына за женой в отдаленную страну, потому что Бог Отец отвернет синагогу евреев и пошлет Сына Своего Единородного создать Церковь из язычников. Это истинно исполнилось, когда апостолы говорили евреям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян. 13, 46)».

    И далее мы читаем:

    Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих (Быт. 28, 6–9).

    Библия – это не учебник истории, но Божий План нашего Спасения

    Здесь, и мы на это уже обращали внимание, нарушена хронология событий. Мы прочитали: и пошел Исав к Измаилу, хотя ранее уже читали о смерти Измаила (Быт. 25, 17). Но, как и ранее, хочется напомнить, что Библия – это не учебник истории и не хронограф, но Божий План Домостроительства нашего Спасения, где все… полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17).

    Но тогда чему нас может научить это уточнение про Исава? Прежде всего, тому, что так и не раскаявшийся в прежних своих деяниях Исав продолжает действовать в не совсем правильном направлении, принимая решение спонтанно, в результате первого эмоционального всплеска, и без совета со старшими. Здесь, даже подражая Иакову, он все еще остается Исавом – своевольным, завистливым и напористым.

    И далее:

    Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте (Быт. 28, 10–11).

    Здесь все очень и очень непонятно…

    Что значит: и остался там ночевать, потому что зашло солнце? Мы все ложимся спать после захода солнца…

    Златоуст поясняет: «Когда зашло солнце, он уснул там, где его застигла ночь… Заметь мужество юноши… За то, как он имел любомудрую душу, ум твердый и был чужд всякой житейской суетности, то и удостоился дивного видения». То есть в таком его действии обнаруживается вера и глубокое упование на полученное благословение и изреченное отцом же пророчество. Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет (Притч. 3, 24).

    И далее еще более непонятно: взял один из камней того места, и положил себе изголовьем! Кто же использует камень вместо подушки?

    Блаженный Иероним поясняет:

    «Никогда ранее он не клал себе под голову камня, только в тот момент, когда бежал от преследователя… до тех пор, пока пребывал в доме своего отца и имел утешения плоти, не клал под голову камня. Он покинул свой дом бедным, с одним только посохом, и тотчас, в ту же ночь, нашел камень и положил себе изголовьем… Камень этот, о котором написано в Книге Царств, называется Авен-Езер (1 Цар. 7, 12), и камень этот – Христос. Авен-Езер в переводе означает ‟камень помощи”. Сказано далее, что утром Иаков пробудился. И что же он сказал? Это не иное что, как дом Божий. И что же он сделал? И взял камень, говорится, и возлил елей на верх его. И если мы не постигли тайну Писания, то какой был смысл в том, что он возлил елей на камень?».

    Каждое действие праведного – урок для нас

    Таким образом, каждое действие праведного – урок и школа для нас.

    И далее:

    И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; . Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28, 12–15).

    Здесь буквально все более чем неслучайно, духовно и аллегорично. В экзегетике мы сталкиваемся с целой мозаикой истолкований и мнений.

    Толкование сна Иакова применительно ко Христу обнаруживается уже в Новом Завете (Ср. Ин. 1, 51). Комментаторы и истолкователи видят прообразы Спасителя в отдельных деталях и фрагментах истории: в подложенном под голову камне (Иероним); в лестнице, которая указывает на будущий крест (Афраат; Цезарий; Хроматий); в Самом Господе, говорящем с вершины лестницы (Амвросий; Цезарий; Кирилл Александрийский). Также лестница обозначает Церковь (Беда), а восходящие и нисходящие ангелы указывают на церковную проповедь, образцом которой является проповедь апостолов, в частности, апостола Павла (Августин; Кирилл Александрийский; Цезарий; Иероним). Одновременное присутствие Христа в образе Иакова и говорящего Господа не должно смущать, так как речь идет о Спасителе, как о Небесном главе земного тела Церкви (Цезарий). Чем выше поднимается человек, тем более сильным может оказаться его падение (Иероним). Бог помогает Иакову, видя его желание бежать от суеты и во всем полагаться на Промысл (Златоуст).

    Бог помогает Иакову, видя его желание бежать от суеты и во всем полагаться на Промысл

    Здесь мы особенно выделим комментарий Иоанна Златоуста о необходимости глубокого личного упования на Бога при нашем восхождении в Его чертоги. И комментарий Беды Достопочтенного о подлинной церковности, в ее стремлении к надмирному и Небесному.

    Святитель Иоанн Златоуст учит:

    «Усматривай здесь дивное попечение человеколюбца Бога. Он видел, что Иаков, по совету матери, страшась брата, предпринял это странствование и совершает путь как какой-нибудь скиталец, не имея ниоткуда никакого утешения, но во всем полагаясь на помощь свыше; и тотчас, в самом начале пути, желая укрепить его стремление, является ему и говорит: Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, отца твоего. Я сделал, что и патриарх, и отец твой достигли столь великой славы; а потому не бойся, но веруй, что Я, исполнивший данные им обетования, удостою и тебя Моего промышления. Итак, не бойся, но будь бодр и, отложив всякий страх, верь тому, что Я говорю тебе: ибо землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной. Не думай, что если ты теперь идешь в чужую страну, то лишишься той земли, где родился, где воспитан и вырос: и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

    С одной стороны, здесь поражает то, как свободно Златоуст воспроизводит слова Бога, как бы объемля ими все наши возможные страхи, комплексы и сомнения перед лицом неизвестности о собственном будущем.

    И действительно, разве не Господь Бог есть Тот, Который в равной степени обладает нашим прошлым, настоящим и будущим; нашим, и наших семей, и всех тех, которые дороги нашим сердцам? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он (Ис. 40, 14–15). И при всем при этом величие христианского Бога заключается и в том, что, управляя бесконечно огромными величинами мироздания, Он, в Своей отеческой заботе о каждом из нас, близок к нам, к каждому из нас, настолько, что мы едва ли сможем до конца постигнуть Его отеческую любовь и заботу. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).

    Беда Достопочтенный пишет:

    «Лестница, виденная Иаковом, – это Церковь, рождение которой на земле, а жительство – на небесах. По ней восходят и нисходят ангелы, когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности , в другое – возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они восходят, когда обращаются разумом к горнему, и нисходят, когда наставляют слушателей в том, как жить на земле». И действительно, Бог, Который возводит одних к вершинам Богопознания и Богооткровенния, нисходит к другим, открывая им человеческими словами и образами начатки веры. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им (Ос. 11, 4).

    И далее мы читаем:

    Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28, 16–18).

    По этому отрывку существует, подобно предыдущему, целая мозаика истолкований и изъяснений.

    Помазание камня елеем – символ Божия Помазанника Христа (Ефрем; Августин), Его Воплощения, смерти и Воскресения (Кирилл Александрийский; Беда). Камень указывает на народы, которые поверят в Христа (Афраат). Верующие призваны не только узнавать параллели между Ветхим и Новым Заветом, но и жить по заповедям (Цезарий). Иаков сооружает камень в память о виденном и с надеждой на будущее. Его молитва и действия учат тому, как следует искать Царство Божие (Златоуст).

    Кирилл Александрийский учит: «Камень был поставлен как памятник, был помазан елеем и почтен как образ Христа, поскольку Еммануил был помазан Богом и Отцом елеем радости более соучастников Его. К тому же Он восстал из мертвых, хотя и добровольно сошел к смерти. Вот что, по моему мнению, означает поставление камня».

    Поражают слова: взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником! То есть необходимо поставить во главу угла, превыше всего, Тот Камень, о Котором и сказано: Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28, 16); и еще: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3, 8).

    Мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас

    Удивительно восклицание Иакова: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! Как и в случае с Агарь (Быт. 16, 14), мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас, сами удаляемся от Него своим нечувствием Его Любви и вновь приближаемся к Нему, объятые Его заботою и милостью.

    И в то время, пока мы крутим головою:

    – Где же Ты?

    Со страниц Писания доносится:

    – Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

    Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника

    И Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника, каждого из которых помазывали у евреев миром и елеем. Он видит чрез толщу веков еще не совершившееся как совершившиеся, обличая нас, не всегда способных в уже состоявшемся созерцать непреходящее и вечное.

    Созерцает Таиновидец Иаков и камень помазания, куда полагали уже мертвое Тело Христа… Значит, зрит и Его Славное Воскресение!

    И далее мы читаем:

    И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 19–22).

    «Вефиль» и означает: «Дом Божий»! Значит, Иаков, почтив Христа как основание веры (Камень-Столб-Памятник); возлив елей, то есть признав Его Помазанником (Царем, Пророком и Первосвященником); связав это место с основанием Храма (Дом Божий), – исповедует Христа и Господом Богом!

    Вероубеждения Иакова приобрели цельный вид, теперь-то он и может создать семью и передать основы своей веры детям.

    Ибо что такое семья и дом, страна и благополучие, если они не основаны на единстве духа, веры, надежды и любви? Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).

    Но об этом далее…

    Лестница Иакова – это ваш личный путь, через тернии к звездам! Выглядит он как две линии Судьбы, тянущиеся к среднему пальцу, которые идут параллельно друг другу и пересекаются горизонтальными линиями. Именно такой рисунок на ладони выглядит как ступеньки лестницы, поднимающей вас вверх.

    Самое удивительное, что лесенки на пути вперед создают вам горизонтальные линии, а они на вашей ладони являются линиями стресса.

    Две линии судьбы показатель того, что у человека чаще всего есть предназначение, что его ведут свыше. Очень часто вместе с Лестницей Иакова я вижу на ладони и линию Ангела Хранителя, которая дает человеку защиту свыше.

    Линия судьбы на ладони протекает под управлением потока энергий планеты Сатурн. Сатурн отвечает за наше социальное положение, за нашу мудрость, за то, как мы используем знания, полученные в этом мире. Сатурн очень тяжелая планета, но без нее ни как. Именно та линия, которая стремится к холму, наполненному энергией планеты Сатурн, отвечает за нашу карьеру и работу, за то, в какой области мы готовы себя реализовать, где мы будем развиваться и самосовершенствоваться.

    Сатурн берет ответственность за наше воспитание, за наше становление, за аспекты, связанные с нашей мудростью, обретения своего, «отвечает за взросление души», нахождение своей цели жизни. Очень часто, все это происходит болезненно, через испытания и трудности, преподносимые Сатурном. Такие испытания и символизируют ступени в виде линий стресса.

    Лестница Иакова

    Делая ссылку на более 10 лет практической деятельности, могу сказать, что большей части активации определенных энергий у человека происходят в районе 33-34 лет. Иногда это происходит раньше, около 30 лет, иногда чуть позже. Но всегда ряд этих событий несет за собой судьбоносные изменения.

    Если человек не поймет подсказки и наставления судьбы в этом возрасте, боюсь, что плоды этого он начнет пожинать чуть позднее, в возрасте 42-44 лет. Людям всегда дают подсказки «из вне», кто-то их принимает, берет за курс ту дорогу, которая дает сама Судьба, кто-то противится. Если Вы не услышали громкий голос Сатурна, отвернулись от всех проводников, посылаемых Вселенной, приготовьтесь к серьезным испытаниям.

    Ко мне обращались за консультацией разные люди, у каждого своя история, но все обладатели лестницы Иакова, кто не встал на свой путь трансформации в даты начала этой лестницы, к возрасту 42-44 имели очень серьезные жизненные трудности. У кого отбирали работу, у кого семью. Если даже этого казалось мало для обучения человека, то страдало здоровье.

    Лестница Иакова — показатель того, что человек должен постоянно развиваться и расти духовно. Обладатели этого знака всегда имеют свой кармический долг, пришли в этот мир со свое миссией. Это один из ярких знаков людей-самоучек, которые сами постигают мудрость Вселенной.

    Сатурн дает человеку серьезность и ответственность, способность самостоятельно, без посторонней помощи постигать этот мир, учиться. Его созидательная энергия проявляется в том, что он наделяет человека житейской мудростью, благодаря которой, линии нашей цели, судьбы не повреждаются поперечными кометами, а уверенно продолжают свой путь вперед.

    Свое название этот знак получил из Библейского сюжета. Иаков, уставший от тяжелой дороги, лег спать, положив голову на камень. И он увидел во сне лестницу, соединяющую землю с небесами, и бога, стоящего на ней. Бог заповедал служить ему, и пообещал свое покровительство. Этот сон придал сил Иакову двигаться дальше, выполнять свою миссию. Каждая из ступеней лестницы означает переход на новый уровень эволюции души, чем выше, тем ближе к бессмертию и тем дальше от земных мук. Бог проявил свою благосклонность к Иакову, подчеркнул этим его избранность. Таким образом, люди, отмеченные этим знаком, в некотором смысле являются Избранными. Чаще других они обращаются к эзотерике, психологии, в поиске смысла своей жизни и предназначения в этом воплощении.

    Бартоломе Эстебан Мурильо, «Сон Иакова»

    Архетипом носителя Лестницы Иакова можно считать Одиссея. В течении 20 лет он странствовал по свету, в надежде вернуться домой. Благодаря своей силе духа и мудрости, ему удалось пройти все 9 испытаний, но не без помощи богов. В итоге он возвращается к любимой жене Пенелопе и занимает свой трон в родном городе.

    Джон Уильям Уотерхаус, «Одиссей и серены»

    Некоторые авторы отдельно выделяют Лестницу Иакова, состоящую из линий Судьбы, соединяющихся на холме Сатурна. Такой знак принято называть Пагода. В отличии от стандартной Лестницы Иакова владельцы Пагоды могут постигать мудрость и набираться опыта «заочно», не испытывая на своей шкуре все прелести учебы Сатурна, а используя духовные практики. За данную трактовку ручаться сложно, так как знак Пагоды крайне редко встречается в жизни, в связи, с чем сложно набрать адекватную статистику. Скажу только на собственном опыте, что у меня на ладони вы можете увидеть Пагоду. Как вариацию одного из знаков Лестницы Иакова.

    Буду рада, если вы поделитесь своими примерами ладони по этой тематике.

    Пагода

    Запишитесь на консультацию!

    — расшифруйте хитросплетения своей судьбы

    — станьте творцом своей жизни

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ СЕЙЧАС!

    Людмила Улицкая

    Лестница Якова

    Книга публикуется по соглашению с литературным агентством ELKOST Intl.

    © 2015, Людмила Улицкая – автор © ООО “Издательство АСТ”, 2015

    * * *

    …продленный призрак бытия
    синеет за чертой страницы,
    как завтрашние облака,
    – и не кончается строка.

    Владимир Набоков

    Глава 1

    Ивовый сундучок

    (1975)

    Младенец был прекрасен с первой минуты появления на свет – с заметной ямкой на подбородке и аккуратной головкой, как будто из рук хорошего парикмахера: короткая стрижка, точно как у матери, только волосы посветлее. И Нора его сразу же полюбила, хотя заранее не была в себе уверена. Ей было тридцать два года, и она считала, что уже научилась любить людей по заслугам, а не просто так, из-за родственной близости. Младенец оказался вполне достоин немотивированной любви – спал хорошо, не орал, сосал исправно, разглядывал с большим интересом сжатые кулачки. Дисциплину он не соблюдал: спал то два часа, то шесть без перерыва, просыпался, делал чмоки в пустой воздух – и Нора сразу прикладывала его к груди. Она тоже дисциплины не любила, так что отметила это общее свойство.

    С грудью произошли сказочные изменения. Еще во время беременности она красиво вспухла и, если прежде на плоском блюдечке торчали одни соски, теперь, когда пришло в изобилии молоко, грудь стала очень важной птицей. Нора смотрела на нее с уважением, ощущая странную приятность этого изменения. Хотя физически это было скорее неприятно – постоянное натяжение и неудобство. В самом кормлении содержалась посторонняя, к делу не относящаяся подозрительная сладость… Прошло уже три месяца, как он появился, и он назывался уже не “младенец”, а Юрик.

    Поселен он был в комнате, прежде считавшейся маминой и ставшей ничейной после окончательного переезда Амалии Александровны в Приокско-Террасный заповедник к мужу Андрею Ивановичу. За две недели до родов Нора комнату наскоро побелила и Юрик был помещен туда в белой реквизитной кроватке из второго акта “Трех сестер”. Сейчас это уже не имело никакого значения, но в прошлом сезоне весь театр содрогался от скандала, связанного с закрытием этого спектакля. Нора была художник-постановщик, режиссер – Тенгиз Кузиани.

    Тенгиз, когда улетал в Тбилиси, сказал, что в Москву больше не вернется. Через год позвонил Норе, сообщил, что его пригласили в Барнаул, на постановку “Бесприданницы”, и он раздумывает. В конце разговора предложил поехать с ним художником-постановщиком… Он как будто не знал, что у Норы родился ребенок. Или делал вид? Это и удивительно: неужели на этот раз закулисное радио сплоховало? Театральный мир – поганая помойка, где частная жизнь всегда выворачивалась наизнанку, публиковалась любая незначительная деталь, а уж кто кого любил – не любил, кто с кем случайно пересекался на гастрольных простынях провинциальных гостиниц и от кого какая актриска сделала аборт – мгновенно распространялось.

    К Норе это отношения не имело – она не была звездой. Всего-то и было, что блестящий провал. Ну, еще родила ребенка. Молчаливый вопрос театральной общественности: от кого? Про ее роман с режиссером было всем известно. Но муж ее был не театральный, “из публики”, да и сама она – так, молодой художник, только начинающий делать карьеру. И, кажется, закончивший… По этим причинам большого внимания театральная шушера ей не уделила – ни шепота за спиной, ни переглядываний. Все это теперь не имело никакого значения – из театра она уволилась…

    Юрик с восьми часов не спал. К девяти Нора ждала медсестру Таисию – делать прививку, но шел уже одиннадцатый час, а та все не появлялась. Нора пошла в ванную стирать. Звонок услышала не сразу, выскочила, открыла дверь. Таисия с порога затрещала… Она была не просто медсестра из детской консультации, но человеком миссии: воспитывала неразумных мамочек, приобщала их к великому таинству взращивания младенцев, а попутно делилась с ними вековой женской мудростью, наставляла в семейной жизни, была экспертом по взаимоотношениям со “свекровками” и прочей родней мужа, включая и бывших жен. Веселая сплетница, болтливая переносчица, она была уверена, что все эти малыши без ее патронирования – должность так и называлась “патронажная сестра” – плохо бы выросли. Никаких фасонов взращивания, кроме своих собственных, она не признавала. Имя доктора Спока выводило Таисию из равновесия.

    Из всех “мамочек” больше всего она любила таких, как Нора – одиноких, первородящих, без материнской подпоры. Нора была просто идеалом: по причине послеродовой слабости она берегла силы на выживание и Таисиной науке не сопротивлялась. К тому же у Норы был опыт работы в театре, где актеры, как малые дети, вечно ссорились, завидовали, ревновали, и она научилась выслушивать любую чушь с декоративным вниманием, промолчать где нужно, кивнуть сочувственно.

    Нора стояла возле Таисии, слушала ее трескотню, наблюдала, как снежинки на иголках меховой шубы превращаются в мелкие капли и скатываются вниз…

    – Извини, задержалась, ты представляешь, к Сивковым захожу – знаешь Наташу Сивкову, в пятнадцатой квартире? Девочка восьмимесячная Оленька, прелесть, невеста твоему будет, – а у них скандал в разгаре. Свекровка приехала из Караганды, с претензиями, что за мужем не ухаживает, за ребенком плохо смотрит, что диатез от плохого питания. Ну, ты меня знаешь, я там все по местам расставила.

    Таисия двинулась в ванную мыть руки, на ходу делая замечания:

    – Сколько раз тебе говорила, мыло детское для стирки бери, порошки-то не годятся никак. Ты слушай, что говорю – я плохого не скажу…

    Было начало двенадцатого. Юрик уже заснул, будить его Норе не хотелось. Предложила чаю. Таисия уселась в кухне на хозяйском месте. Ей шло сидеть во главе стола – большая голова в кудрях, подобранных зубастой заколкой в пучок, – пространство уважительно организовывалось вокруг нее, она сразу оказывалась в центре чашек и блюдечек, которые подтягивались к ней как овцы к пастуху. “Композиция хорошая”, – отметила Нора автоматически…

    Нора поставила на стол коробку с летящим оленем. Гости иногда приносили в дом, а Нора сладкого не любила, дареный шоколад копился “на случай”, покрываясь белым налетом.

    Таисия, роняя капли с волос на стол, выбрала рукой на расстоянии, какую конфетку из дорогого набора клюнуть, и, остановив руку в воздухе, спросила неожиданно:

    – Нор, а ты вообще-то замужем?

    Передает мне тайны по уходу за младенцем и хочет получить мои, в обмен на детское мыло… Тенгиз научил вот так понимать диалоги, их внутреннюю канву.

    – Замужем.

    Лишних слов нельзя произносить, можно все испортить, диалог сам должен катиться, она сама должна спросить…

    – Давно?

    – Четырнадцать лет, со школы.

    Пауза. Отлично все строится.

    – А чего как ни приду, ты дома одна… он тебе не помогает, и в консультацию ты одна ходишь…

    Нора на мгновенье задумалась: сказать, что капитан дальнего плаванья? Или – срок отбывает?

    – Он у меня приходящий. С матерью живет. Человек особенный, очень талантливый, математик, а в жизненном отношении – как Юрик приблизительно, – сказала Нора правду. Одну десятую правды.

    – Ой, – оживилась Таисия, – я аналогичный случай знаю!

    Но тут чутким ухом Нора расслышала какое-то шевеление и пошла к мальчику. Он проснулся и смотрел на мать как будто с удивлением. За спиной стояла Таисия, вот на Таисию он и уставился.

    – Юрочка, мы проснулись? – расплылась Таисия.

    Нора вынула сына из кроватки. Он повернул голову в стороны медсестры, смотрел выжидательно.

    Не было у Норы пеленального столика. Был секретер с откидной крышкой, и на нем Юрик уже с трудом помещался. Да Нора его и не пеленала. Ей в пошивочном цеху сшили два комбинезона, “перепечатали” девочки-швеи с какого-то заграничного. Таисия немного поворчала по поводу капиталистических трусиков с резиновой подкладкой, в которой мокрая пеленка производила опрелость, поцеловала ребенка в попку, велела разложить чистую простыню на тахте и пошла готовить прививку…

    Намешала что-то из одного-другого пузырька, набрала жидкость в шприц и легонько ткнула его иглой. Ребенок скривился, хотел было закричать, но раздумал. Посмотрел на мать, улыбнулся.

    “Умница, ведь все понимает”, – восхитилась Нора.

    Таисия пошла на кухню выбросить ватку и заорала на пороге:

    – Вода! Нора! Вода убежала! Потоп!

    Ванна переполнилась, вода растеклась по коридору и подбиралась уже к кухне. Сунули Юрика в кроватку, но, видно, слишком нервно, поспешно, и он заплакал. Нора выключила кран, покидала на пол полотенца, стала собирать воду. Таисия ловко ей помогала. Тут, под вопли оставленного в кроватке ребенка, зазвонил телефон.