Сретение Владимирской иконы

СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Православные праздники

С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери.

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395)

История иконы

По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.). Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области

Ко всеобщей радости жителей князь Андрей возвратился во Владимир вместе с чудотворной иконой. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

История праздника 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Тамерлан

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.

Войско Тамерлана

Великий князь Василий Димитриевич молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю).

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

Успенский Собор Московского Кремля

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.»Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9).

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованный (греч. Этимасия) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. Собор украшают уникальные фрески, Промыслом Божиим сохранившиеся в годы разрухи.

История храма

Царь Феодор Алексеевич.

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света.
Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 году, государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии.

Царица Агафья Семеновна

Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 году – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть.

Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 года, выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума».

Святой воин Феодор Стратилат и великомученица Агафья.
Патрональная икона царя Феодора Алексеевича и царицы Агафьи

Храм в советские годы

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями.

Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД

Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские.

С 1960-х до начала 1990-х годов здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

В 1958–1962 годах фасад собора отреставрировали, но состояние фресок оставалось плачевным и верх храма был оставлен бескрестным. К 1990 году на храме и приделе восстановили позолоченные узорные кованые кресты.

Возвращение собора Церкви

В 1991 году чудом сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и действовал как приходской храм. В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

После возрождения обители в соборе аккуратно сняли краску со стен, очистили и отреставрировали уникальные фрески, и сейчас братия и прихожане храма могут любоваться их красотой.

Новые приделы собора

Звонница Московского
Сретенского монастыряВ 2000 году к собору пристроили северный придел преподобной Марии Египетской, освященный в 2009 году.

В нижнем этаже храма была устроена крипта – по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме – в честь Воскресения Христова с приделом Ангела, освященные в 2008 году.

В этом же году к Сретенскому собору была пристроена галерея со звонницей.

Иконы собора

Владимирская икона Божией Матери —
благословение обители от
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)В соборе есть старинные иконы. Многие из них были переданы сюда из Псково-Печерского монастыря по благословению великого молитвенника, старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина), духовного отца бывшего наместника нашей обители Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского.

Из этих старинных икон в первую очередь нужно отметить те, что находятся на столпах. Среди них можно увидеть уникальную икону Преображения Господня, которая была написана в XV веке. Старец Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождение Сретенской обители своей келейной Владимирской иконой Божией Матери, которую мы очень почитаем.

Иконостас

Иконостас центрального храма – большой, пятиярусный, содержит пять рядов икон: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий.

Верхний, пятый ярус иконостаса – праотеческий: здесь изображены древние праведники, называемые праотцами. В центре этого ряда располагается икона Троицы. Именно в этом виде – как три ангела – Господь явился некогда праотцу Аврааму.

Иконостас придела в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Далее следует пророческий ряд. Пророки – это святые ветхозаветных времен, которым открыта была воля Божия. Главная тема пророческой проповеди – пришествие на землю Спасителя мира – Иисуса Христа. Именно поэтому в центре ряда мы видим икону Богородицы. Эта икона называется «Знамение» и изображает Богородицу с Младенцем Христом во чреве. Икона показывает исполнение предсказания пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14) – и Он спасет народ Свой от грехов их.

Далее следует праздничный ряд. Обычно он содержит иконы двунадесятых, то есть двенадцати самых важных, христианских праздников. Но бывает, что икон в этом ряду больше, как в нашем иконостасе. В таком случае в праздничный ряд добавляются иконы, посвященные и другим событиям евангельской истории.

Следующий ряд называется деисусным, это главный ряд иконостаса. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Подобное изображение часто располагается и в алтаре за Престолом. Эта икона напоминает нам, что на богослужении мы собираемся вокруг Христа. Хотя обычно мы видим служащего в храме священника, но Предстоятелем на нашем богослужении и его Совершителем невидимо является Сам Спаситель, а мы все собраны вокруг Него.

Справа и слева от образа Христа мы видим святых, обращенных к Нему в молитвенном предстоянии. Они молятся за нас и вместе с нами. Слева – икона Богородицы, а справа – Иоанна Крестителя. Далее иконы архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла и других святых.

Царские врата

Владимирская икона Божией Матери
в иконостасе

Самый нижний ряд иконостаса называется местным. По центру его расположены царские врата. Через них позволяется проходить только священнослужителям во время определенных моментов службы. А в остальное время используют другие врата, которые расположены по краям иконостаса, они называются диаконскими. Царские врата именуются так потому, что во время Литургии через эти врата проносят Чашу с Причастием, где невидимо присутствует Сам Господь.

На царских вратах традиционно изображается Благовещение: мы видим, как архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о рождении Спасителя. Это изображение располагается на вратах, поскольку в день Благовещения Пресвятая Богородица зачала от Духа Святого будущего Спасителя мира – Господа Иисуса Христа. Именно в этот день началось новое время – время Нового Завета, когда людям открылось Царствие Божие.

Также на царских вратах часто изображают четырех апостолов-евангелистов.

Главная святыня – Владимирская икона Божией Матери

Справа от царских врат помещается икона Спасителя, а слева – икона Богородицы. Икона, следующая после образа Спасителя, обычно изображает праздник или святого, в честь которого был назван и освящен храм. В нашем соборе это Владимирская икона Божией Матери.

УКРАШЕНИЕ ХРАМА
видеооткрытка