Сретенский монастырь история

История обители

Сретенский монастырь был основан в память о чудесном спасении Москвы от полчищ Тамерлана заступничеством Божией Матери. Чудесна и история возрождения этой обители, разрушенной и поруганной безбожниками.

Московский Сретенский монастырь

Сретенский монастырь – один из духовных центров Православия

Сретенский монастырь сегодня – это восстановленные и построенные заново замечательные храмы и колокольня, монастырская стена, удобные корпуса для братии, духовная семинария, православное издательство и интернет-портал, многочисленные просветительские проекты, большое скитское хозяйство, а главное – молитвенная жизнь, собравшая вокруг себя и приводящая ко Христу множество верных.

Здесь получают утешение страждущие, находят радость унывающие, вдохновляются на подвиги ленивые, духовно возгораются теплохладные, открывают для себя волю Божию неприкаянные, обретают Смысл бестолковые, укрепляются в вере сомневающиеся, обретают Христа ищущие, возвращаются к Отцу блудные. Сретенский монастырь ныне – один из духовных центров Православия.

История основания монастыря

Святитель Киприан

Основание Сретенского монастыря – история чудесная и удивительная. В 1395 году с юга к Москве подошли полчища Тимура (Тамерлана), непобедимого и жестокого завоевателя, захватившего всю Малую Азию, Кавказ, Иран, Анатолию, Хорезм, Индию. Сил преодолеть такое нашествие у Москвы не было. Предстоятель Русской Церкви митрополит Киприан и великий князь Василий I, старший сын Дмитрия Донского, повелели перенести из города Владимира-на-Клязьме величайшую святыню – Владимирскую икону Божией Матери.

8 сентября (26 августа ст.ст.) крестный ход с иконой прибыл в Москву, где на Кучковом поле у деревянного храма преподобной Марии Египетской (1385) был отслужен молебен. Летопись сообщает: «Весь град изыде противу иконы на сретение ее». Москвичи – от мала до велика – плакали и просили Пресвятую Богородицу о помощи.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Худ. С. Ивлева

«Весь град изыде противу иконы на сретение ее»

Той же ночью Тамерлан увидел во сне, как с небес на землю опустился столп света, в нем появилась величественная Жена, окруженная бесчисленным ангельским войском, и повелела ему покинуть Московские пределы. Советники объяснили напуганному хану: сия Жена – Мать Христианского Бога, Заступница русских, и сила Ее неодолима. Тамерлан был настолько поражен видением, что развернул войска на юг и обрушился на хана Золотой Орды Тохтамыша, которому Москва платила дань. Так Золотая Орда перестала существовать как единое государство, что для Руси стало важнейшим моментом в освобождении от ига.

В 1397 году на месте встречи иконы Божией Матери князь Василий I повелел построить монастырь

Праздник Сретения (встречи) Владимирской иконы стал главным праздником Москвы. В этом же году на месте чудесной встречи была построена деревянная церковь Сретения, а в 1397 году князь Василий I объявил о создании Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла также приходская церковь преподобной Марии Египетской.

Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери поместили в Успенском соборе Кремля, и каждый год на праздник Сретения переносили ее торжественным и многолюдным крестным ходом в Сретенский монастырь.

ЧУДО В РУССКОЙ ИСТОРИИ
короткометражный фильм

Главные исторические вехи жизни обители

Постепенно обитель росла и благоукрашалась, являлась ежегодным центром главных московских крестных ходов. При великом князе Иоанне III деревянные храмы были перестроены в камне. Щедрые пожертвования внес в монастырскую казну Иоанн IV, который посетил обитель после успешного взятия Казани.

В течение шести веков обитель делила с соотечественниками все радости и беды. В годы русско-польской войны в Сретенском монастыре располагался штаб русских ополченцев Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В обители оказывали первую помощь князю после тяжелого ранения в бою.

Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

В 1679 году был построен собор в честь Сретения Владимирской иконы – и сегодня он главный собор обители

Патриарх Филарет в польском плену
в сопровождении игумена Ефрема, настоятеля Сретенского монастыря
Худ. С. Ивлева

В XVII веке царская семья Романовых вносила в Сретенский монастырь щедрые вклады. При царях Михаиле и Феодоре Романовых были возведены келейный и настоятельский корпуса, а в 1679 году был построен новый собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней. В 1706 году к Сретенскому собору пристроили придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, а к храму преподобной Марии Египетской – придел в честь праздника Сретения Господня. В этом же году из Константинополя привезли частицу мощей преподобной Марии Египетской. В 1707 году Сретенский собор расписали по заказу стольника Семена Федоровича Грибоедова, предка известного драматурга, уникальными фресками – последним шедевром древнерусского искусства в Москве.

Фрески храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Знал монастырь и времена упадка: он пострадал во время Великого пожара 1737 года, а в 1764 году Екатерина II объявила обитель заштатной и ограничила количество братии до семи человек.

В день Бородинской битвы – 26 августа 1812 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, – из Сретенского монастыря отправился всенародный крестный ход с чудотворными иконами. Позднее в обители разместился госпиталь для раненых воинов, многие из них были похоронены на монастырском кладбище.

Французы разграбили два древних храма монастыря, а потом жили в них и там же устроили лазарет. Но богослужение не прерывалось и совершалось в надвратном храме святителя Николая Чудотворца.

Сретенский монастырь уцелел в Большом московском пожаре 1812 года, и здесь до восстановления Успенского собора Московского Кремля находились Владимирская и Иверская иконы Пресвятой Богородицы.

Московский пожар 1812 года. Отступление Наполеона из Москвы

В XIX столетии монастырь начал возрождаться и к концу века стал одним из самых известных в Москве, в том числе благодаря своим чудесным колокольным звонам.

Активное участие в благоустройстве обители принимали московские митрополиты Платон (Левшин; 1737–1812) и Филарет (Дроздов; 1782–1867). Братия монастыря составляла 25 человек, имелись церковно-приходская школа и паломническая гостиница.

После революции 1917 года Сретенский монастырь был одним из главных центров Православия в Москве. Здесь часто служил Святейший Патриарх Тихон. Настоятелем обители с 1920 по 1923 год был сподвижник Патриарха священномученик Иларион (Троицкий), замечательный богослов и проповедник, борец с раскольниками-обновленцами. В ноябре 1925 года он был арестован и отправлен во вторую и последнюю ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения, из которого уже не вернулся.

Перед закрытием монастыря, в декабре 1925 года, здесь был пострижен в рясофор Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Годы запустения и разорения древней святыни

Монастырь, имевший за плечами историю длиной в пять с половиной столетий, в 1925 году прекратил свое существование. Большинство зданий обители разрушили – как говорилось в официальных документах: «для расширения уличного движения». Снесли один из древнейших в Москве храмов – церковь преподобной Марии Египетской. На бывшей территории обители устроили застенки, здесь расстреливали и хоронили в безымянных могилах многих осужденных за веру Христову. На месте монастырского кладбища в 1950-е годы построили школу.

От прекрасной обители остался только древний Владимирский собор, который превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями. В 1958–1962 годах фасад собора был отреставрирован, но состояние фресок оставалось плачевным.

С 1960-х до начала 1990-х годов здесь находился Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Возрождение монастыря по благословению старца

Могла ли снова возродиться к жизни старинная обитель? Братия прошедших веков с Небес наверняка молились об этом. Возможно ли, чтобы возрождение монастыря началось трудами всего одного человека, пусть даже очень умного и талантливого? Возможно, если человек этот действует по воле Божией и по благословению старца!

Отец Иоанн произнес: «А теперь слушай волю Божию… Ты вернешься в Москву и будешь строить подворье»

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) вспоминает: «Неразрывно связано с отцом Иоанном (Крестьянкиным) все, что касается возрождения и становления монашеской жизни в нашем Сретенском монастыре. Осенью 1993 года, под праздник Иверской иконы Божией Матери, я приехал к отцу Иоанну… Мы засиделись тогда довольно долго. Уже началась всенощная. Отец Иоанн, взглянув на часы, заторопился и отправил меня в храм, сказав, что скоро подойдет и сам. Вместе с молодыми монастырскими иеромонахами мы, уже облачившись, ждали акафист в древнем пещерном алтаре Успенского собора.

Вдруг к нам подошел отец Иоанн. Мы расстались с ним полчаса назад, но тут он сразу показался мне каким-то необычным – сосредоточенно-строгим. Не говоря ни слова, батюшка взял меня за руку и подвел в центр алтаря, к престолу. Здесь он сделал три глубоких поклона, с благоговением приложился к Святой Трапезе и велел мне сделать то же. Потом, обратившись ко мне, он произнес:

– А теперь слушай волю Божию…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и иеромонах Тихон (Шевкунов)

Никогда до этого я не слышал от отца Иоанна подобных слов.

– Ты вернешься в Москву и сразу пойдешь к Святейшему Патриарху, – объявил мне отец Иоанн. – Проси у него, чтобы он благословил тебя перейти из Донского в братию Псково-Печерского монастыря. Проси Святейшего, чтобы он благословил создание подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, и ты будешь строить это подворье.

Я не знал, что и сказать!.. С одной стороны, было отчетливо ясно, что вот сейчас, в эту самую минуту, меняется моя жизнь. И в то же время умом я понимал, что сказанное батюшкой осуществить совершенно нереально… Здесь необходимо небольшое пояснение. К тому времени в Русской Церкви было возрождено уже 360 монастырей, и с каждым месяцем их число увеличивалось. Немало из этих провинциальных обителей хотели иметь свои подворья в столице и так донимали Патриарха, что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил, чтобы с подобными просьбами к нему впредь не обращались… Все это я объяснил отцу Иоанну. Но тот даже бровью не повел.

– Ничего не бойся! – сказал он. – Иди к Святейшему и передай то, что я тебе сказал. Святейший все благословит…

Отец Иоанн никогда не бросался великими и страшными словами, такими как “я скажу тебе волю Божию”. Ни раньше, ни потом я таких слов от него не слышал. Поэтому воспринял сказанное мне более чем серьезно и, превозмогая страх, решил исполнить все точно, как сказал старец.

Патриарх Алексий II и архимандрит Тихон (Шевкунов)

Мне вскоре представился удобный случай встретиться с Патриархом, и я с замиранием сердца слово в слово передал Святейшему, что наказал мне батюшка: и о переводе меня в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К моему удивлению, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной».

В дни радостей и испытаний

Владыка Тихон (Шевкунов) вспоминает еще: «Со дня открытия подворья… всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва, благословение, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна (Крестьянкина). Он передал нам множество своих икон, в том числе и любимую – Владимирскую. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка следил буквально за каждым шагом в возрождающейся обители. А после того как отпала тревога по поводу закрытия Печор для паломников, именно отец Иоанн благословил просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь.

«Всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва отца Иоанна (Крестьянкина)»

Братия Сретенской обители почитает батюшку отца Иоанна как старца, благословившего создание нашего монастыря, как своего молитвенника, духовного наставника и благодетеля. Каждый день мы возносим молитвы о упокоении его души. Его проповеди, письма и наставления – настольные книги братии обители, студентов семинарии и многих наших прихожан».

Первая служба

З.М. Чавчавадзе

Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, духовное чадо владыки Тихона, вспоминает: «Когда отец Тихон пришел в Сретенский монастырь, у монастыря не было ничего, даже забора, который бы огораживал храм от проезжей части Большой Лубянской улицы. До него тут обосновалась община так называемых “неообновленцев”, установивших здесь свои правила: в храме не было ни икон, ни подсвечников, а вместо царских врат стояла какая-то двустворчатая “калитка”.

Первую всенощную отец Тихон служил у запертых дверей храма прямо под открытым небом

Патриарх Алексий II благословил отца Тихона отслужить здесь первую службу в канун Сретения Господня. Мы с отцом Тихоном приехали к началу всенощной и обнаружили на двери храма огромный замок. Выяснилось, что бывший настоятель храма отправился служить в соседнюю церковь. На просьбу передать нам ключи от замка он ответил категорическим отказом. Тот февральский вечер выдался на редкость морозным, и, тем не менее, отец Тихон принял решение служить всенощную под открытым небом прямо у закрытых дверей храма. Помню, что при елеопомазании мы прикладывались к его руке, как к куску льда. На следующее утро бывший настоятель все же открыл храм и сказал, чтобы отец Тихон сослужил Литургию вместе с ним. Причащали людей из двух чаш. Бывший настоятель причащал свою паству, а отец Тихон – нашу».

Первая служба в Сретенском монастыре. Худ. С. Ивлева

Начало возрождения монастыря

Монахиня Амвросия (Горбунова)Монахиня Амвросия (Горбунова) вспоминает еще: «В первые годы Сретенский храм был очень запущенный, даже какой-то черный стоял. Мы, помню, лестницу принесли, начали паутину снимать. Все фрески были черными. Когда отец Тихон начал служить, с февраля месяца, к Троице наш храм стал просветляться. Я еще очень хорошо запомнила, когда к нам из Печор привезли много икон. Это и Николай Угодник, и Матерь Божия, потом Троица Святая – они все сейчас на колоннах висят. И привезли еще мученика Корнилия из Печор – такая длинная икона, во весь рост…»

Архитектор-реставратор Алексей Котов свидетельствует: «В целом территория монастыря на тот момент выглядела просто ужасно: в сохранившихся постройках на его исторической территории жили люди, причем квартиры зачастую топились буржуйками – и это в 1994 году! В полуразрушенных домах, в которые и войти-то было страшно, располагалось множество мелких организаций; часть помещений была совершенно обрушена и просто никак не использовалась – из-за аварийного их состояния. На монастырской территории была построена и действовала школа».

Первая Пасха

Н.Н. ШабалинаНаталья Николаевна Шабалина, архитектор, прихожанка и сотрудница Сретенского монастыря, духовное чадо владыки Тихона (Шевкунова), рассказывает: «Это была необычайная радость. За два с половиной месяца, которые прошли с момента нашего входа в монастырь, мы уже многое успели сделать. Помогал готовиться к первой Пасхе Псково-Печерский монастырь, потому что своей братии в монастыре почти еще не было. Из Печор привезли старинные хоругви, фонарь, которыми мы пользуемся по сей день, и маленькие царские врата. К Пасхе мы сами повесили колокол.

На службу пришло очень много прихожан. Но все мы поместились в храме, поэтому и куличи святили прямо в соборе. А вот разговлялись на улице. Для прихожан в наших скромных восьмиметровых комнатках мы наготовили салатов и спускали еду вниз. Всех угощали какао. Теперь на Пасху мы раздаем готовые наборы. А какао стало традицией…

Через год после нашей первой Пасхи, в 1995 году, подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. У батюшки много друзей и знакомых, все они пошли к нему на службу, батюшка долго сам исповедовал – лет десять. А потом уже прихожан стало немыслимо, и братия выросла, появилось много отцов – молодых иеромонахов».

Первая Пасха

Первая братия

М. Родионов

О первой братии вспоминает Михаил Родионов, духовное чадо владыки Тихона (Шевкунова): «Первая братия нашего монастыря: иеромонах Феодосий из Почаева, отец Никита – с прихода, отец Анастасий, монах Михаил, инок Алексий – из Печорского монастыря. Братия потом еще приходила. Гоша Трошин – иноком. Из Печор приезжали иеромонахи служить: отец Иоасаф, отец Мефодий, отец Кирилл. Александр Геништа, будущий отец Митрофан († 21.07.1999), наверное, первый, кто пришел работать в наш монастырь в 1993 году. Его, наверное, можно назвать нашим первым насельником – тем, кто был первым пострижен именно в нашем монастыре».

По молитвам старца

Архитектор-реставратор Алексей Котов делится: «8 сентября 1995 года должно было торжественно отмечаться 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву. Но в соборе не было иконостаса, а стены и полы находились в удручающем состоянии, фрески закопченные и облупленные. Перед началом работ по иконостасу наши имена были сообщены архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Он обещал поминать всех нас и молиться об успешном завершении этого дела.

К 1 августа нам собрали леса, и работы закипели. Рабочих для установки иконостаса не было, нам выделили одного опытного мастера, плотника; его звали Владимир. А так собирать свое детище нам приходилось самим. Также отец Тихон выделил нам трех помощников, одним из них был насельник обители иеромонах Симеон; а на поднятии тяжелых элементов нам также помогал иеромонах Владимир, обладавший, как выяснилось, недюжинной физической силой.

Несколько дней перед праздником Владимирской иконы Божией Матери мы буквально дневали и ночевали в монастыре. В середине дня 7 сентября намеченный основной объем работ по иконостасу был закончен – на то время это был один из самых крупных новых иконостасов. Замечательный светлый интерьер собора с редкой двухстолпной системой перекрытия воспринимается с иконостасом как единое целое. Вместе с прекрасным хором это делает службу в храме монастыря исключительной по своему воздействию на человека. Я не раз слышал подтверждение этому».

«Это было грандиозное, невероятное событие!»

Наталья Николаевна Шабалина вспоминает: «В 1995 году батюшка Тихон решил отпраздновать 600-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Был и крестный ход, и дополнительно мы постились. Братии тогда еще мало было. И мы стали думать, разрабатывать план, как нам взять чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи, которая находилась в экспозиции, и нам ее ни за что не хотели давать. И Третьяковка помогала, и Родионов, директор Третьяковской галереи, и искусствоведы… Главный специалист по древнерусской живописи Надежда Геннадьевна Бекенева, человек православный, дала заключение, что можно уникальную икону привезти в наш храм. А потом к нам в монастырь пришел иеромонах Никодим (Бекенев), и оказалось, что это его мама.

Владимирская икона Божией Матери

Для того чтобы привезти к нам в монастырь Владимирскую икону, нужно было, во-первых, организовать ее охрану, во-вторых, сделать для иконы герметичную капсулу со строгим соблюдением температурного режима. Привлекли какой-то завод, они все сделали с электронной сигнализацией, с датчиками электронными. Мы ожидали, что будет много народу, и народу действительно было очень много – по объему организации это было грандиозное мероприятие.

К всенощной привезли и установили чудотворную Владимирскую икону. Вечером шел крестный ход из Кремля, который нес ее список. Шел какой-то невероятный ливень. Такое событие…

В храм привезли Владимирскую икону – к ней с благоговением прикладывались, пели: «Надеющиеся на Тебя да не погибнем»

Батюшка умеет все организовать – он очень талантливый организатор. Он все предусмотрел… Храм был полон – просто битком набит. Люди с благоговением прикладывались к иконе. Пели: “Надеющиеся на Тебя да не погибнем…”

На ночь икону должны были увезти и снова вернуть ее в храм утром. И вот когда икону уже должны были увезти, многие люди, стоящие за воротами, не успели к ней приложиться. И тогда батюшка с кем-то из иеромонахов вышел с маслицем от лампады, которая горела у Владимирской иконы, и пошел по улице вдоль Лубянки и всех помазывал – всю очередь. Он помазывал всех до двух или трех часов ночи. Это было грандиозное, невероятное событие! И с духовной точки зрения, и с точки зрения организации всего этого торжества…

На следующее утро, 8 сентября, Владимирскую снова привезли. Я помню, что были чудеса, необыкновенные исцеления, связанные с иконой. Народ долго не мог забыть этого события».

ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, 1995 год
видеохроника

Путь веры – «хождение по водам»

О. Николаева с супругом
протоиереем Владимиром ВигилянскимОлеся Николаева, известная поэтесса, прозаик, эссеист, профессор Литературного института имени Горького, свидетельствует: «В жизни Сретенского монастыря за прошедшие годы происходило много событий. Каюсь, ведь сколько раз, когда мне приходилось слышать от отца Тихона о том, что конкретно он собирается совершить к вящей славе Божией, меня охватывало сомнение и планы отца наместника казались мне невыполнимой мечтательностью, благостным прекраснодушием. И каждый раз я была посрамлена, ибо они исполнялись с преизбытком, с превышением задуманного.

Теперь, когда какое-то дело, которое я должна осуществить, представляется мне неподъемным, а то и вовсе невозможным, вспоминаю отца Тихона, для которого сама эта невозможность становилась путем, на который он мужественно вступал и по которому его направлял Господь. Ведь “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18: 27) – это и есть путь веры, “хождение по водам”. Ныне даже издательство Сретенского монастыря – крупнейшее в православном мире. Есть что-то символичное в том, что книга архимандрита Тихона, ныне митрополита Псковского и Порховского, разошлась фантастическим для нынешних интернетовских времен тиражом. Это лишнее доказательство того, что печать изобилия лежит на всем, что выходит из стен Сретенского монастыря».

Наш любимый Сретенский монастырь

Наталья Николаевна Шабалина говорит: «И вот у нас в результате многолетних трудов получились огромная площадь и новый огромный храм. Я хожу и каждый раз думаю: откуда взялась такая огромная площадь?! Возможно ли было все это себе представить в 1993 году, в тот снежный вечер под Сретение, когда в сугробах служили всенощную? Можно ли было себе тогда представить эту прекрасную семинарию, этот чудесный огромный храм, этот цветущий сад и все прочее, чем является сейчас наш любимый Сретенский монастырь?»

Московский Сретенский монастырь

Сретенский монастырь

В центре Москвы есть очень древняя православная обитель, которая расположена в самом центре столице на Большой лубянке – Сретенский монастырь.

История появления этого древнего монастыря начинается в далеком 1395 году. Слово «сретение» в современном языке чаще употребляется в виде синонима «встреча». А дело было так. Хан Тимур Тамерлан, знаменитый завоеватель, со своей ордой напал на Русь, захватив Рязань и Елец, и двинулся на Москву. Митрополит Киприян повелел икону-заступницу земли Русской перенести из Владимира в более безопасное место, в Кремль. Во время переноса иконы Божией Матери на всем пути ее следования православные стояли по обочинам дороги и со слезами молились о божественной защите от безжалостного врага. Навстречу иконе из Москвы вышел крестный ход во главе с митрополитом Московским. Неподалеку от стен Кремля митрополит Киприян встретил чудодейственную икону. Позже на этом месте встречи построили Сретенский монастырь.

Предание гласит, что Тамерлану в эту ночь приснился необычайный и очень явственный сон, который его сильно взволновал. Ему снилась величественная женщина в ослепительном сиянии, и она велела хану возвращаться домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Тамерлан повернул на юг, и беззащитно стоящая перед ним Москва была спасена. В действительности неизвестно, есть ли правда в этой легенде, но имеется подтвержденный историками факт – великий хан, и правда, дошел почти до русского стольного града, а потом, по необъяснимым причинам, повернул назад, хотя в Москве его ждала огромная добыча, охраняемая небольшим русским войском. Если у историков и нет ответа на причины такого странного поведения храброго Тимура, то православные уверены – помогли Божественные силы, услышавшие страстные молитвы русских людей.

Новая жизнь святыни

В 1925 году Сретенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь здесь была возрождена только в 1991 году, когда Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен в лоно церкви. Сейчас здесь находится мужской монастырь, где проживают сорок монахов. Ежедневно в полшестого утра здесь творится ранняя литургия, а позже – поздняя литургия, вечернее богослужение и полунощница. На праздничные службы в Сретенский монастырь стекаются в большом количестве прихожане. При монастыре для недавно приобщившихся к православной вере людей работают курсы катехизиса.

Восстановление монастыря идет постоянно, продолжается оно и теперь. Но, невзирая на ремонтные работы, Сретенский монастырь и сейчас – оазис одухотворенной красоты и тишины. Его главная святыня – хранимые здесь мощи мученика Иллариона Троицкого, частицы мощей Марии Египетской, Николая Чудотворца и других великих Божиих угодников.

С 1999 году начались лекции и семинары в Сретенском высшем православном училище. Во время учебы студенты живут в монастыре, выполняют послушания. Здесь же расположен Российский центр, главная цель которого – изучение Туринской Плащаницы. Единственная в Москве копия святыни хранится в этом монастыре.

Для православного человека здесь, без сомнения, благодатное место. С точки зрения туриста, все тут дышит русской историей, внутри великолепные фрески, большие металлические светильники, отбрасывающие мерцающие отблески на лики святых. Те, кто хочет познакомиться с историей, обрести душевный покой и напитаться духовной силой, будут довольны посещением Сретенского монастыря.

Видео:

В современный комплекс монастыря на улице Большая Лубянка, 19, входят собор Сретения иконы Владимирской Богоматери с двумя приделами, галерей и звонницей, и несколько зданий служб. Основанный в XIV в. монастырь стал свидетелем важнейших исторических событий страны.

С 1378 г. на этом месте, на Кучковом поле, стояла церковь Марии Египетской, построенная князем Владимиром Храбрым для своей матери Марии.

К 1395 г. земля перешла к великому князю Василию I. Отправляясь на войну с Тамерланом, князь приказал принести в Москву особо почитаемую икону Владимирской Богоматери. Встреча москвичей с иконой произошла возле церкви Марии. Икону торжественно пронесли по нынешней улице Большая Лубянка в Успенский собор.

По преданию в тот час, когда москвичи встречали икону, Тамерлан увидел предостерегающий сон и отступил. Чудо свершилось!

На месте встречи с иконой (то есть Сретения) был построен деревянный храм в честь Владимирской иконы, перестроенный в камне в 1679 г. В 1397 г. при двух церквях была открыт мужской Сретенский монастырь. Улицу, по которой несли икону, назвали Сретенской. В день памятной встречи 26 августа/8 сентября был установлен крестный ход из Кремля в монастырь.

Со временем в комплекс монастыря входили: собор Сретения иконы Владимирской Богоматери, церковь Преподобной Марии Египетской, церковь Святителя Николая, колокольня, монастырские службы. Монастырь был окружен рвом, в 1586 г. построены каменные стены. При монастыре имелось кладбище.

В 1611 г. монастырь оказался на передовой линии огня. С приходом ополчения во главе с Мининым и Пожарским, здесь разместился штаб.

В 1613 г. в Москву прибыл новый избранный царь Михаил Федорович, и был также встречен москвичами близ монастыря.

В 1812 г. после бегства французов здесь остановился архиепископ, а главный храм обители на несколько месяцев стал кафедральным собором Москвы.

В 1918 г. монастырь был закрыт. В 1928–1930 гг. все церкви, кроме Владимирской Богоматери, и почти все постройки уничтожили. В соборе разместилось общежитие НКВД, гараж, велись расстрелы. С 1958 г. в соборе находились реставрационные мастерские им. И. Грабаря.

Монастырь вновь открыт в 1995 г. При нем находятся самое большое православное издательство, знаменитый мужской хор, семинария.