Старец Григорий дохиар

Памяти юродивого афонского старца Григория, настоятеля монастыря Дохиар

В ночь с 22 на 23 октября 2018 г. преставился настоятель монастыря Дохиар Святой Горы Афон архимандрит Григорий (Зумис), близкий родственник знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста. Монашеский постриг он принял от старца Амфилохия Патмосского, известного подвижника благочестия. Возродил пришедший в запустение монастырь Дохиар, игуменом которого был избран. В последние годы без ропота переносил муки тяжелой неизлечимой болезни. Говоря о себе, старец смиренно просил молиться о «разбойнике Григории».

Максим Клименко – историк, сценарист, переводчик с греческого, православный публицист, лично знал геронду Григория, в течение 30 лет неоднократно ездил к нему на Афон.

Старец Григорий (Зумис) – По великой Божией милости мне посчастливилось знать старца Григория из монастыря Дохиар в течение почти 30 лет. Общение с ним на всех производило неизгладимое впечатление: и на тех, кто был близок монастырю Дохиар и с полным правом может считать себя чадами новопреставленного геронды Григория, и на тех, кто хотя бы однажды встречался с ним. Я это наблюдал очень много раз.

Сам я впервые увидел геронду Григория так. В 1989-м или 1990-м году подхожу, помню, к монастырю Дохиар. Я тогда был иподиаконом, и у меня было благословение на ношение подрясника, который, разумеется, у меня был относительно новеньким и опрятным. И вдруг вижу человека в совершенно затрапезном виде: вся его ряса состояла из одних заплаток (я не преувеличиваю), а поверх этого, можно сказать, тряпья надет еще и черный фартук, тоже совершенно истлевший. Этот странного вида человек был очень занят: начищал специальным средством бронзовый подсвечник.

На Афоне все монастыри стараются перед большими праздниками начищать до блеска церковную утварь, чтобы храм встречал праздник, особенно если это престольное торжество, во всем великолепии. На этих отполированных поверхностях особенно красиво играют блики от огоньков свеч и лампад. Но, как правило, этой тяжелой и утомительной работой по наведению блеска занимаются послушники да младшая братия, в коих в Дохиаре при игумене Григории никогда не было недостатка…

– Благословите! – обращаюсь к труждающемуся (на Афоне благословение просят у всех монахов, не только у священников).

– Бог тебя благословит, – отвечает мне тот, не отрываясь от своего занятия.

– Я вот хотел бы, если возможно, отца игумена увидеть, – говорю.

– А зачем тебе игумен? – все также усердно трудясь, уточняет он.

Объясняю, что у меня к нему рекомендательное письмо из Москвы и т. д.

– А сам ты кто такой будешь? – спрашивает меня и заводит беседу, которая больше походит на допрос…

И когда он все его интересующее выяснил, то, все так же не откладывая своей работы, вдруг озадачивает меня:

– Ну, я игумен. Давай, вставай помогай.

Монастырь Дохиар

Все мы помним жития преподобного Сергия, помним нечто подобное и из примеров древних патериков. Но здесь это не было, что называется, «повторением приема». Все было как-то очень буднично, обыденно, естественно. Не наигранно и не театрально. Вот таким я впервые и увидел старца.

Все отмечают его простоту и доступность, но при всем при этом он не был простецом

Все, конечно, отмечают его простоту и доступность, но при всем при этом он не был простецом! Вот в чем дело. Он, как мы знаем, блестяще закончил богословский факультет Афинского университета. Учился и в течение всей своей жизни потом, общался и близко дружил с людьми, которые составили цвет и гордость православного богословия не только в Греции, но и во всем православном мире. К нему приезжали люди весьма ученые, со многими степенями и регалиями, опять же издалека, и каждый находил интересным общение с ним. Это не был такой малограмотный «мужичок в рясе». Нет.

Однажды мы беседовали, и зашел разговор об истолковании какого-то вопроса у античных философов Платона, Евтиха и Аристотеля… И тут вдруг старец начал настолько энциклопедически широко и по смыслу глубоко освещать эту тему именно с точки зрения мистического опыта Церкви и православной духовности, что все, кто участвовал в этом разговоре, были просто поражены его рассуждениями. Можно быть начетчиком, а можно осмыслить корпус знаний, – и вот это, конечно, в нем изумляло тех, кто настроен был видеть в этом старом монахе такого «простачка-дурачка». Он действительно происходил из большой бедной семьи, но сам внутренне стяжал очень многое. В числе афонских настоятелей старец Григорий весьма авторитетен. Не каждый игумен на Афоне имеет такой вес. И дело не только в каких-то «табелях о рангах»…

Максим Клименко

Расскажу историю, которая произошла лично со мной. Я это называю чудом. Потому что каких-то иных объяснений у меня произошедшему нет. Какое-то время назад, зная, что я регулярно бываю на Святой Горе Афон, владыка Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря в Киеве, тогда еще не епископ, а архимандрит, позвонил мне и сказал:

– Если ты вскорости будешь на Афоне и у тебя с собой не очень много вещей, то не мог бы ты передать небольшую посылочку для отца Григория в монастырь Дохиар?

На вопрос:

– Что это?

– Да, так, ерунда, – ответил он. – Старец кое-что заказал, мы заказ выполнили, но надо срочно передать, потому что у них сейчас будет большой праздник, и это к празднику… Надо спешить. Мы ищем возможность поскорее передать это на Афон.

Как только я согласился, со мной сразу же встретился молодой человек (впоследствии я узнал, это очень талантливый ювелир, мастер золотых дел). Тогда же он мне передал некий пакет, ничего не объясняя. Когда уже дома я его развернул, то пришел в ужас! Там, в специальном кофре, был комплект богослужебных сосудов. Но не просто богослужебных сосудов – это были довольно внушительных размеров точные копии византийской чаши и дискоса, которые находятся у нас в Оружейной палате! Сделаны они были из серебра с позолотой и украшены драгоценными и полудрагоценными камнями! А я уже знал, что на вывоз таких вещей нужно собирать огромный пакет документов в Министерстве культуры и т. д. Это тебе не крестик серебряный или золотой на шею повесить и пройти таможню… Я был в шоке. Не знал, что делать! Лететь мне надо было на следующий день. Билеты на руках. Чемоданы собраны. Мысленно прокручивая, в какой пренеприятнейшей ситуации я могу оказаться, набираю номер монастыря Дохиар. Трубку поднимает сам старец Григорий. Путаясь в словах, пытаюсь ему объяснить, что меня ожидает… И тут он вдруг властно и резко перебивает меня:

«Ничего не бойся – бери и вези!»

– Что ты несешь?!! Это же полная ахинея! Бред! У нас праздник. Праздник Матери Божией. Матерь Божия ждет эти сосуды! Матерь Божия ждет их к празднику. Ничего не бойся – бери и вези!!

Друзья мне посоветовали:

– Слушай, у тебя есть что-то такое совершенно неприглядного вида, старая сумка или древний чемодан?

Я нашел с детских времен такой матерчатый чемоданчик на молнии, с которыми раньше, в далеком советском прошлом, детей отправляли в пионерские лагеря. Слава Богу, корф туда вошел так, как будто для него и был создан. Все-таки, если честно, я не без некоторого трепета поехал в аэропорт. «Старец благословил, надо везти», – только и повторял я, чтобы себя успокоить. И что же произошло?

Каким-то удивительным образом таможенники в Москве ничего не увидели. То же самое повторилось и в Греции. Кладу чемоданчик на ленту, и как будто им в этот момент кто-то глаза закрывает. Я уже понимаю, что это что-то невероятное, разве что только по молитвам старца, происходит. Как на крыльях, лечу в Дохиар. Отдаю эту передачу старцу Григорию. Он тут же заводит меня в алтарь, показывает храм, который уже весь готов к праздничному богослужению, и, поставив эти необходимейшие богослужебные атрибуты на престол, удовлетворенно произносит:

– Все! Последний штрих. Дождались!

И тут же, поворачиваясь ко мне:

– За твою смелость, за твое дерзновение, что ты послушал моего благословения, ты будешь вписан на вечное поминовение в нашем монастыре! Каждый день, когда у нас будет служиться литургия, мы будем тебя поминать.

Большей радости себе, конечно, и представить невозможно! И тут же, чтобы как-то спустить меня с небес на землю, старец в свойственной ему шутливой манере уточняет один момент:

– Только, пожалуйста, когда будешь помирать, не забудь нам сообщить, чтобы мы тебя уже поминали за упокой!

Вся эта история очень точно характеризует старца.

Старец Григорий (Зумис). Фото: Виталий Кислов

В последнее время сам отец Григорий уже был очень болен: сахарный диабет, инсулиновая зависимость… А недавно мы еще с ужасом узнали, что при реставрационных работах старец, оказавшись вдруг один, упал в строительную яму. Он просто каким-то чудом остался жив, получив, конечно, переломы и ушибы. Мы думали, старец, в таком преклонном возрасте, с букетом тяжелейших заболеваний, этого уже не переживет. Но Господь явил Свое чудо и вернул нам старца еще на какое-то время.

Геронда невероятно спешил закончить все работы по благоукрашению обители. Люди, которые бывали в Дохиаре, поражались быстроте, с которой там происходят удивительные изменения:

– Как?! За такое короткое время монастырь мог буквально из руин восстать и так преобразиться?!! – могло вырваться даже у весьма сдержанных джентльменов.

Кроме самого монастыря, старец заботился о благоукрашении монастырской территории, строил там какие-то отдельно стоящие, как их называют на Афоне, кафисмы и исихастерии, – это келлии, где монахи могут молитвенно уединяться на какое-то время. На вопросы: «Зачем вы это делаете? У вас же не так много братий, а монастырь огромный… Для кого вы все это строите?» – старец в свойственной ему манере, с хитроватым прищуром, отвечал: «Вы еще не знаете, что меня уже не будет, а Афон наполнится монахами. Придет время, когда будет просто не хватать монастырей, чтобы принять всех желающих здесь подвизаться». Видимо, что-то было ему открыто.

Бац! – и скальпелем без наркоза вырезается раковая опухоль в твоей душе

Еще хотя бы коснусь главного, о чем, считаю, необходимо сказать. Сейчас многие вспоминают жертвенную любовь геронды, его пламенную веру и т. д. Я бы хотел особо подчеркнуть то качество, которое самого меня поражало в нем больше всего. Он своей жизнью воплотил слова апостола Павла из его послания Коринфянам: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1, 19–20). Старец юродствовал. Об этом могут свидетельствовать все, кто его знал и хотя бы раз с ним общался. Но это было не показушное юродство, – как любят у нас некоторые клирики или монахи поиграть в старчика, этакого юродивого, чтобы прибавить себе некоего «духовного» флера. Нет, это было юродство, что называется, по гамбургскому счету. Это юродство сродни «юродству проповеди» (1 Кор. 1, 21) древних блаженных, которые прямо обличали власть имущих и, невзирая на чины, могли устроить ту еще взбучку. Такие почти патериковые сеансы шоковой терапии в Дохиаре его игуменом практиковались непрестанно. Это были очень внезапные виражи духовного опыта для тех, кто благодушно созерцал только лишь минуту назад этого доброго улыбающегося дедушку, бредущего, казалось бы, с распростертыми объятиями к ним навстречу, а по пути ласкового и обходительного даже с животными… И тут: бац! – и скальпелем без наркоза вырезается раковая опухоль в твоей, как ты полагал, распрекрасной душе. Я много раз наблюдал эти виртуозные операции!

Чтобы не быть голословным, расскажу пару случаев. Это далеко не самые эксцентричные уврачевания (иные из них я вообще не решусь предавать огласке). Однажды я привез на Афон одного очень близкого мне человека. До этого он уже успел побывать, как говорят светские люди, в «центрах духовной силы»: в Тибете, в каком-то ашраме в Индии и т. д. «И вот, мол, в эту нашу копилочку почему бы еще не добавить и Афон…» – так, наверно, он мог рассуждать, но тут началось…

Старец Григорий (Зумис). Фото: dmdonskoy.ru Он, кстати, не сразу и согласился-то поехать на Святую Гору Афон, точно догадывался, что таким, каким ты был раньше, отсюда уже не вернешься… Провожу его к старцу Григорию. А этот человек, скажу сразу, курил чуть ли не с подросткового возраста, причем много и достаточно крепкие и дорогие сигареты. Я это знал, как знал и то, что старец Григорий был непримиримым борцом с этой страстью – табакокурением, – но о том, что произойдет, сведи я их, я еще не успел подумать… Как вдруг вижу – старец уже твердым шагом идет по направлению к моему другу…

– У тебя есть сигареты? – спросил он его.

Тот тут же послушно вытащил из кармана начатую пачку сигарет, протянул интересующемуся. Паломники Дохиара знают, сколько там, прямо в храме, у иконы Божией Матери «Скоропослушница», бывает оставленных теми, кто исцелился от этой зависимости, пачек. «Вот, – думаю, – и старец пополнил свою коллекцию», – но не успел я еще доформулировать эту мысль до конца, как до моего слуха внезапно донесся звук смачной оплеухи!

– Все, больше у тебя сигарет не будет, – объявил старец тому, кого так нежданно «отблагодарил» за початую пачку.

«Чудит дедушка», – внутренне только и усмехнулся тот, у кого в его сибаритском шикарном чемоданчике был еще припрятан блок изысканных сигарет… Вновь оказавшись с ними потом наедине, он достал одну сигарету, попробовал ее закурить и не понял, что происходит: голова у него закружилась, началась какая-то противная тошнота. Он выкинул эту сигарету и взялся за другую – то же самое! Он стал упорствовать, и его вырвало! Больше он даже и не пробовал закурить. Хотя до этого был заядлым курильщиком более 30 лет!

Геронда бывал резок, но это были вынужденные меры опытного врача, который видит всю пагубность болезни

Да, геронда бывал резок, но это были вынужденные меры опытного врача, который видит всю пагубность снедающей человека болезни и понимает, что по-другому здесь действовать нельзя.

Причем нелицеприятен старец был не только в отношении приезжих. Однажды прославленный Ватопедский монастырь сделал нечто неслыханное для Святой Горы Афон – установил на полпути в обитель что-то вроде блокпоста. Это был шлагбаум, и при нем охранники, которые проверяли наличие бронирования, то есть разрешения на посещение именно Ватопеда (при том, что там вообще-то выдается еще и общий допуск на вход во все монастыри). Понятно, что Ватопед предпринял эту меру вынужденно, желая как-то урегулировать потоки приезжающих, чтобы всем было где разместиться да все были накормлены… Но ни один святогорский монастырь никогда ничего подобного все же себе не позволял… Так что, когда об этом сообщили геронде Григорию, он иронически переспросил:

– Значит, шлагбаум поставили? Ага… И кассу, конечно, установили, да? Что же, они и чеки выдают?

Большего издевательства, в контексте всей святогорской традиции и противостояния афонитов навязываемым Евросоюзом нормам, себе и представить невозможно.

Так он одной хлесткой фразой дал понять, что не всегда нужно внедрять на Афоне то, что принято в «прогрессивном» сервильно настроенном миру. Это может послужить соблазном, что, собственно, и произошло. В итоге Ватопед и сам был не рад этому своему нововведению. Голос геронды – это данный нашему времени голос обличения, которым ранее, как бичом, отряхивали общество от скверн разве что избранные пророки.

Старец Григорий имел дар прозорливости. Какие-то вещи он прикровенно предсказал. У меня нет в этом никакого сомнения. По-человечески мы все, кто знал старца и считает себя его почитателями, скорбим о его уходе, но в тоже время знаем, что у Господа на Небесах появился новый молитвенник, ходатай за всех нас.

Будем же и мы, особенно в эти дни, когда душа его еще прощается с этим миром, молиться о новопреставленном схиархимандрите Григории.

Монастырь Дохиар

  • | Печать |rel=»nofollow»>
  • E-mailrel=»nofollow»>

В середине пути между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар. Вначале (10 век) ключник Афанасий Лавриоти Ефтимий построил монастырь в Дафни и посвятил его Святому Николаю. Когда во время одного из набегов пираты разрушили монастырь, сам Ефтимиос со своим племянником Патрикием Николаем восстановили его от самого основания уже на том месте, где он стоит теперь. Император Михаил Дукас и его мать Евдокия обновили монастырь.

Позже монастырь много раз подвергался новым нападениям пиратов, однако вновь был восстановлен в 1570 году от самого основания Роксаной, супругой вождя Молдавии Александра, который выкупил его подворья. В 1653 году к монастырю был присоединен находящийся во Влахии маленький монастырь Эломпозия. В 1821 году были утрачены многие ценные здания.

Соборный храм монастыря посвящен Архангелам. Свой день он празднует 8 ноября. Построен он был в 16 веке, довольно высок и имеет большое основание. Слева от нефа находится могила епископа Молдавии Феофания, который был отлучен от своей митрополии и умер здесь монахом. Фрески Соборного храма выполнены в критской школе. Справа от входа в трапезную и внутри расписанной небольшой церкви находится чудотворная икона Богоматери «Горгоийку» («Скоропослушницы»), Иерией «просмонариос» (ожидающий) строго несет здесь службу и принимает паломников. В монастыре есть источник Святой воды. Согласно преданию, его нашел Феодул, строитель. Пытаясь найти воду, он начал копать очень глубоко. Тут Архангелы Михаил и Гавриил указали ему на источник святой воды – Айасмос. Монастырь имеет на своей территории 6 пареклисов (часовен) и 4 – вне ее. Снаружи от главного входа в монастырь есть церквушка Святого Онуфрия, где летом, во время жатвы, проводятся воскресные службы.

Библиотека монастыря находится на втором этаже Башни и содержит 65 пергаментных кодексов (11-14 века), 244 кодекса, написанных на бумаге (14-18 века), 4 пакета с нотами церковной музыки (15-19 века), 87 бумажных кодексов с церковной музыкой (15-18 века) и 2000 печатных изданий.

Среди святынь монастыря хранятся: Тщесное Древо, переносные иконы, предметы поклонения, святое облачение (ризы), мощи 45 святых и др.

Монастырь имеет 2 кельи в Кариесе. В одной из них находится представительство.

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:Продром, румынский скит Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна (от рум. Prodrom – Предтеча), расположен на восточной оконечности Святой Горы. Одна из главных святынь скита — частица главы святого ИоаннаСвятая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. НезРусский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет поиРусский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей деньВ лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (егНа вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке тМонастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый». По преданию, монастырь был Монастырь Констамонит расположен на высоте 200 метров в 45 минутах ходьбы от побережья, в живописном зеленом месте. Согласно преданию, был основан Констой, сыном Константина Великого. Другое предание На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был осн В двух часах ходьбы от Кариеса, восточнее монастыря Святого Пантелеймона и западнее монастыря Сименопетр, в 200 метрах от моря находится монастырь Ксиропотам. Основан он был, согласно преданиям, в 424

    Tags:

  • Афон
  • Святая Гора
  • Дохиар

В Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь со всей страны едут паломники за утешением и исцелением. Корреспондент «Комсомолки» тоже оказалась в их числе.

В середине января кинотеатры ломились от желающих увидеть фильм «Остров» Павла Лунгина. Главный герой — монах отец Анатолий (актер Петр Мамонов) — больше тридцати лет молился о прощении смертного греха. Прознав о его особом целительском и провидческом даре, к нему на остров потянулись толпы страждущих.

Между тем в нашей суетной жизни старцы — одна из вечных загадок. К ним на Руси издревле особое почтение и интерес. Люди обращались к ним кто за советом, кто за исцелением — даже в богоборческие советские времена. Есть такие старцы и сейчас — «Комсомолка» уже писала о том, в каких монастырях находятся их обители. Об одном из старцев я сначала узнала от своей приятельницы. Она с упоением рассказывала, что собирается поехать в Боровский мужской монастырь, где живет отец Власий. Он якобы видит людей насквозь и может дать мудрый житейский совет. Вернулась подруга обескураженной. Как только она зашла к батюшке, он тут же ей сказал: «А крест-то на тебе чужой!» — она действительно попросила его у подруги перед поездкой. И строго заметил, что нужно в церковь ходить, молиться, а спрашивать, как удержать сразу двух мужчин, — нехорошо… Знакомая на самом деле запуталась между мужем и любовником… «И как он узнал?» — удивлялась она. И тут же рассказывала о чудесах, которые происходят в монастыре. Вот девочка, мол, одна плохо видела. А отец Власий ее в лоб поцеловал, и она прозрела… Словом, решила я поехать к старцу, чтобы самой во всем убедиться…

В очередь за чудом

В старинный городок Боровск, что в семидесяти километрах от Москвы, я попала накануне Крещения.

— Не подскажете, как к отцу Власию добраться? — спрашиваю у продавщицы тыквами.

— На маршрутку садись, у рощи остановит. А там по тропинке. Народ дорожку туда протоптал. Но к старцу сразу не попадешь. Мы рядом живем, а все — никак. Это надо в очереди сутками стоять, караулить.

У входа в монастырь меня останавливает вратарник:

— И куда собралась, девица?

— К отцу Власию. Можно мне в монастырь?

Но что-то мне внутри подсказало — не стоит сразу домой поворачивать. Вижу, еще две женщины к собору идут. Я — за ними. Разговорились.

— Отец Власий моей подруге помог, — поделилась со мной одна из них. — У них с мужем долго ребеночка не было. Старец сказал, что нужно им обвенчаться. Так они и сделали. И родила моя подруга недавно. А вообще он каждого человека насквозь видит.

— Как это?

— И прошлое твое, и будущее знает. Только если что говорит, все исполнять надо. А это порою так трудно!

…Дорожка сама повела к двухэтажному зданию. Поднялась я по лестнице. Вижу, по лавкам народу немало.

— К кому вы? — спрашиваю.

— К отцу Власию, — девушка подняла лицо от молитвенника.

— А кто в очереди последний?

Народ отмалчивался. Потом одна женщина пояснила:

— Тут те, кого отец Власий по многу лет знает. С праздником поздравить пришли.

Из комнатки старца выходят молодые муж с женой, она держит на руках мальчика и улыбается счастливо:

— Слава богу, нет у Сашеньки болезни, что врачи ставили. Батюшка сказал, надо пить козье молоко и есть курагу.

Рядом со мной одевалась миловидная женщина.

— Ой, как я рада, что к нему сегодня попала, — затараторила она. — Говорил же мне батюшка: «Не ешь, Катя, перед телевизором». Ведь не слушала. Желудок заболел. Врачи поставили опухоль, сказали, надо делать операцию. Я — к батюшке. Думаю, даст благословение — решусь. Он сказал мне: «Слушай врачей. Они все сделают как надо». Все, пойду ложиться в больницу!

Рассказали мне в очереди про уникальный случай. Привезла мать сына, молодого парня, вся в слезах: «Врачи сыну СПИД поставили. Ночами не спит — задыхается». Отец Власий лоб парню перекрестил, дал масло, привезенное из Иерусалима. Парень принял масло и в первую же ночь уснул. Вскоре оба снова приехали к старцу с радостной вестью: врачи в анализе крови СПИДа не обнаружили… И задыхаться парень ночами перестал…

Говорили, что к отцу Власию несколько лет подряд ездил писатель Александр Солженицын с супругой Натальей Дмитриевной. И еще много людей известных. Только имена их держатся в тайне.

Чаще всего приезжают к старцу с серьезными проблемами. Но бывают и курьезы. Одна бабушка все никак не могла попасть на прием и уговорила его водителя: «Ой, милок, помоги!» Тот сжалился и бабушку провел, а потом получил от отца Власия выговор. Старуха-то чего просила: холодильник у нее старый, и она решить не могла — покупать ей новый или нет.

…»Больше отец Власий принимать не будет», — пронеслось по рядам.

Вышел из кельи крепкий мужчина с длинной бородой, в очках и в рясе. Все тут же повскакивали, кто-то попытался за подол его ухватить… Пожилая женщина успела на ходу вопрос задать:

— Батюшка, ну что мне с работой делать?

— Я же в прошлый раз говорил: слушай свое начальство, не спорь, — строго сказал ей старец. — Что ж ты не выполнила! Ешьте пироги с грибами, держите язык за зубами…

Затем отец Власий всех оглядел. Кивнул:

— Господи, благослови вас…

А одну женщину вдруг за нос ухватил и быстро ушел.

— А чего это батюшка меня за нос? — удивилась та.

— Так батюшка, говорят, грехи вытягивает, — кто-то, смеясь, ответил ей в толпе.

Я расстроилась, что не попала к старцу. Меня успокоила девушка Лена, что была передо мной в очереди:

— Не переживай. В следующий раз попадешь. Всех, кому надо, Господь к нему обязательно приведет.

Тут я поняла, что еле на ногах стою. Целый день не ела. И Лена меня пригласила:

— Пойдем, я в трапезной договорилась. Нас покормят.

Такого вкусного борща с ароматным белым хлебом я давно не ела. Поев, мы убрали посуду, крошки со стола стерли. Здесь так принято. В трапезной кормят трудников — мирян, которые приходят в монастырь работать.

Уезжая в Москву, я знала, что еще вернусь…

Батюшка вылечился от рака

У самого отца Власия — удивительная история. Бабушка его была монахиней, от нее-то и пошла его любовь к Богу. Учился он в мединституте в Смоленске, дружил с девушкой, но вынужден был скрыть от нее свою веру. Ходил в собор тайком, а девушка подумала, что он к кому-то на свидания бегает. Выследила его в храме и доложила в ректорат. Из-за травли молодой студент из института ушел. Уехал в Закарпатье и через пять лет постригся в монахи. Стали величать его отцом Власием. Потом служил в храме в Тобольске. Там тоже испытал гонения, после чего принял схиму — отказался от всех мирских радостей. В Боровске — с 79-го. Когда отец Власий поселился в здании сельхозтехникума (он был в здании монастыря), первое время в лунные ночи откуда-то раздавались стоны. А еще местные жители рассказывали, что видели призрак — монаха. Считали, что это дух святого Пафнутия святыню охраняет. А стоны по ночам объясняли тем, что обитель на костях стоит. В 1610 году поляки прорвались в монастырь и за ночь уничтожили около 5 тысяч дружинников, монахов и жителей. Тела захоронены здесь в двух братских могилах.

Когда отец Власий стал читать псалтырь, стоны по ночам исчезли. Однажды 14 мая — на день Пафнутия Боровского — обвалился купол в соборе Рождества Богородицы и открылись фрески, которые расписывал Дионисий, ученик Андрея Рублева. И монастырь стали восстанавливать.

Владыка предложил отцу Власию стать игуменом монастырским. Но тот отказался. Как рассказывают, отец Власий узнал, что болен раком, и уехал на греческий Афон. Пять лет он был в уединении — затворе. Когда вернулся в Боровск, паломников к нему стало еще больше.

Диагноз ставит по глазам

Рассказывать о том, что кому сказал отец Власий, здесь не любят. Одна из паломниц мне пояснила: сам старец предупреждает, чтобы все сбылось, сокровенные вещи нужно держать при себе. Молчать труда нет, а польза великая.

Хотя какие-то случаи все же до прихожан доходят. Например, как-то мужчина пришел, а батюшка ему говорит:

— Вижу, сердце больное. Куришь много. Выйдешь отсюда, курить не будешь.

Мужчина удивился. Но вправду больше сигарету в рот не взял. И сердце отпустило.

Сам отец Власий так объяснял свой дар видеть болезни:

— Людская молва разнесла, что я чуть ли не экстрасенс. А я раньше изучал иридодиагностику и по радужной оболочке глаз могу диагносцировать разные заболевания. Вообще почти все болезни тела напрямую зависят от болезней души. Стоит человеку устать, омрачиться, ослабнуть, как тотчас врываются недуги.

Плату за прием батюшка не берет. Но народ обычно все равно пытается его отблагодарить. Кто немного денег оставит, кто яблочком угостит или пирогом. Эти дары идут на нужды монастыря, на стол к монахам и паломникам-трудникам.

Как я исповедалась в мужском монастыре

Через неделю я узнала, что очередь к старцу расписана на полторы недели вперед.

— Поживите дней пять в гостинице, может, и пораньше попадете, — посоветовали мне по монастырскому телефону. — А вообще в воскресенье отец Власий проводит исповедь.

Я выехала заранее — в субботу. Сутки не ела скоромной пищи, как положено. Остановилась у добрых людей на ночлег. Хозяйка приютила еще троих паломниц. Мне подсказали, что грехи, в которых я раскаиваюсь, лучше написать на бумаге. И отдать отцу Власию. А то люди обычно теряются на исповеди и забывают, что хотели сказать.

Я три листа исписала, всплакнула — не так-то просто в грехах каяться. Вместе с соседкой прочла канон. В три часа ночи мы пошли занимать очередь. У монастырских ворот уже кто-то в валенках переминался с ноги на ногу.

— Девочки, предупреждаю, со мной еще восемь человек, — сказала пожилая женщина. — Можно я пойду? А то уже два часа здесь стою.

Откуда-то прибежал рыжий кот и стал тереться возле нас… Мороз! В соборе Рождества Богородицы исповедь началась в семь часов утра.

До меня человек двадцать прошли. К отцу Власию подходили по одному.

С кем-то он разговаривал шутливо. С кем-то — очень строго.

Одной девушке, которая жаловалась на нескончаемые болезни, сказал:

— Сначала душу лечить надо, потом — все остальное.

Мое сердце затрепетало. Внимательно прочел отец Власий мои листочки. Несколько раз вздохнул сочувственно. Посмотрел в глаза.

— А теперь, — говорит, — покажи мне свой крест.

Подержал крестик в руках. Потом встала я на колени. Помолился батюшка. Поцеловала я крест и псалтырь. И тихонько отошла в сторону.

И будто плита бетонная упала с моих плеч. Так вдруг в сон потянуло. Прислонилась я к стене и отключилась.

Пришла в себя, когда служба началась и полилось под своды купола красивое пение. Открыла глаза и от удивления обомлела. Прямо передо мной стоял известный танцор Андрис Лиепа с букетом белых роз. Я подошла к нему и спросила, не к отцу ли Власию он приехал.

— К нему. Мы дочку у отца Власия крестили восемь лет назад. Потом он в затвор на Афон уходил. И как снова появился в монастыре, мы к нему приезжаем постоянно. Удивительный человек! Я не знаю, как мы без отца Власия были бы…

Потрясенная, провела я эти полдня в монастыре. На выходе кто-то окликнул меня. Андрис Лиепа! Он решил подарить мне свой календарь и подписал его: «Светлане — на память».

И тут я призналась ему, что журналистка.

— Знаете, Андрис, в прошлом году ваша жена Екатерина вручала мне диплом на конкурсе «Папарацци года».

Мы с ним вместе посмеялись такому совпадению.

А вообще, подумала я, случайностей в нашей жизни не бывает. Значит, все это просто мне было нужно.

Карпатский Марадона

Пожалуй, любой человек, хотя бы немножко разбирающийся в футболе сходу назовет самого знаменитого румынского футболиста. Конечно, Георге Хаджи! И еще добавят при при этом — «Карпатский Марадона», хотя сам Георге не любит это прозвище, предпочитает простое, несколько фамильярное Гича.

Пожалуй, любой человек, хотя бы немножко разбирающийся в футболе сходу назовет самого знаменитого румынского футболиста. Конечно, Георге Хаджи! И еще добавят при при этом — «Карпатский Марадона», хотя сам Георге не любит это прозвище, предпочитает простое, несколько фамильярное Гича.

Хаджи закончил карьеру 12 лет назад, но его популярность до сих пор высока, вряд ли кто из ныне живущих румын может с ним соперничать. Имя Хаджи носил стадион в портовом городе Констанца, где начинал свою карьеру полузащитник. Да что там стадион. Один из самых продаваемых в Румынии тортов так же назван в честь всенародного любимца.

Иногда популярность Гичи идет ему во вред. «Меня пытаются сделать другом всех румын. Может это и хорошо, но нередко мое имя используют без моего согласия и в личных интересах. Недавно я вдруг увидел свое имя на обложке порнографического журнала. Дескать, там опубликовано мое эксклюзивное интервью. Да я в жизни не связывался с подобными изданиями. Хорошо хоть интервью, а не фотосессия», — негодует Георге. Да и к идее переименования стадиона Гича относится крайне отрицательно. «Я — живой человек и не собираюсь умирать. А называть что-либо именами живых людей — глупая затея. Поэтому, когда стадион в Констанце перестал называться Георг Хаджи, я почувствовал облегчение».

Учись студент

Детство футбольного гения прошло в небольшом городке Саселе. Стоит упомянуть, что самый выдающийся румынский футболист — не совсем румын. Предки Георге переселились в Румынию из бывшей Югославии, — а если точнее, из Македонии. Правда, фамилия у него совсем не македонская, и даже не славянская. Поэтому, происхождение Хаджи окончательно не выяснено. Равно, как и то, как Гича пришел в футбол. Впрочем, какая разница как. Главное, что пришел.

В 13 лет Гича играл лучше всех в родном городке, и его пригласили в Констанцу, в юношескую команду местного «Фарула». В «Фаруле» Хаджи и заявил о себе в полный голос. В возрасте 18 лет он был впервые приглашен в первую сборную страны. Мирча Луческу, ныне тренирующий донецкий «Шахтер», на свой страх и риск вызвал юного полузащитника на матч с норвежцами.

«Фарул» — клуб скромный даже по меркам Румынии времен Николае Чаушеску, а портово-курортная Констанца — не лучший город для карьерного роста. Слишком много разных отвлекающих факторов. Конечно, юному дарованию были бы рады и в «Стяуа», и в бухарестском «Динамо», но сам Георге решил повременить с переходом в суперклуб. Хаджи был очень близок к переходу в «Университатю» из Крайовы, но в итоге оказался в столичном «Спортул Студентеск».

«И это решение было самым верным. Может, «Спортул» не был таким грандом, как «Стяуа», но именно в этом клубе я смог возмужать и стать лидером. В «Стяуа» я пришел готовым игроком. Готовым для больших побед».

Чаушеску не причем

И все же имеется повод усомниться в искренности Георге. Наверняка, наблюдая за тем, как «Стяуа» первым из восточноевропейских клубов выиграл Кубок чемпионов, как ликуют игроки бухарестской «Звезды» (так переводится с румынского название команды), он наверняка думал, «а ведь я мог быть вместе с ними». Поэтому, уже через полгода Хаджи отправился в сильнейший на тот момент клуб Европы и Румынии. Людская молва видела в этом переходе руку властителя Румынии Николае Чаушеску или его сына Валентина, курировавшего «Стяуа».

«Ничего подобного. Чаушеску тут не причем. Я сам решил перейти в

«Стяуа». Пора было что-то менять в жизни, в спортивной карьере. А с Чаушеску я познакомился уже после выигрыша Суперкубка».

Дебют Хаджи в «Стяуа» выдался феноменальным. В матче за Суперкубок Европы с киевским «Динамо» он забил единственный гол. И как забил. Со штрафного в обвод стенки крученым ударом. Роскошный бросок Виктора Чанова оказался бесполезным. «Стяуа» выиграл свой второй европейский трофей, уже только из-за этого приобретение Гичи можно было назвать удачным.

Как это ни банально, но Хаджи умел на поле все. Не обладая внушительными физическими данными — рост Георге чуть больше 170 см, он был очень техничным игроком. Мог оставить в дураках нескольких искушенных соперников, мог отдать точнейший пас через все поле, мог безупречно выполнить штрафной. А какие удары наносил Хаджи! С любого расстояния. Стоило Георге заметить, что вратарь соперника на секунду потерял концентрацию, расслабился, как следовал удар, крайне неудобный для голкипера. И когда гол в ворота сборной Колумбии признали лучшим на ЧМ-94, Хаджи удивился, — «да я в Румынии и более красивые забивал».

Естественно, зарубежные клубы давно заметили лидера сборной Румынии, но Валентин Чаушеску, и слышать не хотел о продаже своего любимца. Возможно, Гича так бы и остался в Бухаресте, если бы не румынская революция. Режим Чаушеску был свергнут, сам президент и его супруга были расстреляны, а покровитель «Стяуа» оказался за решеткой. Румынии стало не до футбола. Доиграв сезон до конца, Георге принял приглашение мадридского «Реала».

Зарубежные скитания

Но в «Королевском клубе» у Гичи почему-то мало что получилось. Да, играл довольно часто, забивал, но Хаджи времен «Стяуа» был куда сильнее себя мадридского. После двух бледных сезонов румын изъявил желание покинуть клуб. Удерживать его не стали. Георге обосновался в итальянской «Брешии», весьма скромном клубе, и, надо признать, нашел свою команду. Даром, что эта команда, имея в своем составе такую звезду, как Хаджи, вылетела из серии А. Через год вернулась, причем, можно сказать, что на хрупких плечах румына. После довольно успешного итальянского сезона Георге съездил на свой второй чемпионат мира, забил там три мяча, в том числе, и знаменитый гол в ворота Колумбии. Возможно, был смысл остаться в «Брешии», но в «Барселону» часто не зовут. А звали румына и кумир детства Йохан Кройфф, приятель Христо Стоичков.

Как ни уважал Гича Кройффа, а отношения у двух великих не заладились. Георге не всегда понимал требования голландца, Кройффу пришелся не по душе излишне своенравный характер Хаджи. Болельщики «сине-гранатовых» особо не жаловали капитана румынской сборной, помнили о его выступления за «Реал». «Два сезона, прожитых зря», — назовет потом свой барселонский период Георге. В памяти остались несколько эффектных голов.

Золотые берега Босфора

«Мне был 31 год. Казалось, что карьера идет на спад. И тут звонок из «Галатасарая». Я согласился с неохотой, еще не предполагал, что именно в Стамбуле проведу один из самых ярких отрезков своей карьеры». Главный тренер турецкого клуба Фатих Терим не стал подстраивать румына под свои игровые схемы, он полностью положился на лидерские качества и мудрость Георге. Получив полную свободу действий на поле, Хаджи смог полностью реализовать свой огромный талант. «От игры за «Галатасарай» я получал огромное удовольствие». Вне всякого сомнения, удовольствие было обоюдным. При Хадж

«Галатасарай» не только четырежды становился чемпионом Турции, но и впервые в истории турецкого футбола выиграл европейский трофей — Кубок УЕФА. В Турции же Хаджи стал не менее популярным и любимым, чем в родной Румынии.

«В розыгрыше Кубка УЕФА нас долго никто не воспринимал всерьез. Да, все отмечали прогресс турецкого футбола, но чтобы «Галатасарай» взял Кубок… И именно это обстоятельство подстегивало и заводило нас. Поэтому, когда мы выиграли трофей, лично я не удивился», — говорил потом Гича. Конечно, Кубок УЕФА не Кубок чемпионов, который мог бы выиграть Георге, перейди он в «Стяуа» годом раньше. Но выдающийся футболист под занавес своей карьеры выиграл трофей.

Инкубаторские цыплята

Клубная карьера Хаджи могла складываться по-разному, но в сборной Румынии он всегда был королем. Да и румыны при Хаджи заметно прибавили, — из весьма средненькой командочки превратились в крепкую сборную, способную потрепать любого соперника. Трижды Георге играл на чемпионатах мира, и все три раза румыны выходили из группы. Да и покидала чемпионат сборная с высоко поднятой головой, уступив в равной борьбе.

На чемпионате мира 1998 года румыны удивили тем, что, вышли на матч 1/8 финала с желтыми волосами. Только тренер сборной генерал Ангел Йорданеску счел эту затею несолидной и ограничился стрижкой под ноль. Вратарь Богдан Стеля так же не принял участие в акции — нечего было красить. Остальные, в том числе и 33-летний Хаджи, стали напоминать инкубаторских цыплят. Оказывается, сама идея отметить таким необычным образом победу над англичанами и выход в 1/8 финала принадлежала самому Георге. А что в этом особенного.

Пришли к парикмахеру, он нас покрасил. По-моему, вышло неплохо». Но покраска в желтый цвет румынам не помогла — борьбу за Кубок мира продолжили их соперники хорваты.

В 1998 году сборную возглавил молодой тренер, бывший полузащитник «Стяуа» Виктор Пицуркэ, взявший курс на обновление команды. Пицуркэ решил отказаться от услуг ветеранов, в том числе и от Хаджи, отыгравшего за румынскую команду более ста матчей. Болельщикам это не понравилось, и они стали требовать возвращение кумира. Пицуркэ не стал упорствовать и пошел на поводу у болельщиков. По ходу отборочного турнира, успешно складывавшегося для румын, Хаджи снова надел желтую футболку. Несмотря на возвращение, Гича затаил обиду на недавнего партнера. В прямом эфире он подверг резкой критике работу Пицуркэ, заявив, что ему еще учиться и учиться. Тренер не остался в долгу — «мы вышли бы из группы и без Хаджи». Конфликт мог зайти слишком далеко, и поэтому федерация футбола Румынии решилась на замену тренера — у руля сборной встал Эммерих Эней, автор исторической победы «Стяуа» в Кубке чемпионов.

Чемпионат Европы 2000 прошел вскоре после победного для «Галатасарая» финала Кубка УЕФА. Наверное, Хаджи отдал этой победе слишком много сил, ибо на Евро-2000 он мало напоминал себя. Напротив, почти все, кто имел доступ к информации о сборной Румынии, отмечали усталость и раздражительность капитана. Да и травма бедра, наспех залеченная перед первенством, давала о себе знать. На одной из тренировок Хаджи сцепился с другим ветераном — вратарем Богданом Стелей. Пришлось разнимать. Постоянно получали ядовитые уколы в свой адрес друзья Гичи — Дан Петреску и Георге Попеску. Из группы румыны снова вышли, но в четвертьфинале проиграли итальянцам. В этой встрече Георге нанес тяжелую тр

авму Антонио Конте и был изгнан с поля. Вот такая жирная клякса была поставлена в конце славной международной карьеры.

Синяки и шишки тренера Хаджи

Гениальный футболист иногда становится посредственным тренером. Так и случилось с Хаджи. В 2001 году 36-летнего Георге, только что завершившего карьеру и не имеющего ни соответствующего опыта, ни образования, бросили на сборную Румынии. Возможно, руководители румынского футбола ожидали, что столь сильная и харизматическая личность сможет быстро навести порядок в сборной. Харизмы у Георге действительно было столько, что некуда девать, а вот тренерского искусства не хватало. Сборная под его руководством попросту провалилась — впервые с 1990 года не попала на чемпионат мира. Хаджи бросил на стол заявление об отставке.

Любого другого тренера за столь слабую игру съели с потрохами. Хаджи отпустили молча. Второй блин — в турецком «Бурсаспоре», под руководством Хаджи середняк турецкого чемпионата превратился в аутсайдера и вылетел бы из Суперлиги, если бы румына не уволили. Но два прокола не повлияли на руководство «Галатасарая» летом 2003 года Георге был назначен главным тренером турецкого суперклуба, и многочисленная армия болельщиков не скрывала радости от возвращения кумира. Кубок Турции, с трудом выигранный «Галатасараем» при Хаджи вряд ли мог удовлетворить требовательную стамбульскую публику.

Проработав на «Али Сами Йен» полтора года Георге оставил свой пост. Почти два года длилась пауза в тренерской карьере, после чего Хаджи взялся за «Политехнику» из Тимишоары. Начало кое-что получаться, но Хаджи не усидел в трансильванском клубе — принял приглашение самого богатого олигарха Румынии, по совместительству владельца «Стяуи», Джиджи Бекали. Роман самого знаменитого игрока с самым знаменитым клубом был недолгим — всего три месяца. «Стяуа» неудачно выступала в Лиге чемпионов, а самого Георге бесили постоянные вмешательства Бекали в тренировочный процесс. Оставшись без работы, Хаджи предложил свои услуги когда-то пострадавшему от него киевскому «Динамо», но вице-чемпионы Украины предпочли ему Юрия Семина.

«Мой тренерский опыт пока в основном отрицательный. Но я не отчаиваюсь. Мне всего 50. Когда-нибудь и у меня получится. Даже не когда-нибудь, а очень скоро».

Кстати, о Марадоне — настоящем и карпатском.

Сам Георге не любит подобного прозвища, более того, в молодые годы мог и побить за сравнение с великим аргентинцем. «Да, в юности меня часто сравнивали с Диего, может потому, что мы были внешне чем-то похожи. Но с возрастом все сходство прошло. Мы совершенно разные, и подобное сравнение некорректно ни для меня, ни для самого Марадоны. Кроме того, я, наверное, заслужил право быть самим собой. Я не Диего Марадона, я Георге Хаджи». Кстати, информация о плохих отношениях Диего и Георге всего лишь выдумка. «Не знаю, откуда такие слухи. Мы не друзья, но никакой антипатии между нами нет. То, что я не пригласил Диего на свой прощальный матч — выдумка. Посмотрите списки приглашенных, он там присутствует. Просто у Марадоны не получилось приехать в Бухарест. Но пусть Диего знает, я всегда рад его видеть у себя дома».

Хаджи всегда с удовольствием приезжает на матчи ветеранов, участвует в благотворительных акциях. И те, кто видит Гичу на поле, отмечают, что он и сейчас бы мог играть на самом высоком уровне. «Я всегда играл на совесть. В матчах ветеранов тоже. Тем более что в футбол я не наигрался»

Старец Паисий Святогорец (1924-1994). Беседы о молитве.

– Батюшка, как нужно готовиться к молитве?

– Так же, как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек… Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом.

Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

– Батюшка, я читала в «Лествице», что для молитвы нужно быть
облечённым в одежду, в какую облекается человек, когда собирается предстать перед царем. Что это за одежда?

– Уничижать себя перед Богом и смиренно просить прощения за свои прегрешения. «Виновата, говори, Боже мой, я — неблагодарная, я огорчила Тебя. Прости меня». Но говори это с внутренним сокрушением, не внешне. Это та одежда, в которую нужно облекаться, когда беседуешь с Богом. Если этого нет, то ты как будто говоришь Богу: «Как дела? Ну, что новенького?». Если у человека, перед которым мы прегрешили, мы должны просить прощения, то тем более нужно просить прощения у Бога за наши ежедневные прегрешения.

– Это значит, батюшка, что нужно думать о согрешениях, которые я ежедневно совершаю?

– Прежде проси прощения у Бога за прегрешения, которые сотворила в течение дня, и уже потом думай о своей греховности в общем. Так ты смиряешься и уже потом начинаешь высказывать свои просьбы. Я начинаю молитву словами: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Повторяю это несколько раз шепотом и потом начинаю творить молитву.

Как-то я просил Бога, чтобы Он научил меня молиться. И тогда мне было видение юноши семнадцати лет, который молился. Он привёл меня в совершенное сокрушение! Он так плакал и молился, что я был изумлён и потрясен. Начинал с исповеди: «Я неблагодарный, неисправимый…». Потом говорил: «Что я сам, находясь в таком состоянии, могу с собой сделать, Боже мой, если Ты не поможешь мне?» И потом начинал говорить прошения.

– Батюшка, часто во время молитвы я думаю о своих прегрешениях и поэтому не могу сосредоточиться.

– Мы же уже говорили, что испытывать себя и исповедовать свои прегрешения нужно до начала молитвы, а не во время неё. А то получается уже не самокритика, а собеседование с тангалашкой. Перед молитвой нужно подумать о том, что в нас не так, на это направить свой ум, настроить прицельную рамку, а потом… огонь!

Афонский Старец Хаджи — Георгий

В книге рассказывается об одном из величайших афонских подвижников недавнего прошлого — греческом старце Хаджи-Георгии, неправедно пострадавшем от людей, увенчанном венцом славы от Господа.

Судьба его оказалась тесно связана с судьбой России и русского монашества на Афоне.

Афон, Паисий, старец, духовность,святогорец,наставления

АФОНСКИЙ СТАРЕЦ

ХАДЖИ-ГЕОРГИЙ

1 8 0 9 — 1 8 8 6

Предисловие

Наш священный долг писать о великих духовных деяниях современников, об их усердной борьбе за приближение к Богу. Понятно, что когда мы пишем о святых, то приносим этим пользу себе, так как воспоминаем об их делах и стараемся им подражать. А святых этот наш труд радует, они помогают и нам достигнуть их степени святости.

Если о добродетелях праведников мы должны говорить и писать, то тем более не должны замалчивать добродетелей невинно оклеветанных праведников, претерпевших гонения и ссылки, пострадавших из-за наших человеческих немощей, зависти и клеветы.

Грешники, если искренне покаются, спасутся. А невинно пострадавшие праведники, спасаясь, сверх того ещё получают награду за безропотно понесённые унижения. Они любимые чада Божии! «Господь любит праведники».

В Священном Писании превозносятся добродетели праведников, молитвы праведников слышит Бог. «Много бо может молитва праведнаго поспешествуема .

В числе неправедно пострадавших святых отцов нашей Церкви и преподобный Георгий, Хаджи-Георгий — один из святых нашего времени, великий святой.

Имя его было славно. «Великий подвижник и постник!» — говорили про него. Оно стало нарицательным.

О великих постниках говорили: «Это Хаджи-Георгий!»

Когда я приехал на Святую Гору и стал, как и все новоначальные, обходить удел Божией Матери в поисках «благоуханных цветов» (святых старцев), чтобы собрать с них для себя немного духовной пыльцы, то слышал, как все с благоговением и восторгом говорили о Хаджи-Георгии. Услышанное заставило меня почитать его ещё больше. Я стал больше интересоваться его жизнью и подвигами. Познакомился с его «духовными внуками» (послушниками послушников), его земляками-каппадокийцами: отцом Стефаном из монастыря Эсфигмен, старцем Василием из монастыря Каракалл, отцом Серафимом иконописцем и другими.

Люди церкви, которых я знал

О книге

Предисловие

Очерки жизни подвижников Эвтерпия из Смирны, кандиловжигательница Дядя Я́нис Папáзоглу, грамматик Кса́нфа с Пáроса, учительница благочестия Лениó из Египта Тётя Мина, занимавшаяся монахами больше, чем собственной скотиной Пандази́с из Фессалии, настоящий врач Ставру́ла из Атта́лы на острове Эвбея Валашка из селения Панайя́ в области Ката́ра Анна из Патры Фоти́ка Наши эксокли́сии Люди, потрудившиеся для Церкви без образования и дипломов Илия сапожник Илия, мастер по изготовлению кроватей Феофилакт из Фессалоник, базарный торговец Бог награждает Своих незаметных служителей Дядя Николай из обители Лонгова́рда на Па́росе Димитру́ла – «священная киновия» Слышанное мною о святом Савве с острова Ка́лимнос Богоявление Наши резервы Отец Иоанн Отец Илия Отец Евсевий Отец Георгий Шумный отец Анастасий Иеромонах Тимофей Отец Афанасий Хамакио́тис Севастиан, епископ Ко́ницы, высокая башня современного эллинизма, епископ Креста Завещание Уроки благочестия Люди, научившие меня святой жизни Зарплата Отцовское проклятие «Если это послала Богородица, то Она пошлёт ещё раз» Святое упрямство медсестры Загадочная плита Брошенная плита Просфора матери Единственно подлинная дружба Скромность, выходящая из своих границ, становится жертвой Довольство малым Противоположные взгляды у людей одной профессии Мать чувствует, что кроется в тайниках души её ребёнка О том, как ухоженные руки священников могут губить души людей Плач по тыкве На весах пустыня и мир. Чья чаша перевесит? Наставница любви Отец, проклявший самого себя Мыло монаха и мыло пастуха «Не огорчай человека в скудости его» «Если они умолкнут, то камни возопиют» Окровавленный хлеб Рассказы о мучениках Боль вынуждает убийцу признаться Красные косяки часовни Священник с разбитыми губами Благоговейный дядя Кости́с Мученичество неизвестного священника Исповеди Исповедь Даве́лиса Исповедь горца Исповедь сотрудницы таможни «Кровь моих детей!» Учительница, противившаяся воле Божией Последнее признание «Ты сам захотел сюда прийти, или тебя привели?» Строгость к себе «Не спрашивай меня» Отверженная Вздох старика Мальчик для свекрови Исповедь искалеченной попадьи Взгляд… …и ещё один взгляд Апостольский Патмос Последние подвижники Патмоса Никифор Калимнийский Пустынник Аполлос Монахи Артемий и Феоктист Артемий Феоктист Матушки в женском монастыре Живоносного Источника на острове Иоанна Богослова Милосердная Нектария Киприана – монастырская афиша Монахиня Христодула затворница Старица Евгения, лучшая из монахинь Патмоса Сестры обители Благовещения Монахиня Лукия, садовница Антония, животновод киновии Сладкогласная Христоду́ла Монахиня Феоктиста Монахиня Феодора – человек, жаждавший Бога Макария затворница Добрая Агафия Монахиня Моника, духовная наставница Калимноса Парос – родина святых Моя мать Лонгова́рда Учитель терпения Иерофей небошественник Иеромонах-крестьянин Рыба в монастырском море Кончина монаха Даниила Две тростинки на лугу у высокой пальмы Миртийская обитель Миртийская обитель в Этолоакарнании и её мироносицы Саломия, всегда одетая в чёрное Ольга, жена зеленщика Дядя Георгий Лиа́пис Прусийская обитель Замечательные люди Отец Николай Мать Александры Васи́ло Вастару́ха Старик Анастасий Врач Кори́на Дрэс Повар Герасим Экономка Елена Святая гора Духовное утешение в уделе Богородицы «Прекрасный рай» Божии подсудимые Чужой и пришелец Монах с грубой речью, но прекрасным обхождением Убежище для попавших в шторм Последнее невинное дитя Афона Глубоко пустившая корни вековая ель Пустынная горлица на скалах Ко́лицы

О книге

Книга игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зуми́са) написана в традиции патерика. Старец рассказывает о подвижниках – «людях Церкви» – монахах и мирянах, с которыми ему довелось встречаться в детстве, юности, а также за долгие годы своего монашества. Воспоминания известного афонского духовника написаны живым, образным языком, в них много глубоких размышлений о духовной жизни, о путях спасения.

Настоятель любого монастыря, а тем более Афонского, общественным сознанием зачастую воспринимается как личность, далекая от обыденности, недоступная для простых людей, а, следовательно, не знающая чужих нужд, проблем и потребностей. Книга разбивает этот стереотип. Мы увидим многих персонажей с разными судьбами. К сожалению, практически у всех «Людей Церкви, которых знал» архимандрит Григорий, она была сложной. На конкретных примерах автор показывает, как скорби, печали, материальные трудности и всевозможные проявления несправедливости внутренне закаляли человека и делали его по-настоящему искренним и ревностным христианином. В этих рассказах много нужды, лишений, горя, труда, но в то же время практически нет ропота, осуждения, слабоволия и тем более неверия. Книга – о настоящей вере! Герои рассказов отца Григория умели «беседовать» с Богом в любых обстоятельствах. Книга прекрасно раскрывает сущность понятия «религия как связь человека с Богом». Она о простых тружениках, которые обрабатывали землю, выращивали виноградники, мыли полы в храмах, болели, терпели лишения, были унижены и даже гонимы, ухаживали за больными или учили детей. Представлено немало эпизодов из жизни греческих монахов и монахинь – истинных подвижников благочестия.

Книга игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зуми́са) написана в традиции патерика. Старец рассказывает о подвижниках – «людях Церкви» – монахах и мирянах, с которыми ему довелось встречаться в детстве, юности, а также за долгие годы своего монашества. Воспоминания известного афонского духовника написаны живым, образным языком, в них много глубоких размышлений о духовной жизни, о путях спасения. Книга несомненно будет интересна и важна для читателей, взыскующих Господа.

Тем, кто с жёлтых берегов Архипелага

послал меня в горы Этолии и Эвритании,

на Святую Гору

и в предгорья Вертиска,

с признательностью посвящаю.

Предисловие

Я не привык выезжать из своего монастыря, так как для меня моя келья – лучшее место отдыха. Впрочем, обязанности иногда вынуждают меня это делать. В один из таких редких выездов я оказался в одной многочисленной монашеской общине. После того как братия гостеприимно встретила меня, мы сели в их небольшом архонда́рике 1 и стали разговаривать о наших странствиях по необъятному морю монашеской жизни. Мы говорили о морской болезни, штормах, штилях и разных берегах. Я прославил Бога за то, что молодые монахи больше пожилых принимали участие в этом разговоре, в котором совсем не было пустословия: мы говорили о трудностях, связанных с внутренним человеком, диаволом и миром, всячески избегая осуждения. Предметом разговора были наши собственные успехи и неудачи. Один молодой монах упомянул о современном патерике 2 одной из зарубежных Православных Церквей, на что другой, из старших в этом братстве, с большим волнением заметил: «Если бы мы обошли наши греческие земли и получше разузнали о собственных мамах и бабушках, папах и дедушках, то и сами смогли бы написать много томов о чудесных событиях и замечательных людях. Такой патерик весьма помог бы миру, особенно если читать его с духом ученичества и смирением».

Этот монах стал для меня вечерним воином, пронзившим копьём моё исстрадавшееся сердце 3. К счастью, я с детства любил учиться у людей, знающих не понаслышке о страданиях и угнетениях, а также у тех, кто посвятил свою жизнь служению нашей Святой Церкви. Я слушал, смотрел и всё записывал в своём сердце несмываемыми чернилами; всё это было смешано со слезами и кровью, и потому в моей маленькой головке оставалось священным сокровищем. Я никогда не спрашивал, правда ли то, что я слышал, так как сами рассказчики всякий раз добавляли: «Всё это так и было, сынок».

Я славлю Господа и Его Пресвятую Матерь за то, что моя монашеская жизнь, которую я всегда разделял со своей братией, была полна испытаний. Мы всему учились на собственном опыте, и поэтому как руководитель я не чувствую за собой вины. Нам приходилось жить и на берегу моря, и на равнине, и в горах, а теперь и в предгорьях Афона. Впрочем, свет очей моих уже угасает 4, и мне хочется записать свои воспоминания. Простите меня, если эта книга окажется утомительной, но если она принесёт вам хоть какую-то пользу, то помолитесь обо мне.