Старец ипполит халин

Организовывается паломническая поездка на выходные с 7 по 8 декабря, в г.Рыльск для поклонения единственному ЧУДОТВОРНОМУ ОБРАЗУ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ» ЛОКОТСКАЯ. Икона Умиление «Локотская», явленная в пос. Локоть Брянской области, представляет собой репродукцию «Серафимо–Дивеевской» иконы Умиление просроченного календаря, купленного в местном магазине с целью не допустить осквернения образа Матери Божией. 2 января 1998 года икона замироточила впервые. Эта икона единственная в мире, на которой проявился Нерукотворный лик Матери Божией и лик Иисуса Христа Туринской плащаницы. Икона одета ризой в Софрино с двух сторон в виде стопы Матери Божией. По благословению Святейших Патриархов Московского и всея Руси Кирилла и Алексия II, а также предстоятелей Украинской, Белорусской и Молдавской Православной церкви икона «Умиление» участвовала во всероссийских и международных Крестных ходах: В 2003 году она участвовала в торжествах, посвященных 100-летию прославления Серафима Саровского, по благословению святейшего Патриарха Алексея II ее несли впереди мощей во время крестного хода из Сарова в Дивеево. В 2008 г. по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Викентия икона прибывала в Храме на Крови и совместно с Чудотворной иконой Матери Божией «Феодоровская» участвовала в традиционном крестном ходу в монастырь Царственных Страстотерцев.. Милость Божией Матери через этот образ проявляется во множестве чудес: — обильное мироточение с разным благоуханием; — несколько раз икона кровоточила и слезоточила; — рядом с этим образом освящались иконы, покрываясь благодатным миром и обновляясь; — во время молебна с водосвятием вода приобретала необыкновенный запах и вкус, это же — происходило при освящении источников; — по молитвам, перед этим образом получают исцеление и благодатную помощь, находят пропавших близких; — По свидетельству многих верующих миро от иконы исцеляет больных, которые не могли вылечиться традиционной медициной. — Неверующие и сомневающиеся, видя множество чудес, явленных от Иконы «Умиление», обращаются к Православной вере, исправляют свою жизнь и приносят покаяние. Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. С этой иконой крестным ходом пройдено более 15 тыс. км. пешком по дорогам России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Приднестровья, Абхазии. Так же группа по программе посетит; 1. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь ( где и будет прибывать икона с 1 по 15 декабря) — это один из древнейших монастырей России, монастырь встретит нас мягкими улыбками насельников и умиротворением Божьих служб. Полтысячи лет обитель стоит на земле Русской, прославляя Господа устами сменяющихся поколений иноков. Истории неизвестно, когда именно был заложен монастырь. Но сохранились сведения, что в эпоху Крещения Руси поселились в этих местах прибывшие из Болгарии монахи, которые принесли с собой частицу нетленных мощей Иоанна Рыльского (его десницу).Тяжелейшие времена, которые приходилось переживать обители вместе со всей страной, не остановили её развитие. И вскоре Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь стал настоящим духовным центром всего Курского края. Мы сможем приложиться к местным святыням — храмовым иконам с частицам мощей Св.Николая и прп.Иоанна Рыльского. Также незабываемым событием явится для вас посещение могилки старца архиманд.Ипполита (Халина).. 2. дер.Муравлево храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» — история Скорбященской Церкви неразрывно связана с именем монахини Мисаилы (Зориной Матроны Гавриловны). Здесь матушку крестили, потом отпевали ее родителей, она венчалась со своим мужем. В этой же Церкви у монахини Мисаилы было свое место для молитвы, здесь произошло с ней чудо, когда она очнулась от чудесного сна, в котором матушка видела Божью Матерь..В Скорбященскую Церковь монахиня Мисаила пожертвовала свою икону Божьей Матери «Троеручица», которую ей привезли из Иерусалима. После революции 1917 года для церкви наступают трудные времена. В 1937 году ее закрывают и разрушают, буквально, разбирают по бревнышку и весь сруб храма используют для строительства колхозного дома. Спустя полвека в 2008 г. открывается молитвенный дом в здании колхозной столовой. В этот же год близ места разрушенной Скорбященской Церкви начинается строительство храма, где Богослужения совершаются по сей день. В храме устроен новый деревянный иконостас, иконы для храма написаны в «каноне». С открытием храма началась и приходская жизнь. Построена часовня (с купелью) в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» близ р.Сейм. 3. Коренную Рождества Богородичную мужскую пустынь – является одной из древнейших русских обителей.Она была заложена в 1597 году на том самом месте, где явилась Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». В обители находится верный список этой чудотворной иконы.В смутные времена начала ХХ века икона была вывезена из России: её спасали от большевиков..Также на месте явления иконы забили источники (первый из них источает святую воду с 1295 года, когда была обретена икона «Знамение»).Купание в источниках Коренной пустыни исцелило множество верующих. Вы сможете пройти через купель омовения в живоносной воде — и по вере вашей воздастся вам. Святые источники обители: 1.Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.2. Источник свт. Николая Чудотворца.3. Источник прп. Серафима Саровского.4. Источник «Казанской» иконы Божьей Матери.5. Источник великомученика Пантелеимона. ( купели)… выезжает группа в пятницу 6 декабря, после рабочего дня… Возвращение в ночь с воскресенье на понедельник — орентировочно в 03-04 ночи.. Жду звонков…… Стоимость 5 500 руб.., ( при группе от 30 чел., если группа меньше стоимость увеличится на 500 руб..) В стоимость включено: — передвижение во время паломнической поездки осуществляется на комфортабельном автобусе, — проживание при монастыре в «Доме паломника» — 2х разовая трапеза по уставу церкви, — группа уже собирается.. Запись по тел.: 8-918-07-36-004 Ольга

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века.
В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске — одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое — внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в «Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова» 1615 года сообщается, что «на посаде дано в вотчину — рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок». Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. «В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли». Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.
Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.
В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.
В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии , на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.
Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIY века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй — 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в Рыльск.
XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок», обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, «Раймежколхозстрой», и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.
В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.
17 июня 1991 года монастырь был передан Русской Православной Церкви, и по благословению Иувеналия (Тарасова), архиепископа Курского и Белгородского в разрушенную обитель приехали первые насельники. Игумен Иоасаф (Шибаев) и два монаха поселились в одной из полуразрушенных келий. В октябре в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит (Халин). 16 октября 1991 года на первом этаже Николаевского храма, в Георгиевской церкви, начались богослужения. Впоследствии этот храм освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.
В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью. Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения.
В этом же году началось восстановление монастырской ограды, установлены арочные въездные врата в западной ее части, произведен капитальный ремонт братского и игуменского корпусов. В течение последующих лет на территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, гаражи, погреба, сельскохозяйственные помещения. Монастырь создал подсобное хозяйство. На подворье появились козы, коровы и лошади, пчелы. При Свято-Николаевском мужском монастыре на территории Рыльского района были организованы пять скитов. В 2000 году началось возведение нового гостиничного корпуса.
Восстановительные работы, нелегкие в наше время, тяготы и заботы подорвали здоровье отца Ипполита. Батюшка скончался после тяжелой болезни 17 декабря 2002 года, его похороны состоялись 19декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, которого очень почитал отец Ипполит при жизни. Множество народа приехало проводить доброго пастыря в последний земной путь. На его могиле рядом с Николаевским храмом установлен бронзовый крест, всегда горит лампада, лежат цветы.
Весной 2003 года наместником монастыря был назначен игумен Моисей (Матюхин), при котором был росписан нижний Знаменский храм. В феврале 2005 года братию монастыря возглавил игумен Панкратий (Заикин), выпускник Курской духовной семинарии, до этого бывший насельником Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни. При отце Панкратии продолжилось возрождение обители.
В декабре 2006 года по ходатайству архиепископа Курского и Рыльского Германа Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал монастырю частицу мощей преподобного Иоанна Рыльского. Святой особенно почитаем в Рыльске.
В 2007 году началось восстановление Крестовоздвиженского и Троицкого храмов обители, на них установлены купола, медная кровля, фасад зданий приобрел свой первозданный вид. В 2008 году закончены работы по газификации монастыря. В 2009 году открыта гостиница для паломников.
В течение 2011-2012 годов продолжались восстановительные работы в обители, приведены в надлежащий вид колокольня и трапезная. Благоустроена территория монастыря, восстановлена западная часть ограды.
В сентябре 2015 года настоятелем монастыря был назначен игумен Роман (Архипов). В 2015 — 2017 годах произведена внутренняя отделка Крестовоздвиженского храма, отделка нового келейного корпуса. В помещении старой трапезной была организована пекарня и открыта пирожковая для паломников.
На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения. Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.

«Самый добрый старец»

В 1990-е годы в Рыльский Свято-Николаевский монастырь в Курской области нескончаемым потоком потянулись люди со всех уголков России – ехали за разрешением самых важных вопросов, за помощью и утешением. Настоятелем обители был тогда архимандрит Ипполит (Халин; † 2002) – необычайно добрый русский старец, прошедший духовную школу Афона. Как-то схиархимандрит Макарий (Болотов) сказал о нем: «Если бы в России было сто таких монахов, Россия с корнями поднялась бы на Небо».

17 декабря – 15 лет со дня кончины старца Ипполита.

Русский афонский старец

Архимандрит Ипполит (Халин) В середине ХХ века существование русского монашества на Афоне находилось под большим вопросом. Насельников нашего Свято-Пантелеимонова монастыря тогда было меньше десятка. Духовная жизнь здесь медленно, но очевидно угасала. Обитель уже даже могла отойти к грекам… Но в 1966 году произошло то, что в буквальном смысле спасло русский монастырь и позволило ему возродиться. Впервые из Советского Союза сюда разрешили делегировать несколько монахов. В их числе оказался и архимандрит Ипполит (Халин). Прибывший сюда спустя несколько лет схиархимандрит Илий (Ноздрин) говорил, что только благодаря этим монахам обитель на Святой Горе удалось тогда сохранить.

Сергей Халин, как звали будущего архимандрита Ипполита в миру, был восьмым ребенком в крестьянской семье Ивана и Евдокии Халиных. Он родился в Курской области в селе Субботино. День его рождения – 18 апреля 1928 года – пришелся на среду Светлой седмицы. Мальчик был самым младшим ребенком в семье. Все три его родные брата погибли на фронте, поэтому Сергею еще в детстве пришлось тяжело трудиться, помогая родителям. Однако это не помешало ему закончить среднюю школу, затем выучиться на литейщика, а спустя некоторое время получить образование еще и в педучилище.

После недолгой работы ремонтником шоссейных дорог Сергей в 1948 году был призван на военную службу. Как он сам вспоминал, в армии он часто читал по ночам под одеялом «Отче наш». Известно, что еще с детства Сергей имел глубокую веру в Бога. Этому он во многом был обязан своему дяде Михаилу, служившему священником. Кроме него в роду Халиных до этого уже были не только священники, но и монахи. Сохранились воспоминания, что у Сергея в юности под кроватью стоял чемодан с духовной литературой, которую он часто читал. Еще он очень любил петь и знал наизусть много стихотворений русских поэтов, которые помнил даже до старости.

Глинская пустынь

Когда в 29 лет Сергей оказался у ворот Глинской пустыни, а затем решил принять монашество, родители против этого не стали возражать. Сам же он уже спустя много лет шутил про себя: «Никто не захотел за меня замуж, пришлось идти в монастырь».

Послушник спросил своего наставника, кто станет старцем после него, и услышал: «Да ты им и будешь»

В пустынь Сергей пришел, желая получить благословение на дальнейшее обучение в семинарии, однако остался здесь послушником. Отцы сказали, что в монастыре ему будет и семинария, и академия. Духовным отцом молодого послушника стал известный старец схиархимандрит Андроник (Лукаш). Многие отмечали, что они были удивительно похожи даже нравом, манерой поведения. Известно, что в это время старец исцелил послушника Сергея Халина от сильного воспаления легких, которое могло привести и к смертельному исходу. Это еще больше их сблизило. Как-то в своей простоте Сергей спросил духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь», – ответил прозорливый наставник.

Преподобноисповедник Андроник (Лукаш) Из Глинской пустыни, в которой он провел всего один год, Сергея направили в Псково-Печерский монастырь. Здесь он познакомился с такими духоносными старцами, как иеросхимонах Симеон (Желнин) и схимонах Николай (Монахов). Однако наиболее духовно близок ему оказался иеросхимонах Михаил (Питкевич), прибывший сюда с Валаама в 1957 году. Сергей стал его келейником. Очень скоро он принимает постриг, затем – рукоположение в иеродиаконы и (в 1960 году) в иеромонахи. Монашеское имя Сергей получил в честь священномученика Ипполита Римского. Всего в Печорах он провел шесть лет, до того самого 1966 года, когда был отправлен на Афон.

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений. Известно, что здесь он пел на клиросе, много трудился на земле, и сегодня на Афоне растут посаженные старцем ливанские кедры. Еще батюшка пытался разводить здесь кур, которые очень его любили и ходили за ним следом. Некоторые греки в шутку называли отца Ипполита «босоногим» («ксиполитос») по созвучию этого греческого слова с его именем.

Жил отец Ипполит в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский

Мы знаем, что еще до канонизации Силуана Афонского батюшке удалось сохранить мощи подвижника, которые монахи, сомневаясь в святости преподобного, хотели спрятать в недоступном месте. Примечательно, что жил отец Ипполит в той же келье, где ранее жил и молился святой. Еще, как и Силуан Афонский, он долгое время нес послушание эконома.

В течение четырех лет отец Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте, что свидетельствует о его высоком авторитете среди братии. Следует отметить, что батюшка прекрасно знал греческий язык, свободно на нем общался.

Отец Ипполит сильно тосковал по Родине. Часто в письмах он писал знакомым: «Дорожи тем, что ты живешь в России. Целуй свою землю». На Святой Горе он провел 18 лет.

В 1984 году старец тяжело заболел и не мог больше оставаться на Афоне, так как здешний климат не благоприятствовал его выздоровлению. Так иеромонах Ипполит вновь оказался дома, в России.

«Сорок лет я низко кланялся каждому человеку»

С Афона батюшка вернулся сначала в Печоры. Он был возведен в сан архимандрита, а немного позже и игумена. В 1986 году он получил направление в родную Курскую епархию, где в должности настоятеля ему пришлось восстанавливать из руин несколько сельских храмов. В Николаевский Рыльский монастырь отец Ипполит был направлен в 1991 году – настоятелем. В этой обители он провел последние годы – 11 лет. Восстанавливать монастырь и возрождать в нем монашескую жизнь батюшке пришлось практически с нуля. Один из самых старинных храмов в России находился тогда в полуразрушенном состоянии.

Не сразу отцу настоятелю удалось привести монастырь в порядок. Поначалу, особенно в первый год настоятельства, архимандриту Ипполиту приходилось даже слышать слова недовольства от священноначалия за то, что восстановительные работы продвигаются очень медленно. Однако вскоре к старцу начали съезжаться в огромном количестве люди. Обитель удалось привести в ухоженный вид, хозяйство значительно увеличить. Интересно, что при этом батюшка сам никогда не участвовал ни в каких строительных вопросах. Единственным его деланием была молитва. Каждый день отец Ипполит в одиночку совершал крестный ход вокруг храма. И находились люди, средства, материалы, необходимые для строительства.

Каждый день отец Ипполит в одиночку совершал крестный ход вокруг храма. И находились люди, средства, материалы

Впрочем, старец не стремился к слишком дорогому наружному украшению, его больше интересовало то, что внутри. Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в свое сердце каждого – от бизнесмена до бомжа-алкоголика. Монастырь при отце Ипполите был открыт днем и ночью для всех нуждающихся. Иногда настоятелю даже приходилось слышать упреки, что из святого места он якобы сделал «притон». Были здесь и ранее судимые, и наркоманы, все отверженные обществом люди. И многие из них оставляли прежнюю жизнь, исцелялись, получали огромную духовную помощь.

Старец обладал удивительным даром любви и утешения. Еще его отличала необычайная кротость и простота. Православный бард Евгений Фокин вспоминал о батюшке: «Его простота была такая, что другим он быть и не мог». Но все свои духовные дарования старец усердно скрывал. Многие даже недоумевали, почему к отцу Ипполиту едут нескончаемым потоком люди. Внешне он не производил какого-то особо яркого впечатления, распознать духоносного старца в нем было практически невозможно. Поэтому те, кто ехал в монастырь в ожидании каких-то чудес или пророчеств, были разочарованы.

Проповеди батюшка никогда не произносил, красноречием не отличался. Вообще он говорил очень мало и тихо, часто неразборчиво, так что не всегда можно было сразу расслышать, что он говорит, – приходилось переспрашивать. Ко всем мужчинам он обращался «отец». «Ну как, спасаешься, отец?» – обычно спрашивал в начале разговора старец. В конце говорил: «Помолимся» – или советовал читать акафист Николаю Чудотворцу, которого особенно чтил.

Как-то женщина, у сына которой был СПИД, по совету знакомых, хватаясь за последнюю соломинку, решила обратиться за помощью к отцу Ипполиту. Ехали они издалека. Старец перекрестил сына этой женщины и сказал: «СПИДа у тебя нет». Всю дорогу назад женщина причитала и возмущалась: тоже, мол, святого нашли, а он ничего даже не знает, только зря так далеко ехали. Вернувшись домой, сын вновь прошел обследование, и… никакой болезни у него не нашли.

Но обычно архимандрит Ипполит помогал иначе. Он благословлял приехавших за помощью людей пожить немного в обители, потрудиться на послушании, помолиться. И люди оставались: кто на неделю, кто на несколько месяцев, кто на всю жизнь. Они спасались через молитву и послушание. Практически каждый день в обители совершались молебны о недужных («вычиты», как их называл батюшка), на которых исцелялись даже бесноватые, а также алкоголики, наркоманы и другие. Однако присутствовать на них старец благословлял всех, так как считал, что «сегодня все духовно больны». За эти «вычиты» враг рода человеческого сильно мстил старцу: его лицо покрывалось огромными волдырями, избавиться от которых помогала только продолжительная ночная молитва.

На вопрос, как нужно молиться, старец отвечал: «С нежностью»

Внутренний подвиг отца Ипполита от нас скрыт, но плоды его были очевидны всем. Батюшка часто любил повторять евангельские слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11: 12). Точно так, говорил он, нужно себя вначале понуждать и на молитву, а потом человек уже сам не сможет без нее жить, будет спешить на правило, «как на свидание». На вопрос, как нужно молиться, старец отвечал: «С нежностью».

Самым главным качеством батюшки было глубокое, неподдельное смирение. Как-то незадолго до смерти он обмолвился одному из паломников: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он никогда строго не обличал никого из приходящих, мог это сделать только мягко, иносказательно, например через какую-нибудь песню или стих. Батюшке несвойственно было заставлять кого-либо или настаивать; наоборот, он всегда как будто уговаривал человека, даже если точно знал, как тому лучше будет поступить. Возможно, поэтому архимандрит Кирилл (Павлов) однажды заочно назвал отца Ипполита «самым добрым батюшкой на земле».

Случалось, что приезжали к старцу даже люди неверующие – просто из любопытства. Иеродиакон Свято-Успенского монастыря в Алании Сергий (Чехов) рассказывал, что впервые он посетил Рыльский монастырь, будучи атеистом, отца Ипполита считал каким-нибудь экстрасенсом. Батюшка обратил на него внимание и спросил, хочет ли тот стать монахом. В планы молодого человека это, конечно же, не входило – в будущем он собирался жениться. Батюшка не настаивал. Но спустя два года молодой человек вновь оказался в монастыре и остался здесь послушником. Сам он был поражен прозорливостью и другими духовными дарами отца Ипполита. «Я приехал туда атеистом, но старец взял меня за руку – и мир перевернулся!» – говорит он.

Рыльский монастырь

За довольно короткий срок настоятелю удалось не только восстановить из руин Николаевский храм, но и значительно расширить хозяйство монастыря. Работы хватало всем: было здесь много земли, которую требовалось возделывать, были и животные. Особенно батюшка почему-то любил коров, сам их доил. Они его тоже очень любили и слушались. К кончине отца Ипполита в монастырском стаде было около 150 буренок.

Помимо возрождения духовной и хозяйственной жизни в Рыльском монастыре старец основал еще пять скитов в ближайших селениях. Особенно ему полюбился Казанский скит в Большегнеушево, который сегодня уже является женским монастырем. В нем батюшка проводил много времени в последние месяцы своей жизни. Но и этим духовническая деятельность архимандрита Ипполита не ограничилась: им были основаны два монастыря в Осетии – мужской в Беслане и женский в Алагире.

«Апостол Алании и Северного Кавказа»

«Кавказ спасется монастырями», – говорил отец Ипполит

Неизвестно, с чем было связано особое попечение батюшки о жителях Осетии. Сами они даже называли его «апостолом Алании и Северного Кавказа». Кто-то утверждал, что Сама Богородица велела ему молиться за эту землю. Очевидно, что батюшка, наделенный даром прозорливости, предвидел и те трагические события, которые произойдут на Северном Кавказе после его смерти. Он считал, что «Кавказ спасется только монастырями». Вряд ли является совпадением, что основанная старцем в Беслане Успенская мужская обитель находится всего в 200 метрах от той школы, где в 2004 году произошел известный теракт. А в Аланской женской обители позже был создан реабилитационный центр для детей, пострадавших в результате этой трагедии. Батюшка сам указывал места для создания монастырей в Осетии.

Успенская мужская обитель в Беслане

Интересна история знакомства будущей игумении монастыря в Алагире матушки Нонны (Багаевой) с отцом Ипполитом. Наташа (так ее звали в миру) приехала к старцу по работе. Тогда она еще была режиссером на телевидении Осетии, ей нужно было снять передачу о какой-нибудь интересной и известной личности. Поскольку к старцу приезжало много осетин, Наташа решила взять у него интервью, но интервью настоятель Рыльской обители давать, конечно же, не умел. Зато в разговоре он спросил молодую девушку: «А вы знаете, что вы монахиня?» Наталью это тогда сильно рассердило, и она поинтересовалась, откуда это вообще может быть известно. «У монахов крестик светится на лбу», – ответил батюшка. Такого «откровения» о себе девушка совершенно не ожидала услышать. Но потом она была удивлена еще больше. В ее келью прибежала женщина, разыскивая «Наташу-режиссера». И старец сказал ей, что к ним в обитель пожаловала сама Аланская игумения, и указал на «Наташу-режиссера». А сама девушка тогда даже и не знала, кто такая «игумения». Но уже спустя год она приняла постриг в Свято-Николаевском монастыре и сегодня возглавляет Богоявленскую обитель в Алании.

Блаженная кончина

Когда в конце 2002 года у батюшки случился инсульт, для всех это было неожиданностью, но никто не думал, что он умрет. Несколько недель отец Ипполит находился в бессознательном состоянии. Причем удивительно, что в момент его причащения на какое-то время у батюшки появлялся глотательный рефлекс, а потом вновь исчезал. Ко Господу старец отошел 17 декабря, а отпевали его 19-го – в день памяти столь любимого им святого Николая Чудотворца. Похоронили духовника обители у алтаря отстроенного им Николаевского храма. После кончины батюшки было зафиксировано чудо: крест на его могиле стал мироточить. Это случилось на девятый день. Многие утверждали, что накануне и в сам день смерти они видели необычные природные явления. Однако и без этого для всех было очевидно, что Русская земля обрела в лице архимандрита Ипполита (Халина) еще одного своего молитвенника на Небе.

Архимандрит Ипполит (Халин) (СТАРЕЦ Курской обл. — 1928-2002); НАЧАЛО: Много лет назад Елена Кирданова, в то время десятилетняя девочка, ехала из Хомутовского района Курской области на телеге с сенокоса, а вместе с ней — двое старцев. Проезжая мимо развалин Свято-Николаевского монастыря, один из старцев сказал: — Здесь настоятелем будет Батюшка, который монастырь Николая Угодника возродит, этот Батюшка будет как князь, к нему отовсюду поедут, даже из-за границы. Но проживет он недолго, умрет в начале следующего века. — А откуда вы знаете, дедушка? — спросила Лена. — В книжке читал… — уклончиво ответил старичок. …Смерть настоятеля Свято-Николаевского монастыря г. Рыльска Курской области Архимандрита Ипполита (в миру — Сергей Иванович Халин) стала тайной для Православных. Не столько потому, что никто не ожидал его смерти, сколько в силу трагических обстоятельств, сопутствовавших ей, и той великой радости победы над смертью, которую, невзирая на боль невосполнимой утраты, многие познали на его похоронах в день памяти Святителя Николая, 19 декабря 2002 года. Отец Ипполит родился 18 апреля 1928 года в многодетной крестьянской семье в селе Субботино Солнцевского района Курской области. После семилетки трудился рабочим по ремонту шоссейных дорог. В автобиографии он писал: «Получив Святое Крещение сразу после своего рождения, на родине, в храме иконы Божией Матери Казанской, я не забывал о делах спасения своей души. Посещал я храм Божий, и Господь укреплял в моей душе любовь к Святой Церкви, к чтению Священного Писания, житий святых, прочитывая которые, я стал искать и лучших условий для спасения своей души. С этой целью я поступил в 1957 году послушником в Глинскую пустынь, где трудился на разных монастырских послушаниях. А потом я переехал в Святую Псково-Печерскую обитель, имея решительное стремление продолжить свою жизнь по монастырскому уставу, в условиях монастырской жизни». В феврале 1959 года Архиепископ Иоанн Псковский благословил его на постриг в мантию с именем Ипполита, в честь священномученика Ипполита. 14 июня 1960 года он был рукоположен в сан иеромонаха. В 1966 году по благословению Патриарха Алексия I отец Ипполит был направлен для несения послушания на Святую Гору Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. К тому времени он был уже духовно опытным, закаленным в невидимой брани подвижником, прошел школу послушания у Глинских старцев Серафима (Амелина) и Андроника (Лукаша), был келейником одного из последних Валаамских старцев иеросхимонаха Михаила. В Глинскую пустынь он приехал за благословением на поступление в Духовную семинарию. Старцы ответили: здесь тебе и семинария, и академия. К старцу Андронику, который в течение трех дней не выходил из кельи, молился о его исцелении от смертельной болезни, отец Ипполит относился трепетно всю жизнь, постоянно ощущал его молитвенную поддержку и, когда появилась такая возможность, попросил привезти землю с могилки отца Андроника, из Грузии. «Батюшка, Вы умрете, кто же после Вас будет старцем?» — спросил отец Ипполит у отца Андроника. «Да ты и будешь старцем», — ответил отец Андроник. О многолетнем периоде своего подвижничества на Афоне отец Ипполит говорил очень мало. Лишь однажды в духовной беседе с насельниками Свято-Николаевского монастыря он обмолвился, что Господь через него спас святые мощи преподобного Силуана Афонского. В те годы преподобный Силуан еще не был канонизирован, и далеко не все афонцы верили в его святость, иные же имели ревность не по разуму к его подвигу и хотели спрятать его останки так, чтобы их уже не нашли. Отец Ипполит сумел этому воспрепятствовать. Заслуживает внимания тот факт, что отец Ипполит жил в келье старца Силуана и исполнял то же послушание, что и Силуан Афонский — был экономом монастыря. Со Святой Афонской горы Батюшка вернулся в Россию старцем. Можно говорить о том, что старец — это человек, стяжавший безстрастие, чистоту сердца и иные благодатные дары. Истинный старец, по определению святых отцов, — это тот человек, который стяжал нрав Христов. За редкими исключениями, все признавали, что отец Ипполит этот нрав Господа стяжал. Знавшие, или даже лишь однажды повидавшие его люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он — самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отозвался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на Небо». Старец из Курской Коренной пустыни иеросхимонах Иоанн (Бузов) передавал через своих духовных чад «поклончик моему духовному отцу, Батюшке Ипполиту». Получив просфору от отца Ипполита с просьбой святых молитв, отец Иоанн заплакал, поцеловал просфору и сказал: «Кто я такой, ему Сама Матерь Божия является». Незадолго до смерти отец Ипполит сам о себе сказал одному из насельников Свято-Николаевского монастыря: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Многие замечали это необыкновенное терпение, за которое Господь щедро одаривал старца Своей любовью. Людей, которых посылал ему Господь, старец приводил ко Христу, он примирял их с Богом. Он исполнял таким образом «первую заповедь старца». Когда Пахомию Великому явился Ангел с Уставом общежительного монастыря, высеченным на каменной плите, Пахомий спросил Ангела: «Что хочет от меня Господь?» Ангел ответил: «Господь хочет, чтобы ты примирял людей с Богом». Люди с истерзанными страстями душами уходили от отца Ипполита успокоенными и исцеленными. Старец поднялся до таких необозримых высот, что каждый его жест, каждое движение и слово выражали смирение и кротость. Непрестанное славословие Господа было естественным и неизменным состоянием его духа. Господь давал ему силы брать на себя чужие грехи, страдать за других, уподобляясь Христу. Прожив на Святой Горе в уединенной молитве 18 лет, старец вернулся в Россию. В 1986 году Архимандрит Ипполит получает благословление Архиепископа Курского и Белгородского (ныне — Митрополит Курский и Рыльский) Ювеналия на служение в Курской епархии. В течение нескольких лет он являлся настоятелем курских храмов, которые ему довелось поднимать из руин. В 1991 году он был назначен настоятелем только что возвращенного Церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который также лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. Откуда только не приезжали сюда автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе, люди добирались на попутках, даже шли пешком, если не было денег на дорогу. Отец настоятель стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами, мельницей, пекарней и двумя тысячами гектаров пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях, а также Успенский мужской монастырь в Беслане и женский монастырь в Алагире на территории Северной Осетии (многие из насельников этих монастырей — духовные чада старца). Монастырь в Беслане был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви и благословлен Святейшим Патриархом Алексием II, когда на месте будущей обители были лишь камни на пустыре, а потом отец Ипполит направил четырех послушников из Рыльска в Северную Осетию. Старец Ипполит молитвой и трудами приобщал к духовной жизни не только русских, но и осетин. Прихожане осетинских Православных храмов, как правило, молодые люди от 15 до 30 лет. Люди звонили в монастырь каждый день, просили послушников подойти к Батюшке, передать ему свои личные сокровенные переживания, ничуть не боясь оказаться непонятыми. И это было настолько буднично, что насельники обители переставали обращать внимание на необычность этих телефонных звонков. Но самое удивительное то, что люди, которые даже не дозванивались до монастыря или только собирались позвонить, каким-то непостижимым образом получали разрешение своих проблем, ответы на свои вопросы. Монашествующие часто просто мысленно обращались к отцу Ипполиту и принимали в сердце его ответ. Архимандрит Ипполит был доступным для всех и духовно в высшей мере свободным человеком. Но свой духовный мир он никому не открывал. Между тем, достоверно известно то, что старец общался с небожителями, прежде всего со Святителем Николаем, которого он безгранично почитал. От нескольких незнакомых друг с другом людей автору этих строк довелось слышать, что, обращаясь за разрешением своих проблем к Николаю Чудотворцу, они получали от святого ясное вразумление: идите к отцу Ипполиту. Люди шли и получали просимое. Николай Владимирович Бабохин, келейник отца Ипполита: — Я сильно заболел позвоночником. После армии шею себе на батуте свернул. Врачи не знали, как лечить болезнь, а я спать от болей не мог. Когда услышал об отце Ипполите, сразу в душу запало мне его имя. И через полгода поехал к нему в село Зимовеньки Белгородской области, это было 9 декабря 1990 года. Подошел к Батюшке только через 2 дня, до этого не решался. Тогда я раскрыл душу Батюшке. Сказал и о своей болезни, она скоро прошла. Батюшка отправил меня в паломничество по святым местам: к Ксении Блаженной и Иоанну Кронштадтскому в Петербург, в Троице-Сергиеву Лавру к Сергию Радонежскому, денег мне в дорогу дал. Потом, уже в Рыльске, Батюшка брал меня в села на похороны, на освящение хат. Батюшка обязательно садился за стол поминать тех, кого он погребал. Многие священники ведь отказываются. Батюшка ни разу людям не отказал, сколько я с ним ни ездил. Я искушался, говорил: Батюшка, ну что, там и водка, и мясо… Я только сейчас понимаю, как это людям нужно, чтобы священник вместе со всеми садился за стол помянуть покойного. На похоронах он многое открывал живым. Люди после этого начинали молиться, Бога благодарить. Радовались, что по-человечески из-за стола ушли. Запомнилась мне одна раба Божия, она накрывала стол. После поминок отец Ипполит сказал мне о ней: ни одного аборта не сделала. И лицо у нее светлое-светлое. Однажды на поминках бабы причитали: жалко мужика, 60 лет всего, еще молодой. А Батюшка и говорит:»А сколько же еще ему жить, в церковь не ходил, не каялся, Богу не молился, — хватит». Я даже испугался за отца Ипполита, «горячие головы» рядом сидели. Но все как-то молча согласились с ним. А однажды Батюшка спросил: «А что же, женщины, вы в церковь ходите, в монастырь к нам приезжаете?»— «Нет, Батюшка, ноги устали…» Он ответил: «Приезжайте, надо хотя бы раз в год причащаться». Настолько народ одичал. Геннадий Маркин, мой товарищ, как-то подошел к отцу Ипполиту и спросил: «Батюшка, как спастись?» Батюшка ему сказал: «Сиди здесь, в монастыре, если никуда не убежишь, спасешься». Гена, совсем еще молодой парень, не послушался, поехал в Чечню воевать, попал под поезд в Курске, ноги ему отрезало под колесами. Года полтора назад он приезжал в Рыльск, побыл, но снова начало «крутить» его, и он уехал к матери. Благословением старца лучше не пренебрегать. Как-то после похорон отец Ипполит благословил всех сесть за поминальный стол, как обычно. А духовой похоронный оркестр — ни в какую, ехать им надо, и все тут. Поехали, тут же машина застряла, два часа они с ней провозились, и все без толку. Только после поминок мы им помогли, подтолкнули машину, уехали вместе. Три с половиной года назад мне стало плохо. Я тогда еще не знал, что такое болезнь почек, вскочил с постели (было раннее утро) — побелел весь, кричу жене: «Лена, беги в больницу, я не знаю, что со мной». Приехала «скорая». Определила почечную колику. Забрали в Рыльскую районную больницу. А я чуть на стену не лезу от боли. Попросил разрешения позвонить в монастырь. Попал на «проходную», кричу послушнику: беги к отцу Ипполиту, попроси за меня помолиться. Минут через пять я уже мог терпеть эту жуткую боль, мог вставать с постели. И думал: Господи, за что мне такая невозможная боль, я такие муки в жизни не испытывал. И получаю в сердце ответ: а вот за это и это… Господи, говорю, ведь я же покаялся! В сердце тишина. Через неделю поправился, прихожу в монастырь, дверь к отцу Ипполиту открыта (так всегда бывает, когда очень нужно). Я по ступенькам поднимаюсь, а Батюшка сверху: «Ну что, Николушка, за то и то?..» И перечисляет те грехи, которые мне Господь в больнице напомнил. Я с удивлением: «Батюшка, так ведь я же покаялся!» А он так спокойно: «Ну что же, покаялся, надо и пострадать». Сразу после того, как со мной этот приступ случился, моя жена Елена пошла к Батюшке, которого она давно знала. Батюшка встретил ее странными словами: а кто вы такая? Вы к нам из Москвы приехали?.. Елена тогда ничего не поняла. Юродство во Христе отцу Ипполиту было не чуждо. Еще в 1991-92 гг. две женщины из г. Сумы к Батюшке приезжали, тогда в монастыре еще только маленький курятничек был и две коровки. Отец Ипполит этим женщинам дал очень простое задание: ухаживать за коровками и птичек кормить, все по полочкам разложил, что и как делать. У них начались страшные искушения, они не могли понять, что от них требуется, а всю обиду вымещали на отце Ипполите: отче, мы же к вам приехали, у нас такие проблемы! «А птичек покормили?» — спрашивал отец Ипполит. — «Нет». Женщины прямо разгневались: да что это за батюшка такой! Однажды постригли в монастыре в монахи отца Ефрема, отца Никодима, отца Досифея, Викторина, Августина. В тот же день отец Ипполит и мне четки подарил. Мне старец советовал идти в монахи, я спросил: «Отче, пострижете меня?» Он ответил: «Хоть прямо сейчас», — да я вскоре женился. Но и супружество он мне предсказал: на клиросе, мол, найдешь жену, на клиросе смотри. Так и вышло. Многие просили у него монашеского пострига, но и многим он отказывал. Один ходил-ходил за ним, наконец «выпросил», Батюшка его постриг, а он потом… женился. Бывало, отец Ипполит обличал или предупреждал о беде явно, а бывало — так, что только потом доходило, что он имел в виду. Одна раба Божия, Людмила Макеева, с сахарозавода пришла к старцу и о своем говорила долго, он все выслушал и спросил: «Ну, а стены-то хоть останутся?» Женщина потом недоумевала: какие стены, о чем Батюшка говорит… И вот 6 января у них случился пожар, сгорел дом — стены остались. Батюшка старался помогать людям незаметно, чтобы никто не знал. Но вовсе скрыть это было невозможно. Бывало, многодетной семье и коровку даст (сам он очень коров любил), кому что, и погорельцы к нему приходили, и разные люди, бомжи, убогие, — он всех любил, всех принимал, всем старался помочь. Приезжал один раб Божий Алексей из Харьковской области, его в юности побили, он был «первый парень на деревне», сильно побили; его сестра в монастырь привезла, а лет ему 45-50. Батюшка никакого послушания ему не дал, так он ходил, убогий, по монастырю, и многие послушники и паломники посмеивались над ним, хотя мы с ним разговаривали — он очень здраво со мной рассуждал. Месяцев восемь он прожил в монастыре, Батюшка все это время за него молился, и я заметил, что Алексей выздоравливает — на глазах. Но сестра его Нина была маловерная, забрала его, хотя Батюшка не благословлял забирать, говорил, что «Алеша скоро коровок будет пасти». А сестра: «Да ну, что, какие ему коровы». И увезла Алешу, и положила его в психбольницу, под Харьковом. Там он умер, полугода не прошло. О смерти своей заранее близких оповестил. Когда душу Господу предал, родственники изумились: «Шо це таке, ще батюшку ни звали, а уже ладаном пахнет». Алексей на смертном ложе благоухал. За те страдания, какими он вымучился, да за молитвы старца Ипполита. Благоухание по всей комнате шло.

Архимандрит Ипполит (Халин)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Архимандрит Ипполит (Халин)».

Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002) — один из удивительных русских старцев ХХ века, прошедший школу монашества на послушании у глинских и валаамских старцев, а затем на Святой Горе Афон. Настоятель и духовник Рыльского Николаевского мужского монастыря, пастырь, воплотивший в своей жизни евангельские идеалы любви, милосердия и смирения. Читатель найдет в книге его жизнеописание, воспоминания знавших его людей, истории чудесных исцелений и духовной помощи старца.

Архимандрит Ипполит (Халин) советовал духовным чадам: «Терпите. Главное — терпение. Живите чисто, ходите в церковь, молитесь. И Господь поможет».

Отец Ипполит говорил также, что нужно зубами держаться за молитвенное правило, как бы тяжело это не было.

Архимандрит Кирилл (Павлов), старец из Троице-Сергиевой лавры, сказал как-то одному благочестивому паломнику об отце Ипполите: «Самый добрый батюшка на земле».

Архимандрит Ипполит (в миру Сергей Иванович Халин) родился в 1928 году, на Курской земле, в селе Субботино в многодетной крестьянской семье. Отец Ипполит вспоминал: «У нас вся семья была верующей, у меня в роду монахи, священники».

Сергей был самым младшим из мальчишек и потому остался жив, в то время как все остальные его братья отдали свои жизни за Родину в Великой Отечественной войне. На Сергея, еще отрока, легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы…

В 1957 году, в возрасте двадцати девяти лет, Сергей приехал в знаменитую своими монашескими традициями и великими старцами Глинскую пустынь и стал духовным чадом старца схиархимандрита Андроника (Лукаша).

В ноябре 1957 года Сергия перевели в Псково-Печерский монастырь, где он принял постриг с именем Ипполит, а затем рукоположен в иеродиаконы, а в 1960 году — в иеромонахи.

В Печерах будущий пастырь обретает другого великого духовного наставника, он становится келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича).

В Псково-Печерском монастыре отец Ипполит подвизался девять лет и стал духовно опытным иеромонахом. И тогда Господь призвал его на другое служение: он стал одним из подвижников знаменитого, так называемого афонского десанта, который в 1966 году отправился на Святую Гору Афон для поддержки русских иноков.

В русском Пантелеимоновом монастыре отец Ипполит подвизался в течение семнадцати лет. Он нес послушание казначея и эконома, как и преподобный старец Силуан Афонский, в келье которого, как предполагают, он и жил.

В 1984 году отец Ипполит тяжело заболел и поехал лечиться в Россию. По состоянию здоровья он не мог больше вернуться на Афон. Некоторое время нес послушание в Псково-Печерском монастыре.

В 1986 году архимандрит Ипполит по благословению архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) был принят в клир Курской епархии. Трудился настоятелем многих сельских храмов Курской епархии, поднимал их из руин.

В 1991 году архимандрит Ипполит был назначен настоятелем только что возвращенного Русской Православной Церкви Рыльского Николаевского мужского монастыря. На плечи уже немолодого и не отличавшегося крепким здоровьем подвижника легла тяжелая ноша — восстановление и обустройство старинной обители, возрождение ее духовной жизни, сплочение и воспитание братии, организация хозяйственной деятельности, окормление множества паломников. Этим трудам старец посвятил последние одиннадцать лет своей жизни.

В монастырь, едва затеплившийся молитвой, потянулись паломники со всей России и Ближнего Зарубежья.

Говорил отец Ипполит тихим, спокойным и тонким голосом. Мужчин, и даже юношей, называл отцами, ко многим обращался на «вы». Он не навязывал своего мнения, а очень осторожно, тихо сообщал волю Божию людям.

В ответ на жалобы о скорбях и болезнях старец часто предлагал: «Помолимся» или: «Молитесь святителю Николаю, и все управится». Некоторые оставались недовольны таким ответом, а отец Ипполит уже молился за них — и скорби отступали, больные исцелялись.

Протоиерей Владимир Волгин говорил: «Как вода, переполняющая стакан, расплескивается за его пределы, за грани, так благодать, переполнявшая душу отца Ипполита, расплескивалась на всех окружающих и имела разные выражения, связанные с дарованиями благодати Духа Святого».

Озлобленные, согнутые тяготами и невзгодами люди с изломанными судьбами и характерами, ожесточенными и окаменевшими — казалось бы, уже навсегда — на глазах воскресали для любви, для милосердия, для вечности. Не раз бывало так, что по молитвам отца Ипполита приходили к покаянию, примирялись с Церковью и с миром отходили ко Господу даже убежденные безбожники, молиться о которых старца просили их уже отчаявшиеся в успехе родственники.

17 декабря 2002 года Господь призвал к Себе Своего верного воина и труженика на ниве духовной.

Духовные чада отца Ипполита свидетельствовали, что на девятый день после кончины замироточил крест на могиле старца. Свидетелей этому было много. Архимандрит Авель (Македонов), когда ему поведали о том, сказал: «Для меня в этом нет ничего удивительного. Так Господь Своей благодатью почтил этого очень смиренного и простого человека».

В настоящее время собираются материалы для канонизации подвижника.

Ипполит (Халин)

Архимандрит Ипполит

Дата рождения

18 апреля 1928

Место рождения

село Субботино, Курский уезд, Курская губерния, РСФСР, СССР

Дата смерти

17 декабря 2002 (74 года)

Место смерти

  • Рыльск, Курская область, Россия

Страна

  • СССР

Место службы

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Сан

архимандрит

Известен как

Рыльский старец

Церковь

Русская православная церковь

Архимандрит Ипполит (в миру Сергей Иванович Халин; 18 апреля 1928, село Субботино, Курская губерния — 17 декабря 2002, Рыльск, Курская область) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, святогорец, c 1991 года духовник братии и настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Биография

Родился в 1928 году в селе Субботино (ныне — Солнцевского района Курской области) в крестьянской семье.

В юности Сергей Халин поступил в Глинскую пустынь, где его духовником стал глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), исповедник, прошедший пытки и лагеря, ныне прославленный в соборе Глинских святых. «Батюшка, Вы умрёте, кто же после Вас будет старцем?» — однажды простосердечно спросил его молодой послушник. «Да ты и будешь старцем», — ответил отец Андроник.

После закрытия в начале 1960-х годов Глинской пустыни послушник Сергий продолжил монашеский путь в Псково-Печерском монастыре и там стал келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Здесь он принял монашеский постриг с именем Ипполит.

В конце 1960-х годов, когда возникла угроза полного исчезновения русского монашества на Афоне, Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами — Илием (Ноздриным), Авелем (Македоновым) — поехал на Святую Гору.

Там он в течение 17 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в том числе четыре года представлял русское монашество в Священном Киноте, который управляет Святой Горой.

В 1991 году он вернулся в Россию и принял в управление Рыльский Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого из руин посвятил последние 11 лет своей жизни.

В Рыльском Николаевском монастыре архимандрит Ипполит стал известен как всероссийский старец, к нему съезжались за советом и благословением множество паломников со всей России, люди разных национальностей. Ипполит благословлял, наставлял основывать монастыри в разных уголках России.

Прозорливость Ипполита поражала многих.

Памятник на территории усадьбы Барятинских

Скончался 17 декабря 2002 года в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре. Похоронен на территории монастыря.

Публикации об о. Ипполите

  • Савочкин В. Н. Самый добрый батюшка на земле: Книга об архимандрите Ипполите. — издания с 1 по 7-е. Издательство «Луг духовный», 2006-2018 гг. — 112 с. — ISBN 978-5-9902037-1-6
  • Филатов С. Б. Рыльская духовность. Уникальное наследие архимандрита Ипполита (Халина) // Русское ревью. — 2012. — январь (№ 1).

Примечания

  • Страница памяти об архимандрите Ипполите.
  • Инок Григорий (Пенкнович). Исполин духа. К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина). Православие.Ru (16.4.2018). Дата обращения 21 февраля 2019.