Стояние на угре князь

Повесть о стоянии на Угре

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели.

И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли.

Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

* * *

Стояние на Угре. 1480. Миниатюра летописного свода XVI в. Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром – ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других – по берегу.

Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.

Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Вассиан, и Троицкий игумен Паисий просили великого князя пожаловать его братьев. Князь же принял их просьбу и повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться к великому князю поскорее на помощь.

Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал – были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон – одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец – князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью.

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-Вседержителю и Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что «на этих полях будем с ними сражаться», а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: «Беги, не можешь с ними стать на бой». Сам диавол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один только царевич хотел захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же великий послал братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали. И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и великие морозы. Царь побежал II ноября.

В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистой и всех святых. Аминь».

Тогда же князь великий и братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив этот договор крестным целованием, они разошлись.

В ту же зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же им, Господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им. Были же и жены их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную христианскую веру и святые церкви, где просвятились и начали жизнь в купели святого крещения, и согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба. Но Премилостивый Бог не презрел тех, кто был создан Его рукой, не презрел слез христианских, помиловал их по Своему милосердию и молитвам Пречистой Матери и всех святых. Аминь.

Это мы писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и Пречистой Его Матери Богородице, ибо Он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами Бога-Вседержителя и обрести царство Небесное. Да получим и мы, грешные, это Царство по молитвам Богородицы. Аминь.

О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей Богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у Бога просящих, как избавления от такой беды. И пощади, Господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

Стояние на реке Угре

У этого термина существуют и другие значения, см. Стояние на реке Угре.

Стояние на Угре
Основной конфликт: Монголо-татарское иго

Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век
Дата 8 октября — 11 ноября 1480
Место берег Угры (Калужская область)
Итог стратегическая победа русских
окончание монголо-татарского ига
Противники

Великое княжество Московское

    • Вологодское княжество

Большая Орда

Командующие

Иван III Васильевич (Великий князь Московский)

  • Иван Иванович Молодой
  • Андрей Васильевич Меньшой (Князь Вологодский)

Ахмат (Хан Большой Орды)

Потери

незначительные

незначительные

Медиафайлы на Викискладе

Битвы монгольского нашествия и золотоордынских походов на Русь

Калка (1223) — Воронеж (1237) — Рязань (1237) — Коломна (1238) — Москва (1238) — Владимир (1238) — Сить (1238) — Козельск (1238) — Чернигов (1239) — Киев (1240) — Неврюева рать (1252) — Куремсина рать (1252-55) — Туговая гора (1257) — Дюденева рать (1293) — Бортенево (1317) — Тверь (1327) — Синие Воды (1362) — Шишевский лес (1365) — Пьяна (1367) — Булгария (1376) — Пьяна (1377) — Вожа (1378) — Куликово поле (1380) — Москва (1382) — Ворскла (1399) — Москва (1408) — Киев (1416) — Белёв (1437) — Москва (1439) — Листань (1444) — Суздаль (1445) — Битюг (1450) — Москва (1451) — Алексин (1472) — Угра (1480)

Стоя́ние на реке́ Угре́ — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III. Положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

Предыстория

В 1472 году хан Большой Орды Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. У города Тарусы ордынцы встретили многочисленную русскую рать, которая отбила все их попытки переправиться через Оку. Тогда войско Орды сожгло город Алексин, перебив его население, однако поход для хана Ахмата окончился провалом.

Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде, а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка хана Ахмата великому князю Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остаётся предметом дискуссий в академической среде. Согласно Вологодско-Пермской летописи, хан Ахмат в 1480 году в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. На основании, в частности, этого документа, А. А. Горский сделал вывод о прекращении выплаты дани в 1472 году, накануне сражения под Алексином.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским ханством, лишь в 1480 году начал активные действия против Великого княжества Московского. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Тем временем, Псковская земля в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернхард фон дер Борг:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя.

Ход событий 1480 года

Начало военных действий

Используя сложившуюся обстановку, хан Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка в Великом княжестве Московском раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничими Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая же отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам Оки, отправив своего брата, вологодского князя Андрея Меньшого, в его вотчину, Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана ещё в 1395 году.

Тем временем, войска хана Ахмата беспрепятственно двигались по территории Великого княжества Литовского и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от короля Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, хан Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Великий князь Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковскиrupl, хан Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению.

Стояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь простил братьев и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района Калужской области), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу Угры. При этом русские войска растянулись вдоль реки тонкой линией на целых 60 вёрст. Тем временем, не удалась попытка одного из отрядов хана Ахмата форсировать Угру в районе Опакова, где она была отбита.

Угра вблизи места исторического противостояния

8 октября сам хан Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».

Это произошло в районе пятикилометрового участка Угры, вверх от её устья, до впадения в неё реки Росвянки. Впоследствии попытки ордынцев переправиться продолжались несколько дней, отбивались огнём русской артиллерии и не принесли войскам хана Ахмата желаемого успеха. Они отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь или его сын, или по крайней мере его брат, а также, чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича «сотоварищи с подарками». Со стороны Ивана требования дани были отклонены, подарки Ахматом не были приняты — переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу, так как

  • на подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого,
  • крымский хан Менгли I Герай, выполняя своё обещание, напал на Подолию, южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь Казимира IV,
  • преимущественно конное ордынское войско в качестве провианта использовало в основном овец, стада которых следовали в обозе; большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начало испытывать острый недостаток в фураже; русские воины (преимущественно, пехота) снабжались мукой и зерном из великокняжеских складов.
  • в ордынском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам, предположительно дизентерии); русских эпидемия не затронула.
  • «ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата, инициатора военных действий, такой исход был равносилен поражению.

В эти же дни, 15—20 октября, Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана с призывом последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

Рейд на Новый Сарай

Узнав, что хан Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но боеспособный отряд, под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского, который на челнах спустился по Оке, затем по Волге до её низовий и разгромил столицу Большой Орды Новый Сарай. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.

Окончание противостояния

Наступление холодов и предстоящий ледостав заставили Ивана III изменить прежнюю тактику по недопущению переправы ордынцев через Угру растянутым на 60 вёрст русским войском. 28 октября 1480 года великий князь решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточить их у Боровска, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение. Хан Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздроватого и крымского царевича Нур-Девлета (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар), а также испытывая недостаток продовольствия, не решился идти вслед русским и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября хан Ахмат принял решение отправиться назад в Орду. На обратном пути ордынцы разграбили посады и округи 12 литовских городов (Мценска, Серпейска, Козельска и других), что являлось местью королю Казимиру IV за неоказанную военную помощь.

Итоги

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как оба войска почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до решающей битвы, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, опасаясь принять сражение. На Руси же современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла Русскую землю от разорения. Видимо и поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы». Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года хан Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершённого по предварительному согласованию с Иваном III) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

В «Стоянии на Угре» русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником, крымским ханом Менгли I Гиреем, отвлёкшие от столкновения военные силы польского короля Казимира IV;
  • отправка Иваном III в тыл хана Ахмата в Большую Орду по Волге отряда для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

Традиционно считается, что «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Ряд исследователей считает, что фактическую независимость Русь обрела значительно раньше, а в 1472 и 1480 годах Ахмат-хан лишь безрезультатно попытался восстановить владычество орды над ней. В 1480 же году Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. На Руси это было воспринято как начало новой исторической эпохи. С того времени начался и экономический подъём Русского государства. Ранее выплачиваемая орде дань и механизм для её сбора отныне использовались на его нужды.

Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды, наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487), сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений «льстиво» признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено крымским ханом Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

В российской историографии термин «татарское иго», равно как и положение о его свержении Иваном III, берёт своё начало от Н. М. Карамзина, применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского.

Ряд современных американских исследователей отрицает за «Стоянием на Угре» историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом, он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского. Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна).

В противовес данному мнению, В. Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал.

Памятник «Стояние на Угре 1480»

Между тем польский хронист Ян Длугош, умерший в мае 1480 года, то есть до событий на Угре, говорил о состоявшемся свержении Иваном «варварского ига». А. А. Горский, также обращая внимание на отсутствие в исторических источниках до середины XVI века связи между 1480 годом и освобождением от многолетней зависимости, полагает, что решающая битва, де-факто положившая конец ордынскому владычеству, произошла в 1472 году под Алексином. Такое же мнение высказывал ранее и советский историк А. К. Леонтьев. Майкл Ходарковски указывает, что сами действующие лица также гораздо более скромно оценивали масштаб произошедшего: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так», — писал Иван III в 1481 году в письме крымскому хану Менгли I Гирею; существенным историк полагает и то, что в ярлыке Ахмата Ивану III (вне зависимости от того, признавать ли его подлинность) хан объясняет своё отступление тем, что его люди не имели одежды, а кони — попон, а не успехами великокняжеской армии.

Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении», и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории» (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния река Угра обрела от историографов XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества.

Память

Стела «Противостояние татаро-монгольскому игу» находится напротив села Знаменка Угранского района Смоленской области, в то же время местонахождение объекта культурного наследия относится к Великопольевскому сельскому поселению.

В 1980 году во время празднования 500-летия Стояния на Угре на берегу реки в Калужской области был открыт памятник в честь этого знаменательного события российской истории.

В 2014 году в поселении Дворцы Калужской области был открыт музей-диорама «Великое стояние на реке Угре»

Споры о месте

Историки спорят о том, где же на Угре было Стояние. Называют и район под Опаковым городищем, и село Городец, и место слияния Угры с Окой. «К устью Угры вдоль её правого, „литовского“ берега тянулась сухопутная дорога из Вязьмы, по которой ожидалась литовская помощь и которую ордынцы могли использовать для манёвров. Даже в середине XIX в. российский генеральный штаб рекомендовал эту дорогу для передвижения войск от Вязьмы к Калуге», — пишет историк Вадим Каргалов.

С учётом того, что дорога из Вязьмы пересекает реку Угру в районе села Знаменка Угранского района Смоленской области, можно предположить, что на левом берегу находилось русское войско или один из отрядов русского войска. Во всяком случае, хану Ахмату не удалось соединиться с союзниками. Одной из причин этого могли быть действия русского войска по перехвату стратегических коммуникаций (в данном случае дороги из Вязьмы). Таким образом, по мнению М. Несина, протяжённость Стояния на реке Угре в 60 вёрст (64 км) начинается в Смоленской области и заканчивается в Калужской области.

Примечания

  1. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён, т. 5
  2. 1 2 3 Halperin, 2009, pp. 171—189.
  3. 1 2 Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства
  4. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т.11. Рига, 1979. с.597
  5. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990
  6. 1 2 3 4 Michael Khodarkovsky. Russia’s Steppe Frontier: The Making of a Colonial Empire, 1500—1800. — Bloomington: Indiana University Press, 2004. — 290 pp. — PP. 80—81.
  7. 1 2 3 Несин М. А. К вопросу о причине отступления татарского войска после стояния на Угре // История военного дела: исследования и источники. — 2015. — Специальный выпуск V. Стояние на реке Угре 1480—2015. — Ч.I. — C. 110—132
  8. Стояние на Угре. www.hrono.ru. Дата обращения 23 июля 2019.
  9. Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 6
  10. Engel B. A., Martin J. L. B. Russia in World History (англ.) / Gen. ed. B. G. Smith, A. A. Yang. — Oxford—…: Oxford University Press, 2015. — P. 31. — ISBN 978-0-19-994789-8.
  11. Kurat, 1987, S. 112―116.
  12. Roslof E. E. Orthodoxy (англ.) // Encyclopedia of Russian History / Ed.-in-Chief J. R. Millar. — New York: Macmillan Reference USA, 2004. — P. 1119. — ISBN 0-02-865907-4.
  13. Hellie R. Service State (англ.) // Encyclopedia of Russian History / Ed.-in-Chief J. R. Millar. — New York: Macmillan Reference USA, 2004. — P. 1371. — ISBN 0-02-865907-4.
  14. Hellie R. The law (англ.) // The Cambridge History of Russia: in 3 Vol / Ed. by M. Perrie. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — Vol. 1: From Early Rus’ to 1689. — P. 381. — ISBN 978-0-521-81227-6.
  15. Nadir, 2013, S. 44.
  16. Hostetler L. Imperial competition in Eurasia: Russia and China (англ.) // The Cambridge World History / Ed.-in-chief M. E. Wiesner-Hanks; Ed. by J. H. Bentley, S. Subrahmanyam, M. E. Wiesner-Hanks. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — Vol. 6: The Construction of a Global World, 1400—1800 CE, Part 1: Foundations. — P. 298. — ISBN 978-0-521-76162-8.
  17. 1 2 Christian, 2018, p. 86.
  18. Dukes P. History of Russia: Medieval, Modern, Contemporary, c. 882—1996 (англ.). — 3rd Ed. — L.: Macmillan Education, 1998. — P. 45. — ISBN 978-0-333-66067-6.
  19. Krom M. M. Ivan III (англ.) // Encyclopedia of Russian History / Ed.-in-Chief J. R. Millar. — New York: Macmillan Reference USA, 2004. — P. 688. — ISBN 0-02-865907-4.
  20. Hosking, 2012, p. 15.
  21. Kort M. A Brief History of Russia (англ.). — N. Y.: Facts On File, 2008. — P. 24. — ISBN 978-0-8160-7112-8.
  22. Thompson, 2009, p. 74.
  23. Huttenbach H. R. Muscovy’s Conquest of Muslim Kazan and Astrakhan, 1552—1556. The Conquest of the Volga: Prelude to Empire (англ.) // Russian Colonial Expansion to 1917 / Ed. by M. Rywkin. — L. — N. Y.: Mansell Publ., 1988. — P. 54. — ISBN 0-7201-1867-0.
  24. Hellie R. The Peasantry (англ.) // The Cambridge History of Russia: in 3 Vol / Ed. by M. Perrie. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — Vol. 1: From Early Rus’ to 1689. — P. 292—293. — ISBN 978-0-521-81227-6.
  25. Горский А. А. «Москва и Орда»
  26. 1 2 3 Рудаков В. Н. Ордынское иго: термин, восприятие, реальность Архивная копия от 23 июля 2015 на Wayback Machine. Конференция «От текста к реальности: (Не)возможности исторических реконструкций», 9.11.2011
  27. Edward L. Keenan. Ivan III, Nikolai Karamzin, and the Legend of the «Casting off of the Tatar Yoke» (1480) // The New Muscovite Cultural History: A Collection in Honor of Daniel B. Rowland. Ed. by Valerie Kivelson, Karen Petrone, Nancy Shields Kollman, Michael S. Flier. — Bloomington: Slavica Publishers, 2009. — PP. 237—251.
  28. Donald Ostrowski. Muscovy and the Mongols: Cross-Cultural Influences on the Steppe Frontier, 1304—1589. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — PP. 164—167.
  29. А. А. Горский. Москва и Орда. — М.: Наука, 2000. — С. 183—185.
  30. А. К. Леонтьев. «Стояние на Угре» в 1480 году. 500-летие свержения ордынского ига // 600-летие Куликовской битвы. Тезисы докладов и сообщений юбилейной научной конференции 8—10 октября 1980 г. — М.: МГУ, 1980. — С. 6—9.
  31. Памятники истории и культуры Угранского района | Администрация муниципального образования «Угранский район» Смоленской области (англ.). admin-ugra.ru. Дата обращения 5 ноября 2018.
  32. Стояние на Угре: что было на самом деле (рус.). Дата обращения 5 ноября 2018.

Литература

  • Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. — Новосибирск: Наука; Сибирское отделение, 1991. — 240 с. — (Страницы истории нашей Родины). — 175 000 экз. — ISBN 5-02-029736-4.
  • Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина: Люди. События. Даты. — 4-е изд., доп. — СПб.—…: Питер, 2013. — 592 с. — ISBN 978-5-496-00068-0.
  • Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с. — (Истоки). — ISBN 978-5-699-05914-0.
  • Горский А. А. Москва и Орда. — М.: Наука, 2003. — 214 с.
  • Каргалов В. В. Конец ордынского ига / Отв. ред. В. И. Буганов. — 2-е изд. — М.: Наука, 1984. — 154 с. — (Страницы истории нашей Родины).
  • Каргалов В. В. На степной границе: Оборона «крымской украины» Русского государства в первой половине XVI столетия / Отв. ред. А. М. Сахаров. — М.: Наука, 1974. — 184 с. — (Научно-популярная серия АН СССР).
  • Каргалов В. В. Русь и кочевники / Гл. ред. С. Н. Дмитриев, ред. М. К. Залесская. — М.: Вече, 2008. — 480 с. — (Тайны Земли Русской). — ISBN 978-5-9533-2921-7.
  • Лурье Я. С. Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре» // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Я. С. Лурье. — 1962. — Т. 18. — С. 289—293. — 608 с. — 1400 экз.
  • Разин Е. А. История военного искусства: в 3 томах. — СПб.—М.: Полигон; АСТ, 1999. — Т. 2: VI—XVI вв.. — ISBN 5-89173-040-5.
  • Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. — М.: Московский рабочий, 1986. — 336 с.: ил.
  • Christian D. G. A History of Russia, Central Asia and Mongolia (англ.). — Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 2018. — Vol. 2: Inner Eurasia from the Mongol Empire to Today, 1260—2000. — xxxv, 619 p. — (Blackwell History of the World). — ISBN 978-0-631-21039-9.
  • Halperin C. J. The Tatar Yoke: The Image of the Mongols in Medieval Russia (англ.). — Indiana University. — Bloomington, IN: Slavica Publishers, 2009. — viii, 239 p. — ISBN 978-089357-369-0.
  • Krom M. M. Ugra River, Battle Of (англ.) // Encyclopedia of Russian History / Ed.-in-Chief J. R. Millar. — New York: Macmillan Reference USA, 2004. — P. 1599. — ISBN 0-02-865907-4.
  • Hosking G. A. Russian History: A Very Short Introduction (англ.). — Oxford — N. Y.: Oxford University Press, 2012. — xvi, 154 p. — (A Very Short Introduction). — ISBN 978-0-19-958098-9.
  • Kurat A. N. Rusya Tarihi: Başlangıçtan 1917’ye Kadar (тур.). — Ankara: Türk Tarih Kurumu Başkanlığı, 1987. — S. 115―116. — (Dünya tarihi).
  • Martin J. Medieval Russia: 980—1584 (англ.). — 2nd ed. — Cambridge—…: Cambridge University Press, 2007. — xxvii, 507 p. — (Cambridge Medieval Textbooks). — ISBN 978-0-511-36800-4.
  • Nadir D. Moskova-Velikorus (Büyük Rus) Devleti (1480—1700) (тур.) // Rusya tarihi / Ed. N. Devlet, N. Sarıahmetoğlu. — Eskişehir: Anadolu Üniversitesi, 2013. — S. 44. — ISBN 978-975-06-1522-1.
  • Thompson J. M. Russia and the Soviet Union: An Historical Introduction from the Kievan State to the Present (англ.). — Boulder: Westview Press, 2009. — xvi, 415 p. — ISBN 978-08133-4395-2.

Ссылки

  • Карта русских княжеств и соседних государств. Стояние на Угре.

Словари и энциклопедии

Правление Ивана III (1462—1505)

События

Войны и сражения

Семья

  • Родители:
    • Василий II Тёмный
    • Мария Ярославна
  • Cупруги:
    • 1-я — Мария Борисовна
    • 2-я — Софья Палеолог
  • Сыновья:
    • Иван
    • Василий
    • Юрий
    • Дмитрий
    • Семён
    • Андрей
  • Дочери:
    • Елена
    • Феодосия
    • Евдокия

Стояние на Угре

«ТВОЙ И МОЙ ВРАГ, ЗЛОДЕЙ РУСИ ЛЕЖИТ В МОГИЛЕ»

Одной из главных национальных задач Руси являлась стремление покончить с ордынской зависимостью. Необходимость освобождения была основной предпосылкой объединения русских территорий. Только встав на путь противостояния Орде во времена княжения Дмитрия Донского, Москва приобрела статус национального центра собирания русских земель.

Москва сумела по-новому построить отношения с ордынцами. К концу XV века Золотой Орды как единой державы уже не существовало. На месте Золотой Орды возникли автономные ханства — Крымское, Астраханское, Ногайское, Казанское, Сибирское и Большая Орда. Только Ахмат, хан Большой Орды, занимавшей значительную область Среднего Поволжья, стремился воссоздать былое единство Золотой Орды. Он желал получать с Руси, как с вассала Орды, дань, давать ярлыки русским князьям. Другие ханы во времена Ивана III не предъявляли подобных требований к Московской Руси. Напротив они рассматривали московского князя, как союзника в борьбе с претензиями Ахмата на золотоордынский трон и власть.

Хан Большой Орды Ахмат, который считал себя наследником золото-ордынских царей, в 1470-х гг. стал требовать от Ивана III дани и поездки в Орду за ярлыком. Это было очень некстати для Ивана III. Он находился в трениях со своими младшими братьями — удельными московскими князьями Андреем Галицким и Борисом Волоцким. (Они были недовольными тем, что великий князь не поделился с ними дмитровским уделом их брата Юрия, умершего бездетным в 1472 г.) Иван III пошел на компромисс с братьями, а к Axмату в 1476 г. отправил посольство. Мы не имеем сведений — возило ли оно хану дань. Очевидно, дело ограничилось дарами, потому что вскоре хан Ахмат вновь требовал «ордынского выхода» и личной явки московского князя в Большую Орду.

По преданию, которое Н.М. Карамзин поместил в свою «Историю государства Российского», Иван III растоптал ханскую басму (грамоту) и велел передать Ахмату, что если тот не оставит его в покое, с ханом произойдет то же, что с его басмой. Современные историки считают эпизод с басмой не более чем легендой. Такое поведение не соответствует ни характеру Ивана III — как политика, ни его действиям летом-осенью 1480 г.

В июне 1480 г. Ахмат выступил в поход со 100-тысячным войском. Он собирался напасть на Ивана Московского еще ранее, но крымский хан, друг Москвы и враг Большой Орды, атаковал Ахмата и расстроил его планы. Союзником Ахмата в походе 1480 г. был польский король и великий князь литовский Казимир IV, но он не оказал хану помощи, так как в Литве началась междоусобица, и крымцы принялись опустошать литовские владения.

Ахмат подошел к притоку Оки Угре, протекавшей в рязанской земле у южных русских рубежей. Русское войско во главе с Иваном III и Иваном Младым заняло оборону. Весь август и сентябрь прошел в незначительных схватках. Русские, вооруженные пушками, огнестрельными пищалями и самострелами (арбалетами), наносили татарской коннице существенный урон. Видя это, княжич Иван Молодой, а также многие воеводы рассчитывали на успех и желали биться с татарами. А вот великий князь сомневался. В его ближайшем окружении находились люди, которые советовали Ивану III помириться с ханом.

Тем временем Москва готовилась к нашествию. Построенный по приказу Ивана III новый кирпичный кремль мог вынести осаду. Однако осторожный Иван III велел своей второй жене — великой княгине Софьи укрыться на севере в Белоозере. С Софьей покинула столицу и московская казна. Москвичей смутило это. Когда московский князь Иван Васильевич приехал в столицу, горожане встретили его с возмущением, думая, что он не желает их защищать. Духовенство послало Ивану III два письма. В своих посланиях отцы русской православной церкви призывали великого князя решительно бороться с ордынцами. Иван III по-прежнему сомневался. Он решил провести в Москве большой совет и вызвал сына-соправителя. Однако Иван Молодой на повеление отца оставить Угру и приехать в Москву ответил отказом. Пришлось московскому правителю вернуться к Угре.

В октябре ордынцы дважды пытались перейти Угру, но оба раза были отбиты. Иван III, все еще не веря в победу, пошел на переговоры с Ахматом. Ахмат поставил унизительные условия: он пожалует князя, если тот будет просить мира у стремени ханского коня. В итоге переговоры сорвались. Ахмат еще постоял у Угры, а 11 ноября 1480 г. увел свои войска в поволжские степи. Вскоре Ахмат погиб: его спящим зарезал соперник — сибирский хан Ивак. Ивак же прислал в Москву гонца сказать: «Твой и мой враг, злодей Руси лежит в могиле». Большая Орда начала распадаться, расхищенная соседними ханствами. Так длившееся 240 лет иго пало. Русь стала окончательно независимой.

«БОГ ДА СОХРАНИТ ТВОЕ ЦАРСТВО И ДАСТ ТЕБЕ ПОБЕДУ»

Тогда услышали в Москве о походе Ахмата, который шел медленно, ожидая вестей от Казимира. Иоанн все предвидел: как скоро Золотая Орда двинулась, Менгли-Гирей, верный его союзник, по условию с ним напал на Литовскую Подолию и тем отвлек Казимира от содействия с Ахматом. Зная же, что сей последний оставил в своих Улусах только жен, детей и старцев, Иоанн велел Крымскому Царевичу Нордоулату и Воеводе Звенигородскому, Князю Василью Ноздреватому, с небольшим отрядом сесть на суда и плыть туда Волгою, чтобы разгромить беззащитную Орду или по крайней мере устрашить Хана. Москва в несколько дней наполнилась ратниками. Передовое войско уже стояло на берегу Оки. Сын Великого Князя, младой Иоанн, выступил со всеми полками из столицы в Серпухов 8 июня ; а дядя его, Андрей Меньший, из своего Удела. Сам Государь еще оставался в Москве недель шесть; наконец, сведав о приближении Ахмата к Дону, 23 июля отправился в Коломну, поручив хранение столицы дяде своему, Михаилу Андреевичу Верейскому, и Боярину Князю Ивану Юрьевичу, Духовенству, купцам и народу. Кроме Митрополита, находился там Архиепископ Ростовский, Вассиан, старец ревностный ко славе отечества. Супруга Иоаннова выехала с двором своим в Дмитров, откуда на судах удалилась к пределам Белаозера; а мать его, Инокиня Марфа, вняв убеждениям Духовенства, к утешению народа осталась в Москве.

Великий Князь принял сам начальство над войском, прекрасным и многочисленным, которое стояло на берегах Оки реки, готовое к битве. Вся Россия с надеждою и страхом ожидала следствий. Иоанн был в положении Димитрия Донского, шедшего сразиться с Мамаем: имел полки лучше устроенные, Воевод опытнейших, более славы и величия; но зрелостию лет, природным хладнокровием, осторожностию располагаемый не верить слепому счастию, которое иногда бывает сильнее доблести в битвах, он не мог спокойно думать, что один час решит судьбу России; что все его великодушные замыслы, все успехи медленные, постепенные, могут кончиться гибелию нашего войска, развалинами Москвы, новою тягчайшею неволею нашего отечества, и единственно от нетерпения: ибо Золотая Орда ныне или завтра долженствовала исчезнуть по ее собственным, внутренним причинам разрушения. Димитрий победил Мамая, чтобы видеть пепел Москвы и платить дань Тохтамышу: гордый Витовт, презирая остатки кского Ханства, хотел одним ударом сокрушить их и погубил рать свою на берегах Ворсклы. Иоанн имел славолюбие не воина, но Государя; а слава последнего состоит в целости Государства, не в личном мужестве: целость, сохраненная осмотрительною уклончивостию, славнее гордой отважности, которая подвергает народ бедствию. Сии мысли казались благоразумием Великому Князю и некоторым из Бояр, так что он желал, если можно, удалить решительную битву. Ахмат, слыша, что берега Оки к Рязанским пределам везде заняты Иоанновым войском, пошел от Дона мимо Мценска, Одоева и Любутска к Угре, в надежде соединиться там с Королевскими полками или вступить в Россию с той стороны, откуда его не ожидали. Великий Князь, дав повеление сыну и брату идти к Калуге и стать на левом берегу Угры, сам приехал в Москву, где жители посадов перебиралися в Кремль с своим драгоценнейшим имением и, видя Иоанна, вообразили, что он бежит от Хана. Многие кричали в ужасе: «Государь выдает нас Татарам! Отягощал землю налогами и не платил дани ординской! Разгневил Царя и не стоит за отечество!» Сие неудовольствие народное, по словам одного Летописца, столь огорчило Великого Князя, что он не въехал в Кремль, но остановился в Красном селе, объявив, что прибыл в Москву для совета с материю, Духовенством и Боярами. «Иди же смело на врага!» — сказали ему единодушно все духовные и мирские сановники. Архиепископ Вассиан, седой, ветхий старец, в великодушном порыве ревностной любви к отечеству воскликнул: «Смертным ли бояться смерти? Рок неизбежен. Я стар и слаб; но не убоюся меча Татарского, не отвращу лица моего от его блеска». — Иоанн желал видеть сына и велел ему быть в столицу с Даниилом Холмским: сей пылкий юноша не поехал, ответствуя родителю: «Ждем татар»; а Холмскому: «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска». Великий Князь уступил общему мнению и дал слово крепко противоборствовать Хану. В сие время он помирился с братьями, коих Послы находились в Москве; обещал жить с ними дружно, наделить их новыми волостями, требуя единственно, чтобы они спешили к нему с своею воинскою дружиною для спасения отечества. Мать, Митрополит, Архиепископ Вассиан, добрые советники, а всего более опасность России, к чести обеих сторон, прекратили вражду единокровных. — Иоанн взял меры для защиты городов; отрядил Дмитровцев в Переславль, Москвитян в Дмитров; велел сжечь посады вокруг столицы и 3 Октября, приняв благословение от Митрополита, поехал к войску. Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу отечества и за необходимость утвердить оную мечом. Первосвятитель Геронтий, знаменуя Государя крестом, с умилением сказал: «Бог да сохранит твое Царство и даст тебе победу, якоже древле Давиду и Константину! Мужайся и крепися, о сын духовный! как истинный воин Христов. Добрый пастырь полагает душу свою за овцы: ты не наемник! Избави врученное тебе Богом словесное стадо от грядущего ныне зверя. Господь нам поборник!» Все Духовные примолвили: Аминь! буди тако! и молили Великого Князя не слушать мнимых друзей мира, коварных или малодушных.

Н.М. Карамзин. История государства российского

«МНОГО ДОРОГ БУДЕТ НА РУСЬ»

Ахмат, не пускаемый за Угру полками московскими, все лето хвалился: «Даст бог зиму на вас: когда все реки станут, то много дорог будет на Русь». Опасаясь исполнения этой угрозы, Иоанн, как только стала Угра 26 октября, велел сыну, брату Андрею Меньшому и воеводам со всеми полками отступить к себе на Кременец, чтоб биться соединенными силами; этот приказ нагнал ужас на ратных людей, которые бросились бежать к Кременцу, думая, что татары перешли уже чрез реку и гонятся за ними; но Иоанн не довольствовался отступлением к Кременцу: он дал приказ отступить еще от Кременца к Боровску, обещая дать битву татарам в окрестностях этого города. Летописцы опять говорят, что он продолжал слушаться злых людей, сребролюбцев, богатых и тучных предателей христианских, потаковников бусурманских. Но Ахмат не думал пользоваться отступлением русских войск; простоявши на Угре до 11 ноября, он пошел назад чрез литовские волости, Серенскую и Мценскую, опустошая земли союзника своего Казимира, который, будучи занят домашними делами и отвлечен набегом крымского хана на Подолию, опять не исполнил своего обещания. Один из сыновей Ахматовых вошел было в московские волости, но был прогнан вестью о близости великого князя, хотя за ним в погоню пошли только братья великокняжеские. О причинах отступления Ахматова в летописях говорится разно: говорится, что когда русские начали отступать от Угры, то неприятель, подумав, что они уступают ему берег и хотят биться, в страхе побежал в противную сторону. Но положим, что татары подумали, будто русские отступают для завлечения их в битву; все же они отступали, а не нападали; следовательно, татарам не для чего было бежать; потом великий князь дал приказание своим войскам отступить от Угры, когда эта река стала, она стала 26 октября; положим, что между установлением ее и приказанием великого князя протекло несколько дней, но все же не пятнадцать, ибо хан пошел от Угры только 11 ноября; следовательно, если мы даже и допустим, что татары побежали, видя отступление русских, то должны будем допустить, что они потом остановились и, подождав еще до 11 ноября, тогда уже выступили окончательно в обратный поход. Другие летописцы говорят правдоподобнее, что с Дмитриева дня (26 октября) стала зима и реки все стали, начались лютые морозы, так что нельзя было смотреть; татары были наги, босы, ободрались; тогда Ахмат испугался и побежал прочь 11 ноября. В некоторых летописях находим известие, что Ахмат бежал, испугавшись примирения великого князя с братьями. Все эти причины можно принять вместе: Казимир не приходил на помощь, лютые морозы мешают даже смотреть, и в такое-то время года надобно идти вперед, на север, с нагим и босым войском и прежде всего выдержать битву с многочисленным врагом, с которым после Мамая татары не осмеливались вступать в открытые битвы; наконец, обстоятельство, главным образом побудившее Ахмата напасть на Иоанна, именно усобица последнего с братьями, теперь более не существовало.

С.М. Соловьев. История России с древнейших времен

tatiana_gayduk

На прошедших выходных мы вновь гостили у родителей моего мужа в Калуге, и они, уже по традиции, приготовили нам культурную программу: посещение музея-диорамы «Великое стояние на Угре», что находится в Калужской области во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни. Музей этот открыт недавно: в сентябре 2014 года, и знаменит он, в первую очередь, монументальным полотном-диорамой калужского художника Павла Рыженко. Эта работа стала последней в его творчестве (он умер в возрасте 44 лет в июле прошлого года). Да и место, где находится диорама знаковое — именно здесь на реке Угре в 1480 году и состоялось то самое Великое Стояние двух войск (русского и татарского), которое практически бескровно положило конец монголо-татарскому игу.
01. Музей-диорама находится в Дзержинском районе в селе Дворцы на территории Владимирского скита. Посещение музея платное, входной билет стоит 150 рублей. Музей открыт с 10 до 17 ч ежедневно, кроме понедельника и вторника.
02. В музее помимо грандиозной диорамы Павла Рыженко также находятся некоторые его работы, небольшая часть археологических находок.
03. Здесь же на территории скита расположен Сергиевский храм, расписанный сюжетами, связанными с Великим Стоянием на реке Угре.
04. В первом зале представлено несколько работ Павла Рыженко, в том числе, графический и масляный набросок будущего полотна.
05. Это репродукция картины Павла Рыженко «Молитва». Немного о его картинах и выставке я писала, когда рассказывала о посещении усадьбы Гончаровых в прошлом году. Павел Рыженко — представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины. Его работы отличаются монументальностью, патриотизмом и благоговейной любовью к родине. Главный его герой: Воин, который вышел воевать за правое дело на защиту своей Родины от врагов. Здесь старец (быть может старец Тихон) молиться за избавление русского народа от засилья монголо-татар.
06. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского перед боем.
07. Макет диорамы.
08. В следующем зале нам встречает само грандиозное полотно Павла Рыженко — длиной 22 метра и высотой более 6 м. Как я писала выше, эту работу Павел Рыженко закончил незадолго до своей смерти.
09. Диорама оборудована специальным освещением, объемным звуком, содержит инсталляции для более полного представления картины происходящего в 1480 году.
10. Удивительно, что полотно художника очень точно передает не только перспективу, но и детали тех событий, создается впечатление, будто наблюдаешь за происходящим с небольшой террасы со стороны берега Угры, где расположилось наше войско. Ты слышишь карканье ворон, чувствуешь запах дыма, наблюдаешь жизнь и быт воинов.
11. Старец склонился над раненым. В ту пору братья-монахи часто были среди воинов, молясь за них и обнадеживая в трудный час.
12. Диорама сверху.
Немного исторической справки: «Стояние на рекее Угра́ — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.»
О самом Стоянии на Угре можно подробнее узнать . Я же приведу лишь информацию об окончании Стояния.
«Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами. 28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск. Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело». Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.» (материл Википедии). Проще говоря, два войска простояли на противоположных берегах Угры: одно с твердым намерением нападать, другое — обороняться, и внезапно монголо-татары повернули вспять. Иначе как чудом это не назовешь.
13.
14.
15. Воевода зачитывает послание. Рядом пленный татарин.
16. Раненый старец слева.
17. В отдельном зале представлены археологические свидетельства тех событий и образцы воинского вооружения и доспехов.

18. Планируется установить памятник освободителю Ивану III, который объединил русские земли.
19. Пушка уключная 19 века.
20. Вид из окна на храм.
21.
22. Еще одной достопримечательностью Свято-Тихоновой пустыни является Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы.
23. Сама обитель была основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, калужским чудотворцем. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила название Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.

Kuzzzenka ›
Блог ›
Калужская область. Угра. Экскурсия в 1480 год.

Эту поездку я задумывала давно. Ещё с зимы прошлого года, когда посетила Тихонову пустынь и случайно увидела какой-то указатель, говоривший что-то про некое стояние на некой Угре… Тогда вспомнились школьные учебники по истории, что-то про татаро-монгольское иго и больше как-то ничего… К тому же рано темнело, а до дома 2,5 часа езды.Затем прошло несколько месяцев и летом или осенью в новостях проскочила информация об открытии музея-диорамы. Вспомнилась зима и как мы были совсем рядом. И решено было сюда доехать.

В солнечную мартовскую субботу я проснулась рано, забрала машину из гаража и мы двинулись в путь. Спустя час мы уже подъезжали к вот этому замечательному месту. Сделать фотографию здесь я мечтала ещё с того дня, как впервые пересекла границу Калужской области. Мечты идиотов должны сбываться. :)))

Далее идём по Киевке, проезжая Балабаново и любимый Обнинск. Далее ещё несколько десятков километров до поворота на Кондрово. Проехать этот перекресток невозможно, налево будет Калуга, направо
Кондорово, сворачиваем направо. И вот очередная фото-отметка — Джержинский район Калужской области.

Ну и знаки подсказывают нам, что до цели остается совсем немного.

Въезжаем в село Льва Толстого и видим слева красивейшее место — Тихонову пустынь.

Но на неё нужен отдельный день, поэтому сегодня едем мимо. Село Льва Толстого плавно переходит в село Дворцы и вот мы у цели.
Встретили тут братика-круза, приехавшего из региона 52. Друг, если ты есть на Драйве — у тебя очень крутые диски!

Итак, музей-диорама «Великое стояние на реку Угре». Почти 535 лет назад на этом самом месте, на живописном ныне берегу реки Угры встретилось русское войско и войско хана Ахмата. Это сражение стало решающим и победа в нём послужила началом падению татаро-монгольского Ига и освобождению Руси. 1480 год, октябрь месяц. Затем, более чем на 500 лет данному событию были посвящены только книги. А в 2002 году неравнодушные люди пришли на берег Угры и воздвигли крест в память о спасении Руси от захватчиков. Спустя ещё несколько лет был заложен храм, и было задумано основать музей. Автором «сердца» музея — самой диорамы стал Павел Рыженко, известный художник, родившийся на Калужской земле. Диорама размером 24 на 6 м была нарисована им в одиночку за 2 месяца. Такой вот творческий порыв, стоивший Павлу жизни. Едва завершив работу над холстом и дав указания по оформлению переднего плана, хужожник умер. Через 2 месяца состоялось открытие диорамы.

Я видела Бородинскую панораму и диораму обороны Севастополя, казалось бы ничем не удивишь. Но здесь потрясает, насколько основательно сделано всё. Сколько стараний и души в это вложено. В историю события, которому более 500 лет. В музее работают чудеснейшие экскурсоводы, а также во время посещения диорамы
вы увидите свето-звуковую инсталяцию, создающую полный эффект присутствия в 1480 году…

в музее

Экскурсия занимает примерно час, но мы задержались смотреть фильм про Павла Рыженко и поговорить с экскурсоводом. Впечатление просто невероятное. Есть в мире такие места, посещая которые начинает казаться, что грань между твоей душой и какой-то высшей силой настолько тонка, что ты почти чувствуешь её. Чувствуешь, сколько силы может быть в человеке, что ничто в этом мире не случайно и у каждого есть свой путь и своё предназначение. Жизнь — это чудо, друзья.

После экскурсии мы подкрепились вкусной выпечкой и ароматным травяным чаем и поехали на берег Угры искать тот самый крест, с которого всё началось.

Глядя на эти просторы и красоты природы, начинаешь ещё больше любить свою Родину. Наверное, в этом назначение любого музея и цель работы любого художника.

Обратно мы уезжали с чудесным, солнечным настроением. Кофе на заправках был необычайно вкусен, а вокруг оживала природа под тёплым дыханием весны.