Страдания очищают душу кто сказал

Содержание

«Страдания – это лествица духовного восхождения» (+ВИДЕО)

Как по-христиански относиться к скорбям? Почему святые часто страждут? Может ли болезнь быть наказанием? И что такое наказание с точки зрения веры? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, что такое скорби и страдания? И как правильно преодолевать скорби?

– Страдание, скорбь, болезнь – это всё следствие греха. В раю этого не было. Но человек, удалившийся от Бога, преступив заповеди Его, навлек и на всё творение последствия греха. «Волчцы и терние произрастит земля». И восстал человек на человека, что теперь, к несчастью, и происходит. Вот это как раз скорбь.

Есть злоба диавольская на любовь человеческую, а страдания и происходят от того, что идет война против любви

Когда-то ребенок 4–5 примерно лет задал мне удивительный вопрос: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Отвечать было очень сложно, но ребенок ждал ответа. Я говорю: «Деточка, папа с мамой любят друг друга, тебя любят, ты любишь папу с мамой, тебя любят все. Вот так хорошо жить в любви». Любви не свойственно жить в себе, любовь должна изливаться во все стороны, вокруг себя, как сказал отец Николай Гурьянов в свое время, когда его спросили: «Что вы пожелаете?» – «Любвеобильности ко всему, что нас окружает». Так вот, есть злоба диавольская на любовь человеческую, и страдания, собственно, и происходят от того, что идет война против любви.

Замечательное «Слово о страдании» есть у отца Иоанна (Крестьянкина). Я не могу удержаться, чтобы не прочитать его полностью:

«“Злостраждет ли кто из вас, пусть молится”. – Послание Иакова апостола. Как только ты почувствуешь себя страдающим, телесно или душевно, – вспомни, что ты не один страдаешь. Всякое страдание имеет некий высший смысл. Ты не один страдаешь, страдает вокруг тебя весь мир.

Все страдает и мучается – то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замалчивая свою скорбь, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить. Страданий нам не избежать. Естественно желать, чтобы они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия.

Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух – тем больше он страдает, тем чаще его посещает в жизни боль, горечь и грусть. Но мы часто не думаем об этом, не постигаем, что лучшие люди страдают больше… И когда на нас изливается поток лишений, муки, скорби и уныния, мы пугаемся, считая это “неожиданным”, “незаслуженным” и “бессмысленным”.

Надо уметь не прислушиваться к своей боли, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность

Но страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, ибо страдание пробуждает дух человека. (Не только от теплохладности человека пробуждает.) В нем закаляется стойкость человека, его мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто хочет научиться свободе, должен преодолеть страдания. (Я часто, кстати, размышляя над этим, думаю: «Господи, какие страдания! Нам хотя бы научиться преодолевать дискомфорт – и это уже некоторое совершенствование!) Простой народ знает эту истину и выражает ее словами: “Посещение Божие”. Человек, которому послано страдание (видимо, и болезнь) должен чувствовать себя не обреченным, но взысканным и призванным: ему позволено страдать, дабы очиститься. Поэтому мы не должны уклоняться от нашего страдания, спасаясь от него бегством или обманывая себя. Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. (Кстати, я часто это говорю: нужно избегать двух вещей: не мучить себя тем, что уже прошло, и не мучить себя тем, что еще не наступило.) Не подобает делать человеку и обратное, то есть вдаваться в страдание (то есть самому куда-то лезть). Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать все время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не умеет этого, то пусть молится, чтобы дал Господь на это силы.

Молитвой лечатся и более тяжелые и мучительные страдания. Молитва – это зов о помощи Тому, Кто зовет к Себе через страдания. Совершить это никто не может «за меня» или «вместо меня». Может помочь другой человек своим советом. Помогает Господь Своею силой. Но свое очищение совершить, пользуясь всеми данными, может только сам человек. Помочь ему в этом и призвано страдание».

Кстати, это именно и есть то, что предлагает пословица: у кого что болит, тот о том и говорит. Но особенно-то часто об этом говорить не следует. Да, можно что-то выяснить для того, как поступить. Но жизнь-то идет. И видите: страдание названо участью лучших людей. Как прекрасно сказано: «Тебе позволено страдать, дабы очиститься»!

Это и к болезням относится. Вспоминается и ответ преподобного Нифонта Кипрского (в начале января по новому стилю его память). Он тяжело страдал. В молодости вел жизнь не очень хорошую, и хотя был воспитан как православный, но увлекся новыми друзьями, нехорошие товарищества завел… И вот как-то один из его друзей сказал ему: «У тебя такое лицо темное!» Он ужаснулся, подумал: а какая же тогда моя душа? Начал подвизаться и достиг большой духовной высоты. Но в конце жизни тяжело страдал. Святитель Афанасий Великий спросил его: «Есть ли от страданий какая-то польза человеку?» И преподобный ответил: «Как же! Как золото очищается в огне от всех примесей, так же человек очищается от грехов в болезни».

Поэтому сказано: дабы очиститься. Человек очищается. С этим и притча о блудном сыне тоже связана. И человек, испытавший страдание, потом более другому сочувствует, потому что знает, что это такое.

Конечно же, если бы люди старались не грешить, то не было бы ни болезней, ни страданий. Но, увы, люди сами себя наказывают – сама себя кума бьет, что нечисто жнет. Присутствие в мире страданий и болезней напоминает нам о том, что есть место, где несть болезнь, ни печаль, но жизнь безконечная. Вот туда нужно готовиться, об этом думать. А это всё пройдет, как проходит всё, словно сон.

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Православие.Ru

– Батюшка, часто болезни, к примеру, ставят православным в упрек, говорят такие вот провокационные слова: «Посмотрите-ка, какие у вас святые: они всю жизнь Богу посвятили, а Бог их и наказывает – болезнью и страданиями». Что можно ответить на эти упреки?

– Первое: святые молятся за нас грешных. Если Господь, пострадав за нас, – а Он страдал за нас! – прощает нам грехи, то и молитвами святых Господь нам прощает, а за нас они терпят.

Слово «наказание» означает «научение». Болезнь – учит

И второе: что такое «наказывает»? Тут есть некоторый момент, который часто неправильно трактуют. Слово «наказание» в славянском языке означает «научение». Есть такие слова в Чине отпевания: «Наказав прежде многими чудесы и знаменьми мене, заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, и, поискав, обрел и спасл еси». «Наказав», то есть научив – всякими примерами, всякими чудесами Своими. Болезнь – учит. Она учит, потому и сказано: «Кого Бог любит, того наказывает». И что ж спрашивать, зачем Бог, кого любит, того и наказывает? Тут и ответ: значит, любит.

– Скажите, пожалуйста, батюшка, а как научиться терпению в скорбях, когда кажется, что скорби уже невыносимы?

– Терпение… У апостола Иакова в том послании, из которого отец Иоанн цитату взял, есть такие слова: «У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости у Бога» (ср.: Иак. 1: 5). Я как-то встретил батюшку Иоанна у отца Сергия Орлова (я тоже тогда к нему приехал), и он спрашивает меня: «Знаешь такую цитату?» Говорю: «Знаю, я с детства в Церкви».

Соломонова мудрость-то что? Это – терпение. И терпение – это то, о чем как раз и сказано: «Радуйтесь, когда попадаете в искушения различные». Искушение соделывает терпение, а терпение – искусство: искусство жить. Это искусство жить и не грешить. Ни самому не раздражаться, ни других не раздражать. И это высшая духовная мудрость, как поступать так, чтобы и самого себя уберечь, свою душу уберечь от греха в этих обстоятельствах, и другого душу тоже отвести от греха.

Есть такое изречение: скорбь или болезнь посылается до тех пор, пока она не принесет пользу. Нужно через терпение этой скорби, этой болезни научиться спокойно жить с ней. Один человек интересную вещь о себе рассказал. У него были камни в почках. А это очень болезненно, когда камень выходит. Когда у него случился первый приступ этой почечно-каменной болезни, ему «Скорую помощь» вызвали. Но прошел приступ – легче стало. В следующий раз он уже думает: потерплю. Приложил что-то, перетерпел. А в третий раз приступ случился, когда он красил крышу: докрасил – и приступ кончился. Так болезнь у него и прошла. «И как будто что-то потерял», – говорит. А потом у него стала болеть спина… Человек очень интересный, очень образованный, духовный. Рассказал такую вот историю из своей жизни. Так что болезнь поначалу воспринимается тяжело, а потом уже легче.

И еще историю расскажу. У Бориса, Царствие ему Небесное, сына диакона Венедикта, была пляска Витта. Он таким родился. И вот он все мучился, хотел понять, почему с ним такое, почему он не может бегать… Потом узнал: когда его отца посадили, мать, в то время беременная им, так переживала, что на нем эти ее переживания так вот отразились. У них было еще восемь человек детей. Все здоровые, а он родился больным. Он ненавидел даже власть. Старался вылечиться, но ничего не помогало. А потом он смирился и годам к 60 (я как раз с ним познакомился в это время, а дожил он до 80 лет) дошел до такого состояния, что говорил: «Если бы мне теперь сказали: “Хочешь быть здоровым?”, я бы ответил: “Не хочу”». Вот свидетельство! А к нему уже и люди стали приходить за советом (он в Апрелевке жил). Царствие ему Небесное.

Конечно, есть болезни очень мучительные, но обычно они долго, годами-то не длятся. Да и передышки все-таки иногда бывают – Господь дает какую-то возможность передохнуть. Хотя это уж как Господь изволит.

– Батюшка, Оптинские старцы напоминали нам о том, что нужно научиться смотреть на скорби сквозь призму вечности…

– Совершенно верно. Это преподобный Амвросий Оптинский говорил, что всё надо видеть взглядом оттуда. Существенная правда! На всё нужно смотреть как на лествицу духовного восхождения. Всё, что здесь нам посылается, это и есть та самая духовная школа, которая ведет нас к экзамену в Царствие Небесное.

– Хотел бы процитировать вам слова петербургского священника протоиерея Василия Ермакова: «Послушаешь иногда человека, и кажется, что перед тобой Иов Многострадальный, а посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый». Как разобраться в себе, надуманная скорбь меня одолевает или реальная? Как понять, действительно ли человек страдает или его «трагедия» кажущаяся?

– Говорят: нет дыма без огня. А вот насколько дым от количества огня зависит, это вопрос сложный. Человек ходит и коптит, дым вокруг, а огня нет – тление одно.

Считать свои скорби какими-то исключительными – это некая мания величия, только наизнанку

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Иногда бывает такое: ты его пальцем тронь, а он уже кричит: “Кожу дерут!”» Часто человек свои переживания – и это, между прочим, довольно распространенное явление – считает какими-то исключительными. Мол, у него – так, как ни у кого еще не было. Это некая мания величия, только наизнанку. Есть такое выражение: человек как дробь, где числитель – это то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. И чем больше он думает о себе – или о своих достоинствах, или о своих переживаниях, – тем меньше абсолютная величина дроби. В себе-то разобраться нужно. А для этого нужно молиться.

Я недавно стал свидетелем такой истории. Один из моих внуков порвал струну на скрипке. Мама расстроилась, потом говорит младшему: «Вот видишь, что братья натворили! Что с ними делать?» Он и сказал: «Надо разобраться». А ему 3 года. И что первое? «Мама, принеси икону. Нужно молиться». Вот пример, как в себе разобраться. Молиться нужно – и Господь поможет разобраться. А то у нас так: чужую беду руками развожу, а к своей ума не приложу.

А в ком сколько чего, это один Бог знает. Один раб Божий, когда к нему привели бесноватого и просили сказать, кто праведник, а кто грешник, отвечал: «Грешник – это только я, а праведников один Бог знает». Батюшка, думаю, так пошутил. Народ у нас с юмором. Все-таки несчастный пришел, скорбь такая…

Переживания разного характера бывают: бабуська какая-нибудь рада, что у нее денег хватило до пенсии, а у кого-то – переживания, что не тот «мерседес» или угнали «мерседес», а третий потерял виллу в Италии или на Кипре… А иногда человек считает, что все должны ему служить, и вдруг кто-то, как ему кажется, повел себя не так. И он: «Это оскорбление, унижение…» Так что это вопрос сложный.

– Часто вспоминаются слова Спасителя: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33)…

Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда

– Совершенно верно. Сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Но, как мы уже говорили, скорби и болезни очищают от грехов при безропотном их восприятии. Это общий закон. Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда. А Иов не только не роптал, но еще и говорил: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно». И еще в этой жизни Господь ему воздал, не говоря уже о будущей.

– В каждой повседневной ситуации желательно произносить эти слова?

– Конечно! И те, о которых написал святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!» Особых пунктов нет. За всё!

– Хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия, связанными с такой серьезной темой, как страдания.

– А совет уже дал один человек – я напомню: мой внук, который сказал: «Икону принеси». Помолиться, а если есть возможность – сходить в храм Божий.

Надо начать ходить в храм Божий, и тогда всё предстанет в ином свете. По крайней мере не в таком мрачном, в каком мы обычно представляем себе мир. Потому что, действительно, как сказал один раб Божий некоему желающему получить поучение: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».

– Спасибо большое, отец Валериан, за ценные наставления, за слова, которыми вы нас сегодня так утешили и укрепили.

– Спаси, Господи.

Что такое Страдания?

Добавить в избранное

Страдание это эмоция и одновременно состояние человека. Это неприятное состояние характеризуется, как сочетание психологического дискомфорта, неприятных мыслей и ощущений, либо физической боли.

Страдание это противоположное состояние человека по отношению к состоянию Счастья. Это обратная связь и отношение человека к какому либо событию или внутренним установкам.

Страдание бывает физическое, в виде реальных болевых ощущений и душевное страдание в виде мысленных и энергетических всплесков, выбросов. Проявление страдания может быть как физическая боль, эмоциональная боль, слезы, нервозное угнетенное или возбужденное состояние.

Физическое страдание

Физическое страдание в зависимости от степени воздействия, это более простое и относительно более кратковременное состояние человека, приносящее реальную физическую боль. Физическое страдание возникает в результате реального повреждения тела человека, кожный покров, раны различной степени тяжести, внутренние повреждения.
Реальное Физическое страдание, является искусственным заменителем реальной осознанной Веры в различных религиях. Связанно это с различными уровнями развития интеллекта, памяти, логики, умственных способностей Верующих. Логика духовных лидеров достаточна проста, исходя из следующих определений — Страдай и будет тебе Счастье! и «Если не можешь понять, вот тебе рецепт Счастья — животное, жертвоприношение, молитва»

Физическое страдание использовалось, как жертвоприношение богам для более быстрого перехода в состояние Счастья.

Физическое страдание активно используется и сегодня. Вы будете удивлены, но обычные разогревающие мази на основе перца, являются источником физического страдания и физического выздоровления. Принцип действия горчичников основан на следующем : Горчица, перец, стеклянные ваккумные банки, змеиный яд в поясницу и 80% всех медицинских препаратов основаны на подстегивании собственного иммунитета человека, вызывая страдания, боль или подстегивая и воздействуя на организм как отравляющее вещество.Как пример — змеиный Яд, Спирт, перец, горчица.
Одновременно с физической болью, организм активизирует иммунную систему,выделяет в кровь различные антитела и наступает выздоровления. Физическое воздействие и боль — одна из распространенных форм лечения тела человека.

Эмоциональное страдание

Эмоциональное страдание, как и физическое, вызывает оздоровление человека. Эмоционально Страдание — как множество так и одно состояний или переживаний и неприятных, тягостных или мучительных ощущений человека, когда человека испытывает эмоциональный дискомфорт, неприятные и неприемлимые внутренним установкам ощущения, душевная боль, стресс, угрызения совести, упреки. Дополнительно эмоциональное страдание проявляется в состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги.

Градации или глубина Страданий

Различить отчетливо можно только несколько уровней. По степени ухудшения различаются следующим образом — неприятное Событие, Несчастье, Горе.

Законы Вселенной о Периодичности и Полярности

В действительности, если рассматривать атеистические реальные знания о Страданиях человека, то на данный момент объяснить два закона Вселенной о Периодичности и Полярности практически невозможно. С научной точки зрения это еще никак не объясняется.

Такие явления, как семилетний период активности Солнца, периодичность явлений и состояний таких как Холод, Огонь, Ваккум и Плазма.
Вы точно спросите, а при чем здесь эти законы и Я, и понятие Страдание?

Ответ следующий — нужно понимать и принимать, как неизбежное, такие состояния как Счастье и Страдание, Наслаждение и Боль, Светлое и Темное, Холодное и Горячее, Плазма Солнца и бесконечная Холодная материя Вселенной, Добро и Зло.

Хорошая новость — Человек может управлять этими состояниями!

Остается загадочным и тот факт, что Человек, как разумное существо, может управлять состоянием Счастья и Страдания действительно Факт. Ускорять переходы от одного состояния в другое можно различными способами. Физическое страдание, чаще всего восстанавливает физическое тело. Вспоминаем пример — баня, парилка или холодные ледяные Купели и закаливание зимой. Я конечно не предлагаю себя истязать плетьми до крови, как в некоторых религиях.

Эмоциональное и психическое Страдание или внутреннего Я — также можно тренировать, закалять и восстанавливать с помощью эмоционального страдания. Точно также, как и в физическом выздоровлении, через страдание физическое, наступает выздоровление эмоциональное.

Причины вред и польза Страдания

По эзотерическим толкованиям Страдания это один из самых ценных призов, который человек может получить в жизни. И опять же по эзотерическим законам — чем более серьезными являются страдания, тем больше будет Счастья.

Напомню, что для того, чтобы быть счастливым необходимо выполнить два больших условия:

Раскрыть в себе и в своей жизни максимальное количество новых источников Счастья и источников счастливых моментов.

Найти и освободиться от от всех источников страданий, которые портят вам жизнь и разрушают Cчастье.

Важно:
Правильные знания, о Счастье или Несчастье или о Страдании — дают человеку только возможность.

Необходимо понять Важную мысль: Только применение знаний даст результат! Получил знания — применяй!

Обучился самообладанию — применяй, только тогда ты станешь неуязвимым и независимым.
Наработал дисциплину, применяй и получишь любой приз по карьере. Обучился уважению и любви к людям — применяй и получи достойных друзей и счастливую личную жизнь, много денег и секса!

Виды источников страданий, Внутренние и Внешние страдания

Внутренние источники Страданий — Гордыня, обида, вина, гнев, неверие в себя, зависть и другие около 100 видов.

Внешние источники Страданий , когда какие-то негативные события или факты оказывают влияние на человека. Это могут быть как события мирового масштаба, таких как природные катаклизмы, войны, политические или государственные сдвиги, масштабные изменения, терроризм, налоговая политика государства и много прочих. Десятки тысяч внешних источников страданий, включая смерть близких или пятна на солнце.

В быту чаще всего мы встречаем самые распространенные неприятности такие, как бытовые или рабочие конфликты, отсутстве денег, расстроенная любовь и др..

Конечно степень воздействия и сила каждого события очень разная. Кроме всего прочего, степень и продолжительность по времени тоже разбросы значительные.

Как пример: Разлитая чашка молока ребенком, или сбитый Вами, на огромной скорости мотоциклист! Что хочется сразу закрыть эту статью? Так вот, это только прочтенное Вами предложение!

Учитывать каждое из событий необходимо. Эта статья только дает понятие страдания.

Внутренние источники страданий корректируется

Хорошая новость в том, что любой вид источника страданий Внутренний, прекрасно корректируется и заменяется на положительные привычки или установки. Внутренние изменения в человеке, его самостоятельный рост, определение слабых и сильных сторон — это закономерный процесс, и это фаза окончания процесса страдания или состояния депрессии.

Специальными методиками профессиональные Коучи, корректируют все эти негативные источники страданий. Самое главное — сказать две фразы

Причины возникновения источников страданий

Причиной возникновения источников страданий являются как внешние так и внутренние причины.
Внешних причин страданий избежать достаточно сложно, можно только поставить серьезные защиты от информационных потоков. Случайность никто и никогда не отменял! Прогнозировать, что упадет сосулька на голову? Избежать случайного события практически невозможно!

По последним данным и сопоставлением эзотерики, причиной внешних событий и страданий является закон Вселенной — закон Резонанса или закон Притяжения. Смысл в том , что мысль материальна и резонирует с теми потенциальными событиями которые должны произойти с Вами. Думаешь о сосульке с крыши? Вот тебе сосулька!
Причиной внутренних источников страданий, является собственные установки человека и его разрешение на эти отрицательные установки. Приведу пример классического заражения и появления источника страданий в современное время:
Вы как человек грамотный, пытаетесь разобраться в причинах Мирового кризиса, читаете много умных статей из интернета. Дальше сосредоточившись на одном или двух авторах, Вы убеждаетесь в правильности их теории, о том что все плохо, и нужно готовиться к войне. Вот это и есть — процесс заражения! Дальше идет процесс Вашего разрушения. Этот внешний отравляющий червь проник внутрь. Возникает энергетический посыл во Вселенную и в ответ происходит цепь событий только подверждающих теорию авторов. Закрепляется установка и червь растет!
Примером может служить сила убеждений, на которых основана любая Религия.
Все делается на добровольном желании, или познании, или помощи в кризисный момент жизни человека.

Человек, не осознавая, может впитать и дать укорениться таким отрицательным установкам, как Зло, обида, вина, зависть, гнев, ненависть, раздражение, страх. Если человек слаб и уязвим для негатива извне, тогда любая неприятность или плохая новость может вывести его из стабильного состояния в состояние стресса, заставить нервничать, бояться, злиться и в конечном счете сильно страдать.

Анализ слова страдание

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова страдание

Мы предлагаем Вам перевод слова страдание на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • suffering — мука, боль, несчастье, скорбь, агония
    • невыносимое страдание — unbearable suffering
    • душевное страдание — mental pain
    • невыразимое страдание — untold misery
    • эмоциональные страдания — emotional anguish
    • мир страданий — world of sorrow
  • hardship — трудности
  • Leid — боль
  • Leiden
    • страдания человечества — Leiden der Menschheit
  • Schmerz — боль
    • психическое страдание — seelischer Schmerz
  • Qual — мучение
  • Pein — мучение
  • souffrance — печаль, несчастье, скорбь, мучение
    • физическое страдание — souffrance physique
  • affliction — скорбь
    • великое страдание — grande affliction
  • angoisse — скорбь
  • peine — боль
  • arrachement

Гипо-гиперонимические отношения

зло неприятность страдание

Каким бывает страдание (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

физическим душевным невыносимым написанным новым большем ужасным человеческим чужим полным собственным мучительным глубокого жестоким перенесенным телесным нечеловеческим тяжким сильным бесконечным неимоверным неподдельным настоящем великим лишним нравственным моральным вечным любым невыразимым страшным людским невероятным пережитым долгим дополнительным никаким земным неисчислимым нестерпимым огромным любовным ненужным немыслимым подобным сплошным сердечным бессмысленным внутренним немалым всяким тяжелым истинным непереносимым незаслуженным общем подлинным прежним искренним причиненным безмерным острым прошлым предсмертным

Что может страдание? Что можно сделать с страданием (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

исказить отразиться исчезнуть причинить принести причинять доставлять остаться придтись вызывать охватить напоминать сливаться являться придать становиться промелькнуть уходить обнаруживаться уступить перекосить научить начаться сделать утратить убить отступить вызвать довестись заставить перенести значить делать начинать достаться затуманить подкосить добавиться заставлять мелькнуть появиться застыть подниматься пронзить иметь притуплять пройти овладевать стоить светиться подвергаться уйти возбудить оставить прекратиться закалить доставить сквозить таиться захлестнуть проявиться приглушать улечься

Ассоциации к слову страдание

лицо голос глаз бесконечность предок жестокость повод земля одиночество мир будущее вид страдание сравнение течение дно прошлое рука разлука голод смерть рана помощь тюрьма народ жизнь конец сознание радость света холод мука вина любовь сердце голова вера счет потеря крест лапа ад путь грех необходимость царство форма ответ жара маска предательство слово объятие прыщ юность минимум рождение тема иллюзия надежда болезнь душ уголок одиночка

Анаграммы слова страдание

стерадиан

Синонимы слова страдание

агония боль мука мучение мытарство пытка сокрушение страсть терзание томление маета

Антонимы слова страдание

радость

Гиперонимы слова страдание

  1. неприятность

Сфера употребления слова страдание

Общая лексика Религия Медицина Юридический термин Редкое выражение

Морфологический разбор (часть речи) слова страдание

Часть речи: существительное Род: средний Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного страдание

Предложения со словом страдание

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Тяжкое страдание точно отразилось на солидной репутации плохо 1 хорошо 2 2. Бесконечное страдание медленно уступило в тяжелой работе плохо 2 хорошо 1

Смысл страданий

1. Страдают все люди

Каждый из нас может сказать о себе слова, которыми начинается третья глава «плача Иеремии» «Я человек испытавший горе». Ещё Достоевский сказал, что «земля от коры до центра пропитана кровью и слезами». Этим он подтвердил слова ап. Павла «вся тварь стенает и мучится доныне». Когда по всей земле прошёл меч, огонь, голод и смуты страдание ещё более охватило человека. Идя по улице, так редко встретишь радостную улыбку. Конечно, бывает улыбка на лицах, но как много в ней горечи, насмешки и притом над самим собой. А сколько незримого горя таится под этими на вид спокойными лицами и за стенами нарядных домов. Иногда человек улыбкой заслоняется, чтобы не заметили его горя. А сочувствие часто неискреннее или бесполезное часто раздражает его. Вспоминается недавняя смерть всемирно-известного клоуна Макса Линдера /1925/, который веселил толпу неистощимым юмором и в то же время таил в себе глубокую язву страдания, приведшего его в конце к самоубийству.

Мы живём в такие дни, когда померкло если не солнце, то человеческое лицо, так много скорби отражает его чело, его преждевременные морщины и седина!

Страдают все – и те, кто много зла сделал, и невинные дети, и молодёжь, не успевшая ещё вкусить жизни. Страдают хорошие люди, и чем лучше человек, тем глубже он скорбит. «Сумма страданий души пропорциональна степени её совершенства», говорит Амиэль в своём дневнике. А Достоевский утверждает, что великие люди испытывают великую грусть».

Люди страдают телом – от голода, холода, болезней и непосильного труда. Страдают душой от клеветы и завести, от самих себя и от других, от соседства с ближними, исходят в тоске одиночества и непонятности, отравлены горечью разочарования, муками обманутой любви или скорбью об утрате близких. Сколько тяжких минут причиняет нам сознание своего несовершенства, так же несовершенства мира, которое выразил Соломон: «Суета сует и всё суета». Недаром А. Толстой признаёт, что Бетховен «подслушал» звуки своего похоронного марша в рыданиях природы. И едва ли не самое большое страдание бывает в отсутствии страдания, так же как самым тяжким трудом бывает отсутствие труда.

Жуткой пустотой леденящей душу, веет от ужаса бесцельности рождающего худшее из страданий – скуку, тяжкую, как это не странно, именно тем, что нет в ней страдания, ни боли, ни горечи, ни тоски – но одна безжизненная пустыня, угнетающая сознание. Ведь не страдать, это значит не участвовать в жизни, в её страде, быть «лишним» и никчёмным.

Имеет ли страдание смысл?

Однажды спросили Будду: «Отчего происходит страдание?». Он ответил рассказом: » Охотник в лесу упал поражённый стрелой. Стал ли он или окружающие спрашивать в этот момент, откуда стрела, или из чего она сделана? Конечно, нет. Но прежде всего постарались извлечь стрелу». Так и мы смертельно ранены стрелою страдания; и самое важное – это вынуть стрелу.

Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание – это его бесцельность.

2. Причина страдания.

Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

Наши действия противоречат нашим высшим желаниям – «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», и мы испытываем тогда внутреннее страдание – мучение совести.

Почти всегда мы найдём причину страдания во грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» /1Ин.3:4/.

Какие же эти законы? На языке биологии и социологии – это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.

На языке этики – это законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.

На языке религии – это заповеди Бога.

Библия признаёт зло как отношение: Диавол ставший к Богу в неверное отношение, противоречащее его первозданной, доброй природе и уклонение от своей нормальной природы. Смысл страдания с одной стороны связан со злом, а с другой имеет смысл жизни, для которой живет человек, Библия говорит, что основной источник нашего страдания есть «изгнание из рая» вызванное грехом неповиновения, уклонение от заданной нормы. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай». И мы вернёмся в него лучшими, чем вышли из него. Ибо мы вышли из него с познанием зла. А вернёмся с победой над злом, вышли побеждёнными а вернёмся победителями.

3. К чему приводит страдание?

Не даёт ли оно благих плодов в жизни и тем самым не оправдывается ли страдание?

Не признаём ли мы, что многие страдания в нашей жизни оказали на нас благоприятное влияние и были для нас школой жизни?

Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим преступлением, учит нас правде, подтверждая наличность нравственного закона в жизни. Я обидел человека, а в скоре и сам испытал горечь обиды, причинённой мне самому другим человеком. Я пожалел дать нищему – вскоре потерял свой кошелёк. Иаков обманул Исава, похитив у него первородство, а потом много раз был и сам обманут Лаваном и своими сыновьями. Царь Адони-Вазек, после того как победители Евреи отрубили у него большие пальцы на руках и на ногах сказал: «семьдесят царей с отсечёнными на руках и на ногах их большими пальцами, собирали крохи под столом моим, как делал я, так и мне воздал Бог» /Суд.1/

В жизни постоянно осуществляется закон: «чем кто согрешил, тем и наказывается».

Эти страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе. Так можно открыть и осознать нравственный строй жизни, хотя и ценою страдания, и ощутить себя в разумном мироздании, не в хаосе, а в космосе. Поэтому становится понятным восклицание Давида: «Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим»

4. Страдание очищает душу.

Потребность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания за преступления, лишь бы утолить свою совесть, чтобы телесными страданиями успокоить внутреннюю муку. Вот таким добровольным страданием человек переплавляет душу и приготовляет её для принятия Божественного очищения, поскольку в деле искупления должно участвовать и усилие человека, свидетельствующее об искренности его покаяния.

«Сотворите достойно плод покаяния» – проповедовал Иоанн Креститель.

Страдание является для нас источником нравственных ценностей и положительных духовных приобретений, оно приводит нас к вере, любви и духовной силе. Мы живём на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли.

«Через большое горнило сомнений моя осанна пришла», – говорит Достоевский. Этим горнилом было и жуткое ожидание казни, когда он в 1849г. Стоял на эшафоте, и ужасы 4-летней каторги, и жизнь в «мёртвом доме», и тяжёлая болезнь эпилепсия.

«Отчего ты Лука так мягок?» – спрашивают одного из героев драмы «На дне» /Горького/.

«Оттого я мягок, что меня много мяли». И разве вы не испытывали того, как страдание делает нас снисходительнее к другому, воспитывает чуткость к чужому горю пониманию души человека. И разве не самое ужасное – потеря способности любить? Ведь ад и есть, по словам старца Зосимы, страдание о том что нельзя более любить».

Наши телесные страдания могут способствовать нашему нравственному освобождению, ибо – «страдающий плотью перестаёт грешить» /1Петр. 4:1/.

«Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» /Иов.5:7/.

Это нынешнее твоё страдание, которого ты так трепещешь – он впишет новую черту красоты в твою душу. В твой образ, оно чеканит твой идеальный облик, по образу Бога – только переноси его!

Не бойся ударов великого резца, который отсекает от мрамора обломки заслоняющие дивную красоту – её зрит своим провидящим оком Божественный художник.

5. Страдание готовит к великому служению.

Страдание делает не только нас лучшими, но и вырабатывает в нас способность и других делать лучшими. Через эту школу прошёл Иосиф испытавший предательство и темницу, Давид – переживший гонение и скитание, да и все пророки и праведники. В этой школе нищеты, покинутости, одиночества, непризнания люди получают новое сердце, делающих их способными служить великому.

«Ибо золото испытывается в огне, а люди угодные Богу в горниле уничижения». И поэтому Бог посылает ап. Павлу «жало в плоть», чтобы он не возгордился, не превозносился чрезвычайностью откровений, но понял великую тайну смирения: «сила моя совершается в немощи».

Страдание ведёт не только к силе, но и к мудрости. Оно утончает взор, углубляет способность к откровениям. Ап. Иоанн, страдая за слово Божие, был в темнице на острове Патмос, и взору его духа явилось откровение Христа.

Чтобы разбивать словом крепкую скалу человеческого сердца, нужно самому испытать, что значит иметь разбитое сердце. Но ведь не то страшно, когда разбивается сердце, а когда оно превращается в камень. Не в этом ли тайна вечного обаяния Христа? Потому он и может сострадать нам в немощах наших, что «Он подобно нам искушён во всём, кроме греха». Он сам прошёл путь человеческого страдания: «взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни».

6. Непонятные страдания.

Мережковский выразил свою веру в мудрость и проведение такими словами:

Через борьбу и хаос дикий,

Через страдание и ложь,

Ты к гармонии великой

Народ измученный ведёшь.

Но существуют страдания, причину которых напрасно искать в наказании за грех, и также непонятна их цель. Их тайна совершается в ином, потусторонним плане бытия, они посылаются не в наказание, а для испытания. О таком испытании говорит книга Иова.

Иов был всесторонне испытан и оказался верным. Этот род страданий вызван не грехом человека, но той тайной бытия, о которой говорит Достоевский: «Диавол с Богом борется, а поле битвы поле человека». Эти страдания даны человеку не по его вине, – «Да явятся на нём дела Божии: и да оправдается человек, а следовательно и создавший его Бог.

Победа добра в душе человека, его оправдание требуют, чтобы человек свободно, бескорыстно избрал правду и тогда, когда нет за неё никакой награды и даже, когда человек терпит невинное страдание. Ибо Христос возжелал свободной любви человека. Устоит ли в этом испытание человек? Благословит ли Бога, добро и скажет ли из глубины своего страдания, как сказал Иов: «Да будет имя Господне благословенно», или словами Ивана Карамазова: «Прав Ты Господи, ибо открылись пути Твои!».

7. Принятие страдания.

Итак вот в чём смысл страдания, отчего и зачем они происходят. Они имеют свою действующую причину – а именно, уклонение от нормы и смысла жизни или разумной жизни.

Они имеют также свою цель – возвращение человека к нормальной жизни, к его истинному назначению – воспитание человека в бескорыстной любви к добру.

И поскольку причиной страдания является уход от бога, то следствием её есть возвращение к Богу а, через Него к природе и людям, и даже больше: обожание всего, чтобы «Бог был всё во всём». И это есть цель бытия. Отсюда становится понятным выражение бельгийского поэта Метерлинка: «Хоть ангелы прекраснее людей, но в их очах нет слёз». Однако далеко не все люди побеждают страдание. Многие бывают раздавлены им. У них оно рождает не хвалу, а хулу, не благословение, а ропот и проклятие.

Рекомендуем: наш бесплатный онлайн курс «Диагностика предрасположенности к суициду — для взрослых»

8. Как преодолеть страдание.

Истинная мудрость заключается не в одном лишь анализе страдания и его объяснение, а в умении его побеждать. И в этом заключается одна из важнейших задач жизни. Ибо принять жизнь – значит принять страдание, и уметь жить – значит уметь страдать.

Практически мы относимся к страданию двояко: или мы бежим от него, или его принимаем.

Первое отношение обнаруживает Будда: он сознаёт, что действительность дурна и желания дурны: он бессилен переделать то и другое, и поэтому он видит единственный выход в том, чтобы уйти от всяких желаний, от личности, от самосознания в нирвану /небытие/. Этот путь есть бегство, уход от жизни, жажда безжеланности. Будда сказал то, что мог сказать, будучи только человеком и притом живя шесть веков до явления в мир Иисуса Христа. Он пришёл к убеждению, что жизнь глубоко испорчена и искажена, что этой жизнью не стоит жить, и лучше не жить никакой жизнью. И поэтому он проповедовал духовное самоуничтожение. И многие в наши дни, усталые от жизни. Желают таким образом уйти от страданий и жизни.

Более легкомысленное бегство от страдания есть, когда люди, большая часть которых находят в стремлении минутным наслаждением заглушить горечь жизни, забыться безумием «пира во время чумы» или пляской на краю смерти. «Будем есть и пить ибо завтра умрём».

Другое отношение к страданию есть его принятие. «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать» – говорит А.С. Пушкин.

Но и в принятии страдания ещё не всё. Можно тупо терпеть, стиснув зубы. А можно преодолевать и преображать страдание. Оно может быть камнем, давящим душу, но оно может сделаться скалою, на которую мы станем как на твёрдую опору.

Когда пророк Иеремия, рыдающий о своём народе и ненавидимый этим народом за постоянные обличения, падает духом и жалуется Богу: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и сорится со всею землёю. О, Господи… Ты знаешь, что ради тебя несу я поругание. За что так упорна болезнь моя и рана моя так не исцелена, что отвергает врачевание? Неужели ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?»

Бог отвечает ему: «Если извлечёшь драгоценное из ничтожного, – то будешь как мои уста» /Иер. 15/, т.е. будешь обладать властью, творческою силою Божественного слова. Вот эта именно способность – извлекать драгоценное из ничтожного – и составляет тайну всякого творчества., Божественного делания. Не она ли в химической лаборатории природы на гниющих отбросах растит благоуханный цветок. Не его ли художник, взяв «презрённое из жизни», возводит его «в перл создания» /Гоголь/.

Не эту ли силу, в сущности, в середине века алхимики, называя её философским камнем, который превращал бы грубые металлы в золото. И она есть эта сила, творящая изумруд из глины и алмаз из угля.

Но поистине, всё великое входит в этот мир через врата страдания. Мы любуемся жемчужиной, как она рождается? В Индийском океане живёт моллюск в створчатой раковине. В раковину попадает песчинка, которая раздражает тело моллюска. Тогда он в целях самозащиты выделяет из себя перламутровую жидкость, которая обволакивает песчинку. Эта работа идёт годами. Так рождается жемчуг, красота венцов и ожерелий.

Но не всякое страдание способно её произвести. И потому обращаясь теперь к переживаемым нами страданиям, мы должны прежде всего различить два рода их.

9. Страдания за неправду.

Есть страдания за нарушение правды, те которые вытекают из несоответствия действительности нашим дурным желаниям. В этом случае действительность хороша. Но наши желания греховны. Скупец сохнет от жадности, алкоголик изнывает не находя возбуждающего напитка, жестокий человек ночей не спит от того, что ему не удаётся месть, развратного человека мучит сжигающая его нечистая страсть. Ведь всё это тоже страдания.

«Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое» /Рим.2/.

О сколько их, этих мучеников во имя «учения мира» говорит Л.Н. Толстой. Их гораздо больше, чем за учение Христа и гораздо тяжелее эти страдания, потому что они бессмысленны. Они и не могут иметь смысла, потому что вытекают из нарушения смысла жизни. Законов природы, любви и чистоты.

Они происходят от борьбы против Христа во имя греха. Против смысла, разума /Логоса/, во имя бессмыслицы. Их временный отрицательный смысл состоит лишь в том, что они свидетельствуют об уклонении от истинного, вечного смысла жизни и показывают, как не надо жить. Так некогда Христос предостерёг противившегося Ему Савла: «Трудно тебе идти против рожна»!

Все эти физические и душевные болезни лишь сигнальные огни, которыми природа оградила края зияющих бездн и топких болот, чтобы охранить человека. Это самозащита, иммунитет природы. И величайший из этих страданий – скука, свидетельствующая о высшем назначении человека, о том, что природа его души не терпит пустоты, и что этой пустоты не заполнят никакие, самые материальные фантазии, ибо «бессмертную душу может насытить только Бог».

Эти страдания мы должны не терпеть, но устранять их, удалив их причину – грех. Всю силу священного гнева и непримиримого протеста на который только способен человек, должен он обратить против этих поработителей души: гордости, жестокости, нечистоты, которые обещая сладость человеку, подносят к устам его лишь «кубок смерти яда полный», «печаль мирская производит смерть» /2 Кор.7:10/. Эти страдания не стоят ни одной слезы, ни одного вздоха. Поэтому «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» /Евр. 12:1/ говорит Писание. И эти слова звучат всегда, как призыв к тому глубокому духовному перевороту, который называется революцией духа.

10. Страдания за правду.

Если страдаешь за дело – кайся, если страдаешь незаслуженно – радуйся. Но есть страдания иного рода, за правду, за торжество любви, чистоту жизни, послушания Богу, страдания Христовы. Здесь с высшими желаниями духа сталкивается враждебная действительность плотской жизни как в других, так и в нас самих. Это борьба против греха во имя Христа. Это «печаль ради Бога, которое производит неизменное покаяние ко спасению».

На пути к правде стоят эгоизм, самоутверждение, грубая чувствительность во мне самом, и я объявляю им борьбу, «томлю томящего меня», как говорит Ефрем Сирин, по поводу одухотворения плоти. Это борьба, неизбежный этап на пути к счастью. И поскольку эти препятствия со стороны моего «я» плоти и людей мира восстают против моих высших желаний, я страдаю.

Люди «не прощают добра», как это ни странно. Люди распяли Христа, они гонят Его и теперь. В этом мире, где распят наш Господь, мы должны быть гонимы, если мы не в дружбе с этим миром.

А всякий идущий за Христом без креста, недостоин Его. Потому что «все желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы»

Мы боремся с грехом в людях, боремся» с человеком за человека» – и такая борьба не прощается не только со стороны духа тьме, но и тех людей, которые «тьму возлюбили более, нежели свет». И страдание за исповедание за имя Христа и Евангелие словом и делом и есть «участие в страданиях Христовых». Это истинная Христианская вера, которая дала миру красоту мученичества: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блажены, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас, теми он хулится, а вами прославляется.

Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» /1Пет. 4:13-19/.

Эти страдания прекратятся лишь в Царствии Божием, когда оно явиться во всей своей силе, – и именно для того , чтобы Это Царствие радости наступило, нужно страдать. Страдание за Христа – не тяжкая доля, а радостное преимущество. И потому сказано: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» /Фил. 1:29/.

Эти страдания за смысл жизни, за Логос, за Христа. Об этих страданиях сказал Христос: «Печаль ваша в радость будет». «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Как же нам отличить страдание за правду от страданий за нарушение правды? Для этого мы должны внести в нашу жизнь высший образ (критерий) добра и зла, принять Того, Кто есть Смысл жизни, Кто сказал о себе: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

И в этом свете мы не только различим гибельные страдания от благих. И не только будут озарять своим светом, но и сожгут очищающим огнём страдания за ложь, устранив их причину – тёмные, низменные желания, а страдания за правду они преобразят в радость и красоту.

11. Христос и страдание.

В самом деле, не для того ли пришёл Христос в этот мир, чтобы освободить человека от тяжести страдания? Не в этом ли благая радостная весть Нового Завета?

Вне Христа, человек, тщательно усиливается разрешить вопрос о страдании.

Как было уже сказано, учение Будды стремится устранить страдание через уничтожение желаний в человеке, но этим делает человека бесстрастным, бесчувственным, безразличным, безличным… и вместе со страданием Будда устраняет и сознание и жизнь.

А Христос преображает дурные желания в хорошие, ибо только дурные, злые желания причиняют человеку гибельные страдания. Он устраняет из желаний лишь их смертоносное жало – грех саму же личность человека. Его сознательную, духовную жизнь Он утверждает. Христос не сказал ни одной погребальной речи. Когда Он встречал похороны, Он просто их прекращал, воскрешая мёртвых.

Страдание есть основной вопрос человека вопиющий к Богу. Христос есть ответ Бога на вопль. Христос принёс Евангелие милосердия, исцеления, мира и любви. Люди всегда будут любить эту книгу, потому что в ней они найдут отзвук на все человеческие печали – начиная от горьких слёз отрекшегося Петра и кончая невыразимой скорбью Девы Марии, стоящей у креста с сердцем, пронзённым мечом тоски о Сыне Своём.

И наконец здесь мы встречаем превосходящие наш опыт муки Господа. Ведь Он сам прошёл весь тяжкий путь человека, притом неся на Себе наши скорби без вины. Что же даёт Христос человеку, обременённому страданием за неправду? Прежде всего Он даёт «слепым про зрение», т.е. научает отличать страдания за ложь от страдания за правду. Он прощает вину и освобождает от кары за неправду, от мук совести, и этим самым соединяет нас с Богом.

Те, кто переживал узы и темницу за исповедание Евангелия, знает по опыту, что со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма.

Вспомним, что сделал милосердный самарянин. Он возлил на раны несчастного елей и вино. Так нужен елей утешения смягчающий боль скорбного больного человека, может быть это будет слово утешения, или внимательное чуткое отношение, слово участия. А не так как утешали друзья Иова: «Тебя Бог наказал». Жалеть человека надо каждого и того, кто глубоко пал. «Ведь каждый грешный человек – это тоже ты» – гласит восточное санскритское изречение.

Человека надо любить и жалеть, а не грех его, больного, а не болезнь его. Но Евангельская помощь возливает на раны не только елей, но и вино, чтобы предохранить от гниения, дезинфицировать. Оно утешает человека, но в то же время бичует его грех, Христос говорит грешнице: «и я не осуждаю тебя» – и в этой благости елей. Но дальше Он прибавляет: » иди и больше не греши» – это вино, сберегающее от гибели.

«К одним будьте милостивы, а других страхом спасайте».

Только благая весть претворяет скорби в радость, злобу в любовь и ведёт на небесный пир Каны Галилейской.

12. Участие в страданиях Христа.

Как может иметь человек участие в страданиях Христа? Почему ап. Павел придавал такое огромное значение этому опыту? Но прежде всего нужно выяснить, что надо понимать под выражением «страдание Христа»? Мы так склоны понимать под этим Его мучения в Гефсиманском саду и Его искупительную смерть на Голгофе. Но этим они далеко не исчерпывались, Не были ли три последние года Его земной жизни непрерывною цепью страданий?

Вспомним, как тяжело было для Христа, Святого Сына Божьего, жить среди грешных людей, в постоянном прикосновении с их нуждами и непрерывно иметь перед глазами их нравственное унижение и пагубные следы греха. Как тягостно было всегда быть духовно одиноким, мало понятным, постоянно не понятым даже самими близкими и любимыми людьми. Не иметь времени для еды и сна, терпеть голод и лишения всякого рода, не иметь места, где «преклонить голову Свою». Подвергаться тягчайшим искушениям, и за всё это пожинать клевету, ненависть и преследования. Как мучительно было быть оставленным всеми, даже близкими учениками, подвергнуться издевательствам, истязаниям и под конец – ужасной крестной смерти.

Смерть Христа на Голгофе была лишь завершением целой жизни служения и страдания. Не забудем, что эти Его страдания были добровольными страданиями. «Потому любит меня отец» – говорит Христос, «что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её от Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и имею власть опять принять её».

Это значит никто, ни Бог, ни люди, – не принуждали Его избрать для Себя такую жизнь. Во всякое время Он имел полную возможность жить для Себя и дать нам погибнуть, Но Он предпочёл пожертвовать Своею жизнью для нашего спасения движимый любовью к нам. Именно это придало Его страданиям характер жертвы.

В чем заключалась цель этих страданий, и какая была им причина? Целью их было – распространение благого Царствия Божьего, и тем самым спасение рода человеческого. Причиною их является великий принцип расплаты, проявляющийся одинаково в мире нравственном и мире физическом, и действующий с такою безошибочною последовательностью, как и закон тяготения. «Даром ничего не даётся». Не бывает прогресса без труда, без усилий, без жертв. Представим себе, как зерно пшеницы лежит спокойно и уютно в своей чистенькой коморке в колосе в поле, оно наслаждается солнечным сиянием, ветерком, близостью множества других таких зёрен на том колоссе и поле. Как ужасно должно показаться зерну упасть в холодную, сырую, грязную, тёмную землю, лежать там в одиночестве, разложиться и погибнуть. Но ведь только такою ценою даётся жатва.

Разве ап. Павел не мог, оставаясь верующим, жить с некоторыми удобствами, иметь свой домашний угол и выступать по временам с назидательной проповедью. Но когда он услышал призыв Христа, он не поколебался пойти по той стезе, которую наметил ему Христос. «Я ни на что не взираю, и не дорожу своею жизнью» – говорит он, и потому мы видим его «в трудах., безмерно в ранах, в темницах, многократно при смерти, в опасности, в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» /2Кор:2:23 -28/.

Трудно вообразить какую вереницу самоотречения, усилий, борьбы и страдания представляла его жизнь. Движимый любовью ко Христу, он добровольно посвятил себя делу Христа и охотно взял на себя свою долю стоимости этого предприятия. В этом и было «участие в страданиях Христа». Ап. Павел высоко ценил участие в страданиях Христа. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его». Не радовала ли его та мысль, что все эти страдания были добровольными ради Христа, от этого выросла новая крепкая и тесная связь между ним и Христом. Кроме того, он познал на опыте, что путь страданий за Христа – драгоценная школа в которой он многому научился. Он научился полагаться не на свою силу, но на силу Божию, «которая совершается в немощи». Скорби, пережитые им ради Христа, принесли с собой небесное утешение, так что он мог сказать про себя: «по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше «. /2Кор 1:5/.

СТРАЖДУЩИЕ (ВЕРНЫЕ)

Бог:

внимает воплю страждущих. Быт. 16, 11. Исх. 3, 7. Неем. 9, 9. Иов. 34, 28. Пс. 6:9, 21:25.

охраняет страждущих. Исх. 3:7, 4:31; 4Цар. 14, 26. Неем. 9, 9. Пс. 9:35, 21:25, 31:7, 105:44.

(Слышит) внимает страждущим. Пс. 6:9, 21:25, 33:7, 18, 85:7, 90:15, 115:1–3, 117:5, 119:1. Ис. 41, 17. Ион. 2, 3.

сожалеет страждущих. Суд. 10, 16. Ис. 49, 13. Плач. 3, 22. Филип. 2, 27.

поддерживает страждущих. 2Цар. 22, 19. Пс. 26:5, 36:24, 39:18, 45:2, 144:14. Ис. 25, 4. Иер. 16, 19. Наум. 1, 7; 2Кор. 4:8, 9; 2Тим. 4, 17.

утешает страждущих. Ис. 49:13, 51:12, 57:18. Иер. 31, 13. Мф. 5, 4; 2Кор. 1:4, 5, 4:8, 9, 7:6; 2Фес. 2:16, 17.

находится со страждущими. Пс. 9:10, 33:19, 90:15. Ис. 41:10, 43:2; 2Тим. 4, 17. Евр. 13:5, 6.

есть прибежище для страждущих. Пс. 9:10, 11:6, 30:3, 45:2, 58:17, 68:30, 93:22. Ис. 25, 4. Иер. 16:19, 17:17. Наум. 1, 7.

страждущих защита. Иов. 5, 11. Пс. 31, 7. Ис. 43, 2. Дан. 3:27, 6:22.

творит правосудие для страждущих. Иов. 36, 6. Пс. 139, 13.

Иисус Христос:

сострадает страждущим. Пс. 71, 13. Мф. 14:14, 20:34. Марк. 1, 41. Лк. 7, 13. Иоан. 11:33, 35. Евр. 4, 15.

поддерживает страждущих. 2Тим. 4, 17. Евр. 2, 18.

утешает страждущих. Ис. 61, 2. Мф. 11, 28. Лк. 7, 13. Иоан. 14:1, 16:33; 2Кор. 1, 5; 2Фес. 2:16, 17.

охраняет страждущих. Откр. 3, 10.

внимает страждущих. Мф. 8:13, 9:29, 15:28, 20:34. Лк. 18, 42.

избавляет страждущих. Пс. 71, 12. Ис. 63, 9. Мф. 4:23, 20:34. Лк. 5:34, 13:16.

Страждущие должны:

быть преданы воле Божией. 1Цар. 3, 18; 4Цар. 20, 19. Иов. 1, 21. Пс. 39, 9; 1Петр. 5, 6.

не пренебрегать наказанием. Иов. 5:17, 18. Еккл. 7, 14. Притч. 3, 11. Мих. 6, 9. Евр. 12, 5.

молиться Богу. 2Цар. 22, 7. Иов. 5, 8; 2Пар. 20, 9. Пс. 49:15, 54:17–19, 68:15–19, 85:7, 87:10, 90:15. Ис. 26, 16. Иак. 5, 13; 1Петр. 4, 19.

не колебаться в их вере чрез страдание. Пс. 118:87, 109; 1Фес. 3:2, 3; 2Тим. 1, 8; 1Петр. 4, 12. Еф. 3, 13; 2Фес. 1, 4.

не терять мужества. Притч. 3:11, 24:10. Евр. 12, 5.

возлагать упование на Бога. Иов. 13, 15. Пс. 12:6, 54:23, 85:2; 2Кор. 1, 9; 1Петр. 5, 7.

мужаться при воспоминании о бывших избавлениях. Пс. 26:9, 10, 41:5, 6, 55:14, 142:5; 2Кор. 1,10.

утешать друг друга. Рим. 12, 15; 1Кор. 12, 26; 2Кор. 1:3, 4, 2:7; 1Фес. 5, 14.

избегать греха. Иов. 34, 31.32. Иоан. 5, 14.

выполнять обеты, данные во время скорби. Пс. 65, 13–15.

радоваться в страдании. Мф. 5:11, 12. Рим. 5, 3; 2Кор. 6:10, 7:4, 8:2. Кол. 1, 24; 1Фес. 1, 6. Евр 10, 24. Иак. 1, 2; 1Петр. 4:12, 13.

ценить преимущество – страдать за Христа. Деян. 5, 41; 2Кор. 12, 10. Филип. 1, 29; 1Петр. 4, 13.

подражать Иисусу Христу. Евр. 12, 2–4; 1Петр. 2, 21–23.

подражать пророкам. Иак. 5, 10.

блаженны страждущие. Иов. 5, 17. Мф. 5, 10–12. Лк. 6, 21–23. Иак. 1:2, 12, 5:11; 1Петр. 3, 14.

Страждущие, переносящие терпеливо страдания приятны Богу. 1Петр. 2:19, 20.