Суд над иисусом христом

Содержание

Конспект урока ОПК «Христос и Его Крест»

Пояснительная записка

Ануфриева Елена Васильевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Дегтянка

Название материала

Христос и Его Крест (1 урок)

Класс (возраст)

4 класс

Учебный предмет

Основы православной культуры

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов,к которому относится ресурс

УМК «Щкола России». А.В. Кураев » Основы православной культуры» — М. Просвещение.2014г.

Вид ресурса(презентация, видео, текстовый документ и другие)

Презентация

Конспект урока

Мультипликационный фильм

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор

Цели,

Задачи материала

Познакомить с опорными понятиями: Богочеловек, Боговоплощение, Крест; формировать понимание значения креста для христиан.

Планируемые результаты:

Предметные. Получат знания о значениях слов «воплощение», «Богочеловек», «голгофа», о символике креста и его составляющих частях; раскроют смысл Креста как символа православной веры; познакомятся со словами и выражениями, ставшими «крылатыми» (фразеологизмами).

Метапредметные. Познавательные: научатся оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изучаемые понятия с примерами из жизни. Коммуникативные: сформируется готовность слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, работать в группе, в паре, пользоваться материалами учебника. Регулятивные: овладеют способностью принимать учебную задачу и сохранять её.

Личностные. Учащиеся проникнутся уважением к тем, кто жертвует собой ради других, осознают смысл христианского учения о жертвенности ради людей.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная работа, фронтальная, работа в парах.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная работа, фронтальная, работа в парах.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет — источники

Используемая литература и Интернет-ресурсы.

Основы религиозных мировых культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений./ А. В. Кураев. – М: Просвещение. 2014.- 95с.

1. Святитель Иоанн Златоуст Спас Нерукотворный. Конец XII в. http://pasxa.eparhia.ru/zhurnal/?page=7

3. Восьмиконечный православный крест

4. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева

5. Святое Богоявление. Крещение Господне.

http://forum.angelhranitel.ru/index.php?topic=459.30

6. Рождество Христово. http://kuking.net/my/viewtopic.php?p=1564426

7. И. Н. Крамской. Христос в терновом венце, 1881. Музей истории религии.

8. Федор Антонович Моллер. Несение креста. Иисус Христос.

http://www.webkrug.ru/view_photo.aspx?type=28&id=17999

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг. момент

Слайд1

Вначале было слово.

Оно было у Бога.

То было Божье слово.

То было слово — Бог!

Великое начало

Писания святого,

Из времени былого

Принёс нам Божий слог!

(Леонид Брайловский )

— Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

— Как называется самая почитаемая книга у христиан?

— О чём она рассказывает?

— Мы снова будем говорить о жизни Иисуса Христа.

Чтение эпиграфа к уроку.

Определение по эпиграфу темы урока.

Обсуждение первичных знаний о распятии Христа.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу;оценивают результат своих действий.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме(общеучебные).

Коммуникативные:строят понятные речевые высказывания.слушают друг друга.

Личностные – понимают значение духовно-нравственного воспитания для человека, принимают его; имеют желание получить новые знания о жизни, смерти и Воскрешении Христа.

Актуализация знаний.

Подготовка к усвоению новой темы.

1. Тест «Да — нет»

1) Христианская религия учит, что православие важнее других религий.

2) Христианство и православие — разные религии.

3) Бог создал мир за шесть дней.

4) Бог создал человека по образу и подобию своему.

5) Бог создал человека зависимым от Своей воли.

6) Евангелие – часть Библии.

7) Материальная культура выше духовной.

8) Апостолы – ученики Христа.

9) Молитва – обращение к Богу.

10) Главное учение Христа: возлюбите Бога всем своим сердцем и Царство Божие будет внутри вас.

Тест на презентации Слайд 2 Опрос

Проверка работы- — + + — + — + + +

Изучение темы

Слайд 2 Боговоплощение

1. Работа с учебником.

— О чём подчёркивается в Библии?

— Что значит ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ? (стр. 24)

— Как вы поняли, что значит ВОПЛОЩЕНИЕ БОГА?

— Как стали звать Бога после Его рождения?

— Когда это произошло?

— Какую Божественную силу имел Иисус?

— А что человеческого было в нём?

2. Беседа.

— В Библии говорится, что за Иисусом всегда ходили толпы людей. Почему?

— Чему учил Он людей?

ЖЕРТВА ХРИСТА

Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.

Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.

Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.

(Ночь, спят уставшие ученики. Чёрные тучи-предвестники беды закрыли небо. Страстные молитвы произносит Иисус, обращаясь к Господу. С надеждой смотрит он на небо. О чём просит он Бога? Господь слышит Его молитвы — небесный свет освещает преклоненную фигуру Иисуса, вселяя в него надежду, укрепляя Его веру, что не покинет Его в трудный час.

Утром Иуда своим поцелуем выдал Иисуса, и никто не заступился за Него).

1)Верующие христиане так дорожат крестом, потому, что он является символом великой любви Бога к людям. Они совершают свои подвиги, чтобы доказать свою любовь к Богу.

А как Бог доказал людям свою любовь?
«Он послал к нам своего сына — Иисуса Христа, который научил людей, как они должны вести себя, чтобы спастись. Христос знал, что он должен стать жертвой, чтобы искупить те грехи, которые совершали люди, не знавшие его заповедей. Он должен был принять мучительную смерть – распятие. Накануне казни он трижды просил своего Отца: «Отче Мой!», если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не так как Я хочу, но как Ты» (Ев.от Матфея гл.26 с.39…) «Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы мне не пить её, да будет воля твоя» (Ев.от Матфея гл.26 с.42).

2)Подумайте и ответьте на вопрос:

Что значат слова:
«Да минует Меня чаша сия»

Какие слова доказывают готовность Христа к казни?

3) Готовность исполнить волю Отца, любовь к людям и желание спасти их оказались сильнее страха. Иисус не стал спасать себя, хотя это было в его власти. Христа арестовали, били, плевали в лицо, надели на голову терновый венец, который в кровь расцарапал лицо. Казалось, стерпеть такие издевательства невозможно. Но Христос терпел, под ударами палачей он нёс свой крест к месту казни. Обессилев, упал, и тогда человек из толпы помог ему донести крест.
РАСПЯТИЕ

— Что такое Голгофа? (работа с текстом учебника на стр.25).

Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней…

На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.

Христа распяли вместе с двумя преступниками. Один из которых смеялся над Христом, призывая его доказать свою Божественную сущность – сойти с креста. Другой раскаялся и просил Христа помянуть его в Царствии небесном». Именно он – раскаявшийся грешник, первым из людей попал в рай, вместе с Христом.
О мучительных страданиях Христа свидетельствует то, что Он обратился к Богу-Отцу с горькими словами: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Христос умер в великую пятницу. В момент его смерти началась страшная гроза, а в иудейском храме вдруг надвое разорвалась завеса.
Рассмотрите крест на стр. 27
Объясните, что означают перекладины на православном кресте?
Дощечка с надписью ИНЦИ –
«Иисус Назарянин царь иудейский»
СИМВОЛИКА КРЕСТА

Ребята, крест в качестве обозначения чего-либо известен людям давно, задолго до Рождества Христова. Древние люди использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля — небо, пространство — время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства.

Крест – орудие казни, связанное с тяжкими страданиями Спасителя, но в то же время это цена и знамение нашей свободы, за которую оплачено муками, позором, кровью, смертью. Вот какова цена свободы человека от греха и вечной смерти.

Презентация «Символика креста»

Дети рассматривают изображение картины, высказывают свои мнения,обосновывают их.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную

задачу;оценивают результат своих действий.

Коммуникативные– учатся слушать собеседника, участвовать в диалоге.

Личностные:мотивацияучебной деятельности,внутренняя позиция на основе положительного отношения к предмету.

Познавательные:распознаватьобъекты,выделяя существенные признаки.

Физкультминутка

«Цветок»

— Прослушивание баллады иеромонаха Романа “Ликует Рим”.

— Беседа на выявление восприятия.

  • О чем вы узнали из песни?

  • Какой силой он обладает?

  • Что выражено в кресте для православных христиан?
    — Преданность Господу, потому что Он был распят за грехи людей. Глядя на крест сердечными очами, мы видим на нем Сына Божия и понимаем, какой ценой прощены наши грехи.

  • Почему же крещеные, верующие носят крест на груди?
    — Он освящает сердце и открывает его Господу.

  • Давайте вспомним, что такое крестное знамение?
    — Осенение себя крестом правой рукой с призыванием имени Божьего.

  • Как правильно совершать крестное знамение?
    — Не торопясь, мысленно произнося: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

  • А что оно означает?
    — Троица, две природы Сына Божия, освящает ум, внутренние чувства и телесные силы.

Когда помимо храма и домашней молитвы, верующие осеняют себя крестом?
— Чтобы уходили болезни, для борьбы с демоническими силами. Осеняя себя крестом, православные люди призывают благодать Божию. Например, мать успокаивает свое дитя и благословляет его

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе, высказывают свои мнения, обосновывают их.

Регулятивные: преобразовывать теоретическую задачу в практическую.

Познавательные: осуществление поиска существенной информации.

Коммуникативные:ставитьвопросы,обращаться за помощью,формулировать свои затруднения.

Изучение темы.

4.Самостоятельное чтение отрывка в учебнике стр. 27.Слайды в строке Крест

— Что же обозначает каждая из составных частей креста?

Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» – потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» – из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.

К средней перекладине были прибиты руки Христа.

К нижней были прибиты Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издёвки: » Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа. Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь.

— Как вы понимаете слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»?

— Можете ли вы назвать людей, кто отдал свою жизнь за счастье других людей?

— Почему православные христиане так почитают Иисуса Христа?

— Какой же смысл носит крест? Почему христиане носят его и не снимают? (Любовь Господа, свет, победа над смертью, адом).

— Где мы ещё встречаемся с этим символом веры?

Кресты над Храмами.

У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта.

Нательные кресты.

Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых..людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Делятся знаниями.

Выдвигают свои предположения.Слушают рас-

сказ учителя.Знакомство с материалами учебника (раздел»Боговоплощение»),с.24.

Внимательно читают текст в учебнике про себя,отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом.

Регулятивные:удерживать учебную задачу,отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;осуществление поиска существенной информации из материалов учебника.из рассказа учителя, родителей. из собственного жизненного опыта, из фильмов.

Коммуникативные: обмениваться мнениями по прочитанному, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Регулятивные: уметь действовать по плану при объяснении обозначений частей креста,удерживать учебную задачу.

Познавательные:осознанное и произвольное речевое высказывание.

Коммуникативные:уметь выстраивать диалог.

Личностные:формировать уважительное отношение к иному мнению.

Работа с

фразеологизма-

ми.

1.»Умывать руки». Перед распятием Иисуса Христа Понтий Пилат умыл руки перед толпой и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего» (Матфей,27,24),то есть выразил свою непричастность к казни.

Выражение употребляется в значении «устраняться от ответственности за что-либо».

2. «Голгофа». Холм на окраине Иерусалима, на котором распинали преступников.

Слово употребляется в значении «нравственные страдания,мучения».

3. «Нести свой крест». Так говорят о тяжёлой судьбе, тяжёлых страданиях кого-либо.

4. «Иуда-предатель. Иудин поцелуй». За 30 серебренников ученик Иуда предал своего Учителя иудейским первосвященникам, указав на него поцелуем.

Сейчас выражение употребляется в значении «предатель» ,иудин поцелуй – «предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы».

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе, высказывают свои мнения, обосновывают их.

Регулятивные: соотноситьправильность выбора употребления слов и выражений, ставших «крылатыми» с требованиями конкретной ситуации.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, при какой ситуации употребляется то или иное выражение.

Коммуникативные:ставить вопросы учителю и участникам диалога,обращаться за помощью,формулироватьсобственное мнение и позицию.

Личностные:формировать уважительное отношение к иному мнению;принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Закрепление

“Неси крест свой”. Просмотр Мультфильма «Твой Крест» (кинокомпания «Рассвет», 2007г

Обсуждение фильма.

  • Какие чувства у вас возникли при просмотре мультфильма?

  • С какой просьбой обратился крестьянин к Богу?

  • Кресты каких людей он выбирал? Чем они занимались?

  • Почему крестьянин выбрал свой крест?

  • Как вы думаете почему мальчик попал в беду?

  • Как проявляет свою любовь крестьянин?

  • Почему мультфильм так называется?

  • Что означает выражение «Нести свой Крест?»

Это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби. Это значит не роптать, а смиренно и терпеливо исполнять волю Божию.

Слова Спасителя “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” относились не только к Его ученикам, они обращены к каждому из нас.

А легко ли нести свой крест?

Нет. Надо готовить себя к труду, испытаниям болезнями, скорбями.

Как нужно относиться к труду другого человека, который тоже несет свою ношу – учителей, родителей?

Делятся после просмотра впечатлениями.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: преобразовывать теоретическую задачу в практическую.

Познавательные: осуществление поиска существен-

ной информации.

Коммуникативные:ставитьвопросы,обращаться за помощью,формулировать свои затруднения.

Рефлексия

Дополните предложения.

* Мне было интересно…

* Я выполнял задания …

* Я понял, что…

* Я почувствовал, что…

* Было трудно…

* Меня удивило…

* Я сделал вывод, что…

* Мне захотелось…

Беседуют, высказывают своё мнение.

Запись в тетрадь.

Личностные:понимать значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Распятие и Страшный суд (диптих)

Распятие и Страшный суд (или Диптих с Голгофой и Страшным Судом) — картина-диптих, состоящая из двух небольших панно, принадлежащая, как считается, кисти нидерландского художника периода Ранней нидерландской живописи Яна ван Эйка, некоторые участки которой заканчивались неизвестными последователями художника или работниками его мастерской. Это диптих является одним из ранних примеров станковой живописи так называемого Северного Возрождения и известен своей сложной и подробной иконографией, равно как и благодаря техническому мастерству относительно его завершения. Диптих выполнен в миниатюрном формате: панно имеют всего 56,5 см в высоту и 19,7 см в ширину. Диптих, вероятно, был сделан по заказу и для личных молитв и частного владения.

Левая часть диптиха изображает Распятие. На переднем плане этой части картины изображены скорбящие последователи Христа, в середине — солдаты и зрители, в верхней части картины прорисованы три распятых тела. Сцена оформлена под лазурным небом с открывающимся на расстоянии видом Иерусалима. Правая часть изображает сцены, связанные со Страшным судом: ад в нижней части картины, воскресшие мёртвые, находящиеся в ожидании суда, в её центральной части и Спас в силах в деисусном окружении: святых, апостолов, духовенства, девственниц и дворянства — в её верхней части. Некоторые участки картины содержат надписи на греческом, латыни и иврите. Оригинальные позолоченные рамы содержат отрывки из Библии на латыни, взятые из книги Исаии, Второзакония и Откровения. Согласно дате, указанной на русском языке на их обратной стороне, панно были перенесены с дерева на холст в 1867 году.

Самые ранние из сохранившихся упоминаний о картине относятся к 1841 году, когда учёные полагали, что два панно были частями утраченного триптиха. Музей Метрополитен приобрёл диптих в 1933 году. В то время создание картины приписывалось брату Яна Хуберту, поскольку ключевые моменты картины как считалось, напоминали страницы из Турино-Миланского часослова, автором которого тогда считался Хуберт. На основе оценки техники и стиля одежды фигур большинство современных учёных считают, что панно являются поздней работой Яна ван Эйка, выполненной в начале 1430-х годов и законченной после его смерти. Другие искусствоведы считают, что ван Эйк создал панно в начале 1420-х годах и объясняют слабые места в них относительной неопытностью молодого ван Эйка.

> Библиография

Примечания

Работы Яна ван Эйка
  • Тимофей (1432)
  • Гентский алтарь (ок. 1432)
  • Портрет четы Арнольфини (1434)
  • Благовещение (1434)
  • Мадонна канцлера Ролена (ок. 1435)
  • Мадонна каноника ван дер Пале (ок. 1434—1436)
  • Распятие и Страшный суд (ок. 1430—1440)
  • Мадонна в церкви (ок. 1438—1440)

Суд Пилата

«Христос перед Пилатом»
(мастер Бертрам из Миндена, около 1390)

Суд Пила́та — описанный в Евангелиях суд римского префекта Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых. Согласно Евангелию от Иоанна, суд происходил на месте, называемом Лифостротон, или по-еврейски — Гаввафа (Ин. 19:13).

Евангельское повествование

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:

Евангелие Описание суда
От Матфея
(Мф. 27:11-14)
…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
От Марка
(Мк. 15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
От Луки
(Лк. 23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
От Иоанна
(Ин. 18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

«Христос перед Пилатом», ниже смерть Иуды
(Россанский кодекс, ок. 550 года)

Иисус Христос на суде Понтия Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу, был: «Ты Царь Иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна (см. цитату выше).

Евангелист Матфей сообщает, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19). Согласно апокрифам, жену Пилата звали Клавдия Прокула, и она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю).

Иисус Христос на суде Ирода Антипы

«Иисус облекается Иродом в белые одежды»
(Дуччо, Маэста)

О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк. 23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука,

Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

— (Лк. 23:11-12)

Следует отметить, что в белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти.

Поругание Иисуса Христа

Колонна бичевания.
Собор Святого Георгия (Стамбул)

После того, как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя — багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом..

Христос перед толпой

«Христос перед народом»
(Квентин Массейс, ок. 1515 года)

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им : се, Человек!

— (Ин. 19:4-5)

В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7).

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: » Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9). Также Пилат написал и поставил на кресте надпись, написанную по-еврейски, по-гречески и по-римски, означающую вину Иисуса Христа: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) — предположительно латинский вариант.

Апокрифические сказания

«Суд Пилата»
(икона московской школы, XV век)

Суд Пилата описан в апокрифическом «Евангелии от Никодима». В нём кроме сведений, содержащихся в канонических Евангелиях, автор делает добавления, подчеркивающий мессианский статус Христа (например, эпизод с поклонением Христу хоругвей в руках знаменосцев). Суд Пилата начинается со спора о законности рождения Иисуса, который завершается диалогом Пилата с 12 мужами, бывшими при обручении Девы Марии, и засвидетельствовавшими законность рождения Иисуса:

(И) сказал им Пилат: «Почему хотят Его убить?»
Сказали ему: «Гнев на него имеют, ибо лечит по субботам».
Сказал Пилат: «За добрые дела хотят Его убить?»
Сказали ему: «Да, господин».
Пилат же, разгневавшись, вышел прочь из претория и сказал: «Солнце мне свидетель — объявлю всем, что ни единого греха не нашел я в этом человеке».

«Евангелие от Никодима» приводит ответ Иисуса на вопрос Пилата «что есть истина?» (вопрос согласно Евангелию от Иоанна остался без ответа): «Сказал Иисус: „Истина — от небес“. Сказал Ему Пилат: „А в земном истины нет?“ Сказал Иисус Пилату: „Внимай — истина на земле среди тех, которые, имея власть, истиной живут и праведный суд творят“».

Свидетелями в защиту Христа на суде выступают чудесно исцелённые им больные: расслабленный, слепорождённый, Вероника, жена кровоточивая; жители Иерусалима вспоминают чудесное воскрешение Лазаря. В ответ на это Пилат по случаю праздника предлагает народу отпустить на их выбор Христа или Варавву и в дальнейшем апокриф повторяет канонический евангельский текст, за исключением выведения Иисуса к народу после поругания.

В изобразительном искусстве

«Ecce Homo»
(Квентин Массейс, 1526 год)
Основная статья: Ecce Homo

В иконографии Иисуса Христа существует его изображение после истязаний, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом. В таком виде он изображается перед толпой к которой его приказал вывести Пилат. От слов Пилата, сказанных народу, данный иконографический тип и получил своё название — Ecce Homo («се, Человек»).

Встречаются изображения где Иисус просто стоит перед Пилатом во время допроса, а также — сцены бичевания. К более редким сюжетам относятся композиции с Иисусом на суде Ирода Антипы.

Различным деталям при изображениях сцены суда придаётся символический смысл. Так сумрак вокруг трона Пилата символизирует мрак язычества, а яркий свет претории, куда уводят Христа на поругание — свет христианской веры; собака у трона Пилата выступает символом нечестивости.

«Что есть истина?»
(Христос и Пилат)
(Николай Ге, 1890 год)

Персонажи

«Пилат умывает руки»
(Дуччо. «Маэста», деталь)
Понтий Пилат

Часто изображается сидящим на троне с атрибутами царской власти (в короне, диадеме или лавровом венке), которых он, как римский наместник, в действительности не имел. В сцене умовения рук Пилат изображается сидящим в судейском кресле, один слуга льёт ему воду на руки, рядом может изображаться слуга, передающий ему просьбу Клавдии Прокулы, его жены, или протягивающий свиток с её посланием.

Иисус Христос

Иконография зависит от того, в какой сцене изображён Христос: связанные руки характерны для его первого появления перед Пилатом, после суда Ирода Антипы на нём появляются белые одежды, после поругания — багряница и терновый венец.

Ирод Антипа

Всегда изображается в соответствии с его царским статусом, увенчанным короной и сидящим на троне. Рядом помещают фигуру воина с белыми одеждами, приготовленными для Христа.

> См. также

  • Понтий Пилат
  • Страсти Христовы
  • Quod scripsi, scripsi
  1. 1 2 3 Афанасий Гумеров. Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд (часть 1)(часть 2). Православие.ру, 08-09.04.2004.
  2. Кротов Я. К Евангелию.
  3. Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета М., 2001, с. 303
  4. Мк. 15:19
  5. Втор. 25:3
  6. Синельников В., священник. Туринская плащаница на заре новой эры. — М., 2001. — С. 20—22.
  7. Рассел Григ. Надписи на кресте
  8. Евангелие от Никодима. 2-3.
  9. Евангелие от Никодима. 3.

Ссылки

  • Майкапар А. Суд над Христом (Новозаветные сюжеты в живописи)
  • Серафим Слободской. Закон Божий
  • Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания

Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Понтий Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить.

Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Иудейский философ Филон Александрийский описывал его как человека жестокого и продажного, виновника многочисленных казней, совершенных без всякого суда. А иудейский царь Ирод Агриппа даже жаловался императору Калигуле на «бесконечную и невыносимую жестокость» Пилата.

Вероятно, для таких характеристик имелись основания, хотя обвинявшие Пилата были небеспристрастны. Дело в том, что у прокуратора с самого начала не сложились отношения с иудеями. Все жители Иудеи очень тяжело переживали утрату государственной самостоятельности (после смерти Ирода Великого в 4 году до н. э.) и даже в непринципиальных вопросах упорно отстаивали национальные обычаи и традиции.

Известен случай, когда Пилат, решив продемонстрировать свою преданность императору, велел внести в Иерусалим знамена с его изображением. Иудеи отреагировали на это крайне болезненно: пять дней они окружали резиденцию префекта (преторию), периодически предпринимая попытки штурма и громко требуя удалить языческие изображения из святого города. Угрозы Пилата перебить всех без разбора не действовали. В конце концов он был вынужден уступить, но мнение об иудеях составил самое неблагоприятное.

Не меньше разозлила Пилата другая история, когда он решил построить в Иерусалиме водопровод. Идея была здравая: в городе часто не хватало чистой питьевой воды, особенно в праздники, когда сюда съезжались сотни тысяч паломников из множества стран. Но финансировать предприятие Пилат предлагал за счет храмовой казны, а первосвященник и прочие члены синедриона (высшего государственного органа Иудеи) были категорически против. История с угрозами повторилась, и вновь Пилат пошел на попятную.

Среди иудеев было немало зилотов — ревнителей Моисеева закона, всерьез стремившихся свергнуть римское иго. То тут, то там возникали мятежи (упоминания о повстанцах Варавве, Февде и Иуде Галилеянине мы находим и в книгах Нового Завета), и Пилату нередко приходилось беспокоить императора, прося военной поддержки.

Словом, иудеев с их религиозными обычаями и бесконечными распрями Пилат, мягко говоря, недолюбливал, и те отвечали ему взаимностью.

И, тем не менее, в тот день накануне иудейской Пасхи, когда к нему привели галилеянина Иисуса, римский префект решил проявить принципиальность. Почему?

Возможно, ему хотелось уязвить иудейских вождей, которые вечно устраивали смуты по самым нелепым поводам. Они уже всё решили насчет Иисуса? Что ж, прекрасно, пусть сами и исполняют свое решение. А если им нужна санкция римского чиновника — тогда будет полноценное разбирательство, без всякой спешки. «Уладить небольшую формальность» на скорую руку не выйдет. Иудеи принципиальны в своих национальных обычаях, а римляне — в следовании закону.

На самом деле, конечно, Пилат вряд ли собирался погружаться в суть претензий к Иисусу. Поэтому начал он с самых простых вопросов: справедливо ли Тебя обвиняют? Ты действительно Царь Иудейский? Если Пилат надеялся на такой же простой ответ, то он его не получил. Подсудимый не сказал ни «да», ни «нет», Он ответил как есть: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36–37). Не желая долго возиться с этим делом, Пилат предпринял еще одну попытку получить короткий и ясный ответ. Итак Ты Царь? — уточнил он. И вновь услышал не то, на что надеялся: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии о том, что такое истина, поэтому он решил просто отпустить Иисуса. Если не по причине Его невиновности (выдавал ли Он себя за царя или нет, Пилат так до конца и не разобрался, но опасен Он явно не был), то хотя бы в силу обычая отпускать накануне Пасхи одного из осужденных.

Но тут Пилат столкнулся с уже знакомым ему упорным сопротивлением народа, который первосвященники уже успели обработать. Народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного — мятежника Варавву.

Так бывает: хочется принять легкое, всех устраивающее решение и успокоиться, а обстоятельства вдруг начинают сопротивляться, заставляют докапываться до сути, разбираться и принимать решение по существу, как бы тяжело оно ни далось.

Толпа все настойчивее требовала Христа казнить, а у Пилата появлялось все больше аргументов в пользу Его освобождения.

Во-первых, он уже знал, что первосвященники требуют осуждения Иисуса из зависти. Во-вторых, его собственная жена просила не причинять никакого зла Праведнику, которого прислали иудеи: она во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). А главное, чем дольше Пилат разговаривал с Иисусом, тем больше понимал, что перед ним особенный Человек. Если фарисеи и первосвященники только возмущались, слыша, что Спаситель называет себя Сыном Божиим, то Пилат, узнав об этом, убоялся и искал отпустить Его (Ин 19:8, 12). Видно, была в душе римского префекта задета какая-то живая струнка. А, может быть, он просто боялся: будучи язычником, Пилат вполне мог допустить, что и у иудеев есть свой Бог, и лучше с Ним не враждовать.

Тем более его должны были насторожить слова Иисуса: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин 19: 11).

Пилат предпринял не менее трех попыток освободить Спасителя. Но кончилось все так же, как и в предыдущие его столкновения с иудейской толпой: ему пришлось отступить. Убедить его, что Иисус виновен, первосвященники так и не смогли и тогда прибегли к откровенному шантажу: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12). Этот аргумент подействовал. Пилат символически умыл руки перед толпой и объявил: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).

Так малодушие Пилата перечеркнуло все его попытки поступить по совести.

Мог ли Пилат настоять на своем?

Наверняка мог. Ни один человек не является слепым орудием Божиего Промысла, не был им и Пилат. Просто ему не хотелось идти на обострение конфликта с иудеями. Те и впрямь могли донести на него императору. Хотя, если разобраться, такой донос вряд ли повредил бы его карьере: освобождение Вараввы, открыто бунтовавшего против римлян, наверняка было бы в глазах Рима более тяжелым проступком, чем освобождение «Царя Иудейского».

В конце концов Пилат все равно был смещен по доносу. На него пожаловались жители Самарии (местности к северу от Иудеи) после того, как он казнил множество их сограждан, собравшихся по какому-то поводу на священной для них горе Гаризим. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что Пилата отправили в ссылку, где он покончил жизнь самоубийством.

Так умер человек, который сыграл одну из самых важных ролей в евангельской истории.

Правители Иудеи во время земной жизни Иисуса Христа

Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 13 нисана (по еврейскому календарю) в Иерусалиме в царствование императора Тиберия. Начался он ночью и завершился ранним утром. В мировой истории, полной неисчислимых уголовных разбирательств и процессов, этот суд уникален: был осужден на казнь вочеловечившийся Бог, Иисус Христос.

Строго говоря, был не один суд, а три: синедриона, Ирода Антипы и Понтия Пилата. Объяснить это можно теми историческими обстоятельствами, которые сложились в Иудее к началу I века. В 63 году до Р.Х. еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был на этот раз отдан Богом за грехи в руки римлян; те присоединили Палестину к своей восточной провинции Сирии.

Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) в 37 году до Р.Х. получил от Римского сената царcкую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Этот последний иудейский царь, жестокий и коварный, был первым в ряду тех облеченных властью людей, которые добивались смерти Иисуса Христа. Узнав от волхвов, что родился Царь Иудейский, Ирод не остановился перед страшным злодеянием — убиением четырнадцати тысяч младенцев в возрасте до двух лет в Вифлееме и его пределах. Смерть Ирода была лютой. Как современники, так и потомки видели в этом проявление гнева Божия:

«Скоро после избиения младенцев последовала и смерть самого Ирода. Только за пять дней до смерти он сделал бешеное покушение на самоубийство и приказал казнить своего старшего сына Антипатра. Его смертный одр был окружен необычайными ужасами; он умер от омерзительной болезни, которая редко случается и встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями. На одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил для себя в тени иерихонских пальм, распухнув от болезней и сжигаемый жаждой, покрытый язвами на теле и внутренне палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновьями и хищными рабами, ненавидя всех и ненавидимый всеми, жаждая смерти, как избавления от своих мук, и в то же время не утоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее для себя в своей преступной совести, пожираемый заживо могильным тленом, точимый червями, как бы видимо пораженный перстом Божественного гнева, после семидесятилетней жизни злодейств и распутства жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неистовстве, ожидая своего последнего часа».

После смерти Ирода царство раздробилось и власть перешла к трем его сыновьям: Архелаю, Ироду Антипе и Филиппу. Последний правил северо-восточной частью Палестины. Ироду Младшему достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет, то есть до начала Своего благовествования. Архелай же вместе с Идумеей и Самарией получил и Иудею, в главном городе которой, Иерусалиме, произошло единственное в истории событие, ставшее центральным в деле спасительного искупления человечества.

Но Архелай не значится среди исторических лиц, ответственных за осуждение Иисуса Христа. Из-за притеснения своих подданных в 6 году по Р.Х. он был лишен власти, а области, которыми он управлял, были переданы римскому прокуратору (в славянском тексте Евангелия он назван по-гречески «игемон» от глагола igemai — «повелеваю»; в синодальной Библии — «правитель»), подчинявшемуся проконсулу римской провинции Сирии. Власть прокуратора была неполной: он управлял войском, собирал налоги и мог вынести смертный приговор от лица императора за некоторые преступления. Прокуратор находился в городе Кесарии Маритимы (лат. приморская).

Этот город (его надо отличать от Кесарии Филипповой, находившейся на севере Палестины, у истока Иордана) был построен Иродом Старшим на месте древней финикийской гавани и назван им в честь Августа (Кесария — царственная). Кесария часто упоминается в новозаветные времена. Здесь святой апостол Петр крестил благочестивого сотника Корнилия (см.: Деян 10, 1–48), а святой апостол Павел провел два года в ожидании суда кесаря (см.: Деян 23, 1–26, 32). Отсюда он был доставлен в узах в Рим. Здесь же находился дом благовестника Филиппа, одного из семи диаконов первенствующей Церкви (см.: Деян 21, 8–9). Именно в Кесарии Маритимы в 66 году по Р.Х. произошло столкновение между эллинами и иудеями из-за земельного участка, на котором находилась синагога. Возникшие беспорядки, как вспыхнувший огонь, быстро превратились в пожар. Начавшаяся война за четыре года опустошила Палестину и уничтожила город Иерусалим, в котором люди совершили тягчайшее преступление: предали суду и казнили вочеловечившегося Бога. «Так поплатились иудеи за свое бесчестие и за беззакония, совершенные над Помазанником Божиим», — писал первый церковный историк Евсевий Памфил. В Кесарии при археологических раскопках античного театра в 1961 году был найден камень с надписью имени Пилата. Во дни религиозных еврейских праздников прокуратор приезжал из Кесарии в Иерусалим для предотвращения нередко возникавших там народных волнений.

Сначала правители сменялись часто. Так, после смещения тетрарха Архелая (6 год по Р.Х.) до смерти императора Октавиана (Августа) (14 год по Р.Х.) было три прокуратора (Копоний, М. Амбивий, Анний Руф).

Преемник Августа, император Тиберий, без крайней необходимости не устранял наместников. Он имел своеобразную административно-этическую доктрину. «В самой природе всякого должностного лица, — говорил он, — лежит стремление к любостяжанию. Если должности будут предоставляться чиновникам ненадолго и не на определенное, но на короткое время, то эти чиновники приложат всё свое старание обобрать людей состоятельных. Если же их назначить на более продолжительный срок, то они, имея перед собою возможность беспрепятственного грабежа, вскоре, вследствие своего обогащения, утомятся этим и надолго оставят подчиненных в покое». Поэтому за двадцать два года царствования Тиберия было только два наместника. Понтий Пилат (26–36 годы по Р.Х.) был пятым прокуратором. Ему подчинялись Иудея и Самария. Вовлеченный духовно слепыми вождями иудейского народа в борьбу с ненавидимым ими Проповедником, именно он, как римский судья, произнес последнее слово, определившее Узнику мучительную смерть. Однако даже при самом тщательном и детальном анализе с юридической точки зрения понять происшедшее невозможно, ограничившись событиями той ночи и того утра. Поэтому исследование необходимо начать с богословских оценок и духовно-нравственных наблюдений изучаемых нами событий.

Из книги архимандрита Иова (Гумерова)

«Суд над Иисусом Христом»

В доме 90-летней француженки случайно нашли шедевр XIII века «Поругание Христа»

Шедевр эпохи раннего Возрождения – картину флорентийского мастера Чимабуэ «Поругание Христа» случайно обнаружили в доме 90-летней старушки в городке Компьень на севере Франции.

Предположительно, эта картина является частью диптиха, написанного в 1280 году, передает РИА Новости со ссылкой на газету Le Parisien.

Члены семьи, в чьем доме обнаружили картину, всегда считали ее обычной православной иконой. Шедевр висел между кухней и гостиной.

– Редко удается увидеть картину в таком прекрасном состоянии. Я сразу же подумала, что это кто-то из ранних итальянцев. Однако я и предположить не могла, что это будет сам Чимабуэ, – сказала представитель службы оценки, которая обнаружила картину, Филомен Вульф.

Сообщается, что в июне 2019 года к аукционному дому в Компьене обратились с просьбой «расчистить мусор» в доме 90-летней женщины.

В свою очередь, сотрудники аукционного дома обратились за экспертизой картины в оценочное бюро Туркен, где и было установлено, что полотно принадлежит кисти Чимабуэ.

Стоимость картины оценивается в сумму от 4 до 6 млн. евро (от 4,4 до 6,6 млн. долларов). Аукцион по ней назначен на 27 октября.