Свидетельство о мытарствах

Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать

В книге «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать», основу которой составили лекции, прочитанные в разное время известным проповедником, миссионером, богословом, публицистом протоиереем Олегом Стеняевым, речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

Слово «мытарство» происходит от слова «мытарь» (греч. τελώνης; лат. publicanus) — сборщик податей. В каком-то смысле бесы выступают в роли неких духовных кредиторов. В той части нашей жизни, где мы согрешаем, мы — добровольно или нет — отождествили себя с ними, и они видят в нас некую свою часть, считают, что мы как будто задолжали им. Когда грешник пытается пройти мимо мытарств, бесы стараются удержать то, что считают своим. Ибо Бог есть Источник святости, в Нем нет никакого греха, а грешник, который не очистился для святости, имеет в своей жизни некую часть, которая точно принадлежит бесу, диаволу, демонам всех мастей. И они требуют свое.

В наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или — хуже того — повторяют древние ереси, осужденные святыми отцами и на церковных Соборах.

Сторонникам апокатастасиса (от греч. ἀποκα­ τάστασις — «восстановление»; это учение о всеобщем спасении) протоиерей Олег рекомендует чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия.

Когда для человека наступает точка невозврата? Дойдя до какого порога, он уже не может вернуться к Богу? Этот порог — физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние. Святые отцы учат, что человек рожден для того, чтобы примириться с Богом, что только в этой, временной жизни можно обрести мир с Богом и в Боге. Мы должны запомнить эту истину.

Возникает такой вопрос: если человек грешник, почему по смерти он не стремится к тому, что ему естественно? Если он в грехах, значит имеет частью жизни зло, как нечто спаянное с его природой. Почему же все-таки душа рвется к Богу? Потому что Бог — Творец, каждая душа инстинктивно ощущает Его — неважно, православный ли человек, неправославный, верующий ли он или абсолютный безбожник. Душа алчет и жаждет Бога.

От автора

«Здесь жизнь теряется или сберегается»

  • О ценности земной жизни
  • Смерть
  • По смерти

Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах

  • Библейское свидетельство о мытарствах
  • Лестница Иакова
  • Святоотеческие свидетельства о мытарствах
  • Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов
  • Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах
  • Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах
  • Свидетельства о мытарствах из житий святых
  • Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни?

Мытарство первое — празднословия

Мытарство второе — лжи

Мытарство третье — осуждения и клеветы

Мытарство четвертое — чревоугодия

Мытарство пятое — лености

Мытарство шестое — кражи

Мытарство седьмое — сребролюбия и скупости

Мытарство восьмое — лихоимства

Мытарство девятое: «А судьи кто?»

Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Мытарство одиннадцатое: «Я — это звучит гордо!»

Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»

Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия

Мытарство четырнадцатое: «Не убий»

Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»

Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда»

Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»

Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа»

Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?»

Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости»

Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств

  • О частном суде
  • О загробной жизни
  • О воскресении
  • Страшный Суд

Библиография

Книгу можно приобрести:

У книжной полки. Протоиерей Олег Стеняев. «Воздушные мытарства, или экзамен, которого нельзя избежать»

Аудио

В Библии сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9). Как говорит протоиерей Олег Стеняев, его как священника иногда спрашивают: «Когда для человека наступает точка невозврата? До какого порога дойдя, он уже не может вернуться к Богу?» Отец Олег отвечает: «Этот порог – физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние». Пока есть время, нужно успеть приготовиться к главному экзамену, который предстоит каждому человеку. Об этом и говорит с читателями отец Олег, автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать».

***

Основу книги известного проповедника, миссионера, богослова, публициста протоиерея Олега Стеняева — «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать» — составили лекции, прочитанные им в разное время в Троице-Сергиевой лавре, в других монастырях и приходских храмах. На страницах издания речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

Надо сказать, — говорит в предисловии автор, — что в наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или, хуже того, повторяют древние ереси, осужденные святыми Отцами и на Церковных Соборах. Так, например, по словам автора, сегодня «многие уверовавшие из числа неофитов не только ставят под подозрение учение о мытарствах. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании». Однако это учение актуально и имеет библейское и святоотеческое происхождение.

Прежде всего, о мытарствах свидетельствует Священное Писание, там говорится о предстоящих испытаниях на воздусях достаточно определенно. В Послании к Ефесянам сказано: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2, 1–2). Сатана господствует в воздухе. И далее в этом Послании говорится: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 11–13).

«День злый» – это день смерти, и слова «все преодолев» – указание на мытарства. Слова «против духов злобы поднебесной» подсказывают, что на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – не в верхних слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божьему – против нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»), которые препятствуют каждой душе восходить по мытарствам. Мешают приближаться к Небесному Царствию Божьему. А сторонникам апокатастасиса (учения о всеобщем спасении) отец Олег рекомендует чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия».

Что и делает автор, но прежде всего он напоминает читателям, что наша земная жизнь – это «самое важное и ответственное время именно в деле нашего спасения. Святые Отцы подчеркивают исключительную ценность земной жизни. Почему? Потому что здесь решается наша судьба: где мы будем находиться в вечности. Собственно говоря, она (земная жизнь) и дана нам для того, чтобы мы определились, где мы будем находиться в вечности. Как говорится в трактате «Пиркей Авот» («Поучения отцов»): «Человек рождается для смерти, а умирает для жизни» – а для какой жизни, он решает сам до момента смерти. Сказано в Книге Второзакония: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери…» (Втор. 30, 19).

Богу легко остановить эту жизнь – и сразу все дурное всплывет, как некая накипь. Так, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» (Сир. 11, 26–27). Но в этой же Книге далее говорится: «Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь милость… Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти» (Сир. 18, 20, 22). Вот в чем ошибка многих людей. – говорит отец Олег, – они откладывают момент покаяния до смерти, хотя, конечно, не знают, когда пробьет их последний час. Они считают себя здоровыми и сильными, и не очень задумываются о том, что и здоровье, и силы могут исчезнуть в одночасье.

Чтоб проиллюстрировать эти слова, автор рассказывает следующее: «В советское время, в начале 80-х, я знал одного человека, которого звали Марин Серафим Иванович. Он провел в тюрьмах и лагерях за проповедь Евангелия более двадцати лет. Когда я с ним познакомился, мне было шестнадцать лет. И он рассказал мне историю о своем брате Николае. В тридцатых годах Серафим был уже верующим человеком, молился, читал Евангелие, а брат оставался религиозно индифферентным. Однажды Серафим Иванович по какому-то внутреннему вдохновению подошел к брату и сказал: «Ты должен молиться, читать слово Божие». Николай ответил: «Когда я достигну возраста наших родителей, я буду ходить в храм, молиться, читать Писание. Но сейчас я молод. Мне хочется купить хороший патефон, слушать музыку, гулять с девушками; всему свое время». И в этот момент Серафим, как он свидетельствовал сам, ощутил какое-то веяние. И произнес как бы не своими устами: «Николай, смотри, не опоздай!»

Прошло всего несколько дней. Серафиму, работавшему в пожарной охране, позвонили по телефону из больницы: «Ваш брат попал в аварию, множественные переломы позвоночника, лежит в операционной». Врачам не удалось спасти Николая. Его тело привезли в дом и положили в красном углу. Женщины хлопотали на кухне, все время заходили люди выразить свое соболезнование. Только к четырем утра суета утихла. И Серафим оказался один на один в комнате с мертвым братом. Он сел в кресло и сразу провалился в тонкий сон. И увидел: входит его брат – молодой, красивый, здоровый. Подходит близко-близко и говорит: «Сима, ты слышишь? Я опоздал…» Рассказывая эту историю, автор напоминает всем нам: «Не опоздайте»! Ведь если человек опоздает на встречу с другим человеком, то можно попросить у него прощения. Если вы опоздаете на работу, то можно написать объяснительную записку. Но если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия. Какие именно, вы узнаете из этой книги.

***

«Здесь жизнь теряется или сберегается», — говорит святитель Киприан Карфагенский, — ибо ее главное назначение – «чтобы в этой земной жизни мы определились в добре или во зле». Но, как отмечает протоиерей Олег Стеняев, — парадокс заключается в том, что, живя на земле, мы больше заботимся о своем теле, которое точно погибнет, умрет, нежели о душе, которую спасти можно только в этой земной жизни. Все люди знают, что как бы мы ни холили и ни лелеяли свое тело, как бы ни заботились и ни лечили его – оно умрет, ляжет в землю, разложится. И, тем не менее, мы весьма усердно заботимся о том, что точно потеряем, а о душе редко, когда вспоминаем. Святые Отцы учат, что человек рожден для того, чтобы примириться с Богом, что только в этой временной жизни можно обрести мир с Богом и в Боге, – мы должны запомнить эту истину». Напомнить нам об этом, призвана и эта книга.

Комментарии 0

Предисловие

Раб Божий Андрей – яркое явление в Церковной жизни всего Православного мира. Всё пережитое и увиденное им в ночь под Успение тронуло сердца православных людей, многих заставило всерьёз задуматься о смысле жизни на земле, о безсмертии души.

Свидетельства Андрея – дополнение Церковного Предания. Они не противоречат учению Церкви о мытарствах, где отражены подобные свидетельства об отделении души от тела – инокини Феодоры («Мытарства преподобной Феодоры»), крещёного, но невоцерковлённого К.Икскуль («Невероятное для многих, но истинное происшествие»), а также свидетельства других людей со всего мира. Повествования Андрея о будущем России согласуются с пророчествами святых отцов Церкви, а также с пророчествами известных угодников Божиих, ещё не прославленных. Но в случае с Андреем есть существенные отличия: не все, побывавшие в мире ином, прошли 20 мытарств и посетили множество селений Рая и ада, не всем было открыто будущее, не все удостоились чести видеть Триипостасного Бога, разговаривать с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, а также ещё с четырьмя особо почитаемыми на Руси святыми!

Однако свидетельства Андрея упорно не замечают и замалчивают! Единственная причина этому — затронутые им темы ИНН, электронных документов, последних времён. Именно по этой причине средства массовой информации представляют Андрея в негативном виде, а в народе о нём распространяются порочащие слухи. Силы ада всеми средствами пытаются сломить его, оклеветать, заставить замолчать!

Событие, происшедшее с Андреем, — это милость Божия! Господь таким образом посылает нам свою помощь – подготовиться к неизбежным испытаниям, устоять перед соблазнами близ грядущего антихриста и достойно перейти в жизнь вечную. Такая помощь необходима в наше смутное и лукавое время, когда многие верующие почувствовали себя овцами без пастырей. «Где наставники? Их нет!» — говорила блаженная Пелагея Рязанская, прорекшая наше время. Андрей дал ответы на многие мучившие людей вопросы, разрушил современные ереси, многих укрепил в правильности выбранного пути. Он озвучил истину, так как она есть, без привязки к учениям человеческим, и получил за это страдание. «Ходите в Храмы до последнего, участвуйте во всех таинствах Церкви, не принимайте номера и новые документы, кайтесь во всех грехах, пока есть возможность», — вот основные наставления из свидетельств Андрея. О самых сложных вопросах Андрей говорит кратко и просто, — только то, что ему было открыто и только то, что необходимо для спасения души.

Не много мы имеем таких свидетелей загробного мира, как раб Божий Андрей, поэтому его оценка современной духовной жизни крайне важна для нас, живущих в предантихристово время.

Стенограмма аудио-записи, сделанной 5-6 декабря 2004 года в Сергиевом Посаде

(курсивом выделены вопросы паломников)

О будущем России

Вот что говорил, да, что мне было показано, это всё как по пророчествам, как бы подтверждаю пророчества, только видел в 2001 году. Это всё было со мною на Успение Матери Божией. Вот такие будут бедствия по России: первое, это начнется с Москвы, … провал будет, три провала будет в Москве, после первого провала уже проезда не будет! Что-то это связанное с Лениным … его перезахоронение, что-то такое, ещё святых мощей не будет в это время, Господь их уберёт. Святых мощей не будет в Москве! Будет бедствие в Казани… Казань, Саратов, Волгоградская область …, Волгоградская и Астраханская области будут затоплены водой. Казань – тоже какие-то будут бедствия; Санкт-Петербург будет затоплен водой. После этих бедствий Китай пойдет войной, когда Китай увидит, что Россия в бедственном положении таком, Китай пойдет … и много погибнет людей наших. Дойдут они до Урала и будут остановлены Матерью Божией. Будет явление Царицы Небесной с Небес и Матерь Божия остановит их, они устрашатся и побегут отсюда, с России. Многие обратятся к Вере, этим будет остановлена война в России. Будет это примерно несколько месяцев, это может, восемь месяцев будет длиться эта война.

Потом, вот эта часть России останется: это Владимирская область, Ярославская, Московская, кроме Москвы … время будет тяжелое. Сергиев-Посад будет переполнен людьми, сюда будут бежать как в святое место, спасительное место, людей будет здесь много.

— А Дивеево?

— Дивеево останется, Дивеево не будет подвергнуто ничему такому … После этой войны, да? Будет в России Царь! Царь будет во Владимире, столицей будет Владимир … что Русь не погибнет, этим будет Воскрешение Руси, Возрождение Руси будет!

Об иконе Божией Матери

«Воскрешающая Русь»

Что было явление Матери Божией, было мне всё сказано, видел, все это было открыто, – что Царица Небесная являлась вот этой женщине …

— Ольга!

— Ольга, да! Что с иконой было много искушений, и задержка была такая – не могли написать сразу точный образ Матери Божией и тогда, вот, сейчас, как все уже знают об этом, что это икона — чудотворная икона, много исцелений, это подтверждаю, так как всё это видел!

— … про какую, сейчас икон очень много?

— Про «Воскрешающую Русь»! И Русь, как я говорил, воскреснет, до этого, конечно, много будет бед по России, не каждый доживёт! До Царя!

При Царе жизнь наладится в России, пройдет какое-то время, а потом, как вот вы знаете, выберут одного царя на весь мир. Это будет антихрист! Тогда будет гонение снова на православных.

— В нашей стране?

— Да, в нашей стране и повсюду … (Откр.13,7 – Ред.)

Год 1999

Девяносто девятый год мог быть концом жизни совсем! Столько народ прегрешил, что Господь уже хотел нас за наши грехи уничтожить. И тогда Матерь Божия умалила Господа, чтобы Господь дал время ещё для покаяния, хоть небольшое время. И вот это короткое время, которое идет с 99-го года, когда «Воскрешающая Русь» Матерь Божия являлась, по сегодняшний день, – это Господь ждёт нашего покаяния!

Новые паспорта, ИНН, печать

И вот этими бедствиями будет остановлена и печать антихриста! Так как люди остановиться уже сами не могут! Что им дают, что им предлагают,- то они всё принимают, начиная с паспортов (паспорта гражданина РФ – Ред.), которые брать нельзя … Тот, кто берет паспорта, ИНН, — тот отказывается от Бога!

— А кто взял паспорт?

— Кто взял паспорт, мне было сказано: нужно его сдать! Сдать, — там, где взяли, тому, кто вам дал и покаяться! Придется за всё это отвечать! Так что нужно нам покаяться сейчас.

— Страховой полис?

— Полис, — ничего такого брать нельзя!

— Загранпаспорт, если он машиносчитываемый, тоже, наверное, приравнивается к таким документам?

— Наверное, да! Тот, кто берет номер, это лукавый выдает эти номера, и этот номер … он уже как бы себя обрекает, тот отходит от Бога и сатана даёт ему этот номер. И Господь сказал: «Кто примет ИНН, того не знаю»! Потом настанет это время – нашей жизни конец и тогда спастись он не сможет, даже людям и смерти не будет, тем, которые будут отходить от Бога и всё на себя принимать.

— С детьми как быть?

— Документы (на детей – Ред.) также не получать! Что дети, что взрослые, за это придется отвечать каждому, кто получал!

Можно ли сейчас причащаться?

— Андрей, вопрос вот какой, сейчас у многих верующих такое мнение, что уже в Москве нельзя причащаться в Храмах, ну потому что священники многие приняли ИНН и сами Храмы уже все приняли ИНН и там шестиконечные звездочки на стенах, вот можно ли, всё-таки сейчас причащаться в каких-то отдельных Храмах?

— Вы здесь должны сами, … люди должны сами разбираться в этом и понимать! Если я сейчас скажу, что, допустим, в Москве нельзя ходить в Церковь, — так нельзя понимать! В Церковь, – мне было сказано так, — ходить до последнего, исповедываться, причащаться, а куда ходить, это вы сами смотрите, куда вам лучше, как вас Господь ведёт!

— А деньги в сберкассе снимать? Если в сберкассе на книжке деньги – снимать?

— Конечно, и не ждите там какие-то проценты … Лучше домик какой-то иметь в деревне, помогать друг другу, собираться православным!

Правило схимонахини Антонии

— Андрей, на счёт правила схимонахини Антонии о вымаливании абортированных младенцев?

— Выполняйте, выполняйте правило Антонии, будете этим вымаливать своих детей, и сами будете спасаться!

— Ты её видел там, в Царствии Небесном?

— Видел! Хорошо, — когда грех такой, — изгладить покрытием его добрых дел, значит, остановить кого-то от этого, кто собирается делать аборт, допустим, уговорить его, упросить, может быть помочь ему деньгами или чем-то. Вот это самое прощение греха, когда останавливаем другого человека от того, в чём и сами были повинны когда-то.

Поминовение усопших

В аду видел много родственников и знакомых видел, и на многих из них были петли! Они были прямо привязаны этими петлями и не могли поднять головы. Тогда спрашивал у Ангелов, и эти души говорили, кричали, что вот это нам наши родственники такое сделали, которые не идут в Церковь, не заказывают за нас, не молятся, не поминают нас, а украшают вот этими венками. А венок – это петля! И на некоторых душах было по многу, по многу этих петлей. Те, которые покупают венки, ставят, – это петли! Чтобы облегчить им (усопшим – Ред.) и свой грех облегчить, кто из вас ставил эти венки, нужно, во-первых, их снять оттуда, с кладбищ, и (во-вторых – Ред.) покаяться, так, чтобы Господь помиловал нас и этих усопших, которые находятся в аду, в таких вот страданиях с этими петлями!

Поминать лучше, … поминать самое большое — это сорокоуст! Сорокоусты – чем больше … в 3-х местах, можно больше заказывать, до 7-ми Церквей, чтобы постоянно шла молитва за усопшего. Так они спасаются, выходят с ада полностью, переводятся в новое место, где легче, с одного тяжкого места … туда, где легче. И так со временем душа освобождается.

— А самим что читать за усопших?

— Псалтирь! Поминать лучше всего духовной пищей: это кутья (отваренный рис с изюмом – Ред.) и коливо – зерно (пшеница – Ред.) жаренное с мёдом. Вот это самая духовная пища считается! Очень плохо поминать сладким – конфеты там, вот такое … лучше не поминать, сладости – плохо!

— А на канун сладости нельзя приносить?

— На канун — нет! Вот лучше поминать такой пищей, ну хлеб – само собой (можно – Ред.), потом такая пища – яблоки, виноград – вот это духовная пища!

На могилах – ни оград не нужно каких-то, ничего, венков — ни в коем случае! Цветы – только живые – положить или посадить, только живые, искусственные нельзя!

О голубях

— Андрей, как ещё помочь усопшим?

— Очень полезно кормить голубей! Голуби выма-ливают даже самоубийц!Когда они клюют хлеб или зерно, – это поклоны за усопшего, идёт очищение, поэтому, чем больше голубей, тем больше поклонов.

— А другие птицы вымаливают?

— Нет, только голуби!

— А можно ли таким способом помочь живым?

— Да, можно, только в этот момент надо читать молитвы о здравии!

О крестных ходах

— Скажите, участие в крестных ходах дает что-нибудь нашим усопшим там, когда мы идём?

— Крестными ходами, вообще, спасается Россия! Крестными ходами спасается Россия!

— Там что-нибудь говорили про это?

— Крестные ходы, – не так просто их проводить, – говорили, что ходите, водите своих детей, сами ходите!

— Участием в крестных ходах грехи какие-нибудь прощаются?

— Крестными ходами, да, прощаются грехи, прощает Господь!

— Всему роду или только участникам?

— Участникам, тем, кто ходит, кто посещает, молится … Большая благодать! Когда был на крестном ходу год назад в Москве, то на небесах выходил Крест, с небес! Видели все, знаете, наверное? Много таких явлений Господь даёт крестными ходами: солнце играет, радуга!

— Мы в этом году видели солнце, а вокруг него – радуга, вокруг солнца! …

— Самое страшное — это огонь (геенский – Ред.), в огне – это самое тяжкое!

— За какие грехи?

— За тяжкие грехи, смертные грехи. Будет ещё то, что перед концом будут явления от бесов, будет много с небес такого, но не Божие это будет!

— Знамения?

— Да! Чтобы прельстить людей, такое будет, с этим нужно уже быть осторожным!

Мытарства

— Расскажи, как мытарства проходил, мытарства, особенно мытарства!

— Мытарства … Сама смерть страшна, но после смерти еще страшнее! Грешникам это очень страшно! Как у меня было – до 31 года не ходил в Церковь, не каялся в своих грехах, грехи были, было на мне много грехов. Без покаяния спастись очень трудно, пройти через эти мытарства тяжело! Ангелы все добрые дела выставляют, а бесы показывают грехи, грехи те, которые нераскаянные. Грехи они все записаны. Покаяние Господь принимает, до последнего!..

Генеральная исповедь, соборование

Больше всего даже так, что когда человек приходит к Богу в какие-то там 30-40 лет и начинает каяться с этого времени, а не с детства, не с детских лет, и много остается с 7-ми летнего возраста грехов, как в школьные годы … Потом там всё показывается, именно начиная с 7-ми летнего возраста и показывают так, что и сам это видишь и понимаешь, что даже помысел – вот, как он приходит (бесы показывают – Ред.) …То, что он приходит, в этом нет греха, что он пришел, только нужно его отгонять! Если человек его принимает, этот помысел греховный такой, тогда уже совершается грех, а если он не принимает, в этом греха нет.

— Получается, что соборование не снимает все грехи?

— Соборование – снимает! Но соборование так – если после соборования открывается какой-то грех, Господь открывает его, показывает, то его нужно именно исповедывать! Некоторые люди, бывает, какого-то греха боятся или стыдятся и идут на соборование с тем, чтобы этот грех не называть, но чтоб этот грех Господь простил. Соборование – забвенные грехи прощаются, а если помнит человек, то нужно обязательно исповедывать!

Такое идет очищение … Соборование – 7 раз помазывают, а в человека входит на самом деле до 2-х литров этого святого масла (возможно, очищается 2 литра крови – Ред.) и идёт полностью очищение. И вот после соборования, как вы знаете, в чистоте должен быть человек (плотской и духовной – Ред.), потом несколько дней нельзя купаться. Масло это входит в человека и идёт такое очищение! Особенно больных людей соборовать. Который человек здоровый – в год раз это достаточно, в Великий пост, в основном, чаще нельзя. А больных можно и по чаще, которые тяжело больные.

О супругах в последние времена

Сейчас нужно, пока ещё такое время у нас – срочно венчаться, крестить детей своих, креститься, кто не крещёный, и — венчание! Наступят времена тяжелые, тогда люди будут молиться (обратятся к Богу – Ред.), но тогда это уже не будет совершаться, так как будет это уже невозможно – совершать такие таинства, как крещение и венчание!

— А если мы с мужем живем как брат с сестрой, венчаться надо?

— Если как брат с сестрой! Это уже так решили?

— Да! Вот я так решила! Уже три года – как брат с сестрой, невенчанные!

— Так вот надо венчаться! Если Вы просто жили много лет? Да?

— Да, но три года уже как брат с сестрой живу, просто под одной крышей!

— Тогда нужно каяться за блуд, что жили в блуде!

— Скажите, а если в чистоте человек живет уже долгое, продолжительное время, это как-то с батюшкой надо оговаривать, скажем, более 10 лет?

— Это очень хорошо, кто так может жить! Вот, это время, которое идёт сейчас, мне так и было сказано, что женатые, – живите лучше как брат с сестрой!Во-первых, такое время, тяжелое время. Будут дети, потом как с ними быть? Сейчас жизнь … в любое время это может настать (бедствия – Ред.)!… Так что лучше жить как брат с сестрой! Тяжелое время будет, с детьми будет тяжко! С малыми детьми – тяжко! …

— (Вопрос – неразборчиво) – Ред.

— Нужно укрепляться, веровать, ходить в Церковь, так укрепляться! Господь сказал: «Кто пойдет за мной, кто претерпит все, что будет, нигде оставлен не будет. Все будут спасены»!

— Андрей, а Вы на кассете (первая видео-кассета об Андрее – Ред.) сказали, что Господь даст возможность по старому паспорту существовать, то есть, значит его продлят? Сейчас многие ждут этого!

— Вот оно как, оно и продлевается! Сейчас получают по старому паспорту пенсию? Получают! Те, кто испугался, они уже взяли это всё, не хотят вернуть эти паспорта назад, а тот, кто верит и надеется, до сих пор живут с этими старыми паспортами. Многие, которые отказались совсем от этих пенсий!

— Как жить без карточки москвича?

— С молитвой будете ходить, проходить, ездить …

… Самое главное, нужно погибнуть достойно, значит, с покаянием, с Верой в Бога … Там понял, что смерть, она не страшна человеку, если он жил с Богом. Здесь самое главное — побольше сделать добрых дел, побольшепослужить Богу! Помогать друг другу, любить друг друга – вот что мы должны делать!

Святой воин Евгений

Воинов много видел, которых Господь не оставляет, воинов, которые идут за Родину, идут за Отечество своё и отдают свою жизнь!

— Евгений Родионов, да?

— Евгения Родионова видел со святыми, в Царствии Небесном, там, где святые! И что сейчас он обычный, как любой святой, имеет такую же силу, можете молиться ему, и будете получать помощь.

Военачальников видел (в Раю – Ред.)! Видел Жукова, да! Жукова и на флоте … – Ушаков, адмирал Ушаков! Они говорили … там всё видно, кто, чем занимается, что в войсках у нас происходит, что на флоте. Нигде ничего не скроешь, что здесь на земле происходит! Оттуда всё свободно видно. Для святых виден весь мир сразу, для ума человеческого это просто не возможно воспринять! И слышать и видеть! Даже которые люди и не молятся сроду, святые нас знают! У Бога всё возможно!

Святой Царь Иоанн

— Интересно отношение – то есть, что Вы видели, что Вы можете сказать – именно к Царю — Иоанну Грозному, так как сейчас очень много толков идёт, и вот Патриархия против канонизации, а ведь Иоанн Грозный, – Царь, он уже канонизирован был, Московский святой! И вот это как бы не признается, вот как нам все-таки молиться ему, как святому?

— Конечно, конечно, конечно!

Рай, благословение Святых

Когда уже был в Царствии Небесном, видел Ангела Хранителя, он подвел меня …, было пятеро Святых: Преподобный Сергий, Матерь Божия, Святитель Николай, Иов Почаевский и батюшка Серафим. Они говорили о том, что жизнь последняя сейчас на земле, Господь это время дал для покаяния, что будешь рассказывать людям, что слышал, что мы тебя благословляем, как впереди уже говорил об этом …

— А Целителя Пантелеимона видели?

— Видел обитель Целителя Пантелеимона, обитель … Это такой дворец, как хрустальный, весь сияющий! Внутри не был, конечно, но видел на расстоянии. Видел обители, которые ждут тех людей, которые живут ещё на земле, но для них Господь уготовил такие обители, они займут эти места.

О милостыни, епитимии

Милостынею много прощается грехов. Милостыня должна у нас быть тайной … Там вот эту милостыню, что мы даем, там душу этим выкупают. Ангелы предоставляют милостыню, все добрые дела, которые делал человек.

— А когда подаешь милостыню, говоришь, для кого это или можно просто подать и все, Господь сам знает?

— Можно и так и так!

— Андрей, меня интересует, когда с Вами это случилось, Вы же, наверное, не знали всех святых, а там Вы их видели, как Вы узнали их?

— Там такое, что у Бога там все понятно, все открыто … Даже если человека не видел никогда, а там ты его уже знаешь. Там всё Богом открыто, в Царствии Небесном!

Торговля – самое тяжелое (тяжкий грех – Ред.), торговля спиртными напитками – если не в магазине человек работает, а из дома продает (самогонку – Ред.). Этим наживается, собирает деньги … за сигареты, спиртное, самогоноварение.

Человек дает – там он приобретает, что дает другому, допустим – накормил человека, обул, одел, пустил в дом переночевать – вот эти дела спрашивают, их показывают Ангелы. Так у меня бесы спрашивали, покажите его добрые дела, что вот он идет к Богу, а есть у него то или то? Ангелы показывали, что у меня было: когда пустил кого, друзья – кто ночевал у меня, и это было засчитано!

— Вы говорили, что два Ангела несли душу, но один – это Ангел Хранитель, а другой – это, который от рождения? Кто второй?

— Другой – тот, которого мы слышим мысли. Вот приходит мысль – это от Благого Ангела, который наставляет нас!

Лучше всего не рассматривать человека (при подаче милостыни – Ред.), но если знаешь, что он какой-то пьяница, можно покормить его, не давать денег, покормить, а так вообще милостыню, если просит человек … Господь как говорит: «Просящему дай». Можешь дать ему, греха с этого не будет, это он уже как сам использует. Еще бывает грех тогда, когда мы даем, а потом рассматриваем его: вот он какой, пьяница, такой нехороший, а мы ему еще и деньги дали! Вот тут нам тогда идет не милость, а грех получаем! Самое главное – давать и не знать (забыть – Ред.), чтоб это было в тайне!

— Андрей, вот блуд – такой же страшный грех, как и аборты, но за убиенных младенцев существует правило матушки Антонии, а вот с блудом как быть?

— Блуд, тут нужно покаяться и оставить блуд. Если невенчанные – венчаться! Блуд – это очень серьезно …

— Вот кто епитимью здесь на земле отрабатывает, они, наверное, легче проходят там мытарства?

— Конечно, этим снимается, епитимией снимается грех. Там, если человек понёс за свой грех наказание, Господь прощает этого человека. Если грешил, а наказание не получил или не было покаяния, то тогда отвечать приходится!

— А если сам за убиенных младенцев отказываешься от мяса? От колбас, от мяса?

— Вот это правильно, правильно, правильно! Кто делал аборты, первым делом – отказаться от мяса и не есть мясное, совсем не кушать.

— Надо брать благословение?

— Возьмите благословение! Самое главное отстать от греха покаянием и понести наказание, вот тогда этим отходит грех.

— Если человек покаялся, там все равно будут показывать, что он совершил?

— Если покаялся, оставил грех, уже загладил добрыми делами, эти хартии благодатью Божией все исчезают. Всё, что записывают бесы, всё это пропадает!

Самое многое, это на первом мытарстве спрашивается – празднословие!Празднословие, осуждение, блуд – на этих вот мытарствах тяжко будет! Блуд и прелюбодеяние – очень тяжело! Если муж с женой живут в неверности, венчанные, потом приходится отвечать за это. Если человек не остановился, он пройти не сможет, просто не сможет пройти!

— Если покаялся венчанный в измене?

— Если покаялся, тут еще нужно прощение взять, допустим, жены от мужа, или друг у друга, чтоб простили. Только так! За это спрашивают, строго спрашивают! Вот у меня было такое, что в блуде жил, и то, если где допускал неверность с одной, тогда приходилось отвечать! Было такое! Везде Господь любит верность, даже в блуде живут которые какое-то время, они же могут придти к Богу, венчаться, жить как муж с женой. Так что верность, справедливость, правда … — Господь такое любит!

Причина блуда у детей

Вот блуд, он переходит и от родителей! Вот так блуд от родителей был на меня! Сейчас объясню, как: так как родители жили невенчанно, хоть и верующие были, но не венчались. Старшего брата, когда женили, венчали в Церкви, а сами … то время было такое серьезное, не могли тогда, и потом как-то уходило это с годами, уже старенькие — 70 лет, уже не собирались венчаться. Потом, когда со мной это случилось, только после этого случая, по милости Божией, венчались. И вот так как родители живут невенчанно, дети получаются блудники, и на них, на детей тогда все это переходит. Вот этот груз, так сказать от родителей переходит на детей. Так что, в первую очередь, надо венчаться всем, а потом уже жить!

— Если, венчанные, и не посещают Храм?

— Без Храма нельзя вообще, нужно посещать Богослужения, исповедываться, причащаться Святых Тайн …

============================

Мытарства

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах
  • Как понимать мытарства иеромонах Серафим (Роуз)
  • Мытарства: Учение святых отцов и богослужебно-молитвенный опыт Церкви
  • Мытарства: богословское моделирование
  • О «мытарствах» протопресвитер Михаил Помазанский
  • О воздушных мытарствах
  • Что такое мытарства? cвт. Феофан Затворник
  • Рассказ о мытарствах преподобной Феодоры Цареградской архим. Лазарь
  • Мытарства. Из воспоминаний монахини Сергии (Клименко)
  • Загробный мир, мытарства, примеры святых свящ. Даниил Сысоев
  • Пролог в поучениях прот. Виктор Гурьев
  • Экзамен без права на пересдачу или как пройти мытарства прот. О. Стеняев

Мыта́рства — («таможенные посты») — 1) места посмертного испытания души, на каждом из которых особыми демонами, мытниками, взыскиваются определенные виды грехов; 2) посмертное испытание души, обнаруживающее её нравственное состояние, совершаемое перед оком Беспристрастного Судьи, при непосредственном участии ангелов и демонов, влияющее на определение Частного Суда.

Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия.

Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями.

Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).

Мытарства – удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю – Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». (Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах)

Святитель Феофан Затворник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».

В рассказе блаженной Феодоры указаны следующие мытарства (Житие преподобного отца нашего Василия Нового):

1. Мытарство празднословия

2. Мытарство лжи

3. Мытарство осуждения и клеветы

4. Мытарство чревоугодия

5. Мытарство лености

6. Мытарство воровства

7. Мытарство сребролюбия и скупости

8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)

9. Мытарство неправды (неправый суд, обман в делах)

10. Мытарство зависти

11. Мытарство гордости

12. Мытарство гнева и ярости

13. Мытарство злопомнения

14. Мытарство убийства

15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов

16. Мытарство блуда

17.Мытарство прелюбодеяния

18. Мытарство содомских грехов

19. Мытарство ересей

20. Мытарство немилосердия и жестокосердия

Мытарства, согласно свт. Кириллу Александрийскому
(«Слово об исходе души и Страшном Суде»):

1. Мытарство духов оглаголения и чревного неистовства: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства; блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни

2. Мытарство духов лести и прелести — к видению очей: непристойное взирание, непотребное любопытство; необузданное воззрение

3. Мытарство духов-нашептывателей — к чувству слуха: услаждение всем, что льстиво раздражает наш слух, пристрастие ко всему греховному, что принимаем через слух

4. Мытарство стражников над прелестью обоняния: страстное услаждение чувства обоняния, например, пристрастие к благовонным экстрактам из растений и цветов, так называемые «духи», масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами

5. Мытарство духов — к чувству осязания: беззакония и мерзкие дела, учиненные посредством рук

6. Прочие мытарства: злоба, зависть и ревность, тщеславие и гордость, раздражительность и гнев, острожелчие и ярость, блуд, прелюбодейство и рукоблудие; убийство, чародеяние и прочие деяния богомерзкие и скверные, о которых святитель не говорит подробно (согласно его учению, всякая душевная страсть и всякий грех имеет своих представителей и истязателей).

Мытарства, согласно свт. Иоанну Милостивому
(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый):

1. Ложь
2. Клевета
3. Ярость
4. Зависть
5. Гнев
6. Памятозлобие
7. Гордость
8. Срамословие
9. Непокорство
10. Лихва
11. Сребролюбие
12. Пьянство
13. Объедение
14. Злопомнение
15. Волхвование
16. Братоненавидение
17. Убийство
18. Воровство
19. Немилосердие
20. Блуд
21. Прелюбодеяние.

На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?

Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви. О желании демонов властвовать над человеком Божественное Откровение свидетельствует неоднократно. Например, о диаволе сообщается, что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Само собой разумеется, что желание диавола поглотить свою жертву не ограничивается рамками её земной жизни, но распространяется и на посмертную жизнь. Именно в этом контексте становится понятным библейское изображение ада под видом живого существа с безмерно разинутой хищнической пастью (Ис.5:14), ненасытной утробой (Сир. 51:7). Ведь в ад человек сходит не иначе как душой, то есть после разлучения души с телом. Собственно, возможность схватить и заточить человеческую душу в аду открывается перед бесами только в этот период.

Сатана назван в Писании князем, господствующим в воздухе (Еф.2:2). Воздух же есть та надземная сфера пространства, сквозь которую души почивших возносятся к Небу (Деян.1:9). Именно здесь разворачивается театр борьбы демонических сил за овладение душой, которую диавол, в сотрудничестве с подчиненными ему падшими духами, «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» (Пс. 9:30).

Но вот оказия! Просто так взять и пленить человеческую душу, отобрав её у Владыки владык, диавол не в состоянии (Иов. 2:6). Ведь хотя он и сильный, однако же не всесильный, как Бог. Поэтому он и стремится добиться господства над душой, желая выказать её недостойной и, главное, неспособной жить в Царстве святых.

Поскольку диавол есть клеветник и отец лжи, да к тому же и «человекуоубийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вмешательство Бога, не попечительство ангелов, он, под вывеской справедливого изобличения, оболгал бы любого. Ведь «Когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44).

Отсюда и необходимость в Божественной помощи, отсюда и молитва: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего » (Пс. 7:2).

Задача оправдывать душу, вспоминая её добрые дела (мысли, желания и пр.), возлагается Богом на ангелов, так как «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).

Классическим примером ангельского попечительства о душе служит притча о богатом и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Пример же взятия души злыми демонами встречаем в повествовании о безумном богаче: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20).

Различаясь между собой иерархическим степенями, злобой, коварством, демоны, вместе с тем, различаются и направлениями деятельности, связанной с погублением душ. В данной связи определенные виды грехов взыскиваются с душ не какими бы то ни было, но определенными демонами, мытниками. Всё это происходит поэтапно, последовательно: сперва в одном месте с души спрашивается за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окончания испытаний (иногда насчитывают двадцать и более типов таких мест). Душа при этом терзается, терпит страдания и мучительный ужас.

Места, на которых испытывается восходящая к Небу душа, по аналогии с теми местами, где с людей собирают налоги и пошлины, называются «мытарствами» (от слова «мытарь» — сборщик налогов, податей). Такая параллель уместна не потому, что любой сборщик налогов априори уподобляется демонам и наоборот, а в связи с тем, что в древности мытари нередко вершили жестокость, несправедливость и лихоимство.

В чем заключается различие подходов к интерпретации мытарств?

Преданию Церкви известно множество опытов прохождения мытарств. В принципе, их объяснение сводится к двум, не противоречащим друг другу суждениям. По мнению одних, прохождение мытарств суть испытательный этап, предваряющий Божественное решение — Частный Суд; а по утверждению других, этот Суд как раз и начинается с мытарств.

Так, по свидетельству преподобного Макария Александрийского, Божий Суд над душой совершается на сороковой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды возводится на поклонение Богу — в третий и девятый дни. При сем первые два дня она пребывает на земле; с третьего по девятый облетает пространства Небесного Рая, а с девятого до сорокового осматривает адские бездны (чит. подробнее: Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников ).

Антоний же Великий, созерцая восхождение душ, видел огромного великана, стремившегося преградить им путь к Небу. Великану споспешествовали демоны. Какие-то души успешно преодолевали этот путь, а какие-то обрушивались вниз (чит. подробнее: Житие преп. Антония Великого ).

Нечто аналогичное описано у святителя Григория Двоеслова, правда, без указания на присутствие демонов. Испытание души, по его иллюстрации, заключалось в переходе через таинственный мост над зловонной рекой, за которой был раскинут прекрасный благоухающий луг. Праведные души свободно переходили через него, а грешные не переходили и падали с моста (см.: Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души кн. 4, гл. 36).

Какой из двух подходов наиболее правильный?

И первая, и вторая оценка роли мытарств в определении участи души вполне соответствует букве и духу Писания:

Между тем, с определенной долей уверенности можно сказать, что второй подход всё же острее фокусирует внимание на той нравсвенной истине, что возможность переселения в горние обители связана с внутренней способностью души жить в единстве с Богом и ближними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в течение жизни на земле, такой способности не выработала, она и осуждается на мучения в аду. Что ей делать в Царстве святых? К тому же, этот подход очевидней сближается со словами: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир.11:26).

Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?

История знает такие примеры. А вообще, чем чище душа, тем свободней её устремление выспрь. Положим, душу Пресвятой Богородицы, после Успения, лично принял Христос.

***

митрополит Иларион Алфеев:
Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах – будь то древние или современные свидетельства – учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует считать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, ЧИСТИЛИЩЕ

Мытарь

Изрядная сумма денег, часть которой отходила государству, а доля малая — себе на личные потребности, была брошена оземь. Равнодушный взгляд крепко сбитого мужчины не зацепился за котомку, в которой позвякивали золотом слёзы и проклятия. Мытарь Левий Матфей… да нет же, это апостол Матфей. Евангелист… Нет! Просто работник налоговой инспекции. Озарение приходит пугающе поздно: альтер-эго, дежа вю. Сводит с ума уже сама мысль: библейский путь можно пройти и сейчас. Пространство вокруг густеет, взбивая лёгкие раскалённой пустыней и заполошенной догадкой… Лестница в небо! У понявшего свой путь вспыхивает жаром сознание, руша последние мосты реальности. Сквозь наплывающее забытье коготком процарапывается Его голос «Иди за мной…»
Кто мог ожидать такого инсайта от рядового фильма никаких девяностых. Тех самых девяностых, которые успешно поделили все советские кинематографические ценности на ноль. Библейский образ сборщика налогов, выбирающего между земным и небесным, стал отправной точкой для создания странной и малознакомой ныне широкому зрителю картины «Мытарь». В 1997 году режиссер Олег Фомин и сценарист Иван Охлобыстин сняли картину, которая задумывалась как притча, где, наградив обыкновенного госслужащего даром, горний ангелов полёт разрывает его душу выбором пути. Фильм, согласно веянию времени, конечно, будет отформатирован и уложен в прокрустово ложе бандитских разборок и пьяных драк, молочной белизны женской груди и теннисных посиделок деньги имущих. Режиссер подарит себе возможность прикоснуться к вечности главной ролью, подберет себе в партнерши редкую красавицу Анну Молчанову. Пригласит в актерскую гастроль Михаила Глузского, Александра Пороховщикова, Юозаса Будрайтиса, Алексея Жаркова. А штрих с умной и всё понимающей хаски стрелой мелькнет в направлении булгаковской Банги.
Две взаимоисключающие возможности — чувствовать будущее или любить — пронизывают весь фильм своеобразной дихотомией. Здесь всё двойственно: хороший охранник пьёт напропалую и спасает за секунду до смерти, старик одновременно последний бомж и великий лекарь, любящий брат равен расчетливому губителю. Да и весь сюжет, несмотря на неприхотливую линейность — совсем не про то, что кажется. Здесь разговаривает и мешковатая одежда, выбранная взамен модного платья, и разбитая ваза несклеивающимся рубиконом. Далеко не всё угадывается с первого просмотра — и жертвенное падение с крыши фабрики, и повторяющийся ритуал очищения от водочного запоя, и шарик, не дающийся в руки, но присутствие непознанного чувствуется. Малый хронометраж ленты, незаметный музыкальный фон Артема Артемьева и мутная сепия обманывают бдительность. Но наивно-порочный взгляд девушки, ради которой обладающий даром свернул на другую тропу, забудется не скоро. И, словно ниточка из клубка, начинает разматывать сознание вплоть до причала, где когда-то рыбачил другой Апостол, Андрей, а Спаситель ходил по воде.
Странный, чувственный, завораживающий, стильный и пугающий своей простотой фильм не стал ни откровением, ни классикой. Кто-то спокойно зачислит его в легионы дешевой продукции от российского кино, кто-то посчитает каноническим сказанием на новый лад, кто-то отыщет неудачное подражание фон Триеру или Тарковскому. Вполне вероятно, что провокатор Охлобыстин и, так и не реализовавший себя, Олег Фомин не вкладывали тот глубинный смысл, в который тянет погрузиться после просмотра. И работник налоговой инспекции мог оказаться айтишником или таксистом, а его мучительный выбор между даром и любовью к конкретному человеку был чем-то из области «Битв экстрасенсов». Но всё-таки крючочек-название был заброшен не зря.