Свобода воли августин блаженный

Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как
IX — XIV века в средневековой европейской философии называются этапом
_________ – это философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»
__________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия
__________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия
___________ – это выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости»
«Бессознательное» по З.Фрейду, функционирует на основе
«Бритва Оккама» отражает содержание принципа
«Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает
«Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает
«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это
«Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские», – считают представители
«Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские», – считают представители
«Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания», — писал
«Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», – считал
«Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», – считал
«Рыцарем свободного духа» называл себя
«Свобода – это осознанная необходимость», – считал
«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», – доказывали
«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители
«Цель оправдывает средства», – считают представители
«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал
«Четыре благородные истины» лежат в основе
Автор «Опытов» и создатель нового литературного жанра – эссе
Автор знаменитой «Исповеди», великий христианский мыслитель
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является
Автором работы «Государь», обосновавшим принципы политического искусства является
Автором работы «Слово о законе и благодати» является
Автором философии «общего дела» является
Автором философии «общего дела» является
Автором философии «общего дела» является
Аксиологическая функция философии состоит в том, что она
Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия
Аксиология – это учение о
Античная философия включает в себя
Античная философия включает в себя __________ философию
Античная философия зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в
Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма
Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма
Античный философ, создавший логику
Буддизм считает человека существом
Буддизм считает человека существом
В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос
В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о
В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о
В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о ___________ функции философии
В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о ___________ функции философии
В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на
В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был
В искусстве, в отличие от философии опыт транслируется в
В основе натурфилософии Возрождения лежит
В основе философии В. Соловьева лежит идея
В основе философии Дж. Бруно лежит
В основе философии лежит(ат)
В основе философских систем французских просветителей была
В основе философских систем французских просветителей лежит ____________ картина мира
В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с
В русской философии создателем религиозно-философского учения о всеединстве был
В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось
В современной философии учение о научном познании называется
В структуру сознания включается
В творчестве Канта выделяются периоды
Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является
Важной функцией мифа являлось
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря
Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на
Возникновение психоанализа связано с именем
Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)
Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)
Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира в философии
Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира в философии
Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии _________ периода
Вопрос о первоначале мира был центральным в Античной философии на этапе
Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в
Вопрос об исторических судьбах России в начале XIX века был поставлен
Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались
Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались
Вопросы: существует ли мир сам по себе или он существует от Бога; что лежит в основе изменений, происходящих в мире; каковы основные законы и движущие силы его развития, относятся к
Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума, – утверждают сторонники
Выдающийся мыслитель и учёный античности, создатель «Ликея», – это
Выдающимся представителем этапа патристики является
Выдающимся представителем этапа патристики является
Гегелем разработаны основные законы
Герменевтикой называется
Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями
Главной целью Реформации XVI в. являлось
Главной целью Реформации XVI в. являлось
Главной целью Реформации XVI в. являлось(ась)
Главным условием существования и развития общества является
Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия
Гносеология – это философское учение о
Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в
Греческие слова phileo – «любовь» и sophia – «мудрость» дали начало термину
Деконструкция как исследовательская стратегия обосновывается в
Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве
Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи
Для философии Нового времени характерно разделение на
Для философии Нового времени характерно разделение на
Для эпохи Возрождения характерен
До середины XIX в. царило общее убеждение, что философия
До середины XIX в. царило общее убеждение, что философия
До середины XIX века царило общее убеждение, что философия
Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как
Древнегреческая философия зарождается как
Древнегреческий философ, ставший символом грубой откровенности
Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует
Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует
Дуализм является философским учением
Духовная деятельность человека, связанная со стремлением к мудрости реализуется в
Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть
Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть
Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как
Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в
Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в
Заслуга софистов состоит в том, что они
Идеализация русских самобытных начал характерна для
Идеализация русских самобытных начал характерна для
Идеациональную, идеалистическую и чувственную стадии в развитии культуры выделял
Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для
Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в(во)
Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями
Идейным источником экзистенциализма наряду с герменевтикой и философией жизни является
Идея самопроизвольного и спонтанного зарождения жизни характерна для
Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для
Интуитивные способности человека относятся к сфере
Искусство направлено на постижение
Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается
Истинное бытие, по Платону, есть
Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма
Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение
Источником всякого отчуждения, по Марксу, является
К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежит закон
Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла
Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла
Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве
Книга И.Канта «Критика практического разума» посвящена
Когда философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией
Концепция «человека играющего» была разработана
Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется
Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, называется
Культура ХХ века характеризуется как культура
Лао Цзы является основателем
Материалистическую позицию в отечественной философии XIX — XX вв. представляют
Материалистическую позицию в отечественной философии XIX – XX вв. представляют
Материя обладает атрибутами и протяженности и мышления, – считал
Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название
Мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия характеризуется как
Мировоззренческая установка, отрицающая разумность мира, возможность его познания и совершенствования
Мировоззренческий дуализм Нового времени утверждает разделение
Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют
Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют
Монотеистической религией не является
Мысленное объединение частей в единое целое есть
Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, – утверждает
Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в
Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в
Н.Макиавелли дал обоснование светского государства в
На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется
Наука выступает в качестве
Научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает
Начало материалистической традиции в русской философии положил
Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира
Обоснование границ человеческого разума в познании мира было дано
Обоснование догмата о триединстве Бога есть христианская
Обоснованием независимости науки от философии занимается
Общественный прогресс связывает с достижениями науки
Общим для философии, наряду с другими формами мировоззрения, является(ются)
Объединяя достижения науки в единое целое, философия реализует ____________функцию
Объектом философии является
Объектом философии является
Одна из школ индуизма, практикующая управление сознанием с помощью дыхания и упражнений называется
Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является
Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является
Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является
Одним из первых представителей марксизма в русской философии является
Одной из характерных черт современной философии является
Одной из характерных черт современной философии является
Одной из школ древнекитайской философии является
Онтологией в философии называется учение о
Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как
Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как
Осмысление противоречий действительности, поиск путей их разрешения, связано с __________ функцией философии
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными
Основные этапы исторического развития европейской философии
Основными представителями классического периода античной философии были
Основными представителями классического периода Античной философии были
Основоположниками синергетики являются
Основоположником философской антропологии ХХ века принято считать
Основу философии Конфуция составляет(ют)
Особенностью древневосточной философии является
Особенностью древневосточной философии является
Особенностью средневекового стиля мышления является
Особенностью средневекового стиля мышления является
Отличие философии от религии заключается в том, что
Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть
Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался
Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался
Первые представления о философии на Руси сложились после
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это
Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира является
Первыми материалистами в истории европейской философии считаются
По мнению ________, материя обладает атрибутами и протяжённости, и мышления
По мнению _________, «человеку массы» противостоит «сверхчеловек»
По мнению ___________, сознание новорождённого есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума»
По мнению ___________, число, как первое сущее, позволяет различать, вносить определенность в бытие
По мнению сторонников ____, всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума
По мнению теоретиков _________, популярного в США течения, философия призвана спуститься с «небес на землю» для решения жизненных проблем человека
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
Подобно философии, искусство
Познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития дает ______ истину
Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию
Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию
Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем
Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
Понятие пассионарной личности связано с творчеством
Появление светского типа философствования в России происходит в _______ веке
Предметом философии является(ются)
Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является
Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является
Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является
Представителем философии жизни является
Представителем философии жизни является
Представители вульгарного материализма считают, что сознание
Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется
Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется
Представители_________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования
Представителями рационализма в философии XVII века были
Представителями рационализма в философии XVII века являются
Представителями эмпиризма в философии XVII века были
Представителями эмпиризма в философии XVII века были
Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями _________________ материализма
Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями ____________ материализма
Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями _____________ материализма
Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии
Проблема соотношения веры и знания была центральной в философии
Проблему существования в её общем виде выражает философская категория
Проблемы познания, поиска научного метода становятся центральными в европейской философии ______ века
Проблемы теории познания, поиска научного метода, становятся центральными в европейской философии
Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в
Проблемы, решаемые философией
Проблемы, решаемые философией
Проблемы, решаемые философией
Процесс общественной жизни с точки зрения его основных этапов, целей и смыслов является предметом
Процесс общественной жизни с точки зрения его основных этапов, целей и смыслов является предметом
Процесс трансформации биологического начала в социальное, в психоанализе называется
Раздел философии, изучающий природу и общие предпосылки познания, отношение знания к реальности и условия его истинности носит название
Различные исследования будущих состояний общества называются
Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию
Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия выполняет _________ функцию
Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой
Расцвет древнекитайской философии приходится на период
Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется
Религиозная картина мира разрабатывается
Решение вопроса о смысле жизни связано с ___________функцией философии
Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается
Родоначальником либерализма в философии Нового времени является
Родоначальником немецкой классической философии является
Роль философии в научном познании связана с
Русская идея, с точки зрения В. Соловьева, – это идея
Самой ранней мировой религией является
Самой ранней мировой религией является
Системно-рационализированное мировоззрение называют
Системно-рационализированным мировоззрением, имеющим национальный и личностный характер, является
Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил
Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении
Современная философия наиболее тесно связана
Современная философия наиболее тесно связана с
Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как
Согласно __________ подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия – это «имена» для их обозначения
Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был
Согласно Пармениду бытие есть
Согласно Пармениду, бытие есть
Согласно Пармениду, бытие есть
Согласно современным научным представлениям прародиной человека является
Согласно учению Канта, время – это
Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность
Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность
Согласно Ф. Аквинскому, бытие и сущность
Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов
Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов
Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» связано с именами
Создание первой философской системы в России связано с именем
Создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания связано с _____________ функцией философии
Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является
Создателем первой философской системы Античности является
Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был
Создателем учения об «идеальном государстве» был
Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», – считал
Средневековая схоластика ориентирована на учение
Сторонники _____________ считают сознание воплощением мирового разума
Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из
Субъективная реальность, представленная в сознании отдельных личностей, есть
Тезис Джордано Бруно «природаесть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию
Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию
Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью
Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют
Течение в западной философии и культуре, обоснование которого было дано в работах Ж.Ф. Лиотара, – это
Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым
Трудовая теория происхождения человека разработана
Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется
Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание, называется
Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание, называется
Умозрительное постижение природы называется
Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции
Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции
Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для
Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как
Учение Л. Фейербаха характеризуется как
Учение о множественности субстанций – монад развивал
Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется
Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется
Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть
Учение, согласно которому, основой наших знаний является чувственный опыт, называется
Учением о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений является
Философ, автор учения о множественности субстанций, – это
Философ, автор учения о множественности субстанций, – это
Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма
Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага
Философия зарождается
Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом
Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом
Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период
Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период
Философия конфуцианства связана с решением проблем
Философия отличается от науки тем, что
Философия отличается от науки тем, что
Философия – это
Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию
Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию
Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется
Философская позиция дуализма выражается в признании
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли
Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть
Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется
Философское учение о ценностях и их природе называется
Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – называется
Формирование современной научной картины мира связано с открытиями в
Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с ________ функцией философии
Формируя мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью, философия реализует __________функцию
Формируя целостную картину мира и бытия человека в нём, философия выполняет________ функцию
Французский материализм и диалектика Гегеля стали идейными источниками
Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется
Функция философии «подвергать все сомнению» именуется
Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется
Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется
Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется
Характерной чертой мировоззрения античности является
Характерной чертой мировоззрения античности является
Характерной чертой мифологической картины мира является
Характерной чертой мифологической картины мира является(ются)
Характерной чертой русской идеалистической философии является
Характерной чертой философии постмодернизма является
Характерной чертой философии постмодернизма является
Характерной чертой философских проблем является их
Характерной чертой философских проблем является их
Христианство определяет бытие как
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется
Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал
Центральная проблема философии И. Канта – это
Центральная проблема философии И.Канта – это
Центральная проблема философии И.Канта – это
Центральное понятие философии Гегеля
Центральным понятием в философии С.Л. Франка было понятие
Цивилизационный подход к истории предполагает
Э. Гуссерль является создателем
Э. Гуссерль является создателем
Эмпирическое исследование связано с
Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой

Спор святителя Пелагия и блаженного Августина

Об этом споре, проходящем сквозь всю историю церкви, Бертран Рассел пишет в своей «Истории западной философии»:
«Часть богословского учения св. Августина в значительной мере была связана с его борьбой против пелагианской ереси. Пелагий был валлийцем; настоящее его имя было Морган, что значит, как и Пелагий, «человек моря». Он был просвещённым и добросердечным церковником. Пелагий считал, что воля свободна, подвергал сомнению доктрину первородного греха и полагал, что когда люди поступают добродетельно, то это является результатом их же собственных нравственных усилий. Если люди поступают правильно и держатся ортодоксии, то в награду за свои добродетели они попадают на небо. Эти взгляды, хотя ныне они могут показаться банальными, в своё время вызвали великое смятение и в значительной мере благодаря усилиям св. Августина были объявлены еретическими.
Св. Августин учил, что до грехопадения Адам обладал свободной волей и мог бы воздержаться от греха. Но когда он и Ева вкусили яблока, в них вошла порча, передавшаяся всем их потомкам, никто из которых собственными силами не может воздержаться от греха. Только Божья благодать даёт людям возможность держаться стези добродетели. Так как все мы наследуем грех Адама, то все мы заслуживаем вечного проклятия. Все умирающие некрещёными, даже младенцы попадут в ад и будут терпеть нескончаемые муки. Мы не вправе роптать на это, ибо все мы злы. Однако благодаря свободной благодати Бога отдельные люди из числа тех, что были крещены, избраны попасть на небо; они избранники. Объяснить, почему одни спасены, а остальные прокляты – невозможно; здесь немотивированное решение Бога. Проклятие доказывает Божье правосудие, спасение – Его милосердие. В обоих случаях равным образом раскрывается Его благость».
Человеку современному, деятельному позиция Пелагия в этом споре, конечно, ближе, понятнее – ведь он полагается на себя, верит в своё созидание и само-созидание. Разве он не способен к добру? Да он гораздо лучше этих «верующих», которые только молятся, но не способны к конструктивному позитивному действию по улучшению своей и общей жизни. Однако верующему трудно найти оправдание Пелагию. По крайней мере, в подаче Бертрана Рассела он, если и не атеист, то уж точно не христианин. Его богословское ratio лежит в области закона – некоего явленного образа праведности, копировать который силами второй навигации (по Платону) есть то, чего хочет от нас Бог. Но закон никогда не обещал Неба и Жизни с Богом. Исполнение закона награждается здесь, на земле. Однако земля преходит. Ведь христианское человечество превосходит закон не потому, что он неправ, — тогда бы оно только заменяло его на более правый, — оно превосходит его как таковой, потому что закон не спасает перед лицом конца Творения вместе с Аидом и Эдемом, этими потенциальными обителями, куда уходят и откуда приходят на землю души для актуальной жизни. Перед лицом конечности мира человек бессилен. Ему нужен Спаситель, который приобщит его к богам, неподверженным гибели.
Не взирая на то, что свод апостольских текстов именуется Новым Заветом, Спасение не является предметом Завета (сиречь договора) с Богом. Договора вообще нет в Христианстве. С Воскресшим Человеком нельзя договориться. Богословие договора спасения нового Израиля, во главе с царем Иисусом, по образцу завета Ягве с ветхим Израилем, скорее принадлежит реформированному иудейству, чем христианству – так же, как День Суда, ад и рай. В христианстве есть Жизнь и Смерть. В Иисусе как втором Адаме с человека снято проклятие Смерти, наложенное на Адама первого. Это означает возможность приобщения к Жизни: приобщившийся не вкусит смерти вовек. Возможность – да, но гарантия – нет; как нет условий, выполнение которых давало бы Жизнь. Ведь жизнь это жизнь, тогда как труд выполнения есть смерть. В новом Раю не трудятся….
Об этом как раз и говорит Августин, возражая Пелагию, – собственными силами нельзя спастись. Согласно Августину приобщение к Жизни есть дело Его благой воли. Тот факт, что такая воля наличествует в отношении человека, указывает на родство человека и Бога, — иначе, зачем бы спасать человека, отдавая всю тварь гибели? Однако это не значит, что мы сами можем обнаружить в себе это родство и реализовать его в видах собственного Спасения. Итак, никакая праведность не делает человека богом и не возводит его на небо. Здесь человек должен отказаться от своей воли, в том числе и от воли к добру и правде, которая равным образом приобщает его гибнущему миру и отделяет от Бога, как и воля злая. Несправедливость такого суда ужасает: спасается повешенный разбойник, и гибнут тысячи праведников! Но такова христианская вера, и Пелагий отмечен как раз тем, что не принял её, хотя номинально и числился в рядах спасённых. Увы, тебе, Пелагий! Августину же – венец; так как он, если и не христианин в полноте духа, то, по крайней мере, верный страж христианской доктрины.
Оставив Пелагия, обратимся теперь к Блаж. Августину и посмотрим, в чём его уклонение. Ведь уклонение есть. И оно обнаружилось через тысячу лет, когда Кальвин опёрся на Августина, и Престолу Петра пришлось объявить его еретиком вослед за Пелагием. Последний, может быть, утешился в Аиде, когда они сравнялись в наградах с Кальвином. Осужден был Августин также буллой Иннокентия Х «Cum occasione» (1653) в лице янсенистов Пор-Рояля.
Августин отнял у человека свободную волю, доверив её первому Адаму, потерявшему её для нас, ради знания. Таким образом он низвёл нас к мухаммеданству с его совершенным предопределением, – но не из любви к Мухаммаду, а по реальному обоснованию. Ведь, утратив общение с Богом, человек и в самом деле утрачивает свободу и подпадает владычеству Дике, наряду с прочей тварью, потому что, потерявши в лице Бога космический источник определения воли, остаётся в пределах своей конечности. Значит, никаким проектом и никаким усилием этот человек не может стать универсальным существом, каким был Адам, по причастию, – отчего и пребывал среди богов; он может только изобразить универсальное существо, оставаясь при этом конечным, и значит несправедливым и подлежащим наказанию за несправедливость, наравне с прочими вещами мира. (В имитации конечным человеком универсального существа вместо Бога участвует образ Бога, сотворённый самим человеком, притязающим на универсальность. Поэтому условием восстановления общения с Богом Живым является отказ от образа Бога: не сотвори себе кумира!). Здесь Августин прав. Но не прав в том, что полагает, будто восстановление общения с Богом возможно только со стороны Бога. Как будто Бог лишил нас своего общества (нарочитым изгнанием из Рая), а не сами мы отвернулись и спрятались от Бога, хотя Он всегда зовёт и ищет нас в Саду, возглашая: Адам, где ты?
И теперь, как ранее лишил нас своего общества по своему произволу, так ныне может опять же по произволу вернуть нас к себе.
Это – чистое мухаммеданство. Христианство же, напротив, начинается с обращения к свободной воле человека: именно, с возгласа Иоанна Баптиста: Обратитесь! То есть обернитесь лицом к Богу, как ранее вы отвратились от Него. Это значит, что у человека есть пространство свободы, есть выход за пределы своей природной конечности: он может обратиться и этим восстановить свою универсальность по причастности. Августин же полностью лишает нас этой возможности, отрицая тем самым крещение Иоанново. Но тот, кто принимает его, должен заявить, что в деле Спасения есть место не только Божьей воле (которая неизменно благоволяща к человеку), но и переменчивой человеческой воле, у которой есть коренная возможность покончить с мнимой самодостаточностью и обратиться к сотрудничеству с Тем, Кто больше её. Так что метанойю, к которой призывает Иоанн, мы, христиане понимаем не как раскаяние в грехах закона, но – как признание первородного греха, или греха Адама, сущего до всякого закона. Грех же этот заключается не в нарушении какого-то правила поведения, а в сокрушении авторитета Бога: когда Адам, принимая решение относительно источника своей витальности (дерева и его плодов), советуется не с Хозяином Сада, а со своей женой, Евой, то есть с собственной душой. Раскаяние же в этом грехе есть осознание ничтожности своей самости и отказ от иллюзорной самодостаточности. В определённом контексте это может быть выражено как убеждение в тщетности познания блага. Ведь если благо познаваемо, то значит оно лежит вовне, в какой-то вещи, которую можно (нужно) присвоить. Однако, первое благо – жизнь; и если она лежит вовне, то её нет в тебе, и никаким притязанием нельзя обрести жизнь, ибо жизнью нельзя воспользоваться, но только жизнь может пользоваться чем-то. Отсюда это противопоставление жизни и познания добра, а именно: жизнь есть то безусловное добро, которое не может быть познано, чем и устанавливается тщетность познания добра и необходимость припасть к Источнику Жизни.

ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ

Проблема греха, являясь составной частью проблемы сотериологии, в святоотеческом наследии занимает центральное место. При этом ее решение, как правило, начинается с обсуждения библейского сказания о Г. п. В контексте этого сказания отцы и учители Церкви размышляют о добре и зле, о жизни и смерти, о природе человека до и после грехопадения, о последствиях греха в окружающем мире и т. п.

Эта проблема привлекала внимание уже первых апологетов Церкви. Так, мч. Иустин Философ вопреки распространенным в его время эллинистическим представлениям о бессмертии души утверждал, что душа «если и живет, то живет не потому, что есть жизнь, а потому, что причастна жизни» (Iust. Martyr. Dial. 6). Как христианин, он исповедовал Бога единственным источником жизни, в причастии которому только и может жить все сущее. Душа в этом отношении не составляет исключения; сама по себе она не является источником жизни, потому что человек обладает ею как даром, полученным от Бога при его сотворении. Мч. Иустин почти ничего не говорил о судьбе души, утратившей единство с Богом. Он лишь утверждал, что такая душа умирает. Мертвая душа, продолжающая тем не менее свое существование, не является объектом его наблюдения.

У свт. Феофила Антиохийского двоякое понимание греха первых людей. Следуя широко распространенной экзегетической традиции, он утверждал, что этот грех проявился в непослушании Адама и Евы Богу. В то же время говорил о том, что прародители вкусили запретный плод, будучи не готовыми к такой пище. «По возрасту,- замечал он,- Адам был еще младенцем, почему и не мог принять надлежащим образом познания» (Theoph. Antioch. Ad Autol. II 25). Подобно ап. Павлу, различавшему «твердую пищу» и «словесное молоко» (Евр 5. 12; ср.: 1 Петр 2. 2), свт. Феофил относил «пищу познания», плоды к-рого находились на соответствующем древе, к пище «твердой». Как «младенец непосредственно после рождения,- писал Антиохийский святитель,- не может есть хлеб и поэтому питается молоком», так и первый человек, только что сотворенный Богом, не мог вкушать плоды древа познания (Theoph. Antioch. Ad Autol. II 25). По свт. Феофилу, как и по ап. Павлу, предупреждавшему, что знание может не только обогащать, но и «надмевать» (1 Кор 8. 1), познание «прекрасно» лишь для того, «кто им хорошо пользуется» (Theoph. Antioch. Ad Autol. II 25).

Несвоевременное вкушение «пищи познания» привело первого человека ко греху, за к-рый Бог, «как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая». Однако это изгнание свт. Феофил не воспринимал как обычное наказание. В нем он усматривал очистительное действие, благодаря к-рому человек со временем все же будет «возвращен в рай» (Ibidem).

Последствия Г. п. в окружающем мире свт. Феофил Антиохийский рассматривал на примере диких зверей. «Звери (θηρία),- пиcал он,- получили свое имя потому, что они одичали (θηρεύεσθαι), а не потому, что изначально якобы были злыми и ядовитыми, ибо ничего злого изначально не было сотворено Богом, но все было прекрасно» (Ibid. II 17). Их «испортил» грех, нарушивший правила и нормы не только человеческого существования, но и природного бытия. В окружающем мире, замечал свт. Феофил, произошло то, что происходит в доме, хозяин к-рого начинает вести себя недостойно,- это отрицательным образом сказывается и на поведении домашней работницы.

Оригинальное объяснение Г. п. дал сщмч. Ириней Лионский. Проводя параллель между Девой Марией и прав. Иосифом Обручником, с одной стороны, и Евой и Адамом — с др., он отмечал, что обе пары первоначально сближало девство. Первые люди «были наги в раю и не стыдились,- цитировал он библейский текст и продолжал: — т. к., незадолго перед тем созданные, они не имели понятия о рождении детей» (Iren. Adv. haer. III 22. 4). Однако Ева проявила непослушание Богу и «сделалась причиной смерти как себя самой, так и всего рода человеческого». Сщмч. Ириней прямо не говорил, в чем проявилось это непослушание. Однако 2 примечания, к-рые он сделал в этой связи, позволяют прийти к выводу, что, по его мнению, прародители вступили в брачные отношения преждевременно, в чем и выразился Г. п. Он писал: «Адаму и Еве надлежало… сначала созреть, а затем умножаться», а также, противопоставляя Богородицу Еве, отмечал, что Дева Мария в отличие от Евы соблюла девство и «через послушание стала причиной спасения как Себя Самой, так и всего рода человеческого» (Ibidem).

Описывая последствия Г. п., сщмч. Ириней не оценивал их однозначно негативно, поскольку, по его словам, через них человек приобретает «двоякое разумение» добра и зла. «По великодушию Божию,- писал он,- человек познал и добро повиновения, и зло неповиновения, чтобы око ума, опытно зная то и другое, разумно избирало лучшее… А как бы он мог разуметь добро, не зная того, что противоположно ему?» Эту мысль сщмч. Ириней высказывает и более решительно: «Кто избегает познания того и другого (т. е. добра и зла.- М. И.) и двоякого разумения, тот незаметно убивает в себе человека» (Ibid. IV 39. 1), поскольку последний становится носителем образа и подобия Божия лишь тогда, когда он «получает познание добра и зла» (Ibid. IV 38. 4).

Однако такое «двоякое разумение» человек приобретает слишком дорогой ценой — через неповиновение Богу, проявившееся во грехе первых людей. И все же, по мысли сщмч. Иринея, хотя неповиновение — это зло и его нужно отвергнуть «через раскаяние как нечто горькое», совершивший грех человек «разумом постигает, каково то, что противоположно добру и сладости, чтобы никогда уже не пытаться на вкушение неповиновения Богу» (Ibid. IV 39. 1). Позиция сщмч. Иринея может быть истолкована т. о., что проявление греха служит цели совершенствования человека, поскольку способствует распознаванию добра и зла. Однако такая мысль, что разумение приходит лишь после совершения греха, не соответствует христ. взгляду на процесс познания. Грех лишь помрачает сознание и разум человека и потому не является подобающим путем к различению добра и зла.

У нек-рых христ. авторов (см.: Мень А., прот. Истоки религии. Брюссель, 1970. С. 215) приобщение ко злу признается особым способом познания. Однако христ. аскетика не знает утверждения «зло нельзя познать, не оказавшись причастным ему» (Там же). Напротив, она предлагает христ. подвижнику всесторонне разработанную методику противостояния злу и борьбы с ним, видя в ней залог духовного прозрения и трезвения, столь необходимых человеку в его познании, что есть добро, а что — зло. Правильность этой методики находит подтверждение не только среди бесчисленного множества праведников, боровшихся с грехом, но и среди еще большего количества грешников, имевших огромный практический опыт греха, что, однако, не помогло им в борьбе со злом, но лишь ухудшило их духовное состояние. Такие грешники если и возвращались к Богу, то, как правило, с помощью тех же праведников, к-рые научились бороться с грехом не через приобщение к нему, а через противостояние злу.

Климент Александрийский, используя аллегорический метод, предлагал свободное толкование Быт 2. 8-9. Древом жизни, по его мнению, Моисей называл «божественное разумение» (τὴν φρόνησιν θείαν), а раем — мир, сотворенный Богом (Clem. Alex. Strom. V 11. 72). У Климента имеется также рассуждение о последствиях Г. п., носящее полемический характер. Климент спорит с теми, кто вину за первый грех возлагали не только на Адама и Еву, но и на их потомков. «Пусть скажут нам, где (они встречали.- М. И.) дитя, которое тотчас после рождения уже в состоянии было бы грешить? И как, ничего не сделав, может оно подлежать проклятию Адама?» — задает он риторический вопрос и переходит к объяснению Пс 50. 7: «…я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Здесь Климент Александрийский снова прибегает к аллегорическому методу толкования и указывает, что прор. Давид под матерью разумеет Еву. Она действительно была «мать живых», ибо «она стала матерью всех живущих» (Быт 3. 20). Что же касается самого прор. Давида, то он, хотя и был зачат в грехе, не был грешником в момент рождения (Clem. Alex. Strom. III 16. 5-7).

Изгнание из рая. Роспись галереи ц. Воскресения Христова в Ростове. 2-я пол. XVII в.
Изгнание из рая. Роспись галереи ц. Воскресения Христова в Ростове. 2-я пол. XVII в.

Свт. Афанасий I Великий утверждал, что природа первых людей до совершения ими греха была тленной, имея в виду не реальную тленность, к-рая появилась вместе с появлением греха, а тленность потенциальную, свидетельствующую о том, что человеческая природа сама по себе не была ни нетленной, ни бессмертной. Потенциальная же тленность могла остаться нереализованной вообще, если бы род человеческий не был поражен сначала Г. п., а затем последующими грехами. Для сохранения условного нетления и бессмертия первым людям нужно было не только не грешить, но и пользоваться благодатной Божественной помощью, к-рая укрепляла бы и вела к совершенству их природу (Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 5).

Свои рассуждения о Г. п. свт. Василий Великий предварял вопросом о происхождении и природе зла. Само собой разумеется, замечал он, что зло никогда не происходит от благого Бога. Однако если благое претерпевает повреждение, то оно может породить в себе зло. Первоначально это произошло в ангельском мире, где первый по достоинству и чести ангел отверг благодатную связь с Богом и стал родоначальником зла. «Почему зол диавол?» — вопрошал свт. Василий и отвечал: «По своему произволению». По этой же причине зло зародилось и в человеке, хотя и соблазненном диаволом. Относительно природы зла каппадокийский святитель высказывал традиц. для святоотеческой мысли взгляд: зло как сущность не существует, потому что Бог не создавал зла. Точнее, оно «существует… не в своем бытии» и появляется от «повреждения души». Столь странный феномен свт. Василий пояснял простым примером. У человека, имеющего хорошее зрение, нет места слепоте. Последняя появляется лишь тогда, когда зрение утрачивается. Причиной слепоты стала болезнь глаз; причиной зла стала болезнь души (Basil. Magn. Hom. 9).

Свт. Василий вступает в полемику с теми, «кто укоряют Творца» за то, что Он создал человека, способного совершать грех. Он опровергал мнения оппонентов с помощью сравнения Бога с хозяином, в подчинении у к-рого находятся слуги. Хозяин может проявить принуждение и заставить слуг выполнять ту или иную работу. Однако ему хотелось бы, чтобы они делали это с желанием и добровольно. «Равным образом и Богу… приятно… не то, что (исполняется.- М. И.) по принуждению, но то, что — по добродетели. Добродетель же от произволения, а не от нужды бывает, произволение же… зависит от нас». Укоряющие Творца не осознают того, что существо, не способное грешить, какое они предпочли бы человеку,- «существо бессловесное», т. е. животное, не имеющее свободы нравственного выбора. Однако именно свобода воли делает человека человеком, хотя и сопряжена с риском его духовного падения (Ibidem).

Рассуждая о наготе, к-рая открылась первым людям в результате грехопадения и вынудила их сшить одежду, свт. Василий Великий отмечал, что прародителям в любом случае потребовалось бы «одеяние». Однако если бы они остались послушными и верными Богу, это одеяние было бы совершенно иным. Оно «просияло бы… от благодати Божией и блистало бы», как «ангельское облачение», превосходящее сияние звезд и красоту цветов (Ibidem).

Свт. Василий не воспринимал смерть лишь как последствие Г. п. Она имеет для него и положительное значение, определить к-рое ему снова помогает пример, взятый из повседневной жизни. Сравнивая падшую человеческую природу с разбитым глиняным сосудом (ср.: «сосуд плоти» — Великий канон свт. Андрея Критского, песнь 4), он указывал, что сосуд нужно «предать огню», с помощью к-рого только и возможно его восстановление. С этой же целью «премудрый Промыслитель» предает смерти и сосуд человеческой плоти (Ibidem).

Комментируя слова прор. Иезекииля «душа согрешающая, она умрет» (Иез 18. 20), свт. Григорий Нисский отмечает, что смерть души наступает потому, что «грех есть отчуждение от Бога — истинной и единственной Жизни». Именно это и произошло, когда «первозданный» проявил непослушание: «в тот же день произнесен над ним смертный приговор». И, хотя смерть тела наступила позже (через «многие сотни лет после преслушания»), «не солгал Бог, сказав: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 17)» (Greg. Nyss. Contr. Eun. II 13).

Размышляя о падении первых людей, свт. Кирилл Александрийский ставил такой вопрос: если человека в раю ожидало «столь великоенесчастье», то не лучше ли было бы ему вообще не появляться на свет, т. е., по выражению святителя, «не иметь бытия»? При этом свт. Кирилл ссылался на слова Иисуса Христа: «…лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк 14. 21). Однако, отвечая на этот вопрос, Александрийский святитель находил неотразимые аргументы в пользу появления человека на земле. Во-первых, бытие как дар жизни всегда лучше небытия; во-вторых, Бог дарует человеку не простое бытие, а благобытие (первые люди «получили бытие, и притом во благо»); в-третьих, сотворенного человека ожидает великое и славное будущее: он должен соделаться причастником благости Зиждителя. На пути к этой славе грех является значительным препятствием, однако Премудрый Создатель нашел от него весьма подходящее лекарство: тленность человеческого организма и его последующую смерть. «С пользой придумана смерть плоти,- писал свт. Кирилл,- не к совершенной погибели приводящая (человека.- М. И.), но скорее для обновления сохраняющая на время как некий разбитый сосуд» (Сyr. Alex. Glaph. in Pent. I 3-4).

По мнению блж. Августина, план строительства Града Божия учитывал падение первых людей. Поэтому Г. п. не мог «принудить Бога изменить Его определения». Хотя в Свящ. Писании можно найти такие места: «…раскаялся Господь, что создал человека…» (Быт 6. 6); «жалею, что поставил Я Саула царем…» (1 Цар 15. 11), однако в них «говорится… на что надеялся человек или что вытекало из порядка естественных причин», а не что «Всемогущий знал наперед, что Он это сделает» (Aug. De civ. Dei. XIV 11. 1).

Стыд прародителей, вызванный наготой их тела, блж. Августин объясняет следующим образом. Сама по себе нагота не могла вызвать у Адама и Евы чувство стыда, поскольку до грехопадения они тоже были наги, но не стыдились этого (ср.: Быт 2. 25). Это чувство возникло по др. причинам. С появлением греха была нарушена иерархия человеческой природы, в результате чего «душа лишилась прежнего повиновения со стороны тела». Оставив Господа «по собственной воле», душа уже не имела силы воли удержать в своем подчинении «низшего слугу», т. е. тело, члены к-рого «почувствовали новое движение», вызывавшее стыд, т. е. стали похотливыми. При этом блж. Августин ссылался на слова ап. Павла (Гал 5. 17): «…плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся…» (Aug. De civ. Dei. XIII 12).

Блж. Августин усматривал 4 разновидности смерти, появившейся в результате греха первых людей: смерть души, нарушившей связь с источником жизни; смерть тела, оставляемого душой и погребаемого в могиле; «смерть во всем объеме, когда душа наказывается, лишившись и Бога, и тела»; «вторая» смерть, «когда душа, оставленная Богом, вместе с телом терпит вечные наказания» (Ibid. XIII 13). Сведения о «второй» смерти блж. Августин несомненно черпал из кн. Откровение (2. 11; 20. 14; 21. 8).

Гиппонский епископ не только предлагал свое объяснение грехопадения первых людей, выразившегося, как он замечал, в непослушании Адама и Евы, но и рассматривал др. способы понимания этой трагедии. Если 1-е, к-рое сводится к тому, «что первые люди тайком совершили свой брак и имели совокупление раньше, чем соединил их Творец», он отвергал, то относительно 2-го, согласно к-рому Адам и Ева «слишком рано поддались желанию знать добро и зло и преждевременно захотели получить то, что было отсрочено для них до более благоприятного времени», он не выносил решительного суждения. Для блж. Августина такая версия могла иметь место лишь в том случае, «если бы мы хотели понимать древо познания добра и зла не в собственном значении, как дерево действительное с действительными плодами, а иносказательно» (Aug. De Gen. XI 41, 56).

С особой силой риторского таланта блж. Августин изображал состояние человеческой природы, пораженной грехом. Почему, задавался он вопросом, «запоминаем мы с трудом, а забываем без труда, приобретаем знания с трудом, а пребываем невеждами без труда, деятельны с трудом, а ленивы без труда? Не видно ли отсюда, к чему… бывает склонна порочная природа, (угнетаемая.- М. И.) как бы своей собственной тяжестью» (Aug. De civ. Dei. XXII 22. 2).

Духовное одичание первого человека привело, отмечал прп. Симеон Новый Богослов, и к одичанию животного мира, для к-рого Адам стал «преступником». Преступнику же животные «не хотели больше повиноваться». Они «стали презирать его» и даже «готовы были напасть на него» (Sym. N. Theol. Eth. 1. 2).

АВГУСТИН ИППОНИЙСКИЙ

Блаженный Августин. Фреска VI в. Латеранская Библиотека, Рим

Августин Иппонийский (Гиппонский) (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (354-430), философ, влиятельнейший проповедник и церковный политик, блаженный. Оказал огромное влияние на западную философию и богословие. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»).

Память 15 июня

Родился в Африке, в городе Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) 13 ноября 354 г.

Первоначальным своим образованием он обязан своей матери — христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений.

Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.

В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь благодаря тамошнему епископу Амвросию он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство в связи с чтением посланий ап. Павла произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни .

На Пасху 387 г. Августин вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным, некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины и в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.

Свт. Августин, еп. Иппонийский. Мозаика 1148 г. Собор в Чефалу, Сицилия

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направление не только Африканской, но и всей Западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и в особенности против донатистов и др. еретических сект наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. В споре с пелагианами Августин Иппонийский не был всецело истинным представителем христианского учения, которое, по некоторым пунктам, столь же далеко от августинизма, как и от пелагианства (подробнее см. пелагианство).

Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

Скончался 28 августа 430 г. во время первой осады последними Гиппона.

Его краткое житие, Vita Augustini, было написано его учеником, еп. Поссидием Каламским (+ 440).

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем лангобардов, и погребены в Павии, в церкви св. Петра. В 1842 г. с согласия папы они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц. епископами.

Августин Блаженный, еп. Иппонийский. Мозаика XII в. Собор Святого Марка, Венеция

Учение Августина о благодати и свободной воле

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. Воля – одна из основополагающих способностей человека, к чему Августин приходит после длительного анализа нравственной жизни и возможности выбора в ней определенных альтернатив. Также воля является направляющей интеллектуального познания. Способность «свободного решения» воли предусматривает свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора альтернатив. В идеале, воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Таковая свобода была утеряна при грехопадении человека. Августин делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая — на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли – лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства – с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим еще один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными». С проблемой свободы воли человека и действием благодати тесно связано учение Августина Аврелия о божественном предопределении.

Предопределение по Августину – это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть.

Свт. Августин Блаженный, еп. Иппонийский. Современная православная икона

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Се́рдцем все́м Христу́ после́дуя, святи́телю Августи́не,/ сло́вом и де́лом и́стину запечатле́л еси́/ и ересе́й злочести́вых яви́лся еси́ неле́ностный искорени́тель,/ моли́ся вы́ну ко Святе́й Тро́ице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Непоколеби́ме сто́лпе Це́ркви Вселе́нския,/ на недви́жимем ка́мени ве́ры основа́нный,/ догма́т правосла́вия неле́стный учи́телю/ и покая́ния велегла́сный пропове́дниче,/ запечатли́телю и́стины,/ прехвальне Августи́не,// святи́телю Христо́в.

Труды

Наиболее известными из сочинений Августина является De civitate Dei (О граде Божьем) и Confessiones (Исповедь), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.

Литература

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • «28 (15) июня память Свт. Августина Великого, еп. Иппонского (†430)», страница официального сайта Храма Рождества Христова г Саратова:
    • (использованы молитвословия)

Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник (3 мая)

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного (стр. 1 из 2)

Введение

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин (354-430). «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе». Этим предложением начинаются «Исповеди», в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой — покой души — в христианстве.

Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен в сан епископа североафриканского города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.

В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал. В трактате, направленном против академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других еретических учений. Помимо «Исповеди» к его главным трактатам относятся: «О троице» («De trinitate», 400-410), где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем» («De civitate Dei», 412- 426). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его историко — философские взгляды. В первых пяти книгах этого объемистого труда Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. В последующих пяти книгах говорится о презренном язычестве и заблуждениях прежней философии. В остальных двадцати книгах пишет о противоположности между светской (дьявольской) державой и царством божьим, воплощением которого является церковь; борьба между ними представлена как борьба добра и зла.

Способ изложения материала в трудах Августина соответствует его бурному, неспокойному характеру; писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции к другой. О нем говорили, что ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком. Его творчество не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, но является источником, из которого долго черпала христианская философия.

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни — все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии.

Свобода воли в философии Августина

Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалистическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Его философия переходит, таким образом, от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.

Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Душа близка богу и бессмертна. Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Основой духовной жизни является воля, но не разум.

Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Бог сотворил мир по своей свободной воле. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувства над разумом. Вpемя появляется вместе с миром. Августин соглашается с этим. А что было до того, когда бога не было? Августин: вpемя появляется вместе с миром, о том что было до времени нет смысла спрашивать. Августин первым релятизировал проблему времени. Вpемя носит чисто субъективный характер. Фактически мы можем говорить о трех временах: прошлого уже не существует, будущее еще не существует, настоящее — перетекание прошлого в будущее. Если первого и второго не существует, то, как может существовать третье? Правильно говорить о настоящем времени.

Оно удостоверяется нашим созерцанием. Настоящее прошлого как память. Настоящее будущего — я на что-то надеюсь. Тpи настоящих времени: у времени объективного статуса не существует — все зависит от человека. Как определить свободу воли человека, что может человек в виду того, что есть бог? Августин: судьба человека предопределена после крещения. Бог управляет человеком и ответственен за человека. Добро не на равных с богом.

Добро и зло в философии Августина

Добро от бога, зло от недостатка добра (связано с отсутствием воли человека). Бог предопределил, кто будет спасен, а кто будет в аду, и никакие добрые дела помочь не могут. Человек совершает злые дела, так как проклят богом. Бог приходит в мир и он может спасти избранных. А кто будет спасен — неизвестно. Поэтому зачем нужна церковь, раз она не знает, кто будет спасен?. Апофатика. Отрицательная теология. Мы можем говорить, что бог не может делать. Все это заставляет бояться бога. С одной стороны бог подчиняет человека, но зачем тогда церковь, которая объявляет себя непогрешимой. Все до конца знает только бог, но человек совершая добрые дела, может повысить шансы на спасение. Церковь объясняет, что есть добрые дела, так как церковь непогрешима.

Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения. Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность — из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.