Священник католической церкви

Пресвитер – это католический священник

Пресвитер, или католический священник, относится ко второй степени священства, а всего их три — диакон, священник, епископ. Возведение в чин, или рукоположение, во все три степени осуществлять имеет право только епископ.

Этот обряд относится к таинствам церкви, но свершается только путем возложения рук епископа на голову посвящаемого и молитвы о сошествии на него Святого Духа. В этом обряде отсутствует тайносовершительная формула, присущая другим таинствам. Перед самим обрядом рукоположения посвящаемый распростирается ниц перед алтарем, изображая фигурой крест в знак смирения, почтения и посвящения всей своей жизни Христу.

Безбрачие как непременное условие

Католический священник, за редким исключением, не имеет права жениться, потому что безбрачие, или целибат, узаконено в канонической практике римско-католической церкви. В православии женитьба священников не только разрешена, но и поощряется с единственным обязательным условием, чтобы таинство брака было осуществлено только до посвящения в степени. В протестантизме же священник может вступать в брак и после посвящения в сан.

Знания – лучшее оружие

Перед рукоположением католический священник много учится. В римско-католической церкви образованию всегда придавали очень большое значение – первые духовные университеты возникли в Средневековье. В Европе обязательным условием для посвящения в первый сан является наличие четырёхлетнего обучения. А при вступлении в сан священника кандидат обязан отучиться в Высшей духовной семинарии не менее 4-х лет. В России в Санкт-Петербурге находится единственная в стране Высшая духовная семинария, носящая название «Мария — мать апостолов» и готовящая католических священников. Срок обучения в ней — 6 лет. В Новосибирске же действует предсеминария, готовящая кандидатов для поступления в Высшую академию.

Особенности сана католического священника

Католический священник обладает правом свершать из семи пять таинств. Исключением являются таинства священства и помазания. А таинство исповеди может свершать даже отстраненный от богослужения пресвитер. Важен тот факт, что православного священника можно отлучить от церкви, и он превращается в попа-расстригу. А законно рукоположенный священник католической церкви не может быть извергнут из сана никем и никогда — при рукоположении он получает «неизгладимую печать священства». Как и в православии, католические служители культа делятся на чёрное (монашествующее) и белое (епархиальное) духовенство. Обращаться к пресвитеру принято «отец Имярек». Существует такое понятие, как католический приходской священник. Понятно, что у такого пресвитера должен быть приход или он должен быть настоятелем аббатства. Во Франции таких священников называют «кюре».

Особенности одежды пресвитера

Внешне католического священника делает всегда узнаваемым одеяние, состоящее из сутаны (верхняя длинная с длинными рукавами одежда), носят ее вне богослужений. Она имеет стоячий воротник, в который вставляется самая главная отличительная черта западного духовенства – колоратка, или римский воротник. Это жесткая белая вставка, которая раньше была цельной и обвивалась вокруг шеи, являя собой ошейник и обозначая таким образом преданного раба Божия. Одежда католического священника бывает разного цвета, который указывает на степень клирика.

Литургическое одеяние

Совсем по-другому выглядит одеяние для литургии – главного христианского богослужения. Важнейшей его деталью является альба – белая длинная одежда из тонких тканей: льна, хлопка или шерсти, перепоясанная веревкой. Ее прообразом была носимая под тунику древнеримская рубаха. На альбу надевается казула (плащ) или орнат. Это расшитая риза, похожая на плащ дьяконов — далматику, но без рукавов. Следующим элементом одежды пресвитера является стола, представляющая собой двухметровую ленту шириной от 5 до 10 см, украшенную по краям и в середине крестами. Она надевается на шею поверх орната.

Вообще в римско-католической церкви существуют три вида церковного облачения – литургическое, для присутствия на богослужении и церемониальное. В литургической одежде священника есть еще очень много деталей, таких как манипул, который надевается на левую руку (очевидно, от него произошло слово «манипулировать»).

Как вести себя на католической мессе

  • Если вы случайно встали в ряд для получения причастия, не паникуйте. Просто скрестите руки в форме Х над грудью со сжатыми в кулак руками, касающимися плеч. Все, что сделает священник, это благословит вас, и вам не нужно будет ничего говорить.
  • Можете свободно поздороваться со священником после мессы, если он находится не в церкви. Подобает всегда называть священника «Отец», даже если вы не знаете его имени или фамилии. Просто поблагодарите его и скажите, что приходили на мессу. Если он заведет разговор, не чувствуйте напряжения, просто знайте, что его работа состоит в том, чтобы все чувствовали себя желанными гостями церкви.
  • Если вы хотите стать католиком, поговорите с приходским священником, которые смогут дать вам контакты нужных людей и помогут найти собственный путь в данной религии.
  • Посетите разные церкви, понаблюдайте за тем, насколько они отличаются по архитектуре, манере поведения людей и религиозной практике. Также отметьте для себя схожие черты. Вы можете узнать много нового, если у церкви богатое культурное наследие.
  • Некоторым из вас может улыбнуться удача, так что вы попадете на мессу по-латыни или ту, где проходят грегорианские песнопения. В задней части церкви вы, возможно, найдете молитвенник, содержащий переводы с латыни, что поможет вам понять, о чем идет речь.
  • В католицизме вы можете открыть для себя все истины, которые хотел открыть людям Иисус Христос, и обрести мир.
  • Во многих приходских церквях в англоязычных странах, люди, не являющиеся прихожанами (не практикующие католицизм) могут пройти к причастию и получить благословение. Если вы хотите получить благословение, станьте в ряд и подойдите к священнику, а затем скрестите руки на груди. Священник увидит скрещенные руки, и даже если он спешит, он освятит вас крестным знамением. Возможно, он сделает это над вашим лбом. Такая практика является противоречивой, так как она не входит в официальный порядок проведения мессы. Опять же, если вы чувствуете себя некомфортно, или если вы не уверены, что делаете правильно, просто оставайтесь в проходе.

капелла

в католической и англиканской архитектуре: домашняя церковь или часовня

Альтернативные описания

• большая музыкальная группа исполнителей — хор в сочетании с оркестром

• группировка уличной шпаны (современное, жарг.)

• домашняя церковь в замке

• коллектив, идущий с песней по жизни

• муз. ансамбль; звезда в созв. Возничего

• название некоторых оркестров

• оркестр особого состава

• пение без муз. сопровождения

• созвездие Северного полушария

• хор, а также смешанный ансамбль из певцов и музыкантов

• крупный симфонический оркестр

• хор в сочетании с оркестром

• домашняя церковь в замках, дворцах

• певчая звезда

• часовня

• хор певчих

• домашняя церковь в замках и дворцах

• католическая домашняя часовня

• коллектив певцов и музыкантов

• в какую звезду превратилась вознесенная на небо Зевсом божественная коза Амалфея?

• Католическая часовня

• Альфа созвездия Возничего

• Хор певчих

• Католическая и англиканская часовня, церковный придел

• Музыкальный ансамбль

• Звезда в созвездии Возничего

• (устар.) хор церковных певчих

• ж. (немецк. Сареllе) хор певчих или музыкантов. Капельдинер немецк. м. служитель при театре. Капельдинерша, жена его. -диров, ему прнадлежщ.; капельдинерский, им свойственный. Капельмейстер м. регент, уставщик, управляющий капеллою. Капельмейстерша, жена его. Капельмейстеров, -шин, ему, ей прнадлежщ.; капельмейстерский, к этому званию относящ. Капельмейстерство ср. наука, звание, искуство и должность капельмейстера. Капела ж. католическая часовня, домовая церковь. Капела(я)н м. священник при домашней католической церкви. Капела(я)нов, ему прнадлежщ.; капела (я)нский, к капелану относящ. Капела(я)нство, должность, звание это. Капела(я)нствовать, быть капеланом. Каплица, капличка ж. южн. зап. часовня, молельня, божничка; капличый, к ней относящ

Католическая церковь (сооружение)

Католический храм (костёл) Святой Бригитты на Гданцевке, в 1898 году, Российская империя

Храм в католицизме — католическое религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения, имеющее алтарь, престол, купол.

История

Раннехристианская архитектура, ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, также являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма.

Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:

  • от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином;
  • от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.

Первый этап обусловлен нелегальным положением новой религии и характеризуется тем, что места собраний скрывались. В этот период выступления проповедников происходят в синагогах, а собрания верующих — в домах членов общин. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви (например, дом-церковь в Дура-Европос, 231 г.) Во время гонений на христиан со стороны римских властей в качестве храмов также использовались катакомбы (сложная система подземных галерей-некрополей) Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы Св. Каллиста (нач. III в.). На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни.

Устройство христианской базилики

Второй этап начинается вслед за укреплением за христианством положения государственной религии, связанным с именем Константина Великого. В то же время Елена, его мать, воздвигла в Иерусалиме величественный Храм Гроба Господня, ставший частью монументального храмового комплекса. При Константине начинается масштабное строительство христианских церквей по всей империи. Материалом часто служили языческие храмы, многие из которых были разрушены. Общим для страны был базиликальный тип храма. Базилика, в отличие от крестово-купольного храма, имеет простую двускатную кровлю над центральным нефом и односкатные покрытия боковых нефов. Внутрь помещения может смотреть как стропильный потолок, так и кессонированный. Алтарная апсида завершается конхой.

С развитием обрядовой стороны происходит усложнение композиции храма, появляются:

  • атриум перед входом, имевший в центре фонтан для омовений или крещальную купель;
  • притвор;
  • трансепт (поперечный неф) для увеличения алтарной части.

В IV в. происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся, как на западе, разорительным набегам варварских племён. Для северной Сирии это — трёхнефная базилика с полукруглой апсидой, скрытой между двумя прямоугольными (базилика в Браде, 395—402 гг.). Иногда возводились две башни у западного фасада; такой приём, являясь местной традицией, впоследствии стал характерным для этого типа храмов. В южной Сирии сооружались храмы однонефные с плоским перекрытием и с апсидами различных форм (церковь Юлиана, 344 г., «восточная церковь» в Умм идж Джимале) или трёхнефные церкви, где нефы были равны по высоте (церковь в Тафе). На западе империи, особенно в Италии, преобладала трёхнефная или пятинефная базилика. Древнейшая церковь Рима — Сан Джованни ин Латерано (319 г.).

На дальнейшее развитие храмовой архитектуры сильное влияние оказали сирийские церкви V—VI в.в., среди которых особенно примечательна церковь в Коджа-Калесси (V в.), центральная ячейка среднего нефа которой имеет купольное завершение. На Востоке также возникает новый тип христианского сооружения — монастырь (V в.).

Важное место в становлении христианской архитектуры занимали центрические сооружения:

  • мавзолеи (в чьих формах нашла развитие поздняя античная традиция);
  • баптистерии;
  • и крестовидные церкви (IV—V в.в.).

После распада Римской империи становление и развитие православных архитектурных традиций происходило на территории Византии вплоть до взятия Константинополя турками-османами в 1453 г. За тысячелетнюю историю развития византийского искусства полностью сформировался крестово-купольный тип храма, воспринятый затем русским зодчеством. Образцом православного храма для Руси явился собор Софии константинопольской.

Символика и устройство

  1. Нартекс
  2. Главный неф (наос)
  3. Боковые нефы — 2 для 3-хнефного храма, 4 — для 5-нефного и т. д. В Испании — es:Lado de la Epístola y lado del Evangelio (Неф Послания — правый; неф Писания — левый — по расположению священных книг).
  4. Башни (колокольни) — необязательно
  5. Придел
  6. Трансепт (средокрестие, подкупольное пространство)
  7. Рукава трансепта, поперечный неф
  8. Апсида c алтарем
  9. Венец капелл
  10. Хор — не всегда, обычно обходная галерея
  11. Деамбулаторий

> См. также

  • Православный храм

> Примечания

  1. Всеобщая история архитектуры // Раннехристианская архитектура. Т.2, 1973 г.

Литература

  • Храм христианский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Реквием

У этого термина существуют и другие значения, см. Реквием (значения).

Ре́квием (от лат. requies «покой», «упокоение») — заупокойная месса (лат. Missa pro defunctis) в католической церкви латинского обряда. Начиная с эпохи барокко композиторский реквием — высокий жанр концертной духовной музыки, род траурной оратории. Называется по начальным словам интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»), которым открывается традиционная (григорианская монодическая) заупокойная месса.

Краткая характеристика

Начиная с эпохи барокко, реквием — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), как правило, не связанное с богослужением. Источник такого реквиема — заупокойная месса католиков, из которой композиторы брали только распеваемые тексты (в оригинальной заупокойной службе используются также декламируемые нараспев и читаемые молитвы).

Структура григорианской заупокойной мессы окончательно сложилась к XVI в. и была зафиксирована решениями Тридентского собора. Ординарные молитвы соответствовали ординарию обычной католической мессы, за исключением Credo и Gloria. В проприй вместо аллилуйи был введён обязательный тракт и несколько других молитв, в том числе (ставшая позже чрезвычайно распространённой) секвенция Dies irae.

Исторический очерк

Интроит (входной антифон) католической заупокойной мессы. Примерная дата создания — IX век. О древности интроита свидетельствуют узкий диапазон мелодии (квинта f-c) и формульность (неоднократно проводится мотив f-g-a-g-f с вариантами).

Изначально, как и обычная месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала, был одноголосным хоровым сочинением и не предусматривал инструментального сопровождения.

Начиная с эпохи позднего Возрождения, параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы. Со временем они всё меньше предназначались для церемониального погребения, а были по существу публичными концертными сочинениями «высокого штиля», приуроченными не только к смерти человека (как это было изначально), но и ко всякому другому траурному событию (например, реквием памяти жертв войны, природной катастрофы и т. п.). В композиторских реквиемах почти не использовались оригинальные григорианские хоралы, но лишь канонические тексты — в оригинале (то есть по-латыни) и в переводах (на английский, немецкий и др. языки).

Автором первого композиторского реквиема (ок. 1450 г.) считается Иоанн Окегем; впрочем, в его заупокойной мессе используется только ряд текстов из (стабилизировавшегося позднее) молитвословного «канона». Первый реквием с секвенцией Dies irae (текст распет в технике alternatim) принадлежит Антуану Брюмелю (написан во второй половине XV века), причём самая большая по объёму часть Dies irae у Брюмеля впервые образует драматургический центр целой композиции.

Протестантскую заупокойную мессу (на иные, нежели у католиков, тексты) в XVII веке (около 1636 г.) написал Генрих Шютц (Concert in Form einer teutschen Begräbnis-Messe, первая часть сборника Musikalische Exequien, SWV 279).

С XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру (реквиемы не писали протестанты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель; нет реквиемов и у венских классиков Й. Гайдна и Л. ван Бетховена).

В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как, например, Реквием Дж. Верди и «Немецкий реквием» И. Брамса (на произвольный немецкий текст). Антонио Сальери свой «Маленький реквием» и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя. Среди других сочинителей реквиемов в XIX в. Ф. Лист, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, А. Брукнер, Г. Форе, А. Дворжак.

В дореволюционной России известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.

К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты. Так, в «Военном реквиеме» Бенджамина Бриттена каноническая латынь сочетается с антивоенными стихами английского поэта У. Оуэна.

В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвящённые памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского). Весьма свободно со структурой обращается А. Г. Шнитке, который (в своём Реквиеме из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос», 1975) изымает отдельные (традиционные) стихи и добавляет (почему-то в самом конце) Credo. У Э. В. Денисова слово «реквием» (в его Реквиеме, 1980) используется и вовсе в риторическом смысле, как нечто в стиле трагической патетики. Денисов совершенно игнорирует традиционную структуру реквиема. Текстовую основу его сочинения образуют (немецкие, французские, английские) стихи современного немецкого поэта Франциско Танцера, в которые Денисов изредка «вкрапливает» канонические латинские фразы («Lux aeterna» в конце).

Некоторые сочинения композиторов XX и начала XXI веков, например, «Американский реквием» П. Хиндемита на текст Уолта Уитмена (1946), «Реквием» Дж. Тавенера с фрагментами из Корана и Упанишады (2008), «Реквием» Е. Фирсовой на текст одноимённой поэмы А. Ахматовой (2001) и т. п., хотя и содержат в заглавии слово «Реквием», не имеют отношения к христианской заупокойной мессе.

Основная структура реквиема

Форма (набор текстов и их последование) как в григорианской мессе разных эпох и разных локальных традиций, так и в композиторских реквиемах, изменчива. В структуру реквиема (в период от Тридентского до Второго Ватиканского собора) обычно входили следующие песнопения ординария и проприя:

  • Интроит «Requiem aeternam» (Вечный покой даруй им, Господи)
  • Kyrie (Господи, помилуй)
  • Градуал «Requiem aeternam»
  • Тракт «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
  • Секвенция «Dies irae» (День гнева)
  • Офферторий «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе); иногда используется только его вторая строфа «Hostias et preces tibi, Domine» (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)
  • Sanctus (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф)
  • Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
  • Communio «Lux aeterna» (Да воссияет им вечный свет, Господи)

В состав композиторского реквиема могли дополнительно включаться:

  • процессиональный антифон «In paradisum» (В рай ); исполнялся после окончания литургии, на вынос тела из церкви;
  • респонсорий «Libera me» (Избави меня, Господи, от вечной смерти); в традиционном заупокойном оффиции исполнялся во время разрешительной молитвы после мессы;
  • мотет «Pie Jesu» (на текст последних строк «Dies irae»); в традиционной литургии не использовался; как материал для отдельной части реквиема встречается у композиторов начиная с XIX века.

В композиторских реквиемах канонические тексты градуала, тракта, коммунио нередко опускались. Секвенцию же (вследствие её выгодного для музыкального воплощения драматического колорита) композиторы, наоборот, не только оставляли, но и оформляли отдельные её строфы в обособленные (многие) разделы. Например, в реквиеме c-moll Керубини градуал и тракт есть, а у Моцарта и Верди их нет. У Керубини нет Libera me, но есть в реквиеме Верди. Во всех перечисленных сочинениях «In paradisum» отсутствует. В реквиеме Г.Форе (исключительный случай) нет секвенции (за Kyrie eleison следует офферторий), но включены тракт, коммунио и заключительный антифон «In paradisum». Зачастую Benedictus (из Sanctus) также обособляется в отдельную часть ораториальной композиции.

Реквиемы (выборка)

  • Иоанн Окегем. Missa pro defunctis (ок. 1450; первая в истории многоголосная заупокойная месса; многоголосны только интроит, Kyrie, градуал, тракт и офферторий)
  • Антуан Брюмель. Missa pro defunctis (2-я половина XV века; впервые в истории с Dies irae, здесь — самая протяжённая часть, в технике alternatim)
  • Томас Луис де Виктория. Заупокойная месса (Missa pro defunctis, 1583) и заупокойный оффиций (Officium defunctorum, 1603, публикация в 1605)
  • Генрих Игнац Бибер. Requiem (1690)
  • Ян Дисмас Зеленка. Реквиемы до минор, ре мажор, ре минор, фа мажор (ZWV 45, ZWV 46, ZWV 48, ZWV 49), Missa pro defunctus (ZWV 47)
  • Михаэль Гайдн. Missa pro defunctis, Requiem in c-Moll
  • Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием d-moll (1791)
  • Антонио Сальери. Маленький реквием (1804)
  • Луиджи Керубини. Реквием до-минор (1816), Реквием ре-минор (1836)
  • Гектор Берлиоз. Реквием (Grande Messe des morts, 1837)
  • Антон Брукнер. Реквием (1849)
  • Зуппе, Франц фон. Реквием (1855)
  • Иоганнес Брамс. Немецкий реквием (оратория на библейские тексты в немецком переводе; 1866)
  • Джузеппе Верди. Реквием (на традиц. лат. тексты, 1874)
  • Габриель Форе. Реквием (на традиц. лат. тексты; 3 редакции: 1877, 1893, 1900)
  • Антонин Дворжак. Реквием (на традиц. лат. тексты, 1891)
  • Морис Дюрюфле. Реквием (3 редакции, 1947-61; на традиц. лат. тексты)
  • Бенджамин Бриттен. Военный реквием (на стихи У. Оуэна и традиц. лат. тексты, 1962)
  • Дьёрдь Лигети. Реквием (на традиц. лат. тексты, 1965)
  • И. Ф. Стравинский. Заупокойные песнопения (англ. Requiem canticles; на традиц. лат. тексты, 1966)
  • М.С. Вайнберг. Реквием (на тексты Ф. Г. Лорки, Д. Б. Кедрина, С. Тисдейл и др., 1967)
  • Джон Тавенер. Реквием для отца Малахии (англ. Requiem for Father Malachy; на традиц. лат. тексты, 1973; 2-я ред., 1979)
  • Альфред Шнитке. Реквием (из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос»; на традиц. лат. тексты, 1975)
  • Эдисон Денисов. Реквием (стихи Франциско Танцера и традиц. лат. тексты, 1980)
  • Эндрю Ллойд Уэббер. Реквием (на традиц. лат. тексты, 1985)
  • Реквием примирения (нем. Requiem der Versöhnung, 1995; на традиционные латинские тексты). Коллективная композиция (Л. Берио, М.-А. Дальбави, Д. Куртаг, К. Пендерецкий, В. Рим, Дж. Харбисон, Ф. Церха, А. Г. Шнитке и др., всего 14 композиторов)
  • Владимир Мартынов. Requiem (на традиц. лат. тексты, 1998)
  • Кшиштоф Пендерецкий. Польский реквием (на традиц. лат. и польские тексты, 2005)
  • Сергей Слонимский. Реквием (на традиц. лат. тексты, 2003)
  • Тигран Мансурян. Реквием (на традиц. лат. тексты, 2011)

Реквиемы в других видах искусства

Название «Реквием» в переносном смысле зачастую употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умерших. В частности, известны поэма «Реквием» Анны Ахматовой по жертвам сталинских репрессий, одноимённое стихотворение Елизаветы Мнацакановой, картина Павла Корина «Реквием (Русь уходящая)» или фильм «Реквием по мечте».

Реквиемы в популярной музыке

Песня с таким названием есть в альбоме «Beat» рок-группы King Crimson. У известного гитариста John 5 есть альбом под названием «Requiem», вышедший в 2008 году. Песня «Requiem» вошла в первый студийный альбом Angst швейцарской готик-метал группы Lacrimosa. Первая песня группы Linkin Park из альбома A Thousand Suns имеет название Requiem. Группы Ария и Ногу Свело также имеют песни с соответствующим названием. У группы Avenged Sevenfold в альбоме Hail to the king есть песня, которая называется Requiem. Также песню Requiem имеют фолк-метал группа In Extremo и хеви-метал группа Trivium.

Примечания

  1. Requiem — винительный падеж латинского существительного пятого склонения requies.
  2. Древнейшая рукопись с этим интроитом — Laon, Bibl. municipale 239, f.74 v.
  3. Реквием / Левик Б. В. // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1978. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
  4. Два других «реквиема» Тавенера — «Реквием на стихи Ахматовой» (1980) и «Кельтский реквием» (1969) также не являются заупокойными мессами либо светскими траурными ораториями на традиционный латинский текст.
  5. Мелодически — стандартный силлабический распев шестого тона.
  6. Джеральд Янечек. «Реквием» Елизаветы Мнацакановой // Новое литературное обозрение, вып. 62 (2003).
  • Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб.: Композитор, 1999.
  • Nohl P.-G. Lateinische Kirchenmusiktexte. Übersetzung — Geschichte — Kommentar. Kassel, Basel: Bärenreiter, 2002.
  • Chase R. Dies Irae: A Guide to Requiem Music. Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2003.

Ссылки

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4128596-7

>Что такое реквием?

Что такое реквием

Реквием — одно это слово звучит торжественно и трагично. Изначально реквиемом называли заупокойную мессу в католической Церкви латинского обряда. Слово «реквием» происходит от латинского requies «покой», «упокоение». Реквием действительно звучит спокойно и печально.

Реквием в музыке

Реквием звучит не только на заупокойных мессах.

Сегодня это — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), зачастую оно не связано с богослужением и звучит в светских музыкальных учреждениях. Композиторы, которые писали музыка для реквиема брали за основу распеваемые тексты, в то время как на заупокойной службе некоторые молитвы декламируют или просто читают.

В богослужении реквием традиционно был сложен из мелодий григорианского хорала. Это хоровое сочинение даже не сопровождалось музыкой.

Эпоха позднего Возрождения внесла свои коррективы: параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, например, знаменитый реквием Моцарта, которые предназначался не для церемонии погребения, а для публичныз концертных выступлений. Тем не менее, каждый реквием был приурочен к трагическому событию (война, природные катаклизмы, массовая гибель людей).

Структура реквиема для богослужения:

  • Интроит «Requiem aeternam» (Вечный покой даруй им, Господи)
  • Kyrie Eleison (Господи, помилуй)
  • Градуал «Requiem aeternam»
  • Тракт «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
  • Секвенция «Dies irae» (День гнева)
  • Офферторий «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе); иногда используется только его вторая строфа «Hostias et preces tibi, Domine» (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)
  • Sanctus (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф)
  • Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
  • Communio «Lux aeterna» (Да воссияет им вечный свет, Господи)

Композиторский реквием мог также содержать:

  • процессиональный антифон «In paradisum» (В рай ); исполнялся после окончания литургии, на вынос тела из церкви;
  • респонсорий «Libera me» (Избави меня, Господи, от вечной смерти); в традиционном заупокойном оффиции исполнялся во время разрешительной молитвы после мессы;
  • мотет «Pie Jesu» (на текст последних строк «Dies irae»); в традиционной литургии не использовался; как материал для отдельной части реквиема встречается у композиторов начиная с XIX века.

Реквием в других видах искусства

Слово «Реквием» мы часто можем встретить в названии поэтических произведений. Все они посвящены памяти почивших. Анна Ахматова писала свой «Реквием» о жертвах политических репрессий, а худохник Павел Корин написал картину «Реквием (Русь уходящая)», известен также кинофильм «Реквием по мечте» (воспоминания о мечте). Фильм посвящен трагедии наркотической зависимости.

О жестах на Святой Мессе

Чему учит Церковь о том, какие действия нужно совершать во время Святой Мессы? При взгляде на разнообразие подобных действий в разных приходах, а тем более в разных странах, создается впечатление, что либо нет единого учения, либо его не соблюдают. Например, в одном месте можно причащаться раз в день, в другом – дважды. В одном приходе можно стоять на коленях во время приношения даров, в другом это расценивается как проявление гордыни. В одном приходе Причастие принимают в руки, а в другом – в уста, кто стоя, а кто на коленях. В одних странах Причастие преподносится священником, в других на месте священника с Дарами может быть женщина… Во время претворения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христа одни преклоняют колени, другие стоят, а некоторые сидят. Во время молитвы «Отче наш» одни держат ладонь к ладони, другие разводят руки. Существует ли учение Церкви на эту тему?

Предписания, которые касаются жестов во время Мессы, содержатся в Общем наставлении к Римскому миссалу. «Общее внешнее поведение, которое должны соблюдать все участвующие, — гласит 42 параграф Общего наставления, — является знаком единства членов христианской общины, собравшихся для священной литургии, ибо оно выражает мысли и чувства присутствующих участников, а также содействует им». В следующем параграфе перечислены те моменты Святой Мессы, во время которых полагается сидеть, стоять или вставать на колени. Сидеть полагается во время чтений до Евангелия и во время Ответного Псалма, во время проповеди и приношения даров, а также, если уместно, во время молитвенного молчания после причащения. «На коленях, если этому не препятствует состояние здоровья, или недостаток места, или стечение народа, или какая-либо иная разумная причина, следует стоять во время освящения даров. Но тем, кто не становится на колени в этот момент, следует совершить глубокий поклон во время коленопреклонения священника после освящения даров».

Однако жесты и поведение, описанные в чине Мессы, могут быть приспособлены поместными епископатами, в соответствии с инструкцией ватиканской Конгрегации богослужений и дисциплины Таинств «Varietates legitimae»: «В культуре определенной страны, — гласит эта Инструкция, — необходимо выбрать жесты и поведение, которые выражают то, как человек предстает перед Богом, наделяя их христианским смыслом в соответствии, по возможности, с жестами и поведением, описанными в Библии». Это поведение должно быть «общим», как указано в 42 параграфе Общего наставления к миссалу, и его должны придерживаться все участвующие в литургии. Таким образом, если нет никаких особых указаний на эту тему со стороны поместного епископата, во время жертвоприношения верные остаются сидеть.

Обратим внимание на то, что в компетенции поместных епископатов находится приспособление жестов и поведения, но не дисциплины Таинств, к которой относится, например, частота причащения. Сколько раз в день можно причащаться? Согласно 917 канону Кодекса канонического права, тот, кто уже принимал Евхаристию, может принять ее еще раз в тот же день, но только во время Мессы. Каноническое право (921 канон) предусматривает также исключительные случаи, когда возможно повторное причащение вне Святой Мессы: это относится к верным, которым угрожает смерть. Таким образом, при соблюдении перечисленных условий верующие могут причащаться дважды в один и тот же день.

Перейдем к следующему моменту Мессы, о котором упоминается в вопросе: как принимать Причастие – в уста или в руки, на коленях или стоя? Порядок причащения изложен в документе Конгрегации богослужений и дисциплины Таинств «Redemptoris sacramentum» (2004). В частности, в нем говорится: «Если кто-либо из причащающихся в тех областях, где епископская конференция при подтверждении Апостольского Престола это допускает, желает принять Причастие в руку, ему следует преподать священную гостию. Однако необходимо следить с особым вниманием за тем, чтобы причащающийся принимал гостию сразу же, перед священнослужителем, и никто не отдалялся с евхаристическими частицами в руке. Если есть риск профанации, Святое Причастие не следует раздавать верным в руку». Таким образом, Причастие можно принимать как в уста, так и в руку, если это допускается епископской конференцией при утверждении Святейшим Престолом. Причастие можно принимать как стоя, так и на коленях.

Что касается молитвы «Отче наш», то некоторые епископские конференции, например, итальянская, допускают жест разведенных рук. Это предписание зафиксировано в «Принципах и нормах по использованию Римского миссала».

По поводу возможности для мирян преподавать Причастие во время Святой Мессы следует также обратиться к руководству «Redemptoris Sacramentum». В нем содержатся предписания в отношении чрезвычайных служителей Святого Причастия и перечислены условия, при которых Причастие могут раздавать миряне. В тексте документа подчеркивается: «Достойна порицания, практика священников, которые, присутствуя на литургии, воздерживаются от раздачи Причастия, возлагая это задание на мирян» (параграф 157).

Таким образом, разнообразие жестов на Мессе в разных странах допускается церковными предписаниями, а частота причащения определена каноническим правом для всех поместных Церквей.

Ольга Сакун

Месса

(фр. messe, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

История

Смысл римской мессы был сформулирован в максиме V века «legem credendi lex statuat supplicandi», преобразовавшуюся в «lex orandi, lex credendi». Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».

Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» ). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.

Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллектa, секретa и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям cвятого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 г. заметил: «Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V».

После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «***** sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал. В 1969 г. была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970 г. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). В 1975 и 2000 Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.

Чин

Предварительной фазой мессы является омовение рук перед прикосновением к приношениям, о котором Фома Аквинский заметил: «Мы не привыкли прикасаться к каким-либо ценным вещам, кроме как чистыми руками; так не подобает же и к столь великому таинству приближаться с руками замаранными». Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). После этого обычно поются посвящённые покаянию «Confiteor» и «Kyrie eleison». По воскресеньям, кроме постных периодов и некоторых праздников, после этого поётся «Gloria», завершающая вступительную часть мессы.

Современный чин мессы

o начальные обряды;

o обряд покаяния («Confiteor»);

o «Kyrie»;

o гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается на Адвенте и Великом посте);

o коллекта;

* литургия Слова:

o Первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, во время Пасхи — из «Деяний апостолов»);

o респонсориальный псалом;

o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);

o «Аллилуйя»;

o чтение Евангелия;

o проповедь;

o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);

o Молитва верных;

o воскурение ладана;

* Евхаристическая Литургия:

o приготовление алтаря и даров (офферторий);

o молитва над дарами;

o евхаристическая молитва (анафора):

+ префация;

+ «Свят, свят, свят» («Sanctus, sanctus, sanctus»);

+ эпиклеза;

+ тайноустановительные слова;

+ аккламация;

+ завершающая доксология;

o молитва «Отче наш»;

o знак мира;

o преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);

o причащение;

o молитва;

* завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).

Тридентский чин

В Тридентской мессе используются 2 чина — для катехуменов и собственно верующих. В motu proprio «Ecclesia Dei» Иоанн Павел II подчеркнул важность сохранения Тридентской мессы для практикующих её отправление.

Для катехуменов:

* приготовление и акты покаяния:

o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);

o крестное знамение у подножия алтаря;

o молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;

o обряд покаяния («Confiteor»);

o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник , 3:8, Иез., 41:4 и др.);

o интроит;

o «Kyrie»;

o «Gloria».

* Символ веры:

o коллекта;

o чтение посланий святого Павла;

o чтение градуала и «Аллелуйя»;

o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;

o проповедь;

o чтение Никейского символа веры .

Для верующих:

* офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:

o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;

o молитва святейшей Троице;

o молитва «Orate fratres» и секрет;

* консекрация и акты благодарения и надежды:

o префация канона;

o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;

o приготовление к консекрации;

o собственно консекрация;

o приношение символической жертвы;

o напоминание о воскрешении мёртвых;

o «аминь», завершающий вторую часть;

* причащение:

o молитва «Libera nos»;

o преломление хлеба на 3 части;

o «Agnus Dei»;

o молитва за мир («pax»);

o приготовление к причащению;

o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;

* благодарение:

o молитвы;

o играние антифона;

o традиционные слова «ite, missa est» и благословение;

o чтение Ин., 1:1-14;

o молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;

o кантика на основе Дан., 3.

Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.

Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.

алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.

амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.

вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивные изображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).

дарохранительница – место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.

исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово “исповедальня”.

кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.

кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).

крещальня – помещение для крещения.

молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.

неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.

предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).

пресвитерий, алтарная часть – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также «мощехранительницей».

ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским “сакристия”, которое вдобавок нередко искажается “закристия”, “закристье” и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как “закрестье” и даже “захристье” – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).

сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).

святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.

сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой (“кропильницей” называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).

трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).

хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.

храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда «храмом» может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: «верхний храм», «нижний храм». Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: «крипта».

часовня, капелла – обособленное помещение в храме, а также в некультовом здании (семинария, монашеский и даже частный дом) для богослужений или молитвы.

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Месса — (франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto — посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) — как муз. жанр — циклич. вокальное или вокально-инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения католич. Музыкальная энциклопедия
  2. месса — МЕССА ы, ж. messe f. <�лат. missa. 1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное «Réveillon». Ю. Безродная Золотое дно. Словарь галлицизмов русского языка
  3. Месса — (франц. messe, от позднелат. missa) принятое католической церковью название литургии (См. Литургия). Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков; фиксации они подверглись в основном на Тридентском соборе (1545—63). Большая советская энциклопедия
  4. месса — МЕССА -ы; ж. 1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м. 2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха. Толковый словарь Кузнецова
  5. МЕССА — МЕССА (позднелат. missa, итал. messa, нем. Messe) — главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis — высокая… Большой энциклопедический словарь
  6. месса — МЕССА, ы, ж. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова
  7. месса — сущ., кол-во синонимов: 8 богослужение 21 заупокойная служба 2 литургия 8 мша 2 обряд 64 реквием 3 священнодействие 7 ярмарка 9 Словарь синонимов русского языка
  8. МЕССА — (позднелат. missa, франц. messe) — принятое католич. церковью назв. литургии. Порядок проведения, состав М. в осн. были определены Тридентским собором (1545-63). 2-й Ватиканский собор (1962-65) внес изменения в М. (разрешив, напр. Советская историческая энциклопедия
  9. месса — -ы, ж. Католическая обедня. Кончилась месса, из дверей церкви на широкие ступени лестницы пестрой лавою течет толпа. М. Горький, Сказки об Италии. || Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения, обычно с сопровождением органа и оркестра. Месса Листа. Месса Баха. Малый академический словарь
  10. месса — месса ж. 1. Главное богослужение в католической церкви. 2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа). || Концертное произведение такого характера. Толковый словарь Ефремовой
  11. месса — Месса, мессы, мессы, месс, мессе, мессам, мессу, мессы, мессой, мессою, мессами, мессе, мессах Грамматический словарь Зализняка
  12. месса — М’ЕССА, мессы, ·жен. (·франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). | Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова
  13. месса — орф. месса, -ы (богослужение) Орфографический словарь Лопатина
  14. месса — Мессы, ж. . Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Большой словарь иностранных слов
  15. месса — Ме́сс/а. Морфемно-орфографический словарь
  16. месса — Часть католич. богослужения (когда священник причащается, а дьякон обращается к прихожанам: ite, missa est (идите собрание распускается), и собравшиеся расходились. Так как во время церковного празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нем. Фразеологический словарь Михельсона
  17. месса — см. >> богослужение, священнодействие Словарь синонимов Абрамова