Святая троица кто они

Содержание

«Троица» Андрея Рублева

«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры

История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.

История открытия и современное состояние

В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.

Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.

В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.

К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.

Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.

Интересные факты

— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».

Предвечный совет Святой Троицы

  • Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого прот. Олег Давыденков
  • Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода прот. Павел Матвеевский
  • Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода прот. Николай Малиновский
  • Первозданный человек митр. Иларион (Алфеев)
  • Предвечный Совет Божий о спасении людей преп. Иустин (Попович), Челийский
  • Что такое Предвечный Совет Святой Троицы? прот. Олег Стеняев
  • Совет Божий о спасении людей свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел Бога о мире, созерцание Богом от вечности образов мира (бытия мира).

Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете Святой Троицы определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. Иоанна Дамаскина, Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Божественные мысли, планы и образы и есть «предвечный и неизменный совет» Божий, в котором «начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия». Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека, что отражено в словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

Предвечный совет о спасении человеческого рода есть замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Божественный замысел о спасении человеческого рода есть вечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил спасение человечества.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:7-10), а также в словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их «причастниками Божьего естества» (2Пет. 1:4).

См. БОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ, ХРИСТОЛОГИЯ, ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ

Икона Святой Троицы, Андрей Рублев: Анализ, Иконография Раздел в процессе наполнения и корректировки

Икона Святой Троицы («Гостеприимство Авраама») – это панно, написанное Андреем Рублевым (c.1360-1430) в начале 15 века. Пожалуй, самая известная из всех русских религиозных картин, она представляет собой одну из самых ярких точек русского искусства позднего средневековья. Икона была написана между 1411 и 1427 годами монахом-художником Андреем Рублевым для Троицкого Сергиева монастыря. Этот монастырь, расположенный в городе Сергиев Посад, примерно в 40 милях к северо-востоку от Москвы, был основан в 1345 году преподобным Сергием Радонежским и остается важнейшим русским монастырем, а также духовным сердцем Русской православной церкви.

Название : «Троица»
Дата : 1411 или 1425-27
Художник : Андрей Рублев (c.1360-1430)
Материалы : темпера по дереву
Жанр : Русская православная иконопись
Направление : Русская средневековая живопись
Расположение : Третьяковская галерея, Москва

Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин (1250-1800).

Дополнительно: Оценка искусства, Как понимать ценность картины.

Художественная ценность

В 1551 году Стоглавый собор Русской Православной Церкви, стремясь определить свои иконографические каноны, объявил икону Святой Троицы Рублева идеальной средневековой живописью своего типа и образцом для всех православных русских художников. Это считается первым упоминанием иконы Троицы в источниках.

Иконография

Живописные и технические качества иконы Святой Троицы, безусловно, достойны восхищения. Так что, по крайней мере, по этой причине такая награда вряд ли удивительна. И все же то, что убедило участников Стоглавого собора, было чем-то более глубоким и, более того, более конкретно православным: показано идеальное выражение Бога без представления Бога. В иконе Троицы мы находимся в присутствии Бога, но мы его не видим. Рублев основывал свою работу на эпизоде из Библии (Бытие 18: 2-15), в котором говорится о визите трех таинственных странников, которые объявляют стареющему Аврааму и его жене Сарре, что у них скоро появится сын. Фактически, эти три ангела являются ипостасями Единого Бога, то есть они представляют три личности Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Все три фигуры, показанные здесь, имеют идентичные признаки. Это не ошибка: три человека Троицы идентичны, каждый выполняет свою особую роль.

В картине Рублева ангел слева представляет Отца, тот, что посередине – Сына, а справа – Святого Духа. Те, что находятся в центре и справа, поворачивают головы в направлении того, кто сидит слева от них. Он остается неподвижным, поскольку Отец олицетворяет начало. Все трое благословляют чашу, в которой есть принесенный в жертву теленок, готовый к употреблению. Теленок символизирует смерть Христа Спасителя на кресте, а приготовление его в пищу – таинство Евхаристии. Каждый ангел держит тонкий посох в тонкой руке как символ своей божественной силы. Объединяющая симметрия кротких, но благородных фигур смягчается тонким использованием формы и цвета, в то время как оттенки золота и апельсина купают сцену в тепле и яркости, что повышает ее духовный резонанс. В их деликатности нет ничего наивного или упрощенного, ничего монотонного в близком сходстве между ангелами. Их духовность пронизывает картину, когда они сидят в состоянии неподвижного созерцания с миндалевидными глазами, загадочно сфокусированными на неизвестном нам мире. Мире, из которого эти духовные существа, на мгновение посещающие Землю, живут и дышат.

Позади них есть: (1) дом (предположительно дом Авраама), символизирующий место вечного спасения; (2) дерево (Дуб Мамре), символизирующее Древо Жизни; и (3) гора, символизирующая гору Фавор, где Святой Дух появился во время Преображения Господня. Синие одежды на фигурах являются божественными. В центре картины стоит чаша спасения. Прямоугольник в передней части стола обозначает космос. Композиция работы круглая, то есть без начала, без конца, без иерархии.

Гениальность Рублева заключалась в его решении отвергнуть большинство традиционных элементов, которые можно найти в описании истории гостеприимства Авраама и Сарры. Он не показывает ни Авраама, ни Сарру, ни убийства телят, ни подробностей о трапезе. И ангелы показаны, беседующими, а не едящими. Рублев делает молчаливое общение трех ангелов центром композиции и сущности Троицы. Это идеальное представление о Боге, без изображения самого Бога.

Интерпретация религиозных картин 15-го века

Для анализа других религиозных картин 15-го века, см. Следующие статьи:

  • ВЫСТАВКА “СОВРЕМЕННЫЙ ИКОНОПИСНЫЙ ОБРАЗ”

Образы Святой Троицы— толкование святой иконы

Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

История божественной святыни

Чудотворный образ имеет сюжет, в основе которого лежит история из Книги Бытия, где в 18 главе, была расписана встреча трех странников, олицетворяющих триединство Господа с Авраамом.

Сама композиция изображения изначально складывалась на основе одних сюжетов, приведенных в книге Бытия, т. е. странники, Авраам с женой и различные сцены бытия. И поэтому святыня получила второе название «Гостеприимство Авраама».

Спустя некоторое время события из реальной жизни на образе стали приобретать совершенно новый смысл – символичный, при этом ангелов (странников) стали чтить как символ Триединства Господа, а их появление перед Авраамом получило название явление Троицы Святой.

Именно это послужило началом для формирования нескольких главных вариаций написания святыни: на одном из них все трое ангелов нарисованы равными меж собой, а на другом – выделяют центрального ангела большим нимбом или при помощи знака Господа.

Описание и значение иконы

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411. Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги Бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы. Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Чаша — центр всей композиции

Стоит сказать о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы. 7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив. 12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша. Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.
  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец. Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда. Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.
  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой. Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.
  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын. Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.
  11. Зеленый Гиматий. Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

В чем помогает икона

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой.

В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Молитва чудотворной иконе

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Храни Вас Господь!

Чудо сотворимое образом

Чудотворный лик давно славится своими свойствами, которые подтверждаются многими историями, одна из таких связана с именем всеми известного царя русского Иоанна Грозного:

Перед тем как отправиться в военный поход на царство Казанское Иоанн Грозный направился к божественной святыне в Троице-Сергиеву Лавру. Из найденных летописей известно, что царь очень горячо и продолжительно взывал в молебне перед Святым ликом, прося о защите и благословении для взятия Казани.

В итоге противник был действительно повержен, а вернувшись с триумфом обратно на Русь, Иоанн вновь посетил Лавру, где провел не один час в слезах и молитвах, выражая свою благодарность перед Господом Богом.

Где вешать икону Святой Троицы

В основном святыню в доме принято размещать в конкретном месте, а установить ее при этом можно как одну, так и так и целым иконостасом.

  • В православной религии принято читать молебень стоя лицом к востоку, именно поэтому икона Святая Троица в доме должна находиться на восточной стене. Перед божественным изображением необходимо оставить как можно больше свободного места. Делается это для того чтобы человеку было удобно подойти к чудотворному лику и погрузиться в молитвенное чтение, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
  • Также следует отметить, что есть еще одно место, куда можно повесить изображение – это в изголовье кровати. То есть так Святой образ для православного будет выступать в роли защитника.
  • Как правило, лик в основном вешают возле входной двери, чтобы уберечь свой дом или квартиру от различного негативного влияния. Однако не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее то насколько часто и искренне человек обращается к Божественному образу.

Святыню можно как повесить на стену, так и оборудовать для нее специальный шкаф или полочку. В том случае если в иконостасе имеется несколько чудотворных изображений, то лик Святой Троицы можно разместить выше остальных списков. Если поверье что те иконы, которые расположены в правильном порядке, способны открыть верующему путь к более духовному и светлому.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

День празднования

Празднование в честь Святых ангелов устраивают на 50-й день после Воскресения Христа, и имеет название «Пятидесятница», которое произошло почти 20 веков назад.

Тогда по прошествии 50-ти дней после празднования Пасхи снизошел на Апостолов Дух Святой и после был составлен Новый Завет, который в последствии и определил нынешнюю христианскую веру.

Где находится икона Святой Троицы

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

  • Святыню преподобного Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая;
  • Еще один почитаемый список православными людьми находится в Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы;
  • В Останкино есть Храм Живоначальной Троицы, в котором размещен храмовой божественный образ.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.

Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Любой церковный праздник – это, если угодно, многослойный пирог с самой разнообразной начинкой. Тут есть все вкусовые сочетания – от классических до оригинальных.

Вот и праздник Троицы отлично вписывается в эти закономерности. Церковные каноны, библейские истории и, конечно, народные традиции – все это запечатлено в культурной памяти.

А еще – на холстах бессмертных полотен, которые дожили и до наших дней. Известные фото Троицы, легендарные иконы, шедевры мировой живописи – все это можно увидеть прямо сейчас.

Зырянская Троица

Кто не знает иконы Святой Троицы? На ум сразу приходит Андрей Рублев, хотя, конечно, есть и другие каноничные изображения.

Вот, например, зырянская икона Троицы. Создана она еще в 14 веке коми-зырянскими мастерами. А надписи на холсте сделаны древне-пермским языком. На фото иконы видно, что поверх Пресвятой Троицы изображено растение – это символ дуба Авраама.

А причем здесь дуб? Об этом подробно рассказывается в следующем разделе.

Троица ветхозаветная 16 век

Интересно, что первая символическая встреча с Троицей описана еще в Ветхом завете, за много веков до появления Христа и Святого Духа на земле.

Всем известен Авраам – родоначальник израильского народа. Его жена Сара долгое время не могла зачать, хотя Бог и обещал Аврааму огромное потомство. Этот парадокс легко разрешился благодаря чуду: 90-летняя женщина забеременела от 100-летнего мужчины, и в семье наконец-то родился первенец.

А ровно за год до этого события к Аврааму пришли три весьма необычных путника. Хозяин их принял весьма гостеприимно, хотя долгое время и не догадывался, что это посланники Бога.

Все шло по классическим канонам – гости наслаждались трапезой, как вдруг один из них сказал, что через год у Авраама родится сын. Сложно было поверить, и Сара, невольно подслушавшая разговор, даже усмехнулась. Однако в итоге все произошло ровно так, как сказали посланники.

Считается, что это были три ангела, которые явились прообразом триединого Бога – Отца, Сына и Духа Святого. Произошли эти легендарные события в священной дубраве под названием Мамрэ.

Вот почему на многих иконах Пресвятой Троицы обязательно изображают ветвь дуба.

Слева и справа, как можно догадаться, изображены Авраам и Сара. Они были призваны на служение Господу, ведь он сотворил для них великое чудо – в столь почтенном возрасте у пары родился первый (и единственный) сын. А в центре полотна мы видим образ триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

Если говорить о том, кто изображен на этой иконе Святой Троице, то все соответствует церковным канонам: слева Бог Отец (первая ипостась), по центру – Бог Сын (вторая ипостась) и справа – Бог Святой Дух (третья ипостась).

Троица ветхозаветная 16-17 вв.

Подобные иконы называют ветхозаветными. Изображения творили мастера в 16 и 17 веках. Вот, например, творение иконописца Симона Ушакова, датированное 1671 годом. Ныне полотно хранится в Третьяковской галерее.

Икона «Троица» Симона Ушакова

Нетрудно догадаться, что изображено на иконе Святая Троица – это образ триединого Бога. Причем на иконе Ушакова мы видим только три лица Господа, без других героев.

Впоследствии это изображение подвергалось неоднократному творческому переосмыслению, хотя сюжет и формы оставались одинаковыми.

Святая Троица в бытии

Поскольку эта история описана в книге Бытие (глава 18), ниже представлено фото иконы Святой Троицы в бытии. Это настоящее полотно, на котором символично изображен и дуб из священного места Мамрэ, и беседа Авраама и Сары за столом с триединым Богом.

А значение этой иконы с Троицей в бытии несколько другое. На полотне мы видим того самого обещанного сына – мальчика по имени Исаак. Господь исполнил свой обет и сотворил чудо.

И сегодня он нисколько не изменился, а значит, чудеса случаются и в наш век.

Троица ветхозаветная с хождением

Сходное значение имеет и эта икона со Святой Троицей, фото которой показано ниже. Те легендарные путники, очевидно, шли издалека. И после встречи с Авраамом они исчезли так же быстро, как и появились.

Это хождение стало добрым знаком, ведь ровно через год в семье действительно появился долгожданный наследник. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Причем здесь сюжет дополняется тем, как сын Исаак приносит в жертву барана.

Этот образ отражает знаменитую историю о том, как Авраам чуть не заколол собственного сына, которого Бог потребовал принести в качестве жертвоприношения. Авраам почти исполнил этот приказ, но ангел вовремя остановил его.

Таким образом Господь проверил верность своего слуги – и результат оказался выше всяких ожиданий. А затем в качестве жертвы закололи того самого барана, на котором сидит изображенный Исаак.

Икона Троица — 14 век

Эту же тему развивает и икона Троицы, фото которой выглядит так.

Здесь хорошо показана сама сцена застолья: видно, с каким почтением Авраам и Сара служат триединому Богу. Сегодня это творение 14 века хранится в Эрмитаже.

Троица Андрея Рублева

Итак, понятно, кто изображен на иконе Святая Троица, но что она означает? Ответ можно найти на знаменитом полотне Андрея Рублева, которая также известна под названием «Гостеприимство Авраама» (15 век).

Это классический образ, созерцание которого действительно настраивает на раздумья о вечном. Если долго смотреть на икону, складывается впечатление, что нарисован один и тот же лик.

В этом есть свой глубокий смысл: Отец, Сын и Дух Святой – это триединый Бог. Один как три, и три как один – вот она, непостижимая сущность божественной природы.

Троица в окладе (икона)

А это изображение даже не картинка, а своеобразный золотой футляр – оклад, под которым скрывается всем известная икона Андрея Рублева. Казалось бы, кому и зачем понадобилось скрывать это произведение искусства под слоем золота?

Идея пришла в голову Ивану Грозному, который не желал, чтобы святыня была доступна взорам даже ближайшего окружения. Интересно, что вскоре после смерти царя его преемник Борис Годунов повелел покрыть изображение еще одним слоем золота, а еще бриллиантами и сапфирами.

Символично, что такой «футляр» прожил более 4 веков и во многом сохранил классическое изображение от губительного действия времени. Но все же вечной оказалось сама святыня, а не золотой слой.

В 1904 году осадок убрал реставратор Василий Гурьянов, и тогда взорам всех желающих предстала та самая Троица, которую сегодня знают очень многие люди, даже те, кто далек от религии.

Что ж, «жизнь коротка, искусство вечно» (лат. «Vita brevis, ars longa»), как говорили древние.

Святая Троица — Тициан

Сюжет с Троицей использовался для создания как иконописных изображений, так и светских картин, многие из которых вошли в золотую коллекцию мировой живописи.

Это одно из самых необычных, пафосных изображений Троицы – Отец, Сын и Дух Святой восседают в небесах, в руках у них символы власти – скипетр и держава. Картина написана почти 500 лет тому назад.

Троица: ренессанс

Это фото иконы с днем Святой Троицы выглядит очень уютно благодаря обилию песочного и янтарного цвета. Изображение триединого Бога сделано довольно символично: Сын беседует с Отцом, передавая ему корону.

А где-то вдали, куда Бог указывает перстом, летит Святой Дух в образе голубя. Ангелы в небе, люди на земле – гармоничное зрелище, настраивающее на мирный лад.

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.

А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

Поклонение Святой Троице

А это уже не просто фото Святой Троицы, а настоящая панорама, которую без преувеличения можно разглядывать часами. Творение Альбрехта Дюрера, созданное им в 1511 году, сегодня хранится в знаменитом венском Музее истории искусств.

На главном плане – распятие Христа. Чуть дальше – Отец, который по великой милости сам отдал Сына в жертву для спасения всего человечества. Еще выше, в небесах, парит Дух Святой в виде голубя. Он навевает ощущение безмятежности и свободы. Там же, в небесах, мы можем видеть многочисленных ангелов.

Ну а чуть ниже на двух ярусах располагаются люди, поклоняющиеся Троице. Это спасенные души, которые остались на небе после Страшного суда – теперь они вечно будут блаженствовать и прославлять триединого Бога.

Фреска Мазаччо «Троица»

А вот этой фреске уже почти 600 лет. Она была написана знаменитым флорентийским художником Мазаччо, которому был отпущена совсем короткая жизнь – живописец не дожил и до 27 лет. Однако это не помешало ему увековечить свою память в виде бесценных шедевров мировой живописи.

На фреске изображен распятый Христос, однако в отличие от большинства подобных изображений на заднем плане мы видим Отца, который поддерживает его.

Икона «Троица» Иеронима Косидо

Сюжет с Троицей довольно часто использовался мастерами средневековья и эпохи Возрождения для создания великолепных картин. На них изображались лики триединого Бога, распятие Христа, служение Авраама трем ангелам.

Эти изображения, конечно, не относятся к иконам. Более того – даже среди светских картин их можно встретить значительно реже, чем, например, коронование Богородицы.

Традицию рисовать три лика в одном лице заложил мастер эпохи позднего Возрождения Иероним Косидо. Такие картины были призваны показать триединую природу Бога и как бы объяснить неверующим людям это важнейшее положение христианской веры.

Однако подобный стиль так и не смог прижиться. Конечно, вкусы у всех разные, но в данном случае можно почувствовать явный диссонанс.

Таким образом, вопрос о том, какие Святые изображены на иконе Троицы, не вполне правильный. Ведь на полотнах всегда изображен сам Бог в его трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа. А Авраам и Сара – это верные его слуги, которые остались преданы Господу до конца.

Поэтому икона Святой Троицы – это не только образ триединого Бога, но и зримое доказательство того, что Всевышний исполняет свои обещания, а значит, все наши светлые желания – сбудутся.