Святой Евгений икона

Содержание

Первым христианам пришлось принести неисчислимые жертвы, прежде чем их перестали преследовать за веру, а их религия была официально признана в Римской империи. Это произошло в 313 году по указу императора Константина Великого. Правивший перед ним император Диоклетиан придерживался языческой веры и был ярым гонителем всех, кто исповедал христианство.

День памяти: 26 декабря

Немало страстотерпцев за веру претерпели муки в его правление и впоследствии были причислены к лику святых. Одним из них был и мученик Евгений Севастийский, икона которого напоминает о его великом подвиге веры.

Гонения на христиан при императоре Диоклетиане

В 302 году Диоклетиан издал указ об ужесточении борьбы с христианством. Он обязал правителей городов уничтожать христианские храмы, а тех, кто не отступал от своей веры, предавать суду.

Однако этот варварский по жестокости закон не мог остановить ревнителей истинной веры. Лишившись храмов, они не перестали собираться вместе, чтобы помолиться и провести богослужение, только теперь все это происходило тайно, а убежищем для них служили пещеры, удаленные рощи и прочие места, далекие от людских глаз.

Видя, что его усилия по искоренению христианства не приносят плодов, Диоклетиан издал следующий указ: теперь, если христианин отказывался от языческих жертвоприношений и не отрекался от своей веры, он подлежал самой жестокой казни.

Подвиг св. Евгения Севастийского

Христианин Евгений, проживавший в городе Саталионе, имел близкого друга, также христианина, по имени Евстратий, который командовал городским войском. Из-за своего участия в христианских богослужениях они все время подвергали свою жизнь опасности, но друзей это не устрашило, хотя императорский наместник в этой области Лисий был фанатичным преследователем христиан.

Вскоре после императорского указа в их город доставили арестованного пресвитера армянской церкви Авксентия, чтобы заставить его отречься от Господа либо предать суду, в исходе которого не было никаких сомнений.

В темнице вместе с Авксентием были и другие христиане, и он неустанно молил Господа о даровании стойкости и мужества всем, кто обречен на мученичество во славу имени Господнего. Узнав, что Авксентия доставили на суд и бросили в темницу, Евгений с Евстратием поспешили к нему с просьбой, чтобы он помянул и их имена в молитвах. Они уже предчувствовали свою судьбу и готовы были бестрепетно принять все муки, но не отступить. Благодаря молитвам праведного Авксентия на них снизошел Святой Дух и укрепил их силы.

На следующий день Лисий устроил суд над пресвитером Авксентием и другими христианами, брошенными в темницу. Он хотел превратить этот суд в показательный для устрашения последователей истинной веры, а потому на нем присутствовали все именитые горожане и начальники над войском, главным из которых был Евстратий.

По замыслу Лисия, все выступавшие должны были осуждать и проклинать христиан, однако его ожидания не оправдались. Евстратий в силу своей должности должен был выступать первым. Он вызвал всеобщее потрясение, когда не просто не осудил несчастных, страдающих за христианскую веру, но и привел в ее защиту убедительные аргументы.

Это была блестящая речь, и в конце ее Евстратий не побоялся заявить о своей приверженности Христову учению. Евстратий сознательно пошел на мученичество, ибо тут же по приказу рассвирепевшего Лисия был осужден на казнь.

Все это произвело на присутствовавших потрясающее впечатление, но не успели они оправиться от ужаса, как Евгений, верный своему другу и предав себя Божьей воле, тоже произнес страстную речь об истинности христианской веры и, как и Евстратий, объявил себя ее приверженцем.

Обоих друзей тут же заковали в кандалы и бросили в ту же темницу, куда они приходили накануне к праведному пресвитеру Авксентию.

На следующее утро всех осужденных христиан повели в город Никополь, где проводились публичные казни в присутствии большого количества народа. По пути они проходили через город Аравракин, откуда оба друга были родом и где их хорошо знали и уважали.

Надсмотрщики нещадно избивали бичами Евгения, Евстратия и других страстотерпцев. Многие в толпе их узнали, но побоялись подбодрить даже словом в страхе перед неправедными начальниками. И лишь Мардарий, также исповедавший христианскую веру, проявил смелость и мужество. Он поручил заботу о своей семье надежным соседям, тоже тайным христианам, простился с родными и добровольно присоединился к процессии братьев по вере, ведомым на казнь.

Там, в Никополе, они подверглись жестоким пыткам, а потом были казнены. Евгению сначала вырвали язык, затем отрубили руки и ноги и лишь после этого отсекли мечом главу.

Позднее, когда христианство наконец восторжествовало, все они были причислены к лику святых и почитаются ныне 26 декабря, а икона «Св. Евгений» есть во многих православных храмах.

В 1995 году в Новосибирске был освящен храм в его честь; икона святого Евгения напоминает о его подвиге, она дала имя и монастырю при новосибирском соборе архистратига Михаила.

Значение иконы святого Евгения

Молитва перед иконой помогает обрести мужество и веру, выстоять в житейских бурях, переносить страдания, как переносил их он. Часто в молитве поминают и тех страстотерпцев, которые вместе с ним пошли на этот подвиг: Авксентия, Евстратия, Мардария; все они также канонизированы.

Молитва св. Евгению

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евгение, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Тропарь

Мученик всечестных светлость, пяточисленных страстотерпцев воспоем, славу земных презревших, солнца светлаго Евстратия, премудраго витию со страдальцы, на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Евгений Святой: храм, икона, молитва

В IV веке, в годы правления императора Константина Великого, на просторах Римской империи и подвластных ей государств воссиял свет христианства, ставшего официальной государственной религией. Но этому торжеству истинной веры предшествовал долгий и тяжёлый путь, политый кровью страстотерпцев, отдавших за неё свои жизни. Одним из них был святой мученик Евгений, о котором пойдёт наш рассказ.

Император – злобный гонитель Христовой веры

В самом начале IV века на Востоке правил император-язычник Диоклетиан, вошедший в историю как один из самых жестоких и непреклонных гонителей христиан. Фанатичный приверженец идолопоклонства, он всеми силами старался возродить к жизни отмиравшее к тому времени язычество. Одним из этапов его борьбы с истинной верой был указ, изданный им в 302 году.

На основании этого богопротивного документа, все правители городов были обязаны разрушать христианские храмы, находящиеся на подвластных им территориях, а тех, кто отказывался поклоняться идолам, надлежало лишать всех гражданских прав и предавать суду. Многие из жертв этого нечестивого императора войдут в историю церкви как православные святые, ставшие мучениками, пролившими свою кровь за Христа.

Ужесточение варварских законов

Однако переломить ход истории было невозможно, и вскоре Диоклетиан убедился в тщетности своих усилий. Лишённые своих храмов и не устрашённые угрозами суда, приверженцы новой веры собирались для совместных молитв и богослужений в пещерах, отдалённых рощах и иных уединённых местах. Тогда последовал новый, ещё более жестокий указ. Он предписывал употреблять все меры для склонения христиан к язычеству, а непокорных предавать лютой смерти.

Друзья в жизни и братья во Христе

Именно в эти трудные для христиан годы прославил Господа своим подвигом великомученик Евгений. Святой жил в городе Саталионе и являлся близким другом командующего городским войском, которого звали Евстратием. Оба они были родом из города Аравракина, принадлежали к числу христиан и втайне от верховного правителя участвовали в богослужениях и совершении всех христианских обрядов. С той поры, как вышел последний указ императора, их жизнь постоянно подвергалась опасности, тем паче что среди большого числа тёмных и невежественных жителей города борьба с Христовой верой встречала поддержку и одобрение.

Арест и заточение армянского священника

Случилось так, что вскоре был схвачен и доставлен в Саталион пресвитер армянской церкви Авксентий, со временем также прославленный в лике святых. Он попал в руки жестокому и фанатичному язычнику – областному правителю Лисию. Это был ярый ненавистник христиан и слепой исполнитель императорской воли. Ни у кого не оставалось сомнений, что участь армянского пресвитера предрешена.

О скором суде над служителем Божьей церкви незамедлительно узнали Евстратий и его друг Евгений. Святой Авксентий, находясь в узилище, не переставал молить Бога обо всех, кому вместе с ним суждено было принять во имя Господне мученическую смерть. Оба друга, поспешив к нему, просили помянуть в молитвах и их имена, чтобы Всевышний ниспослал им, простым и смиренным людям, силы прославить Его Имя своей смертью.

Молитва во мраке темницы

В мрачном каменном подземелье, среди стонов узников и звона цепей, вознеслись к Небесам слова молитвы армянского пресвитера, обречённого на неправедный суд язычников, но готового вскоре предстать перед Судом Творца вселенной. Он просил о даровании сил всем тем, кто, как и он, хочет своими муками и смертью прославить имя Господне.

Его слова были услышаны, и как свидетельство сошедшей на них Благодати Божьей, ощутили прилив мужества в своих сердцах Евстратий и Евгений. Святой Дух осенил их и дал силы, выше которых нет ничего в этом тленном мире. Из удушливого мрака темницы начали они свой путь к Вечной Жизни.

Неправедный суд злобных язычников

На следующий день в присутствии всей городской знати и воинских начальников императорский наместник и верховный правитель города Лисий начал суд над пресвитером Авксентием и теми, кто был вместе с ним. Это были люди, которые, так же как и их духовный отец, отказались променять Божественное учение на жизнь. Всех их ждала неминуемая смерть, но вначале Лисий пытался создать хоть какую-то видимость правосудия и потому пожелал выслушать мнение присутствующих.

Судебные речи Евстратия и Евгения

Несомненно, он полагал, что по адресу христиан прозвучат лишь осуждения. Однако всё сложилось иначе. Первым перед ним и всем составом суда предстал Евстратий, так как он командовал городским воинством, и, по рангу, именно ему полагалось первое слово. К великому изумлению правителя, он не только не вознёс хулу на подсудимых, но, сопровождая свои слова убедительнейшими аргументами, сумел произнести блестящую речь в защиту христианства, а в конце открыто и смело заявил о своей принадлежности к этому учению.

Поражённый услышанным, Лисий буквально онемел, но в следующую минуту, придя в себя, он в ярости приказал лишить дерзостного военачальника всех его званий и должностей, а самого предать смерти. Не успели ещё присутствовавшие при этой сцене справиться с охватившим их страхом, как вперёд вышел Евгений. Святой, вторя словам своего друга Евстратия, объявил христианство единственно верной и истинной религией, а себя признал её последователем. Надо ли говорить, что гнев правителя обрушился на него со всей силой. Евгения здесь же заковали в цепи и отвели в ту самую темницу, где накануне он со своим другом просил помолиться святого Авксентия.

Путь к месту казни

Ранним утром их вывели из ворот крепости, в подвалах которой содержались христиане, отказавшиеся даже под страхом смерти поклоняться идолам, и повели в город Никополь, где при большом стечении народа совершались казни. Путь этой печальной процессии пролегал через Аравракин – родной город осуждённых друзей. Здесь их хорошо помнили и любили за их доброту и человечность.

Когда Евстратий и Евгений, сгибаясь под ударами бичей надсмотрщиков, проходили по его улицам, многие из собравшихся людей узнали их, но не подавали вида, боясь навлечь на себя неприятности. Исключение составил лишь один смелый и мужественный человек по имени Мардарий. Он также исповедовал христианство и не мог спокойно взирать на оковы своих братьев по вере.

Простившись с семьёй и поручив попечение о ней благочестивым соседям − тайным христианам, он добровольно последовал за своими братьями во Христе. В городе Никополе, после долгих мучений, все они приняли смерть. По прошествии времени все они были канонизированы и сегодня известны как православные святые. Православная церковь чтит их память. День святого Евгения и тех, кто пострадал вместе с ним за веру, отмечается ежегодно 26 декабря по новому стилю.

Память святого мученика

Сегодня в России среди всех угодников Божьих, посвятивших свои земные жизни служению Господу, достойным образом почитается и святой мученик Евгений. В Новосибирске при соборе архистратига Михаила действует монастырь его имени. В том же городе в 1995 году был открыт храм святого Евгения. Построенный вблизи Заельцовского кладбища, он считается одним из красивейших в Новосибирске.

Автором проекта здания этого духовного центра является архитектор И. И. Руденко, воплотившая в его очертаниях поэзию русской православной старины. Храм имеет статус подворья Покровского мужского монастыря (с. Завьялово), одним из небесных покровителей которого является святой Евгений. Икона его занимает почётное место в монастырском храме.

Святой великомученик, не побоявшийся перед неправедным судией открыто признать себя христианином и понесший за это страдания и смерть, приходит на помощь всем, кто обращается к нему с верой и надеждой. Молитва святому Евгению помогает людям во всех житейских невзгодах, независимо от того, обращается за помощью человек, получивший при святом крещении это же имя, или нареченный как-то иначе. Даже если впервые возносится молитва перед его святым образом, она будет услышана, если исходит от сердца.

Это имя носит моя крестница. Когда она была маленькой, я приходила к ним не только на ее день рождения, но и на именины. Приносила тортик, ребенок радовался. Но когда она выросла и подарок стало выбрать труднее, я стала изучать все о ее имени. Оказалось, что у Елены есть свой камень, цвет и собственное дерево.

Дни ангела Елены по церковному календарю

На протяжении года православная церковь празднует 9 именин Елены, чествуя 8 святых праведниц, носящих это имя.

Все даты празднований вы узнаете из данной таблицы:

Кстати! В последнее время эту таблицу дополнили еще одним именем.

7 июня почитают память новомученицы Елены Коробковой, преподобномученицы родом из Московской области, арестованной НКВД в советское время и погибшей за свою веру в одном из трудовых лагерей.

Какие из перечисленных именин — ваши?

Именины (день ангела) нельзя праздновать десять раз за год. У человека должен быть только один такой день в году, как и день рождения.

Если вы не родились в один из перечисленных выше дней, свою дату определить просто: ваши именины — это дата, которая располагается в календаре ближе всего к празднованию дня определенной святой. Пример: если вы родились 25 января, ваша покровительница — мученица Елена, день которой 28 января; если родились 5 июня, купите иконку Елены Константинопольской (праздничная дата которой — 3 июня), и так далее.

Все о Елене

  • Хорошая совместимость с мужскими именами: Андрей, Артем, Богдан, Вячеслав, Давид, Дмитрий, Игорь, Кирилл, Макар, Михаил, Роман, Тимофей, Ярослав.
  • Плохая совместимость с мужчинами: Александр, Антон, Анатолий, Василий, Вадим, Евгений, Иван, Николай, Петр, Степан, Тарас.
  • Склонность к болезням: чаще всего у Лены болеют почки. Также женщина может часто сталкиваться с болезнями желудка. Мартовская и майская Елена может быть аллергиком, а декабрьская быстро наживает язвенную болезнь.

Что означает имя Елена?

Оно имеет греческие корни.

У имени очень красивый перевод: «сияющая», «светлая». Реже это имя переводят как «факел» или «избранная».

Не зря это имя носила одна из прекраснейших женщин в античной мифологии — Елена Прекрасная (она же — Троянская).

Какой характер носит именинница?

Позитивные черты Елены — это сильное прирожденное обаяние и склонность к легкому кокетству. Также Елена — добрый человек, ей не чужды сострадание, сочувствие и добродушие.

При первом знакомстве Леночка может показаться очень мягкой. Но потом оказывается, что она способна не только постоять за себя, но и наказать обидчика. Эта справедливая девушка не любит, когда ее обманывают. Да и видеть, как на ее глазах пытаются обвести вокруг пальца кого-то другого (даже незнакомца), она тоже молча не будет.

Характер по возрасту:

  1. В детстве Леночка чистосердечная и шустрая, бойкая (хотя в незнакомой компании она застенчива). Учится она хорошо, девочке помогают ее фантазия и хорошая память. К концу школы многие Лены выбирают гуманитарный вуз.
  2. Девушкой Елена оказывается влюбчивой. Для нее важны не «африканские страсти», а мир и спокойствие в отношениях. Эта юная леди не только верит в любовь с первого взгляда, но и часто практикует ее. Причем она сразу же готова на любые жертвы ради своего избранника.
  3. В зрелом возрасте у нее может оказаться больше друзей-мужчин, чем подруг. Дело в том, что у Лены немного мужское мышление: она не любит сплетничать или скрывать обиды, ей важна честность и открытость в отношениях. При этом девушка может страдать от непереносимости критики, даже от самых родных людей.

Эта девушка (женщина) имеет и слабые стороны. Но они — не приговор. Если знать о таких качествах и научиться прорабатывать их, у Лены получится много добиться в жизни.

Итак, это: доверчивость. Да, эту черту можно относить и к позитивным, но ведь все мы знаем, что в этой жизни нельзя доверять всем без разбора, иначе проблем не оберешься.

Также Лена обидчивый человек. Не стоит критиковать ее даже с благими намерениями — она тут же воспримет ваши замечания в штыки.

Лена любопытна, но при этом настолько прямолинейна, что не сможет скрывать секреты своих друзей, так что с нею лучше не откровенничать.

Наконец, есть еще одно негативное качество в ее характере — лень. Из-за нее девочка (девушка) может казаться слишком консервативной или тяжелой на подъем. На самом деле ей просто не хочется заниматься чем-то новым.

Что ей можно подарить?

  • Дерево Елены — ясень. Из такой древесины делают как мебель, так и дверное полотно или лестницы в частные дома. Но конечно, подарить дверной косяк — не вариант. Зато из ясеня делают и много декоративных поделок, шкатулок, резных картин, подносов, ваз, бус и так далее.

  • Камень этого имени — халцедон. Этот камень может быть как нежно-фиолетовым, так и голубым (оттенка морской волны) или сероватым. Реже — розовым, желтоватым, синим. Оттенок украшений для Елены с таким камнем лучше подбирать по «именному» цвету.
  • Цвет имени — сочетание голубого и серого.

Краткая биография некоторых святых покровительниц Елены

Елена Константинопольская, равноапостольная царица

Мать Константина Великого, она воспитала сына в любви к Истинному Богу. Также она сделала много для распространения родной веры далеко за границами собственного государства.

Даже в глубокой старости царица руководила раскопками на территории казни Иисуса Христа. И когда ей было 80 лет, ее люди сумели найти крест, на котором распяли Сына Божьего, а также 4 гвоздя, которыми были прибиты Его руки и ноги. Люди быстро заметили, что эти реликвии — животворящие. И кстати, именно поэтому царицу Елену на многих иконах изображают с большим крестом в руках.

Также святая приказала построить много храмов.

Мученица Елена (дочь апостола Алфея)

Как и о мученице Елене, память которой почитают 28 января, сведений об этой христовой сподвижнице почти не осталось.

Правда, известно, что ее отец Алфей был Христовым апостолом от семидесяти (ученики, которых Спаситель набрал в последний год своей земной жизни). За открытое исповедование веры святую до смерти забили камнями.

Елена Дивеевская, преподобная

В миру — Елена Мантурова, эта женщина жила в Российской империи в 19 веке. Была рясофорной монахиней, умерла молодой, от болезни.

Русская княгиня Ольга, в крещении Елена, равноапостольная

Правительница приняла христианство еще задолго до крещения Руси, которое провел ее внук, князь Владимир Великий (Ясно Солнышко).

Княгиня построила не один храм и сделала многое для того, чтобы впоследствии русичи тоже приняли христианство.

Больше о житии этой княгини расскажет киевский историк:

Елена Асташкина, инокиня, новомученица

Монахиня, расстрелянная за свою веру в 1937 году. Святая считается преподобномученицей, так как приняла смерть в церковном чине.

К лику святых причислена в 2000 году. То есть, люди, родившиеся до этого года, не могут считать ее своей святой покровительницей.

Елена Чернова, новомученица

Мученическую смерть от советских властей приняла в 1943 году.

К лику святых причислена в 2006 году.

Елена Сербская, преподобная королева

Рожденная во Франции, эта девица королевских кровей была выдана за правителя Сербии Стефана Уроша Первого.

Овдовев, строила храмы, помогала сиротам, распространяла христианскую веру. Перед тем, как скончаться, стала монахиней. Интересно, что Елена — это ее мирское имя, почитаемое церковью. В постриге ей дали иное — Елисавета.

Подытожим

  • Елена — женское имя с греческими корнями. В переводе оно означает «светлая».
  • Носительницы этого имени имеют 9 святых покровительниц, из которых многие — новомученицы. Но самая известная — это великая русская княгиня Ольга, в христианстве принявшая имя Елена.
  • Эзотерики считают, что у Елены есть еще и свой особый покровитель в мире растений — это ясень. Также у этой женщины есть свой камень — халцедон. Идеально, если он будет серо-голубого оттенка.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Преподобномученица Евгения Римская, дева

Кондак 1

Избранная добродетелей подвижнице, учения Христова проповеднице Евгение, похвальная восписуем ти по достоянию. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, от всяких бед и напастей свободи и наследниками Царствия Небеснаго соделай нас, да зовем ти:

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Икос 1

Ангелом уподобилася житием твоим, святая преподобномученице: от младых бо лет чистоту души и тела соблюла еси, Христу любовию усердно последовала еси и достигла еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя похвалы:

Радуйся, от юности Богом предизбранная.

Радуйся, благоволением Сына Божия от нечестия земнаго Рима, ко благочестию горняго Иерусалима призванная.

Радуйся, родителей твоих дщерь благородная и града Александрии прозябение.

Радуйся, пламенную любовь ко Христу явившая.

Радуйся, Его ради самоотвержение чудное показавшая.

Радуйся, богатство мира сего возненавидевшая.

Радуйся, мужески его радости отвергшая.

Радуйся, нищетою духовною и верою обогатившаяся.

Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранившая.

Радуйся, Жениху Нетленному девство твое обручившая.

Радуйся, иноческое житие возлюбившая.

Кондак 2

Видящи непостоянство красот мира сего, тлению причастных, благородная дево Евгение, возлюбила еси блага нетленныя, вечныя, Христом обетованныя, ихже постигнути всем сердцем возжелала еси. Того ради умыслила еси просити родители твоя отпустити тя во едину от весей их, прохлады ради и шествуя на колеснице со евнухи и рабы, егда услышала иноков, поющих: «Вси бози язык бесове. Господь же небеса сотвори», – высокому благородию вперилася еси, дом, родителей и богатство оставити потщалася еси, да Христу угодна будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом совершенным познала еси истиннаго Бога и Его ради еллинскую мудрость отвергла еси, к подвигом иноческаго жития рачение имеющи, немощь естества женскаго отложила еси: возвращающуюся бо колесницу ко граду своему, в дом отеческий, оставила еси, власы главы своея постригши и в мужеское одеяние облекшися, вкупе со евнухами своими во обитель притекла еси, идеже Божиим Промыслом святителя Еллия узрети сподобилася еси. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, земле благая, приявшая семя небеснаго учения.

Радуйся, свыше удостоившаяся Божественнаго просвещения.

Радуйся, произрастившая клас живыя веры.

Радуйся, мирскаго треволнения избежавшая.

Радуйся, звездо, возсиявшая во тьме языческаго нечестия.

Радуйся, град отечествия твоего оставившая, да Вышняго Града наследие обрящеши.

Радуйся, богатство земное нивочтоже вменившая.

Радуйся, нищету самоизвольную себе избравшая.

Радуйся, послания апостольския добре уразумевшая.

Радуйся, чрез них Господа познавшая.

Радуйся, служити Ему во иночестве изволившая.

Радуйся, яко уневестила еси душу твою Жениху Христу.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 3

Силу Христа Спасителя, влекущую к Нему, уразумела еси, святая дево Евгение, душею и телом сему влечению последовала еси, и яко Ангел, на крилех добродетелей к Нему воспарила еси, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имела еси душу, мужеством о Христе преисполненную, Евгение богомудрая: Бога точию боящися, не устрашилася еси тяготы жития иноческаго. Кров же оставльши отчий, Господа молила еси, всехвальная, да скорбь родителей, твоим отшествием учиненная, на радость преложится, да ты Христу послужиши и за рождших тя молишися. Темже тя хвалим достойно:

Радуйся, всем сердцем Спаса Христа возлюбившая.

Радуйся, стезею святых тещи восхотевшая.

Радуйся, суету мира сего познавшая.

Радуйся, истины и правды искавшая.

Радуйся, яко к Вышнему течение твое исправила еси.

Радуйся, яко дом и родители твоя Господа ради оставила еси.

Радуйся, нищету возлюбившая.

Радуйся, спасение души обретшая.

Радуйся, земная презревшая, о небесных помышлявшая.

Радуйся, девственнице чистая.

Радуйся, путь иноческаго жития избравшая.

Радуйся, чину иноческому добрый путь предпоказавшая.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 4

Буря недоумений смущаше тя, святая дево Евгение, еще некрещенной ти сущей, еже како бы получити знамения христианския веры. Бог же тайным Своим Промыслом приведе тя во обитель иночествующих, да ту возродишися водою и Духом, и в чистоте сердца, посреде лика иноческаго воспоеши Христу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышала еси, мудрая дево Евгение, яже Апостол рече: «глаголю безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут, якоже аз: не оженивыйся бо печется, како угодити Господеви!» – сему поревновала еси. Темже со слезами о сем Господа молила еси. Господь же о тебе и сущих с тобою откры святителю Еллию, пришедшему во обитель, и той вы призвав, вопроси тя о именах, роде и отечестве вашем. И ответившей ти: «Нам, о божественная главо, род и отечество есть Рим прекрасный, братия есмы по плоти: имя же первому Прот, другому – Иакинф, аз же Евгением нарицаюся». Исполненный дара прозорливости, святитель глагола: «Вправду Евгением, нарицаешися, о Евгение, образ женск и имя изменив, любве ради Божественныя: блаженни есте таковаго ради дружества и соединения со Христом!» Таже во имя Пресвятыя Троицы крести вы и во ангельский образ облече. Мы же восхваляем, тя сице:

Радуйся, святым крещением во обители просвещенная.

Радуйся, во святом крещении дарами Святаго Духа исполненная.

Радуйся, яко вольным твоим разумом ко Господу приступила еси.

Радуйся, яко от руки святителя образ иноческий, аще и юна сущи, прияти сподобилася еси.

Радуйся, в нем житие добродетельное старческое показавшая.

Радуйся, иго благое Господне на рамо твое вземшая.

Радуйся, яко усердно последовала еси стопам Христовым.

Радуйся, яко на вся подвиги иноческия уготовала еси душу твою.

Радуйся, в трудех и подвизех рано Господеви послужившая.

Радуйся, образ совершенства явившая.

Радуйся, сообразно монашескому званию жившая.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси, преподобная дево Евгение, мир и вся, яже в нем оставила еси, мужескою одеждою и именем прикровенна, в веси, идеже отец твой епарх бысть, в обители неведома добре подвизалася еси, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше братия, сподвижницы твоя, преподобная Евгение, твое мужемудренное и богоугодное житие, всех сущих в монастыре постников несравненно превосходящее, по триех летех жития твоего во иночестве, единодушно моляху тя прияти начальство. Ты же, ово боящися, да не противу закона, жена сущи, мужами обладати будет, ово же стыдящися толиких честных лиц моление отринути, повелела еси принесену быти святому Евангелию, и егда прочтоша: «Иже кто хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга!» – со смирением повинулася еси Христову повелению и со многим усердием для братии служила еси, понуждая всех вопити тебе:

Радуйся, образе жизни духовныя.

Радуйся, естество женское Христа ради превозшедшая.

Радуйся, мужески в иноческом звании подвизавшаяся.

Радуйся, ум твой и сердце в Бозе молитвенно утвердившая.

Радуйся, яко непрестанным бдением безплотным поревновала еси.

Радуйся, подвигами твоими всех превозшедшая.

Радуйся, усердная и верная воли Христовы исполнительнице.

Радуйся, начальство, яко ярем, любве ради Христовы приявшая.

Радуйся, премудрая, монахов в подвизех наставлявшая.

Радуйся, добрая о братии попечительнице.

Радуйся, благочиния монастырскаго мудрая устроительнице.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 6

Проповедница и исполнительница Евангельских словес, еже не скрывати себе сокровищ на земли, явилася еси, преподобная Евгение: сего ради и братию твою наставляла еси, еже единаго Господа искати во вся дни жизни своея, всем сердцем Тому прилеплятися и непрестанно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паче солнца богоугодное житие твое, всехвальная Евгение, и якоже звезды небесныя озариша добродетели твоя обитель и окресности ея: мнози бо наставления и исцеления болезнем от тебе приимаху. От нихже и жена некая, именем Меланфия, богата имением, нища же добрыми делы, призва тя в дом свой, мнимаго ради недуга своего, и видя тя образом юна и лицем красива, не ведущи в мужестем образе и имени таящагося естества женскаго, любодейственными словесы нача прельщати тя, ко греху влекущи, вся своя богатства и саму себе в руце твои вручающи. Ты же, целомудренная Евгение, о безстудии таковом стыдящеся, рекла еси: «Наше богатство есть, еже со Христом убожествовати. О, чистото блаженная, не продадим тя за тленная богатства! О Мати Божия и Дево, не изменю моих обетов! Един нам брак – желание Христово!» Сим посрамила еси безстудную жену, победив злокозненнаго врага. За таковую ревность чистоты жития иноческаго приими похвалы сия:

Радуйся, ангельское житие явившая.

Радуйся, страсти греховныя уставившая.

Радуйся, немощных целительнице.

Радуйся, целомудрия хранительнице.

Радуйся, образе истиннаго смирения.

Радуйся, зерцало совершеннаго терпения.

Радуйся, приводящая грешных ко исправлению.

Радуйся, крилами богомыслия сети вражия сокрушившая.

Радуйся, мужественным терпением твоим страстей мглу потребившая.

Радуйся, в подвизех дневных и нощных течение жития совершившая.

Радуйся, ризу убелившая девства чистотою.

Радуйся, превозвышенная добровольною нищетою.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 7

Хотящи верна быти до конца Иисусу Христу, Сладчайшему Жениху своему, вземшему грехи всего мира, велию кротость, незлобие и смирение явила еси, целомудренная Евгение, егда безстудная Меланфия, исполнившися гнева, оклевета тя епарху в любодействе с нею. Во свидетельство рабыни своя представи, и тии ко лжи ложь прилагаху, да угодни будут госпоже своей. Ты же наносимая тебе поношения, укоризны и клевету радостно терпела еси, ведуще, яко теми подобает внити в Царствие Небесное, идеже со Ангелы вопиеши Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное показала еси мужество и терпение, преподобная Евгение, егда повелением епарха, отца твоего, емшаго веру ложным словесем безстудныя жены, тебе ради все стадо иночествующих в темнице заключено бысть. Тебе осудиша на смерть предати, иных огнем сожещи, других на снедение зверем дати, иных на древе повесити, прочих различными погубити смертьми. То слышавши, горце душею твоею страдала еси и вся разженныя еже на тя стрелы лукаваго молитвою и терпением угасити потщалася еси. Мы же, мужеству твоему дивящеся вопием ти:

Радуйся, Небеснаго Отечества пламенне возжелавшая.

Радуйся, возлюбившая Иисусову сладость.

Радуйся, чрез земную темницу в небесный чертог светло вшедшая.

Радуйся, в ней терпением брачную себе одежду исткавшая.

Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются.

Радуйся, яко тобою от всех болезней с верою тя призывающии уздравляются.

Радуйся, уз греховных скорая решительнице.

Радуйся, язв многоболезненных добрая целительнице.

Радуйся, твердейшая адаманта в терпении невредимом.

Радуйся, крепчайшая каменнаго столпа в мужестве непоколебимом.

Радуйся, яко со Христом, Его ради, на земли страдала еси.

Радуйся, яко с Ним и о Нем на небеси прославляешися.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 8

Странное и страшное бе видение, егда собравшуся множеству народа, прииде епарх Филипп с сынома своима и, седши на обычном судищном месте, нача судити тя, блаженная Евгение, со евнухи твоими и прочими иноками, никакоже яже о тебе тайны ведущи. И бысть от народа вопль: да погублени будите, яко беззаконницы. Повеле же епарх тебе, яко начальника, ближе привести на испытание и вся орудия мучительская предложити, не ведуще тайны, ни еже пети Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся облеклася еси во оружия Божия, преподобная дево Евгение, темже возмогла еси всю силу диаволю низложити: стояла бо еси на судищи пред отцем твоим и братиею неповинна сущи во одежди мужеской иночестей, лице долу преклоненно имущи, да не познана от них будеши, и грозное прещение на смерть слышала еси. Ты же, да не торжествует беззаконие над неповинностию и нечестие языческое христианскому благочестивому и целомудренному иноческому житию да не ругается, исповедала еси, яко толика есть сила имени Христова, яко и жены, в божественном Его страсе живущия, мужескаго достоинства сподобляются. Того ради слышиши от нас похвалы сия:

Радуйся, прелести мира возненавидевшая и единаго Бога возлюбившая.

Радуйся, учительнице смирения и целомудрия.

Радуйся, яко терпением твоим ангельския чины достигла еси.

Радуйся, яко их житию непорочно поревновала еси.

Радуйся, яко уневестила еси душу свою Жениху Христу.

Радуйся, смирением возвышаема, в вечныя кровы возлетевшая.

Радуйся, не устрашившаяся временных мучений.

Радуйся, научающая и нас не боятися человеческих прещений.

Радуйся, о славе имене Христова ревновавшая.

Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавшая.

Радуйся, прошения твоя со слезами теплыми Господеви приносившая.

Радуйся, иноческое житие на высоту вознесшая.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 9

Все естество Ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, преподобная Евгение, и удивишася, како жена сущи, в мужестем образе среди лика иноков подвизаешися, и неповинне наносимую клевету терпяще, за вся благодарне Богу поеши: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии недоумеют достойно восхвалити тя, преподобная дево, паче бо естества человеческаго подвизалася еси в чине иночестем и любве ради его открытися на суде изволила еси: раздрав свыше одежду, показала еси себе быти женска пола и, обращся к епарху, рекла: «Ты мне отец по плоти, Клавдия же матерь моя, а с тобою седящии Авит и Сергий братия ми суть, аз же Евгения, дщерь твоя, яже любве ради Христовы, мира и всех его сластей отвергохся!» Мы же, любовию подвизаеми, со слезами вопием тебе сице:

Радуйся, ревнительнице славы имене Божия.

Радуйся, любительнице уставов жития иноческаго.

Радуйся, ревностная их исполнительнице.

Радуйся, яко плоть твою духови покорила еси.

Радуйся, яко во бденных молитвах неослабно пребыла еси.

Радуйся, яко умерщвлением плоти безстрастие стяжала еси.

Радуйся, всякое наслаждение земное возненавидевшая.

Радуйся, тесным и прискорбным путем ходившая.

Радуйся, яко язвы Господа Иисуса Христа на теле носила еси.

Радуйся, яко силою креста Господня демонския козни сокрушила еси.

Радуйся, вышних присно искавшая.

Радуйся, мысленным оком к Невечернему Свету Христу непрестанно взиравшая.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 10

Спасти хотя многия и обратити ко Христу, обличила еси клевету, на стадо твое наносимую, и истину со смирением открыти о себе изволила еси. Отец, мати и братия твоя, познавше тебе, возсташа абие с мест своих, с неизреченною радостию и слезами притекше, падоша на выю твою, объемлюще, лобызающе, плачуще от радости и веселящеся о внезапном обретении твоем. Народ же, на то смотряй, удивляшеся и воздвигши глас, взываше: «Един Христос! Един истинный Бог христианский!» Емуже ты всех научила еси пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена твердая и крепкое ограждение иночествующим и всем православным явилася еси, преподобная Евгение: тобою бо неповинно терпящии иноцы от уз разрешени быша, и яко Христовы истиннии раби, от всех почитаеми, во обитель свою возвратишася. Безстудную клеветницу суд Божий постиже: еще бо сущей ей на позорищи: огонь с неба на дом ея паде и со всем ея богатством сожже. И не токмо во Александрии, но и во всей стране Египетской благочестие процвете и мир церкви Христовой возвратися. Отец твой Филипп, отложив сан епаршеский, епископ бысть и со славою мученическою на небеса преселися. Ты же, собравши к себе христианския девицы, добре Господеви работала еси, подвизая нас вопити тебе:

Радуйся, светом трисиянным Пресвятыя Троицы озаренная.

Радуйся, за истину православия многи труды и подвиги подъявшая.

Радуйся, образе истиннаго смирения.

Радуйся, зерцало истиннаго самоотречения.

Радуйся, звездо во тьме греховней заблудшим светящая.

Радуйся, лествице, последующих ти по ступенем добродетелей от земли на небо возводящая.

Радуйся, яко благою жизнию твоею образ терпения и смиренномудрия нам явила еси.

Радуйся, яко к небесному свету многих направила еси.

Радуйся, яко тьму суеверия прогнала еси.

Радуйся, яко жития чистотою сердца наша просветила еси.

Радуйся, иноков, добре подвизающихся, молитвенная пред Богом предстательнице.

Радуйся, ко спасению тех добрая руководительнице.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 11

Пение хвалебное возсылала еси Царю Славы, Небесному Жениху твоему, мудрая дево Евгение, преселившись с материю и братиями твоими в отечество свое – Рим прекрасный, тамо Церковь Божию, аще и посреде гонения, аки крин посреде терния, умножила еси. Ты бо многия девицы, мати твоя – жен, а блаженнии евнухи Прот и Иакинф – юнош множество Богу приобретоша, их же тайно святитель Корнилий крестил, совершая Божественную Литургию в дому твоем, причастия Тела и Крове Христовой сподоби, вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемной свеще уподобилася еси, святая Евгение, целомудренным твоим житием многия девицы ко Христу обратила еси, поучая их, яко девство есть первейшее приближение к Богу, Ангелом подобно, матерь вечныя жизни, путь к небеси безбедный, согреяние и венец веры. Таже и увещевала еси их в девстве непорочном пребывати, а еще преславнее девства ради умрети. Сему учению последуя, и девица некая от колена царска, по имени Василла, остави жениха своего и крещение прият, в заповедех Божиих живяше, и сего ради заповедь царска дадеся, да вси христиане убиваеми будут. Девица Василла, велегласно исповедовавшая Небеснаго Жениха своего, мечем бысть заклана, блаженнии евнухи обезглавлени быша. Ты же преподобная дево, яко обращению многих виновная, ко многим мукам ведома была еси. Мы же на сем пути сретаем тя приветствии сими:

Радуйся, свеще Божия ревности, елеем милости исполненная.

Радуйся, цветом нетления украшенная.

Радуйся, во смирении твоем на земли и на небеси дивно возвеличенная.

Радуйся, чистотою сердца боговидения сподобившаяся.

Радуйся, адаманте, перстень безсмертнаго со Христом обручения украсивший.

Радуйся, венче доброты, в руце Господней держимый.

Радуйся, в подвизех неутомимая.

Радуйся, всенощныя молитвы и бдения усердно совершавшая.

Радуйся, преподобнии твои руце к Богу воздвизавшая.

Радуйся, многия люди Христу тобою уверовавшии, Богу примирившая.

Радуйся, верная руководительнице шествующих ко Господу путем тесным иноческаго жития.

Радуйся, лествице, возводящая богомудрых иноков на высоту совершенства.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 12

Благодать от Бога дана ти бысть, святая преподобномученице Евгение, тою бо ты, приведена во храм идольский, храм со идолы сокрушила еси; ввержена в реку Тибр, камнем при выи обвязана, по водам, яко по суху, ходила еси; в пещи огненней невредима пребыла еси; таже в рове глубоце и мрачне, чрез десять дней морима гладом, сохранилася еси. Во утешение явися тебе Господь наш Иисус Христос, глаголяй: «Аз есмь твой Спаситель, Егоже ты всем сердцем возлюбила еси и страждеши Мене ради. Аз убо тебе многою одею славою и многими исполню увеселеньми. Да будет же и сие знамение чести твоея, яко в той тя день прииму в небесная селения, в онь же Аз на земли от чистыя Девическия произыдох утробы!» Ты же, исполнившися радости неизреченныя о Христе Иисусе, воспевала еси: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя крепкия подвиги, почитаем страдания твоя, хвалим долготерпение твое, ублажаем твою кончину, юже прияла еси в самый день Христова Рождества, прославляем твое, в женстем естестве показавшееся непобедимое мужество, имже на земли и на небеси прославилася еси, святая преподобномученице Евгение, и твоих ради победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти сия:

Радуйся, мученическое течение твое мечною кончиною добре завершившая.

Радуйся, во гласе пения ангельскаго на небо душею твоею воспарившая.

Радуйся, мученический полк на небесех возвеселившая.

Радуйся, преподобных лик возрадовавшая.

Радуйся, постническое житие и мученическую кончину в себе сочетавшая.

Радуйся, яко неисцельныя болезни скоро исцеляеши.

Радуйся, болезни хотящим терпети помощь дарствующая.

Радуйся, яко на подвиг долготерпения твоего зряще, малодушия нашего устыждаемся.

Радуйся, яко мужество твое воспоминающе, воинствовати на плоть подвизаемся.

Радуйся, во утешение плачущей матери своей, блаженней Клавдии, во славе велицей явившаяся.

Радуйся, яко той благую весть о ея праведней кончине и о причтении всего рода своего благороднаго к лику святых известившая.

Радуйся, всем, во иночестве благоскорбящим, подательнице вечнаго радования.

Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение.

Кондак 13

О, всехвальная святая преподобномученице Евгение! Нынешнее наше моление приемши, от всякия болезни, напасти, клеветы человеческия и от враг видимых и невидимых нас избави, да тихое и мирное житие поживше во юдоли земной, блаженство райское на небеси наследим и купно с тобою сподобимся Святых Святейшему Слову выну воспевати песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная! К тебе во умилении сердец припадаем и заступления твоего у Господа просим! Ты бо, преподобномученице преславная, велие дерзновение ко Владыце всех стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоей и телеси твоем страдальчестем, зане, вся прельщения врага и прещения мучителя презревши, вся терпящи, вопияла еси: «Христос есть богатство мое и похвала!» Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.

Преподобномученица Евгения и с ней Христа ради пострадавшие

Память 24 декабря / 6 января

(MP3 файл. Продолжительность 9:05 мин. Размер 6.6 Mb) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Преподобномученица Евгения Римская, дева

Святая Евгения родилась в Риме при императоре Коммоде, правившем со 180 по 192 год. Она происходила из знатной и богатой семьи. Ее отец, Филипп, оставаясь язычником, питал доброе расположение к христианам. Он был назначен императором на должность префекта (епарха) Александрии Египетской и отправился туда вместе со всей семьей.

Там Евгения, для обучения которой отец нанял лучших преподавателей, познакомилась с Посланиями апостола Павла. Дева часто перечитывала такие слова: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1: 20–25). Могла ли она, читая эти пламенеющие строки, и далее предаваться изучению бесплодной философии и суетных мирских наук? Сердце ее отныне было охвачено любовью к истинной Премудрости – Слову Божию, воплотившемуся и распятому ради любви к людям. Евгения решила, не откладывая более, принять христианство.

Под покровом ночи она бежала из дома вместе с верными слугами, евнухами Протом и Иакинфом, которые также приняли решение обратиться в христианскую веру. Все трое направились за пределы города и остановились у первой на их пути церкви, в которой христиане имели обыкновение собираться для молитвы. Там им посоветовали укрыться в расположенной неподалеку общежительной христианской обители – прообразе позднейших монастырей, – где жили мужи, решившие посвятить себя подвижническим трудам. Среди них особо выделялся добродетелями святой епископ по имени Елен, весьма прославившийся тем, что безо всякого вреда вошел в разожженную печь, дабы посрамить языческого колдуна.

Святая Евгения обрезала свои волосы, облачилась в мужское одеяние и предстала перед Еленом, назвавшись евнухом Евгением, прибывшим из Рима вместе с двумя товарищами. Епископ, которому Господь открыл в видении правду, тем не менее с радостью принял пришедших и, тайно окрестив, представил настоятелю общины Евтропию. Тот определил их в число монахов. Вскоре все трое обнаружили примерное усердие, в особенности сама Евгения, которая преодолевала слабость, свойственную ее женской природе, твердостью духа и пламенной любовью к Господу и вызывала удивление даже самых искушенных монахов. Преуспеяние ее в подвижнических трудах было столь велико, что уже через три года братия сочли ее достойной занять место почившего игумена. Со смирением и страхом Божиим святая приняла это избрание, при том, однако, условии, что она будет, по заповеди Спасителя, «всем слугою» (Мк. 9: 35). Исполняя свое намерение, она брала на себя, помимо трудов по управлению обителью и духовному окормлению братий, также и самую черную повседневную работу: переноску воды, уборку, заготовление дров и пр. Келья святой Евгении была самой маленькой и убогой из всех, сама же она день и ночь не щадила сил ради служения братии и любви Божией.

Одна знатная и именитая жительница Александрии, по имени Меланфия, прослышав о превосходных добродетелях игумена Евгения и творимых этим настоятелем чудесах, умолила «его» прийти к ней в дом и избавить от жестокого недуга, мучившего ее уже много лет. Уступив настоятельным просьбам Меланфии, святая Евгения отправилась к ней и исцелила от болезни, помазав святым елеем. Однако же коварный бес воспользовался этим случаем, чтобы разжечь в душе Меланфии порочную страсть к молодому миловидному монаху. Сказавшись вновь больной, на сей раз притворно, она вновь стала просить святую о посещении, а когда та явилась к ней вторично, попыталась соблазнить ее на плотский грех. Не раскрывая своей тайны, святая Евгения решительно отвергла ее желание. Она напомнила Меланфии, что монахи приносят священный обет целомудрия, дабы, нерушимо храня телесную и душевную чистоту, посвятить девство единому Богу. Произнеся эти слова, святая ушла прочь.

Полученный отказ возбудил в злом сердце Меланфии неутолимую жажду мщения. Она стала говорить повсюду, что игумен Евгений, придя к ней домой, обесчестил ее. Слух дошел до префекта Филиппа, который, не дерзая ставить под сомнение слова столь высокопоставленной особы, незамедлительно позвал к себе святую Евгению и всех ее монахов. Тотчас по прибытии святую заковали в цепи, предъявив ей позорное обвинение. Только тогда Евгения решилась наконец раскрыть всю правду о себе, дабы не дать лукавому повода посрамить святой монашеский чин. Разорвав на себе тунику, она доказала всем присутствующим, что на самом деле была переодетой женщиной, принявшей мужской облик лишь для того, чтобы с большей пользой подвизаться в духовной брани и добродетели. Затем, обратившись к Филиппу, призналась в том, что она – его дочь, та самая Евгения, которую он уже много лет считал пропавшей.

Радуясь неожиданной встрече и дивясь чудесному Промыслу Божию, Филипп вместе с женой Клавдией и детьми Авитом и Сергием принял христианскую веру и крестился вместе с семьей и немалым числом других язычников, присутствовавших при этом событии.

Вскоре после этого Филипп принял епископское посвящение и стал управлять египетской митрополией в согласии с евангельскими заповедями как в мирских, так и в духовных делах. Через год, по доносу недоброжелателей святого Филиппа из числа язычников, император отстранил его от должности префекта, поставив вместо него наместником жестокого Терентия. По приказу последнего епископ был убит, когда молился в своей церкви.

После похорон святого мученика Филиппа Евгения, Клавдия, Прот и Иакинф вернулись в Рим и, поселившись в родовом имении, усердно предались посту и молитве. По прошествии некоторого времени святая Евгения получила письмо от знатной девушки по имени Василла, которую отец держал под замком из-за ее желания сделаться христианкой. Василла получила от святой необходимые наставления в вере и была тайно крещена Римским епископом. Между ней и Евгенией завязалась дружба, ибо их объединяла любовь к святому девству. Вскоре одна из служанок Василлы выдала секрет госпожи некоему Помпею, желавшему на ней жениться. Последний, придя в ярость, добился от императора, врага христиан, того, что святая Василла была схвачена и обезглавлена.

Вслед за этим арестовали святых Прота и Иакинфа. Отвергнув требование принести жертву Юпитеру, они также были обезглавлены. Настала очередь святой Евгении: сперва ее привели к префекту города, а затем – в храм Дианы, требуя под страхом смерти совершить жертвоприношение. По молитве святой идольские изваяния внезапно рухнули наземь, а сам храм сотрясся, к великому ужасу взиравших на это язычников. Тогда тиран повелел утопить святую мученицу в Тибре, но та невредимой вышла на берег. Претерпев различные испытания, святая Евгения была обезглавлена в темнице, обретя жизнь вечную в тот самый день, 25 декабря, когда Господь Иисус Христос обрел смертную человеческую плоть, дабы даровать нам бессмертие.