Святые отцы о покаянии

Сочинение ОГЭ 9.3 Раскаяние. Что такое раскаяние? По Л. Ф. Воронковой

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Л. Ф. Воронковой»Женя и Пожаров медленно шли по берегу.»
Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое раскаяние?»
Исходный текст
Когда человек совершает нечто плохое, в его душе может зародиться раскаяние. Что же это такое? На мой взгляд, раскаяние – это чувство сожаления о содеянном. Раскаяние наступает не всегда и не у всех. Мне кажется, раскаяние появляется только у людей, которым не чуждо понятие совести, которые могут оценивать свои поступки.
Пример раскаяния можно увидеть в предложенном для анализа тексте. Из текста мы узнаем о ситуации, в которую попали два друга: Саша Бабуров и Митя Кукушкин. Вожатый сделал своим «докладчиком» Митю Кукушкина, и тот показал себя хорошо: обо всем рассказывал, ничего не пропускал до тех пор, пока речь не зашла о его друге Саше. Когда Митя стал свидетелем того, как Бабуров купался ночью, он вынужден был рассказать об этом, ведь он «дал слово». Другими словами, ему пришлось выдать своего друга. Раскаяние пришло позднее, когда сам герой не смог больше оставаться в лагере и попросил отца забрать его оттуда. Можно, конечно, осудить героя за содеянное, но у него по крайней мере есть душа и совесть. Иначе он остался бы в лагере, так и не поняв, что поступил неправильно.
Другим примером раскаявшегося человека может служить Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он совершил страшное преступление, которое долгое время пытался оправдать. Однако можно солгать окружающим, но только не своей совести. Со временем герой осознал, что совершил страшное, что убийство не может быть оправдано ничем. Он раскаялся и получил свое наказание.
Таким образом, можно сделать вывод, что раскаяние – это положительное явление. Оно помогает человеку осознать неправильность своих действий, а значит, способствует его исправлению. Однако для этого необходимо быть честным с самим собой и иметь совесть.

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Раскаяние (ОГЭ по русскому языку)

Чувство раскаяния хоть раз посещает каждого, ведь люди не идеальны, и всем свойственно совершать неблаговидные поступки, а потом об этом жалеть. Раскаяние очищает душу человека, помогает не повторять прошлые ошибки. Многомудрый Литрекон подобрал доказывающие это утверждение примеры из литературы для сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку. Если у Вас есть идеи, какие аргументы можно было бы добавить в подборку, делитесь ими в комментариях, и мы добавим.

  1. Оксана, героиня повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», играла своими поклонниками, потому молодые люди быстро охладевали к ней, несмотря на красоту. А кузнец Вакула не оставлял попыток добиться расположения девушки. Но и над ним Оксана смеялась и издевалась. Однажды кузнец не выдержал и ушел, пригрозив самоубийством. Героиня испугалась потери Вакулы навсегда, за время его отсутствия ее сердце наполнилось раскаянием, она плакала и мечтала все исправить. Кузнец оказался жив, а сама Оксана влюбилась в него без памяти. Раскаяние очистило героиню от ветрености и высокомерия.
  2. Мальчик из рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» случайно совместил рыбалку с охотой. Возвращаясь после ловли рыбы, он заметил птицу. Рассказчик погнался за ней, а она не смогла улететь или убежать, потому что была ранена. Внезапно героя охватил охотничий азарт, он стал хлестать птицу удилищем и убил. Когда возбуждение прошло, мальчик сразу раскаялся в своем поступке. Птицу он помнил всю жизнь, вина преследовала его. Таких негативных последствий можно избежать, не совершая необдуманных поступков.
  3. В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой обманул свою бабушку. Из-за его поступка пожилую женщину высмеяли на базаре, где обнаружилось, что в корзине вместо ягод лежит трава. Внуку было очень стыдно, он избегал встречи с бабушкой, но все же нашел в себе силы раскаяться и признаться в содеянном. Его простили, ведь раскаяние — это первый шаг к очищению души.
  4. Дуня, героиня повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», тайно сбежала с проезжим офицером из дома, где жила с отцом, Самсоном Выриным. Безлюдная станция сменилась на столицу, отец стал не нужен, блудная дочь забыла о нем. А Вырин переживал: сначала слег в горячке, потом пешком пошел в Петербург, а когда оттуда прогнали, стал угрюмым и неразговорчивым до конца жизни. А конец был уже близок, вскоре смотритель умер. Дуня увидела только его могилу, и тогда раскаялась в своем опрометчивом поступке и в том, что не подумала о чувствах самого близкого человека.
  5. Николай Иртеньев в повести «Юность», входящую в трилогию Л. Н. Толстого, ощутил крушение прежних идеалов. В университете он попал под влияние легкомысленных людей, что привело его к погоне за comme il faut, то есть к соответствию светским правилам: заботе только о внешней стороне жизни, иллюзии роскоши и легкости. И Николай старался казаться успешным, умным и интересным, забыв о настоящих друзьях, чувствах, подлинном деле, учебе. Раскаяние настигло героя, когда он провалился на экзамене, был выгнан из университета и нашел книжку со прежними своими нравственными правилами, которые он составил раньше и напрочь забыл. Это чувство помогло ему поменять жизнь в лучшую сторону, не повторяя ошибок.
  6. Мальчик, герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», совершил нечестный поступок. Вместо того, чтобы набрать лукошко ягод для бабушки на продажу, мальчик ушел с друзьями купаться. Вместо ягод наученный приятелями рассказчик положил траву, а земляникой только прикрыл листья. А потом еще украл у бабушки калач. Обман обнаружился уже во время продажи, пожилая женщина оказалась в положении обманщицы. А внука стала мучать совесть, он не мог спать, долго переживал, но боялся гнева бабушки, а потому скрывался от нее. Но рассказчик смог преодолеть страх и извиниться, за это был вознагражден прощением.
  7. Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», только уехал из родительского дома и отправился на службу, а по пути успел проиграться в карты и напиться. А заодно обругать своего слугу и бывшего воспитателя Савельича. Но утро принесло похмелье и раскаяние, а также необходимость отдавать долги. Герой оказался наказанным за свою легкомысленность не только деньгами, но и чувством вины перед Савельичем. Гринев сделал правильные выводы и больше не повторял своих ошибок, потому что раскаялся в содеянном зле.
  8. Н. Н., герой повести И. С. Тургенева «Ася», упустил свое счастье. Между ним и девушкой Асей вспыхнули чувства. Для нее это было ново и удивительно, она отдалась любви со всем пылом. Зато Н. Н. испугался этих отношений, оттолкнул Асю. Он почти сразу раскаялся в своем поступке, мучился и переживал, поэтому решил на следующий день все исправить и сделать предложение девушке. Но было слишком поздно, она вместе со своим братом уехала. Раскаяние и горечь преследовали героя всю жизнь, ведь уже ничего нельзя было исправить.
  9. Раскаяние Насти, героини рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», осядет вечным грузом на ее сердце. Она уехала из дома, углубилась в собственные дела и совершенно забыла пожилую мать Катерину Петровну. А та всегда помнила о дочери, ждала ее. Но Настя не приезжала, даже письма не успевала прочесть. Так она пропустила болезнь матери, не успела попрощаться с Катериной Петровной перед смертью. Настю настигло вечное и неизбывное раскаяние, но, может быть, именно оно научит ее ценить и любить свою будущую семью.
  10. Эраст, герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», раскаялся слишком поздно. Он завел безнадежные отношения с юной крестьянкой Лизой, которая отдалась чувству со всем пылом первой любви. Однако искушенному молодому человеку девушка наскучила, он уехал, но спустя некоторое время случайно увидел ее на улице. Узнав о его браке по расчету, героиня не смогла жить дальше. Смерть девушки тяжким грузом легла на совесть Эраста, он раскаивался всю свою жизнь.
  11. Евгений Онегин, герой одноименного романа А. С. Пушкина, отказался от любви молодой соседки Татьяны Лариной. Девушка влюбилась в него без памяти, а уже он охладел ко всему свету, поэтому не хотел брать на себя такой ответственности, к тому же не был уверен, что сделает Ларину счастливой. Раскаяние настигло Онегина намного позже, когда он вновь встретился с Татьяной, но она к тому времени уже была успешной светской женщиной. Теперь она отвергла Евгения, а он понял, кого потерял.
  12. Тихон Кабанов, герой драмы А. Н. Островского «Гроза», участвовал в подлинном истязании своей неверной жены Катерины. Изводила женщину Кабаниха, мать героя, считая это правильным. А сам Тихон боялся матери и мечтал только об уходе из дому. Однако он участвовал в отравлении жизни Катерины, которая пошла на измену от безысходности и беспросветности. И героиня не смогла выносить унижения дальше, она утопилась. Кабанова накрыло раскаяние, он оказался одним из виновников трагедии. Подчинение судьбе – тоже действие, за которое придется ответить.
  13. Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», долго не мог прийти к раскаянию. Он совершил убийство, им руководило отчаяние от бедности, а также желание проверить теорию сверхчеловека. Герой сразу понял ошибочность этого поступка, но долго не мог признать свою вину, поэтому почти сошел с ума. Только встреча с Соней постепенно привела Родиона к раскаянию, а потом к вере и очищению. Раскаяние стало спасением для героя.
  14. Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир», чувствовал раскаяние и вину по отношению к жене Лизе. Вскоре после женитьбы герой охладел к ней, уехал воевать с радостью, что отдохнет от семейной жизни. Но после отъезда Болконского они уже никогда не увиделись. Лиза умерла при родах, а Андрей остался с ребенком на руках и виной на сердце. Он впал в духовный кризис, который с большим трудом поборол. Однако раскаяние помогло ему начать жизнь заново и вновь полюбить.
  15. Веру Шеину, героиню книги А. И. Куприна «Гранатовый браслет», долгие годы любил телеграфист Желтков. Он боготворил женщину, она для него была смыслом всей жизни. В свой подарок, гранатовый браслет, он вложил всю душу. А в ответ получил отповедь от мужа Веры и запрет когда-либо ей писать. Желтков не мог жить без любви и застрелился. И только когда Шеина узнала об этом, то поняла, что упустила самую главную любовь в жизни. Она раскаялась, что не разглядела прекрасную душу героя, но было слишком поздно.
  16. Игнатьич, герой повести В. П. Астафьева «Царь-рыба», раскаивается слишком поздно. Всю жизнь он истреблял рыбу без счета, гоняясь за наживой. За это он и поплатился, ведь у него не получилось одолеть огромного осетра. Умирая, герой вспоминает жизнь, прошедшую в погоне за деньгами. Он раскаивается в бесцельности своего существования, жалеет о загубленной природе. К сожалению, люди часто осознают свою вину слишком поздно, чтобы начать все сначала.

Раскаяние может изменить жизнь человека, если оно стимулирует человека исправить свою ошибку. Причем исправлять нужно сразу, иначе может оказаться слишком поздно, и раскаяние перейдет в съедающее чувство вины, отправляющее дальнейшее существование.

Мария Блинова

Слово Божие о покаянии

«…Христос умер за грехи наши…»
(1 Кор. 15)
Так говорит Христос:
«…на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15)
Почему для Бога так важно, чтобы человек имел покаянное чувство? Да потому, что «…если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13). Ведь «…возмездие за грех смерть» (Рим. 6). А «…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50). Ибо говорит Господь: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33).
Христос сказал:
«…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6)
Какое основание для веры! Слава Богу, никогда такого не будет, чтобы раскаявшийся грешник пришел к Спасителю и был изгнан!
«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деян. 3:19-20). Как видим, после покаяния приходят «…времена отрады от лица Господа». Воистину, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Слово Божие гласит: «…Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю…» (Ис. 1:18). Господь возвещает: «Я Сам изглажу преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» (Ис. 43). Во Христе «…мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» (Кол. 1:14). Благодаря Искупительной Жертве Христа — «Вот завет… говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10). «И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36)
Но, чтобы Господь простил нам грехи, необходимо исповедовать их. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1). «Признавайтесь друг пред другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5).
Не правда ли, «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11)?
Ведь «скрывающий свои преступления не будет иметь успеха» (Притчи 28:13). Поэтому сотворим «…достойный плод покаяния» (Мф. 3), «…делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26).
«…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17).
И «…благость Божия ведет тебя к покаянию. Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздает каждому по делам его» (Рим. 2). «Не медлит Господь… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3)
«…радуюсь… что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» (2 Кор. 7).
Кротость верующего способствует
покаянию ближнего
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 24-26).
«Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп. 4:5).
Покаяние отводит Божий суд
Христос не раз в Евангелии говорит: «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф. 9). «Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы»» (Мф. 12). Воистину, «…милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).
Обратимся к Священному Писанию (Иона 3-4):
Пророк Иона проповедует в Ниневии. Ниневия кается и получает избавление.
«И было слово Господне к Ионе, вторично:
2 «Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе».
3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню;
Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: «еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!»
5 И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, — и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле,
7 И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили,
8 И чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и НЕ НАВЕЛ.
Из книги Андрея Сигутина «Спасительное покаяние»

Десять слов о покаянии: советы афонских отцов

В период Великого поста мы особенно стремимся жить покаянием, без которого невозможно спасение. Мы просим Бога: «Покаяниия отверзи ми двери, Жизнодавче», желая изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, отвергнуть грех, мешающий нам приблизится к Богу.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских отцов о покаянии.

1. Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот, Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже израильтяне (1Езд. 1:1 и ниже). И все потому, что народ покаялся и изменился (2 Езд. 8:88–92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!

Преподобный Паисий Святогорец

2. Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться.

Преподобный Паисий Святогорец

4. Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Преподобный Силуан Афонский

5. Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по благодати Святого Духа.

Преподобный Силуан Афонский

6. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Преподобный Силуан Афонский

7. Покаяние должно быть единственным путем нашим к Богу. Покаянию свойственно возрождать нас и делать подобными Самому Христу. … Когда нам приходит какая-нибудь мысль, которая не соответствует закону Евангельскому, мы говорим: «Господи, исцели мой ум». Когда в сердце нашем появляются раздражение или подобное, мы говорим: «Господи, исцели мое сердце». Это принимает общий характер борьбы, и мы безгласно, но кричим внутренно: «Господи, исцели всего меня… Приди ко мне, лежащему на земле, и воздвигни меня от моих низких мыслей и страстей, от низких движений сердца моего!» Так проходит наша борьба.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

8. Неудивительно, что бегущий спотыкается. Ему нужно только иметь терпение и покаяние каждое мгновение. Поэтому постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени. Ибо чем больше ты медлишь, с тем чтобы попросить прощения, тем глубже позволяешь лукавому пускать в тебе корни. Не давай ему усиливаться тебе во вред. Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь, с усердием приноси покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, я человек и немощен».

Старец Иосиф Исихаст

9. Покаяние имеет великую силу. Оно уголь превращает в бриллиант, волка — в ягнёнка, свирепого человека делает святым. Оно сделало кровожадного разбойника первым обитателем Рая! Именно потому, что покаяние обладает такой силой, диавол делает всё возможное, чтобы отвратить от него человека. Этим объясняется то, что так много людей выступает против покаяния и исповеди.

Некоторые говорят так: «Я же знаю, что всё равно опять совершу этот грех, так зачем мне идти и исповедоваться?»

Брат, грех — это как болезнь! Болеешь не один раз. Можно много раз болеть одной и той же болезнью. Но каждый раз, заболев, ты идёшь к врачу и принимаешь лекарства, которые он тебе выписывает. Так и с нашей душой. Каждый раз, когда тебя поражает болезнь — пусть она одна и та же, — спеши покаяться и исповедовать грех. Придёт время и лекарство благодати совершенно исцелит твою болезнь.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

10. Начальная степень покаяния — это сожаление о совершенных ошибках, следующая степень — исправление ошибочного действия, которое явилось причиной нарушения заповеди. … вся деятельность человека берет начало от ума. … За неправильными помыслами следуют столь же неправильные поступки. Покаяние в буквальном смысле означает обращение ума к предшествующему состоянию, то есть к правильному порядку вещей.

Старец Иосиф Ватопедский

Паисий Святогорец «О покаянии»

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994):

Бог дал человеку ум для того, чтобы тот размышлял, насколько велик его грех, каялся и просил прощения. Нераскаянный человек очень очерствел и поглупел, потому что не хочет покаяться и освободиться от той малой адской муки, в которой он живет и которая ведет его в худшую – вечную муку. Таким образом, он лишает себя и тех земных райских радостей, которые, превращаясь в намного большие, вечные радости, продолжаются в Раю рядом с Богом.

Находясь вдали от Бога, человек находится вне себя…

Для духовной жизни не требуются многие годы. Покаявшись, человек в одно мгновение может перенестись из адской муки в Рай. Человек удобоизменчив. Он может стать Ангелом, а может стать диаволом. Ах, какой же силой обладает покаяние! Оно впитывает в себя Божественную Благодать. Если человек приведет себе на ум один-единственный смиренный помысл, то он спасается. Если он приведет себе на ум помысл гордый и при этом не покается и в таком состоянии его застигнет смерть, то все – он погиб…

Для того, чтобы достичь доброго состояния, необходимо какое-то время. Я спотыкаюсь, каюсь – и в то же самое мгновение получаю прощение. Если у меня есть подвижнический дух, то я могу потихоньку укрепить свое состояние, однако, пока это не произойдет, меня будет бросать из стороны в сторону…

Изменение жизни


Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех… Необходимо малое усердие и доброе расположение, и тогда Благий Бог поможет нам преодолеть трудности. К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он признает эту страсть, подвизается для того, чтобы ее отсечь, кается, смиряется. У него есть расположение отсечь эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает. Но как Бог может дать человеку Свою Благодать, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться, и продолжает грешить? Благодать Божия не приходит к человеку, находящемуся в состоянии неправильном, потому что такому человеку Благодать Божия не помогает…

Человек, впавший в какой-то грех, но не лежащий в нем, то есть не остающийся в своих греховных мыслях, но кающийся в своем падении и подвизающийся с целью не повторить этого падения, приемлет Благодать Божию и получает помощь. Однако если у человека нет покаяния и он считает грех модой, то его состояние демоническое…

Вначале изменить свою жизнь нелегко. Однако, действительно поняв, насколько тяжелы грехи, которые он совершил, человек перестает в них впадать…

«…грех мой предо мною есть выну» (Пс.50, 5)

— Геронда, полезно ли записывать свои прегрешения, для того чтобы их не забыть до исповеди?

— Если мне действительно больно за совершенный мною грех, то я не могу его забыть. Меня обличает моя совесть. Моя душа болит, и я постоянно помню про совершенный грех. Все время между совершением греха и исповедью грех продолжает «работать» во мне, он уязвляет мое сердце и обличает меня. То есть я страдаю, однако в соответствии с этим страданием получаю воздаяние от Бога. Однако если, совершив како-то грех, я о нем совсем не думаю, то это значит, что мой грех меня совсем не уязвляет. Я забываю его и остаюсь неисправленным…

…Настоящее покаяние – осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться. Таким образом к человеку придет божественное утешение. Поэтому я всегда рекомендую людям покаяние и исповедь. Одну только исповедь я не рекомендую никогда…

— Геронда, что сегодня способно помочь миру больше всего?

— Если бы миру преподавалось сегодня покаяние, то помочь могло бы только оно. Чтобы получить пользу, будем читать как можно больше житий тех святых, которые обращают особое внимание на покаяние. Просить у Бога покаяния – это значит просить просвещения. Испрашивая покаяния и сильнее каясь, мы, естественно, придем в большее смирение. А тогда по необходимости придет большая божественная Благодать, просвещение от Бога. Пребывая в покаянии, человек хранит Благодать Божию. Люди-то ведь хорошие. Вон большинство: не исповедуется, не причащается, находится в великом неведении, но, с другой стороны, приходят ко мне и просят помощи. Что-то в этом кроется.

— Геронда, может быть, поводом для того, чтобы люди приблизились к Богу, становятся испытания?

— Тем, в ком есть доброе расположение, испытания помогают. Те, в ком такого расположения нет, начинают обвинять Бога, хулить Его, оправдывать себя. Зло в том, что люди не признаются: «Согреших», но терзаются. Дьявол имеет в мире великую власть. Мы дали ему много прав. Во что же превратился сегодняшний человек! Зло в том, что он, не имея покаяния, препятствует Богу вмешиваться и помогать ему. Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир.

Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы принять Божии благословения. Покаяние и исповедь – вот что нужно сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы дьявол был лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям. Чтобы люди поняли и покаялись, им требуется встряска. К примеру, человек исповедуется в том, что совершил прелюбодеяние. Духовник читает над ним разрешительную молитву, накладывает на него епитимью и на этом останавливается. Но духовник должен помочь ему понять, что зло не заключалось лишь в прелюбодеянии. Кающийся должен осознать, что, сделав это, он стал преступником, разрушил две семьи…

Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!..» — а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше…

Покаяние содействует исчезновению зла

Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: «Помоги миру, миру, который грешен». Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: «А чем виноваты мы? – но исповедовались пред Богом – Нам досталось поделом, мы были достойны и большего». …Они причисляли к грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (См. Дан.3, 1-100)…

Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его…

— Геронда, есть ли прок от различных международных объединений, занимающихся борьбой за мир во всем мире? Помогают ли они его сохранять?

— Это зависит от многого. Есть и такие, кто затевает все это с добрым расположением. Но бывает, что соберется такой «букет»! Тут тебе и колдуны, и огнепоклонники, и протестанты – такая мешанина, в глазах рябит! И борются «за мир во всем мире!» Какой от них прок? Да простит меня Бог, но эти «винегреты» стряпает дьявол. Если само объединение грешное, то какой там может быть мир! Как придет мир, если люди не примирились с Богом? Только когда человек примиряется с Богом, приходит мир и внутренний и внешний. Но для того, чтобы человек примирился с Богом, ему нужно прийти в чувство. Надо покаяться и жить согласно заповедям Божиим. Тогда в человека вселяются Благодать и мир Божий. И тогда он в состоянии помочь тому, чтобы вокруг него тоже сохранялся мир.

Поможем миру в покаянии. Преподобный Паисий Святогорец

— Геронда, что сегодня способно помочь миру больше всего?

— Если бы миру преподавалось сегодня покаяние, то помочь могло бы только оно. Чтобы получить пользу, будем читать как можно больше житий тех святых, которые обращают особое внимание на покаяние. Просить у Бога покаяния — это значит просить просвещения. Испрашивая покаяния и сильнее каясь, мы, естественно, придем в большее смирение.

А тогда по необходимости придет большая Божественная Благодать, просвещение от Бога. Пребывая в покаянии, человек хранит Благодать Божию. Люди-то ведь хорошие. Вон большинство: не исповедуется, не причащается, находится в великом неведении, но, с другой стороны, приходят ко мне и просят помощи. Что-то в этом кроется.

— Геронда, может быть, поводом для того, чтобы люди приблизились к Богу, становятся испытания?

— Тем, в ком есть доброе расположение, испытания помогают. Те, в ком такого расположения нет, начинают обвинять Бога, хулить Его, оправдывать себя. Зло в том, что люди не признаются: «Согреших», но терзаются. Диавол имеет в мире великую власть. Мы дали ему много прав. Во что же превратился сегодняшний человек! Зло в том, что он, не имея покаяния, препятствует Богу вмешиваться и помогать ему. Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир.

Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы приять Божии благословения. Покаяние и исповедь — вот что нужно сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы диавол был лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям. Чтобы люди поняли и покаялись, им требуется встряска. К примеру, человек исповедуется в том, что совершил прелюбодеяние. Духовник читает над ним разрешительную молитву, накладывает на него епитимью и на этом останавливается. Но духовник должен помочь ему понять, что зло не заключалось лишь в прелюбодеянии. Кающийся должен осознать, что, сделав это, он стал преступником, разрушил две семьи. Но некоторые духовники ни сами не копают глубже, ни людей не заставляют задуматься.

— Геронда, есть люди добрые, однако редко ходящие в храм, не принимающие регулярного участия в церковных таинствах…

— Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!». — а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.

Помните, с какой простотой молились израильтяне? «Востани, вскую спиши, Господи» , то есть «Проснись, Господи, что же ты спишь?» И Господь после «воста… яко силен и шумен от вина и порази враги Своя вспять…» . С какой простотой, с каким смирением, но и с каким дерзновением рекли они: «Господи, что мы теперь скажем язычникам? Ты спас нас в Чермном море, а что нас ждет сейчас? Умирать в пустыне или же попасть под меч иноплеменных? Не выставляй же нас на посмешище!» . Но только не вздумаем и мы открыть свой рот и ляпнуть подобное: «Что же ты спишь, Господи, и не видишь?» — потому что за это мы можем получить по макушке.

Это будет бесстыдством Израильтяне рекли это со смирением и простотой. Они не перекладывали ответственность на Бога, не говорили Ему. «Зачем Ты так сделал? — но каялись и просили: — Мы достойны зол много больших, но что мы теперь скажем язычникам?» И видите? Они сразу же приклонили Бога на милость. Вам это понятно? Присутствовало признание ошибки, покаяние, Бог вмешался и «порази враги…». А если и мы окажемся в трудной ситуации и не поведем себя духовно, то люди мира сего скажут о нас: «Ну и где же ваша молитва? Вы ведь говорите, что молитесь. Что же вы, а?». Так мы становимся посмешищем.

Духовная мудрость. Святые отцы о покаянии

Бог дал человеку ум для того, чтобы тот размышлял, насколько велик его грех, каялся и просил прощения. Нераскаянный человек очень очерствел и поглупел, потому что не хочет покаяться и освободиться от той малой адской муки, в которой он живет и которая ведет его в худшую — вечную муку. Таким образом, он лишает себя и тех земных райских радостей, которые, превращаясь в намного большие, вечные радости, продолжаются в Раю рядом с Богом. (Паисий Святогорец).

Преподобный Исаак Сирин:Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем.Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости.

Святитель Василий Великий:

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.

Преподобный Фалассий:

Прощение грехов есть свобода от страстей, а кто от них не освободился благодатью, тот не получил еще прощения.

Преподобный Силуан Афонский:

Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Преподобный Макарий Великий:

Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанной молитвой; 3) терпением постигающих нас скорбей.

Преп. Петр Дамаскин:

Тогда ум начинает видеть свои согрешения – как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным, и считает себя поистине ниже всех…

Авва Пафнутий:

Простительных грехов нельзя нам забывать, а только смертных не вспоминать.Впрочем, таким образом забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч. 24, 16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: кто у смотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18, 13), и апостол Павел: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 24). Мы подвергаемся им с такой легкостью, что, несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их. О них любимый ученик Христов так говорит: если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя (1 Ин. 1, 8). Поэтому желающему достигнуть высшего совершенства не много будет пользы довести покаяние до конца, т. е. удерживаться от непозволенных дел, если не будет неутомимо упражняться в тех добродетелях, которые служат доказательством удовлетворения за грехи. Ибо недостаточно воздерживаться от гнусных пороков, противных Богу, если не будет чистой, совершенной и богоугодной ревности к добродетели.

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от грехов и страстей, – мы должны каяться из глубины души, обстоятельно, всесторонне, твёрдо, охотно, потому что во глубине ея гнездятся и коренятся все грехи наши – самолюбие, плотоугодите, сластолюбие, чревоугодие, объядение, леность, саможаление, гордость, самомнение, кичение, унижение других, зависть, неприязнь, ненависть, злоба, ехидство, похоть, блуд, нечистота, своенравие, самочиние, непослушание, неповиновение, грубость, дерзость, суровость, строптивость нрава, сомнение, неверие, маловерие, безразличность в вере, неблагодарность, корыстолюбие, жестокосердие, скупость, жадность, алчность, ябеда, лживость, лукавство, клевета, лжесвидетельство, божба, клятвопреступление, лицемерие, лицеприятие, мздоимство, придирчивость, притеснение, лихоимство, татьба, похищение, присвоение чужого, злоупотребление, потворство грехам и поблажка, попущение, суетное препровождение времени, игры, пустословие, празднословие, сквернословие, суетность, роскошь, мотовство, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, злопамятство, холодность, нерадение, небрежность в молитве и других делах, – неуважение к старости, неподчинение родителям и начальству, вероломство и неверность; непостоянство в добродетели, легкомыслие, суетность, тщеславие, боязливость, уныние, малодушие, безнадежность и отчаяние; гнев, раздражение, дерзость рукою или биение по лицу и другим членам; страсть к чтению пустых или соблазнительных книг, – нерадение к чтению св. Евангелия и вообще книг духовного, религиозного содержания, придумывание извинений своим грехам и самооправдывание вместо самоосуждения и самообличения; страстные лобзания или поцелуи, страстные осязания, ласкательство; опущения, недобросовестное исполнение служебных обязанностей, – небрежность и торопливость; неисполнение присяги, казнокрадство или похищение казенной собственности; поджигательство, подстрекательство на зло; убийство, истребление зачатого плода в утробе, отравление, призор очей и порча ближнего, проклятия на ближнего, ругательства; – совращение в секты и расколы, распространение ложных и хульных мнений или учений; суеверие, стологадание, спиритизм или разговор с духами, гипнотизм или усыпление и разговаривание с усыплённым человеком с целью выведать от него какую-либо тайну.

Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их.

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Чем доказать это? Это с очевидностью доказывается настоящим состоянием некоторых грешников и свойством самого греха — держать человека в плену своем и заграждать ему все исходы. Кто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои, как он дает грешнику свое зрение, которое видит вещи совсем иначе, чем как они есть в существе своем, представляясь ему в каком-то обаятельном виде. Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха — омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам.

Но время и место для действия благодати — только здесь: после смерти — только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники — несомненные сыны погибели. Что говорит мне опыт, когда я бываю в плену греха? Я целый день иногда только мучаюсь и не могу обратиться всем сердцем, потому что грех ожесточает меня, делая для меня недоступным Божие помилование: я горю в огне и добровольно остаюсь в нем, потому что грех связал мне силы и я — как закованный в цепи внутренно — не могу обратиться к Богу, пока Бог, видя мое бессилие и мое смирение, и мои слезы, не умилосердится надо мною и не пошлет мне благодать Свою! Недаром человек, преданный грехам, называется связанным пленицами грехопадений .

Святитель Иоанн Златоуст:

Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра печален, потом опять весел. Напротив — непрестанно плачь и сокрушайся.

Преподобный Никон Оптинский:

Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимо-благодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение.

Святитель Игнатий Брянчанинов:

В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе.

Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение… В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует.

Св. Феофан Затворник:

Что особенно делает необходимым таинство покаяния, так это, с одной стороны, свойство греха, а с другой — свойство нашей совести. Когда мы грешим, то думаем, что не только вне нас, но и в нас самих не остается следов греха. Между тем, он оставляет глубокие следы и в нас, и вне нас — на всем, что нас окружает, и особенно на небе, в определениях Божественного правосудия. В час греха решается там, чем стал согрешивший: в книге живота он внесен в список осужденных — и стал связан на небе. Божественная благодать не низойдет в него, пока на небе не изгладится он из списка осужденных, пока там не получит он разрешения. Но Богу угодно было небесное разрешение — небесное изглажение из списка осужденных поставить в зависимость от разрешения связанных грехами на земле. Итак, прими Таинство покаяния, чтобы сподобиться всестороннего разрешения и открыть в себя вход духу благодати. … Поди же исповедуйся — и получишь от Бога объявление о прощении…
… Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет.

Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет.

В повести о блаженной Феодоре, проходившей мытарства, говорится, что злые обвинители ее не находили в хартиях своих записанными те грехи, в которых она исповедовалась. Ангелы потом объяснили ей, что исповедь изглаждает грех из всех мест, где он обозначается. Ни в книге совестной, ни в книге животной, ни у этих злых губителей не числится уже он за тем человеком — исповедь изгладила эти записи. Извергни же без утайки все, тяготящее тебя. Предел, до которого надо довести открывание своих грехов, тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, и, разрешая, разрешал именно тебя, а не другого, чтобы, когда скажет он: «Прости и разреши кающегося, о нихже содела согрешениях», — в тебе не оставалось ничего, что не подходило бы под эти слова.