Святые земли русской

Что за праздник День Всех Святых 2019: история и традиции

День Всех Святых, имеющий у католиков ранг великого праздника, посвящен почитанию всех Святых, начиная с первых веков христианства, которые, услышав Слово Божье, приняли Господа в свое сердце и, следуя за Христом, спасли свои души.

Дата праздника в православном церковном календаре переходящая — православные День Всех Святых отмечают в следующее воскресенье после Троицы.

Sputnik Грузия рассказывает об истории возникновения Дня Всех Святых, а также о традициях праздника у католиков.

Память Святых почитали с первых веков христианства — церковь особым образом стала чтить первых христиан, умерших за веру. Святыми в те далекие времена называли всех, кто, получив новую жизнь в крещении, принадлежал отныне Господу.

К сожалению, история не сохранила имена всех Святых, мученически погибших за Христову веру — о подвиге тысяч христиан-мучеников первых веков, в том числе разорванных дикими зверями на арене цирка, никогда не будет известно.

В то же время множество свидетельств сохранилось о традиции повсюду сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, а также почитать место их захоронения. Днем поминовения Святых обычно считали день смерти – его называли днем их рождения для неба.

В дальнейшем поклонение мученикам распространилось на все поместные церкви. Кроме дней памяти отдельных мучеников со временем установили и общий праздник – День Всех Святых.

Праздник впервые упоминается в IV веке — по свидетельству Иоанна Златоуста, византийская церковь поминала всех исповедников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

© photo: Sputnik / Roman Makhmutov

Католическая церковь в IX веке перенесла День Всех Святых на 1 ноября, чтобы искоренить языческие традиции кельтского праздника Самайн. Вечер перед праздником звучал на староанглийском как All Hallows Even, сокращенно Hallowe’en или Halloween. Праздник по сей день называют Хэллоуин и с каждым годом отмечают все масштабнее.

Традиции у католиков

День Всех Святых, по традиции, один из обязательных праздников западной церкви – в торжестве участвуют все католики, кроме тех, кто по серьезным причинам пропустил мессу.

Поэтому храмы в День Всех Святых посещают все католики. Литургические молитвы в праздник прославляют Господа — единый источник святости, выражают веру в бессмертие Святых и просят их о заступничестве.

© Sputnik / STRINGER

На следующий день после праздника, 2 ноября, католики отмечают День поминовения всех усопших верных и посещают могилы родных.

По традиции, сложившейся веками, католики по дороге на кладбище четыре раза останавливаются и произносят молитву за усопших. В пятый раз этот обряд они проделывают, возвращаясь с кладбища.

В разных странах наряду с общими традициями есть и свои особенные.

В Польше есть традиция раздавать нищим монеты и обвалки, которые хозяйки выпекают до праздника за день-два, тем самым выражая уважение к усопшим родственникам.

Итальянцы, следуя традиции, оставляют для усопших еду на кухне – преимущественно хлеб и воду. Хотя есть в Италии регионы, где умершим обязательно оставляют воду и пирог «ossi da morti».

В некоторых землях Германии День Всех Святых — государственный праздник и выходной. В этот день, по традиции, вся семья собирается вместе за праздничным столом. Такой традиции следуют и во многих других странах.

Перед застольем, по традиции, обязательно посещают кладбища и готовят могилы к зиме – убирают и перекрашивают, а также украшают вечнозелеными растениями.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Великие святители Земли Русской

Сегодня Церковь отмечает память великих первосвятителей — святых архиереев, в разные годы возглавлявших древнюю Киевскую Митрополию Константинопольского Патриархата, а позже — автокефальную Русскую Православную Церковь.

Все эти подвижники жили в разное время, а между годами жизни некоторых из них лежит целое тысячелетие — от славного времени основания Русской Церкви до трагических дней гонений на эту Церковь в XX веке. Однако, несмотря на столетия, отделявшие одного святителя от другого, они, конечно же, являют нам подлинное вневременное единство в своей живой Христовой вере, в своих самоотверженных трудах, о которых подлинно можно сказать: «Во славу Божию, и на пользу Матери Церкви». Итак, чему же учат нас наши первовсвятители? Каждый может найти в их жизнеописаниях что-то важное именно для себя, но кое-что всё же хочется особенно отметить.

Первым в списке празднуемых ныне святых значится святитель Петр, Митрополит Московский. С юности он начал свой путь подвижника, поселившись в монастыре уже в 12 лет. Он был иконописцем, и до нас дошли несколько его икон, которые почитаются ныне, как чудотворные. Кроме того, прославился он и подвигами духовными, которые были известны многим его современникам. Он возглавил Русскую Церковь в период, когда Русь была под игом Золотой Орды. В эти годы святитель Петр словом и делом утверждал на нашей измученной междоусобицами и иностранным гнётом земле твёрдую веру, призывал князей к миру между собой и всячески содействовал объединению раздробленной Руси. Именно он перенёс главную кафедру Русской Православной Церкви в Москву. Скончался он в 1326 году.

Святитель Алексий исцеляет ордынскую ханшу

Следующим святым, вспоминаемым за сегодняшним богослужением, стал митрополит Московский Алексий — святитель, которого некоторые называют отцом Куликовского сражения, ведь именно он был воспитателем и опекуном святого князя Димитрия Донского. Строгий аскет, в молодости оставивший мир, перед своим рукоположением в святительский сан он не одно десятилетие смиренно трудился на самых различных сложных церковных послушаниях. Много потрудился святитель Алексий и для укрепления русской государственности. Истории известно одно из самых знаменитых его чудес: когда заболела жена Ордынского хана, то именно митрополит Алексий сумел исцелить её. Об этом чуде, кстати, был снят художественный фильм «Орда». Отошёл ко Господу святой в 1378 году.

С именем святителя Ионы, митрополита Московского связан отказ Русской Церкви от унии с Католической церковью, которую приняли измученные войной с мусульманами византийцы на Флорентийском соборе. Монах с юности, он, как и его предшественники на первосвятительской кафедре, прославился своей добродетельной жизнью. А после единогласно был избран новым митрополитом Московским. Однако, когда он приехал в Константинополь, то оказалось, что вместо него поставлен митрополит Исидор, который вскоре принял унию с католиками. Однако православные жители Руси не приняли этого беззакония. Исидор был низложен, а на Московскую Кафедру был возведён Иона. Святитель этот много положил трудов для духовного просвещения вверенной ему паствы, а также ещё при жизни стяжал дар чудотворения и прославился своей прозорливостью. Скончался в 1461 году.

Святитель Макарий прославился многим. Этот митрополит Московский стал составителем «Великий четьих миней» — сборника, который включил в себя огромное количество произведений русской духовной литературы. Именно святитель Макарий венчал на царство Ивана Грозного и благословил его в своё время на завоевание Казани. Он же поставил первого Казанского архиерея — святителя Гурия. С именем митрополита Макария связано начало книгопечатания на Руси. Он же явился инициатором знаменитого Стоглавого собора. При нём были прославлены многие великие святые земли Русской. Знал и лично отпевал святого Василия Блаженного, который однажды засвидетельствовал глубокую духовность митрополита, когда обличал царя Иоанна, сказав, что во время одной из Литургий из всей многолюдной толпы перед Богом на самом деле предстояли только святитель Макарий, благоверная царица и сам блаженный Василий. Скончался митрополит Макарий в 1563 году.

Митрополит Филипп отказывает в благословении царю

Митрополит Московский Филипп правил Русской Церковью в годы жестокого правления Ивана Грозного. Святитель Филипп прославился не только своей глубокой духовной жизнью, но и смелым стоянием за истину и веру, без страха обличая царя в его беззакониях, за что и принял мученическую смерть в 1569 году.

Святитель Иов стал первым Патриархом Русской Православной Церкви. Отличался глубокой молитвенной жизнью, нестяжательностью и добротой, а также великолепной памятью — как говорят, он знал наизусть Псалтирь и Новый Завет. Первый Патриарх появился на русской кафедре в смутные времена, когда прервалась древняя княжеская династия Рюриковичей, в стране был продолжительный голод, а на власть в России претендовали иностранные захватчики. Святителю Иову пришлось противостоять самозванцу Лжедмитрию I, которого поддерживали католики, желавшие присоединить Русь к Римской Церкви. После захвата столицы войсками самозванца Патриарх Иов был с позором изгнан. Однако после того, как русские всё-таки одержали победу над Лжедмитрием, перед изгнанным Патриархом было принесено всенародное покаяние. Уже престарелый святитель простил народ, предавший его, и призвал на всех благословение Божие. Ему предложили вновь возглавить Церковь, но он ввиду преклонного возраста отказался и рекомендовал вместо себя Казанского архиерея Ермогена. Скончался святитель мирно в 1607 году.

Святителю Ермогену также, как и святителю Иову, довелось быть Патриархом Московским в годину смуты. Очень скоро после свержения Лжедмитрия I над Русью навила новая беда — угроза польской оккупации, также появился и ещё один самозванец, именовавший себя «Спасённым царевичем Димитрием». Патриарх Ермоген непоколебимо противостоял полякам и самозванцу, призывая русских людей встать на защиту Православной веры и своей Родины. Его пламенные послания сыграли очень важную роль в деле подъёма национального самосознания русских людей, которые смогли изгнать захватчиков из Кремля. Однако сам святитель не увидел этой победы — за отказ сотрудничать с интервентами Патриарх был заточён в подвал Чудова монастыря, где и скончался от голода. Кроме того с именем святителя Ермогена связано обретение Казансаой иконы Божией Матери, ведь именно он был тем священником, который на своих руках перенёс явленную святыню с места её обретения в храм. При участии святителя были найдены мощи святителей Гурия и Варсонофия. Святитель в Ермоген преставился ко Господу в 1612 году.

Святитель Ермоген

Не так давно в собор московских святителей были включены ещё несколько архиереев:

Святитель Тихон (Беллавин), стал в 1917 году первым Патриархом нашей Церкви после нескольких столетий Синодального периода, принял на себя удар новой безбожной власти и ценой неимоверных усилий защищал гонимую Русскую Церковь до конца своей жизни.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, местоблюститель Патриаршего престола, ближайший помощник святителя Тихона. Он принял сан уже в годы гонений, и за свою верность Церкви больше десяти лет провёл в советских тюрьмах и лагерях. В атмосфере предательств, доносов и преследований он был для многих образцом христианкой стойкости и исповедничества. Святителя Петра расстреляли в 1937 году так и не сломив его.

Святитель Филарет (Дроздов) много потрудился для просвещения народа: именно он руководил процессом перевода Библии на русский язык, он же стал автором Православного «Катехизиса». Святитель был образованнейшим человеком, и к нему часто за советом обращались даже политики. Был одним из инициаторов закона об отмене крепостного права. Однако напряжённая всесторонняя деятельность не мешала ему вести духовную жизнь, быть скромным монахом аскетом и помогать ближним. Скончался митрополит Филарет в 1867 году.

Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский известен, как великий миссионер, просветивший светом веры Христовой жителей Аляски, Якутии, Дальнего Востока. Всю свою жизнь посвятил он проповеди православной веры, за что его справедливо именуют апостолом Сибири и Америки. Скончался святитель в 1879 году.

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский был также замечательным миссионером и много занимался просвещением народов Алтая. О его огромных трудах на этом поприще свидетельствует тот факт, что он привёл к вере более десяти тысяч человек. Став митрополитом Московским он прославился, как защитник нравственных идеалов Церкви и обличитель всяческой неправды и распущенности. За отказ в 1917 году присягнуть Временному правительству святитель был сослан в монастырь, где и прожил до конца дней своих. Как говорят, именно к нему, уже престарелому, пришёл за благословением перед принятием архиерейского сана будущий священномученик митрополит Пётр (Полянский). Святитель Макарий предал свою душу Господу Богу в 1926 году.

Вот таких великих архиереев сегодня вспоминает за богослужениями наша Церковь. Это были люди, явившие миру и самоотверженность, и стойкую веру, и глубокую духовность, и христианское бесстрашие, и апостольские труды, и множество иных добродетелей. Жили они в разные времена, но жизнью своей показали, что для Церкви не существует времени или границ — только Христос и единственная верная в этой жизни дорога — духовная дорога христианской жизни, ведущая в Царство Небесное.

Святители Московские, молите Бога о нас!

(Р)

Святые в земле Российской просиявшие

Святыми церковь называет людей,удостоившихся церковного почитания за особые заслуги перед Богом, прославившихся подвигами христианской любви и благочестия. «Святые суть сыны Божии,сыны Царствия,сонаследники Божии и сонаследники Христовы.Потому почитаю святых и сопрославляю…» — писал Иоанн Дамаскин. Почитание святых восходит к первым векам христианства. Оно было подтверждено и закреплено деяниями Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в Никее в 787 году:»Мы призываем святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему.

Преподобные Никодим и Алипий Печерские

Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою; но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать» 3. В основе византийской иконографии святых лежали мощные пласты духовной литературы, сочинения глубокие по мысли и яркие по форме, созданные крупнейшими мыслителями и писателями христианской церкви. Приняв в X веке православную веру из Византии, Древняя Русь стала поклоняться и ее святым, сонм которых к этому времени включал множество подвижников. Среди них, помимо апостолов, учеников и последователей Христа, были учителя церкви, монахи,мученики и другие праведники,прославившиеся своими добродетелями и подвигами веры. С принятием Русью христианства они простерли свой защитный покров и над ней.

Византийский святой Николай (?–345), епископ города Миры в Ликии, стал самым почитаемым святым Русской церкви. Ему посвящено множество легенд, сказаний, духовных стихов. В них он выступает скорым помощником в самых разных бедах,хранителем плавающих и путешествующих.Он «всех предстатель и заступник,всех скорбных утешитель,всех сущих в бедах прибежище,благочестия столп,верных поборник».Со святым Николой связывали надежды на помощь после смерти. Широко почитали также святителей Василия Великого (329–?) и Иоанна Златоуста (347–?), прославившихся неутомимыми трудами по организации основ жизни и укреплению церкви, развитию монастырей и аскетической практики, борьбой с ересями.

Их основные писания были известны на Руси.Особенно чтили святителей как создателей чина литургии — главного богослужения христианской церкви.Василий Великий и Иоанн Златоуст почти всегда представляют лик святых отцов в деисусном ряду русского иконостаса, их изображения помещают на Царских вратах. Они стали высоким образцом для пастырей Русской церкви, их богословские сочинения легли в основу русской духовной жизни. Почти так же любим,как Никола, стал каппадокийский воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру и обезглавленный при императоре Диоклетиане (III век).Его почитание на Руси было повсеместным. В церковном календаре ему отведено два памятных дня:весенний, 23 апреля / 6 мая, и осенний, 26 ноября / 9 декабря.

Преподобные Сергий и Герман валаамские чудотворцы

Святому Георгию Победоносцу посвящены многочисленные произведения духовной литературы, его именем называли города и князей, с ним связывали надежды на защиту родной земли от врагов.Особую известность получило одно из событий жития святого, связанное с его победой над змием. В народном сознании образ святого Георгия-змиеборца стал ассоциироваться с идеями воинского подвига,победы над силами зла и, в целом, спасительной силы христианской веры. Большим почитанием на Руси пользовался игумен Синайского монастыря святой Иоанн Лествичник (VI век).Свое прозвание он получил за сочинение «Лествица райская», ставшее руководством для многих поколений русского монашества.В нем святой Иоанн представил жизнь монаха в образе ведущей к небу лестницы, путь по которой требует постоянного духовного и физического напряжения и самосовершенствования.

Византийские святые мученики братья Флор и Лавр,Параскева и Анастасия,Козьма и Дамиан и длинная череда других героев веры стали любимыми святыми русских людей, их небесными покровителями и помощниками в жизни и трудах. Глубокое переживание их подвигов стало той духовной основой, из которой родилась и развивалась русская национальная святость. Прошло менее столетия после Крещения Руси, и в недрах русской религиозной жизни стали появляться свои праведники. Они шли к Богу разными путями: одни — оставаясь в миру,другие — уходя в монастыри.Начало русской святости связано, прежде всего, с Киевом — стольным градом Руси. Первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, сыновья киевского великого князя Владимира,крестившего Русь. В 1015 году они были убиты по приказу сводного брата Святополка,видевшего в них после смерти отца соперников в борьбе за княжеский престол.

В 1071 году Бориса и Глеба возвели в ранг святых.Почитание братьев-мучеников быстро распространилось по русской земле и за ее пределами. В период, предшествовавший татаро-монгольскому завоеванию (до середины XIII века), день памяти святых князей Бориса и Глеба причисляли к великим праздникам года.В сознание русских людей они вошли как пример самопожертвования, мужества, незлобия и братской любви.Их почитали как покровителей и защитников новокрещенной Руси,образец княжеской святости.На написанных в последующие столетия иконах с изображением святых князей,братья всегда выступают первыми среди них (икона «Покров», кат. 292, ил. 130, складень Прокопия Чирина, кат. 304, ил. 134). В подвигах духовной стойкости, смирении и преданности Богу Борис и Глеб стали примером для новых поколений русских князей.С XVI века их образы появляются в составе деисусных чинов храмовых иконостасов, где братья предстают перед престолом Господа в молении за человеческий род, следуя за апостолами и святителями.

Богоматерь Молебная с избранными ростовскими святыми

Другой тип святости, родившийся в эту эпоху, представляет святость монашеская.Монастыри по типу греческих стали возникать в Киеве сразу после Крещения Руси, но наиболее активно их начали основывать после возникновения в 1051 году Успенской Киево-Печерской обители, ставшей эталоном для последователей позднейших веков и явившей русскому православию высокие образцы духовного служения и подвига. Из стен монастыря вышло около пятидесяти епископов, несших его проповедь и устав в разные концы Руси. Его основатели, святые Антоний и Феодосий, следуя идеалам великих палестинских подвижников первых веков христианства, воплотили тип монаха, емко охарактеризованный известным исследователем русской святости Г. П.Федотовым, который писал о святом Феодосии: «Свет Христов как бы светит из глубины его духа,меряя евангельской мерой значение подвигов и добродетелей.

Таким остался преп. Феодосий в истории русского подвижничества, как его основоположник и образ: учитель духовной полноты и цельности там,где оно вытекает, как юродство смирения, из евангельского образа уничиженного Христа» 4. Потомки будут сопоставлять их имена с именами основателей монашества — Антония Великого (251–356) и Феодосия Великого (424–529). Из Киево-Печерского монастыря вышел и легендарный Алипий — первый известный по имени иконописец домонгольской Руси5.Житие называет его подражателем евангелиста Луки, написавшего первую икону Богоматери. В Киево-Печерском патерике подчеркнуты высокие духовные добродетели иконописца.Характерен рассказ об исцелении прокаженного, которого он вылечил, намазав его раны красками разных цветов.После смерти Алипий был причислен к лику святых. В позднем варианте его Жития говорится,что своими чудотворными иконами он соединил небо и землю6. Причисление праведника к лику святых происходило не всегда одинаково.

Чаще всего общерусскому его почитанию предшествовало местное прославление.Так, святого Александра Невского стали почитать во Владимирской земле в XIII веке, а общерусская его канонизация произошла лишь в середине XVI столетия.Церковное празднование памяти святого отрока Артемия Веркольского, умершего в 1545 году,было установлено около 1619 года7,но почитать его жители архангельской деревни Верколы начали примерно сорок лет спустя после гибели мальчика.Подобных примеров множество.При установлении церковного почитания святого утверждался день его памяти, а имя вносилось в церковный календарь. Составлялось письменное житие.Обязательно создавался иконный образ.Он мог быть написан на основании словесных портретов, переданных по воспоминаниям современников, или воспроизводил облик святого, явленный при вскрытии его мощей.

Преподобный Александр Ошевенский

Эти духовные портреты писали согласно традиции и принципам, издавна сложившимся в византийской иконографии и литературе.Примером может служить иконный портрет святого Кирилла Белозерского,написанный вскоре после его кончины (кат. 143, ил. 65). Первая икона святого часто становилась его надгробным образом.Так,основой одного из вариантов иконографии святых братьев Бориса и Глеба стал образ, помещенный на их надгробных раках 8. Здесь использовался широко распространенный в византийском искусстве тип икон избранных святых — стоящих в ряд,фронтально, с крестами и своими атрибутами. Этой традиции следует прославленная икона XIV века — одно из самых ярких и значительных произведений древнерусского иконописания (кат.7, ил. 1). На ней братья-мученики предстают стоящими бок о бок,обращенными прямо к молящемуся.

Они облачены в княжеские одежды, руки сжимают кресты (символы их веры и мученической смерти) и мечи (орудия мученичества и воинские атрибуты). В подобии поз, жестов и внешности братьев — выражение общности их судеб и неразрывной связи в жизни и смерти; в красоте и совершенстве облика — свидетельство высоких духовных добродетелей. Фигуры святых князей занимают почти всю поверхность иконы,их локти слегка расставлены,словно смыкаясь в защитном жесте.Они — «русской земли надежда и опора,мечи обоюдоострые». От древнейшего периода русской истории,предшествовавшего татаро-монгольскому завоеванию, сохранились имена многих святых,прославившихся в разных землях Руси.Среди них — Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский,почитавшиеся в Новгороде,Авраамий Ростовский, столпник Никита Переславский, святые князь Владимир и княгиня Ольга Киевские.Уже в эту эпоху складываются особенности местного почитания святых.

Особенно ярко они проявились в Великом Новгороде. Новгород — мощный экономический и культурный центр — соперничал с Киевом по своему значению для православной Руси. Важное место в его духовной жизни приобрело почитание владык новгородской церкви. С 1169 года, когда город превратился в боярскую республику, их стали именовать архиепископами.Архиепископ избирался на вече жребием и пользовался высоким авторитетом у жителей.Его личность служила образцом высокого аскетического подвига. Новгородские владыки поддерживали прямые связи с духовными иерархами Константинополя и Киева.Учеником преподобных Антония и Феодосия Печерских был новгородский епископ Никита (?–1108),вышедший из монахов этой обители. Из печерских иноков происходил и епископ Нифонт (?–1157). Деятельность владык была глубочайшим образом связана с исторической жизнью Новгорода, с проблемами и чаяниями его жителей.

Избранные святые Двухрядная икона

Владыки были главными примирителями в политических спорах,»молитвенниками»,учителями и хранителями города.Большинство новгородских владык похоронено в соборе Святой Софии — кафедральном храме Новгорода. Двадцать епископов, занимавших новгородскую кафедру с XII до начала XVI века, в разное время были причислены к лику святых. Среди них — архиепископ Иоанн (?–1189), образ которого представлен на крышке его раки из погребения в Софийском соборе (кат. 72, ил. 26). С его именем связывали событие из новгородской истории, случившееся в 1170 году,— чудесное спасение города от нашествия суздальских войск благодаря помощи, полученной от иконы Богоматерь Знамение. Этот эпизод нашел воплощение в новгородских иконах уникальной иконографии (кат. 71, ил. 25). Волна татаро-монгольского нашествия середины XIII века смыла многие города и монастыри в южных землях Руси, неся отчаяние и запустение.

Эта эпоха породила среди русских князей героев высочайшего мужества.Наследником святых Бориса и Глеба в духовной стойкости выступил святой князь Михаил Всеволодович Черниговский,добровольно принявший мученическую смерть за христианскую веру от татарского хана Батыя в 1246 году.Через полвека за ним последовал князь Михаил Ярославич Тверской, казненный в 1318 году в Орде по приказу хана Узбека. Теперь центры духовной деятельности в основном перемещаются севернее, в Ростово-Суздальскую землю. Многие подвижники развивают здесь монашескую практику, основывают новые обители,превращая их в очаги духовного просвещения и культуры. Еще в XI веке в Ростове прославились святители Леонтий и Исайя, названные апостолами Ростовской земли: неверных людей освятили верою (как написано в тропаре святому Леонтию из Минеи 1646 года).

Оба выходцы из Киево-Печерского монастыря,они отличались неустанными трудами в борьбе с язычниками и утверждением православия, кротостью и твердостью в вере. В XIII веке их наследником выступил епископ Игнатий. Эти три святителя на все последующие века будут признаны святыми защитниками и покровителями Ростова. В каноне ростовским святителям, написанном около 1480 года, они уподоблены великим христианским святым отцам Василию Великому,Иоанну Златоусту и Григорию Богослову. Наступающее XIV столетие вошло в историю как век расцвета русского монашества. В эту эпоху великого подвижничества было основано более сорока монастырей,в которых люди приобщались к Богу и святости ценой великого самоотречения, физических усилий и подвигов веры. Вопреки страшному оскудению и опустошению земель, по словам отца Павла Флоренского, «глубокому безмирию, растлившему Русь», все громче слышалась проповедь братской любви, милосердия и единения.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

Она связана прежде всего с именем святого Сергия Радонежского. Приведем емкую и яркую его характеристику, данную отцом А.Шмеманом: «В образе преподобного Сергия (1320–1392 гг.) воскресает православная святость во всей полноте, во всем ее свете. От ухода в пустыню, через физическую аскезу, самораспятие, смирение к последним озарениям Фаворским Светом, к „вкушению“ Царства Небесного, преп. Сергий повторяет и путь всех великих свидетелей Православия с первых его веков…»Сергий основал неподалеку от Москвы монастырь во имя Святой Троицы, быстро ставший центром духовного притяжения.Сюда шли за утешением и советом князья и крестьяне, здесь смирялись враждующие, здесь получил от святого благословение перед Куликовской битвой Дмитрий Донской. Множество учеников и последователей святого Сергия несли его проповедь любви, нестяжания и опыт «внутреннего делания» в ближние и дальние пределы Руси.

Cреди них Никон Радонежский,Савва Сторожевский,Пафнутий Боровский, святой вологодской земли Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский — самый прославленный святой Русского Севера, создатель монастыря,выросшего,вслед за Троице-Сергиевым, в крупнейшую духовную школу.Начавшийся со святого Сергия Радонежского расцвет монашества в XV столетии, наверное,более всего связан с именами преподобных Зосимы и Савватия — основателей Соловецкого монастыря,превративших его в мощный центр и твердыню православия в Поморье. Места подвигов и упокоения преподобных отцов становятся центрами паломничества.Со временем их захоронения превращались в истинные сокровищницы искусства, как это было, например, в монастыре святого Александра Свирского (1448–1533), основанном им в Олонецком крае. К XVIII веку здесь сложился ансамбль произведений,выполненных лучшими московскими мастерами.

Замечательна серебряная золоченая рака с образом святого,пожертвованная царем Михаилом Федоровичем и выполненная мастерами Оружейной палаты Московского Кремля (кат.238,ил.105), а также покров на серебряную раку, вышитый в светлицах царицы Евдокии Лукьяновны (кат. 239, ил. 102). Обычай покрывать гробы с останками святых связан с православной традицией сокрытия святых мощей до будущего воскресения. На покровах помещали портретный образ святого.Таких покровов на гробнице могло быть несколько одновременно. Высоким мастерством исполнения отличаются покровы с образами святых Антония Печерского (кат.41,ил.13),Кирилла Белозерского (кат.147),Зосимы и Савватия Соловецких (кат.169, 170, ил. 76, 77). Иконография преподобных представлена широко и разнообразно. Часто их изображения окружают клеймами, иллюстрирующими события житий.

Преподобный Серафим Саровский

Среди наиболее ярких и значительных произведений — две иконы святого Кирилла Белозерского, созданные прославленным мастером второй половины XV—начала XVI века Дионисием и иконописцами его школы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (кат.140, 141, ил.59,63).На обеих иконах его стройная фигура подобна свече. Святой Иосиф Волоцкий говорил о Кирилле: «Яко на свешнице свет сияющий в нынешнее времена».Скромность его облика напоминает о суровой,лишенной внешнего блеска жизни,главной целью которой было высокое служение Богу,постоянное и последовательное самосовершенствование: «Житие праведных жестоко есть в сем мире,трудов исполнено,но в вышних есть прекраснейше».Светлый лик,окруженный золотом нимба,исполнен кротости.На свитке — надписи, призывающие сохранять чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную,»от злых же и скверных дел отвращатися…»

В одном из клейм жития встречается образ святого Сергия, беседующего со святым Кириллом. Их беседа — источник мудрости, импульс к духовному подвигу,напоминание о преемственности в деле служения.»Яко к созиданию и исправлению душам творят беседование,— писал преподобный Нил Сорский, — разне телом, но духовной любовию сопряжены и совокупны».Раскрытые ладони— как открытие душ навстречу друг другу. Иногда наиболее важные события из жизни святого становятся темами отдельных икон. Так появились, например, иконы «Видение святого Сергия», изображающие явление преподобному Богоматери (кат. 106–108, ил. 51, 52). С конца XVI века получает распространение обычай изображать рядом с подвижниками основанные ими монастыри. Обычно обитель на иконе расположена у ног святого, а топография и внешний вид ее построек показаны довольно точно.Особенно часто такие произведения встречаются в XVIII и XIX столетиях (например, кат.188, 193, ил. 84, 88).

Эти небольшие образа, как правило, писали в самих монастырях или по их заказам. Иногда, как в иконе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких,святые держат свою обитель в руках или смиренно подносят ее Господу (кат. 166, ил. 80). Русские подвижники занимают свое место рядом с великими деятелями всего православного мира.Они воспринимаются как реальное воплощение рассуждений святого Симеона Нового Богослова о святых, которые, следуя друг за другом из поколения в поколение, «образуют как бы золотую цепь, где каждый из них звено,каждый связан с предшествующим в вере, трудах и любви,как если бы они были единственной линией к единому Богу, которая не может быть нарушена». Эта мысль нашла наглядное воплощение в иконах с избранными святыми. Типичный образец такой иконы — «Избранные святые с Богоматерью Знамение» (кат.58, ил.22).

Преподобный Сергий Радонежский

Четверо святых изображены стоящими в ряд на золотом фоне,тесно примкнувшими один к другому и фронтально обращенными к молящимся. Они одного роста,их силуэты почти повторяют друг друга,позы схожи. Их лики одинаково строги и отрешенны.В этом подобии и единстве ритмов — воплощение их духовного единения в вере и твердости. Здесь представлены святитель Иоанн Милостивый, местный святой Варлаам Хутынский и святые жены-мученицы Параскева и Анастасия.Все вместе они — надежная и крепкая защита Новгорода, его нерушимая стена и небесный щит.А над ними — главная святыня города,его палладиум — Богоматерь Знамение.Преподобный Варлаам помещен здесь среди любимых на Руси,особенно в Новгороде,христианских святых.Он равнозначен и равновелик им и предстательствует перед Господом за новгородцев как покровитель этой земли и одновременно от лица всех православных преподобных.

На иконе,датируемой 1498 годом (кат.283,ил.125),святые размещены в два ряда. В нижнем — святой Леонтий Ростовский между святым Антонием Великим и пророком Ильей,над ними — ряд преподобных,в котором новгородский святой Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский стоят рядом с Пименом Великим, Феодосием Великим, Евфимием Великим и Онуфрием Великим.Национальные святые вплетены в цепь византийских и продолжают ее. С конца XV века образы русских преподобных помещают в деисусные чины церковных иконостасов следом за мучениками. Чаще вcего это святые Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский.В деисусах северных земель встречаются образы Зосимы и Савватия Соловецких и Варлаама Хутынского. Преподобные часто представлены предстоящими перед Христом или Богоматерью в смиренных молитвах. Нередко их образы помещают на полях икон,посвященных Христу или Богоматери, где они выступают святыми ходатаями за молящихся. Обычно такие иконы имеют небольшой (пядничный) размер. Они либо являлись вкладами в церковь или монастырь,либо создавались в самой обители для прихожан (кат.135, ил. 57).

Наряду со святостью монастырской, отшельнической, духовная жизнь Руси XIV–XV столетий дает и пример другой святости — святительской. Появляются церковные пастыри — устроители национальной церкви. И первый среди них — святой митрополит Петр (?–1326). В двенадцать лет он стал монахом, а в 1308 году был возведен в сан митрополита.Важнейшей его заслугой в этом сане стало перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, упрочившее положение последней среди русских земель и положившее начало ее превращению в духовную столицу Руси. Святитель Петр предсказал освобождение Москвы от татар и ее возвышение среди других русских земель, поэтому его почитали как покровителя города и защитника от нападений «поганых».Имя его последователя, святого митрополита Московского Алексия (1292 (1304?)– 1378), в еще большей степени связывается с идеей царствующего града Москвы: «граду Москве утверждение и похвала». Третий из наиболее почитаемых московских святителей — святой Иона (?–1461), занявший митрополичий стол в 1448 году.

Ростовские чудотворцы

Его неустанные труды были направлены на укрепление Русской церкви и православия. Он предсказал разорение великой Орды и скорое освобождение Руси от татарского ига.Всех трех святителей традиционно изображают в крестчатых святительских одеждах, омофорах и белых клобуках. С конца XV столетия образы митрополитов Петра и Алексия, как и образ святого Леонтия Ростовского, помещают в деисусные чины иконостасов (кат. 201, 202, ил. 93). Позже,после установления в 1596 году общего празднования всем трем московским митрополитам, их нередко представляли вместе (кат.219–221,ил.90, 96,98). В ряду московских святителей особое место занимает митрополит Филипп, пастырь-мученик эпохи Ивана Грозного, «лютейше пострадавший» за истину благочестия и обличение неправедных действий царя и опричнины (кат.251).Один из лучших его образов вышит на покрове, созданном в 1590-е годы в мастерской царицы Ирины Федоровны Годуновой для гробницы святого в Соловецком монастыре (кат. 250, ил. 107).

В середине XVI века в Москве по инициативе царя Ивана Грозного и главы церкви,митрополита Московского Макария, состоялись два церковных собора (1547, 1549) по канонизации святых Русской земли. Соборам предшествовала огромная работа по выявлению местночтимых праведников, еще не удостоившихся общерусского почитания. Лик святых пополнился тридцатью девятью праведниками.После общерусской канонизации повсюду были разосланы указы праздновать память «новых чудотворцев» повсеместно. Их образы появляются на иконах-минеях и таблетках-святцах, воспроизводящих их облик. В это же время расцветает особый вид святости — юродство,менее распространенное в прежние столетия.Юродивые, рабы Христовы, отказавшиеся от всех благ мирской жизни и принятых в общественной жизни норм поведения, обличали пороки и несправедливость, не боясь гнева и гонений со стороны властей. Они обладали даром утешения и прозорливости.

Блаженные печальники за униженных и обиженных заслужили глубокую привязанность и признание в народе. Образ юродствующего во Христе известен еще c первых веков христианства и из Византии пришел на Русь.Широкую известность и почитание приобрел здесь святой Андрей (X век), с именем которого связывали чудесное явление Богоматери во Влахернском храме в Константинополе и чудо Покрова. Большинство юродивых XIV и XV веков связаны с Новгородом. Среди них — святые Михаил Клопский и Прокопий, ушедший позднее в Великий Устюг (кат. 69, 183, ил. 24, 82). В XVI веке особо прославился московский юродивый Василий Блаженный (кат. 270), не боявшийся укорять в жестокости царя Ивана Грозного. Вскоре после кончины его именем стали называть храм Покрова на Красной площади. XVII столетие начинается с канонизации в 1606 году царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого, согласно его Житию, в Угличе.

Святые Петр Алексий и Иона митрополиты Московские

Его ранняя мученическая смерть от рук злодеев напоминала о безвинной гибели и духовном подвиге святых Бориса и Глеба.Современниками Димитрий-царевич воспринимался как покровитель русских князей,необоримый хранитель Русского государства и миротворец от междоусобной брани. С особым благоговением к нему относилась семья Строгановых. Его икона была установлена в семейной усыпальнице Строгановых в Сольвычегодске, а образ его вышивали на пеленах в строгановских светлицах.На прекрасной пелене 1656 года,исполненной в мастерской А.И.Строгановой (кат.277,ил.121),царевич Димитрий представлен в окружении всей церкви — святых, возглавляемых Христом и Богоматерью, среди которых преобладают святые защитники Руси и ее пастыри — митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Зосима и Савватий Соловецкие,Иоанн Устюжский. Подойдя к порогу Нового времени,Русь уже с полным основанием могла называть себя «святой», главной хранительницей великого византийского наследия и православной веры. Множество праведников разных чинов святости хранили Русь,питали ее духовную жизнь,высоко поднимали ее значение в христианском мире.

Материал создан: 05.11.2015

Дата в 2020 году 1 ноября 2020 года, Воскресенье
Церковное название: Пятидесятница, день поминовения усопших
Значение: Почитается память усопших, святых людей, которые умерли во имя веры и правды
Другие названия: Хэллоуин, День всех усопших, День мертвых, Неделя всех святых
Традиции: Гадание, угощения для бедных


Православные христиане и католики часто имеют одинаковые праздники, но с разной верой. В православии среди праздников отмечается День всех святых на следующее воскресенье после святой троицы. Но, как и троица, день святых каждый год отмечается в разные дни. В тоже время у католиков этот праздник проходит в один и тот же день осенью: 1 ноября. Накануне этого праздника проходит Хэллоуин, который скоро будет отмечаться верующими.

История праздника

Православный праздник появился около 50 лет назад, в отличие от католического, который существует со времен кельтов. В те времена он проводился после сбора урожая, чтобы развеяться и повеселиться. Но со временем, когда появилась христианская вера, праздник изменился по своей сути. Рассказывали, что накануне дня святых любая нечистая сила проникала в этот мир на свободу. Поэтому, накануне католики отгоняют заблудших призраков, переодевшись в костюмы. Сейчас Хэллоуин очень популярен не только на Западе и в Европе. Праздник выражается во многом: помимо тыквы с вырезанной рожицей и карнавального костюма, дети ходят по домам, где получают много сладких вкусностей.

Хэллоуин изначально проводился с гулянием, весельем, гаданием. До известной всем тыквы ранее употреблялась репа с угольком, т.к. по преданию Дьявол именно в репу превратил голову обманщика.

Традиции и обряды

Католический и православный праздник очень любим народом. В этот день принято вспоминать всех усопших, верных церкви и богу, которые не пожалели свои жизни и были всегда рядом. Этот праздник не отмечается шумно и весело, как Новый год. В этот день следует сходить в церковь, чтобы помолиться, поставить свечи всем святым, которые верою и правдой служили, верили в лучшее будущее.Святые помогают выбрать истинный путь для всех заблудших. Канун дня святых приходится на Хэллоуин со своими традициями. В этот день народ веселится, переодевается в костюмы, чтобы злые силы их не приметили.

Среди традиций есть древние из них:

  • гадание на судьбу, на благополучие, на будущее;
  • в праздник для католиков обязательное посещение церкви для молитвы за родных умерших и всех святых;
  • поминальный вечер проходит с 1 на 2 ноября в память о всех ушедших из нашей жизни, при этом остается для них пища на столе. На ночь прочитывают молитвы в память тех, кто умер;
  • также уделяют время для посещения кладбища, для приведения могилы в норму;
  • 1 ноября преподносят дар всем бедным и нуждающимся, оказывают помощь всем молящим, чтобы видели их доброту и заботу.

Празднику сейчас уделяют много внимания со стороны общественности даже в России. Сейчас праздник становится больше маскарадом, отсутствует духовность праздника, проявление доброты. То есть история и традиции забываются, и со временем не останется основного понятия праздника. Нужно помнить, что основная цель дня святых – это память усопших, и канун дня проходит в отпугивании потусторонней злой силы. Всем можно пожелать защиты своего дома от любой напасти, зла, ненужных проблем.

Чаще всего на торжество приносят тыквы с вырезанными глазами и губами. Но можно обойтись только свечами для отпугивания потусторонней силы. Также есть традиция переодеваться в карнавальные костюмы: чаще всего одевают костюмы злых персонажей, хотя можно надеть ангельские костюмы или рыцарей. Для воцарения мира и покоя следует в душе нести добро и любовь.

Приметы

По традиции для католиков сам праздник приходится в ночь с 31 октября. Если в вашей квартире зажечь свечи в эту ночь, и она погаснет, то значит, что душа умершего рядом с вами. Вспомните хорошие моменты, думайте о хороших воспоминаниях и зажгите повторно свечи. Не смотрите ужастики, не читайте негативные новости, не притягивайте к себе отрицательную энергетику в эти дни.

Постарайтесь не проводить гадание в этот день, хотя это делается повсюду. В этот день ворота открыты и тонкая ниточка слаба между двумя мирами. Вызывая духов, можно повредить и порвать эту нить. Никто не знает, что будет нагадана правда или неправда. Чтобы узнать будущее – вызывается дух или низшая сущность, которые могут затеряться и остаться на этом свете. И только покаяние и вера помогут избавиться от них. Стоит ли идти на эти жертвы? Эти опасные гадания можно отложить на другой день, а может и не стоит знать будущее, которое будет в скором времени.

Если выйти на перекресток в канун праздника и послушать, то можно услышать, что ждет в ближайший год. Если верить сказаниям, то выстиранная вещь в этот день девушкой будет взята духом, который покажет лик будущего супруга.

В память всех святых этот праздник несет добро и веру в лучшее. Хочется верить, что всех православных и католических праведников ждет светлое будущее.

До праздника «‎День всех святых» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День всех святых»

День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

День Всех святых

Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

История Дня Всех Святых

Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Богослужение на День Всех Святых

В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).

Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

Тропарь Всем Святым

Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак Всех Святых

глас 8

Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Иконы