Святые женщины в православии

Календарь женских именин. Православные имена для девочек

В этой статье мы публикуем календарь женских именин. Вы сможете понять, в честь какого святого назвать ребёнка, рождённого в тот или иной день.

Календарь женских именин: православные имена для девочек

В православной традиции принято называть новорожденного в честь святого, чья память празднуется в день рождения ребенка, в день наречения имени (на восьмой день).

Дни памяти святых приводятся по старому стилю, поэтому для получения даты по новому стилю нужно прибавить к дате 13.

А В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Ю Я

А

Августа – священная
– (Защук), схимонахиня, прмц.: Д. 26 || Новомуч.
– Римская, императрица, мц.: Н. 24
Агапия Аквилейская, мц.: Ап. 16 – любовь
Агафия – добрая
– Владимирская, княгиня, мц.: || Влад.
– (Крапивникова), прмц.: || Новомуч.
– мц.: Окт. 29 || Новомуч.; Ряз.
– Никомидийская, игумения, прмц.: Д. 28
– Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц.: Ф. 5
Агафоклия, мц.: С. 17 – благославная
Агафоника Пергамская, мц.: Окт. 13 – благопобедная
Агния (Анна) Римская, дева, мц.: Ян. 21; Ил. 5 – непорочная
Агриппина
– (Киселева), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– (Лесина), мц.: Д. 26 || Новомуч.
– Ржевская, княгиня: || Твер.
– Римляныня, мц.: Ин. 23
Акилина – орлиная
– (Дубовская), мц.: || Новомуч.
– Младшая, мц.: Ап. 7
– Старшая, Библосская (Финикийская), мц.: Ин. 13
Алевтина (Валентина) Кесарийская (Палестинская), мц.: Ил. 16 – сильная
Александра – мужественная
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6
– Дивеевская (Мельгунова), прп.: Ин. 13
– (Дьячкова), прмц.: Мр. 1 || Новомуч.
– (Каспарова), прмц.: Ф. 5 || Новомуч.
– (Лебедева), мц.: || Новомуч.
– Римская, Никомидийская, императрица, мц.: Ап. 23
– (Самойлова), прмц.: Мр. 9 || Новомуч. Бут.
– (Смолякова), мц.: || Новомуч.
– (Устюхина), мц.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– Феодоровна, императрица Российская, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– (Хворостянникова), послушница, прмц.: С. 17 || Новомуч.
– (Червякова), схимонахиня, прмц.: С. 30 || Новомуч. Бут.
Алла Готфская, мц.: Мр. 26
Анастасия – воскресение
– (Бобкова), прмц.: Мр. 23 || Новомуч. Бут.
– (Камаева), прмц.: Ил. 28 || Новомуч.
– (Лебедева), мц.: Окт. 29 || Новомуч.; Ростов.
– мц.: Ап. 27 || Иван.; Новомуч.
– Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– Патрикия, Александрийская, пустынница: Мр. 10
– Римляныня, Солунская (Фессалоникийская), прмц.: Окт. 29, 30
– Римская, мц.: Ап. 15
– (Титова), послушница, прмц.: Д. 4 || Новомуч.
– Угличская, игумения, прмц.: || Ростов.
– Узорешительница, Римляныня, Иллирийская, вмц.: Д. 22
Анатолия Римская, мц.: Мр. 20 – восточная
Ангелина Сербская (Бранкович), королева, прп.: Ил. 1; Д. 10 – вестница
Анимаида – см. Анимаиса
Анимаиса
– (Анимаида) Готфская, мц.: Мр. 26
– (Острецовская), прп.: || Иван.
Анисия – совершение, успех
– (Масланова), мц.: Н. 24 || Новомуч.
– Солунская (Фессалоникийская), мц.: Д. 30
Анна – благодать
– Адрианопольская, мц.: Окт. 22
– (Благовещенская), прмц.: Ф. 26 || Новомуч.; Ростов.
– (Боровская), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– Вифинская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ин. 13; Окт. 29
– (Водоланова), мц.: || Новомуч.
– (Горохова), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– Готфская, мц.: Мр. 26
– (Ежова), прмц.: Ав. 16 || Новомуч.
– (Ефремова), прмц.: Ф. 4 || Новомуч. Бут.
– (Зерцалова), мц.: Н. 14 || Новомуч. Бут.
– (Ивашкина), исп.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– (в иночестве Евфросиния) Кашинская, Тверская, княгиня, схимонахиня: Ин. 12; Окт. 2 || Твер.
– (Корнеева), прмц.: Ф. 13 || Новомуч. Бут.
– (Лыкошина), мц.: С. 28 || Новомуч.; Петерб.
– (Макандина), прмц.: Мр. 1 || Новомуч. Бут.
– Новгородская, княгиня, прп.: Ф. 10 || Новг.
– (Остроглазова), мц.: Н. 10 || Иван.; Новомуч.
– (Попова), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– праведная, мать Пресвятой Богородицы: Ил. 25; С. 9; Д. 9
– Пророчица, дочь Фануилова: Ф. 3; Ав. 28
– Пророчица, мать пророка Самуила: Д. 9
– Римская – см. Агния
– Селевкийская (Персидская), мц.: Н. 20
– (Серова), мц.: Ил. 31 || Иван.; Новомуч.
– (Столярова), схимонахиня, исп.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– (Четверикова), мц.: Ф. 18 || Новомуч.
– (Шашкина), мц.: Ап. 28 || Новомуч.; Ростов.
Антонина – приобретающая взамен
– (Брянских), мц.: Д. 27 || Новомуч.
– Кродамнская, дева, мц.: Ин. 10
– Никейская, мц.: Мр. 1; Ин. 13
– (Новикова), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– (Степанова), прмц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
Анфиса — цветущая
– Мантинейская, игумения, исп.: Ил. 27
– (Анфуса) Новая, мц.: Ав. 27
– Римская, мц.: Д. 8
– (Сысоева), прмц.: Д. 26 || Новомуч.
Анфия Римская, мц.: Д. 15
Анфуса – цветок
– Новая – см. Анфиса Новая
– Омонийская, дева, игумения: Ап. 12
– Селевкийская, прп.: Ав. 22
Аполлинария
– прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ян. 5
– (Тупицына), мц.: С. 30 || Новомуч. Бут.
Аппия – см. Апфия
Апфия (Аппия) Колосская, равноапостольная, мц.: Ф. 19; Н. 22
Ариадна Промисская (Фригийская), мц.: С. 18 – строго сохраняющая супружескую верность
Арсения (Добронравова), игумения, прмц.: Ян. 10 || Иван.; Новомуч.
Артемия Римская, царевна, мц.: Ин. 7 – здравая, цветущая
Архелая Салернская, дева, прмц.: Ин. 6 – начальница людей
Аскитрея Селевкийская, мц.: Ап. 17 – подвижница
Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольская (Мизийская), мц.: С. 15
Асклипиодота – дар Эскулапа (бога врачевания)
– Адрианопольская, мц.: Ф. 19
– Маркианопольская – см. Асклиада
Афанасия – бессмертная
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: Н. 6
– Канопская, мц.: Ян. 31
– (Лепешкина), игумения, прмц.: || Новомуч.
– Тавенская, прп.: Окт. 9
– Эгинская, игумения: Ап. 12

В

Валентина – сильная
– Кесарийская – см. Алевтина
– Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Ф. 10
Валерия (Калерия) Кесарийская (Палестинская), мц.: Ин. 7 – крепкая
Варвара – иноземка
– Алапаевская, прмц.: Ил. 5 || Моск.; Новомуч.
– (Деревягина), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– Илиопольская, вмц.: Д. 4
– (Конкина), прмц.: Мр. 23 || Новомуч.
– (Лосева), мц.: Ф. 22 || Новомуч. Бут.
– прп., мать прп. Александра Свирского: || Петерб.
– Свирская: || Новг.
Варсонофия Московская, прп.: || Моск.
Василисса – царственная
– Египетская, игумения, прмц.: Ян. 8
– Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16
– Никомидийская, отроковица, мц.: С. 3
– Римская, мц.: Ап. 15
Васса
– Алонская, мц.: Ав. 21
– Псково-Печерская, прп.: Мр. 19 || Псков.; Псково-Печ.; Эст.
Вевея (Февея, Вивея) Едесская, мц.: Окт. 15 – верная
Вера
– (Графова), прп., исп.: Д. 2 || Новомуч.
– (Морозова), прмц.: Ф. 13 || Новомуч. Бут.
– Римская, отроковица, мц.: С. 17
– (Самсонова), ктитор, мц.: Ин. 1 || Новомуч.; Ряз.
– (Трукс), мц.: Д. 18 || Новомуч.
Вероника – см. Виринея
Вивея
– Едесская – см. Вевея
– мц. – см. Фивея
Виринея (Вероника) Едесская, мц.: Окт. 4
*Вриена Нисивийская, прп.: || всех прп.

Г

Гаафа Готфская, царица, мц.: Мр. 26
Гаиания Армянская, игумения, прмц.: С. 30
Гали Коринфская, мц.: Мр. 10 – прекрасная
Галина – тишина, спокойствие
– Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16
– прав.: Ф. 10
Гермогена (Кадомцева), инокиня, прмц.: М. 28 || Новомуч.
Глафира Амасийская, дева: Ап. 26 – гладкая
Гликерия – сладкая
– Адрианопольская, мц.: Окт. 22
– Гераклейская, дева, мц.: М. 13
– Новгородская, дева: М. 13 || Новг.
Голиндуха
– мц.: Ил. 3
– (в крещении Мария) Персидская, исп.: Ил. 12

Д

Дария – сильная, побеждающая
– (Зайцева), прмц.: Мр. 1 || Новомуч. Бут.
– Римская, мц.: Мр. 19
– Сезеновская (Лебедянская), старица, прп.: || Тамб.
– (Сиушинская), мц.: Ав. 5 || Новомуч.
– (Тимолина), мц.: Ав. 5 || Новомуч.
*Девора — пророчица: || Св. праотец
Домна – госпожа
– (Василькова), мц.: || Новомуч.
– Никомидийская, дева, мц.: С. 3, Д. 28
– Томская, старица, Христа ради юродивая: || Сибир.
Домника – Господня
– (Домнина) Аназарвская (Киликийская), мц.: Окт. 12
– Константинопольская, диакониса, игумения: Ян. 8
Домнина – госпожа
– Аназарвская – см. Домника Аназарвская
– Едесская, мц.: Окт. 4
– Римская, мц.: Мр. 20
– Сирийская, дева, прп.: Мр. 1
Дорофея Кесарийская (Каппадокийская), дева, мц.: Ф. 6 – дар Божий
Досифея (Тяпкина), Киевская, затворница, прп.: С. 25 || Ряз.
Дросида Римская, мц.: Мр. 22 – роса
Дуклида Готфская, царевна: Мр. 26

Е

Ева
– (Павлова), игумения, прмц.: Ав. 14 || Новомуч.
– *праматерь, жена Адама: || Св. праотец; Св. отец
Еванфия Скепсийская (Геллеспонтская), княгиня, мц.: С. 11 – благоцветная
Еввула Никомидийская: Мр. 30 – благосоветная
Евгения – благородная
– (Доможирова), мц.: Ян. 5 || Новомуч.
– Римская, дева, прмц. (подвизавшаяся в мужском образе): Д. 24
– Сербская – см. Милица
Евдокия – благоволение
– (Андрианова), прмц.: || Новомуч.
– (Архипова), прмц.: Мр. 1 || Новомуч. Бут.
– (Бучинева), прмц.: || Новомуч.
– Владимирская, княгиня: || Влад.
– (Гусева), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– Илиопольская, игумения, прмц.: Мр. 1
– (Кузьминова), прмц.: Ян. 23 || Новомуч. Бут.
– (Мартишкина), мц.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня: М. 17; Ил. 7 || Моск.; Радонеж.
– (Назина), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– (Павлова), послушница, прмц.: Ап. 7 || Новомуч.
– (Перевозникова), прмц.: Ав. 14 || Новомуч.
– (Ия) Римляныня, Персидская, прмц.: Ав. 4; С. 11
– (Сафронова), мц.: Н. 3 || Новомуч.
– (Синицына), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– Суздальская, Христа ради юродивая: || Влад.
– (Ткаченко), прмц.: С. 15 || Новомуч.
– (Шикова), мц.: Ав. 5 || Новомуч.
Евдоксия Канопская, мц.: Ян. 31 – благославная
Евлалия Барселонская, дева, мц.: Ав. 22 – благоречивая
Евлампия Никомидийская, мц.: Окт. 10 – благосветлая
Евникия Сирийская, мц.: Окт. 28 – благопобедная
Евпраксия – благоделание
– Константинопольская, Тавенская, Младшая, дева, прп.: Ил. 25
– (в миру Евфросиния) Псковская, княгиня, игумения: || Белорус.; Псков.
– *прп.: || всех прп.
– сестра митрополита Алексия Московского: || Моск.
– Тавенская Старшая, прп.: Ян. 12
Евсевия – см. Ксения Миласская
Евстолия Константинопольская, прп.: Н. 9 – хорошо одетая
Евтропия Александрийская, мц.: Окт. 30 – благонравная
Евфалия Леентинская (Сицилийская), мц.: Мр. 2 – благоцветущая
Евфимия – всехвальная
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Всехвальная, Халкидонская, вмц.: Ил. 11; С. 16
Евфрасия – радость, веселие
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– (Евфросиния) Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6
– Никомидийская, дева, мц.: Ян. 19
Евфросиния – радость
– Александрийская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ф. 15; С. 25
– Анкирская – см. Евфрасия Анкирская
– (Денисова), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– (Джуринская), мц.: Д. 9 || Новомуч.
– Кашинская – см. Анна Кашинская
– Московская – см. Евдокия Московская
– Муромская – см. Феврония Муромская
– Полоцкая (до крещения княжна Предислава), игумения: М. 23 || Белорус.
– Сербская – см. Милица
– (Тимофеева), прмц.: Окт. 23 || Новомуч.
– (в миру Феодулия) Суздальская, княжна, прп.: С. 25 || Брянск.; Влад.
– Шуйская, Владимирская, прав.: || Иван.
Екатерина – всегда чистая
– Александрийская, дева, вмц.: Н. 24 || Син.
– (Арская), мц.: Д. 4 || Новомуч.; Петерб.
– (Декалина), прмц.: Ф. 4 || Новомуч.
– (Константинова), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– (Черкасова), прмц.: Ян. 23 || Новомуч. Бут.
Елена – факел
– (Асташикина), прмц.: Ил. 28 || Новомуч.
– (Девочкина), игумения: || Моск.
– Дивеевская (Мантурова), прп.: М. 28
– мц., дочь ап. Алфея: М. 26
– равноапостольная – см. Ольга равноапостольная
– равноапостольная, Константинопольская, царица: Мр. 6; М. 21 || Син.
– Сербская, королева, прп.: Окт. 30
– (Чернова), мц.: С. 4 || Новомуч.
Еликонида Солунская (Фессалоникийская), Коринфская, мц.: М. 28
Елисавета – почитающая Бога
– Адрианопольская, мц.: Окт. 22
– Константинопольская, игумения: Ап. 24
– (Крымова), мц.: Окт. 18 || Новомуч. Бут.
– (Куранова), мц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут.
– праведная, мать Иоанна Предтечи: С. 5
– (Румянцева), исп.: Ил. 31 || Иван.; Новомуч.
– (Самовская), мц.: Н. 1 || Новомуч.
– (Сидорова), мц.: Н. 7 || Новомуч.
– (Тимохина), мц.: Ф. 22 || Новомуч.
– Феодоровна, Алапаевская, великая княгиня, прмц.: Ил. 5 || Костр.; Моск.; Новомуч.; Петерб.
– (Ярыгина), прмц.: Ав. 30 || Новомуч.
Емилия Кесарийская (Каппадокийская), прп.: Ян. 1
Еннафа Газская, дева, мц.: Ф. 10
Епистимия Емесская (Финикийская), мц.: Н. 5 || Син. — знающая
Епихария Римская, мц.: С. 27 – радующаяся
Ермиония, мц.: С. 4 – соединяющая
Еротиида Каппадокийская, мц.: Окт. 27 – любезная
*Есфирь, праведная: || Св. праотец

З

Зинаида Тарсийская, мц.: Окт. 11 – божественная
Зиновия Егейская (Киликийская), мц.: Окт. 30
Злата (Хриса, Хрисия) Могленская, вмц.: Окт. 13, 18
Зоя – жизнь
– Атталийская (Памфилийская), мц., супруга мч. Еспера Атталийского: М. 2
– Вифлеемская, прп.: Ф. 13
– Римская, мц.: Д. 18

И

*Иаиль, поразившая Сисару: || Св. праотец
*Иерия Нисивийская, прп.: || всех прп.
Илария Римская, мц.: Мр. 19 – тихая, радостная, ясная
Иоанна, мироносица: Ин. 27; Неделя св. жен-мироносиц – благодать Божия
Иоанникия (Кожевникова), игумения, прмц.: Н. 20 || Новомуч.
Иовилла Лангонийская, мц.: Ян. 16
Ираида
– Александрийская – см. Раиса
– мц.: Мр. 5
– (Тихова), исп.: Ил. 25 || Новомуч.; Ростов.
Ирина – мир
– Аквилейская, мц.: Ап. 16
– (Гуменюк), мц.: || Новомуч.
– Египетская, мц.: С. 18
– Константинопольская: М. 13
– Коринфская, мц.: Ап. 16
– Македонская, вмц.: М. 5
– Муромская, княгиня, супруга св. Константина Муромского: || Влад.; Ряз.
– (Смирнова), мц.: Ф. 22 || Новомуч. Бут.
– (Фролова), прмц.: С. 17 || Новомуч.
– (Хвостова), прмц.: Ф. 13 || Новомуч. Бут.
Исидора Тавенская, прп., Христа ради юродивая: М. 10
*Иудифь, праведная: || Св. праотец
Иулиания
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Вяземская, Новоторжская, княгиня, мц.: Ин. 2; Д. 21 || Смолен.; Твер.
– Илиопольская, мц.: Д. 4
– Лазаревская, Муромская: Ян. 2 || Влад.; Ряз.
– мц.: Ин. 22
– Никомидийская, дева, мц.: Д. 21
– Новгородская, мать блж. Николая Кочанова: || Новг.
– Ольшанская, Печерская, княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах: Ил. 6 || Белорус.; Волын.; Печер.; Печер., ближ.
– Птолемаидская, мц., сестра мч. Павла Птолемаидского: Мр. 4; Ав. 17
– Россонская, мц.: Н. 1
– сестра митрополита Московского Алексия: || Моск.
– Сольвычегодская: || Волог.
Иулитта
– Кесарийская (Каппадокийская), мц.: Ил. 31
– *прп.: || всех прп.
– Тарсийская, мц.: Ил. 15
Иулия (Юлия)
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18
– Карфагенская, Корсиканская, дева, мц.: Ил. 16
Иуния (Юния), супруга и помощница ап. Андроника: М. 17
*Иуста (Иустина), прп.: || всех прп.
Иустина
– Антиохийская, Никомидийская (Дамасская), мц.: Окт. 2
– (Меланич), мц.: || Новомуч.
– прп. – см. Иуста
Ия – см. Евдокия Римляныня

К

Каздоя Персидская, царевна, мц.: С. 29
Калерия – см. Валерия
Калиса Коринфская, мц.: Ап. 16 – прекрасная
Каллиста – прекраснейшая
– Кесарийская (Каппадокийская), мц.: Ф. 6
– Никомидийская, мц.: С. 1
Каллисфения Ефесская: Окт. 4 – с хорошими силами
Капитолина Каппадокийская, мц.: Окт. 27
Касиния Анкирская, мц.: Н. 7 – служанка
Керкира Керкирская, дева, мц.: Ап. 28
Кетевана Кахетинская, царица, вмц.: С. 13
Кикилия (Цецилия) Римская, мц.: Н. 22
Киприлла – см. Кирилла
Кира – госпожа
– Берийская (Македонская), дева, затворница, прп.: Ф. 28
– (Оболенская), мц.: Д. 4 || Новомуч.; Петерб.
Кириакия – господская
– (Кирия) Кесарийская (Палестинская), мц.: Ин. 7
– Никомидийская, мц.: Ил. 7
– Римская, мц.: Мр. 20
Кириена Тарсийская, мц.: Н. 1 – господствующая
Кирилла (Киприлла) Киринейская, мц.: Ил. 5 – солнце
Кирия – см. Кириакия Кесарийская
Клавдия
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6
– Римская, мц.: Д. 24
Клеопатра Палестинская: Окт. 19 – славная по отцу
Конкордия Римская, мц.: Ав. 13 – согласие
Крискентия Римская, Питательница, мц.: М. 16; Ин. 15 – растущая
Ксанфиппа Толедская, прп.: С. 23
Ксения – иностранка, странница
– (в миру Евсевия) Миласская, диакониса: Ян. 24
– Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24 || Петерб.
– (Петрухина), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– (Радунь), мц.: || Новомуч.
– Тверская, княгиня: || Твер.
– (Черлина-Браиловская), прмц.: С. 2 || Новомуч.

Л

Лариса Готфская, мц.: Мр. 26 – чайка
Леонилла (Неонилла) Лангонийская, мц.: Ян. 16
Лидия Иллирийская, мц.: Мр. 23 – родом из Лидии (в Малой Азии)
*Лия, жена ветхозаветного патриарха Иакова: || Св. праотец
Лукина Римская: Ин. 7 – светлая
Лукия – светлая
– Каппадокиянка, Римская, дева, мц.: Ил. 6
– Сиракузская, дева, мц.: Д. 13
Любовь
– Римская, отроковица, мц.: С. 17
– Рязанская (Сухановская), Христа ради юродивая: || Ряз.
Людмила – людям милая
– (Петрова), мц.: С. 15 || Новомуч.
– Чешская, княгиня, мц.: С. 16

М

Мавра – темная
– Константинопольская, диакониса, игумения: Окт. 31
– (Моисеева), мц.: Ил. 28 || Новомуч.
– Фиваидская, мц.: М. 3
Макария (Сапрыкина), прмц.: Д. 26 || Новомуч. – блаженная
Макрина Каппадокийская, Новая, Младшая, прп.: Ил. 19 – сухая
Мамелхва Персидская, мц.: Окт. 5
Мамика Готфская, мц.: Мр. 26
Манефа Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Н. 13 – данная часть
Маргарита
– Антиохийская – см. Марина Антиохийская
– (Гунаронуло), игумения, прмц.: || Новомуч.
– (Закачурина), прмц.: Д. 2 || Новомуч.
*Мариам, сестра пророка Моисея: || Св. праотец; Св. отец; Син.
Мариамна (Мария), сестра апостола Филиппа: Ф. 17
Марина – морская
– (Маргарита) Антиохийская, вмц.: Ил. 17
– Берийская (Македонская), дева, затворница, прп.: Ф. 28
Марионилла Египетская, мц.: Ян. 8
Мария – госпожа
– Азийская, дева, мц.: Ф. 6
– Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц
– Вифинская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ф. 12
– Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Владимира Владимирского: || Влад.
– (в иночестве Марфа) Владимирская, княгиня, прп.: || Влад.
– (Волнухина), мц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут.
– (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– (Данилова), мц.: Д. 30 || Новомуч.; Ростов.
– Дивеевская (Федина), блаженная: Ав. 26
– (Дмитриевская), мц.: Д. 2 || Новомуч.
– Египетская, прп.: Ап. 1; 5-я Неделя Великого поста
– (Журавлева), прмц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
– Заозерская, княгиня: || Волог.
– Кесарийская (Палестинская), мц.: Ин. 7
– Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица: Неделя св. жен-мироносиц
– Константинопольская, Палестинская, прп.: Ян. 26
– Константинопольская, патрицианка, мц.: Ав. 9
– (Корепова), исп.: || Новомуч.; Ростов.
– (Лактионова), прмц.: Д. 26 || Новомуч.
– (Лелянова), инокиня, прмц.: Ап. 4 || Новомуч.
– Магдалина, равноапостольная, мироносица: Ил. 22; Неделя св. жен-мироносиц
– (Мамонтова-Шашина), прмц.: С. 19 || Новомуч.
– (Неизвестная), мц.: Ав. 5 || Новомуч.
– Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– (Носова), послушница, прмц.: Ап. 27 || Новомуч.
– Персидская – см. Голиндуха Персидская
– Персидская, мц.: Ин. 9
– (Портнова), прмц.: || Новомуч.
– (в иночестве Марфа) Псковская, княгиня, прп., супруга св. Довмонта Псковского: || Псков.
– Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 || Радонеж.; Ростов.
– (Рыкова), прмц.: С. 15 || Новомуч.
– сестра ап. Филиппа – см. Мариамна
– (Стефани), мц.: || Новомуч.
– Устюжская: || Волог.
– Хиданская, прп.: Окт. 29
– (Цейтлин), прмц.: Д. 2 || Новомуч.
Марфа
– Азийская, дева, мц.: Ф. 6
– Антиохийская, Едесская: Ил. 4
– Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц
– Дивеевская (Милюкова), прп.: Ав. 21
– (Дударенко), мц.: || Новомуч.
– Каппадокийская: С. 1
– (Коврова), послушница, прмц.: Мр. 3 || Новомуч.
– Московская, Христа ради юродивая: || Моск.
– Персидская, мц.: Ин. 9
– Персиянка, Римская, мц.: Ил. 6
– Тамбовская, старица, прп.: || Тамб.
– (Тестова), прмц.: Ап. 13 || Новомуч.
Мастридия Александрийская, дева, прп.: Н. 24 – исследующая
Матрона – знатная
– (Алексеева), прмц.: Мр. 19 || Новомуч.
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая, исп.: Ил. 16 || Новомуч.; Ряз.
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6
– (Власова), инокиня, исп.: Окт. 25 || Новомуч.
– (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– Константинопольская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Н. 9
– (Конюхова), мц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
– (Макандина), послушница, прмц.: Мр. 1 || Новомуч.
– Московская (Никонова), блаженная: Ап. 19 || Моск.; Тул.
– (Наволокина), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– Солунская (Фессалоникийская), мц.: Мр. 27
Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская, прп.: Д. 31 – черная
Мелитина Маркианопольская, мц.: С. 16 – медовая
Милица
– (Кувшинова), мц.: Ян. 23 || Новомуч. Бут.
– (в крещении Евфросиния, в иночестве Евгения, в схиме Евфросиния) Сербская, княгиня: Ил. 19
Минодора Вифинская, мц.: С. 10 – дар месяца
Миропия Хиосская, мц.: Д. 2 – делающая миро
Митродора Вифинская, мц.: С. 10 – дар матери
Михаила (Иванова), схимонахиня, прмц.: С. 28 || Новомуч. Бут.
Моико Готфская, мц.: Мр. 26
Мстислава (Фокина), прмц.: Ф. 25 || Новомуч.
Муза Римляныня, отроковица: М. 16

Н

Надежда
– (Аббакумова), мц.: Мр. 1 || Новомуч. Бут.
– (Ажгеревич), мц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут.
– (Круглова), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– Римская, отроковица, мц.: С. 17
Наталия – природная
– (Бакланова), прмц.: Мр. 18 || Новомуч.
– (Васильева), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– (Карих), мц.: || Новомуч.
– (Козлова), мц.: С. 1 || Новомуч.
– (Копытина), мц.: || Новомуч.
– Никомидийская, мц., супруга мч. Адриана Никомидийского: Ав. 26
– (Сивакова), мц.: || Новомуч.
– (Силуянова), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– (Сундукова), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– (Ульянова), прмц.: Мр. 9 || Новомуч. Бут.
Неонилла
– Лангонийская – см. Леонилла
– Сирийская, мц.: Окт. 28
Ника Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16 – победа
Нимфодора Вифинская, мц.: С. 10
Нина
– (Кузнецова), мц.: М. 1 || Новомуч.
– равноапостольная, просветительница Грузии: Ян. 14
– (Шувалова), прмц.: Н. 6 || Новомуч.
Нонна Назианзская, диакониса: Ав. 5 – Богу посвященная
Нунехия Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16 – ум имеющая

О

*Олда (Олдама), пророчица: || Св. праотец
*Олдама — см. Олда
Олимпиада Константинопольская, дева, диакониса: Ил. 25 – воспевающая Небо
Ольга
– (Евдокимова), мц.: Ян. 28 || Новомуч.
– (Жильцова), прмц.: Мр. 1 || Новомуч. Бут.
– (Кошелева), мч.: Ф. 21 || Новомуч.
– (Масленникова), мц.: Н. 10 || Иван.; Новомуч.
– Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– (в крещении Елена) равноапостольная, вел. княгиня Российская: Ил. 11 || Волын.; Псков.

П

Павла – малая
– Византийская, дева, мц.: Ин. 3
– Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Ф. 10
Параскева – пятница, приготовление
– Дивеевская, блаженная: С. 22
– (Кочнева), мц.: Мр. 26 || Новомуч.
– (Макарова), прмц.: Ф. 22 || Новомуч. Бут.
– (Матиешина), исп.: Н. 22 || Новомуч.
– Пириминская, сестра св. Артемия Веркольского: || Новг.
– Пятница, вмц.: Окт. 28
– Ржевская, игумения: || Твер.
– Римская, мц.: Мр. 20
– Римская, прмц.: Ил. 26
– (Федорова), мц.: Н. 28 || Новомуч.
Параскева-Петка Сербская, прп.: Окт. 14 – пятница, приготовление
Пелагия – морская
– Антиохийская, дева, мц.: Окт. 8
– Антиохийская, Елеонская, Палестинская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Окт. 8
– (Балакирева), мц.: Ин. 17 || Новомуч.
– Дивеевская (Серебренникова), блаженная: Ян. 30
– (Жидко), прмц.: Ин. 13 || Новомуч.
– Тарсийская, дева, мц.: М. 4; Окт. 7
– (Тестова), прмц.: Окт. 21 || Новомуч.
Перпетуя Карфагенская, мц.: Ф. 1 – всегдашняя, вечная
Пиама Александрийская, дева, прп.: Мр. 3 – мать
Платонида Сирская, прп.: Ап. 6 – широкая
Полактия Анкирская (Коринфская), дева, мц.: Н. 6
Поликсения Испанская, дева, прп.: С. 23 – очень гостеприимная
Поплия Антиохийская, диакониса, исп.: Окт. 9 – общенародная
Потамия, прмц.: Ав. 7
Препедигна Римская, мц.: Ав. 11 – весьма достойная
Прискилла Римская: Ин. 7 – старенькая
Просдока – см. Проскудия
Проскудия (Просдока) Едесская, мц.: Окт. 4 – ожидание
Пульхерия Греческая, царица: С. 10 – прекрасная

Р

*Раав, жительница Иерихона при Иисусе Навине: || Св. праотец
Раиса (Ираида) Александрийская, Антинопольская, дева, мц.: С. 5, 23 – легкая
Рафаила (Вишнякова), схимонахиня, прмц.: Ф. 4 || Новомуч. Бут. — исцеление Божие
Рахиль – овца
– Бородинская (Короткова), прп.: || Моск.
– *жена ветхозаветного патриарха Иакова: || Св. праотец; Св. отец
*Ревекка, жена ветхозаветного патриарха Исаака: || Св. праотец; Св. отец
Рипсимия Армянская, дева, прмц.: С. 30 – бросающаяся
Руфина Кесарийская (Каппадокийская), мц.: С. 2 – рыжеватая
*Руфь, моавитянка: || Св. праотец

С

Саломия
– мироносица, мать апп. Иакова и Иоанна: Неделя св. жен-мироносиц
– мц. – см. Соломония
Сарра
– *жена ветхозаветного патриарха Авраама: || Св. праотец; Св. отец
– *Ливийская, Египетская, дева, отшельница: || всех прп.
Светлана
– (Фотина, Фотиния) Палестинская, прп.: Ф. 13
– Самаряныня – см. Фотина Самаряныня
Севастиана — чести достойная
– (Агеева-Зуева), прмц.: Ин. 28 || Новомуч.
– Гераклейская, мц.: С. 16
Серафима – пламенная
– (Горшкова), прмц.: Н. 6 || Новомуч.
– Римская, дева, мц.: Ил. 29
– Сезеновская, игумения: || Ряз.; Тамб.
– (Сулимова), игумения, прмц.: С. 2 || Новомуч.
Синклитикия – сенаторша
– Александрийская, прп.: Ян. 5
– Негранская, мц.: Окт. 24
Сира Персидская, дева, мц.: Ав. 24
Снандулия (Яздундокта) Персидская: Н. 3
Соломония — смирная
– (Саломия) мц., мать мчч. Маккавеев: Ав. 1
– Суздальская – см. София Суздальская
Сопатра – см. Сосипатра
Сосанна – белая лилия
– Каппадокийская, прп.: М. 20
– Римская, дева, мц.: Ав. 11
– (Сусанна) Салернская, дева, прмц.: Ин. 6
Сосипатра (Сопатра) Константинопольская, прп.: Н. 9 – спасающая отца
София – премудрость
– Египетская, мц.: С. 18
– Римская, мц.: С. 17
– (Селиверстова), прмц.: Ф. 15 || Новомуч. Бут.
– Слуцкая, княжна: Мр. 19 || Белорус.
– (в миру вел. княгиня Соломония) Суздальская, прп.: Ав. 1; Д. 16 || Влад.
Стефанида Дамасская, мц.: Н. 11 – венчанная
Сусанна – белая лилия
– *Вавилонская, праведная: || Св. праотец; Св. отец
– мироносица: Неделя св. жен-мироносиц
– Ранская – см. Шушаника
– Салернская – см. Сосанна Салернская

Т

Тавифа Иоппийская: Окт. 25; Неделя о расслабленном – серна
Таисия
– Египетская: М. 10
– Египетская, Фиваидская, прп.: Окт. 8
Тамара (груз., с евр. Фамарь – пальма)
– Грузинская, царица: М. 1; Неделя св. жен-мироносиц
– (Проворкина), прмц.: Д. 2 || Новомуч.
– (Сатси), игумения, прмц.: Ап. 18 || Новомуч.
Татиана
– (Бесфамильная), прмц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут.
– (Бякирева), исп.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– (Грибкова), прмц.: С. 1 || Новомуч. Бут.
– (Гримблит), мц.: С. 10 || Новомуч. Бут.
– (Егорова), мц.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– (Кушнир), мц.: || Новомуч.
– Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– Римская, дева, диакониса, мц.: Ян. 12
– (Фомичева), прмц.: Н. 20 || Новомуч.
– (Чекмазова), послушница, прмц.: С. 28 || Новомуч.
Текуса Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6 – рождающая
Трифена Кизическая, мц.: Ян. 31 – роскошно живущая

> У

Уирко Готфская, мц.: Мр. 26

Ф

Фавста (Фауста) Кизическая, дева, мц.: Ф. 6 – счастливая
Фаина Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18 – светлая
Фауста – см. Фавста
Февея – см. Вевея
Феврония
– (Ишина), прмц.: Д. 2 || Новомуч.
– (в иночестве Евфросиния) Муромская, княгиня: Ин. 25 || Влад.; Ряз.
– Сирская, дева, прмц.: Ин. 25
Фекла – совершенная , надежда
– Газская, мц.: Ав. 19
– Иконийская, Селевкийская, равноапостольная, первомученица: С. 24
– (Макушева), исп.: Д. 10 || Новомуч.; Ряз.
– (в миру Феодосия) Переяславская, прп.: || Ростов.
– Персидская, дева, мц.: Н. 20
– Персидская, мц.: Ин. 9
– Салернская, дева, прмц.: Ин. 6
Феодора – Божий дар
– Александрийская Младшая, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): С. 11
– Александрийская, дева, мц.: М. 27
– Амисийская – см. Феодосия Амисийская
– Владимирская, княгиня, мц.: || Влад.
– Греческая, царица, восстановившая почитание икон: Ф. 11
– Греческая, царица, жена имп. Иустиниана I: Н. 14
– Кесарийская, прп.: Д. 30
– Константинопольская, прп.: Д. 30
– Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16
– (в миру Анастасия (Васса)), Нижегородская, княгиня, игумения: || Влад.
– Солунская (Фессалоникийская), прп.: Ап. 5
Феодосия – Богом данная
– (Феодора) Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– (в иночестве Евфросиния), княгиня, мать св. Александра Невского: || Влад.; Новг.
– Константинопольская, дева, прмц.: М. 29
– Муромская, прп.: || Влад.
– Тирская, Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Ап. 3; М. 29
Феодотия – Богом данная
– Адрианопольская, мц.: Окт. 22
– Азийская: Н. 1
– Канопская, мц.: Ян. 31
– Никейская, мц.: Ил. 29; Д. 22
– Никейская, мц. (другая): С. 17
– Римская, мц.: Ил. 4
*Феодула, прп.: || всех прп.
Феодулия – раба Божия
– Аназарвская, мц.: Ф. 5
– Суздальская – см. Евфросиния Суздальская
Феозва, диакониса: Ян. 10
Феоктиста – Богом созданная
– Канопская, мц.: Ян. 31
– Паросская, прп.: Н. 9
– (Ченцова), мц.: Н. 10 || Иван.; Новомуч.
Феонилла Киликийская, мц.: Окт. 29
Феопистия Римская, мц.: С. 20 – Богу верная
Феофания Византийская, императрица: Д. 16 – богоявление
Феофила Никомидийская, мц.: Д. 28 – боголюбивая
Фервуфа, дева, мц.: Ап. 4
Фессалоникия Амфипольская (Македонская), мц.: Н. 7 – из Фессалоник
Фива Кенхрейская (Коринфская), диакониса: С. 3 – светлая
Фивея (Вивея), мц.: С. 5
Филиппия Пергийская (Памфилийская), мц.: Ап. 21 – любящая коней
Филицата Римская, мц.: Ян. 25 – счастье
Филицитата Карфагенская, мц.: Ф. 1 – осчастливленная
Филонилла Тарсийская, целительница, мц.: Окт. 11
Филофея Румынская, мц.: Д. 7 – боголюбивая
Фомаида
– Александрийская (Египетская), мц.: Ап. 13
– *Нисивийская, прп.: || всех прп.
Фотида Римская, мц.: Мр. 20 – светлая
Фотина (Светлана, Фотиния) – светлая
– Палестинская – см. Светлана Палестинская
– (Светлана) Самаряныня, Римская, мц.: Мр. 20
Фотиния – см. Светлана Палестинская
Фото Римская, мц.: Мр. 20

Х

Хариесса Коринфская, мц.: Мр. 10; Ап. 16 – милая
Харита Римская, мц.: Ин. 1 – любезная
Харитина – благодатная
– Амисийская (Понтийская), мц.: Окт. 5
– Литовская, Новгородская, княжна, игумения: Окт. 5 || Белорус.; Новг.
Хиония – снежная
– Аквилейская, мц.: Ап. 16
– (Архангельская), исп.: Окт. 4 || Новомуч.
– Кесарийская (Палестинская), мц.: Ил. 16
Хрисия, Хриса – золотая
– Могленская – см. Злата
– Римская, дева, мц.: Ян. 30
Христина – Христова
– Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Мстислава Георгиевича: || Влад.
– Кесарийская (Каппадокийская), мц.: Ф. 6
– Лампсакийская, мц.: М. 18
– Персидская, мц.: Мр. 13
– Тирская, мц.: Ил. 24
Христодула Антиохийская, исп.: С. 4 – Христова раба

> Ц

Цецилия – см. Кикилия

> Ш

Шушаника (Сусанна) Ранская (Грузинская), княгиня, вмц.: Ав. 28

> Ю

Юлия – см. Иулия
Юния – см. Иуния

Я

Яздундокта – см. Снандулия

Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти отрезок жизни вместе – в супружестве.

Супруги-мученики

Апостол Акила и его жена Прискилла

Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан, поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных супругов были мучениками. Это апостол Акила – епископ Гераклейский, ученик апостола Павла – и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения императора Адриана во II веке. Это святые мученики Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены за безбоязненное исповедание Христа.

Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному согласию они решились на фактически монашеский образ жизни и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были замучены и живыми зарыты в землю язычниками.

Это супруги Адриан и Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот, муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он собственноручно вписал себя в список христиан, приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули, почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе супруга. Обоим было не более 30 лет.

Современность дает нам такие же примеры мученичества, как и первые века христианства. Так, вместе окончили свою жизнь, не отрекшись от Христа, протоиерей Владимир Джуринский (1885–1920), настоятель храма села Сергеевка Семиреченской области, и его жена Евфросиния (1888–1920). Их расстреляли в городе Верный (сегодня – Алма-Ата).

Но если сведений о многих мучениках и их жизни почти не осталось, то всю красоту брака одной прославленной во святых пары мы сегодня можем видеть в сохранившейся переписке и дневниках. Конечно, это святые царственные страстотерпцы император Николай и его жена Александра.

Царь Николай и царица Александра

Все искусства в мире воспевают влюбленность, страсть, но мало кому удается пронести нежные, полные любви отношения через всю жизнь. Последний российский император и его супруга стали таким редким примером. Читая их переписку 1894 года, мы не удивляемся обилию нежных слов: они – жених и невеста, находящиеся в разлуке и в напряженной ситуации, когда их брак мог и не состояться, ведь против него изначально был император Александр III. Но вот они – муж и жена уже на протяжении 20 лет, у них пятеро детей, и письма этого периода – письма зрелой любви – вызывают удивление и восхищение.

«Завтра утром в 9 ч. пойду в церковь, постараюсь сходить туда и в четверг. Молиться за тебя – моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ. Спи спокойно, мое солнышко, мой драгоценный, – тысячу нежных поцелуев шлет тебе твоя старая Женушка. Да благословит и хранит тебя Бог!»

«Возлюбленная моя, часто-часто целую тебя, потому что теперь я очень свободен и имею время подумать о моей женушке и семействе. Странно, но это так. Надеюсь, ты не страдаешь от этой мерзкой боли в челюсти и не переутомляешься. Дай Бог, чтобы моя крошечка была совсем здорова к моему возвращению! Обнимаю тебя и нежно целую твое бесценное личико, а также всех дорогих детей. Благодарю девочек за их милые письма. Спокойной ночи, мое милое Солнышко. Всегда твой старый муженек Ники».

По этикету на людях Николай и Александра должны были вести себя довольно холодно, и только личная переписка, ставшая сравнительно недавно достоянием широкой общественности, могла показать атмосферу этой семьи. Неудивительно, что в последний момент земной жизни Господь сподобил их быть вместе.

Праведный отец Алексий Мечев

Праведный отец Алексий Мечев с семьей

В несравнимо меньшем объеме, но все же история сохранила переписку еще одного святого XX века – праведного отца Алексия Московского (Мечева), прозорливого московского старца, – с его женой Анной Петровной Молчановой. «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым», – пишет будущий старец своей жене. Оба они происходили из семей священников, свадьбу сыграли в почти юном возрасте (Анне только исполнилось 18) и прожили необыкновенно счастливо до самой ее смерти в 36-летнем возрасте. В сохранившихся письмах отца Алексия своей супруге, которые он писал в отлучке, – нежность, деликатность, забота и большая любовь:

«Золотое мое солнышко…»; «Красавица моя милая… драгоценная женушка Нюшенька… жизнь моя, принимай лекарство и пей больше молока»; «Забудь обо всем в мире, думай только, чтоб тебе поправиться скорее, утешайся мыслью о том, что о тебе непрестанно думает твой муж»; «Он хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует, что ты думаешь и делаешь…»

В семье родилось пятеро детей. Анна Петровна, тяжело страдая от болезни, просила своего мужа перестать ее вымаливать. И он послушал ее – из огромной любви и жалости. 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, матушка скончалась. А отцу Алексию, чья скорбь была безмерной, в скором времени откроется путь старчества: со своим опытом любви и скорби он войдет в скорбь тысяч людей, которые будут стекаться к московскому священнику со всей России.

Преподобный Серафим Вырицкий

Василий и Ольга Муравьевы с сыном

Еще более удивительна история супругов Василия и Ольги Муравьевых. Православному миру они более известны как схимонахиня Серафима и старец Серафим Вырицкий. Оба с детства мечтали о монашестве, однако духовник будущего старца мягко отклонил это желание Василия на время, сказав, что ему еще нужно жениться и прожить трудную мирскую жизнь.

Супруги занимались коммерцией и благотворительностью, Василий Муравьев в начале XX века входил в число самых богатых людей России. Огромные суммы они жертвовали на монастырское и храмовое строительство, бесплатно кормили и одевали бедных, содержали и сами посещали несколько богаделен. У супругов родилось двое детей. Но смерть дочери становится для них неким рубежом: по благословению духовника они начинают своего рода подготовку к монашеству, сперва живя по-прежнему вместе, но как брат и сестра. И после 30 лет счастливого брака расходятся по обителям… чтобы снова встретиться уже в пожилом возрасте.

В конце 1930-х годов здоровье схимонаха Серафима, ставшего к тому времени духовником Александро-Невской Лавры, настолько ухудшается, что настоятель вызывает матушку Серафиму с повелением увезти старца в деревню. Матушка до конца своих дней ухаживала за отцом Серафимом, сама была великой подвижницей, молившейся по ночам, и первой отошла в вечность. Некоторые из посетителей прозорливого старца вспоминают, что, когда он уже не мог вставать с постели, у него в келье висела картина с изображением могилки его супруги в миру – схимонахини Серафимы. Это была и память смертная, и память о подруге, с которой они оказались по Промыслу Божиему неразлучны и после пострига.

Андроник и Афанасия

Андроник и Афанасия

Интересно, что чем-то похожую историю мы находим в древности – в судьбе ремесленника Андроника и его жены Афанасии, живших в V веке в Антиохии. Заработанные своим трудом деньги супруги делили на три части: одну отдавали в церковь, другую – бедным, третью оставляли себе. Рубежом их жизни стала смерть обоих их детей. Пережив это горе, муж и жена решили целиком посвятить себя служению Богу и ближним и через некоторое время отправились в Александрию, чтобы разойтись по монастырям: Андроник ушел в скит, а Афанасия – в женский Тавеннисиотский монастырь.

Порознь они подвизались на протяжении 12 лет, не думая больше встретиться на земле. Однажды, не сговариваясь, супруги в миру отправились из своих монастырей в паломничество в Иерусалим и случайно встретились в дороге. Афанасия была одета в мужскую одежду, чтобы оградить себя от недоброжелателей в опасной и долгой дороге; к тому же внешность обоих сильно изменилась после стольких лет подвижничества в пустыне, поэтому они не узнали друг друга. Вернувшись из паломничества, «иноки» решили подвизаться вместе и еще много лет провели в одной келье в безмолвии. Когда преподобная Афанасия умерла, у нее нашли записку, которая объясняла, кто такой на самом деле «инок Афанасий». Андроник отошел ко Господу вскоре после своей жены и сотрудницы.

Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские

Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские

Так же необычен был путь священника Иоанна и его жены Марии, положивших начало знаменитому Псково-Печерскому монастырю. Они могли бы прожить жизнь обычной священнической семьи, но случилось иначе. Иоанн служил в Юрьеве (нынешний эстонский город Тарту), окормляя русское православное население, однако вынужден был с семьей бежать оттуда, чтобы спастись от преследования католиков-ливонцев. Его сослуживец, священник Исидор, остался… В один из зимних дней он был схвачен ливонцами и за отказ отречься от Православия вместе со всем своим приходом численностью более 70 человек утоплен в озере. Когда вести об этом дошли до отца Иоанна, он, потрясенный, вместе с женой Марией решил основать монастырь как оплот Православия. Так они оказываются в «Богом зданных пещерах» под Псковом. Жизнь там была трудная, и в этих трудах заболела и умерла Мария, перед смертью приняв иноческий постриг с именем Васса. Большую часть жизни ее подвиг заключался не в иноческих обетах, а в заботе о семье и готовности следовать за мужем, куда бы он ни отправился.

Ее супруг принял постриг и известен сегодня как преподобный Иона. А «Богом зданные пещеры» – не что иное, как Псково-Печерский монастырь. Преподобные Иона и Васса так же почитаются православными как покровители брака.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Преподобномученица великая княгиня Елисавета с мужем Сергеем Александровичем

Супружеская жизнь еще одной – уже почти современной нам – подвижницы несправедливо остается в тени. Однако она могла бы и не стать даже просто православной христианкой, не вступив в счастливый, но недолгий брак, – и это часто упускается из виду. Речь о преподобномученице Елисавете Феодоровне Романовой и о ее муже генерал-губернаторе Москвы Сергее Александровиче Романове.

«С утра я в церкви, жена – на складе (имеется в виду склад пожертвований в пользу воинов, организованный при содействии Елисаветы Феодоровны. – Ред.). Господи, за что мне такое счастье?» – записал в 1904 году в дневнике великий князь. Его всегда отличала большая религиозность, он с детства по-настоящему любил службу, часто причащался, начинал и заканчивал свои дневниковые записи словами: «Господи, благослови», «Господи, помилуй». И, конечно, не без его влияния на седьмом году их совместной жизни Елисавета Феодоровна – немецкая принцесса, лютеранка – приняла Православие. «Было бы грехом… принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж», – напишет она об этом и найдет поддержку у своей бабушки, королевы Англии Виктории, которая скажет так: «Быть со своим супругом одной веры – это правильно».

Испытанием их брака была бездетность. Великий князь страдал костным туберкулезом, что тщательно старался скрывать от всех. Но жена-то видела страдания мужа…

В феврале 1905 года великого князя разорвет бомба, брошенная террористом. Примерно за месяц до смерти, после известия о гибели от рук террориста одного государственного деятеля, Сергей Александрович записал в дневнике: «Господи, сподобиться бы такой кончины!»

И сподобился… А его супруга с этого времени устремляется душой туда, где ее муж, без остатка посвящая себя Богу и ближнему. Сохранились такие ее слова, написанные в письме вскоре после смерти великого князя: «Я хочу быть достойна водительства такого супруга, как Сергий»…

***

Так, в брак вступали, не зная, как причудливо сложится их совместный путь к спасению, многие и многие люди, которых мы сегодня почитаем как святых. Молясь им как старшим братьям и сестрам перед лицом Божиим, будем помнить, что – как и преподобные Петр и Феврония Муромские – о семейной жизни с ее радостями и трудностями они знали не понаслышке. А отделенные от нас немногими веками или даже десятилетиями – оставили и наставления о браке, небесполезные в любые времена.

Святой праведный Алексий Мечев:

«Брачующиеся должны, главным образом, преследовать не красоту внешнюю, как малоценную, но красоту душевную, которая дороже всего. Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть поначалу бывшие и совершенно противоположны друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух».

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств. Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией.

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий. Это согласованные определения, то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание: случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение.

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым. Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|).

Пример 1. Машина(какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой|, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея|, мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными, если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными, если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка, |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой|, оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО).

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка, |катавшийся на санках|,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО, И ПО+ГС. Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка, |катавшийся на санках|, и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев|.Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7.|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки.

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой|, земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: |Украшенная блестящими шарами|, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ)., где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором|, он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие|, |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром|.

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты. Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку, завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО, то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел, пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки, а правой тихо дер­гая свой бурый ус. В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту, мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели, сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял, прислонясь к груде ци­би­ков чая, и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя, барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

4 января День Анастасии Узорешительницы. Как святая помогает женщинам и как к ней обратиться?

У православных христиан 4 января день почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. В народном календаре дата называется Анастасия-постница, Настасьин день.

Кем была святая Анастасия?

Родилась Анастасия в знатной семье. Ее мать была тайной христианкой, в эту веру она обратила и дочку. Раннехристианский святой мученик Хрисогон был у Анастасии первым учителем.

Она ухаживала за заточенными в темницах узниками-христианами, к которым пробиралась втайне. После казни своего учителя Анастасия пошла по миру, побывала в Греции и Македонии, повсюду оказывала помощь христианам. В Сирмиуме была схвачена и подвергнута жестоким истязаниям, после которых ее сожгли в костре.

За то, что святая оказывала помощь узникам, попавшим в тюрьмы за христианскую веру, и облегчала их страдания, ее прозвали Узорешительницей. А постницей Анастасию зовут потому, что день ее почитания попадает на Рождественский пост.

Какие на этот день обряды и традиции?

На Руси 4 января традиционно начинали зарезать свинок и делать из мяса с салом колбасы к светлому и великому празднику Рождества Христова.

На Настасьин день у славян существовал ряд запретов:

• Девчатам нельзя уши для сережек прокалывать, иначе они будут заживать болезненно и долго.

• Чтобы не накликать на семью нищету и кого-нибудь из родственников в тюрьму не отправить, запрещается сегодня ходить по дому босыми ногами.

• Ни в коем случае нельзя бить или пинать животных. Кто ослушается и обидит животинку, тот сильными болезнями ног будет мучиться или вообще может сломать нижние конечности.

Как и о чем просить сегодня женщинам святую Анастасию?

Считается, что Анастасия Узорешительница покровительствует беременным женщинам. Она оказывает им помощь в благополучном протекании беременности и разрешении от бремени.

На Руси 4 января у незамужних девчат и семейных женщин было принято засаживаться за вышивку специального полотенца. Оно называлось узорочьем и служило оберегом при будущих родах.

Бабки-повитухи в старину, когда принимали у женщин роды, вытирали этим полотенцем им пот со лба. Сейчас тоже многие роженицы берут с собою в больницу вышитое полотенце.

Именно поэтому с Настасьиным днем для беременных связано множество примет и суеверий:

• Сегодня беременным женщинам категорически запрещается шить, вязать, мотать веревки или завязывать узлы. Можно только вышивать.

• Замечательно, если роды приходятся на Настасьин день. Они пройдут легко и быстро, а малыш родится здоровеньким и крепким.

• Чтобы защитить себя от выкидыша, беременной женщине обязательно надо скушать в этот день кашу.

Для обращения к святой Анастасии нужно пойти сегодня в церковь, отыскать там ее образ, зажечь и поставить свечи. Тихим шепотом или в мыслях поведайте святой о своих проблемах, попросите о помощи в их разрешении и об утешении. А еще лучше заказать Анастасии Узорешительнице молебен и присутствовать на его чтении.

Когда нет возможности посетить храм из-за работы или по состоянию здоровья, то святой можно молиться в домашних условиях. Хорошо, если в вашем иконостасе дома будут образа Богородицы, Спасителя и святой Анастасии.

Вы должны понимать, что не сама Анастасия нам помогает, она лишь выслушивает молитвенные просьбы и ходатайствует перед Господом.

Будет замечательно, если вы приобретете маленькую иконку великомученицы Анастасии, и станете постоянно носить ее с собой. Особенно важно взять образок, когда соберетесь в дальнее путешествие или дорогу, на ответственное мероприятие или дело.

Обязательно должна иметь при себе образок Анастасии беременная женщина, отправляясь в родильный дом.

Узорешительницу молят не только о легких родах. Женщины обращаются к ней с просьбами даровать благополучие и здоровье деткам. Также великомученица помогает людям, которые получили невинное осуждение. А те, у кого родные оказались за тюремной решеткой, молятся святой, чтобы она защитила их в узнице и уберегла от гибели.

Погодные приметы на 4 января

Если в Настасьин день с крыш домов свисает множество сосулек, то в летне-осенний период можете ожидать богатого урожая.

Ждите сильный снегопад, если 4 января облака на небе против ветра поплыли.