Сын Федора конюхова

Дети Федора Конюхова — фото, личная жизнь

В мире никогда не было человека, подобного Федору Конюхову. И никогда не будет. Трудно перечислить все его мировые рекорды, которые вошли в книгу Гинеса. И, кажется, этот человек не ставит своей целью создать себе особенную биографию или стать знаменитым, или бить чьи-то рекорды. Все получается само собой. Его дети не мечтают побить рекорды своего отца. Они знают, что это просто невозможно. На свете нет такого человека, который смог бы сделать даже десятую часть того, что сделал Федор Конюхов.

Желание все увидеть и все испытать заставляет Федора Конюхова оставлять теплый и уютный дом и отправляться в опасные путешествия в жаркие страны и в ледяные пустыни. Мы все должны гордиться тем, что живем в одно время с таким человеком.

Дети Федора Конюхова – фото, семья

У такого человека должна быть особенная семья. Жена Федора Конюхова, под стать своему мужу, исключительно умная и увлеченная своим делом женщина, хотя ее дело не связано с покорением океанов и горных вершин. У Федора Конюхова трое детей и шесть внуков.

Первая жена Конюхова, Любовь, живет в Америке вместе с младшей дочерью Татьяной (1978). Старший сын возглавляет Всероссийскую федерацию парусного спорта. Оскар – менеджер, руководитель, но не авантюрист и путешественник, как его отец. Дети от первого брака гордятся тем, что их отец такой известный путешественник.

Вторая жена Федора, Ирина, человек сугубо земной профессии – юрист, эксперт по международному праву, доктор юридических наук. Когда Конюхов познакомился с Ириной, то оба были в разводе. У Ирины уже было двое детей от предыдущего мужа, а в 2005 году родился их общий ребенок, сын Николай.

Сейчас у Федора четверо внуков и две внучки, как в США, так и в России. Их имена — Филипп и Аркадий, Итэн и Блейк, Полина и Кейт. Федор Конюхов с детьми и женой часто путешествуют вместе. Конечно, в самые опасные и рискованные поездки он их не берет с собой. И тогда вся семья дома молится о благополучном исходе очередной экспедиции их неугомонного отца.
На фото детей Федора Конюхова можно видеть, что они все похожи на отца.

Сила воли и любви к жизни отпечаталась в лицах всех его детей, и даже младший сын, Николай, проявляет целеустремленность и силу, свойственные отцу. Они занимаются спортом, любят море и мечтают о том, чтобы разделить тяготы и трудности путешествий отца. Федор Конюхов и его дети мало времени проводят вместе. Дети и жена не видят отца месяцами. Но они дорожат каждой минутой, проведенной с отцом.
Федор Конюхов, несмотря на возраст, продолжает делать свои рекорды. Он и сейчас в море, борется с стихией и побеждает в этой борьбе. Этот человек не может жить без моря и приключений. У него много планов на будущее. Среди всех планов есть даже полет на Марс.

Возможно интересно: дети Дженнифер Лопес, дети Ирины Аллегровой.

Федор Конюхов, биография, новости, фото

Биография Федора Конюхова

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.
Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии. Федор Конюхов родился в большой семье Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.
Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников. Федор Конюхов установил новый рекорд

Образование и служба Федора Конюхова

Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.
После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.

Арктические экспедиции Федора Конюхова

Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения. Смелость Федора Конюхова удивляет Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.
В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова. Конюхов путешествует по суше, по морю и по воздуху

Антарктическая экспедиция

Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.
По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.

Восхождения

Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» — посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем». Путешественник Федор Конюхов покорил много вершин История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.

В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.

Сухопутные экспедиции

В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.
Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия. Федор Конюхов не только путешественник, но и священник

Морские экспедиции и кругосветные путешествия

Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.

Творчество

В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации. Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия

Религиозный сан

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.

Семья Федора Конюхова

Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.
У Федора шесть внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и Кейт.

Бабушка из глухой деревни лечит все болезни водой и глиной

К ней приезжают и минчане, и жители глубокой провинции, и отчаявшиеся россияне. В феномене народной веры в чудо разбирались корреспонденты onliner.by.

Валентина Антоновна привезла к Федоре своего мужа. Он болен раком, причем на последней стадии. «Врачи сначала жалели мужа, молчали, а потом уже прямо в лицо сказали, что шансов у него нет, — вздыхает белоруска. — И так это все внезапно началось! Буквально за месяц болезнь развилась. Он даже на пенсию еще не успел выйти. Нас уже и в Боровлянах развернули назад, и всюду. Уж если Федора не поможет…»

Разговор шел на кухне двухэтажной гостиницы, которую Федора Конюхова построила для больных. Место для ночлега довольно скромное: кровати да иконы. Французские круассаны и латте вам на завтрак не предложат, зато здесь всегда можно остановиться на ночь или на несколько дней. «Гостиница», «целительница», «деревушка» — все вместе это звучит довольно странно. Но поток людей действительно такой большой, что пришлось строить отдельное здание для приезжих. В целебные способности Федоры многие верят, о ней говорят и пишут. И насмехаются над ней, и ругают немало. Но количество больных, спешащих на «прием», не уменьшается.

Материальная сторона вопроса практически не волнует тех, кто приехал к целительнице как к последнему источнику надежды. Говорят, людей, у которых нет денег, бабушка Федора принимает бесплатно. С остальных берет в зависимости от тяжести болезни. «Я не знаю, сколько Федора возьмет за лечение моего мужа, мы только приехали, и наша очередь сегодня еще не подошла. В прошлый раз за лечение двоих человек — сына и внука — мы заплатили 700 тыс., — говорит Валентина Антоновна. — Я сейчас разговорилась с женщиной на кухне, она сказала, что за проживание в гостинице и два лечебных сеанса в день целительница берет с нее 800 тыс. А всего нужно пройти 20 сеансов, то есть десять дней. Это 8 млн получается. Немаленькая сумма, конечно, но я готова отдать последнее, лишь бы мужу помогло!»

У входа в дом Федоры Даниловны, словно у кабинета титулованного профессора-медика, озабоченно дежурят родственники пациентов. «Ну как? Что вы узнали? Что она делает?» — расспрашивают они каждого, кто выходит из дверей. Александр, например, приехал вместе с женой. У нее рассеянный склероз. «Это началось после рождения ребенка, и ей становится все хуже и хуже. Сейчас жена уже и ходит с трудом… К сожалению, во всем мире эта болезнь никак не лечится», — грустно констатирует мужчина. Минчанин Виталий сводил к Федоре тяжело больного отца, а сейчас ждет у двери сына: пятилетнего мальчика привезли к целительнице, чтобы он перестал писаться по ночам. Виталий производит впечатление серьезного делового человека, но при этом явно с удовольствием слушает о сверхспособностях 88-летней бабушки. В очереди слышатся отрывки фраз «очищает кровь», «улучшает ауру», «биополе», «человек-рентген»…

Федора Даниловна принимает нас в своей парадной комнате. В углу — иконы, на кроватях и подушках — красивая вышивка. Никакого магического шара или карт Таро, все очень натурально. Бабушка выглядит интеллигентно и двигается с неожиданной для 88-летнего человека резвостью.

«Я, как и мои родители, родилась здесь, в Пильшичах. Вот это место, где сейчас стоит дом, было церковным местом, — рассказывает целительница. — Отец мой много лет работал председателем колхоза. Я часто вижу во сне, как он приезжал сюда (тогда здесь был чужой хутор), чтобы сбросить негативную энергию, которую он получал от других людей. Перед войной отца вместе с семьей отправили работать в Финляндию, там мы год прожили. Когда началась война, нас забрали в эвакуацию в Вологодскую область, а отца — на фронт. Там он и погиб. Но еще до своей смерти отец мне давал оброк, то есть обещание брал с меня, что я стану, как его мать, врачом».

По словам Федоры Даниловной, ее необычные способности стали проявляться еще в детстве. Отец получил серьезную травму, когда она была маленьким ребенком. Так вот, как только Федора приходила в палату, ему становилась легче. Стоило выйти из больничного коридора — состояние отца ухудшалось. Поэтому он постоянно звал к себе свою девочку. Тогда Федора сумела вылечить отца.

Белорусская целительница, конечно же, верит в очень необычные, запредельные вещи. Федора считает, что человек рождается на своей земле несчитанное число раз и что по планете ходит множество наших двойников. Она рассказывает о частых видениях, о том, как во сне дралась с Сатаной и кричала: «Все равно я тебя задушу!» При этом Федора Даниловна не устает повторять, что ее дар дан ей богом. «На каждую деревню есть своя божья мать», — душевно говорит она. Каждому пациенту она рассказывает про чудесную силу местной глины и целебной воды из четырех скважин. «Нигде в мире нет такого ключа воды, как в нашем источнике! Свет начинается отсюда, из Беларуси», — уверяет целительница.

К слову, наша белорусская Федора — большая знаменитость среди, как она их называет, «ясновиденок». В семидесятые-восьмидесятые сверхъестественные способности целительницы изучали даже московские ученые. На протяжении многих лет в различных институтах биофизики специалисты пытались понять: как Федора с помощью одного лишь прикосновения руки может поставить человеку диагноз? Как возможно, чтобы пальцы человека излучали такую сильную энергию, которую фиксируют приборы? Белорусскую целительницу даже приглашали в Звездный городок, где, по словам бабушки, ее лекция произвела большое впечатление на летчиков. У нее лечилась сама Валентина Терешкова. «Терешкову я за десять дней вылечила. У нее почки были больные, а я помогла, и она до сих пор бегает», — немногословно вспоминает о космонавтке Федора.

Однако за шумным успехом целительницы стоит большое семейное горе: трое из четверых детей погибли. Сейчас рядом с 88-летней бабушкой — внучка Елена. Она несколько раз в неделю приезжает из Минска, где читает лекции по юриспруденции, чтобы присмотреть за хозяйством (из животных у Федоры остались куры, собака и кот), покормить бабушку и убраться в доме.»Что сделали с белорусской деревней! Больно смотреть. Раньше у всех были большие хозяйства, а теперь в наших Пильшичах ни один человек корову не держит, потому что денег на корм не хватает», — вздыхает Елена.

Сама бабушка Федора на жизнь не жалуется. «Многие старики в моем возрасте уже и с кровати не подымаются, но только не я», — говорит целительница.

Время разговоров подходит к концу, пора проверить на себе лечебную силу Федоры. Весь ритуал над журналистом длится не больше 20 минут. Очень горячими и крепкими не по возрасту руками целительница проводит по телу, время от времени задерживая их в какой-то одной точке, затем кратко и отчетливо произносит, например, «не нравится мне твоя грудная клетка» или «у тебя, деточка моя, гастрит». Федора назвала практически все болячки, но упомянула и то, что прежде никогда не беспокоило. Профанация или предвидение? Решайте сами. Напоследок бабушка дала выпить целебной воды из собственного колодца и подарила мешок местной, опять же, глины, которой нужно намазывать больные места. За все это не взяла ни копейки.

Когда журналисты уходили от Федоры Даниловны, к дому подъехала еще одна машина, из Мурманска. Адрес белорусской целительницы мурманчане нашли на российском форуме. Поехать за сотни километров от родного города их заставила непоколебимая вера в чудо, которое должно помочь. И надежда на то, что Федора и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

«Я хочу, чтобы у детей была цель»

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.

(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004–2005 гг.)

— Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

— Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

— В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

— Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать — боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

Мемориальные доски во дворе мастерской Федора Конюхова в Москве. Фото: Владимир Ештокин, foma.ru

— Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

— Очень просто получилось. Поступил — и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

— Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

— Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

— То есть вы в детстве были одиночкой?

— Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался — тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

Священник Федор Конюхов с супругой Ириной на открытии своей выставки

— Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

— Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

— Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

— Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

— Что вас уберегло от дурной дороги?

— Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

Работа Ф. Конюхова. Из серии Мои друзья по риску , Памяти Георгия Седова 1986 год, Шелкография

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

— Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

— Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить… Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

— Отцовство — это счастье или бремя?

— Дети — это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но — сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки — это вечность, это ни с чем не сравнится.

Федор Конюхов с супругой Ириной и сыном Николаем, 2008 г.

— Вы путешествовали со своими детьми?

— Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

— А они?

— Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

— У них тоже есть цель, как была у вас?

— Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший — он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

Федор Конюхов с сыном Оскаром

— Что вам дали совместные путешествия?

— Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

— Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

— Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

— Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

— Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям – тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа — во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат – в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

Священник и путешественник Федор Конюхов. Фото: Максим Коротченко, maxik2k.livejournal.com

— Ваша любимая детская игра?

— В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

— А как вы играли?

— У меня остров был на болоте.

— То есть опять в одиночку?

— Нет. Я у меня была команда. Я — капитан.

Федор Конюхов с женой, детьми и внуками. Фото из личного архива

Священник Николай Конюхов: Духовное развитие

№14 (1007) / 8 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Священник Олег Патрикеев: Свобода и запреты

Беседы с батюшкой

Священник Константин Корепанов: В центре внимания – человек

Что такое духовное развитие и какова его цель?

– Из православного вероучения мы знаем, что человек состоит не только из материальной части (тела), еще есть душа и дух. Человек развивается, растет. Он рождается маленьким, потом постепенно вырастает, начинает ходить самостоятельно, разговаривать, есть. И вместе с тем должна возрастать и его внутренняя духовная составляющая. Если этим не заниматься, то она может не только не развиваться, но, наоборот, деградировать, и тогда человек может перестать напоминать создание Божие, которое Бог сотворил не только по Своему образу, но и по подобию.

Вот этот потенциал, возможность становиться подобными Богу и есть цель духовного развития – стать богоподобными. Очень непростая цель. Духовное развитие происходит постепенно, об этом писал преподобный Макарий Египетский. Как ребенок развивается в утробе, постепенно становясь похожим на человека, или как у семечка появляется сначала маленький росточек (и еще непонятно, что это будет: капуста, морковка или картошка), так и человек возрастает в духовности в течение жизни постепенно. Если просто бросить семечко в огород и оставить его так, большой процент, что из него ничего не вырастет. Сначала нужно вскопать огород, посадить семечко, ухаживать за ним, вырывать сорняки – необходима активная деятельность, а не пассивная, – тогда есть надежда, что будут и плоды духовного развития.

Некоторые не понимают значения духовного развития, думают, что без него можно обойтись. Зачем человеку вообще оно нужно?

– Чтобы стать духовным человеком, а не плотским. У святых отцов (а особенно у сирийских, египетских пустынников) очень четкое разделение человека плотского (это материалист) и человека духовного, который живет по духу. Это извечный вопрос: собака управляет хвостом или хвост виляет собакой? Ибо либо наша личность, наша внутренняя духовная составляющая управляет телом и посылает ему команды, либо, наоборот, тело управляет самим человеком, поэтому он не может сделать какого-то нравственного осознанного выбора. Например, когда мы постимся, наше тело говорит: я не хочу поститься, хочу съесть вот это вкусное мясное блюдо. А наш дух говорит: нет, сейчас время сугубого покаяния, воздержания, поэтому я от этого отказываюсь. Это такой грубый пример. А бывают более тонкие.

Недавно прославленный Паисий Святогорец писал, что помыслы (наши мысли) – лучшее свидетельство духовного развития. О чем мы думаем? Вот у человека первая мысль – раздраженная, осуждающая других… Приводится такой канонический случай. Человек идет ночью по улице, и разные люди смотрят на него из окон. Один человек подумал: наверное, грабитель пошел кого-то грабить. Другой посмотрел: так, ночью куда-то идет – наверное, блудник. Третий подумал: он целую ночь где-то развлекался, предавался веселью, а сейчас пьяный возвращается домой, – и тоже его осудил. А этот человек шел на ночную Литургию. Первый помысел у этих людей был осуждающий, значит, здесь духовного развития нет или его очень мало. Соответственно, с помощью духовного роста человек становится более богоподобным, более насыщенным духовно, он может быть добродетельным. Цель духовного развития – достичь какой-то добродетели.

Вопрос телезрителя: «В чем различие святости и совершенства?».

– Святость – высшая форма совершенства. В Евангелии написано: будьте совершенны, как совершенен Отец Мой Небесный. Постепенность духовного развития должна в итоге привести к святости. Понятно, что достичь святости, которая есть у Бога (а Бог – Всесвятой), невозможно, ибо Он несоизмеримо больше и выше. Но стремиться к развитию и уподоблению Богу – наша обязанность как христиан. Человек совершенствуется, и форма совершенства в духовном – это святость, когда человек воплощает в жизнь заповеди Христа и живет не просто теорией.

Мы примерно знаем, что хорошо, что плохо, как тот самый кроха-сын, который пришел к отцу, и даже Заповеди блаженств знаем наизусть. Но далеко не всегда мы можем на зло ответить добром, как нам Господь заповедал, или, например, не осуждать, как нам тоже сказал Господь. А святые смогли воплотить в жизнь эти заповеди. Это вдохновляющие примеры, на которые мы ориентируемся, чтобы не отчаиваться, не думать, что это вообще невозможно. Возможно. Даже 100, 70 или 50 лет назад были люди, которые смогли реализовать Заповеди Христа непосредственно в своей жизни.

Вы сказали, что духовное развитие нужно чтобы человек стяжал добродетель и стал человеком духовным. А каковы средства духовного развития?

– Множество средств предлагает нам Святая Церковь. Основное развитие возможно при благоприятных условиях, а создание благоприятных условий тоже зависит от человека, какой образ жизни он ведет. Что может способствовать духовному развитию? Жизнь в Церкви – прежде всего. Потому что, если человек просто находится в мире, это не особо способствует духовному развитию. В мире много соблазнов, много искушений, всюду нас подстерегает враг, который не дремлет и пытается нас сбить с пути духовного развития. Ему не нравится, что мы вдруг решили шествовать по этому пути, и он всячески, как опытный ловец, цепляет нас через тонкие движения сердца нашего, через помыслы.

Вспоминаю книгу Клайва Льюиса «Записки Баламута», где один опытный бес научает менее опытного, как правильно уловлять людей, такие тонкие идеи подмечает Льюис. И в этом мире, преисполненном искушений, Церковь является гаванью, кораблем спасения, где у человека есть благоприятные условия для духовного развития. Церковь предлагает человеку возможность воздержания (это пост), более серьезного общения с Богом через молитву и через участие в таинстве Причастия, когда мы можем быть причастниками Самого Господа, вкушая Его Тело и Кровь на Литургии.

Есть множество других способов. Один из важнейших способов духовного развития – Покаяние. Без Покаяния движение человека в правильную сторону практически невозможно, ведь чтобы духовно развиваться, нужно, как минимум, сбросить те оковы, что нам мешают двигаться (быть чемпионом по бегу, имея две пудовые гири на ногах, не очень удобно), нужно сначала освободить себя от тягчайших нагромождений в нашем сердце – гнева, гордыни, лени. Куда пойдет духовно развиваться ленивый человек? Ему хочется сидеть спокойно и не делать никаких лишних движений. Поэтому ему нужно сначала от этого избавиться. А осознать себя согрешающим возможно через Покаяние.

Вопрос телезрителя: «У апостола Иоанна в Послании есть такие слова: исследуйте, какого вы духа. Духовное развитие может быть не только на добро, но и в обратную сторону. Какими критериями это определяется? А то ведь можно дойти до такого состояния, как у Денницы».

– Действительно, человек, развиваясь духовно, доходит до какого-то предела, когда уже начинает оценивать сам свое духовное развитие. Вспомним фарисея из притчи: он считал, что достиг уже достаточно высокого уровня духовного развития – говорил, какой он хороший, благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди, духовно не очень развитые, что он постится, молится, все делает. Но то, что он почитал за некое духовное совершенство, оказалось мерзостью пред Богом. Оказалось, что ничего, кроме тщеславия и гордыни, там нет.

Есть такое понятие, как духовная прелесть. Один монах в Киево-Печерской лавре хотел увидеть Христа как плод своего духовного делания. Он хотел видеть явное подтверждение того, что он достиг неких высот. И через некоторое время по его молитвам, когда он посчитал себя достойным этого, явился некто с ликом святых ангелов, и этот монах упал на колени, даже забыв перекреститься (с такими помыслами, что он достиг этого уровня, когда перед ним наконец явился Христос). В этом была радость, связанная с гордыней. Но когда он поднял глаза, увидел, что перед ним не Христос, а дьявол с его бесами, они набросились на него и избили до полусмерти так, что он был просто на грани жизни и смерти. Потом пришла братия, и они все молились за него, чтобы он просто остался жив. Когда он очнулся, рассказал, что с ним случилось, ушел в затвор и до конца жизни не сказал больше ни одного слова.

Такое может произойти с человеком, который идет неправильно. Он использует вроде бы правильное средство – пост, молитву, но не для тех целей, а для достижения какого-то краткосрочного результата и удовлетворения себя: я молодец, я забрался на Эверест, поставил там флаг, и теперь мое имя будет известно по всем телеканалам. Что человек ставит своей целью: некое внутреннее, интимное общение с Богом, духовное развитие, направленное именно к любящему Отцу, или это просто удовлетворение своих пагубных страстей? Вот об этом нужно думать.

Может ли человек сам себя адекватно оценивать на духовном пути?

– Думаю, нет. Есть множество способов… Должен быть сторонний взгляд. И Господь, зная, что мы не всегда можем сами за собой что-то заметить, посылает нам в жизни в первую очередь наших близких. Для женатых людей это вообще актуально. И муж иногда может жене вежливо, мягко, с любовью указать, что она как-то не так поступила, и жена может мужу вполне сказать: «Будь здесь осторожен, есть такой-то соблазн», или «здесь ты сказал что-то не совсем правильно». (Я уж не говорю про детей – у них есть родители, которые должны заниматься не только тем, чтобы ребенок в правильную школу ходил, кушал сбалансированную пищу, но и его духовными вопросами: если они видят, что ребенок растет как некий идол, вокруг которого все движется, что у него внутренняя гордыня, жуткое своенравие, это должно стать тревожным звоночком, они должны суметь своему ребенку об этом рассказать). Ну и, конечно, есть Священное Писание, есть Священное Предание Церкви, они – критерии, чтобы посмотреть, туда идешь или не туда. Есть духовные наставники, когда человек спрашивает своего духовного отца, правильно ли он развивается, или просто приходит к своему приходскому священнику, который его знает и может скорректировать его путь, чтобы ему не заблудиться.

Каковы критерии правильного духовного развития? Что происходит с человеком, если он идет правильным путем?

– В нем развивается самая главная добродетель, о которой говорил Христос. Главная заповедь – заповедь любви. А если человек занимается духовной жизнью, но стал более раздражительным, более нетерпимым к другим людям?.. Мы это можем наблюдать. Иногда человек ходит часто в храм, знает богослужение, церковный Устав, достаточно строго соблюдает устав поста. Но как только он видит, что человек в храме неправильно перекрестился, вошел в неподобающем одеянии, что-то не то сделал, с точки зрения церковного человека, и от этого стал раздражаться, делать замечания и агрессивно на это реагировать, то сразу можно понять, что он ведет неправильную духовную жизнь, раз такие плоды.

Плод духовный, по слову апостола, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, воздержание. Оценивать духовную жизнь стоит по этим критериям: каким я стал? Более кротким или нет? Я стал добрее к своим близким и дальним или нет? Люблю я своих врагов, как мне Христос заповедал, или нет? Прощаю ли я? Господь сказал прощать до 77-ми раз за день, – или я хожу обиженный, надутый, как самовар, аж раздирает от злобы. Вот они – критерии; нужно смотреть на себя, сравнивать по этим критериям.

Какие самые распространенные ошибки на пути духовного возрастания?

– Их достаточно много. Люди, например, принимают иногда внешнее за внутреннее. Тут есть такой перекос. Например, исполнение внешних религиозных обрядов они считают достаточным для своей духовной жизни. Или, наоборот, человек считает, что вообще не надо ничего делать, «Бог у него в душе», он «духовно развивается», и все. Особенно в контексте современности опасна подмена, когда люди духовное развитие заменяют душевным и путают эти два понятия. Например, человек достаточно много читал иностранной художественной литературы и русской классической литературы. Человек ходил в Театр оперетты или в Большой театр, слушал разные произведения, знает членов «Могучей кучки» и поэтов Серебряного века, может их перечислить и говорит: я духовно развит. Эти подмены очень серьезные. Душевное развитие, связанное с миром культуры, с миром этики, подменяется тем, что человек говорит: я духовно развит. Нет: духовное развитие говорит о близости человека к Богу.

Безусловно, культура может подтолкнуть тебя к этому развитию, но может и увести совершенно в другую сторону, куда тебе совсем не надо. Духовное развитие связано именно с тем, насколько я умею общаться с Богом, насколько я воплощаю в моей жизни заповеди моего Бога, насколько я следую тому пути, который мне Господь показал. Когда Христос сказал: «Я есмь путь», Он показал четкую дорогу. Насколько я иду по этой дороге? Какое мое нравственное состояние? Есть ли у меня любовь, радость? Часто я радуюсь или нет? Человек, который находится в духовном мире, в состоянии умиротворения, – радостный. Не из-за того, что ему что-то подарили, не из-за того, что у него наконец закончилась ипотека… Он радостен от внутреннего осознания мира с Богом и ближним. И эта любовь дарит настоящую радость.

Духовное развитие, духовный путь – путь скорбей или путь радости?

– И то, и другое. Когда мы начинаем духовно развиваться, встаем на этот путь (это, конечно, очень дерзновенно говорить: я духовно развиваюсь), мы делаем некие потуги. Как у барона Мюнхгаузена, который из болота сам себя вытащил, у нас не получится. У нас есть надежда на Господа, на Всемилостивого Творца: мы протянем руку, и Господь нас подхватит, вытащит из болота, где мы очутились, и мы почувствуем умиротворение и утешение.

И когда человек проводит духовную жизнь, он, безусловно, сталкивается как со скорбями, так и с радостью. Это вполне естественно для нашего падшего состояния, причем как скорби, так и радости могут нам помочь.

Радости – понятно, мы радуемся, торжествуем, для нас вот это ощущение Царствия Небесного – радость. Как сказал Христос, Царство Божие внутри нас устрояется, мы можем пережить опыт Царства Небесного здесь. А как же скорби могут помочь? Им есть практическое применение: через скорби мы становимся более благодарными существами. Есть такое понимание, что, к сожалению, человек начинает ценить что-то, только когда это теряет. Скорби иногда нам помогают больше ценить своих близких, внимательнее относиться к своей духовной жизни, больше надеяться на Бога, чем на себя. А то у нас периодически бывают гордыня, неправильные помыслы. Нас иногда нужно по лбу стукнуть, чтобы мы отрезвились, осознали, что происходит в нашей жизни, осмотрелись, пришли в себя. Поэтому путь скорбей – на двух ногах: одна нога стоит на пути скорбей, другая – на пути радости. И вот так потихонечку будем идти в правильном направлении духовного развития, цель которого – приблизиться к нашему Всеблагому Господу Иисусу Христу.

Может быть, еще несколько слов для наших телезрителей о духовном развитии: что в нем самое главное?

– Для нас, современных людей, обремененных всякими трудностями и обязательствами, показателем духовного развития может быть состояние нашего сердца, когда мы наблюдаем сами за собой. Во-первых, очень важно человеку иногда побыть в одиночестве и проанализировать, кто он и что он, перестать спешить, бежать, выключить телефон, убрать его подальше и поговорить с самим собой, поговорить с Богом, через Бога узнать о себе что-то.

Мы сразу поймем: наше духовное развитие как-то реализуется в нашей жизни, его видно или все это идет впустую? «Если я хожу в храм уже несколько лет, но как кричала на своего мужа, так ничего и не меняется, даже хуже становится, то, может быть, я мало сил употребляю? Может быть, я мало внимания этому уделяю и нужно сосредоточиться именно не на внешнем, а на внутреннем, на духовном?» А то получается, что мы той же работе уделяем много времени. Или в магазинах некоторые женщины могут ходить часами и выбирать себе обувь, в итоге так ничего и не выбрав (мне всегда жалко впустую потраченное время), а своему духовному развитию мы уделяем мало времени.

Осознав это, мы должны прийти в себя и сказать: все, душа важнее, она бессмертна. Мы умрем, и наше тело, за которым мы так ухаживали, будет разлагаться во гробе, а душа будет жить вечно. Поэтому давайте ей уделим должное внимание, поставим правильные приоритеты. Вспомним кондак Великого покаянного канона Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается» – это воззвание к своей собственной душе, Андрей Критский это своей душе говорил. Почему бы и нам не сказать нашей душе: «Хватит спать, хватит пребывать в лености и праздности, нужно как-то воздвигнуть себя к духовным свершениям»?

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».