Тату оно или она?

Татуировки известных политиков (13 фото)


В рамках подготовки к Amsterdam Day #стереотипOFF мы разрушим стереотип о татуировках и политике. Вы наверняка считаете, что два этих понятия совершенно несовместимы. Но мы вам возразим: очень даже совместимы! По статусу не положено? Стереотип! Мы живем в то время, когда человек может и должен почувствовать себя свободным, показать свою индивидуальность. Вы все еще не верите? Внимание: татуированные политики!
Сергей Шойгу — член команды по спасению мира

Министр обороны РФ, Сергей Шойгу — обладатель весьма серьезной татуировки. По рассказам одного из мастеров ведущего московского тату-салона, Сергей Кужугетович и его заместители сделали себе одинаковые тату. Основа наколки — надпись SOS. Буква O выполнена в форме Земли, а над одной из букв S — группа крови хозяина тату. С одной стороны татуировки — надпись «МЧС России», с другой — «Служба спасения» на английском языке.
Джастин Трюдо — первый татуированный премьер-министр

Вообще Джастин Трюдо — это тот человек, который разрушает собой абсолютно все стереотипы касательно образа привычного нам политика. Он носит цветные носки, занимается йогой, катается на сноуборде и занимается банджи-джампингом. А еще он — обладатель большой татуировки. «Моя татуировка — это планета Земля внутри ворона хайда. Глобус я набил, когда мне было 23, а ворона Роберта Дэвидсона — на 40-летие». Эту татуировки Трюдо продемонстрировал в благотворительном боксерском матче.
Владимир Бекетов и его «некриминальные татуировки»

Депутат и председатель Законодательного собрания Краснодарского края, Владимир Бекетов, совершенно не стесняется своих наколок. На его левой руке есть надпись: «воля», а на правой можно увидеть солнце и горы. Многие могут ошибочно предположить, что такие татуировки — следы криминального прошлого. Но один из мастеров краснодарского тату-салона рассказал, что эти татуировки могли быть сделаны во время службы в армии. Обычно их бьют тем, кто служил на Камчатке и Сахалине.
Йон Гнарр — исландский политик-панк

Исландский комедийный актёр, писатель, музыкант и политик, Йон Гнарр, бывший мер Рейкьявика, носит на своем теле большое количество татуировок, среди которых герб столицы Исландии, флаг «Веселый Роджер», эмблема британской панк-группы 1970-х Crass и изображение штата Техас.
Евгений Сурнин — скарабей приносит удачу

Евгений Сурнин — мало того, что депутат городской думы города Режев Свердловской области, так еще и байкер. На его макушке красуется огромный скарабей с крестом. «Это талисман удачи, благополучия, а так же символ реинкарнации после смерти», — заверяет народный избранник.
Джон Феттерман — такого мэра вы еще не видели

С 2005 года этот человек гордо носит звание мэра города Брэддок в штате Пенсильвания, в США. На его левой руке вы можете видеть цифры — это ни что иное, как почтовый индекс Брэддока. На правую руку Феттерман наносит даты, фиксирующие убийства горожан в период его нахождения у власти.
Стильная Ирина Хакамада предпочитает тату со смыслом

Известный политик, Ирина Хакамада, сделала на своем правом плече татуировку в виде иероглифа. Значение его расшифровывается как «умение бороться за жизнь». Для Ирины эта тату — своеобразный оберег. Но на одном иероглифе Ирина Хакамада останавливаться не стала, а потому сегодня на ее руке красуется дерево и птицы.

Стефания, принцесса Монако
Младшая дочь князя Монако Ренье III и голливудской актрисы, Грейс Келли, Стефания просто обожает покрывать свое тело татуировками: на спине у нее выбит змей в форме буквы S, а на правом запястье — браслет с символом солнца. Есть у принцессы наколки в области поясницы, на лодыжке и на животе, — вот так прямо на ваших глазах рушится еще один стереотип о том, как выглядят принцессы.
Михаил Добкин «засветил» тату на крещенском купании
Украинский политик, Михаил Добкин, носит на левом предплечье татуировку в виде кобры. В криминальных кругах — это обозначает «связь с блатными». Но мы же с вами хотим отойти от стереотипов, а потому давайте остановимся на еще одном значении данной татуировки — «власть».
Кэролайн Кеннеди позволила себе мини-тату
Посол США в Японии и дочь президента Кеннеди, Кэролайн, еще в 70-х годах сделала себе татуировку в виде маленькой бабочки на правой руке во время путешествия в Гонконг.
Иосиф Кобзон гордо демонстрирует орла на плече
Депутат Государственной Думы, певец, Иосиф Кобзон не стесняется демонстрировать свою татуировку на левом плече в виде орла. «Она нейтральная», — говорит он. В молодости у Кобзона было множество татуировок: инициалы его и его хороших друзей, кольцо на пальце, а на правом предплечье надпись «не забуду мать родную». Когда Кобзон стал большим артистом все татуировки, кроме одной, пришлось свести, так как нравы в те времена были суровые. Все меняется, в том числе и отношение к нательным рисункам.
Джесси Джексон-младший — политик, который обожает бодиарт
Бывший конгрессмен, политик, член Демократической партии США, Джесси Джексон-младший, старается каждый год делать новую татуировку. На руках политика уже набиты изображения членов семьи Джексона, герб университетского братства Omega Psi Phi, в котором он состоял, а также героя его детства — актера Брюса Ли.
Все эти люди разбивают наши стереотипы о том, что татуировка — это политический моветон. Татуировка — это дух внутренней свободы, это возможность сделать свой внешний вид более интересным, подчеркнуть свою индивидуальность.

Депутаты Госдумы хотят законодательно запретить татуировки в России: это язычество и вред здоровью

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил, что татуировки в России следует запретить. Для этого, по его мнению, есть нескольким причинам
.com Геннадий Онищенко
Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил, что татуировки в России следует запретить. Для этого, по его мнению, есть несколько причин.

Во-первых, тату следует рассматривать как крайнюю степень язычества. Татуировки опасны для здоровья и могут привести к возникновению смертельно опасных заболеваний. А еще они, по словам Онищенко, свидетельствуют о «духовном интеллектуальном кризисе» и избытке половых гормонов у человека, их носящих.

Бывший главный санитарный врач РФ, а ныне депутат Госдумы в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил, что процесс татуирования небезопасен с точки зрения заражения, поскольку нарушается структура и органический состав кожи.

«Эта крайняя степень язычества, которую мы сегодня наблюдаем, несет в себе большие риски возникновения смертельно опасных заболеваний. Любое химическое вещество, вводимое в структуру кожи, является потенциальной опасностью. Любое инородное тело, оно может спровоцировать все, начиная от гнойных осложнений, заканчивая онкологическим ростом», — уточнил депутат.

— Рак, гепатит, воспаления, аллергия… Чем могут грозить тату
— Церковь о татуировках: Бог говорит «нет»
— МВД будет искать преступников через камеры наблюдения — по их татуировкам

Он подчеркнул, что любовь к татуировкам связана также с переизбытком половых гормонов. «Откуда взялась примитивная, туземная мода? Ну, я понимаю, туземцы от безысходности рисуют на себе какие-то уродливые маски, чтобы якобы отпугнуть духов. Но когда цивилизованное общество, молодые женщины, матери! Ну, пройдет эта горячка эндокринная, когда избыточное производство гормонов половых толкает их на безумства. Ну, станут они взрослые, родят детей. И что детям будут объяснять? И дети будут видеть не тело матери нежное, а некий такой прикроватный коврик с арабесками, еще хуже с какими-то чудовищами, которые они сплошь и рядом рисуют. Это более тяжелое проявление того духовного интеллектуального кризиса, который мы переживаем. Вообще все эти татуировки нужно запрещать».

Онищенко не первый депутат Госдумы, требующий запрета татуировок в России. Двумя месяцами ранее депутат Госдумы Виталий Милонов предложил запретить татуировки, но только несовершеннолетним. По его мнению, в раннем возрасте они негативно влияют на психологическое развитие человека. «В данной связи прошу вас рассмотреть возможность разработки пакета мер, запрещающих нанесение татуировок несовершеннолетним в нашей стране. Помимо этого, также необходимо разработать механизмы по дополнительному контролю тату-сферы», — написал Милонов в своем обращении к министру здравоохранения России.

Рак, гепатит, воспаления, аллергия… Чем грозят тату

О том, что краски, используемые для тату, могут нанести вред здоровью человека, подтверждают многочисленные исследования европейских ученых. При нанесении татуировки в тело могут попасть частицы железа, никеля, хрома, марганца, кобальта, диоксид титана (TiO2). Но даже если сама по себе краска безопасна, попадая в тело человека, она может распадаться до микроскопических частиц. И эти частицы проникают в лимфатические узлы, вызывая развитие рака.

К примеру, Европейское химическое агентство (ECHA) намерено запретить два пигмента, которые используются в большинстве цветных чернил для татуировок: голубой (Blue15) и зеленый (Green7). Причиной этому стало подозрение в их высокой канцерогенности. В рекомендациях ECHA указано, что эти пигменты уже запрещены в косметических средствах из-за проблем со здоровьем.

Медики отмечают, что татуировки грозят не только инфекциями и онкологией, но и травмированием мышечной ткани. Речь идет о повышенном риске хронического воспаления мышц у лиц с ослабленным иммунитетом. Иммунные клетки могут связываться и переносить частицы краски в разные части тела, включая лимфатические узлы. При большом скоплении эти частицы провоцируют воспаление и даже образование раковых опухолей.

Татуировки также зачастую становятся причиной заражения гепатитом B и С. Поэтому необходимо следить, чтобы в тату-салонах мастера использовали только одноразовые иглы, носили одноразовые перчатки и использовали только проверенные краски.

Что говорит Церковь о татуировках

В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Как отмечает сайт «Православие.ру», созданный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.

На сайте однозначно трактуется отношение Церкви к татуировкам: Бог говорит «нет» подобному обычаю, такое деяние осуждается.

«Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать — все это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых. Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом. Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других», — сообщает «Православие.ру».

На сайте приводится лишь одно исключение, когда христианам позволено наносить татуировку — находясь в мусульманском мире христиане могут накалывать крест на руку, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Это говорит также и о желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами. И в этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству.

«Если же татуировка не свидетельствуют о вере, то она является неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, веры… И служит только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда», — считают в РПЦ.

МВД будет искать преступников через камеры наблюдения — по их татуировкам

Однако есть у татуировок и важная роль — в МВД намерены использовать их для идентификации людей через камеры наружного наблюдения.

Министерство внутренних дел уже разрабатывает Федеральную информационную систему биометрических учетов (ФИСБУ) для распознавания преступников и подозреваемых.

По планам ведомства, искусственный интеллект будет узнавать человека по лицу, голосу, радужной оболочке глаза и татуировкам на открытых частях тела. Как сообщил РБК гендиректор Русского биометрического общества Данила Николаев, внедрить систему планируется до конца 2021 года.

Система разрабатывается в рамках госпрограммы «Безопасный город» в Москве, и технология получит финансирование из бюджета этого проекта

ФИСБУ будет не только применяться при распознавании лиц через камеры, но и взаимодействовать с другими ведомственными системами. Она, предположительно, будет работать следующим образом: с места преступления собирают все следы, в том числе отпечатки пальцев, волосы или слюну подозреваемого. Все это заносится в действующую систему, которая выдает перечень предполагаемых лиц. Если в системе есть необходимые данные, то на камеры с распознаванием лиц подгружается фотография и особые приметы — такие как татуировки.

25 небанальных татуировок, которые изменят ваше мнение об этом виде искусства

  • 86 8 122 135k

    Мы разузнали 13 секретов мастеров маникюра, которыми они делятся друг с другом, но не со своими клиентами

  • 83 63 58 61k

    Как Меган Маркл превратилась из малоизвестной актрисы в самую стильную женщину планеты

  • 64 25 46 79k

    Как сегодня живет женщина, которая родила четверняшек в 65 лет, несмотря на протесты врачей

  • 104 17 68 65k

    8 признаков, которые с потрохами выдают несчастливые пары на фото в соцсетях

  • 59 7 107 65k

    13 важных фактов о духах, которые тщательно скрывают парфюмеры

  • 97 3 119 30k

    5 историй из жизни знаменитых литераторов, которые увлекательнее их собственных произведений

  • 68 79 37 105k

    11 российских звезд, которые резко помолодели. Теперь фанаты узнают их с трудом

  • 63 32 47 40k

    19 знаменитых родителей и их детей, сходство которых видно даже из космоса

  • 122 15 63 30k

    15+ странных попутчиков, способных сделать поездку незабываемой. В наихудшем смысле

  • 157 7 88 34k

    18 доказательств того, что залог крепких отношений внутри семьи — любовь (к юмору)

  • 244 8 183 61k

    16 фактов о животных, о которых даже не все зоологи знают

  • 160 6 80 50k
  • 127 5 57 95k

    15 человек, которые считают себя не жадными, а расчетливыми и бережливыми

  • 146 12 151 69k

    16 красноречивых ситуаций, которые могли произойти только в Одессе

  • 69 32 172 61k

    8 ошибок, которые мы допускаем, когда хотим сэкономить при ремонте

  • 76 11 59 48k

    В чем секрет успеха бренда Louboutin и почему его основателя называют королем неудобной обуви

Психологи и психиатры научились считывать информацию о человеке по его татуировкам, даже самым причудливым. Нательная «живопись» расскажет специалисту о страхах человека, чертах его характера, душевном состоянии, заболеваниях и пристрастии к алкоголю и наркотикам.

Страхи

― Татуировка ― классическое замещение чего-то, чего человеку не хватает, ― говорит семейный психолог Наталья Панфилова. ― Очень часто мужчины слишком мягкие и неуверенные в себе делают агрессивные татуировки: нож, воин, тигр. Девушки, которым кажется, что им не хватает привлекательности для противоположного пола, украшают себя цветочками, котиками, лепесточками.

При этом нередко эффект бывает противоположный.

― У меня была клиентка ― симпатичная, но не уверенная в себе. Она сделала себе татуировку букета на руке, много розочек, ― рассказала Наталья Панфилова. ― Но татуировка ей совсем не шла. У них с мужем начались скандалы, потому что в его картине мира это было что-то невероятное.

Страхи душевнобольных также выражаются в их татуировках.

Учёные из Иерусалимского центра доказательной медицины в своей научной работе (журнал «Вестник психиатрии и психологии Чувашии», 2010 год) исследовали 1576 татуировок, которые накололи себе 412 больных с психическими расстройствами.

Как сказано в исследовании, некоторые больные просили тату-мастеров наколоть им мистические татуировки ― они выполняли роль талисмана-оберега от «злого глаза».

«Так, изображение «маски джокера» на наружной поверхности локтевого сгиба трактовалось больным как нанесение защитного знака», ― пишут учёные.

Стремление причинить себе боль

― Иногда я замечаю, что клиенты делают тату на части тела, где это очень болезненно, ― говорит Наталья Панфилова. ― Например, на стопе. Скорее всего, они хотят специально причинить себе боль. То есть сама татуировка не имеет никакого смысла, имеет смысл действие ― её нанесение.

К похожему выводу пришли учёные из Новосибирского государственного медицинского университета (своё исследование они опубликовали в журнале «Медицина и образование в Сибири» в 2013 году). Среди 60 человек с татуировками, которые приняли участие в исследовании, у 78% учёные диагностировали пограничное личностное расстройство.

Как говорится в работе, это расстройство есть у 2―3% людей. Для них характерны импульсивность, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, нестабильные связи с реальностью, высокая тревожность и сильный уровень десоциализации.

«Представляет интерес факт, что лица с пограничным личностным расстройством в 90% случаев не испытывают удовлетворённости от конечного результата ― нанесённого рисунка, ― говорится в исследовании. ― Их привлекает сам процесс, связанный с необходимостью терпеть болевые ощущения в процессе нанесения рисунка («смогу ли я это выдержать?»)».

Необходимость терпеть боль ― социально приемлемый способ «самоповреждающего поведения» (другие способы, неприемлемые, ― спровоцировать аварию или совершить суицид).

При этом «из всех предложенных мастером тату-салона вариантов татуировок люди с пограничным личностным расстройством предпочитают надписи или рисунки, связанные с тематикой смерти (черепа, мертвецы, могильные кресты и пр.)».

У 13 человек, у которых не оказалось пограничного личностного расстройства, татуировки были гораздо оптимистичнее ― в основном это были изображения животных или орнаменты.

Исследователи называют разные причины саморазрушающего поведения. Например, в психоанализе, основоположником которого является Зигмунд Фрейд, считается, что изначально агрессия была направлена на другого человека, например на родителя в детстве. Но от родителя зависело благополучие ребёнка, и тот «решил» перенаправить агрессию на самого себя.

Жажда внимания

― Яркие, броские, крупные татуировки могут быть у личностей истероидного типа, ― говорит психиатр, заведующий отделением оказания интенсивной психиатрической помощи Артём Гилёв.

Главная черта такого типа ― эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.

― Например, у человека яркий цветок на всю спину или тигр на лице, ― говорит Артём Гилёв. ― Также такая татуировка может говорить о том, что у человека биполярное расстройство. Он сделал её в период обострения, а потом вышел из этого состояния и сам от себя в шоке.

Как сообщал Лайф, биполярным расстройством страдает 2―4% населения планеты. В жизни больного периоды мании (ощущение собственного величия, поток идей, быстрая речь, сниженная потребность во сне) сменяют периоды депрессии.

Психопатическое стремление к порядку

Как рассказал Артём Гилёв, психопаты эпилептоидного типа (одна из главных черт ― болезненная любовь к порядку во всём) склонны делать татуировки, где видно мельчайшие детали.

― Например, один пациент наколол себе картину из окна, ― рассказал психиатр. ― Выколол все деревья, на каждом ― листочки. Окошко в доме напротив, в окошке человек, кошка.

Очень продуманные татуировки также у шизофреников.

«Так, один из наблюдаемых нами больных перед тем, как сделать себе татуировку в виде дракона, пересмотрел в Интернете и в литературе несколько десятков тысяч (!) изображений этого сказочного персонажа, пока не подыскал рисунок, максимально приближенный к его представлению», ― говорится в исследовании учёных из Иерусалимского центра доказательной медицины.

Сюжеты, подсказанные голосами

По словам Артёма Гилёва, люди с психическими заболеваниями часто делают непонятные окружающим татуировки. Иногда их смысл не может объяснить и сам обладатель.

Бывает, что больной просит тату-мастера наколоть сюжет, который подсказывают ему «голоса».

― У меня был пациент, ему голоса приказали наколоть: «Я боюсь букву А».

Иногда изображения на татуировках вполне адекватные, и, только когда больной объясняет, что они означают, становится понятно, что он болен.

У одного из пациентов, пишут учёные из Иерусалимского центра доказательной медицины, на голени был «гигантский египетский знак ― анх (T-образный крест, соединённый с овалом на верхней перекладине)». Больной объяснил, что его татуировка означает: «никогда больше не дам себя оперировать».

Ему делали болезненные внутривенные вливания, а потом наложили прозрачную повязку, которая фиксировала иглу и напоминала знак анх.

«Выйдя в краткосрочный отпуск, больной сразу же отправился в тату-салон и сделал себе указанную татуировку, утверждая, что, увидев её, «врачи поймут и не будут его больше мучить», ― сказано в исследовании. ― На вопрос, почему он сделал татуировку на ноге, больной заявил, что «всё равно врачи его раздевают».

«Другой больной, диагностированный как параноидный шизофреник, украсил своё тело хаотически вытатуированным алфавитом, чтобы показать, что он «хорошо учился в школе», ― продолжают учёные.

Бывает, что в татуировках больных вообще нет логики.

Например, больной с шизотипическим расстройством личности нанёс себе на ягодицу (интимная зона) с целью украшения примитивно-знаковую татуировку, изображающую графический силуэт газонокосильщика», ― говорится в исследовании.

Учёные считают, что «добровольно нанесённые татуировки в ряду других невербальных признаков могут играть существенную роль в диагностике психических и поведенческих расстройств, особенно в случаях, когда обследуемый преднамеренно стремится ввести врача в заблуждение».

Татуировки наркоманов и алкоголиков

Те же учёные исследовали 609 татуировок, которые нанесли себе пациенты с зависимостью от наркотиков и алкоголя (исследование опубликовано в журнале «Наркология» в 2010 году).

У этих татуировок много типичных сюжетов. Они «являются своего рода опознавательным знаком для посвящённых, позволяющим вступать в контакты для приобретения наркотиков».

«К категории общих символов употребления наркотических веществ могут относиться изображения черепа, пронзённого кинжалом или шприцем, а также любые медицинские атрибуты (таблетки, капсулы, ампулы, шприцы и иглы)», ― пишут учёные.

Те, кто употребляет опиаты, часто накалывают изображения цветка или коробочки мака.

«Среди них нередки следующие сюжеты: цветок мака, обвитый змеёй, мак, стебель которого представлен инъекционной иглой, цветок мака, обвитый колючей проволокой, головка мака с вытекающей каплей сока («слезой»), ― сказано в исследовании. ― Сюда же относятся изображения гнома или старушки, которые держат в руках цветы или головки мака. Изображение пожилого человека можно трактовать как изображение лица, которое выращивает опийный мак на продажу».

Люди, которые употребляют гашиш, нередко делают наколки с изображением полумесяца в сочетании с тремя звёздочками («фирменный знак» фабричного пакистанского гашиша). Также могут быть многофигурные композиции на восточные темы (мужчина, который курит кальян, в окружении танцовщиц, джин, вылетающий из кувшина).

Изображение пауков и паутины на пальцах рук означает ловкость и изворотливость, умение выкрутиться из трудных ситуаций.

Иногда накалывают цифры. Например, 5 ― это экстази, 8 ― героин, 12 ― марихуана (берётся первая буква в названии наркотика и ставится её порядковый номер в английском алфавите).

«Отражением желаемого состояния при наркотической интоксикации являются сюжеты, связанные с изображениями шприца с крыльями бабочки (лёгкость, эйфория), джина, покидающего кувшин («душа, вырвавшаяся на свободу»), пробитый шприцем или кинжалом череп свидетельствует об остроте и тотальности переживаний, возникших на фоне приёма наркотиков», ― говорится в исследовании.

Нередко татуировки колют на локтевых сгибах: так можно скрыть следы инъекций.

У алкоголиков свои типичные сюжеты. Часто они накалывают изображение из трёх составных элементов. Центральный ― один из типичных алкогольных атрибутов (бутылка, рюмка, стакан), два краевых ― карты, женские фигуры и лица. Под рисунком, как правило, располагается надпись: «Вот что нас губит!»

«Знания о глубинном психосоциальном смысле татуировок могут помочь врачам в клинической практике», ― заключают учёные.

Ранее Лайф рассказывал, какими татуировками украшают себя олимпийские спортсмены. Они часто покрывают свои тела символами, которые означают стремление к победе.

«Тату — это самое настоящее клеймирование и закабаление»

О непривлекательности для мужчин татуировок на женском теле, глубинных причинах запрета на татуировки в традиционных религиях, последствиях татуировочного бума для России и мира Кавказскому геополитическому клубу рассказывает православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон», преподаватель философии Государственного академического университета гуманитарных наук, член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Аркадий Малер.

— Уважаемый Аркадий, этим летом в Москве (и не только) разразился настоящий бум на татуировки. Очевидно, что эта болезненная и дорогостоящая «мода» — не просто мода. Проявлением каких процессов она является? В какой степени нынешняя популярность татуировок в России является отражением общемирового тренда, о котором авторы «Микротенденций» писали применительно к США еще десять лет назад?

— Да, я это заметил в последние годы, причем, особенно на Западе, где иногда, приглядываясь к окружающим людям, мне казалось, что я единственный человек без тату – их рисуют уже везде, причем, я не помню ни одного случая за всю жизнь, чтобы это было хоть сколько-нибудь приятно для глаза. Безусловно, возрастающая популярность тату в России является частью именно западного тренда – это одна из многих составляющих постмодерной культуры, которая теперь пришла и к нам. Именно западного тренда, а не общемирового, потому что увлечение тату, в большей степени свойственное культурам Восточной Азии и архаичным племенам, стало популярным во всем мире именно через западного посредника. Именно когда западная культура восприняла и легитимировала это увлечение, оно распространилось по всему миру.

— Важная составляющая этого бума – взрывной рост числа женских татуировок. Причем девушкам, кажется, безразлично мнение мужчин, отзывающихся о татуированных особах женского пола, мягко говоря, нелицеприятно. Чем это объяснить? Женщина, презирая мнение мужчины, сознательно отказывается от попытки устройства своей судьбы по традиционному сценарию?…

— Если не говорить об исключениях, подтверждающих правила, то в большинстве случаев девушки делают тату для того, чтобы дать сигнал мужчинам – «я именно такая и принимайте меня такой, вот именно с этим рисунком, который всегда со мной». Все остальное – это уже уточнение: какой именно рисунок имеется в виду, откуда она его взяла, при каких обстоятельствах решила его сделать. И тут уже все зависит от мужчины, насколько для него это будет иметь значение. Все-таки татуировка татуировке рознь, но то, что в последнее время приходится видеть – это, конечно, уже откровенные уродства, в особо крупных размерах и явно на публику.

Я не знаю ни одного мужчину, которому бы нравились татуировки на женском теле. Девушки фатально заблуждаются, если думают, что их тату хоть сколько-нибудь привлекательны для окружающих мужчин. Но в этом пороке виноваты, конечно, не только женщины, но и мужчины – если мужчины позволяют себе разрисовывать свое тело, одеваться вызывающе, иметь небрежный вид и т.д., то почему женщина не должна себе это позволить? Если такую женщину окружают обильно татуированные мужчины, как это бывает в разных субкультурах, то ей нужно проявить исключительную самодостаточность, чтобы не стать отражением этих мужчин, а если то же самое делают подруги, то тем более.

— Если послушать самих девушек, можно выделить несколько основных мотивов нанесения татуировки. Некоторые делают это для «самовыражения» (хотя что именно пытаются выразить таким способом, понять довольно сложно). Другие утверждают, что «имеют право» делать со своим телом что угодно (некоторые используют известный лозунг «Мое тело – мое дело!», которым часто пытаются «оправдать» аборты, или мифологию бодипозитива), а их татуировки якобы не несут никакого смысла, кроме «украшательства». Насколько правдивы эти объяснения? Не является ли главной причиной страсти к татуировкам ориентация на внешнее окружение, где тату как элемент показной «независимости» в действительности выступает маркером повышенной внушаемости, «стадности» — и сопровождающей все это подавляемой до поры до времени агрессии?

— Когда мы выносим какую-либо этическую или эстетическую оценку, то должны отдавать себе отчет, с точки зрения какого мировоззрения или, хотя бы, с точки зрения какой мировоззренческой парадигмы мы это делаем. Какая именно система ценностей позволяет нам называть один объект хорошим, а другой плохим, один красивым, а другой уродливым?

Представление о том, что разрисовывать свое тело недопустимо, коренится именно в ветхозаветной религии, а следовательно, в христианстве и, шире во всех авраамических религиях. В Библии, в книге Левит, Господь прямо дает такой запрет: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев 19:28). И в книге Второзакония этот запрет повторяется: «Вы сыны Господа Бога вашего, не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор 14:1). Известно много случаев, когда люди в особом психическом состоянии, переживая смерть близкого или какую-то иную тяжелую проблему, уродуют или калечат свое тело, и порезы на коже либо татуировки – это самый распространенный случай. В этом запрете Господь напоминает людям, что они — Его дети и недопустимо, оставаясь верными Богу, отчаиваться от потери кого бы то ни было.

Кто-то может сказать, что эта заповедь касается именно тех нарезов и письмен, которые люди делают в связи со смертью кого-либо, но это не так, потому что смерть кого-либо – это только повод, а речь идет о том, что человек в целом и его тело в частности – это собственность Бога, человек сам себе не принадлежит, и только Бог может устанавливать правила вторжения в это тело. Не случайно знаком Завета с Богом для древних иудеев было обрезание, а любое другое вторжение в тело воспринималось как измена Богу, тем более, что именно языческие культы очень часто этого требовали.

Вообще, практика татуировок изначально – это, конечно, именно языческая традиция. Нанося определенную татуировку на тело человека, язычники фиксировали его вечную верность определенному идолу и закабаляли его в определенном социальном статусе — ведь татуировка делается навсегда, ее невозможно смыть, это не переводная картинка. Впоследствии эту языческую практику использовали различные субкультуры, включая преступный мир или мир каких-то контркультурных движений, заявивших о себе во время студенческой революции 1968 года.

И вот что очень интересно – все эти субкультуры любят гордиться своей, якобы бесконечной, свободой, в первую очередь, от того большого нормативного общества, в котором они живут и от которого они защищаются в своей среде. Но на самом деле внутри самих этих сред царит очень четкая и жесткая иерархия, как во многих сектах, и полученные там татуировки – это несмываемые клейма определенного иерархического положения, то есть все как у архаичных язычников. Поэтому, конечно, ничего индивидуального и уникального в практике тату нет. Это самое настоящее клеймирование и закабаление, а в лучшем случае это просто досадная глупость, совершенная в юности, но уже неисправимая.

— Заметной тенденцией в сфере как мужского, так и женского тату является резкое увеличение пугающих татуировок откровенно демонического или «биомеханического» содержания. Анализ женских отчетов о татуировках на сайтах отзывов показывает, что число «набивающих» на видном месте осклабившегося черта, девушку с наполовину живым-наполовину мертвым лицом или большой цветок с извивающимися червями и змеями вместо тычинок и пестиков достигает чуть ли не половины. Постоянно наблюдать эти кошмары на собственном теле, как минимум, странно. О каких изменениях коллективного сознания свидетельствует распространение татуировок мистической тематики с уклоном в откровенно адскую? Демоны среди нас?.. Сограждане, воспитанные в православной (мусульманской) культуре, сознательноотказываются от этой части собственной идентичности, присягая демоническому миру? Или –бессознательно? Понимают ли люди, что они делают?

— Если отвечать на это вопрос в сугубо секулярном и научном ключе, то можно сказать, что, поскольку татуировки особенно популярны в молодежных контркультурных средах, бунтующих против классической европейской этики и эстетики, то там культивируются наиболее уродливые и пугающие, инфернальные образы, а поскольку большинство татуировок в наше время на молодых людях имеет контркультурное происхождение, то и образы там соответствующие.

Если пойти вглубь, то можно вспомнить, что традиция татуирования имеет языческое происхождение, в наше время наиболее заметное в странах Восточной Азии, и поэтому многие татуировки напоминают зооморфных и антропомофрных богов соответствующих культов. Но с христианской точки зрения подлинное происхождение этого визуального ряда достаточно очевидно – это, конечно, влияние демонов, то есть падших ангелов, которые не только стали безгранично злыми, но и крайне уродливыми.

Для атеистического восприятия это может звучать и антинаучно, и смешно, но если мы действительно христиане, то мы знаем, что конечный источник любого зла – это падший херувим и сонм других ангелов, падших вместе с ним, которые и называются демонами. И за любым злом, которое когда-либо где-либо происходит, всегда прослеживается их воля — где-то более заметно, а где-то менее заметно.

Когда же сам человек открыто идет навстречу им, открыто начинает испытывать влечение к любой деструкции, любому извращению, то они не заставляют себя ждать и оставляют уже явные следы своего присутствия. Для христиан все это — правда и все это очень серьезно. Так что прямой вопрос – прямой ответ. Но из этого, конечно, не следует, что раз заклеймивший свое тело каким-либо изображением навсегда заклеймил свою душу: если человек принял крещение и искренне покаялся в этом грехе, то это клеймо просто останется досадной картинкой, а уж упрекать в этом человека и как-либо ущемлять его права в связи с этим никак недопустимо.

— Психиатры прямо связывают татуировки с различными душевными заболеваниями. По данным новосибирских медиков, у лиц, наносящих татуировки, пограничное личностное расстройство диагностируется в 78% случаев. В сюжетах татуировок людей с ПЛР часто отражается тематика смерти (кресты, черепа и т.п.). Связь татуировок с тягой к самоповреждению — эдакое саморазрушение-light — также является для специалистом общим местом. Не свидетельствует ли рост числа татуированных о глубоком неблагополучии нашего общества, об охватившем его неотрефлексированном психозе и страсти к саморазрушению? Какие политические и иные последствия это может иметь?

— Мы сейчас живем в крайне сложном обществе со всех точек зрения. Мы переживаем эпоху, в которой в разных пропорциях сочетается три исторических начала – и традиционное, и модерное, и постмодерное. Поэтому говорить об обществе в целом сейчас более чем затруднительно. Но можно говорить о доминирующих тенденциях, главная из которых – это затянувшийся кризис классического Модерна, его ценностей, его принципов и его институтов. Обращаю Ваше внимание, что большинство людей старших поколений в нашей стране к татуировкам относятся в целом негативно, как и мы с Вами. А почему? Разве они выросли в христианской культуре? Нет, они выросли в культуре советской, которая во многом открыто боролась с христианством. Но дело в том, что советская культура – это один из изводов культуры классического Модерна, это фактическое воплощение левой версии проекта Просвещения, который прямо противопоставил себя христианскому Средневековью, но, в то же время, унаследовал от него целый ряд необсуждаемых представлений и ценностей, так что вполне можно было бы сказать, что проект Модерна – это проект секуляризированного христианства, христианства без Бога, без Христа и Его Церкви.

Но в той степени, в которой культура классического Модерна, а вместе с ней и советская культура на всех этапах ее развития, наследовала христианству, советские люди в своем воспитании и образовании получили определенную «прививку» от нигилизма, безнравственности и уродства. Вот поэтому люди старшего поколения не принимают «культуру тату» так же, как они не принимают гомосексуализм или агрессивную музыку – это просто реакция старой, классической криптохристианской культуры на современную, постмодерную.

Если же говорить о постмодерной культуре, к которой само понятие «культуры» можно отнести достаточно условно, то она, конечно, ничего не предлагает нам, кроме полного саморазрушения и, в конечном счете, самоубийства. И саморазрушение тела здесь играет принципиальную роль – причем, по законам сектантских субкультур, человек обязан участвовать в этом саморазрушении, иначе он будет восприниматься как «неадекватный» и «несовременный». Обильные татуировки, как можно более уродливые и затмевающие само тело, в этой практике саморазрушения также необходимы, как и повсеместный пирсинг, бритье всего тела или, наоборот, максимальное зарастание, а в пределе – порезы, увечья и прямое самокалечение. В этом же ряду – изменение пола или попытки максимально походить на какое-нибудь животное, растение или предмет. Для кого-то все эти извращения могут оказаться неожиданной новостью, но они уже давно высмеиваются в современной культуре, в том же сериале South Park, причем как что-то уже состоявшееся, привычное и неизбежное.

Пока очень трудно строить какие-то прогнозы относительно политических последствий этого аспекта «культурной революции», но «окна Овертона» открыты в одну сторону и на Западе все это уже и тематизировано, и легитимировано. Когда можно будет говорить о политических последствий тату-революции? Когда заметные татуировки на открытых частях тела, прежде всего на лице, перестанут быть проблемой для избрания или назначения людей на высокие публичные должности, когда уже не музыканты и шоу-мены, а публичные интеллектуалы, ведущие политических новостей, депутаты и министры будут красоваться своими татуировками. Пока же наше государство пытается более-менее серьезно укрощать постмодернистские тенденции, и здесь очень много зависит от облика и поведения публичных лиц, раз уж мы говорим о культуре тела.

— Не просматривается ли тут глубинная связь с так называемыми «группами смерти» суицидальной, анорексической и т.п. тематики Вконтакте, в которых состоят миллионы подростков и более старшей молодежи?

— Как я уже сказал, суицид – это просто логический итог саморазрушения, потому что бесконечно саморазрушаться невозможно. При этом очень важно заметить, что как в случае татузависимых, страдающих так называемой «синей болезнью» или стигматофилией, так и в случае «групп смерти», обычно мы имеем дело с двумя почти противоположными типами. С одной стороны, с глубоко нервическими и просто психически больными романтиками, а с другой — с совершенно обычной, скучающей порослью, которой просто нечем заняться и она не отдает себе отчет в своих действиях. Я полагаю, что это два полярных типа молодежи, порожденных постмодерной «культурной революцией»: отчаявшийся и унывающий, и итог у них только один – смерть от ощущения бессмысленности жизни. Все это не вчера появилось — это наследие романтической традиции, восходящей к «Страданиям юного Вертера» Гете, после издания которых по Европе прокатилась волна самоубийств. Это романтизация суицида и отрицания ради отрицания, которая прошла через всю эпоху Модерна и логически воплотилась в Постмодерне.

— О чем свидетельствует сваливание общества в инфантильно-архаическую трясину, манифестируемое в том числе через взрывной рост числа татуированных? Неужели о деградации?.. Что ждет наше общество после «тату-бума»?

— Оно свидетельствует о бесповоротном кризисе классической новоевропейской культуры и реанимации всевозможных архаических мифов и традиций, которые так воспевают многие наши патриотические публицисты, видящие в Постмодерне возможность своего рода «консервативной революции». Но если это возвращение к какому-либо пре-модерну, то уж точно не христианскому.

Конечно, возрождение многих религий во всем мире, включая православное христианство в России, во многом связано с теми возможностями, которые предоставила ситуация Постмодерна, но теперь уже само христианство оказывается в оппозиции к этим архаическим культам, неизбежно связанным с оккультизмом и идолопоклонством. Между прочим, не забудем, что грядущий антихрист – это не какой-то атеист или либерал, это тот, кто объявит себя Мессией и тот, кто возглавит собственную религию, а эта религия будет во всем противоположна христианству, то есть это будет, своего рода, синкретический культ всех языческих культов. И что будет свидетельством верности антихристу? – да, именно печать на лбу и на руке, то есть фактически та же татуировка, что не отменяет, конечно, какие-либо прообразы этой печати, как и пришествие самого антихриста не отменяет его предшественников. Вот эсхатологический пример религиозного начертания на теле и, опять же, если мы христиане, то мы не можем этого не знать. Для нас это очень тревожные явления.

— Мониторинг федеральной прессы показывает, что обсуждение культурологических и религиозных проблем в большинстве случаев происходит на крайне низком, описательном уровне, не затрагивающем не только суть, но и поверхность явления. Где же современные российские культурологи уровня, например, Эрика Дэвиса («Техногнозис») или Марка Дери («Скорость убегания»), творчески осмысляющие процессы, меняющие российское общество? Только в Москве эту специальность можно получить в восемнадцати вузах! Или проблема не в образовании, а в самой «культуре»? Но куда будет двигаться страна, которая толком не понимает, что с ней происходит?.. Ваш прогноз?

— Проблема в том, что в нашей стране нет никакой — даже приблизительной, даже условной – идеологии. То есть мы, конечно, можем эксплицировать умонастроение власти или хотя бы правящей партии в каких-то идеологических формулах, но на самом деле никакой идеологии нет, а есть лишь общие пожелания и предпочтения. Следовательно, нет никакого государственного заказа на систематическое исследование основных культурных трендов, и культурологи, как и все гуманитарии, просто предоставлены самим себе, а если получают какие-то серьезные заказы, то не от государства, а от каких-то иных структур, как правило, далеких от идеи сильной и великой России.

Если же говорить о самой культурологии, то эта наука возникла совсем недавно и еще идут споры, можно ли ее вообще считать наукой, поскольку предмет ее исследования слишком широк – это вся культура вообще, а следовательно, все созданное человеком, все, что не-природа. В любом случае, это междисциплинарное направление, как никакое иное, зависящее от мировоззренческих предпосылок ученых и преподавателей.

Я сам в течение восьми лет, в нулевые годы преподавал культурологию в МИФИ и чувствовал себя необыкновенно свободно – никаких обязательных учебников и методичек не было, и моей задачей было за четырнадцать-шестнадцать лекций одного семестра рассказать физикам об истории и теории мировой культуры. Задача практически нереальная, но зато она позволяет самому культурологу систематизировать соответствующий материал в своей голове, а дальше все уже зависит от его научной честности и его же мировоззрения, причем, заметим, что честность также зависит от мировоззрения, а не наоборот.

Поскольку современная культурология в значительной степени возникла в постмодернистском контексте и последние тридцать лет в ней если и было какое-то ведущее концептуальное направление, то именно постмодернизм, то можно себе представить, какой совет по жизненно важным вопросам будет давать такой культуролог. Он скажет, что все не просто сложно, а что все и должно быть сложно, что мы живем в мире разных культур, разных «ценностных кодов», разных «понятийных языков», что нужно быть толерантным и либеральным, и никакой идеологии из такого рассуждения, конечно, не выйдет. В это время у вас один соседский подросток входит в «группу смерти» в интернете, другой соседский подросток в том же интернете записывается в ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация – прим.), и в рамках постмодернистской парадигмы выхода из этого тупика нет.

Однако наше государство именно в нулевые годы, более-менее осознанно, более-менее последовательно, все-таки стало пытаться преодолеть этот постмодернистский хаос, что неизбежно привело к открытому конфликту как с самим Западом, так и с прозападной частью элиты в самой стране. С моей точки зрения, учитывая то тотальное давление, которое Запад оказывает на нашу страну, и ту ценностную анархию, в которую было погружено наше общество, мы пока преодолеваем этот хаос с минимальными издержками, а где-то даже и с приобретениями, и важнейшую миссию в этом деле несет именно Русская Православная Церковь, в особенности с приходом Патриарха Кирилла, без всякого преувеличения.

Но у нас еще не произошло идеологической формализации тех ценностей, которые консолидируют Церковь и государство, а следовательно, все зависит от конкретных лиц на местах, от президента до чиновника в региональном министерстве. Поэтому ситуация не достаточно определенна, но она в любом случае лучше, чем на Западе, где не то что преодолеть постмодерное разложение, а хотя бы задержать его может только чудо. Если бы западный мир был единственным на планете, то он мог бы позволить себе экспериментировать над историей. Но там, где сегодня буквально вырождается западный человек, на его место приходит человек другой культуры, в первую очередь, мусульманской, а это означает, что Россия, к полной неожиданности для самой себя и всего мира, оказывается последним оплотом не только христианства, но и классической европейской идентичности.

Примечания:

По данным М.Пенна и Э.Залесн – авторов книги «Микротенденции» — в 2006 г. в США ходили с татуировками около 30 млн. американцев, то есть каждый четвертый, и это было на 20 млн. больше, чем всего тремя годами ранее. Они связывают массовость татуировок с безопасным проявлением духа «бунтарства», но, сдается, это слишком поверхностное толкование.

http://barakatattoo.ru/master/52#//files.barakatattoo.ru/files/attachment_images/4177_image.jpg?1472546956

«По нашим наблюдениям, мистические татуировки в значи­тельной степени отражают бредовый компонент мышления». Из статьи израильских психиатровhttp://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskoe-znachenie-tatuirovki-u-bolnyh-s-rasstroystvami-shizofrenicheskogo-spektra

«Добровольное нанесение татуировки отражает душевное состояние ее носителя и как проявление его невербального поведения может использоваться в качестве дополнительного диагностического признака у больных с психическими расстройствами при прохождении ими различных отборочных комиссий. Име­ет смысл ознакомить врачей-психиатров, клинических психоло­гов, специалистов, работающих в призывных и отборочных ко­миссиях, с методикой изобразительной, смысловой и групповой интерпретации татуировок при диагностике шизофрении, а также рекомендовать направление лиц с татуировками на дополнительное обследование у врачей-психиатров для выявления среди них больных с расстройствами личности, шизофренией, шизотипическими и шизоаффективными расстройствами», — таковы выводы израильских психиатров А.Д. и Д.З.Бороховых, приведенные в научной статье «Психосемантическое значение татуировки у больных с расстройствами шизофренического спектра»:http://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskoe-znachenie-tatuirovki-u-bolnyh-s-rasstroystvami-shizofrenicheskogo-spektra