Традиции в обществе

Семейные традиции в жизни современного человека

Понятие семейных традиций

Определение 1

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества.

В настоящее время к семейным традициям возрастает интерес со стороны общества. Это связано с тем, что в предыдущие годы, им не придавалось должной значимости. Считалось, что традиции – это пережиток старины, на первое место выдвигались семейные праздники. Однако со временем пришло осознание того, что именно традиции формируют у ребенка уважительное отношение к старшему поколению, окружающим людям, Родине и т.д. Именно семейные традиции обеспечивают необходимую взаимосвязь между поколениями, доверительные отношения между детьми и родителями.

Замечание 1

Семейные традиции имеют особый неповторимый дух, который создает в семье уют и атмосферу любви.

Появление традиций в семье может происходить двумя способами:

  1. Передача семейных традиций от поколения к поколению.
  2. Создание собственных традиций, связанных с приятными воспоминаниями или событиями.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вне зависимости от того как появились в семье традиции, они направлены на единение её членов, укрепление семейных уз.

Виды семейных традиций

Замечание 2

Семейные традиции необходимо отличать от праздников. Праздники отмечают все семьи, каждая по-своему, в то время как традиции являются некими устоями и обычаями, которых люди придерживаются в кругу своей семьи.

Семейных традиций большое количество. Для удобства их принято делить на группы.

Традиции по проведению семейных праздников – подразумевает проведение праздников в семейном кругу, с близкими людьми.

Основой этой традиции являются дни рождения членов семьи. В некоторых семьях в этот день принято приглашать родных и близких, а кто-то напротив, отмечает узким семейным кругом. Помимо дней рождения, к семейным праздникам принято относить свадьбы, крещение, рождение ребенка и т.д.

Празднования общенародных праздников – подразумевается особенность отмечать общенародные праздники в соответствии с традициями конкретной семьи.

Одним из самых семейных праздников считается встреча Нового года. Многие семьи до сих пор придерживаются традиции, что Новый год необходимо встречать в кругу семьи, а на следующий день посещать гостей или самим идти в гости. Помимо Нового года, к семенным праздникам причисляют Пасху, День Матери и т.д.

Игры с детьми – это традиция, уходящая корнями в старину, подразумевает совместную игру родителя и ребенка, имеющую воспитательную цель.

Во время игр с родителями дети познают мир, расширяют свой кругозор, учатся правильно взаимодействовать с окружающими, повышают свой интеллектуальный и физический уровень. Кроме того, во время игр дети и родители становятся ближе, ребенок ощущает заботу и любовь родителя. В качестве традиций могут быть не только повседневные вечерние игры с ребенком, но и традиционные игры по выходным. Каждый ребенок любит стабильность, для него это уверенность в том, что все хорошо и благополучно. Знание о том, что вечером он будет играть с мамой или папой, придает ему уверенности в себе. Аналогично и с играми по выходным (игры на улице, шахматы, монополия и т.д.).

Совместный прием пищи – является одной из важнейших семейных традиций.

Семейные завтраки, обеды и ужины не только помогают членам семьи сплотиться, но получить от родных людей необходимую поддержку и утешение. Во время ужина люди делятся событиями, которые произошли с ними за день, во время завтрака рассказывают о своих планах на день и т.д. Это помогает настроиться на нужный лад, расслабиться после трудового дня.

Празднование знаменательных событий – традиция, которая позволяет людям отметить различные значимые для них события, поделиться с родными и близкими людьми положительными эмоциями от события.

Во время празднования люди не только имеют возможность пообщаться с родными, но и получить одобрение и заряд бодрости на дальнейшие жизненные успехи.

Чтение детям сказок перед сном – одна из главных традиций, заложенных в воспитание ребенка.

Во время чтения книги на ночь, ребенок имеет возможность побыть с родителем наедине, у него вырабатывается необходимый режим сна и бодрствования. Даже если ребенок слишком мал и не способен понять смысла того, что ему читают, голос родителя его успокаивают. Чтение сказок развивает у детей фантазию, воображение, расширяет представление об окружающем мире.

Семейные прогулки – способствуют физическому развитию ребенка, его закаливанию и общему развитию.

Во время прогулок необходимо общаться друг с другом, обращать внимания на явления природы, произошедшие вокруг изменения, рассматривать и обсуждать достопримечательности. Помимо прогулок, необходимо всей семьей посещать театры, музеи, выставки, кино и т.д. Такие походы расширяют кругозор, повышают культурный уровень семьи.

Традиции объятий и поцелуев – очень важны для создания в семье атмосферы любви.

В каждой семьи эта традиция реализуется по-разному. Чаще всего поцелуи и объятия происходят при укладывании ребенка спать, его проводов в школу (детский сад) или встречи. Помимо объятий и поцелуев с детьми, важно, чтобы и взрослые люди придерживались этой традиции. Дети, видя как родители относятся, друг к другу, формируют у себя в сознании правильную модель семьи, основанную на взаимном уважении и любви.

Совместный отдых – это могут быть выезды на природу, походы, экскурсии и т.д.

Проведение совместного досуга положительно сказывается на поддержании хороших взаимоотношений между членами семьи. Для того, чтобы отдых был не только полезным, но интересным, следует менять места отдыха. При выборе места отдыха необходимо учитывать физические возможности каждого члена семьи, только в этом случае отдых будет приятным.

Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Повышение оригинальности

Федеральное агентство по образованию Уральский институт экономики управления и права
Реферат по философии на тему: «Традиция и ее роль в жизни общества»
Выполнил студент группы ФК-101: Кетова Кристина Андреевна
Проверил: декан философских наук профессор Иванова Евгения Владимировна
Екатеринбург 2010 года

      План:

-Введение
Глава №1: Традиции как элемент культуры и социальная норма.
1.1 Понятие традиции
1.2. Понимание сущности традиций
1.3. Место и роль традиций в системе социальных норм.
1.4 «Первичные», «вторичные» и негативные традиции
Глава №2: Роль традиции
2.1 Роль традиции в жизни общества
2.2 Роль традиции в политической жизни общества
2.3 Ценность традиции
-Заключение
2
Введение
Актуальность исследования.
Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которая принадлежит традициям в процессе общественного развития. История человечества — бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. Накопленные ценности духовной и материальной культуры бережно передаются от поколения к поколению. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности.
Цели исследования:

    Узнать какое место и роль занимают традиции в жизни общества

Задачи исследования:

    Узнать, что такое традиция
    Узнать какое место и роль занимают традиции в системе социальных норм
    Осознать ценность традиций

      3

Глава №1: Традиции как элемент культуры и социальная норма.

      Понятие традиции

Традиция (от лат. traditio — передача) — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются все существенные стороны социальной жизни.
К.В. Чистов писал: “традиция — это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стериотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся”.
Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиции — это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.
Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни — изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так же из условий их удовлетворения.
4
1.2. Понимание сущности традиций
Для понимания сущности традиций важно:

    Наличие некоего положительного жизненного опыта — способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивидов. Не будь этого опыта, нечему было бы становиться традиционным.
    Способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его — полностью или частично — в своей жизнедеятельности. Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения традиций является его восприимчивость к опыту других.
    Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное — это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.
    Одной из характеристик конкретной традиции является ее распространенность: бывают традиции местного значения, бывают традиции общенационального характера или даже межнационального. К примеру, традиция отмечать праздники есть у всех народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.
    Еще одной характеристикой конкретной традиции (а с нею и самого этого явления в целом) является устойчивость (традиций), а прямым следствием устойчивости традиции является ее жизнеспособность. По всему ходу истории человечества происходит «естественный отбор» традиций, в результате которого новые нарождаются, старые отмирают, а некоторые существуют тысячелетиями. В этом «естественном отборе» традиций есть постоянное ядро традиционности — общечеловеческий и непреходящий во времени характер базисных потребностей и модифицируемое конкретное содержание, в зависимости от условий жизни.

    5
    Благоприятными процессами, происходящими с традициями, являются: возникновение, закрепление, распространение, воспроизведение; неблагоприятными — «размывание», девальвация, угасание, искажение, стирание, забвение, амортизация.
    Традиционными могут быть не только перечисленные выше способы действия, оценки, отношения, технологии, этические принципы, но также и жизненные ситуации, определяемые самой природой человека и течением его жизни, независимо от его воли и сознания. Такие ситуации, как зачатие, рождение, свадьба, похороны, — это события разного уровня, в которых взаимосвязано и то, что дано самой природой (зачатие, рождение), и то, что способствует «вписыванию» этого в общественный контекст.
    Общественная значимость явления традиционности определяется как тем фактом, что любая традиция восходит к той или иной потребности человека, так и тем, что содержание традиции оказывается приемлемым или необходимым множеству индивидов. Именно поэтому традиция — принципиально общественное явление, затрагивающее каждого из членов сообщества.
    В жизни индивида требования традиции могут реализоваться двумя способами. Во-первых, традиционное может стать привычным для индивида, и тогда он совершает данное действие или придерживается данной оценки как своего собственного, органически ему присущего. Если традиционное не стало привычным для индивида, он лишь подчиняется традиции или же делает вид, что подчиняется, внутренне ей даже противясь, т. е. он подчиняется обстоятельствам, в число которых входит и принуждение окру­жающих. Одним .из важных способов такого принуждения является «общественное мнение» — понятие, приложимое к любому сообществу индивидов, а не только к тому «обществу», которое либералы привычно противопоставляют «государству».
    Любая конкретная традиция в пределах данного поколения может быть воспринятой (у предыдущего) или выработанной — в этом случае необходима ее проверка временем, и пока следующее поколение не начало воспроизводить ее содержание, это всего лишь инновационное действие с потенциалом традиционности.

    6
    По отношению к той или иной традиции всех индивидов можно разделить на активных носителей, пассивных носителей и противников традиции. Из числа активных носителей выделяется группа ревнителей традиции — тех индивидов, которые не только сами четко соблюдают требования традиции, но и требуют того же от других и, следовательно, внимательно следят за их действиями, оценивают их и сравнивают со своими. Часто для подобных ревнителей традиции наиболее важным является не соответствие поведения других индивидов некоему общему образцу, а неотличимость его от их собственного поведения, оценок, отношений и т. д.
    Традиции обладают свойством экспансии. Это связано, во-первых, с давлением активных носителей традиции на окружающих, во-вторых, с подражанием (индивида окружающим). Распространение того или иного действия на все более широкий круг ситуаций — это особый вид экспансии традиций. Следовательно, экспансия традиций проявляется как в возрастании числа следующих им индивидов, так и в распространении того или иного способа действия на новые жизненные ситуации.
    Экспансия традиций порою ведет к весьма неблагоприятным последствиям. К примеру, выявившаяся склонность народов Севера к спиртному — это совершенно чуждое для них дело, так как у них не растут соответствующие растения, из которых спиртное добывают и сам характер питания иной. У них не было естественного отбора по признаку устойчивости к алкоголю, поэтому-то они спиваются столь быстро и неотвратимо.
    Традиции повседневности, максимально приближенные к базисным потребностям человека, с течением времени меняются мало, традиции же, отражающие специфику общественно-исторической формации, отмирают в основном вместе с нею. При этом традиции и вытекают из образа жизни, и сами формируют его. Путем усвоения традиции каждое последующее поколение формирует свой образ жизни, сходный с образом жизни предыдущего. Следовательно, без преемственности не было бы и целостности, лежащей в основании таких понятий, как «человечество» и «история человечества».

7

    Как у любого объекта или явления, у традиции есть общее, единичное и особенное.
    Общее выражает принципиальное единство человеческого рода, единичное — местную специфику, особенное — творческий вклад отдельных индивидов или сообществ в содержание традиции.
    Чем лучше структурирована жизнь общества и жизнедеятельность индивидов, тем больше в данном обществе традиций. При этом детрадиционализация общества — искажение содержания и ослабление роли традиций в его жизни — лишает общество исторической перспективы, поэтому такое общество утрачивает и стабильность, и самобытность.
    Традиции могут определенным образом взаимодействовать: сочетаться и дополнять одна другую; противостоять и вытеснять одна другую; подвергаться процессу взаимной модификации и адаптации; порождать одна другую. В условиях миграции может происходить также и «обмен» традициями представителей различных сообществ, национальных, этнических, религиозных групп.

8
1.3. Место и роль традиций в системе социальных норм.
Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:
1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
4) политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
9
Являясь генетически первичной формой упорядочения и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, традиция выступает основой для возникновения социокультурных норм.
Однако в развитых социальных системах традиция сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то традицию можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализированных норм. Позицию между собственно нормой и собственно традицией могут занимать и фрагменты традиции, подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в традиции. Регулирование социальных систем главным образом на основе традиции или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения так называемых традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности традиции сужается. Традиция становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом «освобождения от гнета прошлого». Однако и в этих обществах роль традиций, как незаменимого механизма развития культуры сохраняется.
10
1.4 «Первичные», «вторичные» и негативные традиции
Существует несколько видов традиции. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид традиции можно назвать аутентичной, «первичной», нерефлексивной традиции. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы традиции пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипам. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной традиции доводит ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид традиции статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких традициях идет, как правило, речь, когда говорят о «консервативности», «косности», «неизменности» и т.д.
Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах традиции приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, традиция вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована традиция. Она может быть социализирована в деятельности как «потребителей», так и «творцов» культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды, как, например, авторская традиция, а также вырабатываются традиции работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, «вторичных», рефлексивных традициях.
11
Совокупность «первичных» и «вторичных» традиций конституирует понятие традиция в широком смысле слова. Оба эти вида традиции объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. «Вторичные» традиции способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения традиции выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах.
Особым видом традиций являются так называемые негативные традиции, т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная традиция строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего «противника», а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся.

Не попадает в поле действия традиции только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое – ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в традиции есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально.
12
Глава №2: Роль традиции
2.1 Роль традиции в жизни общества
В философской, социологической и юридической литературе пока еще нет единого общепризнанного мнения о роли традиций в жизни общества.
Одни исследователи считают традиции формами общественного сознания. Другие возражают против такого отождествления традиций с той или иной формой общественного сознания потому, что традиции имеют место в разносторонних отрасли человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, философии, морали, науке, искусстве, религии, они также охватывают сферу производства. Одни авторы рассматривают традиции как категории общественной психологии, ее составные элемента. Другие считают, что традиции лишь частично входят в общественную психологию и только той стороной, которая захватывает область социальных чувств, привычек и черт социального характера. В целом же традиции относятся к духовной культуре общества. Традиции вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций. Традиции, дополняя основные черты характера социальной группы людей, наций, классов, входя составной частью в психический склад этих общностей, являются частью целого общественного сознания. Как часть в структуре общественного сознания эти категории составляют некое целое и нуждаются как в комплексном, так и в дифференцированном рассмотрении. При уяснении понятия и сущности традиций мы исходим из того, что это довольно сложные и многогранные специфические общественные явления, представляющие собой совокупность норм, отражающих экономические, исторические, социальные и иные условия, связи и взаимоотношения людей в их общественной и личной жизни. Сложность эта усугубляется еще и тем, что ни одна из отраслей общественных наук не изучает традиции в полном объеме, во всех аспектах.
13
Заслуживает внимания механизм воздействия традиций на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции, в частности, такие основные функции:
а) регулируют общественные отношения;
б) аккумулируют и передают опыт людей.
Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций.
Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций. Обряд посвящения в сан советского рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.
Здесь следует особо подчеркнуть необходимость развивать обрядность трудовых традиций общества потому, что в нашей литературе последним, по сравнению с бытовыми, внимания уделяется явно недостаточно. Популярная литература, периодическая печать, особенно молодежная, много отводят места новой свадебной обрядности, но при этом мало помещают материалов, отражающих обрядовое оформление социалистических трудовых традиций, раскрывающих их идейное содержание.
14
На содержание этих традиций влияют такие требования и принципы морального кодекса строителя коммунизма, как добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, нетерпимость к тунеядству, нечестности, стяжательству.
Особенно яркая художественная обрядность присуща и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.
15
2.2 Роль традиции в политической жизни общества
Политические традиции (от лат. traditio — передача) представляют собой форму трансляции от поколения к поколению политического опыта, обычаев, представлений, норм, ценностей, институтов. Передается из поколения в поколение то, что позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей природной и социальной среды. На основе такой адаптации в течение длительных промежутков времени возникают специфические общности людей, которые называют этносами (от греч. etnos — народ). Этносы приспосабливаются к условиям окружающей среды посредством создания специфических стандартов поведения — стереотипов, которые передаются от поколения к поколению. Эти стереотипы постепенно меняются (модифицируются) вместе с изменением состояния окружающей среды в каждом новом поколении. Трансляция и усвоение стереотипов образует традиции. Усвоенные стереотипы отличают представителей одного этноса от другого. Совокупность этносов, связанных одной исторической судьбой (возникающих одновременно в одном ландшафтном регионе), называется супер этносом .
Супер этнос представляет собой исторически развивающийся симбиоз (безраздельное сосуществование) этнических стереотипов. Он складывается на основе комплементарности (взаимной дополняемости) этносов. Супер этнос развивается циклически, проходя ряд последовательных фаз . Каждый такой цикл продолжается около 1500 лет. Цикл включает подъем и спад активности этносов, входящих в супер этнос. В первой половине цикла (рост активности) создается система стереотипов поведения, соответствующая новым условиям жизни. Во второй половине цикла (спад активности) наблюдается распад старой системы стереотипов и начинается новый цикл, создающий новую систему стереотипов, в которой старые стереотипы занимают подчиненное положение, и т.д. В результате нескольких циклов происходит накопление форм адаптации к условиям среды, т.е. повышается коэффициент адаптации всех этносов, объединяющихся в супер этнос.
16
Таким образом, население, постоянно занимающее определенную территорию (регион ландшафта) Земли, в ходе истории периодически обновляет социокультурную систему своего взаимодействия, как с природой, так и с населением других (прежде всего соседних) территорий.
Так, например, в течение последних 2000 лет на территории, занимаемой сейчас народами СНГ, древнерусский супер этнос, существовавший в период с I по XV в., постепенно, начиная с XIII в., был заменен российским супер этносом. В период с XIII по XV в. одновременно происходило разрушение древнерусского и формирование российского набора этнических стереотипов. К концу XV —началу XVI в. были упразднены последние политические реликты старой этнической системы (вечевые демократии Новгорода, Вятки и Пскова) и заложены основы новой этнополитической системы в Великом княжестве Московском
.
Весь этот период шла борьба между двумя системами стереотипов социального (в том числе и политического) действия, которая привела к трансформации древнерусского супер этноса в российский. В то же время у отдельных этнических групп и их представителей существовали многообразные сочетания элементов старой и новой систем поведения.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева отличается от теорий культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера циклическим характером. В обоих вариантах все эти типы выстроены в линейную временную структуру, в рамках которой они последовательно сменяют друг друга. В итоге делается вывод об особом значении и перспективности славянского (у Данилевского) или русско-сибирского (у Шпенглера) культурно-исторического типа. Между тем западноевропейская, китайская, исламская, североамериканская и латиноамериканская этнические системы имеют не меньшее значение и не менее прогрессивны. Каждая из них может трансформироваться и увеличивать адаптивный потенциал в рамках своего ландшафтного региона до тех пор, пока будет существовать жизнь на Земле.
В процессе этногенеза возникают, транслируются и трансформируются не только стереотипы сознания и поведения, но и соответствующие им социальные институты, в том числе и политические.
17
Институты представляют собой форму объективации стереотипов.
Государство как совокупность институтов власти служит условием устойчивого существования этнических систем социального действия. Определенные исторические формы государства возникали и разрушались вместе с возникновением и разрушением соответствующих комплексов этнических стереотипов. Вместе с тем нужно учитывать, что старые институты так же, как и старые стереотипы, не исчезали бесследно, а сохранялись в преобразованном виде в новых этнополитических системах, хотя и занимали подчиненное положение по отношению к новым институтам власти и стереотипам, позволяющим успешно адаптироваться к изменившимся условиям существования людей в пределах ареала (от лат. area — площадь, пространство) — зоны распространения определенных видов животных, растений, полезных ископаемых, языков, диалектов и т.д. Политические институты и стереотипы существуют независимо от людей и передаются от поколения к поколению в ходе политической социализации — усвоения новыми поколениями созданного предшествующими поколениями.
Политическая подсистема в рамках системы социального действия выполняет функцию, поддержания определенного порядка совместной жизни людей, позволяющего им согласовывать свои индивидуальные и групповые действия и обеспечивать эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Политические традиции оказывают решающее воздействие на характер функционирования и трансформации институтов государства и гражданского общества. Политическая система любой страны может быть стабильной и эффективной лишь в том случае, если она создается и развивается в соответствии с политическими традициями этой страны, если она учитывает укоренившиеся в политическом сознании и поведении ее населения стереотипы. Все народы по-своему уникальны, уникальны и политические системы, создаваемые ими. Достаточно сравнить такие исторически связанные политические системы, как системы США и Великобритании , чтобы убедиться в правомерности данного утверждения.
и т.д……………..

Традиция и ее роль в жизни общества

Федеральное агентство по образованию Уральский институт экономики управления и права

Реферат по философии на тему: «Традиция и ее роль в жизни общества»

Выполнил студент группы ФК-101: Кетова Кристина Андреевна

Проверил: декан философских наук профессор Иванова Евгения Владимировна

Екатеринбург 2010 года

      План:

-Введение

Глава №1: Традиции как элемент культуры и социальная норма.

1.1 Понятие традиции

1.2. Понимание сущности традиций

1.3. Место и роль традиций в системе социальных норм.

1.4 «Первичные», «вторичные» и негативные традиции

Глава №2: Роль традиции

2.1 Роль традиции в жизни общества

2.2 Роль традиции в политической жизни общества

2.3 Ценность традиции

-Заключение

Введение

Актуальность исследования.

Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которая принадлежит традициям в процессе общественного развития. История человечества — бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. Накопленные ценности духовной и материальной культуры бережно передаются от поколения к поколению. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности.

Цели исследования:

  • Узнать какое место и роль занимают традиции в жизни общества

Задачи исследования:

  • Узнать, что такое традиция
  • Узнать какое место и роль занимают традиции в системе социальных норм
  • Осознать ценность традиций

Глава №1: Традиции как элемент культуры и социальная норма.

    1. Понятие традиции

Традиция (от лат. traditio — передача) — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются все существенные стороны социальной жизни.

К.В. Чистов писал: “традиция — это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стериотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся”.

Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиции — это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.

Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни — изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так же из условий их удовлетворения.

1.2. Понимание сущности традиций

Для понимания сущности традиций важно:

  • Наличие некоего положительного жизненного опыта — способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивидов. Не будь этого опыта, нечему было бы становиться традиционным.
  • Способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его — полностью или частично — в своей жизнедеятельности. Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения традиций является его восприимчивость к опыту других.
  • Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное — это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.
  • Одной из характеристик конкретной традиции является ее распространенность: бывают традиции местного значения, бывают традиции общенационального характера или даже межнационального. К примеру, традиция отмечать праздники есть у всех народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.
  • Еще одной характеристикой конкретной традиции (а с нею и самого этого явления в целом) является устойчивость (традиций), а прямым следствием устойчивости традиции является ее жизнеспособность. По всему ходу истории человечества происходит «естественный отбор» традиций, в результате которого новые нарождаются, старые отмирают, а некоторые существуют тысячелетиями. В этом «естественном отборе» традиций есть постоянное ядро традиционности — общечеловеческий и непреходящий во времени характер базисных потребностей и модифицируемое конкретное содержание, в зависимости от условий жизни.

  • Благоприятными процессами, происходящими с традициями, являются: возникновение, закрепление, распространение, воспроизведение; неблагоприятными — «размывание», девальвация, угасание, искажение, стирание, забвение, амортизация.
  • Традиционными могут быть не только перечисленные выше способы действия, оценки, отношения, технологии, этические принципы, но также и жизненные ситуации, определяемые самой природой человека и течением его жизни, независимо от его воли и сознания. Такие ситуации, как зачатие, рождение, свадьба, похороны, — это события разного уровня, в которых взаимосвязано и то, что дано самой природой (зачатие, рождение), и то, что способствует «вписыванию» этого в общественный контекст.
  • Общественная значимость явления традиционности определяется как тем фактом, что любая традиция восходит к той или иной потребности человека, так и тем, что содержание традиции оказывается приемлемым или необходимым множеству индивидов. Именно поэтому традиция — принципиально общественное явление, затрагивающее каждого из членов сообщества.
  • В жизни индивида требования традиции могут реализоваться двумя способами. Во-первых, традиционное может стать привычным для индивида, и тогда он совершает данное действие или придерживается данной оценки как своего собственного, органически ему присущего. Если традиционное не стало привычным для индивида, он лишь подчиняется традиции или же делает вид, что подчиняется, внутренне ей даже противясь, т. е. он подчиняется обстоятельствам, в число которых входит и принуждение окру­жающих. Одним .из важных способов такого принуждения является «общественное мнение» — понятие, приложимое к любому сообществу индивидов, а не только к тому «обществу», которое либералы привычно противопоставляют «государству».
  • Любая конкретная традиция в пределах данного поколения может быть воспринятой (у предыдущего) или выработанной — в этом случае необходима ее проверка временем, и пока следующее поколение не начало воспроизводить ее содержание, это всего лишь инновационное действие с потенциалом традиционности.

  • По отношению к той или иной традиции всех индивидов можно разделить на активных носителей, пассивных носителей и противников традиции. Из числа активных носителей выделяется группа ревнителей традиции — тех индивидов, которые не только сами четко соблюдают требования традиции, но и требуют того же от других и, следовательно, внимательно следят за их действиями, оценивают их и сравнивают со своими. Часто для подобных ревнителей традиции наиболее важным является не соответствие поведения других индивидов некоему общему образцу, а неотличимость его от их собственного поведения, оценок, отношений и т. д.
  • Традиции обладают свойством экспансии. Это связано, во-первых, с давлением активных носителей традиции на окружающих, во-вторых, с подражанием (индивида окружающим). Распространение того или иного действия на все более широкий круг ситуаций — это особый вид экспансии традиций. Следовательно, экспансия традиций проявляется как в возрастании числа следующих им индивидов, так и в распространении того или иного способа действия на новые жизненные ситуации.
  • Экспансия традиций порою ведет к весьма неблагоприятным последствиям. К примеру, выявившаяся склонность народов Севера к спиртному — это совершенно чуждое для них дело, так как у них не растут соответствующие растения, из которых спиртное добывают и сам характер питания иной. У них не было естественного отбора по признаку устойчивости к алкоголю, поэтому-то они спиваются столь быстро и неотвратимо.
  • Традиции повседневности, максимально приближенные к базисным потребностям человека, с течением времени меняются мало, традиции же, отражающие специфику общественно-исторической формации, отмирают в основном вместе с нею. При этом традиции и вытекают из образа жизни, и сами формируют его. Путем усвоения традиции каждое последующее поколение формирует свой образ жизни, сходный с образом жизни предыдущего. Следовательно, без преемственности не было бы и целостности, лежащей в основании таких понятий, как «человечество» и «история человечества».

  • Как у любого объекта или явления, у традиции есть общее, единичное и особенное.

    Общее выражает принципиальное единство человеческого рода, единичное — местную специфику, особенное — творческий вклад отдельных индивидов или сообществ в содержание традиции.

  • Чем лучше структурирована жизнь общества и жизнедеятельность индивидов, тем больше в данном обществе традиций. При этом детрадиционализация общества — искажение содержания и ослабление роли традиций в его жизни — лишает общество исторической перспективы, поэтому такое общество утрачивает и стабильность, и самобытность.
  • Традиции могут определенным образом взаимодействовать: сочетаться и дополнять одна другую; противостоять и вытеснять одна другую; подвергаться процессу взаимной модификации и адаптации; порождать одна другую. В условиях миграции может происходить также и «обмен» традициями представителей различных сообществ, национальных, этнических, религиозных групп.

1.3. Место и роль традиций в системе социальных норм.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Являясь генетически первичной формой упорядочения и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, традиция выступает основой для возникновения социокультурных норм.

Однако в развитых социальных системах традиция сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то традицию можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализированных норм. Позицию между собственно нормой и собственно традицией могут занимать и фрагменты традиции, подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в традиции. Регулирование социальных систем главным образом на основе традиции или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения так называемых традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности традиции сужается. Традиция становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом «освобождения от гнета прошлого». Однако и в этих обществах роль традиций, как незаменимого механизма развития культуры сохраняется.

Жизнь на ощупь: об утере традиций в современном обществе

В одной китайской притче рассказывается о человеке, который оставил родную страну и ушел в другую. Прожив там достаточно долго, он понял, что не может освоить новый язык и решил вернуться обратно. Но, вернувшись на родину, возвратившийся с удивлением обнаружил, что забыл свой родной язык…

Утрата традиций в русском народе в XX веке

Судьба русского народа в XX веке чем-то напоминает судьбу этого китайца из притчи. Оставив в начале столетия многовековые православные традиции, наш народ, ведомый «инженерами человеческих душ» и «конструкторами человеческих тел», стал жить в новой традиции, после разрушения которой многие попытались вернуться к оставленной ранее традиции православной. Но «традиция» («traditio») с латинского переводится как «передача», по-славянски — «предание». Поэтому, если какая-то традиция прерывается, то этот процесс необратим, что называется, «по определению».

Конечно же, для православного верующего остаются различные формы Священного Предания. Но традиция поведения в обыденной жизни — то, что называется «укладом жизни», — остается утерянной. Между тем, по слову преподобного Ефрема Сирина, «там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила».

И в этом смысле современный православный россиянин является значительно обделенным. Для человека, лишенного повседневной традиции, духовная жизнь представляет собой сугубую трудность, как «восхождение по песку для ног старика» (Сир. 25:22). Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди.

Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает лишь частичных успехов. В любом случае, попытка устройства христианского быта в наши дни связана со значительными усилиями, имеющими незначительный эффект. Мы обречены на множество ошибок, провалов и падений — как человек, движущийся на ощупь в темноте по незнакомой местности.

По этой причине современному христианину приходится тратить свои и без того невеликие силы на вещи, о которых раньше человек даже не задумывался. Наши предки во всех социальных слоях — от крестьянина до царя — соблюдали достаточно жестко регламентированный уклад жизни, снимающий многие проблемы, которые современный человек часто не в состоянии разрешить даже с помощью специалистов по психологии, педагогике и множеству других наук.

Традиции русского крестьянства

Возьмем для примера крестьянскую семью. Во главе ее стояли «большак» и «большуха». Обыкновенно это были отец и мать большой семьи, но могли быть и старший брат с женой, овдовевший отец со старшей дочерью, могли быть и другие варианты. Общие обязанности были известны всем членам семьи. У мужчин, женщин, девушек, подростков был свой круг дел, которые они обязаны были выполнять. «В Вельском уезде Вологодской губернии, например, во время посева в поле работали мужчины. Старший сын пахал, отец сеял, подросток боронил. Замужние женщины в это время сажали овощи, а девицы ткали. После окончания сева яровых и до начала сенокоса мужики готовили поля под озимые культуры, а женщины и девушки ходили в лес за берестой — заготавливали на продажу. При этом у девушек вырученные деньги шли себе на обновки, а у женщин — на общие семейные надобности».

Большак руководил общим хозяйством, распределял работы на каждый день, был предстоятелем в семейной молитве, его слово было законом для всех. Большуха первенствовала среди женской части. За поведением в быту и посещением церковного богослужения в воскресные и праздничные дни следили не только взрослые члены семьи, но и община.

Когда большак и большуха по возрасту или болезни не могли справляться со своими обязанностями, то их место занимали старшие или наиболее способные к тому члены семьи. Уйдя на покой, бывшие большак и большуха пользовались любовью, уважением и заботой всех младших членов семьи. По традиции им полагалось наибольшее материальное обеспечение. Но при этом права на принятие решений в хозяйственных делах у них не оставалось, кроме права совещательного. Да и это право реализовывалось только в том случае, если за советом к ним обращался сам большак.

Встроенный в привычный с детства порядок жизни человек имел множество преимуществ по сравнению с современным, лишенным подобной среды, человеком. К началу взрослой жизни он обладал всеми необходимыми для жизни навыками, получал опыт положительного общения с окружающими людьми — старшими, равными и младшими. Он получал также знание основ своей веры, навыки религиозной жизни, молитвы частной и церковной.

В обществе, построенным таким образом, практически отсутствовала столь острая современная проблема конфликта поколений. Частные конфликты, конечно, были, но были и общепринятые действенные рычаги для их преодоления.

Человек «экзистенциальный»

Человеку традиционного общества не были свойственны состояния, ставшие нормой для современного «экзистенциального» человека, такие как одиночество, тревога, отчаяние, чувство заброшенности.

Лишенный традиции современный человек вынужден вырабатывать свой моральный кодекс, но, не имея для этого твердых оснований, необходимо проваливается в состояние внутреннего и внешнего конфликта. Конфликт этот со временем приобретает хронический характер, поскольку человек, лишенный внутренней опоры, не имеет средств для его разрешения. Здесь истоки множества болезней современного нетрадиционного общества, таких как развал семьи, распространение психических заболеваний, алкоголизм, наркомания и т.п.

Беда в том, что привычку жизни вне традиции, автономного, т.е. «самозаконного» существования в случае обращения к Богу современный человек приносит и в Церковь. И тогда, даже соединяясь с Телом Христовым, мы сохраняем свою привычку к атомарной, отделенной от других жизни, которую строим по собственным законам.

Конечно же, до определенной степени мы стараемся согласовать свои законы с законами церковными. Но нередко эти последние мы склонны растолковать таким образом, чтобы они не входили в противоречие с нашими привычными принципами жизни. А поскольку и в Церкви мы не одиноки в своей привычке к автономному существованию, то даже для самых нетрадиционных наших идей почти всегда можно найти поддержку и понимание не только среди мирян, но и среди духовенства.

О нашем уповании

Но даже в том случае, когда мы искренне стараемся привести свою волю в согласие с волей Божественной и с правилами церковными, мы сталкиваемся, как сказано выше, со многими трудностями по причине отсутствия традиционного жизненного уклада.

Так что же нам делать? Уклад разрушен, наставники оскудели. Неужели остается лишь сложить ручки и идти ко дну? Для христианина этот вопрос риторический. И пусть мы выброшены из традиции и в большинстве случаев лишены духовного руководства. Но у нас есть Церковь, у нас есть Бог. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27).

Мало того: чем труднее наши обстоятельства, тем большую помощь мы получаем от Бога. «Где умножается грех, там преизобилует благодать» (Рим. 5:20), «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин».

Как первым христианам, вышедшим из языческой среды, приходилось формировать новую традицию, основанную на христианской вере, так и современным христианам, пришедшим к истинной вере от самой пестрой смеси различных традиций, приходится становиться родоначальниками новой традиции, построенной на той же православной вере и помогающей выживать в новых непростых условиях.

А чтобы мы не впадали в уныние от трудности задачи, порой представляющейся невыполнимой, следует вспоминать пророчество преподобного Исхириона о последних временах: «Некогда святые отцы пророчески говорили о последнем роде. “Что мы сделали?” — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: “Мы исполнили заповеди Божии”. Спросили его: “А что сделают те, которые будут после нас?” — “Они, — сказал Авва, — сделают вполовину против нас. Еще спросили его: “А что те, которые после них будут?” Авва Исхирион отвечал: “Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших”».

Культурные ценности и традиции в современном обществе

Культура, как и всё общество в целом, основывается на системе ценностей.

«К числу ведущих понятий культурологии, порой отождествляемых с культурой в целом, относится ценность (значимость). Посредством системы ценностей осуществляется оценка, регулирование взаимоотношений людей в определённой культуре».

«Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей».

Все культурологи едины в понимании того, что ценностей множество, и они играют важную роль в обеспечении согласия в обществе. Также они связывают саму сущность культуры с нормативным отношением к миру и себе, складывающимся и регулируемым в конкретном сообществе. Так складываются модели поведения и традиции определённого сообщества.

Ценности бывают двух видов:

  • — ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.;
  • — ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей.

К первой группе ценностей относятся, например, ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.

Ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что человек представляет из себя как личность, составляет совокупность ценностей, которым он следует. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Человек получает многие ценности под влиянием родителей и других близких ему людей. Также большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п.

Ценностная система подвергается развитию и изменению и в зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное окружение. Во многих организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем ценностей уделяется серьезное внимание. В частности, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым она следует.

Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей. Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний, к которым следует стремиться. Также ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.

«Гуманистические основы культуры связаны с укреплением таких социально значимых ценностей, как исторический оптимизм, активность в достижении цели, гражданственность. Эти ценности стимулируют у членов общества развитие социальной активности. Однако они поддерживают лишь те её формы, которые не препятствуют подобным проявлениям у других людей, а также не оказывают прямого негативного влияния на среду обитания человека».

«В совместной деятельности людей закрепляются и реализуются культурно значимые формы социальной деятельности и взаимодействия людей, социокультурной практики. Кроме того, результаты деятельности, предпочтений и оценок одних общностей имеют нетождественные социально — культурные последствия как для них самих, так и для представителей других общностей».

Например, деятельность архитекторов, дизайнеров, строителей меняет жизненные условия жителей городов и сёл и т.п. Опыт такого рода является источником культурного многообразия и подвижности.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов. культурный ценность традиция общество

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Следующее понятие культурологии, «культурные традиции» (порядок, обычай), имеют другую нормативность.

«ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это, прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне».

В моём понимании, традиция — это некая форма организации огромного числа индивидуальных действий в единый творческий проект. В любой области, будь то культура, наука, экономика, политика, государственное строительство, действительно важные вещи создаются усилиями многих и многих людей. Даже гении в науке или искусстве не приходят на пустое место, а стоят на плечах у предшествующих поколений, отталкиваются от того, что сделано ими. Традиция позволяет связать в одно целое усилия не только современников, но и людей, принадлежащих разным поколениям, наладить спонтанное сотрудничество и взаимопонимание людей, которые никогда не встречались и не встретятся друг с другом.

Только то, над чем не властно время, имеет смысл в традиции. Конкретные формы, в которые облекается традиция, со временем устаревают и теряют связь с современностью. Об этом не нужно жалеть, потому что главное в традиции — не внешние формы, а тот духовный импульс, который когда-то их породил. То же самое относится к духовным ценностям, идеалам, этическим нормам, которые составляют часть культурного наследия. Имеет значение не конкретное содержание этих норм и ценностей, а та духовная сила, временным отпечатком которой они являются. Когда формы, в которые облечена традиция, начинают восприниматься как искусственные и отчужденные, тот же духовный импульс, который когда-то их создал, сбрасывает их с себя и порождает новые. Это и есть «вечное возвращение одного и того же», о котором говорил Ницше.

«К традициям относят такие нормы сознания и поведения, которые передаются поколениями в семье главным образом устной культурой. Культурная традиция долго рассматривалась как обычай, заведённый и завершённый предками. Современная культурология обогатилась пониманием сути традиции, благодаря революционным достижениям психологии и философии в сфере бессознательного. Считается, что традиция связана с процессами в социальном сознании и подсознании; так называемое коллективное бессознательное есть общее для людей, наследуемое основание психики, на котором формируется индивидуальное сознание».

Традиция придаёт культуре определённую устойчивость. Именно в традиции культура отчётливо проявляется как способ жизнедеятельности социального человека. Одной из ведущих функций традиции является передача социального опыта (можно представить как прошлое в настоящем). Каждый предмет вокруг нас содержат в себе что-то привнесённое человеком, и хранит в себе определённую культурную традицию.

«Нынешнее отношение к традиции следует называть «формалистическим», потому что на первом месте здесь стоит интерес к внешней форме традиции, к стилистике и эстетике. Наиболее цинично выражает эту тенденцию массовая культура, где интерес к традиции, к наследию прошлого, к культурной экзотике целиком переносится на уровень дизайна и реквизита. Стилизация — это смерть традиции: от нее остается только расписанный мардонг, окаменевшая оболочка. При этом внимание переносится с внутреннего традиции на ее внешнее, с бытия на репрезентацию. Для сознания, усвоившего стилизацию, место традиции занимает ее карикатура, а наиболее подлинные и живые аспекты традиции воспринимаются как второстепенные детали, как досадная помеха, нарушающая её «стилистическое единство».

В современном обществе ценностями стали пренебрегать, а традициям уделяют всё меньше и меньше внимания. Сейчас многие молодые люди считают нормальным ударить девушку или подрисовать что-либо маркером на памятнике архитектуры. С традиционными обрядами происходит то же самое. Люди обычно предпочитают отдать дань моде, нежели традициям.

Вовсе не являясь противницей новшеств, я считаю, что забывать традиции наших предков не стоит. Их нужно уважать, помнить и следовать им. Я придерживаюсь такой точки зрения не потому что мне кто-то когда-то сказал, что «так надо», а потому что «всё новое — это хорошо забытое старое», да и приятно иногда, делая что-то, думать о том, что то же самое делали люди, например, 200 или 300 лет назад.

Печально, что люди сейчас так бездумно относятся к своей культуре. Думаю, если бы люди больше задумывались о культурных ценностях и не равнялись на негативный пример отдельных субъектов, то на наших улицах не было бы так грязно, было бы меньше конфликтов между людьми и их отдельными группами, да и мир в целом стал бы немного лучше. От культурных ценностей человека зависит гораздо больше, чем просто кажется…