Триады в защиту священно безмолвствующих

Родился будущий святитель в конце XIII века в Малой Азии, откуда его родители вынуждены были спасаться бегством из-за нападения турков. Еще младенцем он потерял отца. По сути, воспитывался Григорий императором Андроником II. Последнему удалось дать молодому человеку блестящее по оценкам современников образование. Сам Григорий охотно тянулся к знаниям. Так, из сохранившихся источников ясно, что его ум очень занимали труды Аристотеля. Юношу могла ждать серьезная карьера при дворе или же просто на государственной службе, однако он выбрал иной путь.

В возрасте 20 лет (по некоторым данным, в 18 лет) Григорий с младшими братьями отправляется на Афон, желая полностью посвятить себя служению Богу. Мать и сестер своих он перед этим убеждает также принять монашество.

Первым наставником становится преподобный Никодим Ватопедский, который и совершает постриг своего ученика в монашество. После кончины старца, Григорий, побывав в нескольких обителях, попадает в Глоссию, где его обучают исихазму. Восприняв умное делание своим сердцем, Григорий Палама становится вдохновителем исихазма.

Широкое распространение его богословские и догматические труды получили, благодаря полемике, разгоревшейся в 40-ые гг XIV века. Ввиду последних даже созывалось несколько соборов в Константинополе. В результате, пережив политические интриги и даже заключение под стражей, святитель был реабилитрован и возведен в епископский сан. Однако переехать в Фессалоники он сразу после наречения не смог. Преставился Григорий Палама, когда ему было 63 года. Канонизация святого состоялась менее чем через 10 лет после его кончины.

Беседы (омилии)

Омилия I.

О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники

Омилия II.

В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее

Омилия III.

На притчу Господню о спасенном блудном сыне

Омилия IV.

На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении

Омилия V.

На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле

Омилия VI.

Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста

Омилия VII.

Иная о Посте

Омилия VIII.

О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания

Омилия IX.

Во время поста и молитвы

Омилия X.

Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений

Омилия XI.

О честном и животворящем Кресте

Омилия XII.

В Неделю 4-ю Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов

Омилия XIII.

В 5-ю Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни

Омилия XIV.

На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Омилия XV.

В Неделю Ваий

Омилия XVI.

О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу

Омилия XVII.

На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения), объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня

Омилия XVIII.

В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых

Омилия XIX.

На Евангелие Христово о Самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни

Омилия XX.

На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров

Омилия XXI.

На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота

Омилия XXII.

На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях

Омилия XXIII.

На 10-е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной

Омилия XXIV.

О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии

Омилия XXV.

Произнесенная в Неделю Всех Святых

Омилия XXVI.

Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве

Омилия XXVII.

И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве

Омилия XXVIII.

Произнесенная в праздник Святых и Верховных Апостолов Петра и Павла

Омилия XXIX.

Имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей; в ней же говорится и о печали ради Бога

Омилия XXX.

Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния

Омилия XXXI.

Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа

Омилия XXXII.

Его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею; в ней же говорится и об искушениях

Омилия XXXIII.

О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это – не Божия тварь, а это – те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему. Произнесенная на молебне

Омилия XXXIV.

На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным

Омилия XXXV.

На то же Преображение Господне; в ней доказывается, что хотя божественный Свет, бывший при Преображении, и был не созданным, однако он не есть существо Божие

Омилия XXXVI.

На 11-е воскресение Евангельских чтений по Матфею, имея темой чтомую притчу: «Уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси (с рабы своими)»; в ней же говорится и о долготерпении и сострадании

Омилия XXXVII.

На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Омилия XXXVIII.

На 1-е утреннее воскресное Евангелие (Мф.28:16–20); в ней говорится и о том, что божественное крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди

Омилия XXXIX.

Произнесенная на молебном пении, совершаемом по случаю небывалой и непрекращающейся смертоносной эпидемии, бешенствовавшей в то время

Омилия XL.

О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне

Омилия XLI.

На 14-е воскресение Евангельских чтений по Матфею: на притчу о звании на брак сына; в ней же – и относительно говорящих: зачем Бог позвал также и тех, которые откажутся или же на деле не отзовутся на приглашение, и зачем Он сотворил таких, которые имеют быть преданы мукам?

Омилия XLII.

На 3-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющее своей темой воскрешение отрока Наинской вдовы, которого воскресил Господь; в ней же говорится и о том, что мы должны взаимно прощать и сострадать друг другу

Омилия XLIII.

О иже во святых Великомученике и Чудотворце и Мироточце Димитрии

Омилия на 22-е воскресное Евангелие.

Беседа на Евангелие от Луки в пятую неделю, которого начало: «некоторый человек был богат и одевался в порфиру и виссон» (Лк.16:19). В ней говорится о богатых и о бедных, кто из них спасается

Омилия на 23-е воскресное Евангелие.

Беседа в шестую неделю на Евангелие от Луки, повествующее: «когда Иисус вышел на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени»

Омилия о Православной вере Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Беседа на 17-е воскресенье Евангельских чтений по Матфею, говорящее о Хананеяныне.

В ней же говорится и о человеческом несовершенстве и о достойном похвалы смирении

Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова;

в ней говорится и о любви к Богу и к ближнему

Беседа на 2-е воскресенье

Евангельских чтений по Луке, говорящее: «Якоже хощете да творят вам человецы,и вы творите им такожде»; в ней же говорится и против ростовщиков

Беседа на 3-е воскресенье

Евангельских чтений по Луке, заключающее изложение текста о воскрешенном Господом сыне вдовицы; в ней же говорится и относительно того, что мы должны снисходить и сострадать друг к другу

Беседа на четвертое воскресенье

Евангельских чтений по Луке, говорящее: «Изыде сеяй сеяти семене своего»; в ней же говорится и о том, что прежде этого сеяния, для того, чтобы оно было успешным, нам надлежит добрыми делами украсить свою душу

Беседа

о том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого состояния

Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм

(во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы

Беседа на Введение во Святая Святых

Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте

Беседа

, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся; в ней же говорится и о различных страстях и добродетелях. Произнесена сия беседа была в 10-е воскресенье евангельских чтений по Луке, которое является воскресением перед Неделей Праотцев

Беседа, произнесенная в Неделю Праотец;

в ней же говорится и о тех, которые нерадят о слышании учения, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства и телесные потребности

Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах

, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова

Беседа произнесенная в Неделю Отец

, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодеве и Богородице

Беседа на Спасительное Рождество

во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения;

в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления

Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов

(Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения

Беседа на 12-е воскресение

Евангельских чтений по Луке, имеющая своим предметом чудесное исцеление десяти прокаженных; в ней же говорится о мире с Богом, о мире с самим собою (внутреннем мире) и о мире друг с другом

Беседа на 15-е воскресение

Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея; в ней же говорится и против сребролюбия

Беседа к сетующим

на приключающиеся нам отовсюду разнообразные невзгоды

Слово к Иоанну и Феодору Философам