Тропарь и кондак преображения

Кондак на Преображение Господне

На Преображение Господне.

Кондак, глас 7-й самогласен.1

На горе Ты преобразился, и сколько вмещали ученики (Твои), они созерцали славу Твою, Христе Боже: дабы, когда узрят Тебя распинаемаго, уразумели они (γνωρίσωσιν)2 страдание (Твое) добровольное, а миру проповедали, что Ты воистинну Отчее сияние (Евр. 1:3).

Икосы;

1) (Ἐγέρθητε) Пробудитесь, безпечные (мои) помыслы, не пресмыкайтеся всегда по земле, не приклоняйте к земле душу мою; поднимитесь, и вознеситесь на высоту божественнаго восхождения. Притечем к Петру и к сынам Зеведеевым, и вместе с ними поспешим на гору Фаворскую, да узрим с ними славу Бога нашего, и услышим глас, который они свыше услышали, и проповедали Отчее сияние.

2) (Ἱδού) Итак что же я вижу?3 С нами вместе идут, и (даже) усердно (нас) предупреждают, по истине горячие любители божественных видений, настоящий народ Божий. Итак все мы да воспользуемся прямыми стезями евангельскими, проходя (сей) прямой путь неизменно. Ибо отсюда явно познаются спасительныя шествия (πορεῖαι) Божии; отсюда явилось, возсияло душам нашим Отчее сияние.

3) (Σαφῶς) Матфей, Марк и Лука в своих писаниях ясно повествуют нам о страшном и божественном преображении. А что они скажут, теперь послушаем. После сильнаго дерзновения Петра и после исповедания им (веры в Иисуса Христа, как Сына Божия), они приводят (Самаго Господа) говорящим: «Мне должно пострадать и умереть, ибо Я хощу сего, и беззаконники нападут на Меня как ветры, но они не уничтожат Отчее сияние.»

4) (Τάς οὗν) «Ничто да не смущает сердце ваше; ибо Я, желая предать душу Мою за всех, возмогу и положить ее, и (опять) принять ее. Ибо, если сего не восхощу, то нет ни одного, ктобы мог удержать (Меня в этом). Если Я Сам не повелю, то не смеет приступить ко Мне смерть; Я уловляю ее Плотию (Моею). Она вооружается, но уловится в сети, сокрушится тростию; ад опустошится, когда восприимет Отчее сияние».

5) (Ἡ κτίσις) «Вся тварь проповедывает Меня Создателем своим, и на престоле, и на кресте; так что сотник, увидев тогда землетрясение и (другия поразительныя) явления, вместе с разбойником скажет: «Воистинну Божий Сын добровольно страждет». И нечестивая толпа, хотя и скрежещет от ярости, однакож вместе с тем она исчезнет. Итак, если кто любит Меня, тот да возмет крест свой, и последует за Мною (Мк. 8:34). Ибо, если они и умертвят (Меня), но они падут, и воскреснет Отчее сияние».

6) (Νυνὶ δὲ) «Но однакоже ныне Я показываю вам, (хотя) и прежде времени, Свое достоинство, дабы вы получили ободрение; ибо Я, Сын Божий, имею быть тогда в поношении, как, по-видимому, разоряющий закон Моисеев; ибо Я Господь и (самаго) Моисея и закона, и потому, что Я, по естеству (Своему) – истинный Бог, а не ложный. В средину людей (т. е. явно) прииду4 Я, как исполненный ревностию человек, и объявит Меня Отчее сияние.»

7) (Μετὰ δὲ) Но после сих слов Своих, Искупитель, спустя не много дней, взяв для сего (εις ταὐτό) (для подтверждения слов Своих самым делом) с Собою Петра и Иакова и Иоанна, брата его, возводит их на гору, и преображается пред ними, и вдруг показывается (светоносным), как солнце, и два мужа находящиеся с Ним явились поющими и глаголющими: «Едине Святе, Ты воистинну Отчее сияние.»

8) (Ἐβόα) Один из них воскликнул: «Я некогда принял от Тебя скрижали (τὰς πλάκας) на горе Синайской, и о Тебе возвестил неблагодарным и безразсудным, предсказав им дерзостным обо всем: этим ли воздать Господу дерзаете, вы пребеззаконные? Ибо Ты предпоказал мне, как они вознамерются Тебя, всех Жизнь, повесить на древе, да избежать смерти взирающие на Тебя, Отчее сияние.»

9) (Τοιαῦτα) Сказав это, сей дал, после того, место и другому воспевать и восклицать к Искупителю: «На огненной колеснице Ты, Владыко, вознес меня, раба Твоего, и имеешь не сожечь заушающаго Тебя раба, и опять, будучи Судиею всех, предстать Пилату». Тут тотчас Петр, подходит хотя со страхом, но впрочем предстоит, говоря: «Владыко, я буду говорить, и да не сожжешь меня Ты, Отчее сияние.»

10) (Ἀφ’ ὦν) Посему Кифа узнав собеседующих из того, что высказали они, отвечал Господу, и говорит (Ему): «Хорошо, Человеколюбче, быть нам здесь всегда, и если хощешь, скажи – мы сотворим отдельныя сени (σκηνὰς) Тебе, Моисею и Илии, рабам Твоим». Но в

то время, как он говорит это, – свыше осенило их светлое облако, показывающее блистание невещественное, чистое, Отчее сияние.

11) (Μεγάλως) Сильно устрашило учеников (Христовых) не одно только сие страшное явление, но притом еще и глас, прозвучавший так громогласно, (что) они, наклонив к низу главы свои, падают на землю. Ибо как прежде на Иордане, так и ныне Отец возвестил о Сыне (Своем): «Сей есть Сын Мой; Его», говорит Он, «слушайте; ибо в Нем Мое благоволение». Итак все (теперь) скажите: Иисус есть Отчее сияние.

12) (Ὁρᾶτε) Обратите внимание, возлюбленные, на ясное, (поучительное содержание сего) чуда. Ибо, как скоро пришел глас, то Илия (сделался) невидим, и вместе с Моисеем они скрылись; а остался один Христос, да бы слышанное ими (учениками Христовыми) провозвещение Отца не показалось для них сомнительным. Когда они были все три вместе, Он не объяснил, для чего это было; но для них было ясно и понятно Отчее сияние.

13) (Ῥαδία) Скорое и ясное было понятие Петра, (как это видно из того), что объясняет сам он; было также разумение и (у других) святых учеников, ибо не малое было различие между Господом славы стоящим и ими, как рабами Его, собеседующими со Владыкою всех. Он послал свет и все просветил: они же были осияваемы, едва перенося (μόλις βλέποντες), ужасаясь, и прославляя Отчее сияние.

14) (Φωτὸς) Когда столь великий свет и Божественный глас в то время поразил их, как сказал я не задолго пред сим, то ученики моляся, с наклоненными к низу главами, закрывали лица (свои). А после того, как это уже окончилось, Творец всего возбуждает их и возстановляет, говоря (к ним) кротким гласом: «Встаньте, други мои, и о сем умолчите, до тех пор, пока увидите (воскресшим) из мертвых (Меня), Отчее сияние.»

15) (Ὢ τῆς ἀμέτρου χαρᾶς) О, безмерна была та радость, какую получили (сии) мудрые ученики Господа! И они сошли вместе с Ним с горы, поспешая благовестить (о сем) и прочим (своим соученикам). Но может быть, вы спросите, почему (любовию) божественною сии теперь предпочтены прочим (своим) сослужителям. А я на сие не скажу ничего новаго или особеннаго, а (только) то, чему научают речения мудрыя, боговдохновенныя, которыми благоугождается5 Отчее сияние.

16) (Συνῆν) По достоинству вместе с ними был Петр, как любящий более, чем все прочие, и как уже получивший дерзновение на первоначальное откровение (ἀποκάλυψιν) (т. е. исповедание его), почему он и называется Петр. Был вместе с ним и сын Зеведеев. Ибо всех Спаситель любил его паче всех; он же, притом, и девственник, и один называется возлежавшим на персях (Христовых). Почему он преисполнен благодати и богословствует об Отчем Сиянии.

17) (Ἰάκοβος) С ним взят был Иаков, мудрый брат Иоанна, слышавший вместе с ним (Божественный глас на горе) и призванный вместе с Господом пить чашу, то есть, участвовать в страданиях Его, и подвизаться даже до смерти за славу Божию. И он явился твердым, когда Ирод намеревался много облагодетельствовать евреев, если бы кто (из них) умертвил проповедующаго Отчее сияние.

18) (Νῦν οῦν) Итак ныне, Ты, великий Боже, сотворивший все словом Своим, чудесно просвещающий иереев и царей, возвесели и народ Твой во свете и силе Твоей;– Ты, посылающий нам лучи Своего милосердия и прогоняющий всякое находящее на нас помрачение, возниспосли на нас великия милости Твоя, да пребудем несмущенными, имея стеною, Господи, Рождшую Тебя, Отчее сияние.

Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 174–178.

19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними»(Мф.17:1-2). Событие Преображения Господня на Фаворе описывается в Святом Евангелии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 23-36).

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него как в Сына Божия, и однажды на вопрос Его к ним: «Вы за кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16).

Преображение Господне. Иконописец прп.Андрей Рублёв

После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть. Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна — именно тех апостолов, которые, по выражению церковной стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», берет их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий.

И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставивших землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе, который предлежал Христу в Иерусалиме, о конце Его земной жизни, о Его кресте и смерти.

Апостол Петр в порыве восторга от Фаворского сияния воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл.

Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Явившиеся преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Существа Сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков».

И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же … из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества».

Моисей и Илия своим явлением свидетельствуют о Божестве Спасителя. Их беседа со Христом о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями подтверждает, что Преображение Господне «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение», и избавление мира от преступления.

На Фаворской горе Христос Спаситель, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)», славу Своего Божества, «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно…».

Удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще». Поэтому-то «Божества Своего (только) малу зарю обнажив» Спаситель, скрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия».

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

«Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком».

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие», которым спас мир, «грехом погибающий».

В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься, облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость».

«Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси, древле естество и изменением зрака (Лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси».

В ряде стихир праздника указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово: всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроить свою жизнь по заветам Христа, Его слушать («Того послушайте»).

В лице апостолов Христос Своим Преображением показывает и всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы сподобятся».

Тропари и кондаки праздничные. 6/19 августа

ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем пречистыя плоти Твоея / преславное / преображение.

Задостойник, глас 4

Величай, душе моя, / на Фаворе преобразившагося Господа.

Рождество Твое нетленно явися: / Бог из боку Твоею пройде, / яко Плотоносец явися на земли, / и с человеки поживе. / Тя, Богородице, тем вси величаем.

Молитва Преображению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

“Преобразился еси на горе Христе Боже”, – о празднике Преображения Господня

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Метафорфис – греч., Transfiguratio – лат.) – одно из центральных евангельских событий, описанное у всех трёх синоптиков и вспоминаемое Церковью как один из двенадцати наиглавнейших христианских праздников.

Богословское значение Преображения

Всю глубину богословского значения событий Преображения Господня замечательно описал в своём “Слове на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа” преподобный Ефрем Сирин.

Он так говорил об этом: “И взирали друг на друга: пророки – на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга, началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святой Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия – Иоанна, восшедший на колесницу огненную – припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих Заветов: один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его”.

Преподобный также объяснил, зачем Спаситель явил свою славу ближнему кругу учеников: “Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но – по благоизволению Своему добровольно во спасение миру”.

И хотя, несмотря на это чудо, двое из трёх апостолов не устояли и бежали от поругаемого Господа, третий из них, апостол Иоанн Богослов, столь глубоко запечатлел славу Божию в сердце своём, что остался при кресте Господа во время его вольных страданий и смерти.

А нетварный свет, озаривший Господа на горе Фавор, преобразил в Нём нашу человеческую природу и с тех пор каждый из людей, вступающий в Церковь Христову, может рассчитывать на такое же преображение и освящение своего существа.

Евангельские события праздника

События Преображения происходят на неназванной в Евангелиях горе, вскоре после выхода Спасителя на общественное служение и его Нагорной проповеди, сопровождаемой чудом умножения хлебов.

Древнее церковное Предание называет горой преображения Фавор, хотя некоторые современные исследователи Библии считают, что имелась в виду всё же гора Ермон.

Итак, через несколько дней после Нагорной проповеди и беседы с фарисеями и саддукеями, Спаситель взял с собой трёх ближайших учеников – Петра Ионина (брата апостола Андрея Первозванного) и братьев Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых и поднялся с ними на вершину Фавора. Здесь Спаситель по обыкновению стал молиться, а его ученики уснули.

Когда апостолы пробудились, то были объяты ужасом от увиденного ими. Спаситель стоял, озарённый нетварным светом благодати Божией. Одежды Его блистали белизной, а лицо светилось так, что смотреть на него было больно. Рядом стояли и беседовали со Христом двое мужей, в которых ученики христовы узнали давно почившего пророка Моисея и столь же давно взятого живым на небеса пророка Илию. Святые пророки беседовали со Спасителем о том пути, который Ему предстоит пройти во искупление человечества.

Иоанн Златоуст писал об этом так: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Когда же апостол Пётр попытался как-то, в меру своего разумения, помочь учителю и сделал нелепое предложение по поводу устройства для собеседников трёх палаток, ученикам Спасителя явилась Пресвятая Троица в виде самого Спасителя, гласа Бога Отца и Облака – Духа Святого. И глас Божий напомнил ученикам о том, что им надлежит во всём повиноваться Спасителю: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте!”

После этого, пророки и нетварный свет исчезли из вида и ученики вновь увидели перед собой Господа Иисуса Христа в привычных одеждах. Спускаясь с горы, Спаситель запретил ученикам рассказывать кому-либо о совершившемся чуде до его воскресения из мёртвых.

История и традиции празднования Преображения Господня

В 326 году святая равноапостольная царица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина Великого, совершала паломничество в святую землю, где обрела множество величайших христианских святынь и в их числе Святой Крест.

Тогда же святая царица побывала и на горе Фавор, где по её повелению был построен храм в честь Преображения Господня и апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Примерно в это же время в Византии и Армении, где этот праздник был установлен святым Григорием Просветителем, Церковь начинает вспоминать события Преображения. По версии более поздних исследований, празднование получило широкое распространение на два-три века позже.

В VIII столетии в церковном обиходе появляются великолепные каноны Преображения, написанные гениальными гимнографами преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским, которые частью использовали творения более ранних песнотворцев.

До наших дней дошли замечательные поучения и проповеди на Преображение Господне, оставленные святыми Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Андреем Критским и другими.

Празднование Преображения Господня приходится на 6 (19 н.ст.) августа, что связано со стремлением Церкви заменить в народном календаре языческое празднование в честь бога виноделия Диониса (Вакха), так как в это время как раз созревал виноград и другие плоды. Именно поэтому, в праздничных богослужениях присутствует особая молитва «На освящение начаток овощей (плодов)», напрямую не связанная ни с евангельскими событиями торжества, ни с его богословским значением.

В России виноград растёт не везде и на богослужения Преображения Господня верующие приносят в храм в основном яблоки нового урожая. Отсюда происходит народное название праздника “яблочный спас”.

Преображению предшествует один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа. На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.

Преображение Господне относится к числу “господских” праздников и священники совершают все богослужения этого дня в белых облачениях, символизирующих нетварный фаворский свет.

Вечером накануне торжества совершается Всенощное бдение. На Великой Вечерне читаются паремии праздника и совершается лития. На праздничной Утрени совершается полиелей и читаются каноны Преображения. В день праздника совершается Божественная литургия.

Интересные факты о Преображении Господнем

В Армянской Церкви праздник Преображения (Вардавар) является одним из наиболее популярных в народе христианских праздников. Первоначально, святой Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). Позднее, он был перенесён на 7-е воскресенье после Пятидесятницы и стал переходящим.

В XIII-XIV столетиях православные и католические богословы и философы спорили между собой о православной практике умной молитвы, исихазма, когда праведник посредством Божьей благодати, может созерцать энергию непознаваемого Бога в виде нетварного света. Такого же света, какой осиял Спасителя и был виден апостолам на горе Фавор.

В наши дни горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический – ордена францисканцев. Православный греческий женский монастырь Преображения Господня создан в 1844 году архимандритом Иринархом, а его церковь Преображения была освящена патриархом Иерусалимским Кириллом в день торжества в 1862 году.

Наиболее знаменитый полк русской гвардии, Преображенский, получил своё наименование в честь одноимённого подмосковного села с храмом, посвящённым Преображению Господню. Позднее, собор русской гвардии в Санкт-Петербурге (тот что огорожен турецкими трофейными орудиями) также получил наименование в честь Преображения Господня.

В Третьяковской галерее хранится одна из самых известных икон Преображения Господня, писаная святым Феофаном Греком в самом начале XV века для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском (единственный почти полностью сохранившийся белокаменный храм Северо-Восточной Руси).

На иконе праздника Господь Иисус Христос изображается в центре иконы, в белых одеждах и сиянии нетварного света, а по обеим сторонам от Него – пророки Моисей и Илия. Апостолы изображены чуть ниже в очень экспрессивных позах. Скалы, изображенные на иконе, при том что в реальности Фавор гора пологая и низкая, символизируют веру и духовное восхождение, которое должен совершить в жизни каждый христианин.

Андрей Сегеда

якоже

См. также в других словарях:

  • якоже — предл, кол во синонимов: 4 • так же (25) • так как (12) • точно как (1) • … Словарь синонимов

  • якоже — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  =  мест. подобно как, как только, когда; так как, потому что.… … Словарь церковнославянского языка

  • Якоже — как, чтобы, подобно как, потому что … Краткий церковнославянский словарь

  • якоже — так как, так что, как, когда … Cловарь архаизмов русского языка

  • якоже — оскільке, также, так само … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

  • якоже — тъй че; като; тъй като … Църковнославянски речник

  • ВСЕЛЕНСКИЙ II СОБОР — . Источники Собор документирован еще беднее, чем I Вселенский. Записей заседаний не сохранилось. Имеются только Послание Собора императору, Символ веры, Правила и список отцов Собора (CPG, N 8598 8601). О событиях Собора… … Православная энциклопедия

  • Тихон Соколов — (Тимофей Савельевич) святитель,епископ Воронежский, Задонский чудотворец. † 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых. Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье… … Большая биографическая энциклопедия

  • мысль — (5) 1. Воображение, творческое воспроизведение, представление: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • помянути — Помянуть помянути (1) 1. Вспомнить: О! стонати Рускои земли, помянувше пръвую годину, и пръвыхъ князеи! 37. И абие куръ възгласи. И помяну Петръ глаголы Иисусовы, яже рече ему, яко прѣже даже куръ не възгласить, трикраты отъвьржешися мене. Остр.… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»