Царица Тамара Грузия фото

Царица Тамара – биография и славная история правления грузинской правительницы

Царица Тамара – знаковая фигура в истории Грузии. С ее именем тесно связан один из самых благодатных периодов существования государства – «грузинский золотой век». Тамара достойно продолжила дело своего великого предка — царя Давида Агмашенебели (Строителя). В годы ее правления в стране развивалась культура, распространялось христианство, строились мосты и укрепленные замки. При столь высокой исторической значимости Тамары о ее биографии и истории правления известно не много. И даже место, где похоронена царица, до сих пор достоверно не установлено.

Ранние годы царицы Тамары

Грузинский народ питает искреннюю любовь к двум великим женщинам – святой Нино и царице Тамаре. И за те века, что прошли с момента кончины царицы, эта привязанность не ослабела. Всё потому, что столь хрупкая и необычайно привлекательная женщина стала истинным даром для Грузии. В ее лице жители обрели наилучшего правителя – справедливого, мудрого, по-мужски умного и по-женски милосердного.

До наших времен дошли только два летописных источника, повествующих о Тамаре, – «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев». Именно благодаря сохранившимся документам историки приоткрыли завесу тайны, связанную с ее биографией, и узнали, как царствовала эта женщина.

Согласно летописям, царица Тамара родилась в 1166 году в семействе, происходящем из династии Багратионов. Ее отец – Георгий III – был внуком грузинского царя Давида Строителя, а мать – Бурдухан – приходилась дочерью аланскому царю Худану. По случаю появления на свет наследницы Георгий III повелел построить храм Рождества Богородицы, который по сегодняшний день возвышается в Тбилиси и носит название в честь Дидубийской Богоматери.

Рано оставшись без матери, девочка воспитывалась наставницей Русудан, которая сумела вырастить из нее не просто женщину, а истинную царицу. Благодаря придворной даме Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте.

Первым значимым событием в жизни будущей царицы стал мятеж 1177 года. Против Георгия III было организовано восстание клана Орбелиани, которое отец Тамары сумел подавить. Учитывая нестабильную ситуацию в стране и отсутствие сыновей-наследников, грузинский царь решил короновать дочь еще при собственном царствовании. В 1178 году она торжественно взошла на престол в Уплисцихе и принялась править страной вместе с отцом.

История правления

Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

Примерно за 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии:

  • завершила начатое ее предками дело — создала совершенную грузинскую армию;
  • завоевала Эрзерум и Темриз;
  • одержала победу над ардебильским султаном;
  • вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина;
  • поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка;
  • распространила гражданственность и христианство посреди кавказских горцев.

Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений.

Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак. Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу.

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Смерть и погребение

Точная дата смерти Тамары до сих пор неизвестна. Считается, что она умерла в промежутке с 1209 по 1213 год. Перед кончиной страдающая неизлечимой болезнью царица удалилась в замок Агарани рядом с Тбилиси и провела там последние дни. Как утверждают письменные источники, после смерти ее прах перенесли сначала в Мцхету, а далее – в царскую усыпальницу в Гелати. Однако сегодня никто не знает истинное место захоронения Тамары.

Согласно легенде, царица завещала похоронить себя тайно, поэтому после ее кончины из замка Агарани выехало десять отрядов, которые везли десять гробов. Все гробы были захоронены в разных местах, что усложняет поиски места погребения. Есть версия, что Тамара покоится в Иерусалиме, так как еще при жизни собиралась наведаться в святые места, но так и не успела этого сделать.

Когда Грузия потеряла величайшую царицу, ее могущество быстро пришло в упадок. Процветание сменило монголо-татарское иго, затем страну завоевали турки, и «золотой грузинский век» подошел к завершению. Однако грузинский народ продолжает любить и помнит правительницу, причисленную после смерти к лику святых. Существует предание, что когда в нашем мире умножатся страдания и горе, Тамара восстанет из гроба, дабы снова защитить грузин от напастей.

Царица Тамара: Почему ей пришлось воевать с собственным мужем, и как она начала золотой век Грузии



Порой личность грузинской царицы Тамары сложно отличить от собирательного эпического образа. По степени легендарности она обгонит любого другого правителя Грузии с начала истории государства. В каждом сколько-нибудь уважающем себя грузинском населенном пункте есть улица, названная в честь царицы Тамары. Исторически ее заслугам приписываются и все архитектурные изыски в стране. Тамара, возглавившая Грузию в сложный и тревожный 12 век, остается, пожалуй, единственной женщиной, носившей титул царя. На грузинском её официально величали «мэпэ», что обозначает именно «царь».

Как женщина впервые в истории правила грузинским народом


Михай Зичи «Шота Руставели преподносит поэму «Витязь в барсовой шкуре» царице Тамаре»./Фото: scontent-sjc3-1.cdninstagram.com

В лермонтовском произведении «Тамара» идет речь о злой и коварной царице, обманчиво прекрасной с лица. Совсем иначе преподносит царицу Тамару ее поэт-соотечественник Шота Руставели. Несмотря на то, что автор переносит происходящие события в другие страны, мало кто сомневается, что главная героиня списана с легендарной грузинской правительницы. А вот по поводу Тамары у Лермонтова мнения исследователей сходятся на том, что речь в стихотворении все же идет о другой героине.
Как бы там ни было, но дошедшей до нас летописной информации о негативных чертах Тамары не имеется. А вот «золотым грузинским веком» годы ее правления уж точно названы не зря. Будучи женщиной, Тамаре удалось занять трон только ценой крови, жесткости и взаимных политических реверансов с церковниками и знатью. Отец будущей правительницы Георгий III венчал дочь на царство намного раньше ее реального правления. Но тот акт был символическим, призванным обезопасить наследницу от посягательств на ее права после смерти родителя. Единоличной царицей Грузии Тамара стала уже после кончины Георгия III. И несмотря на все попытки феодалов внести в государство смуту и перетащить власть на свою сторону, женщине хватило мудрости и знаний взять бразды правления в свои руки.

Победы женщины-военачальника: новые завоевания и жесткий ответ султану


Памятник царице Тамаре в Тбилиси./Фото: data3.i.gallery.ru

Тамара была прекрасно образована и обладала дипломатическим талантом, что оказалось особенно ценно в тогдашних условиях окружения Грузии мусульманским миром. Грузия, управляемая женщиной, не просто выстояла, но и оказалась способна на новые завоевания. Сразу после повторной коронации Тамара взялась за военные реформы. Войско было реорганизовано по новой системе, будущих защитников отечества серьезно обучали военному ремеслу, не бросая на поле боя неопытными. Особая роль отводилась теперь разведке.
Тамара ценой невероятных усилий обеспечила Грузии политическое господство в Малой Азии. Все враги гордой маленькой страны были разбиты, а границы Грузии расширялись. Осознавая неизбежность турецкой атаки на грузин, Тамара отдала предпочтение тактике наступления. И это в условиях значительного численного превосходства турок. Победа над Турцией в Южной Армении была достигнута исключительно жесткой военной дисциплиной и опытностью военачальников, что стало в период царствования Тамары рядовым делом. Перечень грузинских завоеваний за без малого три десятка лет поражал. Практически вся территория Кавказа, экс-византийские провинции, иранские города. Грузинское государство достигло вершины мощи.

Культурные победы и новое устройство социума


Грузинская православная церковь причислила Тамару к лику святых./Фото: s6.picofile.com

Прогрессивная царица не только воевала. В перечне ее заслуг, прежде всего, зафиксирован приход жителей горных районов страны к христианству. Вспоминают историки и тот факт, что в правление Тамары практически не осуществлялись казни, значительно сократились и телесные наказания подданных. Правительница не делала ставку на запугивание и страх, предпочитая порицать конфискацией имущества и лишением званий и привилегий. Ее усилиями появился кратчайший путь из центральной Грузии в южный регион — Месхетию, сооружались оросительные каналы в сотни километров длиной и водопроводы, поставляющие воду в отдаленные храмы и монастыри. Возводились прочные мосты, поэтому некоторые сохранились в первозданном виде по сей день.
Шедевры зодчества украшал искуснейший орнамент, чеканка, ювелирные изделия и перегородчатая эмаль той эпохи нельзя было встретить даже в самой Византии. За счет дани, собранной с покоренных народов, Грузия превратилась в одну из самых богатых стран мира. Частично эти средства шли на образование. В школах значительно расширился перечень изучаемых предметов, стал делаться упор на точные науки. Стали процветать искусство, ремесла, однако наибольшего развития достигла литература. Монастыри не успевали переводить и переписывать рукописи, стекавшиеся в Грузию со всего света.

Победа в войне с собственным мужем


Фрагмент литографии, 1895 г./Фото: epochtimes.ru

Первый брак царицы выдался не самым удачным. Тамара не была знакома с будущим супругом, его кандидатура выбиралась дворянами на общем собрании. Перебрав заморских султанов и византийских царей, придворные остановились на князе Юрии Суздальском. Царица вынуждена была смириться с навязанным кандидатом. Но цвет знати сильно заблуждался, полагая, что благодарный за выбитый трон Юрий превратится в пешку в их руках. Князь оказался своенравным и скрытным. Дружинами он управлял, военные победы одерживал, но при этом много пил, конфликтовал с близкими и развратничал.
Тамара приняла решение порвать с неприятным супругом. Однако мстительный Юрий развод не признал. Он собрал из греков довольно крепкое войско, к которому тут же примкнули недоброжелатели царицы из грузин, и двинулся покорять возглавляемую бывшей супругой страну. Поначалу Юрию удалось занять Кутаиси, где он короновался. Его соратники совершали постоянные набеги вглубь Грузии и сеяли в народе смуту. Но вскоре мятеж был жестко подавлен. Тамара, проявившая мудрый талант полководца, координировала направленные против Юрия войска, разбив его на подступах к городу Тбилиси. Не будучи кровожадной, она пожалела бывшего мужа, попросту выслав его из страны. Есть сведения, что Юрий через время решился на повторный заход. Но результат был прежним. И все свои последующие победы Тамара одерживала уже идя рука об руку со вторым мужем — сыном осетинского царя Давидом.
А во времена СССР Грузия считалась самой богатой республикой в стране.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

1184 года, после смерти Георгия III, Тамар стала единоличной правительницей Грузии. Впервые в истории Грузии на царский престол вступила женщина. Феодалы посчитали удобным моментом для восстановления утраченных при Давиде IV и Георгии III прав.

Они вторично венчали Тамар на царство, чтобы этим подчеркнуть свое влияние. Знатные дидебулы потребовали у молодой царицы отстранения назначенных при Георгии III низкородных чиновников. Тамар была вынуждена уступить им и отстранила двух везиров – амирспасалара-мандатуртухуцеса Кубасара и мсахуртухуцеса Апридона.

При дворе Тамары, мудрой и справедливой правительницы

Спустя некоторое время мечурчлетухуцес (казначей) Кутлу-Арслан предъявил составленный им план реорганизации государственного управления и ограничения царской власти: в Исани рядом с царским дворцом должен быть основан т. н. «карави» — собор, на котором должны были решаться основные вопросы управления государством, а царице лишь докладывали бы о принятом решении и она должна была «исполнить» это решение. Осуществление подобного плана подразумевало резкое ограничение царской власти и, естественно, царица Тамар не могла принять его. Она приказала арестовать Кутлу-Арслана. Однако у него оказалось много сторонников из высшей городской знати, которые требовали его немедленного освобождения, в противном случае они грозили вооруженным нападением.

Тамар освободила Кутлу-Арслана и послала к его единомышленникам на переговоры двух почтенных дам: Краваи Джакели и Хвашак Цокали. Переговоры дали свои плоды: идея создания «карави» провалилась, однако права Дарбази — царского совета были расширены. Отныне все важные решения царица принимала «в единстве и с согласия Дарбази».

Важнейшим вопросом стал выбор мужа для царицы Тамар, так как он должен был стать самым влиятельным лицом в царстве после царицы. По словам летописца, на одном из совещаний эмир Картли и Тбилиси назвал претендента на руку Тамар — сына Великого князя Андрея Боголюбского — Юрия.

За Юрием был послан тбилисский купец Занкан Зорабабели. В 1185 году Юрия, прозванного грузинами Георгием Руси, привезли в Грузию и женили на царице Тамар. Сама Тамар была против такого скоропостижного замужества. Она считала, что прежде следовало хорошо изучить личность Юрия, но ей все же пришлось уступить решению Дарбази. Часть феодалов была против Юрия, так как имела своего кандидата.. В 1187 году царица развелась и Георгий Руси был изгнан из Грузии. Через год Тамар вторично вышла замуж за Давида Сослана, воспитанного при грузинском дворе тёткой царицы Тамар — Русудан. Согласно Вахушти Багратиони, Давид был потомком Деметре, сына Георгия I по отцовской линии, т. е. был из рода Багратионов. Между тем Георгий Руси не собирался мириться со своей участью. Он дважды пытался вернуться в Грузию. Видимо, у него было здесь много сторонников, особенно в Западной и Южной Грузии. Часть крупных феодалов поддержала Юрия и в 1191 году восстала против Тамар. Восставшие благословили его на царство в Гегути и затем выступили против Тамар. В такой крайне тяжелый момент царица сумела сплотить вокруг себя своих сторонников и с их помощью разгромила восставших. Единомышленники Юрия были смещены с высоких постов и лишены имений. В 1193 году Георгий Руси еще раз попытался вернуться в Грузию. На сей раз он появился со стороны Эрети, но его никто не поддержал и он потерпел окончательное поражение.

Политическая ситуация внутри страны была налажена. Теперь царица Тамар занялась внешними делами. К этому времени особенно усилился правитель Азербайджана атабаг Абу-Бекр. В 1195 году в Шамхорской битве грузины нанесли ему жестокое поражение. Особенно отличились братья Шалва и Иванэ Ахалцихели. Шалва завладел знаменем халифа, которое было затем пожертвовано Гелатскому монастырю. Эта победа свидетельствовала о могуществе грузинского государства.

Грузия в начале XIII в.

Грузины присоединили к своему царству значительные армянские города — Двин и Ани.

Усиление Грузии не давало покоя правителям мусульманских государств. Среди них был Румский султан Рукн-ад-дин, давно собиравшийся в поход на Грузию. Грузинское войско под командованием Давида Сослана двинулось против врага. Царица сама проводила войско до Вардзии, осталась там и все время молилась.

В 1202 году в битве при Басиани грузины одержали блестящую победу над многочисленным врагом. В бою прославили себя Шалва Ахалцихели, Закариа и Иванэ Мхаргрдзели. Грузинам досталась большая добыча и множество пленных. Попавший в плен брат Рукн-ад-дина был продан царицей за лошадиную подкову.

Поражение Рукн-ад-дина дало возможность царице Тамар проводить активную политику на юго-западе. В 1204 году грузинское войско захватило значительный стратегический город-крепость Карс.

Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапезундская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов (свергнутый с императорского престола в Византии) Алексий Комнен. Трапезундская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамар посадила на трон соправителем своего сына Георгия Лашу.

В 1210 году Закариа Мхаргрдзели предложил царице совершить поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад.

Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии.

В 1213 году царица Тамар скончалась (существуют версии, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамар, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь.

Грузинская церковь причислила царицу Тамар к лику святых и днем ее поминовения установила 1 (14) мая.

LiveInternetLiveInternet



Россия для русских, говорите? А Москва для москвичей? А кто у нас русский, и кто – москвич? Александр Невский – имя России, Даниил Московский – первый московский удельный князь, Дмитрий Донской – герой Куликовской битвы, символ русской воинской славы. Иван Грозный – мечта всех сторонников сильной руки …
Разочаруем любителей проверять чистоту крови. Все эти герои и гордость русского народа – потомки ясской, читайте осетинской, княжны Марии Шварновны, в иночестве Марфы.
РОДОНАЧАЛЬНИЦА БОЛЬШОГО ГНЕЗДА…
Все смешалось в русской истории: Успенский Княгинин монастырь обнаруживается теперь во Владимире в переулке безбожника Воровского. Небесной красоты Успенский собор ранних лет шестнадцатого века стоит на фундаментах храма, возведенного по приказу великого князя Владимирского Всеволода III.
Отчего ж монастырь «Княгинин»? Да оттого, что вдохновила Всеволода Юрьевича его первая и любимая супруга, княгиня Мария: готовила место вечного покоя для себя и потомков своих – княгинь и княжен Великого Владимирского княжества.
Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская, канонизированная в числе первых русских святых. Потомков у нее будет много – 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом.
И все это «Большое гнездо» родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.Согласно сохранившимся в хрониках и летописях сведениям, аланская знать той эпохи отличалась высоким уровнем образованности. Так, Давид Сослан знал греческий, латинский, арабский, татарский, грузинский языки, был, как отмечал в 1915 г. известный грузинский историк З. Чичинадзе, автором грузинских книг. Более того, по мнению большого числа ученых, именно Давид Сослан – автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», поэтической истории любви Тамары и Давида, а псевдоним Руставели, означающий «родом из Рустави», взят им по названию одного из своих родовых имений, Рустави. Очень хорошо образованы были и женщины Алании. Так, Борена, жена Баграта IV, царица Грузии и сестра аланского царя Дургулеля Великого, портрет и стихи которой изображены на стене Гелатского собора, была настолько образованной, что хорошо знала латинский, греческий и грузинский языки, историю этих народов. Эта умная женщина родилась и выросла в Алании, всю свою просвещенность и образование она получила на родине. Жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан, по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара». Бурдухан владела греческим, латинским, арабским, грузинским языками (читала и писала), и тоже получила свое образование дома, в Алании. Высокой образованностью и большим влиянием на своих мужей отличались и Мария Аланская, супруга византийского императора Михаила Дуки, и византийская василисса Ирина, дочь аланского царя Дургулеля Великого. Все эти исторические личности родились и выросли в Алании, все свое образование и просвещенность они получили у себя на родине. В связи с этим весьма интересной и перспективной представляется проблема исторической реконструкции существовавшей в Алании системы образования, дававшей такие блестящие результаты. А пока отметим, что аланки, воспитанные в принципах равенства с мужчинами, красивые и хорошо образованные, пользовались таким большим влиянием на своих знаменитых мужей, что это нашло отражение в исторических документах эпохи. Особый интерес приобретает судьба Марии Шварновны, являющейся общей прапра…бабушкой А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой и Ивана Грозного. Действительно, как следует из анализа генеалогического древа, А.С. Пушкин — прямой потомок внука Всеволода Большое Гнездо и Марии, князя Ярослава Ярославича. Кстати, интересно отметить, что Ярослав Ярославич был женат на Ксении Юрьевне Одоевской, внучке князя Михаила Всеволодовича Черниговского, также женатого на аланке. Таким образом, в родословной А.С. Пушкина имеется не одна, а целых две аланские ветви. Наталья Николаевна Гончарова и Иван Грозный — прямые потомки другого внука Всеволода Большое Гнездо – Александра Невского. Таким образом, Всеволод Большое Гнездо является общим прапра…дедушкой Александра Сергеевича и его жены. А их общая прапра…бабушка, жена Всеволода Большое Гнездо Мария Всеволожная – дочь аланского (ясского, как писали в русских летописях) князя Шварна.
ДЕСЯТЫЙ СЫН ДОЛГОРУКОГО..
Все смешалось в русской истории, и многое утонуло в ее толщах. К тому же ранняя история России – мужская по самой своей сути. Рукописные источники внимательны к князьям и небрежны к княжеским женам: сведения о них отрывочны и несвязны.
Что есть, то есть: о князе Всеволоде, десятом сыне основателя Москвы Юрия Долгорукого известно многое – почти девять минувших столетий не выгладили его из памяти потомков.
Историки проштудировали летописи и выяснили множество подробностей его непростой биографии.
Он рано осиротел – основателя Москвы отравили на пиру у киевского боярина, когда Всеволоду едва сравнялось три года. Старший, сводный брат Андрей Боголюбский выгнал мачеху и ее детей из княжества.
Подхватив сыновей, и в их числе малолетнего Всеволода греческая царевна Ольга (а может быть, и Елена) отправилась в Константинополь.
Считают, что к родне: император Мануил I доводился Елене-Ольге кузеном. Когда Всеволод вошел в юношеский возраст, вдова Долгорукого решила вернуться на Русь.
Там как-то все сложилось, хотя и не без передряг. Брат Андрей, Великий Владимирский князь, сердцем помягчел и с Всеволодом примирился. И послал его вместе со своими сыновьями, братьями и прочими примкнувшими союзниками брать у Мстислава Изяславича Волынского Киев.
«Мати русских городов» сыновья и внуки Юрия Долгорукого взяли и там на некоторое время воцарились, причем Всеволоду даже удалось со временем посидеть на киевском престоле. Но очень недолго – всего пять недель. Потом брат Михаил Юрьевич выручил его из смоленского плена, а там приспела очередная заваруха – заговорщики убили Андрея Боголюбского.
Освободился Владимирский престол, и владимирцы поцеловали крест Всеволоду и покуда не рожденным детям его. Опять же не без сложностей, а в результате победы в битве на Юрьевском поле за рекой Гзою Всеволод Юрьевич (пока еще не Большое гнездо) сделался Великим князем Владимирским.
В ТИФЛИСЕ ИЛИ В КИЕВЕ?
На великокняжеский престол Всеволод, которого историк Карамзин называет Третьим, вступил уже женатым. Но это как раз те сведения, что потонули в реке времени: когда женился, да где отыскал жену? О том, что Мария родом осетинская княжна, никто уже не сомневается: летописи прямо называют ее ясыней. Но где пересеклись их жизненные пути?
Для любителей проверять чистоту крови. Царица Тамара, с именем которой связан «Золотой Век» в истории Грузии, дочь осетинки Бурдухан. Муж-соправитель Тамары, отец наследников престола – осетинский царевич Давид Сослан из рода Царазон. Самый почитаемый в истории Грузии царь Давид IV, прозванный Строителем, прадед царицы Тамары, — внук осетинки Борены и правнук армянки Мариам Арцуни, муж армянской царевны Русудан и Гурандухт – дочери кипчакского вождя Атрака.
Раскопки в истории обнаруживают целых два возможных перекрестка. Неожиданно – в Грузии: в местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с осетинской княжной. Этим племянником вполне мог быть Всеволод: и Георгий, царь грузинский, отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода были внуками Давида IV Строителя.

Вполне резонно, что на пути из Царьграда на Русь Елена-Ольга с сыном заехали навестить тифлисскую родню. Тут дело и сладилось: вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана.
Впрочем, скорее всего, Марией прекрасная ясыня стала уже на Руси, но осетинского имени история не сберегла.
Второй перекресток судеб отыскался в Киеве. Связи киевских великих князей с ясами (что есть те же аланы, предки современных осетин) отсчитывают с Х века.
Полутора веками позже сын Мономаха Ярополк Владимирович ходил походом в половецкие степи и пленил дочь ясского князя. Краса «Олены Яски», как именует аланскую княжну Ипатьевская летопись, сразила Ярополка наповал, и он женился на прелестной пленнице.
С ней, вероятно, прибыли в Киев и родственники. В той же Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Есть версия, что именно он и был отцом Марии Шварновны.
МАРИЯ И ТРИ ЕЕ СЕСТРЫ…
Из отрывочных летописных свидетельств историки делают вывод, что три сестры Марии тоже были замужем за русскими князьями. Старшая, вероятно, была второй женой Андрея Боголюбского и участвовала в заговоре против него и в его убийстве.
Причем многие историки считают, что к покушению на мужа ее подтолкнули именно жалость к младшим сестрам и забота об их благополучии – ведь Всеволод, не имевший собственных владений, скитался с женой и незамужними свояченицами по чужим уделам. Гибель старшего брата Андрея и ранняя смерть среднего Михаила и открыли Всеволоду путь на Владимирский престол.
И снова читаем Ипатьевскую летопись: «В лѣто 6690 (1182 по нашему счислению) Князь Кыевьскыи Святославъ Всеволодичь ожени 2 сына: за Глѣба поя Рюриковну, а за Мьстислава — Ясыню из Володимеря Суждальского, Всеволожю свесть». «Свесть» то есть свояченицу Всеволода, на Руси звали Марфой, а описанный в летописи Мстислав Святославович позже сел на черниговский престол.
Третья сестра Марии, Елена, выдана была за князя Ярослава Владимировича и большую часть жизни прожила в Новгороде, где княжил этот внук Мстислава Великого, правнук Мономаха и, стало быть, двоюродный племянник Всеволода. Русские князья охотно женились на аланках – они считались завидными невестами: волшебные красавицы, к тому же еще и христианки. Очевидно, что Всеволода Юрьевича и Марию Шварновну связывала крепкая любовь – никакие династические и политические причины на него не повлияли.
«…СЛАВНАЯ БЛАГОЧЕСТИЕМ И МУДРОСТЬЮ»
Племянники Марии Шварновны и их потомки заметного следа в русской истории не оставили. Не то рожденное Марией «большое гнездо»: сыновья, внуки и их потомство определяли судьбу России в течение долгих веков. Есть ли в том заслуга Владимирской великой княгини?
Карамзин вслед за летописцами уверяет, что есть, и немалые. «Первою его супругою – рассказывает знаменитый русский историк о Всеволоде Большое Гнездо, – была Мария, родом Ясыня, славная благочестием и мудростию. … Летописцы хвалят ее также за украшение церквей серебряными и золотыми сосудами; называют Российскою Еленою, Феодорою, второю Ольгою».
Карамзину вторит историк Соловьев. Рассказывая о роли женщин в древнерусском обществе, он отметил, что запись в Лаврентьевской летописи о кончине Марии Шварновны является примером любви и уважения к женщине на Древней Руси.
Дополним прославленного русского ученого, автора многотомного труда по истории России: мудрая и нежная красавица Мария Шварновна, как мало кто другой была достойна любви и уважения.
Правление Всеволода Большое Гнездо стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли: росли и богатели города, строились храмы (и в их числе знаменитейшие Успенский и Дмитриевский во Владимире, признанные шедевры древнерусской архитектуры), авторитет и старшинство Всеволода Юрьевича признавали за редким исключением по всей Руси.
Это именно его автор «Слова о полку Игореве» назвал «буй- туром», и силу его войска описал удивительно образно:
«Где ж ты, великий князь Всеволод?
Иль не помыслишь прилететь издалече, отцовский златой престол защитить?
Силен ты веслами Волгу разбрызгать,
А Дон шеломами вычерпать…»
И пока Всеволод Юрьевич занимался многотрудными ратными и мирными делами, Мария Шварновна обустраивала терем, растила дочерей и воспитывала сыновей для будущей их княжеской стези, была радушной хозяйкой для многочисленных гостей и родственников, наезжавших во Владимир. То есть была тем самым надежным тылом, в котором так нуждается любой мужчина, пусть даже и княжеского звания.
Как приличествовало женщине ее положения и даже более того, княгиня Мария занималась благотворительностью, что в ту пору предполагало щедрые дары в церковь и утещение сирых и болящих. И нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.
Пусть летописные сведения о Марии Ясыне лаконичны – сквозь эти немногие слова просвечивает незаурядный образ крупной личности, не затворенной в женской половине и не огородившей себя забором из традиционных дамских интересов. Считают, что она ценила ученость, сама была не чужда книг и искусств, почтение к наукам и искусствам воспитала и в детях.
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЯССКОЙ КНЯЖНЫ…
Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком долгую жизнь – лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних – двенадцатых! – родов она так и не оправилась, и семь последних лет тяжко болела. «В последние семь лет жизни, – цитирует Карамзин летопись, – страдая тяжким недугом, она изъявляла удивительное терпение, часто сравнивала себя с Иовом и за 18 дней до кончины постриглась…».
В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город. Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну.
Вскоре после пострижения в монахини она скончалась «и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею…».
А сыновья великой княгини всю жизнь помнили и детям своим передали духовное завещание Марии Шварновны.
Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно: «…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение»..
БРАТЬЯ НАВЕК…
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой? Отчего же… Любуемся ли Дмитриевским собором – стены его изукрашены рельефами в так называемом «зверином стиле», который принесли на Владимирщину аланские мастера, прибывшие вместе с Марией Шварновной.
Глядим ли на барса на эмблеме владимиро-суздальских князей и на щите их потомка Александра Невского – этот барс с аланской царской символики добрался в Залесье с обозом Марии Шварновны, подобно тому, как двуглавый орел прилетел на Русь из Византии вместе с Софьей Палеолог, невестой царя Ивана III.

Святая царица Тамара Великая

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

Святая благоверная царица Тамара (в центре), ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III. Фрагмент фрески монастыря Бетания В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — равноапостольной Нине и благоверной царице Тамаре. За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар» — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари. В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий. Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях.

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Святая благоверная царица Тамара Святая царица Тамара (1166–1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона», ибо она «вполне соответствовала своим предкам — Давидидам, Хосровидам и Панкратидам».

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя. Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему». Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств, с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Через 7 лет, на Страстной Седмице 1184 года, отец скончался, и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей», приняла царство в свои руки. Автор «Жизни…» так описывает юную царицу: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, … приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами, азнауры — вельможами, последние же стали властителями».

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином». В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить.

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания», Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его». Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел». Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями». В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека». Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу.

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Государственные свершения

Святая благоверная царица Тамара Правление святой благоверной царицы Тамары стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга». При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы», чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране». Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих». За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог». После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар?», — спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом».

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин, который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман». Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума». В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость». Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными».

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору». Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

Святая благоверная царица Тамара. Фреска в монастыре Вардзиа В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях».

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие». Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою».

18 января святая покровительница грузинского народа мирно и тихо скончалась. «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их».

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг».

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами.

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями». Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим». Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников».

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью.

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

***

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!