Царский дворец в кремле

В июне 305 года в Багдад прибыли два посла из Византии. Они приплыли по реке Евфрат и привезли с собой роскошные подарки, имея целью доказать свою дружбу и добиться заключения мира. Их поселили во дворце, построенном визирем Мутадида Ибн Макладом. Ибн Фурат приказал обеспечить их всем необходимым, что и было исполнено: им и их свите предоставили дорогую мебель, необходимую хозяйственную утварь и щедро снабжали провизией, включая животных и восточные сладости.
Когда они спросили, могут ли они увидеть халифа и передать ему свое послание, им ответили, что получить аудиенцию у повелителя правоверных чрезвычайно трудно. Предварительно они должны встретиться с визирем, объяснить ему цель своего приезда, получить у него одобрение своей миссии и попросить его содействовать в организации аудиенции у халифа. Им также дали понять, что без одобрения визиря халиф вряд ли отнесется благосклонно к их петиции. Судья Абу Омар, который сопровождал их от границы и служил им в качестве переводчика, взял на себя труд передать визирю их просьбу о встрече. Ибн Фурат ответил согласием и назначил день и час своей аудиенции.
Визирь приказал выстроить почетный караул гвардейцев по обеим сторонам улиц, ведущих от посольского дворца к дворцу визиря. Кроме того, все чиновники и служащие должны были построиться в сплошную шеренгу от ворот до приемного помещения, которое представляло собой громадный зал с позолоченным потолком и стенами, украшенными драпировками, похожими скорее на дорогие ковры. На новую мебель, ковры и гобелены было потрачено тридцать тысяч динаров. Ничего из того, что могло придать величия и роскоши этому приему, не было упущено. Сам визирь сидел на великолепном ковре для молитв, за его спиной стоял высокий трон. Слуги выстроились впереди и по бокам; военные и гражданские вельможи заполнили зал. В назначенный час было объявлено о прибытии послов. По дороге во дворец послы увидели столько солдат и знатных вельмож, что это зрелище наполнило их благоговейным ужасом. Прежде чем попасть в приемный зал, привратники провели их по всему дворцу: пройдя через Общественные Покои, они оказались в Большом Дворе, наполненном гвардейцами, потом по длинному коридору их провели во Двор Садов, и только оттуда, наконец, они вошли в зал, где восседал визирь, собственной персоной.
Роскошный зал, дорогая мебель и блестящее общество представляли ослепительное зрелище. Послы, сопровождаемые судьей Абу Омаром и префектом полиции со своими подчиненными, предстали перед визирем и приветствовали его. Абу Омар перевел сказанное ими, после чего визирь ответил на их приветствие. Затем послы изложили свои предложения об обмене военнопленными и попросили визиря посодействовать в получении согласия Муктадира. Кроме того, они просили представить их халифу, в ответ на что визирь обещал исполнить их пожелания.
После этого послам было позволено удалиться. Их провели назад во дворец Ибн Маклада тем же путем, каким они и пришли. Войска по-прежнему стояли вдоль дороги в полной экипировке и вооружении. Плащи воинов были сшиты из красного атласа, и их шлемы украшали остроконечные атласные башлыки.
Вскоре Ибн Фурат обратился к Муктадиру с просьбой об аудиенции для византийских послов и проинструктировал халифа, как ему следует разговаривать с ними. Для этого случая визирь приказал всем военачальникам и чиновникам выстроиться в конную шеренгу от императорского дворца до дворца послов. В соответствии с этим приказом кавалерийская гвардия выехала в парадной форме и в полном вооружении. Каждый двор, зал и коридор дворца был заполнен вооруженными солдатами. Богатая мебель была начищена, отполирована и выставлена напоказ по всему дворцу. Проверив все сам и не найдя никаких упущений, визирь сообщил послам, что они могут прийти.
По дороге в императорский дворец, так же как и раньше, по дороге во дворец визиря, послы были поражены великолепием увиденного зрелища: бесчисленностью войска, блеском мундиров, качеством вооружения. По прибытии во дворец их снова провели по бесчисленным залам, один больше другого, заполненных знатными вельможами. Наконец, уставшие от ходьбы и совершенно ошеломленные, они добрались до приемного зала. Посредине зала восседал Муктадир на своем императорском троне, рядом с ним стояли визирь Абу Хасан ибн Фурат и Мунис, за ними, по правую и по левую сторону, выстроились принцы, за которыми, в свою очередь, расположились прочие вельможи государства. Каждый располагался в соответствии со своим рангом – чем выше было его положение при дворе, тем ближе он стоял к халифу. Зайдя в зал, послы, как велел обычай, поцеловали ковер, на котором сидел халиф, и заняли место, указанное им казначеем Насром. Они передали послание византийского императора, в котором, как мы уже знаем, говорилось об обмене и выкупе военнопленных, и попросили халифа отнестись к нему благосклонно.
Визирь, от имени повелителя правоверных, ответил послам следующее:
– Движимый состраданием к попавшим в плен правоверным и исполняя волю Аллаха, Который предписывает Своим людям освобождать мусульман из рук неверных, халиф принимает предложение, а Мунис назначается ответственным за исполнение необходимых формальностей.
По окончании аудиенции послам и их переводчику Абу Омару были пожалованы почетные одежды и тюрбаны из расшитого золотом поплина. Мунис немедленно приступил к переговорам с послами, в результате чего была достигнута договоренность, по которой все византийские пленные будут освобождены сразу после внесения выкупа в любое удобное для византийской стороны время. Для организации обмена и выкупа своих пленных Мунис и Абу Омар должны были отправиться вместе с послами в их страну. На это предприятие им было выдано из государственной казны сто семьдесят тысяч динаров. Всем наместникам провинций, по территории которых они будут проезжать, были разосланы депеши с приказом оказывать им всяческое содействие. Покидая столицу, каждый посол получил от халифа в подарок двадцать тысяч дирхемов.
Под руководством Муниса обмен и выкуп военнопленных был завершен еще до конца года.

ЕГЭ. История. Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов. Грановитая палата.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов.

Вопросы

Ответы

1.Название.

Грановитая палата.

2.Где находится?

Москва. Кремль.

3.Каков тип здания?

Здание построено в стиле итальянского Возрождения.

Особенности: симметрия, пропорции, арки, полусферы, великолепие, пышность, подчёркнутое богатство убранства.

4.В каком веке и году построен?

XV век. 1487-1491.

5.При каком князе?

При Иване III.

6.В память о ком или в честь чего, для чего построено здание?

Для проведения торжественных обедов, заседаний и церемониальных приёмов при венчании на царство.

7.Кто строил храм?

Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

8.Внутреннее оформление.

Стены и система сводов расписаны фреской, основная тематика – библейская: картины сотворения мира, ряд фрагментов из жизни Адама и Евы. Величие и пышность придают порталы, вырезанные из белого камня и обильно покрытые позолотой.

9.Каковы особенности постройки здания?

Здание имеет 2 этажа. На втором-огромный торжественный зал. Крестовые своды опираются на один центральный столб. Площадь зала составляет 495 м², высота –

9 м.

10.Судьба здания сегодня.

Грановитая палата -представительский зал при Президенте РФ. Здесь же находится резиденция патриарха.

В здании проводятся экскурсии.

Интересные факты.

  • Название здание получило по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, то есть правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо.
  • Палата имеет Красное крыльцо – по нему торжественно входили князь или царь.
  • С 16 века в Грановитой палате проходили заседания Боярской думы, Земских соборов, и даже проводились торжественные пиры, например, в 1552 году в честь взятия Казани, в 1709 году – в честь победы в Полтавской битве, в 1721 году- в честь подписания Ништадтского мира со Швецией.
  • Согласно летописям, перед воротами Грановитой палаты раньше встречали иностранных послов. Это была обязательная часть приема. Лишь после этого гостей провожали непосредственно в палаты, устраивали пышные заседания и решали важные политические вопросы.

…Шел 312 год, Константин готовился к битве против тирана Максенция, о чем его умоляли римские граждане. И расстановка сил была не в пользу Константина. Когда солнце уже клонилось к закату, на небе появилось круглое, похожее на щит облако. На нем — крест и надпись «Сим побеждай!» Да только ведь крест — орудие казни, оно применялось только к рабам и отъявленным разбойникам…

Но той же ночью во сне императору Константину явился ангел: «Сделай изображение креста и прикажи нести его перед своим войском, и ты победишь». После победы Константин приказал больше никого не казнить на кресте. А в следующем, 313 году издал Миланский эдикт о веротерпимости, официально признав христианство государственной религией Римской империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. И Сергий Радонежский совсем не случайно благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву — ведь это перед ней русские князья, позабыв гордыню и самолюбие, объединились, чтобы дать общий отпор врагу.

Толпа, стекаясь без конца,
Как к празднику, в сплошную груду
Слилась у Красного крыльца,
Не изменяясь в род из рода,
Любя и веруя, как встарь,-
И средь гремящих волн народа
В Кремле проходит русский царь!
Каролина Павлова

…Через Святые сени русские цари, а затем императоры совершали торжественный выход на коронацию в Успенский собор. И, конечно, поднимались по Красному крыльцу, которое в начале 1930-х годов было снесено. Со временем на его месте построили столовую для депутатов, но в 1994 году крыльцо из белого камня, украшенное геральдическими львами и двуглавыми орлами, восстановили по архивным материалам. Именно на нем 7 мая 2004 года Президент России В.В. Путин принимал парад Президентского полка во время инаугурации. С этого же времени на древней Соборной площади проходит развод пешего и конного караула — благодаря настойчивости автора идеи, коменданта Кремля С.Д. Хлебникова этот красочный и неповторимый спектакль стал неотъемлемой традицией Кремля, собирая с апреля по октябрь огромное число зрителей.

Ну а мы уже переступаем порог самого древнего парадного зала государства, построенного в эпоху правления великого князя Ивана III. Это он, дед Ивана Грозного, возвел комплекс Московского Кремля, поражающий даже нас, людей XXI века.

2235 метров — длина стены.

20 башен (самая высокая — 80-метровая Троицкая).

28 гектаров — площадь комплекса.

И все это великолепие было построено с 1485 по 1495-й год. Всего за десять лет!

Стены говорят

Грановитая палата, возведенная в 1491 году итальянскими мастерами, была в то время самой большой не только в России, но и в Западной Европе. Площадь — 495 квадратных метров, высота — 9 метров, ширина стен — 1,5 метра. Здесь была сосредоточена вся политическая, духовная и светская жизнь государства: праздновал победы Иван Грозный, отмечал Полтавскую баталию Петр Великий, принимали послов и давали коронационные обеды. Грановитая палата и сейчас, несмотря на преклонный возраст — 528 лет! — продолжает исправно служить государству Российскому. Это здесь Президент России дает парадные обеды, когда приезжают с официальными визитами главы мировых держав.

Больше пяти веков всех заходящих сюда — а теперь и нас с вами — встречает удивительный небесный свод, покоящийся всего на одном столбе-пилоне. Шедевр архитектуры! На пилоне — изображения животных, каждое из которых олицетворяет качество, необходимое мудрому правителю. Всмотримся в божественные сюжеты на «небе». На них — Сотворение мира, созданного за шесть дней.

В седьмом мы живем сейчас.

И как же актуальны притчи на западной стене Грановитой палаты, направо и налево от входа! Мы видим судью, который берет взятку: мешок с деньгами и золотой кубок. Богатого, но виновного судья отпускает. Бедного, и невинного сажает в темницу, ангелы несут ему венец мученика. Но пока неправедный служитель Фемиды веселится со своими друзьями, внизу открывается страшная пасть — геенна огненная, куда опускается опутанная узами-грехами душа судьи. Надпись гласит: «Судия неправедный пирует, а душа его зле во ад исходит. О горе судиям неправедным».

Чем не борьба с коррупцией! Чем не наглядное напоминание «людям государевым» о службе на благо Отечества…

Старинный Кремль угрюмо
задремал
Над берегом реки оледенелой,
И колокол гудящий замолчал,
Затворен храм и терем
опустелый.
Как старый Кремль
в полночной тишине
Является и призрачен,
и страшен,
В своей зубчатой затворясь
стене
И вея холодом угрюмых башен!
Николай Огарев

Повернемся на 180 градусов, к восточной стене, которая согласно традициям древней Византии всегда являлась главной; по легенде, на востоке находится рай. В Византии юго-восточный угол был императорским; у нас его станут называть «красный угол» и всегда ставить здесь кресло хозяина. Стоял здесь и трон государя — до последнего российского императора Николая II. А на стене — изображения первых князей династии Рюриковичей — Рюрика, Святослава и Игоря — дедушки, папы и внука. Рядом их потомок, святой князь Владимир, крестивший нашу страну в 988 году. С ним его двенадцать сыновей, коих он поучает жизни…

Поворот к южной стене — и перед нами уже царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, правивший 14 лет. Именно при нем Грановитая палата была расписана сюжетами, которые мы видим сегодня. Федор Иоаннович умер в 41 год, бездетным, после его смерти пресеклась древняя династия Рюриковичей, дольше всех — с IX по XVI век — правившая в Европе. А рядом с ним, протягивая руки к престолу, стоит брат его жены — царицы Ирины, Борис Годунов, фактически соправитель царя, стремившийся к власти.

Борис Годунов был венчан на царство. Но это не принесло счастья его семье. Правил он всего семь лет. А потом, после его внезапной смерти в Смутное время, убивают жену и сына, дочь уходит в монастырь. Встал вопрос о самом существовании нашего государства. Но мы выстояли, на престоле появилась новая династия Романовых.

Для первого государя Михаила Федоровича и будут строить терема в Кремле в начале семнадцатого века.

Но мы еще идем по пятнадцатому.

Обеденные церемонии

При проведении торжественных обедов Грановитую палату украшали особенно нарядно: на пол стелили дорогие персидские ковры, лавки покрывали злато- и среброткаными тканями, на столах расставляли драгоценную посуду. А «гвоздем программы» был большой царский поставец — открытый буфет пирамидальной формы вкруг центральной колонны. На поставце стояли золотые и серебряные сосуды самых диковинных форм и размеров. Многие из них можно видеть в музее Кремля — Оружейной палате.

В середине XVI века Грановитая палата чаще служила местом торжественных обедов. Посольские обеды продолжались по пять-шесть часов: начинаясь днем, заканчивались при свечах, иногда затягивались до глубокой ночи. Причем ход обеденных церемоний контролировал сам Иван Грозный, обладавший отличной памятью: царь помнил имена и звания всех сидевших за столами (а их могло быть 200 человек и больше) и, называя их вслух, поражал и восхищал иностранцев. Для вечернего освещения палаты служили четыре массивные люстры из патинированной бронзы и двадцать таких же паникадил. Люстры для Грановитой палаты исполнены в начале 1880-х годов на петербургской фабрике Феликса Шопена по образцу новгородских круговых хоросов XV-XVI веков.

И я молюсь — о русская земля!
-Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
Николай Рубцов

Конечно, Грановитая палата претерпевала изменения. В XVIII веке к первой российской коронации Екатерины I — супруги Петра Великого — стены по европейской традиции затянули бархатными тканями, украшенными серебряными двуглавыми орлами. Ткани меняли от коронации к коронации. И только в 1882 году по указу императора Александра III было восстановлено прежнее живописное убранство зала. Это сделали братья Белоусовы из Палеха по тщательному описанию фресок Грановитой палаты, которое составил в 1672 году царский иконописец Симон Ушаков.

И уже в ходе реставрации 2009-2011 годов в Грановитой палате был восстановлен ковер — фантазия на восточновизантийскую тему — исполненный в 1882 году к коронации императора Александра III. По рисунку ковра фирма «Янтарная прядь» из Тульской области подобрала паркет из двенадцати сортов драгоценных деревьев. Была восстановлена и мебель, для обивки использовали композиции с птицами в райских кущах. Мастерицы золотошвейной мастерской «Убрус» ориентировались на техники XV-XVII веков.

Заходили в Грановитую палату столь знаменитую, что ни один государь не принял престол, не став наперед на оной в сей палате. Она квадратна и заключает в себе около 100 квадратных сажень, покрывается четырью сводами, которыя сходятся в четвероугольной столб, окруженной полочками, на которыя становятся различные сосуды и убранства, обита красным бархатом без дальнаго украшения. У одной из сторон стоит трон, на котором принимают государи чужестранных послов.
Николай Озерецковский, естествоиспытатель (1782)

На золотое шитье пошло более десяти килограммов золота!

Вдоволь полюбовавшись ковром, мы покидаем Грановитую палату. Но прежде, конечно, заглянем в особую ее часть, именуемую Тайником.

Тайник

В 1684-1686 годах Осип Старцев создал верхние сени, вход в которые был устроен со стороны паперти Верхоспасского собора. На протяжении всего XVIII века Тайник оставался одним из парадных покоев. Здесь же хранились ценности, здесь во время приемов иностранных послов скрашивали время царицы и царевны. Уже в 1840 году, при сооружении Большого Кремлевского дворца, Тайник и хоры были обновлены, при проведении пышных коронационных обедов в Грановитой палате там обычно располагались члены императорской семьи. Но только в ходе реставрации 2009-2011 годов был восстановлен исторический вид помещения XVIII-XIX веков.

Путешественники, видевшие все столицы в свете, соглашаются единогласно, что нет ничего прекраснее и живописнее Кремля, особливо со стороны Москвы-реки. Кремль, сие святилище для сердца каждого русского, соединяющее столько воспоминаний драгоценных и важных, есть также начало основания Москвы, древней столицы нашей.
А. Мартынов, гравер (ХIХ век)

Сейчас в Тайнике располагается протокольная часть Президента РФ. Именно отсюда через особое окно открывается великолепный вид сверху на Грановитую палату. Существуют легенды, что именно из этого окна наблюдали за пышными кремлевскими торжествами женщины из царской семьи; дамам не полагалось участвовать в общественной жизни государства.

Вот поэтому и был построен в Кремле парадный женский зал — Золотая царицына палата. Именно туда — и в XVI век — лежит наш путь.

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении интерьеров.
Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты — Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия — своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.
Грановитая палата. Красное крыльцо

Грановитая палата.

Грановитая палата.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата — тронный зал русских государей — предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Царицына палата (три окна под желтым сводом)

Царицына палата (рисунок)

Царицына палата (рисунок)

Роскошно убранство «зело чудных палат» — Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото.

Теремной дворец

Теремной дворец. Золотое крыльцо

Теремной дворец. Вход

Теремной дворец. Приемная

Теремной дворец. Круглая печка

Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Теремной дворец. Царский кабинет

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий — компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Владимирский зал

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, — 125 м, высота здания — 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, — Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.
Андреевский зал — главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой — цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

Андреевский зал

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева «Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению» 1911 г.: «Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского… В золотых барельефах купола и арок — знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами — гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами — золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян… мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают «почти варварское изобилие блеска».

Александровский зал

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал » Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России » ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом «За службу и храбрость», высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Георгиевский зал

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.
Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.
Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16×16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом «Польза. Честь. Слава»). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Владимирский зал. Центральная люстра

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Екатерининский зал

Парадная гостиная — это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Парадная гостиная

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня

Александровская слобода

История Александровской слободы

Распятская церковь-колокольня

При Иване Грозном Александровская слобода стала фактической столицей государства и превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства. Именно здесь была учреждена опричнина, принимались посольства из европейских государств и заключались важнейшие политические и торговые договоры.

В Смутное время в Александровской слободе располагался укрепленный лагерь русских войск под командованием М. В. Скопина-Шуйского. После разрушения кремля польскими интервентами Александровская слобода начала терять свое политическое и культурное значение и превратилась в обычное дворцовое село. И только названия улиц долгое время хранили память об Иване IV: Конюшенная, Стрелиха, Садовня с царскими садами.

В середине XVII столетия здесь был основан Успенский женский монастырь, ядром которого стали постройки XVI века. Некоторые сооружения царского дворца разобрали и перестроили для нужд монастыря.

В 1778 году была образована Владимирская губерния, а Александровская слобода получила статус города и новое имя — Александров.

Иван Грозный в Александровской слободе

Слово «опричнина» наверняка известно каждому, кто хоть немного знаком с историей царствования Ивана Грозного. Она связана с лютыми массовыми казнями, террором и беспределом, которыми Иван Грозный утверждал свою неограниченную самодержавную власть в борьбе с боярско-княжеской оппозицией. Его главной опорой в это страшное время были опричники, составлявшие особую изуверскую царскую «гвардию». Они носили черную «монашескую» одежду, а к их седлам были привязаны собачьи головы и метлы в знак собачьей преданности царю и готовности вымести из страны всю нечисть. Именно с их помощью Иван Грозный беспощадно расправлялся с неугодными и всеми, кого подозревал хоть в малейшей измене. По приказу Грозного его «главный палач» и любимый опричник Малюта Скуратов задушил даже митрополита Филиппа. Кстати, именно с карьеры опричника начинал свое восхождение по ступеням власти молодой боярский сын Борис Годунов, а возвышение — с женитьбы на дочери Малюты Скуратова.

Вид на Троицкий соборНастоятельские покои

Началом опричнины можно считать декабрь 1564 г., когда московский государь Иван Васильевич внезапно и тайно покинул столицу, отбыв в неизвестном направлении. Он уехал вместе со второй женой Марией Темрюковной и детьми, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти, и остановился в своей вотчине Александровской слободе. Оттуда он послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной духовенству и Боярской думе, он сообщал об отказе от царской власти из-за измены бояр и смиренно просил выделить ему особый удел, опричнину. Само это понятие не несло в принципе ничего худого и происходило от корня «опричъ», что означало «вдовий удел», который выделялся семье умершего князя на прокормление. Во втором же послании царь обращался к посадскому люду столицы, сообщая о своем решении и добавляя, что к простым горожанам у него претензий нет.

Спас Вседержитель

Замешательство было полное. В Москве начались народные волнения, возмущенный «посадский люд» вынудил бояр ехать к царю с просьбой вернуться и «вершить дело государево». Тот потребовал поделить страну на две части: опричнину и земство. В опричнину вошли самые лучшие и стратегически важные земли, на которых Иван Васильевич получил беспрецедентное право на никем и ничем не ограниченную власть. В итоге это право «автоматически» распространилось и на земские земли, а к имени царя прочно присоединилось определение «Грозный» (которое, кстати, на западноевропейских языках обозначается как «Terrible» — «Ужасный»).

Почему Иван Грозный выбрал именно Александровскую слободу? Историки приводят несколько версий. Саму слободу начал обустраивать еще отец Ивана Грозного Василий III в 1513 г. как свою загородную охотничью резиденцию. Часто бывая здесь с родителями в младенческие годы своего безмятежного детства, маленький царевич до конца жизни, возможно, сохранил теплые воспоминания о защищенности в отчем доме. Немаловажной для Ивана была и близость новой резиденции к его любимой Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На случай же возможной неудачи он предусмотрел отступление в хорошо укрепленный Переславль-Залесский, который находился поблизости. Впрочем, и сама Александровская слобода была надежно защищена крепкими стенами, прекрасно обустроена, являясь одной из лучших загородных великокняжеских резиденций еще при Василии III. После смерти Василия Слободой владела мать Ивана Елена Глинская (вот вам и «вдовий удел»), а после нее — Иван Грозный.

Фрагмент Евангелие

Превратив Александровскую слободу в свою фактическую столицу, царь тем не менее не терял связи с Москвой. Но именно из Слободы уходил он в свои многочисленные военные походы, в том числе на разгром Новгорода, Клина и Твери. Сюда привозил военные трофеи, часть из которых можно увидеть и сейчас.

Будучи некоронованной столицей, Слобода действительно стала центром политической и культурной жизни. Здесь проводились посольские приемы, смотрины царских невест, игрались пышные царские свадьбы, развивалось книгопечатание и даже была открыта первая в России консерватория. Здесь же разыгралась трагедия, знакомая по сюжету знаменитой картины Репина, которую в народе называют «Иван Грозный убивает своего сына», а художник назвал «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После смерти любимого сына Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу.

Распятская церковь-колокольня и Марфины палатыТрапезная в музее слободы

В Смутное время Александровская слобода стала театром военных действий и сильно пострадала. Деревянные строения сгорели. Каменные пострадали, но меньше. Чтобы использовать оставшиеся помещения, в 1651 г. на территории кремля был открыт Свято-Успенский девичий монастырь (ныне действующий). Многие постройки были восстановлены, но частично переделаны в соответствии с их новым назначением.

В советскую эпоху Александров оказался среди городов пресловутого «101-го километра», в радиусе которого высылались из Москвы неугодные элементы. Впрочем, традицию высылки в эту местность начал еще Петр I. Он отправил в монастырь свою сводную сестру царевну Марфу Алексеевну за поддержку мятежной царевны Софьи. Марфа была пострижена под именем Маргариты и здесь же умерла. Позже на целых 10 лет в Александровскую слободу была сослана при Анне Иоанновне дочь самого Петра Елизавета. Но от монашеского клобука ее спас… Бирон. И она, как светское лицо, жила вне стен монастыря. Именно отсюда после дворцового переворота она выехала венчаться на царство.

Интересные факты

  • В Александровской слободе сначала для Ивана Грозного, а потом и для его сына Ивана устраивались смотрины невест, заканчивавшиеся роскошными свадьбами
  • В Александровской слободе Иван IV в приступе гнева ранил своего сына Ивана.
  • Дворец в Александровской слободе возводили те же русские и итальянские мастера, которые строили Московский Кремль.
  • Из Александровской слободы Иван IV отправился в поход на вольный Великий Новгород.
  • В Александровской слободе жили лучшие зодчие, иконописцы, музыканты, а также были созданы первая русская консерватория и первая провинциальная печатня.
  • При государевом дворе находилась книгописная мастерская, где был издан Лицевой летописный свод.