Церковь на никольской улице в Москве

Заиконоспасский монастырь

Это место очень много значит для становления высшего образования в России. Его всегда называли колыбелью учености. Монастырь Спаса Нерукотворного основан в 1600 году Борисом Годуновым. Первое его упоминание в исторических документах относится к 1635 году. Название «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы, где иконы по благочестивому обычаю «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую» цену, которая нередко была слишком высокая. Есть предположения, что до этого Заиконоспасский был частью соседнего Никольского монастыря. Главный собор монастыря во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа заложен при царе Алексее Михайловиче в 1660 году на деньги воеводы князя Федора Федоровича Волконского. В 1701 году старый собор заменили новым. Талантливый архитектор Иван Зарудный выстроил двухпрестольный собор, ставший одним из лучших и редчайшим памятником петровского барокко. Тогда собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, гребни и раковины нарышкинского барокко сменили строгие ордерные элементы. Стены храма были расписаны на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. При архимандрите Порфирии между 1842‑1848 годами была выстроена и колокольня над святыми воротами.

С середины XVII века в названии монастыря появляется слово «учительный». Во время царя Алексея Михайловича в 1665 году стараниями Симеона Полоцкого была открыта первая Спасская школа. Именно он и его ученик Сильвестр Медведев написали проект создания академии – первого высшего всесословного учебного заведения. Официальным годом открытия Славяно-Греко-Латинской академии считается 1687 год, когда сюда из Богоявленского монастыря перевели школу братьев Лихудов. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно и ректором академии. В двухэтажном Братском (Учительском) корпусе монахи-учителя жили вместе с воспитанниками. В академии преподавали не только богословские, но и свободные науки – западные языки, медицину, физику. В XVIII веке в академии было 9 классов. Читать и писать учились на богослужебных книгах. В нижних классах переход совершался без экзаменов. В высших – по результатам публичных диспутов. Ученики были разных сословий – вместе с князьями Одоевскими и Голицыными учились дети конюха, лакеи и монахи. Из стен академии вышли А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, Д.Н. Бантыш-Каменский, М.В. Ломоносов, Д.И. Виноградов (изобретатель фарфора), митрополит Московский Филарет и многие другие.

После открытия Московского Университета в 1755 году Академия стала высшей богословской школой и готовила только лиц духовного звания. В 1839 году Московскую Духовную семинарию перевели в новое купленное для нее здание усадьбы Остерманов-Толстых на Божедомке (теперь Делегатской улице), а оттуда в 1918 году в Сергиев Посад.

Прямо напротив ворот расположен самый старый братский (учительский) корпус. Два нижних этажа построены в 1686 году, третий этаж и общее оформление фасада сделал архитектор В.Д. Шер в 1886 году. Левее – двухэтажный корпус, построенный в 1720 году архитектором Зарудным. Слева высокое трехэтажное здание, построенное в начале XVIII века (учебный корпус). Здесь на втором этаже проходили публичные диспуты. Здание пострадало от пожара 1812 года, в 1821 году было разобрано и вновь построено.

Там, где теперь закрытый переход от Никольской улицы к метро, располагался монастырский сад. Здесь был монастырский театр, где силами студентов академии разыгрывались пьесы. От улицы монастырь был отгорожен двумя корпусами с лавками. В конце XIX века их сломали и на их месте построили другие в «русском стиле». Левый дом – номер 7 – 1895‑1897 годов построен по проекту архитектора М. Преображенского, а общеее руководство строительством осуществлял архитектор С.У. Соловьев. Правый с колокольней и воротами построен в 1899‑1900 годах архитектором З.И. Ивановым. Колокольня 1900 года повторяла колокольню церкви Успения на Покровке. В этом корпусе до 1917 года находился большой книжный магазин И.Д. Сытина.

В июле 1929 года монастырь был закрыт, крест снят, в каменном киоте вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно, еще раньше разобрана надвратная колокольня. В доме №7 разместилась первая советская телестудия «Радиопередача», откуда транслировались первые экспериментальные телепрограммы. Здесь же была и первая телевизионная студия. В 1991 году тут открылась радиостанция Эхо Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В 2011 году восстановлена колокольня.

moscow_walks

Никольская улица: гламурные бутики vs древние памятники.

История

Название Никольская происходит от монастыря Николы Старого, построенного в 1390 году на Владимирской дороге, на том её участке, где ныне расположена сама улица. Название впервые упоминается в 1547 г. Видимо, бытовало оно и ранее, но чаще улицу называли Сретенкой, так как до постройки стены Китай-города в 1534—1538 годах улица составляла одно целое с нынешними улицами Лубянка и Сретенка (трасса древней Владимирской дороги).
С 1935 по 1990 гг. улица называлась Улицей 25 октября — в память о том, что именно с этой улицы красногвардейцы во время Октябрьских боев обстреляли Кремль и через выбитые снарядами Никольские ворота ворвались в него.

До конца XV века, то есть до создания Красной площади, улица вела непосредственно к Никольским воротам Кремля; затем она стала вливаться в Красную площадь. С противоположного, северо-восточного конца, границу улицы с 1530-х годов образовала стена Китай-города с Никольскими воротами, затем получившими название Владимирских (по построенному в 1694 г. храму иконы Владимирской Божьей матери). В 1708 г., когда Москву готовили к нашествию Карла XII, ворота были заделаны, и перед ними построены бастионы; выезд из Китай-города стал производиться по Проломным воротам, пробитым в стене у Малого Черкасского переулка.

В 1292 году на Владимирской дороге был основан Богоявленский монастырь, о котором до сих пор напоминает название Богоявленского переулка и бывший собор монастыря в этом переулке, у выхода из станции метро «Площадь революции» (1696 год). В 1390 году рядом с Богоявленским монастырем был основан монастырь Николы Старого. По-видимому, первоначально он выходил на Ветошный переулок; в 1836 году И. М. Снегриев, осматривая Казанское подворье, нашел следы этого монастыря (здание XV—XVI века в два этажа, с кельями, темницы для монахов в подклете другого здания и следы церкви). Землю напротив монастыря Иван Грозный отдал греческим монахам под подворье Афонского Введенского монастыря, а 1653 году Алексей Михайлович, в благодарность за привезенный в Москву список с иконы Иверской Божьей Матери, передал Никольский монастырь греческому Афонскому Иверскому монастырю (Никольский монастырь располагался на месте нынешнего владения № 11). Земля же и здания по Ветошному переулку отошли к Казанскому подворью.

В 1563—1564 году рядом с Никольским монастырем был построен Московский Печатный двор, где Иван Фёдоров в 1564 г. отпечатал знаменитый «Апостол». В 1645-46 годах Т. Шарутин и И. Неверов построили каменное здание Печатного двора с башней, на месте которого в 1814 году (после разборки обветшавших зданий) А.Л. Бакаревым и И.Л. Мироновским было возведено современное, в готическом стиле. Вплоть до 1918 года в нем помещалась Синодальная типография, в советские времена — Историко-Архивный Институт. От построек XVII века сохранилась только каменная двухэтажная Правильная (корректорская) палата во дворе (1679).

В 1660 году рядом с Никольским монастырем (владения № 7-9) был построен Спасский монастырь, известный как Заиконоспасский (так как находился за иконными рядами). В 1665 году в нем была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий и в которой учился, в частности, Сильвестр Медведев. В 1680 г. была открыта также школа при Печатном дворе, а в 1687 году они были объединены в Славяно-греко-латинскую академию в Заиконоспасском монастыре; от зданий академии сохранился Братский корпус (общежитие).

В начале улицы, на Пожаре (Красной площади) располагались Верхние торговые ряды, на месте которых в конце XIX века было построено современное здание, первоначально с тем же названием (ныне ГУМ). На Никольскую выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный ряды. Кроме того, на улице у Богоявленского переулка был Иконный ряд — центр иконной торговли в Москве.
На противоположной от торговых рядов стороне улицы, у Воскресенских ворот Китай-города, в XVII веке находился Земский приказ; рядом князем Д.М. Пожарским в память об освобождении Москвы от поляков был построен Казанский собор (при взятии Китай-города, поляков гнали в Кремль по Никольской улице). Собор был снесен в 1930-х годах, снова восстановлен в 1990-х.

В XVII веке улица была застроена дворами знатнейших бояр и, одна из немногих в Москве, замощена досками, набитыми поверх бревен обычной мостовой. Названия Большого и Малого Черкасского переулков напоминают о дворе князей Черкасских (№ 10 по улице), бывшем самым крупным владением на улице в петровскую эпоху. В 1747 году двор перешел к Шереметьевым, родовой дом которых находился рядом с Печатным двором.

В 1808 году дом Шереметьевых перешел к книгопродавцу Глазунову, который открыл там крупнейший в Москве книжный магазин с библиотекой.
В начале XIX века Никольская была центром московской книготорговли: на ней и прилегающей к ней Новой площади было 26 книжных лавок из 31 существовавшей в Москве, и многочисленные лавки букинистов существовали там (у Третьяковского проезда и Китайгородской стены) еще в начале XX века. В конце улицы, находился дом Академии наук с академическим книжным магазином. Начало же улицы преобразилось в 1890-е гг. с постройкой двух крупных торговых центров: Верхних Торговых Рядов (нынешний ГУМ, 1893), а напротив них — Никольских рядов (1900).

Во второй половине XIX века Никольская, как и другие улицы Китай-города, являлась деловым центром Москвы; на ней находились конторы крупнейших российских предпринимателей, а также престижная гостиница с рестораном «Славянский базар» (с 1872, дом № 17; перестроенный дом Шереметьевых 1781 года постройки). При этом Шереметьевы продолжали владеть домом № 10, где в 1860-х годах построили нынешнее здание для сдачи помещений внаем с коммерческими целями — «Шереметьевское подворье» (видимо, сделав это по примеру купцов братьев Чижовых, построивших рядом в 1852 году Чижовское подворье). Бывшие же шереметьевские владения за «Славянским базаром» перешли к Сергею Третьякову, брату П.М. Третьякова и одному из основателей Третьяковской галереи; в 1871 году на этом месте был устроен проезд, названный «Третьяковским», причём в стене Китай-города были устроены сохранившиеся поныне Третьяковские ворота.

На месте бывшего дома Академии наук (№ 21) в 1896 году была выстроена роскошная аптека Карла Феррейна (в советские времена — Аптека № 1, впоследствии — вновь «аптека Феррейн»; архитектор А.Э. Эрихсон).
Следующий дом, у бывших Владимирских ворот (№ 23), в советские времена занимала Военная коллегия Верховного суда СССР. C 1926 по 1948 бессменным руководителем Военной коллегии был армвоенюрист (затем генерал-полковник юстиции) В.В. Ульрих. Во время сталинского террора в его подвалах производились расстрелы.
В 2007 году в подвале Чижовского подворья (дом № 8; в некоторых сообщениях его неправильно называют «Шереметьевским») были найдены 81 человеческий скелет и револьвер «Браунинг» 1903 года выпуска. Предполагается, что это — жертвы репрессий в эпоху Сталина или Гражданской войны; также были выдвинуты предположения, что скелеты относятся к погосту Успенского храма на Чижовском подворье, вокруг которого находилось кладбище до постройки Чижовского подворья (до 1848 года), и не связаны с пистолетом.

Пространство

фото А1

Никольская улица имеет лишь один небольшой изгиб возле Заиконоспасского монастыря, поэтому с её конца открывается хорошая перспектива, которую мы и видим на фото А1. Никольская похожа на некий торговый ряд под открытым небом, до того агрессивно выпячивают коммерческие дома свои рекламные принадлежности.

фото А2

Фото А2 — вид на Никольскую башню от вышеупомянутого изгиба. Густонаселение и столпотворение словно вопиет: а как здесь было встарь, да так оно и осталось! И это хорошо.

фото А3

Фото А3 — вид с той же точки, но в противоположную сторону. Плачевное запустение Чижовского подворья на фоне буржуазно-имперского жирового бешенства.

Здания

фото Б1

Фото Б1 — бывшая аптека Феррейн, дейтствюущий хрустальный бутик. Здание аптеки В.К. Феррейна, построенное в 1894-99 гг. в формах эклектики модерна. По одним данным, проект принадлежал известному архитектору А.Э. Эрихсону, по другим — академику архитектуры И.И. Шапошникову. С 1832 г. по начало XX в. здесь располагалась «Староникольская аптека отца и сына Феррейнов». Ранее здесь была аптека за Никольскими воротами, основанная еще в 1701 г. по льготной грамоте Петра I, указ которого о борьбе с «вредными лекарствами» 1701 г. способствовал развитию частного аптечного дела в России.

фото Б2

Фото Б2 — Историко-архивный институт РГГУ, расположившийся в здании Печатного двора. Бывш. Печатный Двор, организованный в 1563 г. для типографии Ивана Федорова. В XVII в. двор разросся в целый комплекс репрезентативно оформленных зданий, из которых сохранились Правильная и Книгохранительная палаты (1679 г., архитекторы С. Дмитриев, И. Артемьев) во дворе, напротив входа.

Правильная палата куплена кабаком «Кружка» и недоступна для осмотра. Да повыкалывает Гостославская им глазки штыком за это.

После реставрации (1872-75 гг., архитектор Н.А. Артлебен) палаты получили новое крыльцо в формах архитектуры XVII в. В «готическом» фасаде использованы мотивы древних зданий Печатного двора: лев и единорог, помещавшиеся на старых воротах, колонны, увитые виноградной лозой, орнаментальная белокаменная резьба.

фото Б3

Фото Б3 — бывший Николо-Греческий монастырь. Впервые упоминается в 1390 г. С 1669 г. принадлежал Афонскому Иверскому монастырю. Закрыт в нач. 1920-х, собор уничтожен в 1935 г. Сохранившаяся часовня приписана к бывш. Заиконоспасскому монастырю.

фото Б4

Фото Б4 — ГУМъ. Он же — Верхние торговые ряды, построенные в псевдорусском стиле арх. А.Н. Померанцевым в 1889-93 гг.
Царским указом, на объединённые средства гильдии московских купцов начались работы по постройке новых верхних торговых рядов. Среди 23 работ, выставленных на архитектурный конкурс, победил самый смелый проект. Его авторами были архитектор А.Н. Померанцев и инженер В.Г. Шухов, который позже создал знаменитую радиобашню на улице Шаболовка в Москве. Три просторных пассажа «в европейском стиле» из стекла и металла, заключённые в традиционные «древнерусские» стены, стали для России того времени самым прогрессивным явлением. Грандиозная стройка началась в 1890 г. и завершилась через 3 года. Так, в 1893 г., родился будущий ГУМ.
Новые торговые ряды составили славу русского купечества. Торговые ряды уже тогда с полным правом претендовали на принцип универсальности и предлагали покупателям образцовую инфраструктуру: услуги носильщиков, цирюльников, банкиров и почтальонов.
После Октябрьского переворота в исторических интерьерах торговых рядов обосновались подведомственные организации. До начала 1950-х гг. ГУМ оставался правительственным учреждением.
Датой второго рождения торгового дома можно считать 1953 г. В августе этого года советское правительство постановило реконструировать помещение на Красной площади, 3. На ударную стройку были направлены производственные и рабочие силы со всего СССР. В рекордные сроки, уже в ноябре, здесь открылся первый и самый большой в советской России центр торговли — государственный универсальный магазин — ГУМ. «Магазин образцовой торговли» стал Меккой отечественных покупателей, собранием самых дефицитных товаров и символом столицы СССР наравне с Кремлём, мавзолеем Ленина и ВДНХ.
В начале 1990-х гг. в стране изменились экономические реалии. Вместе с ними изменилась и торговая политика ГУМа. Преобладающую часть площади на условиях аренды заняли самостоятельные магазины. ГУМ утратил централизацию, но сохранил принцип универсальности.

фото Б5

Фото Б5 — Собор Казанской Иконы Божьей Матери на Красной площади. Возведен в 1636 году вблизи места, где располагалась сгоревшая Казанская деревянная церковь постройки 1632 г. Придел Аверкия Иерапольского (1637 г.)
Храм-памятник был возведён на вклад князя Дмитрия Пожарского в благодарность Богу за победу над поляками в 1620 году. Утратил древний вид к концу XIX в. Реставрировался в 1925-33 гг. Был закрыт в 1930 году, снесен в 1936 г., фундамент сохранился.
Восстановлен в древних формах с элементами реконструкции в 1990-93 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан, освящен 4 ноября 1993 г. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова.
Одноглавый бесстолпный храм с шатровой колокольней, двумя приделами-пристройками и галереей-папертью.
В советское время на этом месте находился общественный туалет.

фото Б6

Фото Б6 — Собор Спаса Нерукотворного Образа в Заиконоспасском монастыре. Монастырь возник на рубеже XVI-XVII вв. как «Спас на Старом» или «Спас Старый». В 1626 г. построены две церкви: деревянная и главная каменная во имя Спаса. В 1660 г. главный храм монастыря — Спасский собор — перестроен по велению царя Алексея Михайловича князем Ф.Ф. Волконским. В 1701 г. к нижней церкви 1661 г. была пристроена трапезная, к 1710-х гг. получила современный облик верхняя церковь. С запада и севера под папертью было устроено два этажа келий для студентов. Автором перестройки считается И. Зарудный.
Грани крестчатого двусветного четверика (основания) подчеркнуты угловыми лопатками. Выступы креста имеют полуциркульные завершения. Восьмерик высоко поднят и господствует над окружающей застройкой. Переход от четверика к восьмерику оформлен гульбищами с балюстрадами и смотровыми площадками. Венчает здание малый восьмерик с изящной главкой. (Главка поздняя, 1851 г.) Здание характерно для архитектуры петровского времени. Ярусное построение вошло в обычай еще в постройках «нарышкиского барокко». Новые формы подвергаются переработке на основе русского понимания как структуры, так и декора. «Гребни» и «раковины» барокко уступают место более изысканным и строгим ордерным элементам.
В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром. В 1742 г. собор вновь был отстроен в прежнем виде. В 1851 г. собор обновлялся. Верхняя церковь Всех Скорбящих Радости. Колокольня на Никольской — 1900 г.
Был закрыт в 1929 г. В 1992 г. Спасский собор возвращен церкви, имеет статус Патриаршего подворья, возобновлены богослужения. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер). При храме действуют воскресная школа для детей, церковная лавка. Ныне приходской храм. В верхней церкви — новоустроенный приставной престол иконы «Нечаянная Радость».

фото Б7

Фото Б7 — здание со смутной историей, ныне буржуазный центр «Шереметьевский». Этот участок более века принадлежал роду графов Шереметевых. Позже здесь располагалась фабрика «Красная швея – 1902», которая занималась производством мужских и детских сорочек из смесовых и хлопчатобумажных тканей.

Формы

фото В1

Фото В1 — верховья аптеки Феррейн. Благородный гладкий мрамор, текучие скругленные линии. Фасад словно находится в таинственной плавной динамике. К слову, мрамором отделан только фасад на Никольской, с остальных сторон здание кирпичное.

фото В2

Фото В2 — устремленный ввысь бывший ресторан «Славянский базар» — один из престижнейших в Москве в XIX веке. Две мощные колонны по каждую сторону арки переходят, с одной стороны, в навершие фасада, а с другой — в полукружие. Венчает композицию ваза, которая словно вырастает из раздвигающегося второго полукружия. И если дом Московского купеческого банка на Ильинке — цветок распустившийся, то здесь мы видим бутон.

фото В3

Фото В3 — готишненькие элементы Печатного двора, как видите. Неоготики в Москве не так уж мало, вообще говоря.

фото В4

Фото В4 — резные колонны верхнего этажа одного из зданий Заиконоспасского монастыря.

фото В5

Фото В5 — верхушка богатого на историю здания, в котором ныне находится важный проверочный Департамент Минфина. Бывшее Шевалдышевское подворье и доходный дом купца С.И. Алексеева.
В XVII в. здесь находилось владение князей Хворостининых, потом Голицыных. С 1773 по 1886 гг. в доме, выходившем в Ветошный переулок, находился знаменитый кабак «Истерия». Название своё он получил по имени располагавшейся здесь прежде греческой кофейни – евстиастории.
С 1779 г. усадьбой владел некий генерал-поручик Ржевский. Известно, что в 1776-м он надстраивал старые двухэтажные палаты, стоявшие в восточной части участка. Подвалы этих палат, также как и части некоторых других усадебных построек, вошли в состав комплекса, созданного в 1770-х гг. архитектором А.Н. Стратилатовым (по другим данным – Н.И. Финисовым).
Заказчиком стройки был купец С.И. Алексеев, но называется подворье по фамилии купца Т. Шевалдышева, объединившего в 1824 г. несколько старых дворов на углу Никольской и Ветошного переулка и сформировавшего нынешние границы участка.
Существующий комплекс строился прежде всего для оптово-розничной торговли, но были здесь и рестораны, и гостиница. В плане здание представляет собой прямоугольник с тремя поперечными внутренними корпусами – в ту пору подобные дома, позволявшие максимально использовать площадь участка, называли «расчёсткой». Внутренние дворы были обнесены традиционными для Китай-города чугунными галереями, фрагменты которых сохраняются поныне. Изначально предполагалось неосуществлённое перекрытие дворов стеклянными кровлями.
Под всем участком подворья находятся огромные сводчатые подвалы. По слухам, ниже располагаются еще три замурованных яруса, но это вряд ли. Наверняка известно, что по крайней мере под частью этого лабиринта есть второй сводчатый ярус. В юго-восточном углу подвала сохраняются белокаменные фрагменты палат Хворостининых, ориентировочно датируемые концом XVII или началом XVIII вв.
По непроверенной информации, в составе стены первого этажа может также сохраняться кладка древней ограды Богоявленского монастыря. Остальные части подвала достраивались на протяжении всего XIX в. и представляют собой интереснейшую коллекцию разнообразных типов сводов, использовавшихся в русской архитектуре.

Время

фото Г1

Фото Г1 — временная метка на реставрируемых Иверских (Никольских) торговых рядах. Архитекторы — Кекушев да Шуцман.

фото Г2

Постапокалиптический вид на кусок флигеля усадьбы князей Одоевских. Поражает странная перспектива.

фото Г3

Фото Г3 — столь же удручающее зрелище пятого корпуса Славяно-Греко-Латинской Академии. Памятник архитектуры федерального значения.

фото Г4

Фото Г4 — одно из крайне загадочных и запрятанных мест Москвы. Данное здание ниоткуда не видно, к нему практичеки невозможно пробраться, даже зная его местоположение. Это Храм Успеня Пресвятой Богородицы в Чижах. Основан как придел Мироносицкой церкви. Первое каменное здание постройки 1647 г., ныне существующее возведено около 1691 г. в стиле московского («нарышкинского») барокко. Закрыта в 1925 г., богослужения возобновлены в 2000 г. Если кто сможет заснять данный памятник во весь рост и с разных сторон — билет в Братство Мастеров такому умельцу мы гарантируем.

Место в действии

фото Д1

Фото Д1 — одно из зданий Заиконоспасского монастыря, ныне — Российская телевизионная и радиовещательная сеть. Что касается монастыря, то о нем скажем следующее.

Возник в кон. XVI — нач. XVII в. на участке монастыря Николы Старого. Особо известен существовавшей при нем в 1687-1814 Славяно-греко-латинской академией (её здание не сохранилось), являвшейся первым высшим учебным заведением в России (после Отечественной войны 1812 года академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру). Ректор академии являлся одновременно и настоятелем монастыря. После вывода Славяно-греко-латинской академии в монастыре находилось Московское духовное училище. Монастырь закрыт после революции. Богослужения возобновлены в 1992, однако главная достопримечательность бывшего монастыря — собор Спаса Нерукотворного (построен в 1660-61, перестраивался в 1717-20 и 1742) ныне является приходским храмом. При соборе действует воскресная школа. Многие помещения монастыря заняты посторонними организациями (почтамт и др.).

Декор

фото Е1

Фото Е1 — благородная статуя на аптеке Феррейн.

фото Е2

фото Е3

Фото Е2 — зверские сатирические лица на стене ансамбля Третьяковского проезда (о коем поговорим отдельно). Фото Е3 — суровый взгляд со стен оного же здания

фото Е4

Фото Е4 — тот самый декор, полный символов Печатного двора. Обратите внимания на запредельные лицемордия животных. На советское гербушко также. А если кто увеличит оригинал, то взгляните: под советским серпомолотом тянется ряд довольно интересных для людей с богатым воображением фигурок.

фото Е5

Фото Е5 — всё тот же ансамбль Третьяковского проезда, богатый на декор. Чьё это здесь такое рожество — история умалчивает. Будем считать, что это такая же условная декоративная фигура, как и крестьянские головы на Азовско-Донском банке, что на Ильинке.

фото Е6

Фото Е6 — симпатичный готишный шпиль Печатного двора.

Люди

фото Ж1

Фото Ж1 — потоки разночинцев, идущие с площади Революции и обратно.

фото Ж2

Фото Ж2 — массы людей, воспринимающих Никольскуюкак совокупность магазинов.

Метафизика

Никольская улица соединяет Красную и Лубянскую площади. Первая — лицо России, вторая — лицо СССР, причём весьма недоброе.

Никольская улица выходит, с одной стороны, прямо на Никольскую башню и Арсенал Кремля, а с другой — круглое место посреди Лубянки и здание ФСБ. Никольская башня была проездной, её и взрывали, и бомбили. Круглое место изначально вмещало в себя красивый фонтан работы Витали (1835), затем — памятник Дзержинскому, а теперь — просто цветник. Иными словами, то и другое навлекало на себя огонь. Заметьте: Никольская башня страдала в 1812 и 1917 годах от тех, кто крушил российское царское начало, а круглое место на Лубянке — в 1932 и 1991 годах, и это было связано с катаклизмами внутри советского государства.

Что касается Арсенала, то он вмещает казармы Кремлевского полка. Здание ФСБ вмещает соответствующие органы. Кремлевский полк относится к символам России, ФСБ (КГБ) — к символам СССР…

По правую руку от Никольской находится Исторический и Политехнический музей соотвественно. Исторический музей выставляет прошлое России, а Политехнический — главным образом советское технологическое прошлое. Это обстоятельство полностью соласуется с общей семантикой рассматриваемых площадей.

По левую руку мы видим простор Красной площади и Театрального проезда (часть бывшего проспекта Маркса). Отметим, что многополосный простор театрального проезда отражает, опять же, советское государство.

Таким образом, Никольская движется от России к Советскому Союзу. В самом деле: во время Революции большевики шли на кремль по Николькой и даже поломали Никольскую башню снарядами, дабы занять Кремль. Лубянка красным дыханием большевизма опаляет Никольскую улицу.

Исторически в советский период во многих зданиях Никольской размещались разные нехорошие учреждения, в частности, пыточные застенки. Теперь от них осталась только Федеральная Служба Охраны. В те годы знаки Лубянской Империи были таковы, сейчас же они сменились буржуазным империализмом, и даже былые ведомства стоят на страже именно этой Империи. Её давление кричит витринами элитарных бутиков, ресторанов и автомобилей, это красное дыхание опаляет, разлагает неприспособленные памятники архитектуры, отдаёт правильную палату на растерзание кабаку, отдаёт пятый корпус академии на растерзание разрухе, отдаёт на то же растерзание Чижовское подворье. Опричнина побеждает, потому что Кремль — не город, он — замок. Когда Кремль полностью станет музеем, земщина — Красная площадь — отвоюет Никольскую улицу, очистит её от лубянских цепей.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα — «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα — «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии — «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом — Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу — пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи — неплотные, очень прозрачные; главное — в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов — зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений — приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:

  • Как разобраться в изображениях креста?
  • Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

придел в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. Собор украшают уникальные фрески, Промыслом Божиим сохранившиеся в годы разрухи.

История храма

Царь Феодор Алексеевич.

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света.
Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 году, государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии.

Царица Агафья Семеновна

Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 году – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть.

Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 года, выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума».

Святой воин Феодор Стратилат и великомученица Агафья.
Патрональная икона царя Феодора Алексеевича и царицы Агафьи

Храм в советские годы

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями.

Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД

Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские.

С 1960-х до начала 1990-х годов здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

В 1958–1962 годах фасад собора отреставрировали, но состояние фресок оставалось плачевным и верх храма был оставлен бескрестным. К 1990 году на храме и приделе восстановили позолоченные узорные кованые кресты.

Возвращение собора Церкви

В 1991 году чудом сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и действовал как приходской храм. В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

После возрождения обители в соборе аккуратно сняли краску со стен, очистили и отреставрировали уникальные фрески, и сейчас братия и прихожане храма могут любоваться их красотой.

Новые приделы собора

Звонница Московского
Сретенского монастыряВ 2000 году к собору пристроили северный придел преподобной Марии Египетской, освященный в 2009 году.

В нижнем этаже храма была устроена крипта – по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме – в честь Воскресения Христова с приделом Ангела, освященные в 2008 году.

В этом же году к Сретенскому собору была пристроена галерея со звонницей.

Иконы собора

Владимирская икона Божией Матери —
благословение обители от
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)В соборе есть старинные иконы. Многие из них были переданы сюда из Псково-Печерского монастыря по благословению великого молитвенника, старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина), духовного отца бывшего наместника нашей обители Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского.

Из этих старинных икон в первую очередь нужно отметить те, что находятся на столпах. Среди них можно увидеть уникальную икону Преображения Господня, которая была написана в XV веке. Старец Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождение Сретенской обители своей келейной Владимирской иконой Божией Матери, которую мы очень почитаем.

Иконостас

Иконостас центрального храма – большой, пятиярусный, содержит пять рядов икон: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий.

Верхний, пятый ярус иконостаса – праотеческий: здесь изображены древние праведники, называемые праотцами. В центре этого ряда располагается икона Троицы. Именно в этом виде – как три ангела – Господь явился некогда праотцу Аврааму.

Иконостас придела в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Далее следует пророческий ряд. Пророки – это святые ветхозаветных времен, которым открыта была воля Божия. Главная тема пророческой проповеди – пришествие на землю Спасителя мира – Иисуса Христа. Именно поэтому в центре ряда мы видим икону Богородицы. Эта икона называется «Знамение» и изображает Богородицу с Младенцем Христом во чреве. Икона показывает исполнение предсказания пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14) – и Он спасет народ Свой от грехов их.

Далее следует праздничный ряд. Обычно он содержит иконы двунадесятых, то есть двенадцати самых важных, христианских праздников. Но бывает, что икон в этом ряду больше, как в нашем иконостасе. В таком случае в праздничный ряд добавляются иконы, посвященные и другим событиям евангельской истории.

Следующий ряд называется деисусным, это главный ряд иконостаса. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Подобное изображение часто располагается и в алтаре за Престолом. Эта икона напоминает нам, что на богослужении мы собираемся вокруг Христа. Хотя обычно мы видим служащего в храме священника, но Предстоятелем на нашем богослужении и его Совершителем невидимо является Сам Спаситель, а мы все собраны вокруг Него.

Справа и слева от образа Христа мы видим святых, обращенных к Нему в молитвенном предстоянии. Они молятся за нас и вместе с нами. Слева – икона Богородицы, а справа – Иоанна Крестителя. Далее иконы архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла и других святых.

Царские врата

Владимирская икона Божией Матери
в иконостасе

Самый нижний ряд иконостаса называется местным. По центру его расположены царские врата. Через них позволяется проходить только священнослужителям во время определенных моментов службы. А в остальное время используют другие врата, которые расположены по краям иконостаса, они называются диаконскими. Царские врата именуются так потому, что во время Литургии через эти врата проносят Чашу с Причастием, где невидимо присутствует Сам Господь.

На царских вратах традиционно изображается Благовещение: мы видим, как архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о рождении Спасителя. Это изображение располагается на вратах, поскольку в день Благовещения Пресвятая Богородица зачала от Духа Святого будущего Спасителя мира – Господа Иисуса Христа. Именно в этот день началось новое время – время Нового Завета, когда людям открылось Царствие Божие.

Также на царских вратах часто изображают четырех апостолов-евангелистов.

Главная святыня – Владимирская икона Божией Матери

Справа от царских врат помещается икона Спасителя, а слева – икона Богородицы. Икона, следующая после образа Спасителя, обычно изображает праздник или святого, в честь которого был назван и освящен храм. В нашем соборе это Владимирская икона Божией Матери.

УКРАШЕНИЕ ХРАМА
видеооткрытка