Церковь спаса на бору

Собор Спаса на Бору

Православный собор
Собор Спаса Преображения на Бору
Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (1882)
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Собор
Дата основания 1330 год
Дата упразднения 1933 год
Состояние уничтожен

Координаты: 55°45′00″ с. ш. 37°36′56″ в. д. / 55.75° с. ш. 37.615556° в. д. (G) (O) (Я)

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.

Деревянный храм

Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал».

В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.

Собор Ивана Калиты

10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре.

Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи.

Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

Второй храм

Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…

В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год.

Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.

С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.

Третий храм

Теремной дворец и Спас-на-Бору. Ведута Джакомо Кваренги (1797).

В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника.

Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.

Снос

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются.

Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Археологические раскопки

Осенью 1997 года во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 года постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два поврежденных захоронения XIV века, принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря. Кроме этого было обнаружено компактное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте древнего монастырского кладбища. Останки подверглись длительному археологическому и историческому исследованию, а затем были перезахоронены. Историческое исследование легло в основу книги: «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля».

  • На гравюре XVIII века
  • На акварели Ф. Я. Алексеева
  • С эскиза М. Ф. Казакова

См. также

  • Московский Кремль
  • Новоспасский монастырь

Примечания

  1. 1 2 Отечественные записки. Том 8
  2. 1 2 Заграевский С. В. Реестр белокаменных зданий Древней Руси.
  3. Заграевский С. В. Глава 1: Эпоха Дмитрия Донского // Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. — М., 2003.
  4. Архимандрития // Православная энциклопедия
  5. Заграевский С. В. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. — М., 2008.
  6. 1 2 3 Звонницы церкви Спаса на Бору // Zvon.ru
  7. Матвей Фёдорович Казаков на сайте «Великие русские архитекторы»
  8. Кремль, который мы потеряли (рус.). Комсомольская правда (13 февраля 2007). Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012. Проверено 13 января 2010.
  9. Ю. Б. Борев. Краткий курс истории XX века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах по чужим воспоминаниям, легендах, преданиях и т.д. Москва, 1995. Стр. 109.
  10. Панова Т.Д. Отчёт об археологических исследованиях на территории Московского Кремля в 1997 году. — М., 1998.
  11. Клюев В.Б., протоиерей, Панова Т.Д. Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля. — М.: Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2006. — 128 с. — ISBN 5-94625-179-1

Литература

Московский Кремль
Административные здания
и музеи
Большой Кремлёвский дворец | Грановитая палата | Теремной дворец | Потешный дворец | Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов | Государственный Кремлёвский дворец | Сенатский дворец | Старое здание Оружейной палаты† | Арсенал (Цейхгауз) | Оружейная палата | Алмазный фонд | 14-й корпус | Золотая царицына палата | Малый Николаевский дворец†
Памятники Царь-колокол | Царь-пушка | Памятник Александру II† | Памятник великому князю Сергею Александровичу≠± | Памятник В. И. Ленину±
Площади и сады Большой Кремлёвский сквер | Соборная площадь | Ивановская площадь | Тайницкий сад | Сенатская площадь
Соборы и монастыри Успенский собор | Архангельский собор | Благовещенский собор | Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов | Церковь Ризоположения | Верхоспасский собор и теремные церкви | Собор Спаса на Бору† | Чудов монастырь† | Вознесенский монастырь† | Колокольня Ивана Великого | Церковь Рождества Богородицы на Сенях | Церковь святых Константина и Елены† | Церковь Благовещения на Житном дворе† | Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору†
Достопримечательности Стены Московского Кремля | Башни Московского Кремля | Гербовые ворота† | Некрополь у Кремлёвской стены | Кремлёвские звёзды | Кремлёвские часы
Примечания: † — до наших дней не сохранился * ≠ — был разрушен и воссоздан вновь * ± — перенесён в другое место

Обучение древней науке Спас в городе Москва. 2020-03-20

В г. Москве занятия проводятся регулярно.

Для записи в ближайшую группу заполните заявку.

Спас — древняя наука об энергетической подготовке человека к задачам жизни мирной и экстремальной. Благодаря А.М. Скульскому (родовому хранителю знаний) она дошла до наших дней.

Наука эта применялась не только для выживания на поле битвы, но и в повседневной жизни. Она направлена на решение задач связанных со здоровьем, накоплением энергетической силы, предвидением ситуаций и влиянием на жизненные события.

По сему Спас отлично подходит и для нужд современного человека. Как людям обычным, так и тем, чьи профессии связаны с риском для жизни или здоровья. Всем для кого важны: скорость реакции, умение различить воздействия, психическая выносливость, эзотерическая защита. Всё это даёт освоение трёх ступеней Спаса.

Обучает: Эрик Волк (Спасом занимается с 1999 г., преподаванием с 2015 г.)

Обучение конечно и не длится годами. Перерыв между ступенями рекомендуется не менее 1,5 месяца. Прошедшие все три ступени далее в опёке не нуждаются. Все необходимые преобразования по Спасу будут завершены.

Передача идёт полностью, каждый возьмёт сколько сможет. И сможет пустить далее по своему роду.

Программа обучения:

Правила обучения:

Не принимаются на обучение:

— беременные на любом сроке беременности;

— люди с психическими заболеваниями или неустойчивой психикой;

— при возрасте моложе 27 лет необходимо дополнительное согласование.

Мы оставляем за собой право отказывать в обучении любому без объяснения причин на любом этапе обучения.

Обучение Спасу даёт определённую личностную трансформацию. Если у вас есть семья, то обучаться лучше вдвоём. Поэтому для семейных пар скидка 10%.

Длительность обучения в г. Москва:

1 ступень — 3 дня (5 занятий)

2 ступень — 2 или 4 дня (4 занятия)

3 ступень — 2 дня (корректируется индивидуально)

Записаться можно, заполнив форму

Пожалуйста, не забывайте указывать в анкете город проживания Москва

Расписание ближайших занятий

1 ступень

  • 20.03.2020, с 19:00 до 21:00
  • 21.03.2020, с 11:00 до 18:00
  • 22.03.2020, с 11:00 до 18:00

Адрес проведения: Центр «Шамбала», ул. Марксистская, д. 9. (м.Пролетарская/м.Крестьянская застава)

2 ступень

1382

Пожар от набега Тохтамыша. Убиты монахи и Спасский архимандрит Симеон. Вскоре Дмитрий Донской восстанавливает монастырь, завещая потомкам каждый год на Спасов день выделять обители 15 рублей.

1378

Дмитрий Донской назначает архимандрита Спасского монастыря, своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя московским митрополитом. История такая…

После смерти митрополита Алексия, святителя московского, встал вопрос о его приемнике. Константинопольский патриархат назначил главой Русской церкви митрополита Киприана, преподобный Сергий Радонежский отказался от сана и рекомендовал суздальского епископа Дионисия, а сам Дмитрий Донской, вопреки возражениям, назначил митрополитом Михаила-Митяя, который еще недавно был мирянином и не прошел длительного послушания.

Митрополит Михаил вынужден был отправиться в Константинополь для официального утверждения своего сана. Епископ Дионисий решил опередить его, но был взят под стражу великим князем. Тогда он пообещал никуда не ехать, если его освободят, и за него поручился Сергий Радонежский. Однако непоседливый Дионисий подвел преподобного: как вышел на волю, так сразу сел и поехал.

Но вышло так, что митрополит Михаил в дороге погиб:

Иніи глаголаху о Митяй, яко задушиша его, иніи же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людіе не хотяху Митяя видети въ митрополитехъ; но единъ князь великій хотяше.

Никоновская летопись

После этого начинается полный бардак. Свита усопшего митрополита Михаила в ходе ожесточенных дебатов прямо на корабле выбирает из своей среды митрополита Пимена. Составляются фальшивые грамоты для константинопольского патриарха, который, однако, действительно утверждает в сане Пимена, а Киприана назначает митрополитом Литвы и Малороссии.

Дмитрий Донской критически отнесся к такому повороту событий. На подъезде к Коломне митрополит Пимен был арестован и сослан в Чухлому. В течение года обязанности главы Русской церкви исполняет Киприан, хотя константинопольский патриарх бомбардирует великого князя письмами в поддержку Пимена.

В итоге Дмитрий Донской ссорится с Киприаном, возвращает Пимена, однако быстро заменяет его на Дионисия. Патриарх по просьбе князя утверждает Дионисия, а Пимена судят церковным судом и лишают сана, что не мешает ему еще несколько лет в явочном порядке пользоваться митрополичьими привилегиями. Когда Дмитрий Донской прознал об этом, Пимен тайно поехал в Константинополь, однако на Черном море его захватывают разгневанные кредиторы. С трудом откупившись от них, Пимен освобождается и в итоге умирает в Халкидоне.

О дальнейшем ходе интриг мы расскажем как-нибудь отдельно в нашем паблике, а не в статье о церкви Спаса на Бору.

1375

Дмитрий Донской назначает архимандритом Спасского монастыря своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя.

1374

Иоанн II Непейца, архимандрит Спасского монастыря, отходит на безмолвие.

1365

Горит Москва, в том числе Спасский монастырь в Занеглименье. Монахов из него переводят в кремлевский Спасский монастырь, который становится с этого времени мужским. А старых его монахинь переводят в Алексеевский монастырь близ дворцового села Семчинского.

1364

Погребение княгини Александры Ивановны, вдовы Ивана Красного.

1353

Симеон Гордый принимает постриг перед смертью. В том же году Спасским архимандритом становится Иоанн II.

1350

Симеон Гордый пристраивает притвор к собору Спаса на Бору.

1346

Спасским архимандритом становится некий Петр.

1345

Иконописец Гайтан и его команда расписывают собор Спаса на Бору. Погребение великой княгини Анастасии Гедиминовны, первой жены Симеона Гордого, дочери великого князя литовского. А умерла она от чумы.

1340

Иван Калита принимает постриг в Спасском монастыре.

1331

Погребение великой княгини Елены, жены Ивана Калиты.

1330

Иван Калита закладывает на своем дворе каменную церковь Спаса Преображения (второй каменный храм Москвы после Успенского собора). Храм освящает митрополит Феогност. Существует предание, что монастырь у церкви Спаса появляется именно в этом время: мол, Иван Калита перевел в Кремль Даниловскую архимандрию, основанную его отцом, князем Даниилом Александровичем, в 4 верстах от кремля при церкви св. Даниила. Даниловский монастырь в действительности остался на прежнем месте, другое дело, что его имущество перешло под управление Спасской архимандрии, так что старая Даниловская обитель приходила постепенно в упадок и воспряла только при Иване Грозном.

Так или иначе, при строительстве каменного храма Иван Калита назначил в Спасский монастырь нового архимандрита — «мужа сановитаго и словеснаго и любомудраго сказателя книгамъ, и учительнаго божественныхъ писаній», а звали его Иоанн. Великие князья с этого времени и впредь наделяют Спасский монастырь вкладами, имениями и льготами.

По мнению Ивана Забелина, назначение такого интеллигентного архимандрита свидетельствовало об интеллигентности самого Ивана Калиты.

1319

В Спасский монастырь переносят тело великого князя Михаила Тверского, погибшего в Орде. По истечении 10 месяцев мощи увозят в Тверь. Это первое упоминание Спасского (или Спасопреображенского) монастыря, и на тот момент он был женским.

А история с Михаилом Тверским такая. Его племянник, московский князь Юрий Данилович, обвинил дядю в гибели своей жены Кончаки-Агафьи, сестры ордынского хана Узбека. Это он сделал из зависти, чтобы отобрать не полагающийся ему по закону ярлык на великое княжение. Михаила и Юрия вызвали в Орду, где Михаил Тверской умер под пытками. Ему предлагали сбежать, но он отказался, чтобы не подставлять свой народ.

Юрий же получил ярлык, захватил Можайск и Коломну, однако в итоге был убит в Орде сыном князя Михаила, Дмитрием Грозные Очи, которого самого казнили потом за самоуправство. Временное пребывание останков Михаила Тверского в Спасском монастыре на дворе его убийцы Юрия Даниловича — это, пожалуй, довольно циничный ход.

Собор Спаса на Бору

Собор Спаса на Бору

Страна:

Россия

Местоположение:

Москва

Конфессия:

Православие

Епархия:

Московская

Упразднён: Основание: Состояние:

уничтожен

Координаты: 55°45′00″ с. ш. 37°36′56″ в. д. / 55.75000° с. ш. 37.61556° в. д. (G) (O) (Я)

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.

Снесён 1 мая 1933 года.

Предыстория

Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал».

В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.

10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлёвский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре.

Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи в Спасском монастыре.

Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах…

В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год.

Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.

С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.

История

Теремной дворец и Спас-на-Бору. Ведута Джакомо Кваренги (1797).

В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника.

Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.

  • На гравюре XVIII века
  • На акварели Ф. Я. Алексеева
  • С эскиза М. Ф. Казакова

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются.

Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Рисунок Солнцева — Нарамник, пояс кожаный и глиняная чашечка, найденные в гробе в церкви Спаса на Бору в Москве

Фёдор Солнцев в своих «Древностях…» пишет: «…открыты в 1836 г. при переделке стенок под каменным помостом два каменных гроба, покрытых такой же плитой; один у южной, другой у северной стены от входа. В первом найдено ещё не истлевшее тело в широком шелковом платье с широкими рукавами, палевого цвета; голова его, сохранившая кожу и волосы, покрыты шелковым убрусом. В ногах у него лежала берцовая кость и чашечка глиняная, муравленая. В другом гробе открыт полуистлевший остов, судя по краткости бедренных костей и тазовому выгибу позвоночного столба, женский. Кости сохранили свое естественное положение до того, что руки остались сложенными, только голова, отделившаяся от туловища, лежала поодаль, вероятно оттого, что истлело изголовье, на коем она покоилась. На груди у него был кожаный параманд с ремешками; чресла его обнимал такой же пояс. В ногах лежала глиняная чашечка, как и у другого, муравленая, и остатки кожаных сандалий». Он приводит рисунки этих находок.

Осенью 1997 года во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 года постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два повреждённых захоронения XIV века, принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря. Кроме этого было обнаружено компактное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте древнего монастырского кладбища. Останки подверглись длительному археологическому и историческому исследованию, а затем были перезахоронены. Историческое исследование легло в основу книги «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля».

Захоронения

По словам Солнцева: «К сожалению, на самих гробах и на утварях нет имен, которые могли бы для нас разоблачить тайну могилы. Древние синодики, куда вносились для поминовения имена погребенных здесь, истлели в пожарах. Одни безгласные кости, одни безымянные знаки их сана не скажут нам, кому и когда они принадлежали. Но, к счастью, летописи сохранили нам имена великих князей и княгинь, погребенных в притворе этого храма. В 1393 г. здесь положен юный сын великого князя Дмитрия Донского Иоанн, в иночестве Иоасаф, подле гроба бабы своей, княгини Александры Княжь Ивановны, вдовы великого князя Иоанна Иоанновича, скончавшейся в 1364 г. Здесь гробы великой княгини, инокини Елены, умершей в 1332 г., первой супруги великого князя Симеона Гордого, Марии, и второй его супруги, Анастасии Литовской, умершей в 1345 г. Великая княгиня Мария, разведенная с супругом своим, приняв ангельский образ с именем Феотинии, пребывала в этом монастыре до блаженной кончины своей, которая постигла её спустя 46 лет после супруга её. Тело её положено в монастыре у Спаса на Москве 31 марта 1399 г., но в 1473 г., вероятно, при возобновлении церкви „обретена в теле неврежена ни чем, только ряса истлела“6. Великий князь Иоанн III, призвав благочестивую игуменью Алексеевскую Улиану, повелел ей облечь мощи прабабки его „во все новые ризы монашеские“».

  • Московский Кремль
  • Новоспасский монастырь

Москва. Кремль. Собор Спаса Преображения, что на Бору.

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.

Деревянный храм

Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал».
В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.

Собор Ивана Калиты

10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре. Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи. Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

Второй храм

В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год. Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.

С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.

Третий храм

В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника. Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П.Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются. Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Осенью 1997 г. во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 г. постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два поврежденных захоронения XIV в., принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря.
Кроме этого было обнаружено компактное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте древнего монастырского кладбища. Останки подверглись длительному археологическому и историческому исследованию, а затем были перезахоронены. Историческое исследование легло в основу книги: «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля».

Собор Спаса на Бору. (1 фото)

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагался в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал». В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского. В 1933 году был снесён, его старинные колокола поступили в фонды Московского Кремля. Осенью 1997 года во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 года постройки, собора Ивана Калиты.