Церковная десятина

Церковная десятина

Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/29 марта 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 29 марта 2012.

Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Основная статья: Маасер

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

> Литература

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14, С. 450—452.
  • Десятина, род повинности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Церковная десятина на Викискладе

В Викисловаре есть статья «десятина»

Десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения). Запрос «Церковная десятина» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Десяти́на (др.-евр. מַעְשַׂר; др.-греч. δεκάτη; лат. decima) — десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17, 18; 14:22, 23).

Основная статья: Маасер

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами для удобства в пути и на месте купить замену десятины, чтобы натурой нести в храм..

-Ма‘асер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер, в пользу кохенов (потомки Аарона).

-Ма‘асер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

-Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

-Ма‘асар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

-Ма‘асар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 ноября 2016 года.

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не со всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньше).

И по том летом минувшим, создах церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, ис торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е всякаго стада и всякаго живота чюднои матери Божии и чудному Спасу. Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных Не ранее 995 г.

Позднее десятинами стали называть церковно-административные округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями).

Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах, назывались десятильниками. В их обязанности входил, в том числе, сбор средств с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появились десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Десятина в Османской империи

После турецкого завоевания Болгарского царства, на территории Болгарии турецкими властями была введена феодальная рента в пользу турецких феодалов («ушр»), которая представляла собой отчисление крестьянским хозяйством в пользу феодала 10 % произведённого продукта в натуральном выражении. После победы в национально-освободительной войне 1877—1878 гг. повинность была отменена.

Примечания

  1. Быт. 14:17–20
  2. Чис. 18:21–32
  3. Втор. 14:24–26
  4. Любович Н. «История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии» — Варшава, 1883.
  5. Этапы формирования системы церковных приходов на правобережье Южного Средневолжья в 80-е годы XVI-начале XVIII века. КиберЛенинка. Дата обращения 16 сентября 2017.
  6. Болгария // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 3. М., «Советская энциклопедия», 1970. стр.475-499
  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago, Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X—XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)
  • Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14, С. 450—452.
  • Десятина, род повинности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В Викисловаре есть статья «десятина»

Надо ли жертвовать на храм?

Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может. Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку. Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.

Зачем нужна жертва на храм

Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.

На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.

И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства. Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но все же этого часто бывает мало.

Куда на самом деле идут деньги с тарелки

В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.

В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.

О налоге с прихода

Например, если продано в этом месяце свечей меньше, чем обычно, размер налога остается прежним. В среднем приход обязан выплачивать в епархию около 200 тысяч в год. Он идет на строительство храмов, реставрацию монастырей, содержание семинарий и академий и т.д.

Но как быть настоятелям бедных маленьких приходов, где из прихожан всего десять бабушек. Неужели отбирать у них всю пенсию? Это вопрос, насущный для многих сельских батюшек. Многие из них отдают в епархию свои детские пособия, ведь семьи батюшек часто многодетные.

Но если бы каждый прихожанин положил в эту тарелочку хотя бы десять рублей, то общая сумма уже выглядела бы утешительней.

Конечно же, не стоит даже сомневаться, что эти пожертвования не идут на строительство жилья для священника или на автомобиль. Допустим, что иногда это бывает и так. Многие священники не имеют собственного жилья на приходе и добираются издалека на общественном транспорте. Почему бы нам, обеспеченным христианам, не помочь им? Размер пожертвований, конечно, должен быть разумным, чтобы и свою семью не оставить без пропитания. Но на такое мало кто способен в настоящее время.

В конечно итоге, каждый из нас делает свой выбор.

О всех экономических вопросах касаемо храмов

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Как на храм пожертвовали хлам — и как отреагировал священник

Один мой друг-священник, у которого уже внуки в храме деду-настоятелю в алтаре помогают, рассказал мне историю. В прошлом профессиональный строитель, в своей епархии он возвел больше пятнадцати храмов. И вот как-то раз достраивал он очередную церковь. Там уже шла внутренняя отделка и нужно было купить три новых уличных двери, и вдруг, как это нередко бывает, все деньги у батюшки закончились.

Он помолился Богородице и поехал к одному знакомому бизнесмену, у которого была фирма, торгующая дверями. Тот сказал, что строить храм – это дело Божье, и он обязательно поможет. На всякий случай опытный в таких делах батюшка уточнил, что двери нужны не какие-нибудь, а уличные, потому как зимой у них морозы не шуточные.

Через какое-то время двери действительно привезли прямо на стройплощадку возле храма. Но когда коробки распечатали, оказалось, что они были самого отвратительного качества, как сказал батюшка, «буквально из бумаги, пальцем проткнуть можно!» Когда одна случайно упала на землю, то от удара помялась. Естественно, никуда их ставить не стали, купили другие.

Я слушал, качал головой, негодовал, спрашиваю: «Надеюсь, вы вернули их этому человеку, который живет по принципу «бери Боже, что мне негоже»? Священник рассмеялся. «Я, — говорит, — так и хотел поначалу поступить. А потом вспомнил историю из патерика про скупого богача, который шел по рынку, нагруженный покупками. За ним увязался нищий и стал громко просить, чтобы тот что-нибудь ему дал, но богач делал вид, что не слышит. А когда ему стало невмоготу слушать попрошайку, богач развернулся и кинул в него хлебом. Он не собирался его кормить, у него просто были заняты руки, и вместо камня богач кинул в нищего хлеб. Спустя какое-то время богач заболел и в беспамятстве увидел, как демон и ангел судились за его душу. Брошенный в нищего хлеб оказался единственным добрым делом, которое он совершил. Но когда ангел положил этот хлеб на весы, он перевесил все злые дела богача. Когда тот пришел в себя, увиденное так его поразило, что после этого он переменился, стал помогать бедным и умер в мире с Богом и людьми. И я подумал: «Кто я такой, чтобы этого человека судить? Может, эти худые двери, пожертвованные на храм, для него – самое доброе, что он в своей жизни сделал? Бог ему судья! Я ему позвонил и поблагодарил, хотя он прекрасно понимал, что подсунул нам хлам. А спустя какое-то время он пришел к нам в храм, чтобы крестить своего внука. Сейчас их семья ходят к нам на все праздники, молятся, случается, и людям помогают». Такая вот история.

Ланин Б.Е. (ред.) Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир

М.: Прогресс, 1992. — 408 с.
Общ. ред. и вступ. статья Ланина Б.Е.

ISBN 3-406-313-116
Книга представляет собой краткую популярную историю налогообложения. Ею охватывается огромный исторический период времени — от Древнего Египта до современной ФРГ. Авторы не ставили перед собой задачи создать историю техники налогообложения. Напротив, они описывали развитие этой отрасли финансов лишь в той степени, в какой она оказывала воздействие на социальную, политическую, военную и религиозную историю народов. Общий тон работы в отношении налогов достаточно критичен. В книге собран большой и интересный фактический материал, позволяющий читателю познакомиться с многочисленными и порой малоизвестными эпизодами из истории налогообложения. В подавляющем большинстве очерков читатель встретится с весьма яркой популяризацией исторических фактов, с публицистически образной манерой их рассмотрения.Ланин Б.Е.

Этот многоликий налоговый мир (Вступительная статья)
Уве Шультц.
Синайский завет и обман налоговых органов во Фридрихсу
Карл Хойзер
Жертва и налог. От античности до современности
Кристиан Майер
Как афиняне финансировали свои общественные структуры.
Первые шаги налоговой политики в античной Греции
Дитвулъф Баатц
«Итак, отдавайте кесарево кесарю». Налоги в Римской империи
Клаус Брингман
Налоги и иноземное господство. Иудея во времена Христа
Петер Шрашер
Централизованная власть и налоговый ад. Налоговое бремя в Византийской империи.
Элъзбет Орт
О королевской казне и земельном кадастре. Развитие налогов во Франкском государстве
Ханнес Мёринг
Деньги для борьбы с неверными. Финансирование крестовых походов и налоги на духовенство
Ахатц фон Мюллер
Между задолженностью и налоговыми бунтами. Средневековый город на примере Флоренции и Кёльна
Барбара Сухи
От «золотого жертвенного пфеннига» к «поимущественному налогу на евреев». Тысяча лет налогов на евреев
Петер Морав
«Всеобщий пфеннинг». Новые налоги и единство империи в XV—XVI веках
Петер Бликле
«Касательно налогов. Наше желание — уменьшить их». Значение налогообложения для Крестьянской войны 1525 г.
Йоханнес Куниш
Валленштейн как военный предприниматель. На пути к абсолютистскому налоговому государству
Юрген Райнер Вольф
«.Об утверждении богоугодного равенства на вечные времена.». Налоговые реформы в век абсолютизма и Просвещения
Михаэль Штюрмер
Голодная казна — слабое государство. Европейский Ancien Regime
Петер-Кристиан Витт
«Патриотический дар» и «Спекуляция на хлебе». Свод финансово-правовых постановлений и политическая система Германской империи (1871-1914)
Карл-Людвиг Хольтфрерих
Вооружения, репарации и социальное государство. Модернизация налоговой системы в период первой мировой войны и великой инфляции
Хаген Шульце
Совсем не Золотые двадцатые. Налоговая политика в период между началом инфляции и экономическим кризисом (1913—1932)
Карл М. Хеттлаге
Согласованные действия Федерального правительства и правительств земель. Свод финансово-правовых постановлений Основного закона ФРГ
Фриц Ноймарк
Победное шествие подоходного налога. Возникновение и развитие прямого налогообложения
Гюнтер Шмёльдерс
Бороды и свадьбы, окна и меха — налогам конца не видно. Курьезные случаи из истории налогообложения
Хансйорг Хэфеле
Границы налогообложения. Размышления финансового политика
Именной указатель
Предметный указатель

Рецензии на произведение «Все начиналось с десятины 1992, Munchen, 1956»

Рецензия на «Все начиналось с десятины 1992, Munchen, 1956» (Стив Бердник)
Спасибо за публикацию. Безусловно, интересный материал. Хотя авторы, уделяя главное внимание налогам, меньше внимания уделяют «вспомогательному тексту», так что туда вкрадываются ошибки, да и вообще при изложении исторических событий акценты часто неверно расставлены.
Прежде всего, любая система социальных благ в принципе не может быть справедливой и не делает общество более справедливым. Под категорию получателей социальных благ подпадают не все несчастные люди, а только часть их. А налоги платят все. Поэтому положение той части несчастных людей, которые не попадают в категорию получающих социальные блага, но платящих налоги на содержание людей, терпящих меньшие беды, резко ухудшается, и чем более развита социальная система, т.е. чем больше налогов платит каждый гражданин, тем хуже становится положение тех несчастных людей, которые социальными благами не пользуются. Например, ныне почти все государства помогают многодетным семьям, но ни одно государство не оплачивает лечение бесплодия, которое дорого стоит. Если нет помощи многодетным семьям и нет налога на эту помощь, у бесплодной женщины остаются деньги на лечение и она обретает радость материнства. Помощь многодетным семьям лишает ее средств на лечение и она остается бездетной. Другой пример. В России бесплатное здравоохранение и все должны платить налоги на содержание этой системы. Однако многие из этих денег уходят не на лечение, а на бюрократические нужды – просто на оформление бюллетеней из-за гриппа, т.е. сугубо бюрократическую деятельность, не приносящую никакой фактической пользы. Поэтому налоги высоки. Если у человека болезнь, которую не умеют лечить в России, но умеют лечить во Франции и в Германии, то при отсутствии налогообложения на содержание системы здравоохранения эти больные люди могли бы вылечиться в Германии или Франции. Однако из-за выплаты налогов на содержание системы здравоохранения в России у этих людей не остается денег на лечение за границей, так что они остаются калеками или умирают. И таких ситуаций можно привести много. Эта принципиальная несправедливость системы социального обеспечения фиксируется американскими социологами, которые называют излишнее, несправедливое налоговое бремя, спровоцированное системой социальной помощи, термином overburden. Американские социологи пишут, что у них нет никакого рецепта, как бороться с этим злом – нынешняя социологическая наука ответа на этот вопрос не знает.
***
Что до эксплуатации и грабежа аристократами населения, то это тоже обман. В Средние века аристократы красивей одевались и лучше питались, чем крестьяне, но меньше жили. Есть смысл почитать средневековые хроники сражений, хотя бы крестовых походов – в каком возрасте умирали аристократы, в том числе герцоги и графы! Сплошь и рядом в возрасте двадцать с небольшим. Аристократы, герцоги и графы, брали с собой в походы своих сыновей-подростков, которым часто было 10-11 лет. Жизнь этих подростков в походах была ничуть не лучше жизни крестьянских детей. Аристократы были военнообязанными и значительную часть времени проводили в походе, в голоде и холоде, т.е. жили в этот период гораздо хуже крестьян. Наши учебники изображают мирную жизнь аристократов как сплошное развлечение, например, в виде охоты на вепрей. Проблема в том, что до появления огнестрельного оружия эта охота нередко заканчивалась победой вепря и смертью охотника, она была связана с риском для жизни. Аристократы рисковали жизнью гораздо больше, чем крестьяне, поэтому, естественно, они должны были иметь какие-то привилегии как плату за риск.
Неверно описаны многие моменты из жизни Рима. Сенат никогда, ни во времена республики, ни в имперскую эпоху не был совещательным органом консулов. Он во все времена издавал постановления, обязательные для исполнения. Он всегда считался верховным органом правления, а римская империя всегда официально имела статус республики. Император имел полномочия, похожие на полномочия президентов в президентских республиках, но он никогда не имел всех полномочий. Что до Октавиана Августа, то он был принцепсом, т.е. он имел право первым открывать в сенате обсуждение любого вопроса и останавливать прения, т.е. он мог по своему усмотрению вносить законопроекты и предложения по использованию средств из казны. Однако он не распоряжался казной, так что расходы на его предложения должен быть утверждать сенат, Октавиан Август сам не мог взять денег из казны и использовать их по своему усмотрению. Поэтому власть его не была безграничной. В дальнейшем чаще всего было одновременно два императора, а не один – просто историки указывают имя того императора, который был активнее и имел больше влияния.
История налогообложения евреев тоже изложена неверно. Главная особенность тут состоит в том, что их деятельность отличалась от деятельности остальных граждан, ибо евреи в Средние века занимались, главным образом, ростовщичеством. Были неоднократные попытки прикрепить евреев к земле и сделать их крестьянами. В частности, такие попытки делал Лютер. Все эти попытки провалились. Естественно, что ростовщики должны облагаться налогом по другой ставке, чем крестьяне. И в наше время банки облагаются другими налогами, чем крестьяне.
Я не могу перечислить всех несоответствий в этой книге, поэтому я советую относиться к ней критически, т.е. нужно принимать излагаемый материал к сведению, но проверять его перед тем, как ему верить.
Ольга Славянка 21.08.2013 12:17 • Заявить о нарушении