Церковная иерархия в средневековье

Социальные изменения: сущность, понятия, теории

В языке социологов для обозначения временных единиц, периодов, идентичности общества применяются разные понятия: изменение, событие, развитие, трансформация, модификация, преобразование, перемена. Чаще всего применяют термин «социальные изменения» (О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Ш. Айзенштадт, Р. Арон, П. Бергер и др.). Действительно, жизнь состоит из постоянных изменений. Справедлив тезис древних греков «все течет, все изменяется». По мнению известного германского социолога Р. Дарендорфа, «жить – значит меняться». Польский социолог П. Штомка утверждает, что вся социология концентрирует внимание на изменениях.

Ряд понятий социологии («новация», «поколения», «конкуренция», «адаптация», «рост» и др.) констатирует связь с социальными изменениями. Наиболее важными в этом ряду являются понятия «процесс», «прогресс» и «трансформация». Полезное определение социального процесса дал П.А. Сорокин (1889–1968): «…Любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», …любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени…». Смысл и направленность социального процесса задаются идеей «прогресса». «Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно подводит систему все ближе либо к лучшему состоянию…, либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях» (П. Штомпка). Но есть ли прогресс и каковы его критерии определить не так просто.

Критерий прогресса зависит от социального контекста. В XIX − перв. половине XX вв. индустриализация, урбанизация, модернизация, рост потребления считались синонимами прогресса. Потом обнаружилось, что они влекут разрушение окружающей среды, социальные болезни, проблемы демографии, дискомфорт городской жизни и др. Прогресс в одной области зачастую предполагает регресс в другой. Одни ученые выбирают критерием прогресса духовное развитие, другие – техническое, третьи – солидарность, четвертые – возможность индивидуальной самореализации. Например, потребление товаров и услуг в развитых странах стало более доступным широким массам, но это только часть содержания благосостояния граждан. Социальная логика не может обходиться без неравенства; последнее не исчезает, а отражается в других критериях. С развитием человека во многих обществах, в том числе развитых, не все благополучно. Ж. Бодрийар еще в 1970-е г. отметил, что вместо святых, воинов и мыслителей, героями в общественном сознании становились наиболее расточительные потребители. П.А. Сорокин прогнозировал, что стремление к удовольствиям (чувственная фаза цикла) вызывает общий культурный упадок («проститутки, уголовники, бродяги, психи, лицемеры, жулики и другие асоциальные типы стали излюбленными «героями»). Его прогноз был пессимистичным:

1) наступит моральная и эстетическая анархия;

2) люди будут овеществлены как механизмы;

3) утратится моральный и интеллектуальный консенсус;

4) социальный порядок будет поддерживаться лишь принуждением;

5) свобода выродится в пустые лозунги, сбивающие с толку и порабощающие массы;

6) продолжится распад семьи;

7) на смену высокому искусству придет массовая культура;

8) качество жизни и общие жизненные стандарты снизятся;

9) возрастет социальная патология;

10) в политической жизни будут доминировать апатия, мелочный эгоизм, уход в частную сферу.

Социальная трансформация − это понятие богато по содержанию и необходимо для отражения особенностей развития обществ.

Чем же отличается содержание понятия «трансформация» от изменения. П. Штомпка, показывая это отличие, сравнивает трансформацию с репродуцированием, т.е. компенсаторным, адаптивным, уравновешивающим процессом, позволяющим приспосабливаться к окружающим условиям. У него термин «трансформация» употребляется как разновидность социального изменения.

Трансформация полнее всего отражает качественные изменения характера элементов и систем, в частности общества и мирового сообщества. Она охватывает стороны процессов, состояния систем, характеризуемые как интеграция и дезинтеграция.

Трансформация (лат. transformare – превращать, преобразовывать; trans – через, сквозь – первая часть сложных слов, передающее значение движения через какое-либо пространство, пересечение его; передачу через посредством чего-то) – означает буквально преобразование формы в результате изменения содержания. грация, комплексность и простота, порядок и беспорядок, опасность и безопасность, открытость и закрытость общества. С развитием научных парадигм модернизма и постмодернизма трансформация приобретает новые объяснительные возможности в характеристике прерывности развития, становления и результата. Социальная трансформация – результат совокупности концентрированных и направленных социальных изменений, выражающийся в преобразовании системы.

«Изменение» более широкое понятие, включающее в свой объем и трансформацию. Как всякое более широкое по объему понятие «изменение» бледнее по своему содержанию. В современных условиях целесообразно говорить о становлении отрасли «социология социальных изменений».

Теоретические и методологические основы этой отрасли формировались в таких концепциях, как: позитивисткая, органическая, эволюционистская, системная, прогрессистская, классовая и др. В позитивистской теории основоположник социологии О. Конт (1798-1857) оперировал понятиями «социальная статика» и «социальная динамика», что позволяло говорить об универсальной парадигме социологического анализа социальных фактов. В органической концепции как наиболее ярком проявлении эволюционистской теории Г. Спенсер (1820-1903) уподобил общество живому биологическому организму. Источником эволюции общественных организмов он, подобно Ч. Дарвину, считал «борьбу за существование»; применительно к обществу называл ее «свободной конкуренцией», когда структуры общественной жизни изменяются от простых к более сложным. Спенсер противопоставлял структуру и функции, что объяснялось уровнем развития знания того времени. Органическая теория в применении к обществу способна объяснять социальные изменения, но в строго эволюционистком варианте, в силу однонаправленности эволюции от простого состояния к сложному, поэтому теряет некоторые свои объяснительные возможности. Отцами социологического эволюционизма считаются О. Конт, С. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис. По мнению П. Штомпки, все они видят изменения однонаправленными, эволюцию рассматривают строго линейно и признают ее непрерывный, восходящий, без ускорений характер.

Полнее характеризуется социальное изменение другой теорией, близкой к эволюционистской, но создавшей самостоятельную научную парадигму – теорией систем. В ней общество предстает как комплексное целое, состоящее из множества элементов, и объединенных различными взаимосвязями, и обособленных, с определенной степенью закрытости от окружающей среды. В частности, Т. Парсонс (1902–1979) считал понятие «система» универсальным. Системная модель оказалась влиятельной, но она повторяет недостатки эволюционистской теории: теории системного, в том числе функционалистского направления, описывают больше простое репродуцирование, устойчивость системы и стабильность, чем трансформации, дисфункции и нестабильность. Социология поставила под сомнение и само разделение на социальную статику и динамику, т.к. заметнее стали всепроникающие динамические качества социальной реальности. Общества рассматриваются в движении («процессуальный образ») как дематериализированная социальная реальность с более сложными, в том числе «слабыми», взаимодействиями, преодолевающими закрытость систем. Больше внимания уделяется взаимодействию интегрирующих и дезинтегрирующих процессов. Этому больше соответствует концепции синергетической самоорганизации, социальной энтропии (И.А. Пригожин, И. Стенгерс) и «социокультурного поля» (П. Бурдье, Й. Пасрон). Модель поля полнее выражает динамическую природу общества, помогая теоретически обосновать изменения как протяженные (образ реки, потока), а не фрагментированные (разорванные).

Образ поля показывает слабость позитивистского, органического, структурно-функционального, системного видения изменений, а также подчеркивает значение таких подходов как интеракционистский, событийный, идентификационный, социальноантропологический, синергетический.

Классификация социальных изменений

Для изучение социальных изменений используют наряду с другими методами метод классификации (см., например, классификацию П. Штомпки). Но прежде необходимо сказать о выделении двух форм: развитие и цикл. Социальное развитие – форма, раскрывающая потенциал направленности процесса к более высокому уровню. Развитие может быть эволюционным и скачкообразным (революционным, трансформационным). Социальный цикл исследовался Дж. Вико, О. Шпенглером, П.А. Сорокиным и др. При циклическом процессе каждое состояние системы на любой стадии когда-то имело аналог в прошлом и может повториться в будущем. Социальное изменение идет не прямо, а по кругу.

Попытка соединить цикл и развитие приводит к использованию метафоры «спирали». В спиралевидном движении последовательные состояния схожи, но не идентичны (восходящая спираль – циклический прогресс, нисходящая – циклический регресс). Циклы постоянно сопровождают жизнь природы, общества, человека. В древности астрономические циклы, цикл времен года считались основой всей жизни, т.к. ритм сельскохозяйственных работ определял судьбу людей.

Циклы развития социально-экономической системы подразделяются на несколько типов, среди которых основными являются следующие:

1) цикл конформного (автомодельного) развития динамически равновесного состояния;

2) цикл эволюционных революций;

3) цикл эволюционных катастроф.

Социолог В. Парето (1848–1923) разработал теорию циркуляция элиты, представив, как общество проходит через циклы равновесия, дестабилизации, потери равновесия и нового равновесия. Не всегда эти циклы видны невооруженным взглядом. П.А. Сорокин различал полные и относительные циклы. В полном конечная фаза превращается в первую. Относительный цикл отклоняется, демонстрирует неполное совпадение изменения с предшествующим процессом.

Разрабатывают и более детальные классификации социальных изменений, предполагающие, во-первых, учет таких свойств как типичность и нетипичность. Если рассматривать тип (класс) как определенное «поле» («объем»), то изменения могут быть вариативными.

В рамках множества существует совокупность общих признаков типичности, присущих всем классам данного множества. Внутри этой совокупности классификация исходит из вариантности изменений с допустимыми особенностями. Но возникают также изменения, не укладывающиеся в веер вариантности: в данном множестве какой-то класс проявляет новые, «выходящие из ряда» отличительные признаки. С точки зрения логики, они выходят за рамки вариантов внутри множества, и тогда говорят о нетипичности.

А с точки зрения нормативности (нормальности) говорят о появлении отклонений, т.е. возникает отклоняющееся изменение и если оно опасно, то говорят о девиантности изменений. Так можно делить изменения на вариантные и отклоняющиеся (девиантные).

Вариантные изменения можно классифицировать, исходя из разных критериев, характеризующих те или иные стороны. Отсюда такое основание классификации (типизации) как формы социального процесса, которые можно разделить на ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ — Направленные, Ненаправленные, Линейные (однолинейные и мультилинейные) и нелинейные (трансформации);

Телеологические, прогрессивные, регрессивные;

Случайные, Повторяющиеся;

два больших класса (рода) – направленные и ненаправленные.

Первые необратимы и имеют тенденцию к концентрации. Каждая последующая стадия отличается от более ранней и включает в себя ее результат; каждая более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии.

Можно говорить и о специфических видах направленного необратимого процесса – телеологических, т.е. постоянно приближающихся к определенной цели или конечному состоянию. Если же характеризовать приближение к цели, то процессы можно делить на прогрессивные и регрессивные. Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими (линейными). Они могут быть однолинейными (однонаправленными) или мультилинейными, т.е. следовать по нескольким альтернативным траекториям, добавлять в своем движении нетипичные стадии. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки после периодов количественного роста. Например, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, все общество после периодов накопления противоречий претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

Ненаправленные (или текучие) процессы бывают двух типов: случайные (хаотические), не опирающиеся на какой-либо образец (процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу) и повторяющиеся – подобие кривой («волны») на экране осциллографа – их течение подчиняется схожим моделям. Если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности, то процесс идет по спирали (модели открытого цикла). Например, продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на новый курс. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в известном выражении: два шага вперед, шаг назад). Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то это развивающийся (прогрессивный) цикл; если же уровень после поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс квалифицируется как регрессивный цикл.

Субъекты социальных изменений

За социальными изменениями обычно стоят определенные социальные силы, заинтересованные исторические личности, организации, государства. Кто может быть субъектом социальных изменений? Ответ на этот вопрос во многом зависит от ответа на другой: о каком уровне или масштабе событий идет речь? На одном уровне довольно банальные события (строительство дома, школы, создание нового малого предприятия) можно считать локальным социальным изменением. Их субъекты − строительные бригады, предприниматели. Если же речь идет о крупной стройке, то помимо большого коллектива, значение приобретает и фигура руководителя.

Если же вести речь о масштабных социальных трансформациях, т.е. изменениях, оставивших след в памяти большой массы людей, то их субъектами могут быть личности, относимые к разряду исторических («великих») − Иисус Христос, Будда, Магомед, Петр I, Наполеон, М. Кутузов; в ХХ в. – В.И. Ленин, Ш. де Голль, Ф.Д. Рузвельт и др. К субъектам социальных изменений могут быть отнесены также организации и движения (Сопротивления во Франции, партизан в СССР во время фашистской оккупации). В качестве субъектов изменений могут выступать государства и их объединения. Так, СССР внес решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. ООН способствовала перестройке международных отношений и международного права.

Историческая личность действует, как правило, с помощью движения (партии), соратников, мощи государства и даже международного сообщества, т.е. возникает комплексный субъект личность-движение, личность-государство. Нередко исторические изменения − результат усилий множества относительно самостоятельных субъектов и нескольких поколений (становление капитализма в Англии, строительство социализма в СССР). Исторические личности − это люди, оставляющие след в памяти потомков и истории, благодаря изменениям, к которым они причастны. Как правило, они имеют большое число последователей, учеников, оставляют после себя институты общественного строя (Александр II, В.И. Ленин), научные открытия, школы (П.Л. Капица), плеяду воспитанников (С. Макаренко), великие художественные произведения (А.С. Пушкин), достижения в спорте (Пеле), образцы исполнительского мастерства в музыке (С. Рихтер), на эстраде (Э. Пресли), цирке (Ю. Никулин), кино (Л. Орлова, К. Лавров). Их воздействие на поклонников оказывается массовым, простирается на значительное пространство. Иногда люди, вершившие подобные дела, остаются безвестными современникам, но после смерти становятся великими («нет пророков в своем отечестве»).

Много зависит здесь от социальной среды (контекста), характера исторического времени. Среди теорий исторических личностей доминируют две полярные − героический детерминизм и социальный детерминизм. Третья теория «золотой середины» – эволюционно-адаптивный подход. По концепции героического детерминизма, социальная реальность поддается влиянию индивидуальных усилий личности, благодаря чему происходят социальные трансформации. Теории социального детерминизма исходят из идеи предопределения трансформаций действием социальных сил, мало зависящих от отдельных личностей.

«Адаптивно-эволюционная» теория соединяет наиболее здравые элементы вышеназванных двух. Адаптивная составляющая трансформаций обеспечивается личностями (героями, гениями, пророками и т.д.), эволюционная зависит от течения исторического процесса, в котором соединяются усилия многих людей, применение техники, воздействие социальных условий. Таким образом, социальные изменения – результат некоего «синтеза». Теорию эту разрабатывал, в частности, Р. Мертон применительно к науке, изучая роль гениев. Соединив принцип вариации и принцип отбора, он объяснил выдвижение гениев случайным фактором («принцип вариации»), допуская, что в каждом народе наблюдается определенная пропорция, а становление гениев в качестве «великих людей» принципом отбора (отбор зависит не только от таланта, энергии, ума, но и от социальных условий). Социальные условия объясняют, почему немногие таланты, и даже гении становятся историческими личностями: большинство из них оказывается «не к месту», их идеи, открытия, программы не находят отзвука в умах и настроениях масс и др.

Движения, организации, «сети» играют важную роль в социальной трансформации. Н. Смелзер определяет социальное движение как организованное усилие группы для осуществления социокультурных изменений.

П. Штомпка выделяет основные признаки общественных движений: коллективы людей, действующих совместно; единая цель коллективных действий (изменение в обществе); диффузная коллективность, т.е. низкий уровень формальной организации (в отличие от партий); относительно высокая степень стихийности; отсутствие институционализированных форм.

А. Турен видит в общественных движениях главную проблему социологического анализа, т.к., с одной стороны, они «культурно ориентированы», с другой − «социально конфликтны». Он связывает их с состояниями конфликта и кризиса: «Общественное движение – это конфликтное действие, с помощью которого культурные ориентации, поле историчности трансформируются в формы общественной организации, определенные одновременно общими культурными нормами и отношениями социального господства».

Общественные движения − это отказ от прежней социальной идентичности и призыв к новой, что влечет изменение способов действия, форм организации, подчас общественного порядка в целом. Они, в отличие от организаций, подвижны, подвержены постоянной эволюции целей и форм; по своей природе анархичны и если они институционализируются, то, как правило, теряют свою спонтанность.

«Социальные сети» – относительно новая форма участия в общественной жизни, которая может быть связана с социальными движениями и автономна от них, может принять их характер, и, наоборот, демонстрировать асоциальный характер. По сути, это – децентрализованные системы связей между людьми, которые могут иметь координаторов, могут уплотняться (сгущаться) до степени объединений, клубов по интересам, даже финансовых соглашений.

Реформистские движения не ориентированы на преобразование основных институциональных структур, но требуют преобразований внутри структуры.

Революционные – стремятся к преобразованиям, затрагивающим основы общества. Вследствие того, что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение, движения имеют, подчас, более существенные результаты, нежели предполагались. Движения разграничиваются также по способу и динамике перемен (умеренные, радикальные и экстремистские).

П. Штомпка делит движения, исходя из качества предполагаемых изменений, на прогрессивные (обращены в будущее) и регрессивные, или консервативные (устремлены к восстановлению или защите традиций прошлого); по отношению к вектору изменения − на позитивные и отрицательные (альтернативные). В 1970-1980-е годы в западной литературе возникло деление социальных движений на «новые» и «старые». Старые социальные движения (рабочее, профсоюзное, фермерское движения) делали упор на экономическую борьбу, были тесно связаны с определенным классом. Новые − это антивоенные, экологические, молодежные, демократические движения, гражданские инициативы. Позднее возникло антиглобалистское движение. Как отметил немецкий социолог Й. Хирш происходит «расщепление» конфликтов; новые движения обозначают многие темы и сегменты противоречий, затрагивающих гражданское общество. В XXI в. они носят как организационный (лидер – активисты – объединение – масса), так и сетевой характер (участники – тема – интерес – координатор). М. Кастельс именует социальную структуру информационного общества «сетевым обществом», созданным сетями производства, власти и опыта, образующим культуру виртуальности в глобальных потоках. Все общества информационной эпохи пронизаны повсеместной логикой сетевого общества.

Традиция − это понятие характеризует социальные изменения, отличие «старины» от современности. Традиция обеспечивает непрерывное существование прошлого в настоящем, неразрывность существования народа (личности) во времени, т.е. национальную (индивидуальную) идентичность. Она выступает в формах: материальной (материальная культура), институциональной (нормы, стандарты, организации), идеальной (ценности, идентичности, символы, верования). Традиции выполняют определенные функции: а) аккумулирование ресурсов, которые помогают ориентироваться в современности; б) источник легитимации настоящего и будущего, источник законности, отсылок к авторитетам; в) совокупность символов коллективной идентичности, усиливающая чувство общей истории, исторической судьбы, принадлежности к нации, группе. В древних обществах традиция – способ социального наследования, всеобъемлющая форма записи информации, воспроизводящей прошлые образцы социальности. П. Штомпка отмечает, что традиции несут в себе функциональную амбивалентность, т.е. могут влиять как позитивно, так и негативно на социальные изменения. Любая традиция может сдерживать новации, стимулировать попытки возврата к старым формам, что чаще всего способствует стагнации. Идеологии и состояния общественного мнения, благосклонно относящиеся к традиции, объединяются названием «традиционализм»; отрицающие их – «антитрадиционализм». Современность определяют также словом «модерность» (modernity).

Ученые говорят о постсовременном обществе (постмодерне).

В качестве его новых признаков можно назвать:

1) беспрецедентные скорости распространения информации;

2) распространение универсальных образцов цивилизации почти во все уголки мира;

3) переход от сельскохозяйственного и индустриального производства к экономике знаний, производства и распространения информации;

4) рост разрыва в доходах у разных слоев населения и в разных регионах;

5) технологические инновации во всех сферах жизни;

6) отступление национального государства, расширение влияния транснациональных институтов, приоритет прав человека перед суверенитетом;

7) размывание этических образцов (добра и зла, полезности, ценности).

Постсовременность тесно связана с глобализацией, которая может быть определена как общемировой процесс, в котором соединяется ряд изменений, универсализирующих и объединяющих мир с помощью новых образцов. Народы, общества, экономики становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, социальном, экономическом, культурном, юридическом.

Изоляция (самоизоляция) обществ становится невозможной в силу развития технологий коммуникации, возрастания скоростей транспорта, кооперации экономик, международной миграции.

В значительной степени постмодернизм стал реакцией на мифы общества потребления, созданного в СМИ образа общества как огромного и всепроникающего супермаркета (идеи постмодернизма проявились у философов и социологов М. Мерло-Понти, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, З. Баумана и др.).

Термин «модернизация» начинал употребляться как синоним прогресса и антитрадиционализма, позднее как синоним современности (modernity). Основной социологический смысл понятия модернизации проявляется в достижении и поддержании обществом состояния, которое определяется странами-лидерами. В своем крайнем колонизаторском и антитрадиционалистском выражении оно применялось к отсталым в техническом отношении странам («модернизация традиционных структур»). Модернизация противопоставлялась традициям. После обретения независимости странами Азии и Африки традицию считали препятствием на пути к прогрессу. Когда же социальные изменения в рамках модернизации не привели к ожидаемым результатам, произошел определенный возврат к культу традиции. Названным странам пришлось делать выбор пути развития. Сложились представления о делении обществ на три мира:

1) ведущие капиталистические страны,

2) среднеразвитые страны, к которым относили до 1990-х г. большинство социалистических стран,

3) слаборазвитые постколониальные аграрные («развивающиеся») государства Азии и Африки.

Часть развивающихся стран во время существования социалистической системы выбирали некапиталистический путь (между капитализмом и социализмом). Развитие капитализма обозначалось чаще всего модернизацией («догоняющей модернизацией»), а преодоление различий между капитализмом и социализмом – конвергенцией. Теория конвергенции ушла в тень после распада социалистической системы, а модернизации, наоборот, пережила возрождение как теория вестернизации. Постсоветским государствам, осуществлявшим в 1990-е гг. «догоняющую» модернизацию в основном в направлении общества потребления, пришлось пережить серьезные разочарования. Были утеряны многие социальные завоевания прошлого периода, приобретены не самые лучшие черты общества потребления, что привело к массовой бедности и депопуляции, социальным и этническим конфликтам, неконтролируемой миграции, политической нестабильности. Для ряда государств модернизация обернулась расколом по национальному, языковому, социальному признаку, делегитимацией власти, повторяющимися политическими кризисами. Если же рассматривать не вектор изменений или перенос чужих передовых образцов, а их интенсивность и структурные характеристики, то модернизация является существенным изменением устоявшихся структур. Н. Смелзер отмечает, что в социальной сфере модернизация включает в себя утерю роли традиционных институтов (например, распад большой семьи); влияние нерелигиозных идеологий, в частности, национализма; повышение уровня грамотности; новая роль СМИ (необъятный источник знания и образования).

Теории модернизации подвергаются серьезной критике, т.к. модернизация не принесла ожидаемых результатов. Устранение традиционных институтов нередко влекло за собой социальную дезорганизацию, беспорядки и аномию, рост отклоняющегося поведения и преступности, утерю накопленного экономического потенциала, паразитическое перераспределение ресурсов общества. Вместо органического принятия образцов Запада происходит имитация модернизма.

Система трех веков

Захватывающие социальные и экономические изменения в XIX веке способствовали повышению интереса к прогрессу человечества. Еще в XVI веке некоторые учение писали о доисторических веках камня, бронзы и железа (Daniels, 1962). Два века спустя, в начале XIX века, эти общие концепции были переработаны датским археологом Кристианом Юргенсеном Томсеном (1788–1865), директором Датского национального музея в Копенгагене, в знаменитую «систему трех веков» (Греслунд — Griislund, 1981). Он систематизировал беспорядочную коллекцию артефактов, распределив их по трем группам, представляющим каменный, бронзовый и железный века.

Классификацию Томсена развил другой датчанин, Й. Я. А. Ворсо, доказавший стратиграфическую целостность системы. Изучая археологические находки по всей Европе, Ворсо продемонстрировал обоснованность системы трех веков (Warsaae, 1843). Техническое деление доисторического периода давало археологам контекст, в рамках которого они могли помещать свои находки, основу для разделения доисторического прошлого. Система трех веков в своем модифицированном виде служит и сегодня для изучения доисторических эпох Старого Света (см. рис. 7.4).

Система трех веков скандинавских ученых не была принята в Северной Америке, где почти нет древних металлов и не обнаружены древние археологические памятники. Едва различимые изменения в технологии изготовления инструментов из камня было трудно заметить и, следовательно, было труднее разделить прошлое на периоды. Основы точных стратиграфических и хронологических изучений в американской археологии были заложены Томасом Джефферсоном, гарвардским археологом Фредериком В. Пэтнэмом и Юго-западной лабораторией классической археологии (Уилли и Саблофф — Willey and Sabloff, 1993).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Система трех веков»

Представление о длительном становлении человечества и о различных ступенях его развития основано еще на взглядах древних авторов. Греческий философ Демокрит (460—370 гг. до н. э.) писал о первобытных людях, что они не имели ни домов, ни одежды, не знали употребления огня и упорядоченного образа жизни. Они двигались в своем развитии, постепенно приобретая опыт.
В древности же возникло и представление о технологическом развитии— о веках камня, меди и железа. Лукреций в поэме «О природе вещей», написанной в первой половине I в. до н. э., показал, что человечество с его культурой и цивилизацией не явилось в готовом, законченном виде, созданное богами, а прошло долгий путь развития от дикости до цивилизации. Лукреций делил историю на три века по материалу, из которого изготовлялись орудия. Но когда он говорил, что камни и палки служили оружием первобытного человека, он имел в виду не изготовленные человеком орудия, скажем, каменные топоры, а просто естественные камни, которые бросали во врага или в зверя. Представление же о том, что первым известным металлом была бронза, опирается на подлинные старые традиции. Давно уже замечено, что у Гомера бронза упоминается чаще, чем железо (в Илиаде 279 раз против 23, в Одиссее — 80 раз против 25), что у Гесиода бронзовый век предшествует железному, что Павсаний (II в. н. э.), упоминая о бронзовом оружии и посуде, находимых в святилищах, видит в этом признак предшествующего «времени героев», и т. д.

Но эти античные свидетельства были надолго забыты и начали заново осмысливаться только в XVIII в., когда ученые столкнулись с необходимостью истолковать новые находки. Так, например, в 1751 г. при строительстве во Франции были найдены семь бронзовых мечей. Этот клад стал предметом обсуждения во Французской академии в Париже, причем аббат Бартелеми высказал следующие близкие к истине предположения: древнейшие греческие мечи были бронзовыми, во времена Гомера и Гесиода появилось железо, но когда у римлян уже были железные мечи, другие народы Европы продолжали употреблять бронзу для изготовления орудий. Можно привести еще подобные примеры истолкования находок в XVIII в., но все это были лишь проблески новых идей, еще не опиравшиеся на доказательства и потому не ставшие основой научных выводов. Только в XIX в., когда накопилось много материала и возникла необходимость его систематизации, гипотеза о трех веках обрела научные формы.
Обосновал «систему трех веков» на археологическом материале директор музея в Копенгагене Кристиан-Юргенс Томсен (1788—1865)5. В 1807 г. Расмус Нируп создал Датский национальный музей древностей, тогда же молодой купец, нумизмат и археолог-любитель Томсен был привлечен к 16 работе в музее, которому он посвятил свою жизць. В 1836 г. Томсен
Пещера Ааско (Дордонь, Франция). Изображение лошади. Длина около 1,5 лс. Верхний пелеолит
Пещера Ааско (Дордонь, Франция). Мифологическая или аллегорическая сцена. Бизон, педагогии человек и птица на шесте. Общая длина около 1,4 м. Верхний пелеолит.
Пещера Ааско. Изображение бизонов. Длина 2,4 м
издал небольшой «Путеводитель по северным древностям»6. Этой книге суждено было сыграть огромную роль в развитии археологии. Между тем задачи, которые ставил перед собой Томсен, были на первый взгляд скромными. Он навел порядок в хаотическом собрании вещей в музее и распределил первобытные памятники по материалу, из которого они сделаны, на три группы: каменного века, бронзового и железного.
Томсен не устанавливал никаких дат, он показал только последовательную смену различных стадий развития в производстве орудий. Но это имело огромное научное и методологическое значение. Томсен был первым, кто понял смысл «совместных находок» и указал, что вместе с каменными орудиями встречаются изделия из кости, вместе с бронзовыми — из золота и только вместе с железными — нз серебра и стекла. Он заметил также, что в железном веке для изготовления украшений употребляется бронза и что эти украшения по форме и орнаменту отличаются от изделий бронзового века. Таким образом, был сделан первый шаг к стилистическому анализу и датировкам. Подтвердил и углубил систему Томсена другой датский археолог, профессор Копенгагенского университета Иене- Якоб Ворсо (1821—1885). Ворсо предпринял систематические раскопки северных курганов и в своих трудах «Датская старина по материалам древних саг и раскопок курганов» (1843 г.) 7 и «Новые подразделения казенного и бронзового веков» (1859 г.) обратил внимание на то, что погребения бронзового века отличаются друг от друга по обряду, причем могильный инвентарь соответственно различен. Таким образом, он открыл способ определять относительную хронологию найденных в погребениях вещей по обряду погребений.
Система Томсена скоро вышла за пределы Дании и нашла последователей в других странах. Шведский археолог Гильдебранд поделил по схеме трех веков древности в музеях Лунда и Стокгольма. То же самое проделал директор музея в Шверине в Германии Фридрих Лиш.
Однако и Томсену, и его последователям пришлось выдержать нелегкую борьбу, прежде чем «система трех веков» утвердилась в науке. Консервативные ученые продолжали утверждать, что никакого каменного века не было, а каменные орудия — это предметы религиозного культа античности, что не было и бронзового века, так как бронзовые орудия, на которых основывал свои выводы Томсен, якобы изготовлены не в Дании, а в Италии, и тоже в античное время 8.
Всеобщее признание периодизации Томсена в европейской археологии совпало и было обусловлено созданием эволюционистских периодизаций в истории и антропологии: культурно-исторической периодизации Моргана, социологической периодизации Бахофена, религиозной — Спенсера и Тэйлора и антропологической — Дарвина.

§ 11. Средневековая церковь и духовенство

Христианская церковь в жизни средневекового общества

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Христианский священник

Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.

Вспомните, какую роль сыграла церковь в становлении средневековой культуры.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.

Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.

Константинопольский патриарх

Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества

Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.

Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.

Церковная иерархия

Монашество

Монахи появились ещё в первые века христианства. Сначала они жили в одиночестве, уходя подальше от людей в пустынную местность. Затем стали появляться монастыри. В католической церкви особо почитался Бенедикт Нурсийский, живший в конце V–VI веке. Он был автором «Правил жизни монашеской», которые приняли многие монастыри на Западе. «Правила» требовали от монахов отказаться от всего имущества и вести аскетический образ жизни; проводить свои дни в молитвах, физическом труде, переписке книг. Монахи должны были строго следовать правилам жизни монашеского ордена, беспрекословно подчиняться начальству.

Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

Средневековый монастырь представлял собой замкнутый мир, отгороженный от всего света. Монахам было запрещено покидать монастырь, всё необходимое для жизни они должны были производить внутри него. Во главе монастыря стоял аббат (от латинского слова, означающего «отец»), которого избирали сами монахи. Монахами могли стать люди из всех сословий, но аббатами чаще всего становились люди знатного происхождения.

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.

Почему стал падать авторитет католической церкви?

Нищенствующие ордена

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.

Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.

Еретики и их учения

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в её правоте, появились ещё в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали своё учение. Этих несогласных называли еретиками (греч. – «отступники»), а их учения – ересью.

Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.

Католический крест

Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. Так, в XI – начале XIII века под властью еретиков находилась Южная Франция. Здесь еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его участников называли альбигойцами. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом материального мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь катарами, то есть «чистыми». Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали её еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.

Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.

Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Борьбу с ересями возглавил доминиканский орден. Доминиканцы подчёркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называя себя «псы Господни» (по-латыни «Домини конес»).

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовались слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Подведём итоги

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.

Духовенство – служители церкви.

Обет – религиозная клятва, обещание не заводить семью и полностью посвятить себя служению Богу.

Иерархия – лестница соподчинённых церковных или светских должностей.

Аскет– человек, ведущий суровый образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений ради духовного совершенствования.

Монашеский орден – объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками.

Ересь – «отступление от истинной веры», учение, противоречащее вероучению господствующей церкви.

Инквизиция – суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

«Подчинение всякой твари человеческой римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Римский папа Бонифаций VIII о роли пап

Вопросы

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Задания

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

I. Объясните, что такое сословие.

II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эпоха средних веков: что такое иерархия «трех китов» Православная иерархия

Что такое иерархия Небесная и иерархия земная в эпоху средних веков? Именно по принципу первой «возводилась» вторая, которую возглавляли короли и папы, все остальные подчинялись им. Церковнослужители пробовали вычислить точно такие же девять человеческих разрядов, дабы мир земной в полной мере соответствовал миру Небесному. Как выяснилось, они не совсем понимали, что такое иерархия на земле. Ведь если с высшими иерархами — монархами и папами — все было ясно, то в эту пирамиду никак не «укладывался» остальной люд. Тогда подключились ученые, которые смогли поделить общество на «трех китов» — это те, кто молятся, те, кто воюет, и те, кто сеет и пашет.

Что такое иерархия «трех китов» средневековья

Первая ступень. Поскольку люди той эпохи считали, что самое главное — это отношения с Богом, то и первой ступенью земной иерархии были высшие и низшие духовные чины. Это высшее духовенство, представители монашеских орденов и монастырей, городские и сельские церковнослужители, а также нищие монахи. Этих людей было очень много — целая армия! Считалось, что духовенство — это более угодное Господу занятие земных людей, нежели любое другое.

Вторая ступень. За духовенством, естественно, должна следовать земная сила, то есть те, кто воюет.

В средние века это были рыцари. Но понятие «рыцарь» (как, впрочем, и значение слова «иерархия») — неоднозначное. Для кого-то это грабитель, насквозь пропитанный алчностью, а для кого-то — олицетворение мужества, благородства и галантности в отношениях с дамами. И во всех этих представлениях есть своя доля истины. Среди рыцарей были разные люди — негодяи, поэты, благородные джентльмены, религиозные фанатики, а также мужественные солдаты. Какими бы ни были рыцари, у каждого из нас понятие «рыцарство» ассоциируется именно с доблестью и отвагой, да и поговорку «рыцарь на белом коне» по сей день никто не отменяет!

Третья ступень. Это основа «трех китов». Основу общества той эпохи составляло, конечно же, крестьянство — те люди, которые сеют и кормят. Как бы это парадоксально ни звучало, но к тем, кто кормил господ, последние относились особенно несправедливо и предвзято. Хотя некоторые крестьяне тоже были не промах и платили такому господину, как говорится, «той же монетой». Владельцами самых лучших земель в то время были светские сеньоры и церковь.

Вот что такое иерархия «трех китов» в средние века. А теперь представьте, сколько же еще было всякого люда (философы, купцы, шуты, пираты, художники, ремесленники и др.), который не относился ни к одной из трех ступеней земной иерархической лестницы! В то же время, не стоит путать профессию человека и его «масть». К примеру, студент никогда не поднимет монету, которую ему кинет барон, поскольку он — школяр, а не нищий!

Церковная иерархия в наши дни

Сегодня церковная иерархия в Православии сильно отличается от средневековой, но тем не менее это вам не «табель о рангах». Церковь устроена по принципу человеческого организма, а посему свое место там имеет каждый принадлежащий к ней человек. Иерархический строй здесь имеет несколько ступеней. Две наивысшие из них — ангелы и люди, познающие Господа. Ум, мыслящий вне тела, и тело, содержащее умную человеческую душу. К трем низшим ступеням принадлежат животные, растения и неживая природа.