Туринская плащаница

Факты и легенды Туринской плащаницы

Плащаница Туринская, пожалуй, одна из самых главных загадок последнего столетия.

Действительно ли этот кусок льняной ткани покрывал тело снятого с креста Иисуса Христа или же это невероятная и уникальная фальсификация? Как плащаница Иисуса оказалась в Турине и где она находилась на протяжении тринадцати веков? Какое отношение к плащанице имеет Леонардо да Винчи и почему данные мировых исследований указывают, что ее возраст не превышает 700 лет? Сотни ученых, тысячи исследований, десятки мнений и единицы доказанных фактов. А что мы знаем об одной из главных святынь не только Италии, но и всего христианского мира? Попробуем разобраться.

История Туринской плащаницы

Согласно евангельским повествованиям, после того, как истерзанное тело Иисуса сняли с креста, его ученик – Иосиф Аримафеский обвил тело плащаницею и положил во гроб. После Воскресения Христа ученики не обнаружили тела, а вот траурные пелены остались.

Что было с плащаницей дальше доподлинно не известно. Существует теория, что вплоть до Х века плащаница Иисуса находилась в Эдессе (городе на территории современной Турции), затем была доставлена в Константинополь, а после 4 крестового похода в XIII в. попала в руки крестоносцев, вероятнее всего тамплиеров.

Икона “Погребение Христа”

Официально христианская реликвия впервые была зафиксирована в 1353 г. Французский граф Жеффруа де Шарни заявил, что обладает бесценной христианской реликвией.

Как святыня попала к нему в руки, граф так и не успел сказать. Вероятно, она досталась ему по наследству от деда или отца, которому, в свою очередь, ее передал на хранение кто-то из тамплиеров.

Вплоть до середины XV в. плащаница Христа находилась в одной из церквей французского города Лиры, а затем была продана внучкой графа Маргаритой герцогу Людовику Савойскому.

Столицей герцогства считался город Шамбери. Здесь плащаница Иисуса хранилась до 1578 г., причем в 1532 г. в монастыре Шамбери случился грандиозный пожар, и святая реликвия оплавилась от раскаленной серебряной рамы.

Позже столицу Савойского герцогства перенесли в Турин, а вместе со столицей в Турин попала и плащаница Иисуса Христа, где находится и по настоящее время.

В 1898 г. на плащанице был обнаружен лик человека в негативе

1898 г. стал годом сенсационного открытия. На выставке религиозного искусства, фотограф Секондо Пиа сделал снимки Туринского полотна, обнаружив на негативах лик человека.

До этого времени на плащанице различали лишь пятна крови, никто и предположить не мог, что там, в негативе, изображен человек. К сожалению, развитие науки в XIX в. не позволило провести серьезных исследований плащаницы, ученых допустили к ней лишь 70 лет спустя в 1969 г.

Научные исследования Туринской плащаницы: факты, теории и версии

Ни одна христианская святыня не подвергалась такому пристальному научному изучению как Туринская плащаница.

Вот уже более 50 лет ученые мужи со всего мира пытаются разгадать тайну Туринской плащаницы. Доподлинно известно лишь несколько фактов:

  • плащаница представляет собой льняное полотно размером 4,36 на 1,1 м;
  • полотно отличает саржевое переплетение нитей;
  • на полотне имеется негативное плоское изображение израненного человека с передней и задней стороны;
  • изображение имеется лишь на верхней поверхности ткани и не проходит ее насквозь, что исключает возможность использования каких-либо красок и красителей;
  • переднее изображение человека на 5 см длиннее заднего;
  • на полотне найдены частицы мужской крови, особо крупные пятна можно наблюдать в боку, на голове, а также в области ступней и запястий.

Позитивное и негативное изображение лика на плащанице Турина

Вот, собственно и все научно доказанные факты. Далее появляются сотни разных теорий и версий.

Самые сложные размышления ведутся по вопросу определения возраста ткани Туринской плащаницы. В 1988 году три независимых комиссии из Швейцарии, Великобритании и США провели радиоуглеродный анализ частицы полотна и датировали возраст ткани временным промежутком 1270-1380 гг.

Тут же появились теории, опровергающие расчеты комиссий и ссылающиеся на то, что плащаница Иисуса заметно пострадала при пожаре, что могло существенно «омолодить» старинное полотно.

В 2008 году исследование повторили, результат оказался тем же – льняное полотно плащаницы изготовлено во времена Средневековья.

Плащаница Туринская – одна из главных загадок последнего столетия

Тогда возникает второй вопрос: как на полотне мог появиться рисунок без использования красок? Могли ли художники эпохи Возрождения знать такой метод нанесения изображения? К тому же рисунок изображен плоским, а если бы ткань облегала тело, то он был бы искажен.

За ответами обратились к творчеству великого гения и мистификатора эпохи – Леонардо да Винчи. Возникла даже теория, что на полотне изображен сам да Винчи. Якобы к мастеру обратились святые отцы, желающие обновить истлевшую ткань, а оригинал надежно спрятать.

Чтобы нанести подобный рисунок на льняную поверхность полотно растянули и закрепили. В солнечные дни за полотном стоял человек, а солнечные лучи, проходя сквозь ткань и сталкиваясь с препятствием, изменяли структуру материи.

После этой процедуры ткань поместили в слабый раствор серебра и тщательно просушили. Появился едва заметный рисунок, не различимый человеческим глазом. Могло ли такое быть в действительности?

Вероятно, могло. Но как религиозный да Винчи мог осмелиться фальсифицировать подлинное изображение Богочеловека, остается загадкой.

Еще один вопрос вызывает саржевое переплетение нитей. В Израиле времен Христа использовали двустороннее переплетение нитей. Саржевое стало широко применяться лишь 1000 лет спустя.

Однако есть мнение, что в Сирии начала новой эры уже использовали саржевое переплетение нитей при изготовлении дорогих тканей.

Учитывая, что Иосиф Аримафейский, который и завернул тело Иисуса в плащаницу, был человеком не бедным, вполне допустимо, что он приобрел дорогую сирийскую ткань. Впрочем, это не более чем теория.

Хотите познакомиться с другими теориями? Тогда рекомендуем посмотреть небольшой фильм, приоткрывающий некоторые тайны и загадки Туринской плащаницы.

Взгляд христианства на Туринскую плащаницу

Нет единого мнения по поводу Туринской плащаницы и у представителей христианства. Католическая церковь официально не признала плащаницу в Турине подлинной, но и не опровергла этот возможный факт, ссылаясь на то, что Туринская плащаница – яркое напоминание всем христианам о страстях Христовых.

Православная церковь также не высказала свою официальную позицию по поводу подлинности плащаницы, но ряд церковных деятелей, все-таки, считает плащаницу Турина оригиналом.

Верующие христиане не сомневаются в подлинности плащаницы Иисуса Христа

Впрочем, какое это имеет значение, когда вера подразумевает такое понятие, как чудо. Многие христиане искренне верят в то, что на плащанице в Турине изображен подлинный лик Иисуса Христа.

Где находится плащаница Иисуса Христа

Плащаница называется Туринской лишь потому, что вот уже более 4 веков находится в Турине в соборе Св. Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista). Реликвию прячут от губительных солнечных лучей и воздуха в специальной капсуле, а на всеобщее обозрение выставляется ее точная копия.

Оригинал плащаницы Иисуса для поклонения достают совсем редко, 1 раз в 25-30 лет. Последний раз ее выставляли верующим весной 2010 года. Сделано это в первую очередь для того, чтобы сохранить плащаницу и уберечь от действий внешней среды.

Собор находится на площади Сан Джованни и открыт для посещений ежедневно с 7 утра до 7 вечера, перерыв 12:30-15:00. В воскресенье двери собора открываются в 8 часов утра.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине

Совсем недалеко от собора находится музей плащаницы, где можно узнать о последних научных исследованиях, увидеть фотографии священной реликвии и изучить ее историю, начиная с момента попадания в Турин.

Музей расположен по адресу: Via San Domenico, 28, открыт для посещений ежедневно с 9 утра до 7 вечера с перерывом с 12:00 до 15:00. Стоимость билетов, а также изменения в расписании работы музея лучше узнавать на официальном сайте.

Однако тем, кто планирует посетить Турин и побывать не только в Музее плащаницы рекомендуем приобрести туристическую карту Турина, дающую право на бесплатное посещение практически всех культурных объектов не только в Турине, но и во всем регионе Пьемонт.

Карта позволяет бесплатно осмотреть музеи, выставки и дворцы региона, пользоваться туристическим транспортом, а также существенно сэкономить на покупке экскурсий. Действует он 2, 3 или 5 дней на выбор. Подробности и стоимость абонемента Турин + Пьемонт

 

Туринская Плащаница

C 10 апреля по 23 мая 2010 года, в Туринском соборе Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista) проходил показ самого таинственного и изучаемого полотна в мире — Туринской плащаницы.

Спустя 10 лет после празднования Юбилея Туринская плащаница снова была выставлена на обозрение верующих и посетителей. В 2002 году были проведены реставрационные работы по сохранению, в ходе которых были удалены некоторые органические остатки, оставшиеся на ткани после пожара в Шамбери 1532 года (где она хранилась до своего прибытия в Италию). Были также сняты заплаты, нашитые на прожжённые дыры, и подкладка, пришитая в 1534 году, чтобы можно было поместить плащаницу в новый реликварий, разработанный и изготовленный группой учёных итальянской авиастроительной компании Турина «Alenia Aeronautica».

«Ostensione 2010» в Турине является мировым событием, имеющим важное религиозное значение с точки зрения уникальности и сложности плащаницы, которой поклоняются уже много лет и которую продолжают исследовать, чтобы установить её происхождение и подлинность. Но помимо этого Туринская плащаница дала возможность Турину и Пьемонту продемонстрировать себя миру благодаря туристическому предложению, насыщенному культурными, художественными, историческими и природными достопримечательностями. Великолепие стиля барокко и королевские резиденции, аббатства, монастыри и Святые горы, эногастрономия и занятия спортом на открытом воздухе — туристическое предложение Турина и Пьемонта включает в себя всё.

История Туринской Плащаницы

Ни одна из христианских святынь не вызывает столько споров, как
знаменитая Туринская Плащаница. Не осталась в стороне и
мировая пресса. Тем не менее до большинства из нас дошли, как ни
странно, не окончательные выводы, сделанные исследователями с
мировыми именами, а лишь отголоски их разногласий, переданные
в разных изданиях. Не потому ли вопрос о подлинности святыни
так и остался открытым?
В Турине, в церкви Святого Иоанна Крестителя, хранится кусок полотна длиной 4,36 м и шириной 1,09 м, в который, по преданию, был завёрнут Иисус Христос после снятия с креста. Ткань будто бы пропитана пыльцой и вроде бы обрисовывает слабые контуры цветов, листьев и других частей растений. На ткани имеются два однотонных красновато-коричневых изображения человека (вид спереди и сзади). Без сомнения, изображен мужчина ростом около 1,8 м. Судя по ранам на голове, руках и ногах, можно заключить, что он перенёс распятие на кресте. Характер изображенных ран позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок. Все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.
В течение столетий полотно было собственностью Савойской династии. Наиболее ранние сведения о нём датируются приблизительно 1350 годом: есть письменное свидетельство, что обладателем полотна был французский рыцарь Жофруа де Шарни, участвовавший в Крестовых походах. В 1453 году его внучка, Маргарет де Шарни, продала покрывало Луи и Анне Савойским, которые сначала держали его в Шамбери, а затем в Пьемонте. В 1532 году при пожаре покрывало было повреждено расплавленным серебром. В 1578 году оно было перевезено туда, где хранится поныне, – в Турин. В 1983 году, после смерти последнего короля Италии Умберто II, плащаница перешла во владение католической церкви.
Одним из самых захватывающих моментов в истории Туринской Плащаницы является открытие, сделанное в 1898 году молодым фотографом-любителем Секондо Пиа. Ему было позволено сделать две фотографии святыни, выставленной в Турине на всеобщее обозрение по случаю 50-летия итальянской конституции. В то время фотография была еще относительно молодой наукой. Секондо сделал два черно-белых снимка вечером 28 мая 1898 года. Для первого он дал выдержку четырнадцать минут, а для второго — двадцать и забрал обе пластинки домой, чтобы проявить их в своей студии. Молодой фотограф был крайне удивлен и даже шокирован, когда на негативах стали проступать очертания фигуры, поскольку проявившееся изображение было позитивным. То есть оказалось, что на ткани Плащаницы запечатлено негативное изображение, а позитивное можно получить, сфотографировав ее. И наоборот, следы крови на Плащанице, которые на ткани выглядели темными, на фотографиях стали белыми. Фотограф проникся благоговением. Он был уверен в том, что стал первым человеком на земле, родившимся после Вознесения Спасителя, который увидел Его на «фотографии».»От увиденного у Секондо задрожали руки, и мокрые пленки стали выскальзывать из них, — пишет Джон Уолш, автор книги „Плащаница». — Лицо с закрытыми глазами обрело реальность, и это было просто поразительно». Черно-белое изображение усиливает контрастность. Могли кто-то из художников Средневековья или Возрождения «нарисовать» на ткани такой превосходный негатив в те времена, когда искусство фотографии еще не было известно? И даже если кто-то и смог создать подобное изображение, зачем же делать его негативным? Ведь зрители не сумели бы понять и оценить его работу.
В 1931 году архиепископ Турина кардинал Маурилио Фоссати выбрал Джузеппе Энри, считавшегося в Италии одним из лучших профессиональных фотографов, и поручил ему сделать серию фотографий Плащаницы, сняв крупным планом лицо и следы крови. На этих снимках обнаружилось множество деталей, включая возможное наличие римских монет на глазах Человека . Кроме того, в 1969 и 1973 годах Плащаницу снимал Джованни Батиста Джудика Кордилья, на этот раз в цвете. Несколько снимков в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении было сделано во время обследования святыни комиссией, назначенной кардиналом Микеле Пеллегрино. В 1978 году Плащаницу сфотографировал Верной Миллер, на этот раз на слайды и диапозитивы. Более того, во время съемки использовались рентгенография, макрофотография и термография. Как пишет Уилсон, «с развитием техники, применимой для черно-белой фотографии, негативные характеристики проявляются со все большей четкостью».
Что же представляет собой Плащаница? Это — большое полотно светло-желтого цвета, на котором запечатлена в полный рост обнаженная фигура человека: спереди — на одной половине полотна, со спины — на той, что была подложена под его спину. Полотно — льняное, с небольшим содержанием хлопка, тканое зигзагом. Такая ткань называлась «дамаск», производилась вручную, и последние образцы ее исчезают к концу I века н.э., так как
секрет производства был утерян. «Дамаск» всегда являлся одной из самых дорогих тканей и был доступен исключительно состоятельным людям, — Иосиф Аримафейский именно к таковым и относился. Ему Плащаница несомненно была «по карману», причем едва ли не единственному в близком окружении Иисуса Христа. Поскольку одной из основных «претензий» к Плащанице было обвинение в том, что она является подделкой, созданной в XIII-XIV веках, перед нами первый из фактов, опровергающих это мнение. Вторым можно считать результат анализа современными средствами остатков спор и пыльцы растений. Анализ показал, что подавляющая их часть — это палестинские формы, в том числе практически исчезнувшие к сегодняшнему дню. И лишь очень незначительная — европейские, произраставшие в тех местах, по которым «путешествовала» Плащаница.
Что же заставило ученых выдвинуть обвинение в подделке, да еще с точным указанием времени, когда Плащаница якобы была изготовлена? Таковы результаты радиоуглеродных тестов на возраст. Святыню подвергли им, поскольку до последнего времени радиоуглеродный анализ, используемый учеными для определения возраста того или иного объекта, считался самым точным. И лишь совсем недавно российский ученый профессор А.Иванов доказал: анализ этот точен лишь тогда, когда предмет исследования отвечает определенным условиям (например, никогда не подвергался воздействию высоких температур), чего никак нельзя сказать о Туринской Плащанице. За историю своего существования она подверглась минимум трем воздействиям, нарушившим ее изотопную структуру:
кипячению в масле, когда пытались проверить на стойкость изображение на ней, нахождению в наглухо закрытом металлическом ларце в эпицентре пожара и, наконец, радиационному воздействию при неизвестных обстоятельствах, следы которого обнаружены при исследовании Плащаницы.
В июне 1969 года кардинал Пеллегрино, занимавший тогда должность архиепископа Турина, с одобрения Ватикана и короля Гумберта II Савойского назначил для изучения Плащаницы специальную комиссию из итальянских ученых, среди которых, в частности, был знаменитый египтолог из Туринского университета, куратор Египетского музея в Турине Сильвио Курто. Эта группа ученых, известная как Туринская комиссия, должна была провести определенное число тестов, дать рекомендации кардиналу Пеллегрино относительно хранения святыни и наметить программу ее всестороннего научного изучения. На этот раз ученым разрешили исследовать реликвию, не прикасаясь к ней. Они осмотрели Плащаницу невооруженным глазом и под микроскопом, при обычном освещении и в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Комиссия определила, что ткань совершенно не подвержена влиянию атмосферных изменений, и рекомендовала более подробное изучение и тестирование, включая попытку датировки Плащаницы. Кроме того, ученые предложили провести опыты на отдельных нитях и небольших образцах ткани и заснять бесценную реликвию на видеопленку.
В процессе радиоуглеродного анализа ткани, проведенного в Оксфорде в 1988 году, на Плащанице были обнаружены волокна хлопка. В заключении директора лаборатории текстильных экспериментов в Эмбергейте (Великобритания) Питера X. Смита говорится, что «на ткани присутствуют хлопковые волокна темно-желтого цвета, очевидно египетского происхождения, причем очень древние. К сожалению, невозможно сказать, как именно они оказались на Плащанице». Доктор Раес, исследуя ткань под микроскопом в поляризованном свете, идентифицировал эти хлопковые волокна как Соssypium herbaceum, разновидность, характерную для Ближнего Востока времен Христа. Профессор Бирмингемского университета Филипп Макнэйр подтвердил эти выводы и указал, что вкрапления хлопка действительно принадлежат к типу Соssypium herbaceum, что подтверждает ближневосточное происхождение ткани. Европейцы же не были знакомы с этой разновидностью хлопка и в тот период, когда могла быть выполнена предполагаемая фальсификация. Волокна хлопка указывают на то, что ткань Плащаницы была соткана на том же станке, на котором до этого работали с хлопком. Американский археолог и синдонолог из Пенсильвании Пол Мэлоуни считает, что волокна хлопка входили в состав льняной пряжи.
Доктор Раес заявляет, что данные находки говорят в пользу ближневосточного происхождения ткани, поскольку европейцы не знали хлопка вплоть до IX века, когда мавры начали выращивать его в Испании. Первое хлопчатобумажное полотно было соткано в Венеции и Милане в XIV веке н. э., а в Англии подобной ткани не видели вплоть до XV века. В древности хлопок возделывали в Индии и Китае, индусы умели изготавливать ..хлопчатобумажную ткань еще за несколько веков до начала христианской эры. В первые века нашей эры хлопок был широко распространен в Месопотамии и Египте. Уилсон указывает, что хлопчатник проник на Ближний Восток из Индии во времена правления царя Сеннахирима, то есть в VII веке до н. э.
В годы земной жизни Иисуса Христа хлопок уже получил свое распространение в окрестностях Иудеи, таким образом это не противоречит подлинности Плащаницы. Доктор Раес сделал вывод, что льняное полотнище могло быть соткано в I веке н. э., но с уверенностью сказать этого не смог. Покойный Джон Трайер, специалист по технологии текстильного производства, двадцать пять лет проработавший в Манчестерском текстильном институте (Англия), отмечал, что до нас дошло немало образцов ближневосточных тканей, подобных Плащанице, которые восходят к 3600 году до н. э., в то время как средневековых тканей этого типа сохранилось относительно немного. Он пишет: «Логично было бы сделать вывод, что льняное полотно из пряжи Z-образного сечения с диагональным типом плетения, при котором одна поперечная нить чередуется с тремя продольными, подобное ткани Плащаницы, могло быть соткано в I веке в Сирии или Иудее» . В Мишне очень четко сказано, что можно добавлять хлопок к льняной пряже без страха нарушить запрет «не смешивать разнородное», но не дозволялось вкрапление даже небольшого количества шерсти. Таким образцом,
Плащаница — самый подходящий погребальный саван для иудея, жившего в I веке н. э. Закон предписывал: «В одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся». Таков был запрет на смешение волокон растительного (льна) и животного (шерсть) происхождения.
В 1978 году группа ученых, состоящая более чем из сорока специалистов, среди которых были христиане, иудеи и агностики, известная как Исследовательский проект по изучению Туринской Плащаницы (СТУРП), провела тщательное исследование Плащаницы с помощью самого современного оборудования. Ученые определили, что изображение появилось в результате того, что некий феномен (пока не известный) или событие вызвали быструю деградацию (старение) целлюлозы вследствие ускоренного обезвоживания и окисления молекул целлюлозы в самых верхних слоях волокон Плащаницы, вызвавшую, таким образом, появление желтовато-коричневых или соломенно-желтых пятен, напоминающих следы огня. Но что бы ни было причиной этой стремительной деградации, она затронула только верхние слои ткани. Как мы уже говорили, изображение — это поверхностное явление. И большинство ученых сравнивают изображение на Плащанице с опалинами, которые получаются, если оставить утюг на льняном носовом платке на слишком долгое время.
Но чем же это было вызвано? Это и есть самая главная загадка Плащаницы. Никто так и не смог пока дать всестороннего объяснения этому феномену, и позже мы обсудим различные теории происхождения изображения. Те, кто верит в Воскресение Христа, считают, что в момент Воскресения произошло чудо — некое явление, которому наука пока не смогла найти объяснения, и именно оно оставило метки на Плащанице. Это своеобразная фотография Воскресения, оставленная для всех последующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления. Поэтому многие называют Плащаницу «безмолвным свидетелем» и утверждают, что она действительно «видела» момент Воскресения.

Это подделка

Исследователи из Колорадского центра Туринский плащаницы (Turin Shroud Center of Colorado in Colorado Springs) обещают обнародовать сенсационные результаты своих экспериментов, которые, по их мнению, доказывают, что Туринская плащаница подлинная. Подробности они намерены доложить 21 февраля 2019 года на ежегодной встрече Американской академии судебно-экспертных наук (American Academy of Forensic Sciences — AAFS) в Балтиморе. Пока же исследователи опубликовали аннотацию (Е73 на стр. 573), из которой можно понять, в чем собственно суть предпринятых экспериментов и каковы были их побудительные мотивы.

Во все времена находились желающие побыть в роли Иисуса Христа.

Туринская плащаница — полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, сотканное изо льна хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя. На полотне имеются два негативных опечатка человеческого тела — виды с спереди и сзади.

Одни считают, что именно в это полотно был обернут снятый с креста Спаситель. Якобы его тело и отпечаталось на ткани неким сверхъестественным способом. Скептики сомневаются. И подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно в средние века.

Обе стороны ожесточенно спорят уже многие годы. С переменным успехом. В настоящий момент «лидируют» скептики, воодушевленные экспериментами, о которых в 2018 году рассказали судмедэксперты-криминалисты — Луиджи (Matteo Borrini) из Ливерпульского университета Джона Мурса (Liverpool John Moores University in the United Kingdom).

Напомню, криминалисты присмотрелись к отпечаткам тела — конкретно к следам от многочисленных ран, которые на нем имелись, к подтекам крови из них. В первую очередь они обратили внимание на прорезь под сердцем — след в виде узкого овала размером 44 на 11 миллиметров. Словно бы от широкого лезвия копья, вошедшего в грудь. Потом исследовали руки и ноги, пробитые острыми предметами сечением порядка 8 квадратных сантиметров. Предположительно гвоздями.

Итальянские и британские криминалисты экспериментировали с манекенами.

Гарлашелли и Боррини задались целью проверить, в самом ли деле раны, которые получил распятый на кресте человек, могли оставить следы, имевшиеся на плащанице.

Ученые протыкали копьем манекены. Пускали кровь из их «ран». И выяснили, что подтек на плащанице не соответствовал тем, которые оставляла кровь, стекавшая с тела под действием силы земного притяжения.

То есть, если бы человека пронзили копьем, через какое-то время сняли с креста и обернули в полотно, то следы крови на нем были бы другими, располагались бы иначе. Те, которые имеются, не могло оставить тело, висевшее на кресте. Не могло и положенное горизонтально.

Подтеки крови на предплечьях ученые имитировали посредством трубочек, прикрепленным к добровольцам — примерно в тех местах на запястьях, в которых они были пробиты на теле, отпечатавшемся на Туринской плащанице. Руки добровольцев размещали под разными углами к телу. Эти эксперименты продемонстрировали: следы, которые имеются на полотне, могли бы появиться в том случае, если бы руки человека были подняты вертикально. Что совсем не согласуется с имеющимися представлениями о казни на кресте.

Кровь текла из модельных ран.

А каким образом образовались некоторые другие пятна, Гарлашелли и Боррини вообще не смогли объяснить с физической точки зрения.

Подтеки крови промакивали и сравнивали с теми, которые имеются на плащанице.

Общий вывод, приведенный в журнале Journal of Forensic Sciences: следы на Туринской плащанице не похожи на настоящие. Стало быть, она, скорее всего, поддельная.

Нет, плащаница настоящая

Эксперименты колорадских ученых призваны были опровергнуть выводы их итальянских и британских коллег. Американские энтузиасты сообщили, что моделировали распятие максимально реалистично — размещали добровольцев на кресте. Только что гвоздями не прибивали, а крепили посредством особых зажимов. И кровь пускали.

Руководил экспериментами физик Джон Джексон (John P. Jackson) — ученый, которому Святой престол доверил в 1978 году целую неделю изучать подлинник Туринской плащаницы. И он уверовал, что на ней действительно отпечаталось тело. И что тело это — Иисуса Христа.

Почти реальные распятия вроде бы продемонстрировали, что кровь стекала с добровольцев «как положено» и ее следы на их телах якобы соответствовали тем, которые имеются на Туринской плащанице. То есть, никаких противоречий с законами физики тут нет. По крайней мере, Джон Джексон с соратниками их не выявили. А стало быть, плащаница — подлинная.

КСТАТИ

Спорные моменты

У фигуры, отпечатавшейся на плащанице, пробиты запястья. И это археологически верно. То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго не провисит, доказал еще в 1931 годы французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.

Но лишь недавно экспериментам нашлось реальное подтверждение: итальянские археологи обнаружили скелет с характерными «ранениями». Это «подробность» — в пользу подлинности плащаницы.

Гвоздь в ноги распятого вбивали через пятки.

А вот раны на ногах, похоже, «неправильные» — ступни пробиты в районе плюсневых или предплюсневых костей. А на самом деле ноги распятым крепили одним гвоздем, проходившим сквозь обе пятки — точнее обе пяточные кости. Пятки совмещали и пробивали разом. Гвоздь позволял жертве опираться на него и тем самым продлевать ее мучения. Характерные повреждения именно в этих местах имеются на обнаруженных останках — на костях людей, погибших на крестах в начале первого века нашей эры. Как раз тогда, когда был казнен Иисус Христос.

Споры о подлинности Туринской плащаницы продолжаются.

Туринская плащаница с отпечатками тела на ней.

Одно из самых таинственных и обсуждаемых свидетельств земной жизни Иисуса Христа, одна из самых почитаемых христианских святынь, одна из самых спорных исторических реликвий – все это о ней, о Туринской плащанице. Как ее изучали и о чем она может рассказать современному человеку, сегодня в нашей статье.

«…и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале…»

Евангелие от Луки, 23:53

История Плащаницы

Вынос Плащаницы

Все четверо евангелистов повествуют о том, как был погребен Господь Иисус Христос после смерти на кресте: один из Его тайных учеников – Иосиф Аримафейский – купил чистое полотно и подготовил в Гефсиманском саду пещеру для погребения. Плащаницу пропитали благовониями и маслами, как было положено у иудеев, и обернули в нее тело Господне, положив в той самой пещере (гробе). После воскресения Христова ученики Его нашли плащаницу и плат, которым было покрыто Его лицо, лежащими в пещере:

«… приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» (Ин., 20:6).

Согласно преданию, дальше плащаница хранилась у апостолов и спустя время попала в Византию. Уже с IX века встречаются письменные упоминания об этой святыне.

Как и многие православные реликвии, плащаница долго хранилась в столице Византии – Константинополе. В 1202-1204 годах во время Четвертого крестового похода крестоносцы завладели городом и разграбили его, перевезя многие святыни в Европу. Так плащаница попала к католикам и сначала выставлялась для поклонения верующих в городе Лире (Франция), затем в Шамбери, а после была перевезена в итальянский город Турин, по которому и получила свое знаменитое название.

Что может рассказать нам Туринская плащаница?

Туринская плащаница

Что же представляет собой Туринская плащаница? Это льняное полотно размером около четырех метров в длину и одного метра в ширину, на котором имеются золотисто-желтые отпечатки обнаженного тела истерзанного Человека.

Несмотря на древность святыни, она прекрасно сохранила на себе следы тех событий, которые были описаны в Евангелии и по которым современный человек может узнать о последних часах земной жизни Господа.

Поскольку плащаница обвивала тело Христово со всех сторон, на ней отпечаталось Его изображение во весь рост спереди и сзади. На одной стороне полотна видно образ мужчины со сложенными на груди руками и прямыми ногами, на второй стороне – этот же образ со спины. Достаточно присмотреться и увидеть черты лица, волосы, небольшую бороду и усы. Исследования подтверждают, что это изображение человека восточной расы, принадлежавшего к родовитым евреям.

Удивительно, но плащаница запечатлела те страдания, которые претерпел Господь перед смертью: лицо Его ассиметрично из-за ран и ушибов, можно увидеть раздувшиеся брови, опухший нос, порванное правое веко, сильную припухлость на правой щеке, многочисленные кровоподтеки и запекшуюся кровь. Один глаз полностью закрыт, второй немного приоткрыт из-за травм.

Все тело Господа было покрыто ранами и увечьями. На плащанице запечатлелись приподнятые плечи и грудная клетка, которая характерна для людей, умерших от удушья (именно это этого умирали осужденные на распятие). От плеч до икр ног тело покрыто множеством ран, их не менее 98. Ученые выяснили: такие раны наносились специальными плетьми с гвоздями, гирьками или шариками на концах. Эти бичи назывались «флагрум» и широко использовались в I веке для истязания осужденных. На плащанице видно, что тело имеет широкую отметину от тяжелой перекладины на правом плече (Господь нес крест к месту казни).

На руках и ногах тела видны раны от гвоздей размером около 8 кв. мм – это в точности соответствует размерам гвоздей, которые нашла святая царица Елена при раскопках в Иерусалиме (в IV веке) и которые хранятся теперь в церкви Святого Креста. Плащаница рассказывает нам о том, что гвозди не были вбиты в ладонь, как часто изображают, но вбивались в центре запястья – именно так распинали осужденных в I столетии. Плащаница запечатлела и рану от копья, которая была нанесена римским воином под ребро Спасителя.

Все эти результаты исследований удивительно точно повторяют описания страданий Иисуса Христа на Кресте, позволяя современному человеку представить, насколько страшной, тяжелой и мучительной была смерть от распятия. И кажется промыслительным, что изучение плащаницы началось в конце XIX века, когда в мире начался спад духовности, а человеческие умы тяготеют к материальным учениям. Будто Господь хотел снова обратить людей к Себе, раскрывая тайны Туринской плащаницы, которую называют «пятым Евангелием».

Как изучали Туринскую плащаницу?

Итальянский профессор создал 3D изображение Иисуса Христа на основе Туринской Плащаницы

Интересно, что православные византийцы почитали плащаницу как святыню, а католики, к которым она попала в XIII веке, считали ее предметом рукотворным – работой древних мастеров. Споры о подлинности плащаницы велись давно, а потому с развитием технологий встал вопрос о ее изучении.

Первые научные исследования плащаницы начались в конце XIX века. Тогда в Париже проходила выставка религиозного искусства, на которую из Турина была доставлена святая плащаница. Фотограф Секондо Пиа сделал два фотоснимка святыни, чем положил начало ее серьезному изучению.

На одном из негативов после погружения его в проявитель стал виден позитивный портрет Господа Иисуса Христа. Лик Христа был невероятно красивым, возвышенным и благородным. Сам Пиа назвал великим чудом тот факт, что плащаница представляет собой негативное изображение.

В XX столетии изучение плащаницы продолжилось. В 1973 году доктор Макс Фрай произвел анализ пыльцы, микрочастицы которой сохранились в полотне. Оказалось, что пыльца принадлежит растениям, произрастающим на Ближнем Востоке в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря. Французские биологи Поль Виньон и Ив Делаж сделали заключение о том, что изображение тела на плащанице анатомически идеально и ни один художник не смог бы так искусно нарисовать подобное. Это еще раз подтверждает факт о нерукотворной природе плащаницы. Заключения антропологов и медицинских экспертов о ранах и увечьях на теле, положенном в плащаницу, в точности подтверждают описания страданий Иисуса Христа перед смертью. Исследования пятен крови на полотне показали, что она человеческая и относится к IV группе.

На плащанице в области глаз видны отпечатки монет – это соответствует еврейскому обычаю класть монеты на глаза усопшего. В I веке Иудея входила в состав Римской империи, а потому использовала римские денежные знаки. Ученые смогли выяснить, какая монета соприкасалась с плащаницей – это были медные монеты «лепта Пилата», которыми пользовались евреи в I столетии.

С 2005 по 2011 годы Туринскую плащаницу исследовали ученые из Итальянского Национального Агентства по новым технологиям, что позволило им сделать важные заявления.

Во-первых, ученые подтвердили, что плащаница не является подделкой и не была работой средневековых художников. Во-вторых, в ходе исследований подтвердились данные не только о смерти Господа, но и о Его воскресении. Было выявлено, что тело пролежало в плащанице двое суток, но на ней совершенно нет следов тления и разложения тела – а это настоящее чудо.

К тому же выяснилось, что плащаница была подвержена воздействию необычного света, похожего на ультрафиолетовую радиацию такой силы, которой не существует в мире и которую не способен излучать ни один из существующих источников ультрафиолетового света. Все это подтверждает чудо о воскресении Христовом.

Почитаемые копии Туринской плащаницы в России

Точная копия Туринской плащаницы

Поскольку православные верующие особо почитают Туринскую плащаницу, в Россию были подарены несколько точных копий этой святыни. Копии делают особым образом, когда раз в два года в Турине открывают плащаницу для проведения исследований. Тогда же специалисты фотографируют изображение, а затем переносят его на натуральный хлопок, в точности соблюдая размеры и вид оригинала.

В 1997 году копия Туринской плащаницы была передана в Москву, а 7 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл освятил ее. Святыня хранится в Сретенском мужском монастыре столицы.

В 2006 году еще одну копию Туринской плащаницы преподнесли в дар Александро-Свирскому монастырю, освящение ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

В 2010 году из Международного центра изучения плащаницы в Турине точная копия была доставлена в Санкт-Петербург для Казанского кафедрального собора, где она находится и сейчас. В этом же году копию святыни получил и храм Иоанна Крестителя в Веневе (Тульская область).

В 2014 году копия Туринской плащаницы была подарена и храму священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Святая Плащаница Господня есть живое свидетельство той цены, которую Христос заплатил за наше искупление. Она напоминает нам о Крестной Жертве, без которой было бы невозможно спасение человеческого рода. Свидетелем воскресения Христа была не только плащаница, но и гроб Господень, над которым сейчас в Иерусалиме возвышается одноименный храм. Это главное место паломничества всех православных христиан. Это место, где совершилось наше спасение.

Вы можете подать записки на Пасхальную Литургию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Близится к концу Страстная Седмица и уже не за горами праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Уже виден отблеск пасхального света, и душа чувствует его приближение. Мы желаем Вам встретить воскресшего Господа радостным ликованием: «Христос воскресе из мертвых!» и всем сердцем ощутить полноту Праздника Праздников и Торжества из Торжеств!

Туринская Плащаница

Одной из бесценных реликвий в христианстве по праву является Туринская Плащаница (итал. Sindone di Torino). Для многих миллионов людей – это подлинное полотно для погребения Иисуса Христа, на котором таинственным образом отпечатался лик раненного Тела Иисуса со следами крови. По убеждению верующих христиан льняная плащаница из Турина является свидетелем Страданий Иисуса Христа и вызывает перед саваном трепет и благоговение.

Плащаница называется Туринская, так как больше 400 лет она находится в Турине, что в Италии и хранится в храме Святого Иоанна Крестителя. Хорошо сохранившаяся реликвия представляет собой полотно продолговатой формы 4,36 м Х 1,1 м. Соткана Туринская плащаница из льна, который происходит с регионов Ближнего Востока.

Бесценным полотном официально владеет Католическая церковь после смерти Гумберта II Савойского в 1983 году, который завещал ее Ватикану, где она и находится по настоящий день. Римские первосвященники во главе с Папой признают, что верят в подлинность реликвии и что на полотне запечатлен именно Иисус.

Исследования

Немногие святыни подверглись такому тщательному изучению, как Туринская Плащаница. До сих пор ведутся научные споры вокруг отреза полотна, в которое по притче было завернуто тело Иисуса Назаретянина после распятия.

🇮🇹 НАШ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНСТАГРАМ🇮🇹

Отпечаток тела вызывает неподдельный интерес у лучших умов человечества, ведь если это действительно настоящие погребальное полотно Иисуса, то запечатленный таинственным образом на нем Лик Богочеловека свидетельствует о Воскресении Иисуса. Скептикам и атеистам же приходится опровергать очевидные подтверждения достоверности святыни.

Изучением древнего отреза ткани занимались всемирно известные ученые со всего мира, объединив усилия в решении значимой исторической задачи. Туринская Плащаница множество раз подвергалась тщательному анализу историков, фотографов, генетиков, математиков, химиков, археологов, художников, микробиологов, биофизиков, патологоанатомов, хирургов.

Появляются все новые доказательства против гипотезы скептиков о том, что это творение является делом кисти мастеров эпохи Возрождения. Ученые обнаружили, что плащаница содержит:

  • известняковые частички, характерные для региона Мертвого моря;
  • пыльцу и микроорганизмы из Иерусалима;
  • арагонит в крови;
  • монеты на глазницах;
  • мужскую кровь, что подтверждено химическим путем.

Образ на ткани

На отпечатке отчетливо видны очертания мужского тела высокого роста с многочисленными ранами. Видны даже малейшие капли крови и царапины. Если Туринская Плащаница – это подделка, то значит, ее автор был отлично знаком со Священным Писанием, запечатлев страдания Иисуса с высокой точностью.

Между 5 и 6 ребром справа отчетливо видно ранение от копья, рваные раны от гвоздей в области запястий и стоп, множество следов от ударов плетью, спина представляла собой месиво, ведь плеть римлянина была изготовлена из жил вола с металлическими кусками на концах. Также видны следы от шипов тернового венца, многочисленные следы побоев и надругательств, на плече заметен отпечаток от перекладин креста, как у Иисуса.

Распятый Иисус мог делать только порывистые вдохи, происходило медленное жестокое удушение. Если прибавить к мукам палящее палестинское солнце, невыносимую жажду, то Туринская ткань предельно точно сохранила следы бесчеловечных надругательств, не пощадивших Богочеловека. Иисус подвергся избиению целым полком солдат.

Одна сторона полотнища имеет два отпечатка человеческого тела в позе, свойственной похоронным обрядам 1 века. Отпечатки напоминают опалины, как от горячего утюга. По словам очевидцев, лучше всего плащаница с изображением видна с расстояния 2 м и более. Чем ближе подойти к полотнищу, тем таинственное изображение разглядеть сложнее, так как оно начинает расплываться.

Древняя плащаница сохранила следы событий, которые случились в 1532 году, а именно – произошло повреждение пожаром. Складки полотна были опалены раскаленным серебром. Хотя само полотно было повреждено частично, огонь почти не тронул Божественный образ.

Следы казни

По всему образу наблюдаются пятна крови, особенно кровотечение сильно наблюдается в области ступней и запястий, рана в правом боку, что с точностью совпадает с повествованием о кощунственных надругательствах, нанесенных Иисусу во время казни. По римским обычаям Иисусу Христу в запястья были вбиты гвозди, после чего воин воткнул копье между 5 и 6 ребрами, чтобы удостовериться в его смерти.

Для распятия римляне использовали гвозди только в первых столетиях н. э. Также на изображении видны следы кровавых подтеков на лице и голове, согласно библейскому описанию бичевания и мучений от тернового венца, предшествовавших распятию Иисуса. Следов разложения на льняном отрезе найдено не было.

В 4 местах на полотне имеются группы из 3 дырок, расположенных буквой «Г», прожженных раскаленным предметом. Предполагается, что основной причиной появления отверстий являются горящие кусочки ладана на сложенное вчетверо полотнище.

Специалисты, рассматривая пожелтевший отрез чудом сохранившегося полотна под увеличительным прибором, отметили поразительную вещь – изображение выполнено без каких-либо красителей или пигментных веществ, не просматриваются мазки кистью и не имеется сходства с произведениями каких-либо художников, отсутствуют характерные особенности определенного художественного стиля. Также удивительным оказался тот факт, что запечатленный отпечаток затронул только верхний слой волокон, хотя все красящие вещества обязательно проникли бы внутрь ткани.

Современная наука

Фотографический негатив

Еще одним уникальным чудом оказалось открытие, сделанное в 1898 году, когда фотографу Секондо Пиа (Secondo Pia) разрешено было выполнить 2 снимка святыни. Изумленный Секондо был повержен в шок, когда на негативах проступили очертания силуэта, а проявившийся образ был позитивным. Туринская ткань с чудесным изображением оказалось негативной, а если ее сфотографировать, то можно получить позитивное изображение. С благоговением Секондо проникся к этому снимку, его поразила та реальность, которая предстала перед ним на фотографии, ведь черно-белый снимок усиливает контрастность в разы.

Необычность изображения обусловливалась еще отсутствием каких-либо контуров. Чтобы придать портретам форму все художники использовали контуры, вплоть до импрессионизма 19 века. Достоверные исследовательские данные обычно основываются на манере рисования, характере контуров. Вряд ли кто-то из мастеров эпохи Возрождения смог запечатлеть на ткани такой превосходный негативный опечаток, когда про науку фотографирования совсем ничего не знали?

Новые открытия

В 1931 году одному из лучших профессионалов фотографов Джузеппе Энри (Giuseppe Henri) было поручено выполнить серию фотографий святыни. Тогда обнаружились новые открытия и другие детали, такие как возможность присутствия римских монет на глазах лежащего в плащанице.

Специалисты в работе над чудесным полотном применяли следующие методы:

  • рентгенография;
  • инфракрасное излучение;
  • термография;
  • радиоуглеродное датирование;
  • плазменная масс-спектрометрия;
  • лучи ультрафиолета;
  • макрофотография;
  • электронная микроскопия;
  • анализ ДНК;
  • современные достижения микробиологии и химии;
  • научное моделирование;
  • компьютерные технологии.

Сохранность ткани

Тщательно и бережно хранится Туринская святыня, избегая попадания микроорганизмов. Хорошей сохранностью плащаница обязана засушливому климату и отсутствию воздуха. Веками святыня находилась в раках, сундуках, не попав под лучи дневного света. Около 500 лет Туринская плащаница вообще была тщательно замурована в стену из камня.

Туринская ткань находится в превосходном виде и это неудивительно, множество саванов хранится до наших дней, хотя они в 3-4 раза старше Туринской плащаницы. Ученым известно великое множество погребальных полотен, датированных 1 тысячелетием до н. э. и позже, но ни на одном из них не было никаких отпечатков.

Радиоуглеродный метод

Для изучения реликвии была создана специальная Туринская комиссия из знаменитых ученых, которые определили, что плащаница абсолютно не подвержена атмосферным действиям. Специалисты решили провести новые опыты на нитях и маленьких кусочках ткани, засняв процесс на видео.

Доктор Раес отметил, что над пряжей работал мастер высочайшего класса, плотность ткани соответствует высококачественным египетским тканям. Для того времени этот кусок ткани стоил очень дорого. В Святом Писании говорится, что Иосиф Аримафейский, обвивший тело Иисуса плащаницею, был весьма богатым горожанином.

Радиоуглеродный метод показал присутствие очень древних волокон хлопка египетского происхождения, доказывающие то, что полотно ткали на том станке, на котором до этого ткали хлопок. До 9 столетия европейцам была неизвестна эта разновидность хлопка, англичане не были знакомы с подобным видом материи до 15 века, поэтому вряд ли можно было предположить фальсификацию.

В 1978 году Туринская плащаница прошла тщательные исследования 40 специалистами, которые применили ультрасовременное оборудование. Группе ученых удалось определить, что образ на ткани появился в результате некоего феноменального события, как будто тело прошло сквозь ткань, оставив после себя опалины, напоминающие следы огня, затронувшие только верхние слои ткани. Это могло бы полностью подтвердить Воскресение Иисуса Христа.

В 1988 году исследования ученых о возрасте материала оказались в тупике, когда мировые светила пришли к выводу, что плащаница возрастом не превосходит больше 7 веков. Хотя и были произведены скрупулезные вычисления, специалисты не учли факт пожаров, сказавшиеся на ткани. В 1995 году ученые из России Андрей Иванов и Дмитрий Кузнецов выявили просчеты по анализу радиоактивного углерода и научно доказали, что огонь, дым, копоть повысили содержание атомов, что и послужило причиной уменьшения возраста известного полотна. В результате научных экспериментов было установлено – возраст плащаницы около 2000 лет.

Такой оттиск, который находится на плащанице, невозможно получить ни одним действием, известным на сегодня. Отдаленно его можно сравнить с очертаниями тел, оставшихся после атомного взрыва, произошедшего в Хиросиме. До сих пор никому так и не удалось дать объяснения этому феномену.

Для верующих в Воскресение Иисуса Христа Туринская Плащаница – это чудо, оставленное для следующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления.

Книга

Вышла в свет книга «Леонардо да Винчи и Братство Сиона. Откровения тамплиеров». Ее авторы Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к заключению, что к загадочной Туринской плащанице непосредственное отношение имел гениальный Леонардо да Винчи. Книга раскрывает множество тайн, которые могут скрываться за священным полотном.

Книга Туринская плащаница. Тайна воскресения. Купить книгу с доставкой по лучшей цене.

Фильм

«Туринская плащаница» — документальный фильм про новые открытия преследует главное намерение: установить оригинальность и возраст плащаницы. Авторы картины тщательно исследуют научные гипотезы, проливающие новые открытия на историю происхождения реликвии. Показана уникальная нашумевшая детализированная видеосъемка работы ученых. Документальный фильм и книга достаточно интересно преподносят различные мнения ученых.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ