У бога все вовремя

У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

1. У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

2. Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.

3. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души

4. Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу

5. Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?

6. Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Фото: pravoslavie.ru

7. Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби

8. Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, — благо для нас, одно благо, одна любовь

9. Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

10. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога.

11. Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

12. Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека – научиться жить в мире и любви со всеми.

13. Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать.

14. Берегите семью свою – это Божие благословение вам и путь спасения 15. Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию — вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни.16. Отпадет человек от Источника жизни, творит дела неподобные, и у него заболевает душа; а закоснеет в заблуждениях — заболевает и тело.

17. Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле.

18. Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно.

19. Источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе.

20. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.

Фото: pravoslavie.ru

21. Миром правит только Промысл Божий, и в этом – спасение верующему человеку, и в этом – сила, чтобы перенести земные скорби.

22. Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно.

23. Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни.

24. В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие.

25. Все спасение наше – в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.

26. Наш старец монастырский говорил о себе: “Я не ученый, а толченый”. Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.

27. Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле.

28. Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка, пока небо над головой безоблачное.

29. Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом – да еще по неведению своему и недопониманию – разорять.

30. Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.

Толкования Священного Писания

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему

Вопрос. Отцы, которых просят молиться о каком-либо искушении, чего просят у Бога: избавления ли от страсти, или (вообще) полезного человеку? И как Авва Сисой и другие Отцы, молясь об учениках, просили им у Бога избавления от страсти? Как же нам разуметь, что вся возможна верующему? И еще: никто не бывает искушаем более, чем может (перенести) (1Кор.10:13). И искушение это служит ли к пользе? И приносят ли пользу молитвы Святых?

Ответ. Брат! Поелику мы оба праздны — я и ты, то оставляем наши страсти и спрашиваем одно вместо другого. Впрочем, относительно того, о чем ты спросил, думаю так: совершенные Отцы молятся, чтобы Бог сотворил полезное с человеком, ибо если ему полезно, то Бог оставляет в нем страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти, — избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Авва же Сисой молился так о ученике своем, потому что получил извещение помолиться. И другой Старец, или лучше сказать — другие молились также по извещению. А верить тому, что случающееся с человеком служит к пользе его, вразумляемся из слов Апостола: о всем благодарите. Слова Писания: вся возможна суть верующему, относятся к тому, чтобы с упованием переносить скорбь, происходящую от страстей, чтобы терпеть, долготерпеть и мужественно переносить все подобно Иову. Бог же не искушает человека более, нежели он может (перенести); но если не (помогают ему) молитвы Святых, то иногда человек, по своей лености, делается предателем себя самого. Бог да простит тебя, брат, за пустословие твое.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 382.

22 марта. Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему

Аудио

Евангелие от Марка. Глава 9, с 17 по 31 стих.

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27, Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

(Мк, 9, 17–31)

Господь сходит с Фавора с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном и встречает такую картину: собрались его ученики, толпа народа, фарисеи и несчастный человек с бесноватым сыном. Дух немой владел его телом. По свидетельству человека дьявол пытался погубить юношу, заставлял его бросаться в огонь и воду. Он пытался погубить, но не смог, потому что Бог не допустил этого. Внешняя наша жизнь в руках Божиих, Бог определяет, сколько будет длиться жизнь, Он дает питание и одежду. Но погибнет ли человек для жизни вечной — зависит от самого человека. Вернешься ли ты в самого себя, настроишь ли дух свой на Бога — от тебя зависит.

Апостолы только вернулись с проповеди, где исцеляли больных, изгоняли бесов, говорили о Христе. Многие об этом слышали и знали. А в этой ситуации апостолы не смогли ничего сделать, что вызвало много шума, разговоров, насмешек со стороны фарисеев и величайшее смущение у учеников Христовых. Это произошло не без Промысла Божия. Бог дает дар человеку по милости и благости Своей, а принять этот дар, усвоить его себе и далее пользоваться этим даром — зависит от самого человека и его собственных усилий.

Господь говорит: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Он обращается к бесам. Он устал оттого, что демоны мучают людей. А с другой стороны эти слова касаются учеников. «Почему же вы такие маловерные, сколько можно вас учить простым вещам. Почему все еще надеетесь на себя?» Самонадеяние стало причиной того, что апостолы не смогли воспользоваться даром Божиим.

Ситуация все более накалялась — Господь поступает без всяких объяснений. Сначала устраняет внешнюю проблему, повелевает привести бесноватого юношу. Мы видим, как бес реагирует на Христа: ему страшно, он не может находиться рядом с Богом. Благодать Христа, как огонь, опаляет его. Люди видят все признаки беснования, чтобы не возникало споров и насмешек и урок был очевиден. Христос начинает говорить с отцом, спрашивает, давно ли это с ним. Он показывает людям, что проблема существует уже давно, и что дух пытается погубить мальчика. «Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам», — просит отец. Здесь мы видим маловерие отца. Господь предлагает условие: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». «Человек, от тебя зависит, получишь ли ты помощь Божию. Тебя раздирают боль, обида, разочарование, если ты сможешь уверовать, то получишь помощь Божию». Господь говорит: «Вступи в брань, брось вызов своему унынию». Вот чего не хватает каждому из нас, решиться, несмотря ни на что, вступить в этот бой: «Я слабый, но ради Христа пойду под пули». Тогда и происходит победа силой Божией. Пока мы сомневаемся во всем, мы видим только собственную немощь.

Отец от горя и своих переживаний произносит: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Любовь к своему ребенку, величайшее желание ему помочь буквально подталкивает отца на подвиг веры. «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Господь сказал несколько слов и исцелил человека. Он взял за руку ослабевшего юношу, и тот встал. Вера отца не посрамилась: он бросил все свои силы на веру и выиграл.

Когда Господь был наедине с учениками, те спросили Его: «Почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Молитва делает человека сильным, способным к богообщению. Пост, как всеобщее воздержание от всего, что мешает единению с Богом, очень способствует человеку в богообщении. Апостолы проиграли в этом бою потому, что нужно было постоянно молиться, трезвиться и воздерживаться от всего лишнего. Дар был им дан, но они не смогли воспользоваться. Они успокоились, решили, что можно не стараться, можно не молиться, не поститься, бесы уже и так повинуются. Но должно быть горение, труд над самим собой. Если этого не будет, дар становится для человека недостижимым. Он есть, но пользоваться им человек не может.

«Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».

Напоминаю всем о необходимости чтения Священного Писания. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Как получить у Бога просимое?

Мы должны понимать, что если Господь не дарует просимого, то на это Его Святая Воля, ведь только Он знает, что нам полезно, а что-нет.

«Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).

Сегодня мы поговорим о том, как вымолить у Бога желаемое. У каждого человека есть заветное желание об исполнении которого мы молимся Господу и чаем его исполнения. Случается так, что некоторые наши желания исполняются сразу, а некоторые «застревают» во временном пространстве на неопределённый срок, а то и вовсе остаются без ответа. Давайте попытаемся разобраться в чём же причина?

Во-первых, рассмотрим какие бывают желания с православной точки зрения, а именно: угодные и неугодные Богу. Какие желания угодны Богу? Те, которые соответствуют духовным и нравственным законам. Помните? Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Понятно, что такие пожелания Господь не исполнит, а как же с «правильными» желаниями?

Каждый православный христианин знает молитву «Отче наш…». Какие там пожелания?

1. Хлеба насущного

2. Просьба о прощении грехов

3. Просьба об избавлении от искушений и лукавого.

Эта молитва дана самим Господом нашим Иисусом Христом, который быв не только Богом, но и Человеком знал наши земные нужды. Бог знает все наши потребности прежде нашего прошения и не ограничивает нашей свободной воли, но каждое мгновение человек находится под Его Божественным Промыслом.

У всех, или почти у всех, людей присутствует инстинкт самосохранения. Мы желаем здоровья себе и своим близким. Молимся, просим…Знаменитая поговорка «В здоровом теле здоровый дух…» на самом деле звучит так: «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача».

Тело – храм души, а для православных людей, причащающихся Святых Тела и Крови Христовой – Дарохранительница. Святая Церковь молится о здравии своей паствы, совершая проскомидию и возглашая ектении, да и прихожане в приходских общинах, взяв благословение, молятся о занемогшем своем брате или сестре. Заканчивается молитва по соглашению словами: но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Мы должны понимать, что если Господь не дарует просимого, то на это Его Святая Воля, ведь только Он знает, что нам полезно, а что-нет.

Молитва ко Господу

Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляя и, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя), немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго, и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою, Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Обратите внимание на слова: даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою… Мы как бы говорим: Господи, он (она) будут исполнять Святую Твою Волю, только исцели!

Одна из важных составляющих, получения просимого здравия – прощение обид. Поверьте, Бог не слышит злопамятных людей. Гарантия того, что ваша молитва будет услышана – сердечная молитва о здравии и благополучии ваших обидчиков. Примиритесь в сердце своем и увидите, как многие болезни оставят вас.

Ещё одна актуальная тема, касаемая молодых людей – вымаливание супруга. Мало людей, не желающих найти свою «половинку». «Ева» ищет «Адама», «Адам» — своё недостающее «Ребро»… Так как же вымолить своего единственного или единственную у Бога? В книге Юлии Сысоевой «Бог не проходит мимо» две подруги приехали к знаменитому старцу. Одной из них старец сказал очень важные и для всех девушек слова:

– Закончишь институт, а там и замуж выйдешь, только храни себя до этого от всякого блуда. Иначе не сможешь выйти за того, кто будет тебе дан.

Верующие молодые барышни просят Господа дать им «…супруга честного и благочестивого, чтобы в любви с ним и согласии прославлять Господа..»

Как-то мне довелось беседовать с верующей девушкой. Спрашиваю: как ты себе представляешь свою будущую семейную жизнь?

– Ну как же, батюшка, мужа доброго, благочестивого и порядочного, здоровых деток, полное взаимопонимание и любовь!

– Так, – говорю, – давай разбираться: считаешь ты себя достойной всех этих благ, не натворила ли ты в своей жизни чего недолжного?

Молчит.

– Не приходит ли тебе в ум, что за свои «художества» ты должна ответить? Вымаливая себе супруга, знаешь ли какой тебе полезен для спасения, добрый и благочестивый или же дебошир и пьяница?

Задумалась. Как часто мы не знаем чего просим!

Но не стоит отчаиваться! Вспомните пример Царя Давида, который ради женщины, чуть было не потерял милость Божию, как он, согрешив, каялся! И Господь благословил его сыном Соломоном – мудрейшим из мудрейших, однако… до этого царю Давиду всё же пришлось «оплатить» свой грех.

Мы должны всегда помнить, что всё в мире духовном и материальном подчинено законам, установленным Творцом. Всё находится в равновесии… И вымаливая у Господа то, или иное свое пожелание, необходимо осознавать, что, возможно, придётся чем-то пожертвовать.

Напоследок хочется напомнить текст, на мой взгляд, очень мудрой молитвы:

Ежедневная молитва свт. Филарета

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою; Научи меня молиться и Сам во мне молись. Аминь.

Исполняющий обязанности благочинного Тихорецкого церковного округа, настоятель Свято-Никольского храма станицы Фастовецкой протоиерей Валерий Бочарников.

Источник: официальный сайт Тихорецкой и Кореновской епархии.

Когда Господь слышит и исполняет наши просьбы

И на самом деле, когда? Из Писания мы знаем: просите, и дастся вам. Посему просим, и просим, как нам кажется, нужного не получаем. Может быть, мы действительно не понимаем, что нам нужно. Ведь не зря апостол говорит: «О чесом бо помолимся, не вемы». Если уж великий Апостол не знал, что просить у Господа, то что можем знать мы, приземленные и окутанные непрестанной и часто пустой суетной жизнью?

Однако каждый верующий из личной жизни знает, как милостивый Господь не оставляет его в просьбах. Сколько изливается у человека ко Господу просьб, столько же и много больше следует от Него счастливых и утешительных ответов.

Да, бывают просьбы, которые остаются без ответов. Когда? Разве несчастная мать не знает, что нужно для ее непутевого сына: наркомана, пьяницы, разгульного дебошира? Знает и просит. А сын остается, к ее слезам и горю, прежним, если не хуже. Часто матери утверждают, что сын хочет оставить свои проступки и не может. «Я, батюшка и молюсь, а Господь не помогает. Может, неправильно молюсь?» Что в утешение скажешь разочарованной во всем матери? В своем отчаянии у нее уже слышен ропот на Господа: «молюсь, а Господь не помогает».

— Знаю, мать, что молишься. Но сын льстит тебе, жалобит тебя своим притворством, но оставить прежней жизни не хочет. Поэтому скажу тебе: продолжай, мать, молиться. Молитва матери не может быть не услышана, и она сделает свое дело, пусть это будет, может быть, даже после твоей смерти. Прошение матери, любящей свое дитя даже до смерти, умолит Господа, и Он вразумит заблудшее чадо. Приведи-ка его на службу, после службы мы с ним побеседуем.

— Не могу уговорить, батюшка, не хочет.

Вот весь ответ на слезный вопрос. Ах, если бы молитва была обоюдная!

Знаем из Ветхого Завета, как согрешили два израильских царя, Саул и Давид. И оба просили пророков помолиться о них. Но первому пророк повелел сдавать царские дела, так как он, согрешив, больше не может быть царем Израиля, а другому, гораздо более согрешившему, на первое же прошение о молитве, пророк ответил: «Отъят грех твой!»

На первый взгляд просматривается как бы несправедливость. Ведь оба просят, и просят пророка, человека, имеющего, если можно так выразиться, прямой выход к Богу. А ответ различен: Давид помилован, а Саул отвержен в своей просьбе. Почему? Потому что один из согрешивших, посыпав пеплом голову, стенал и молился о помиловании, а другой продолжал богопротивный образ жизни, желал, чтобы кто-то иной за него просил и молился.

Но в жизни встречаются и буквально дикие случаи. Врачи из прихожан заметили за мной, что их старенький батюшка слабеет здоровьем и отправили меня в местные Уральские санаторные здравницы отдохнуть, подкрепить силы. Так получилось, что рядом, на базе отдыха «Медик» находилась на каникулах студентка Челябинского мединститута Машенька Шмакова со своей мамой. Семья верующая. Было это 4 августа, в день памяти Марии Магдалины. И мы по-походному, отметили день Ангела Машеньки. Пропели, как и полагается, «многая лета». Мелькнула мысль: наверное, в этом месте первый раз в жизни прозвучала молитва многолетия. А когда шли в свою здравницу «Утес», попали на водосвятный молебен в часовне в честь иконы Божией Матери «Целительница». После молебна пошли отдохнуть на квартиру, которую предоставили нам добрые люди. Проходя мимо продуктового павильона, матушка зашла в него купить чего-нибудь к ужину, а я присел на стульчик у столика павильона. Из павильона вышел высокий молодой парень, бесцеремонно подсел рядом и неожиданно довольно грубо заговорил:

— Откуда ты взял, что Бог есть?

— А откуда ты взял, что Его нет?

— А откуда ты взял, что он есть?

— А откуда ты взял, что Его нет?

— Я тебе глаз выбью, я два года отсидел, вот видишь, — и показывает рогатый кулак с оттопыренными кривыми пальцами.

— От этого ничего не изменится. В моей тюрьме, которую я духовно окормляю, где более трех тысяч таких же ребят, никто мне подобного не обещал, а теперь у моих ребяток появится новичок для веселой тренировки и развлечений. Но вся беда в том, что ты никогда не слушал свою мать, потому что не любил ее.

— Я бы вас всех перестрелял! – в злобе выкрикнул и ушел пьяной походкой.

— Матерь Божия, исцели, удали из этого мальчика духа злобы, как они скоро чувствуют противоположный им Дух Божий в людях!

Кто помолится о таком? Что его ожидает? Один Господь знает.

Но отрадно и, можно сказать, наградно то, что чувствует верующий человек, просящий у Господа помощи. Просьбы таковых исполняются тут же.

С позволения терпеливого читателя моих записок приведу одно-другое Божие воспоможение моим просьбам, которые ясно показывают, какие наши просьбы приличны Богу для исполнения. Желаю прежде пояснить, что помощь Божия, оказанная мне, была не за мое достоинство, а за то, что просьба моя оказалась угодной Богу, о чем я уразумел, к моему стыду, спустя много лет, будучи уже священником.

Я подрос, и меня взяли в армию. Мама осталась одна жить в бараке, в который нас привез мой папочка в 1939 году в шахтерский поселок Роза Коркинского района. За мое пребывание в армии барак попал под снос, и маме в двухэтажном доме дали комнатку на подселение в 12 кв. метров.

Когда я вернулся из армии, меня отказались прописывать, поскольку норма жилплощади на человека была в 9 кв. метров. У нас площади явно не хватало. Парадокс был решен пропиской. Подошло время создания семьи. Жену не хотели прописывать по этой же причине, но все-таки прописали.

Заканчиваю горный техникум, работаю в шахте механиком на добычном участке. Родился ребеночек, затем второй. Резко чувствуется нехватка жилья, но шахта жилье не дает. Горисполком информировал шахту о крещении моих детей, и я попал в число неблагонадежных. Меня много раз внаглую тасовали из первоочередных в последние. В бригаде слесарей-ремонтников ко мне было очень хорошее отношение. Люди старше меня, опытные в работе и жизни, видя мое безвыходное положение, однажды поздненько вечерком делегацией пришли ко мне домой с бутылочкой водки и положили на стол 1200 руб. денег. По тому времени это были очень большие деньги. Они все жили в своих домах.

Оказывается, они сторговали недалеко от шахты для меня дом. Я был в испуге и недоумении. Вначале было отказывался, но строгий разговор шахтеров меня остановил: «Не возьмешь, заберем назад, второй раз не предложим, и дружба наша поломается. Работаем вместе, отдашь со временем». Так я стал обладателем собственного дома, в котором прожил много лет. Было очень удобно – работа рядом.

По годам дом был старый, засыпной. Площадь достаточная, но в хороший мороз стены промерзали, и дом приходилось топить без остановки. Благо уголь был. Трудностей перенесли предостаточно и самая главная в том, что когда зимой мы с женой бывали на работе, мама часто по своей немощи пребывала в нетопленном дому.

И вот как-то я пришел из ночной смены домой. Дети в садике, Мария на работе, печь, затопленная ей, почти прогорела, мама лежит в своей комнате под толстым одеялом, рядом с ней Мария поставила термос. Стена, где лежит мама, покрыта снежным инеем. Растопил печку, напоил маму чайком и присел рядышком на краешек кровати.

Милые наши мамочки, забывая о себе, переживают о детях.

— Сынок, как у тебя дела на работе?

— Мамочка, все хорошо.

— Слава Богу. Пока ты на работе, я непрестанно молюсь о тебе.

Я взял в руки газету, и на глаза попалась заметка о том, что в этом году для благосостояния советского человека сдано в эксплуатацию столько-то миллионов квадратных метров жилья. В душе невольно вырвалось: «Господи! Мне бы из этих миллионов полуторку, для мамы. Я день и ночь в шахте, Мария на работе, мама одна в холоде. Был бы папка, вопрос был бы решен еще в моем младенчестве. На работе боюсь и голос подать о жилье. Господи, Ты наш Отец, помоги мне маму содержать в тепле, она этого заслужила».

Мама и жена мне часто говорили, чтобы я оставил работу в шахте. Но я не видел, куда себя можно было с горным дипломом приложить. Тянул, как говорят, резину, отодвигал в сторону на эту тему домашний разговор. И, как теперь я это понимаю, в этом была моя большая ошибка: непослушание маме и воле Божией. И тогда Господь ставит меня в иное положение.

В Союзе радовались открытию в Тольятти нового автомобильного завода ВАЗ. «Жигули» давались передовикам производства. У меня были блестящие производственные показатели. В то время у меня был «горбатенький» Запорожец, но хотелось «жигули». Но мое положение на получение автомобиля оказалось таким же плачевным, как на квартиру. Терпению бывает предел, и я вышел на разговор с директором шахты, считая себя обделенным.

К этому времени мой рейтинг вырос: меня перевели механиком на участок «Вентиляция». Иначе говоря, на мне лежала газовая защита шахты. Это высоко и очень ответственно. Но все мои успехи были не в счет, первым противником моих просьб был парторг шахты. Аргументы были налицо: посещение Церкви, сводки о крещении детей, морально неустойчив. И я решил уйти с шахты. Домой пришел расстроенный, мама заметила и спросила причину. Я рассказал и добавил, что если бы сейчас меня стали уговаривать остаться на шахте и предлагали «Жигули» бесплатно, я бы не согласился, считая, что променял веру на гроб с колесами. Конечно, на душе было очень плохо и болезненно, но надо было раньше слушать маму, ушел бы тихо и мирно, безболезненно. Куда пойти? Мария предлагает на строительство «Челябинской птицефабрики», где она работала на стройке, с тем, чтобы впоследствии перейти ветврачом. Решили. Решение принимали втроем: я, мама и Мария. Ни дети, ни родня ничего не знали. Договорились, что пока не устроюсь на работу, никому не скажу ни слова, куда иду. Так внушил Господь.

В молодости прочел интересную вещь. Старцы-пустынники, пребывая в своих подвигах, иногда посещали друг друга. Примерно как старец Зосима из житья Марии Египетской. Особенно посещали тех, кто был в затворе. Однажды к такому затворнику пришел монах-пустынник на духовную беседу. Старец-затворник, отвечая на вопросы монаха, решил поделиться с ним духовной тайной, какую открыл ему Господь. Он взял бумажку, написал эту тайну и дал прочесть посетителю. Тот прочел и старец тут же эту записку сжег на свече, поясняя, что тайны вслух не разглашаются. Монах-пустынник удивленно спрашивает старца:

— Авва, мы с тобой в глубокой пустыне, в твоей пещерке находимся одни, нас никто не слышит, для чего же нужно было писать записку, да еще сжигать ее?

— Наш разговор слышит лукавый.

— А разве он не мог прочитать записку?

— Нет, не мог. Он не обучен этому. К тому же читать записку написанную человеком Божиим, ему не позволит его первобытная гордость.

Вспомнив совет дивного старца, мы решили иметь свою семейную тайну.

Итак, я подал заявление на увольнение. После подписи директора, заявление должен был подписать мой начальник участка «Вентиляция». Ярый коммуняка. Меня терпел только в силу того, что у меня была чудная дружба с РГТИ (горнотехническая инспекция), перед которой трепетали все. В этом была воля Божия, которая держала меня перед ненавистниками на плаву. И вот, мой дорогой начальник, подписывая заявление, спрашивает:

— Куда идешь?

— В ЖКХ.

— Зачем?

— Мне дадут квартиру.

— Будешь механиком?

— Нет. Сантехником.

— Почему?

— Я же говорю, что мне дадут квартиру. Вы же не даете!

— Ты не получишь квартиру.

— Получу. Иначе я бы не ушел с шахты.

— Ты не получишь квартиру.

— Почему?

— Пока я депутат Горсовета, ты квартиру не получишь.

— Получу. И заранее приглашаю тебя на новоселье.

— Я не пойду к тебе.

— Почему же? Я приглашаю.

— Мы с тобой идеологические враги.

— Ну, мое дело пригласить.

Первый раз в жизни я сказал неправду. Должно быть – ложь во спасение. Получив полный расчет, в этот же день я устроился на строящуюся птицефабрику инженером КИПиА. Отработав смену, при разговоре с шахтерскими друзьями, сказал, что устроился на птицефабрику. Фабрика от нас была в 15-ти километрах, связи не было никакой. Был 1974 год. Выхожу на третий день на работу, объясняю своим электрикам фронт и цель работы, и вдруг меня отзывает в сторону мой главный энергетик птицефабрики и взволнованно спрашивает:

— Сергей Иванович, меня прислал директор фабрики спросить – ты баптист?

— А в чем дело?

— Сейчас к нему приезжали с шахты, где ты работал, и сказали, «к вам устраивается Гулько Сергей Иванович. Не берите его. Он баптист и разлагает дисциплину у людей, мы с ним намучились». Сергей Иванович, скажи честно, ты баптист?

— Ты спрашиваешь, я честно отвечаю: нет. Никогда им не был, и никогда не буду.

— Спасибо. Я все понял.

И ушел докладывать директору.

Вот характерный почерк совдепии: потратить рабочее время, приехать на незнакомую стройку, зайти к незнакомому директору и предупредить, чтобы верующего человека, как врага, не брали на работу. Оболгать его, воткнуть голодный нож в спину семье того, кто и словом никого не обидел, у кого отец геройски погиб за Родину и семью. Погиб за то, чтобы его семья не умерла без кормильца-воина с голоду. Погиб за этого же бездарного и бессовестного лжеца и иже с ним.

Удивительно, но мой новый директор оказался верующим человеком и носил меня, можно сказать, на руках. Вот как Господь поддерживает своих! И если на шахте меня даже из списков на жилье вычеркивали, то на новом месте меня выбрали председателем жилищно-бытовой комиссии по распределению жилья трудящимся фабрики. За хорошую работу жилищной комиссии директор предложил мне выбрать квартиру самому. Я скромно отказался, но вопрос остался таковым.

Параллельно строительству фабрики строилось и жилье рабочим. Чтобы ускорить заселение нового дома, руководством фабрики было предложено пойти всем будущим жильцам и очистить дом от строительного мусора, чтобы строители быстрее приступили к покраске полов. Пошли и мы с детьми. Детей было трое, но ходить могли уже двое. Зашли на второй этаж в первую попавшуюся квартиру, и меньшая дочка воскликнула: «Мама, эта квартира будет нашей!» На том и остановились, квартира была четырехкомнатная и соответствовала нашей семье из шести человек.

Господь всегда дает больше, чем просишь. Просил для мамы хотя бы полуторку — получил четырехкомнатную, в которой мы прожили 5 лет. Дети стали вырастать и понадобились комнаты пообъемнее. Написали заявление на рассмотрение и забыли об этом. Меня директор упросил перейти в очень важный для птицефабрики цех – инкубатор. Я согласился. Дорогой директор внезапно умер. Другой нас совершенно не знал, да ему и не до всех нас было, своих дел много. Так мы прожили еще два года.

В нашем поселке строились двухквартирные дома для руководящего состава. Однажды, после окончания смены, выходим через проходную к автобусам, чтобы ехать домой, в это же время выходят люди из Административного управления, где заседал профсоюзный Фабком и распределял эти самые коттеджи. Знакомые ребята подошли ко мне с поздравлениями о выделении мне коттеджа. Принимал за шутку, но это оказалось правдой. Мы переехали в новый двухквартирный домик с приусадебным участком. Дом имел три комнаты и громадную веранду, которую мы переделали в хорошую четвертую комнату. Дом получил по воле Божией для того, чтобы в нем я научился читать славянский язык в голос. Прожили в нем 15 лет и переехали в Коркино уже будучи священником.

Почему такой долгий и далеко не такой уж легкий пройден путь в получении жилья? Потому что нужно было сразу услышать волю Божию в маминых словах и подчиниться: «Сынок, я все время прошу Господа, чтобы ты оставил шахту». Воля Божия была высказана словами. Я слышал это и не решался. Думал не тем местом: уйду с шахты, уйду с работы, что же со мной будет? А Господь готовил меня быть Его служителем. Какова милость Божия к нам, колеблющимся и самонадеянным!

Потом, когда немного поумнел, понял, почему мне дал Господь такое дивное жилье. Он не мне дал, Он для мамы дал. Я просил у Него из многих миллионов квадратных метров жилья теплую полуторку для мамы. А, поскольку мама жила со мной, а я с ней, в этот дар попал и я со своей семьей. Дивны дела Твои, Господи!

Может быть это сложный пример, вот пример попроще.

Итак, на 23 февраля, ко дню Советской Армии, мы получили в пятиэтажке четырехкомнатную квартиру. Идет Великий Пост, ждем радостную Пасху.

Великий Четверток. Мария с мамой выставили на стол, покрытый чистой красивой скатертью свежие пасхальные куличи и тарелку с разноцветными яичками. Перед всеми нами встал очень сложный вопрос: как освятить пасхальную трапезу? Пасхальный воскресный день в этот год объявлен рабочим днем. До Коркино не добраться, живем в глухомани. До Челябинска еще дальше, на работу явно опоздаем. «Запорожца» моего больше нет, по совету директора шахты я его должен был продать рабочему со своей шахты, чтобы меня не отнесли к спекулянтам, так как я стоял в очереди на «Жигули». Я выполнил совет, и совсем остался без колес.

Сидим дома всей семьей, любуемся красотой праздничного стола и горюем. Придется разговляться не освященным яичком. Каждый из нас друг друга успокаивает: «Ну что поделаешь, Господь видит наше положение. Разговеемся тем, что есть».

«Господи, — вырывается у меня почти со слезами, — была бы машинка, мы бы и службу отстояли, и пасочки бы освятили, и разговелись бы по-человечески, и на работу бы успели!»

Утром в Великую Пятницу, как обычно, вышли на работу. Вдруг меня вызывает директор фабрики. Оказывается, он потерял ключи от сейфа. Запасной внутри. Кто сможет открыть? Конечно, киповец. Пришел, поковырял где шилом, где изогнутым пинцетом. Бог знает как, но сейф открылся.

Директор доволен. Выхожу из управления, на крыльце стоит очень пожилой и всеми уважаемый парторг фабрики, Николай Иванович Клименко. В прошлом заслуженный председатель колхоза. Вежливо поздоровались. Он спрашивает:

— Сергей Иванович, как жизнь молодая?

Неожиданно для себя соврал второй раз в жизни.

— В прошлое воскресенье ездил в Челябинск на «барахолку», посмотрел машины, все старенькие, полугнилые, побоялся брать. Хотелось бы в выходные дни детей на природу вывезти, да и самим отдохнуть где-нибудь у воды.

— Что вы, что вы, не берите! Я видел в районе разнарядку на сельское хозяйство, у нас будут машины, возьмете новую.

С тем и расстались. Ближе к обеду по громкой селекторной связи диспетчер фабрики срочно вызывает меня к директору. Тут подбежал ко мне старший снабженец и торопит зайти к директору.

— Коля, — спрашиваю его, — что случилось? Может что-нибудь из инструмента взять с собой?

— Сергей Иванович, ничего не надо, сейчас все будет зависеть от тебя.

— Коленька, в чем дело, ну скажи по секрету.

— Как сейчас скажешь, так и будет.

Послушно иду, серчаю — тоже, друг называется. Захожу к директору, а он меня с порога спрашивает:

— Сергей Иванович, тебе что, машина нужна?

— М-да.

— А что же молчал? На проводе Николай Иванович, он в районе на совещании, говорит, что тебе нужна машина. Нам дают «Москвич-2125». Он дороже жигулей. Возьмешь, или лучше подождать?

— Возьму.

— Дорого. «Жигули» -5500, а «Москвич»- 7200.

— Буду брать.

Звонит парторгу Николаю Ивановичу о согласии. Отписывают нам машину. Новенький, шикарный «Москвич» комби 2125 к обеду в Великую Субботу уже стоял под нашим окном. Вечером, без номеров, с великой радостью поехали в Коркино встречать радостнейшую Пасху. Вот велия радость! Вот милость Господня к просящим у Него помощи! А каково чудо: на шахте парторг «зарубил» мою просьбу, а на селе парторг помог ей!

Почему так быстро была исполнена просьба? Потому что просьба была для славы Божией, для молитвы, для посещения в воскресные дни храма.

Вот это, нам, просящим помощи Божией, нужно обязательно помнить: что просим у Бога и для чего. Воля же Божия – любовно помочь всем.

Примером же для наших просьб пусть будет прошение Святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны, которые имея безукоризненную и благочестивую жизнь, молили Бога, чтобы Он благословил их рождением ребеночка, Которого они решили отдать на службу Богу. В их слезные и горячие прошения было вложено все упование на Господа, жертвенная любовь к Нему и вся надежда: «Сними с нас, Господи, поношение неплодства, дай нам Дитя, а мы Его отдадим Тебе для Твоей славы». Думали, что Бог даст сыночка, чтобы его определить для службы Богу в храм Господень, а родилась Девочка. Но обещание свое они с радостью выполнили. Великая и неизреченная радость и для нас, что Господь дал им Девочку, Пречистую и Преблагословенную Марию, ставшую Матерью Бога и Матерью всего человеческого рода, Первой Помощницей всех плачущих и скорбящих матерей.