В молитвах неусыпающую богородицу

Содержание

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы: очевидное невероятное

В тро­па­ре «В рож­де­стве дев­ство со­хра­ни­ла еси» гим­но­гра­фы как буд­то на­сла­жда­ют­ся умно­же­ни­ем ря­да «невоз­мож­но­стей», сле­ду­ю­щих из од­но­го име­но­ва­ния: Бо­го­ро­ди­ца. Де­ва ста­но­вит­ся Ма­те­рью; жен­щи­на рож­да­ет То­го, Ко­го не вме­ща­ет весь мир, смерт­ная рож­да­ет­ся в жизнь веч­ную. Ком­мен­ти­ру­ют свя­щен­ник Фе­о­дор Лю­до­гов­ский и по­эт Оль­га Се­да­ко­ва.

Ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Рос­сия, XIV век

Тро­парь, глас 1:

В рож­де­стве дев­ство со­хра­ни­ла eси,
во успе­нии ми­ра не оста­ви­ла eси, Бо­го­ро­ди­це,
пре­ста­ви­ла­ся eси к жи­во­ту,
Ма­ти су­щи Жи­во­та,
и мо­лит­ва­ми Тво­и­ми из­бав­ля­е­ши
от смер­ти ду­ши на­ша.

Гре­че­ский ори­ги­нал

Пе­ре­вод Оль­ги Се­да­ко­вой

Рож­дая, со­хра­ни­ла Ты дев­ствен­ность.
По­чив, не оста­ви­ла Ты ми­ра, Бо­го­ро­ди­ца:
Ибо пе­ре­шла к жиз­ни
Ты, ис­тин­ная Ма­терь Жиз­ни,
И тво­им хо­да­тай­ством из­бав­ля­ешь
От смер­ти ду­ши на­ши.

Срав­не­ние Успе­ния с Пас­хой чре­ва­то се­рьез­ной дог­ма­ти­че­ской ошиб­кой, — пре­ду­пре­жда­ет свя­щен­ник Фе­о­дор Лю­до­гов­ский:

— В Пра­во­слав­ной Церк­ви су­ще­ству­ет мно­же­ство празд­ни­ков, по­свя­щен­ных Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Ес­ли сле­до­вать хро­но­ло­гии со­бы­тий, то пер­вый из них – за­ча­тие Бо­го­ро­ди­цы пра­вед­ной Ан­ной (9/22 де­каб­ря); за­тем – Рож­де­ство Бо­го­ма­те­ри (8/21 сен­тяб­ря), Вве­де­ние во Храм (21 но­яб­ря / 4 де­каб­ря), Сре­те­ние (2/15 фев­ра­ля), Бла­го­ве­ще­ние (25 мар­та / 7 ап­ре­ля), Успе­ние (15/28 ав­гу­ста). Даль­ше сле­ду­ют празд­не­ства, уста­нов­лен­ные в па­мять о яв­ле­ни­ях Пре­свя­той Де­вы, о чу­де­сах, со­вер­шен­ных Ею в раз­ные эпо­хи цер­ков­ной ис­то­рии: это и празд­ник По­кро­ва (1/14 ок­тяб­ря), и па­мять Зна­ме­ния Бо­го­ро­ди­цы в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де (27 но­яб­ря / 10 де­каб­ря), и празд­но­ва­ния в честь де­сят­ков икон Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Глав­ным сре­ди всех этих празд­ни­ков мо­жет счи­тать­ся Успе­ние – так же, как глав­ным днем па­мя­ти свя­то­го обыч­но яв­ля­ет­ся день его кон­чи­ны, так же, как глав­ный Гос­под­ский празд­ник – Пас­ха, вос­по­ми­на­ние смер­ти и Вос­кре­се­ния Хри­ста.

Успе­ние ча­сто на­зы­ва­ют Бо­го­ро­дич­ной Пас­хой, но та­кое на­име­но­ва­ние пред­став­ля­ет­ся неже­ла­тель­ным: со­вер­шен­но оче­вид­на дав­няя и неосла­бе­ва­ю­щая тен­ден­ция «под­тя­ги­вать» по­чи­та­ние Бо­го­ма­те­ри до уров­ня по­чи­та­ния Спа­си­те­ля (это вид­но во всем – от ор­фо­гра­фии до гим­но­гра­фии) – но та­кое стрем­ле­ние всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с дог­ма­ти­че­ским уче­ни­ем Пра­во­слав­ной Церк­ви: Гос­подь Иисус Хри­стос – Бог и че­ло­век, Тво­рец и Спа­си­тель; Бо­го­ро­ди­ца – лишь че­ло­век, хо­тя и вме­стив­ший в се­бя Бо­же­ство. Ее слу­же­ние бы­ло со­вер­шен­но ис­клю­чи­тель­ным, на­ше спа­се­ние бы­ло бы без Нее невоз­мож­ным; од­на­ко Ее че­ло­ве­че­ская при­ро­да не из­ме­ни­лась, Она, как и все лю­ди, бы­ла под­вер­же­на смер­ти. По­это­му хо­те­лось бы на­де­ять­ся на бо­лее трез­вен­ное от­но­ше­ние к по­чи­та­нию Бо­го­ма­те­ри – рав­но как и к по­чи­та­нию мно­гих свя­тых.

Празд­ник Успе­ния име­ет од­но­днев­ное пред­праздн­ство (сра­зу по­сле от­да­ния Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня); его по­праздн­ство длит­ся во­семь дней. Успе­ние Бо­го­ро­ди­цы – по­след­ний дву­на­де­ся­тый празд­ник в цер­ков­ном го­ду, на­чи­на­ю­щем­ся 1/14 сен­тяб­ря и за­кан­чи­ва­ю­щем­ся в ав­гу­сте. Спу­стя две неде­ли по­сле от­да­ния Успе­ния на­сту­па­ет пред­праздн­ство пер­во­го в го­ду дву­на­де­ся­то­го празд­ни­ка – Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы.

О чем без­опас­ней мол­чать

Неиз­вест­ный ав­тор тро­па­ря Успе­ния, об­ра­ща­ясь к Бо­го­ро­ди­це, со­зер­ца­ет неве­ро­ят­ность про­ис­шед­ше­го. То­го, что про­изо­шло с Пре­свя­той Де­вой, не вме­ща­ет че­ло­ве­че­ский ра­зум и обы­ден­ный опыт. Ком­мен­ти­ру­ет Оль­га Се­да­ко­ва

По­яс­не­ния к тек­сту тро­па­ря:

1. В рож­де­стве, во успе­нии – здесь име­ют­ся в ви­ду не празд­ни­ки Рож­де­ства Хри­сто­ва и Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а са­ми дей­ствия рож­де­ния и смер­ти. Успе­ние (усып­ле­ние) от ус­пну­ти – уснуть; тра­ди­ци­он­ная ме­та­фо­ра смер­ти как сна (так же, как рус­ское «по­чить») здесь при­об­ре­та­ет бо­лее кон­крет­ное зна­че­ние. По цер­ков­но­му пре­да­нию, гря­ду­ще­го вос­кре­се­ния из мерт­вых, ко­то­ро­го ожи­да­ет весь род че­ло­ве­че­ский (в том чис­ле, свя­тые), Ей уже не тре­бу­ет­ся.

2. Пре­ста­ви­ла­ся к жи­во­ту, ма­ти су­щи Жи­во­та. Од­но и то же сло­во, жи­вот (жизнь) име­ет здесь несколь­ко раз­ные зна­че­ния. В пер­вом упо­треб­ле­нии жи­вот озна­ча­ет жизнь, веч­ную жизнь. Во вто­ром – Хри­ста, Ко­то­рый есть жизнь («Аз есмь путь и ис­ти­на и жизнь», (Ин.14:6)); Ко­то­рый при­нес в мир «жизнь, и жизнь с из­быт­ком», (Ин.10:10)). В этом смыс­ле мож­но ска­зать о Бо­го­ро­ди­це, что она ро­ди­ла Жизнь лю­дям.

3. Ма­ти су­щи – бук­валь­но: пре­бы­ва­ю­щая, став­шая на­ве­ки.

4. мо­лит­ва­ми Тво­и­ми – слав. мо­лит­ва, пе­ре­да­ю­щая гре­че­ское πρεσβεία, озна­ча­ет здесь «прось­бу», «про­ше­ние» и кон­крет­но – про­ше­ние о по­ми­ло­ва­нии.

Sub specie poeticae

Пра­во­слав­ные ли­тур­ги­че­ские пес­но­пе­ния, по­свя­щен­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, как пра­ви­ло, очень слож­ны и «дог­ма­тич­ны» бо­лее, чем ли­рич­ны. Это осо­бен­но за­мет­но при срав­не­нии с тра­ди­ци­он­ной ла­тин­ской гим­но­гра­фи­ей, с та­ки­ми ее клас­си­че­ски­ми об­раз­ца­ми, как Stella Maris («Звез­да мо­рей»), Pulcherrima Rosa («Пре­крас­ней­шая Ро­за»), Salve Regina («Ра­дуй­ся, Ца­ри­ца»)… Со­вер­шен­ная чи­сто­та, див­ная кра­со­та, несрав­нен­ное ми­ло­сер­дие Де­вы — их ли­ри­че­ская те­ма.

Пра­во­слав­ные (гре­че­ские) пес­но­пе­ния об­ра­ща­ют­ся к Бо­го­ро­ди­це ина­че: в све­те дог­ма­та о Во­пло­ще­нии Бо­га Сло­ва. Они раз­мыш­ля­ют о той ро­ли, ко­то­рая при­над­ле­жит Ей в этом ве­ли­чай­шем чу­де, они со­зер­ца­ют неве­ро­ят­ность про­ис­шед­ше­го. Это­го не вме­ща­ют че­ло­ве­че­ский ра­зум и обы­ден­ный опыт, о чем по­сто­ян­но на­по­ми­на­ют бо­го­ро­дич­ные гим­ны (мо­ти­вы «мол­ча­ния ви­тий» и «недо­уме­ния фило­со­фов») и о чем, как го­во­рит од­но из этих пес­но­пе­ний, «без­опас­нее бы­ло бы мол­чать».

Хва­леб­ное пес­но­пе­ние и есть мол­ча­ние, об­ла­чен­ное в сло­ва, некое по­до­бие огром­ной вы­шив­ки. Из­люб­лен­ная ри­то­ри­че­ская фигу­ра здесь – со­еди­не­ние несо­еди­ни­мо­го, ок­сю­мо­рон: «Неве­ста нене­вест­ная». Со­зер­ца­нию пев­цов и слу­ша­те­лей пред­ла­га­ют­ся ве­щи непред­ста­ви­мые: де­ви­ца ста­но­вит­ся ма­те­рью, оста­ва­ясь де­ви­цей; жен­ское чре­во вме­ща­ет То­го, Ко­го не вме­ща­ет звезд­ный мир и все тво­ре­ние; смерт­ное, со­тво­рен­ное че­ло­ве­че­ское су­ще­ство рож­да­ет «жизнь бес­ко­неч­ную». Гим­но­гра­фы как буд­то на­сла­жда­ют­ся умно­же­ни­ем ря­да «невоз­мож­но­стей», сле­ду­ю­щих, по су­ще­ству, из од­но­го име­но­ва­ния: Бо­го­ро­ди­ца.

Мы не раз уже го­во­ри­ли об осо­бом ин­тел­лек­ту­а­лиз­ме и «тео­ре­тич­но­сти» ви­зан­тий­ской ли­тур­ги­че­ской по­э­зии. С этим ее ка­че­ством мож­но свя­зать и обык­но­вен­ное при­сут­ствие в бо­го­ро­дич­ных пес­но­пе­ни­ях вет­хо­за­вет­ных об­ра­зов, в ко­то­рых бо­го­сло­вы усмат­ри­ва­ют про­об­ра­зо­ва­ние Бо­го­ро­ди­цы: Бо­го­ро­ди­ца – лест­ни­ца, ко­то­рую ви­дел пат­ри­арх Иа­ков, кув­шин ман­ны из древ­ней Ски­нии За­ве­та, жерт­вен­ник, неопа­ли­мая ку­пи­на, пе­ре­ход через Крас­ное мо­ре… Все это – об­раз­цы то­го, «че­го не бы­ва­ет», чу­де­са, в ко­то­рых «есте­ства чин» (при­род­ный за­кон) от­ме­ня­ет­ся.

Огром­ный ре­естр та­ких сим­во­ли­че­ских упо­доб­ле­ний со­дер­жит в се­бе ака­фист «Взбран­ной Во­е­во­де», об­ра­зец и ис­точ­ник мно­же­ства ли­тур­ги­че­ских тек­стов. Тро­парь Успе­ния, о ко­то­ром мы ве­дем речь, не вклю­ча­ет в се­бя этих вет­хо­за­вет­ных сим­во­лов.

Его ком­по­зи­ция про­зрач­на. Пер­вые два сти­ха да­ют па­рал­лель­ные об­ра­зы со­еди­не­ния несов­ме­сти­мо­го: дев­ствен­но­го рож­де­ния – и кон­чи­ны, ко­то­рая не озна­ча­ет пол­но­го раз­ры­ва с ми­ром. Два эти чу­да по­да­ны в од­ном мо­ду­се: со­хра­не­ния. «Дев­ство со­хра­ни­ла» — «ми­ра не оста­ви­ла». Хра­не­ние, сбе­ре­же­ние, по­кров – один из глав­ных мо­ти­вов в по­чи­та­нии Бо­го­ро­ди­цы. В мо­лит­вен­ных об­ра­ще­ни­ях к Ней зву­чит на­деж­да, что с Ее по­мо­щью и про­пав­шее не про­па­дет. Два этих сти­ха со­став­ля­ют как бы бо­го­слов­ское вступ­ле­ние к гим­ну.

Сле­ду­ю­щие че­ты­ре сти­ха тро­па­ря раз­ви­ва­ют его ос­нов­ную те­му: смерть – и жизнь. Кон­чи­на Бо­го­ро­ди­цы — не смерть, а пе­ре­ход к жиз­ни (веч­ной жиз­ни), к той но­вой Жиз­ни, ко­то­рую Она ро­ди­ла, оста­ва­ясь смерт­ным су­ще­ством. Сло­во «смерть» по­яв­ля­ет­ся толь­ко в по­след­ней стро­ке, и от­но­сит­ся не к кон­чине Бо­го­ро­ди­цы, а к «нам», точ­нее, к «ду­шам на­шим», ко­то­рые, по ее за­ступ­ни­че­ству, спа­са­ют­ся от смер­ти. Жизнь ее по­сле кон­чи­ны не толь­ко не пре­кра­ща­ет­ся, но ста­но­вит­ся ис­точ­ни­ком жиз­ни для «душ на­ших».

С те­мой за­ступ­ни­че­ства, хо­да­тай­ства, про­си­тель­ства, «спо­ру­чи­тель­ства» Бо­го­ро­ди­цы свя­за­на те­ма Су­да. На Су­де Хри­сто­вом Она вы­сту­па­ет как адво­кат, как про­си­тель­ни­ца о по­ми­ло­ва­нии осуж­ден­ных. Здесь схо­дят­ся ла­тин­ская и гре­че­ская тра­ди­ции гим­но­гра­фии Бо­го­ро­ди­цы, с раз­ли­чия ко­то­рых мы на­ча­ли. И в за­пад­ной тра­ди­ции Она преж­де все­го – За­щит­ни­ца, «адво­кат» на «пра­вед­ном су­де», на­деж­да тех, у ко­го нет ни­ка­кой дру­гой на­деж­ды.

В Св.Пи­са­нии мы встре­ча­ем один ис­точ­ник это­го ты­ся­че­лет­не­го об­ра­за «за­ступ­ни­цы за лю­дей пе­ред Сы­ном»: рас­сказ о брач­ном пи­ре в Кане Га­ли­лей­ской. Со­чув­ствие Бо­го­ро­ди­цы к лю­дям, ко­то­рым не хва­ти­ло ви­на, и прось­ба к Сы­ну по­пра­вить это по­ло­же­ние ста­но­вят­ся по­буж­де­ни­ем к на­ча­лу Его чу­до­твор­ства, к пер­во­му «яв­ле­нию сла­вы», к на­ча­лу со­вер­ше­ния Его мис­сии Спа­си­те­ля. Пер­вое чу­до Гос­подь со­вер­ша­ет по прось­бе Ма­те­ри (Ин.2:1-11).

При­ме­ча­ния

Ср. об этом в па­стер­на­ков­ском «Док­то­ре Жи­ва­го»: «…де­вуш­ка … тай­но и вти­хо­мол­ку да­ет жизнь мла­ден­цу, про­из­во­дит на свет жизнь, чу­до жиз­ни, жизнь всех, «Жи­во­та всех», как по­том его на­зы­ва­ют. – Бо­рис Па­стер­нак. Со­бра­ние со­чи­не­ний в пя­ти то­мах. Том тре­тий, Док­тор Жи­ва­го..М., Худ­лит, 1990, с.460.

В це­лом бо­го­слов­ские хит­ро­спле­те­ния оста­ют­ся «за кад­ром» за­пад­ных гим­нов Де­ве. Но есть ис­клю­че­ния. В бо­го­слов­ском гимне Бо­го­ро­ди­це, ко­то­рый в финаль­ной песне «Бо­же­ствен­ной Ко­ме­дии» по­ет у Дан­те Бер­нар Клер­вос­ский, мы слы­шим со­вер­шен­но ви­зан­тий­ское упо­е­ние го­ло­во­кру­жи­тель­ны­ми «невоз­мож­но­стя­ми»:
“Vergine Madre, figlia del tuo figlio… tu se’colei che l’umana natura Nobilitasti si, che ‘l suo fattore Non disdegno di farsi sua fattura” – «Де­ва Мать, дочь сво­е­го Сы­на… Ты та, в ко­то­рой че­ло­ве­че­ская при­ро­да Так обла­го­ро­ди­лась, что ее Тво­рец Не счел недо­стой­ным стать ее (че­ло­ве­че­ской при­ро­ды) тво­ре­ньем». (Par. XXXIII, 1-6).

Об­раз «до­че­ри соб­ствен­но­го Сы­на» пе­ре­кли­ка­ет­ся с древ­ней ико­но­гра­фи­ей Успе­ния, где Хри­стос пред­сто­ит ло­жу усоп­шей Бо­го­ро­ди­це и дер­жит на ру­ках ее ду­шу в об­ра­зе ма­лень­кой де­воч­ки, точ­но по­вто­ряя по­зу Бо­го­ро­ди­цы, дер­жа­щей Мла­ден­ца. На­гляд­ным об­ра­зом Мать воз­вра­ща­ет­ся к сво­е­му из­на­чаль­но­му ста­ту­су – она вновь ди­тя Твор­ца.

В рождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Тропарь праздника трижды, глас 1

При рождестве Ты сохранила и продолжаешь хранить девство /, во Успении (смерти) мира не оставила и никогда не оставляешь, о Богородица, / Ты перешла к жизни и вечно жива как Матерь Истинной Жизни, / и Твоими молитвами избавляешь от смерти наши души.

28 августа — традиционная дата празднования Успения Пресвятой Богородицы. Почему день смерти Пресвятой Богородицы — радостный и светлый праздник Православной Церкви? Почему православные христиане не скорбят, а веселятся над гробом Матери Божией? На эти вопросы призвана ответить данная статья.

Необычайное отношение Церкви к смерти Пресвятой Богородицы чувствуется уже в названии праздника: кончина Божией Матери сравнивается с мирным и спокойным сном — успением, поэтому и назван он Успением, а не Смертью.

По окончании праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Виктор обратился к собравшимся на празднике верующим с проповедью, в которой ответил на вопросы о сущности нынешнего торжества.

Умирая, современные люди испытывают страх перед смертью. На похоронах ужасная гримаса смерти искажает лицо не только покойного, но и всех собравшихся у его гроба.

Мысли о дорогостоящих похоронах, разлуке с близкими, незавершённых делах, потере красивого тела и богатства отравляют и без того горестные последние минуты земной жизни большинства современных людей.

Умирающий боится своей кончины ещё и потому, что догадывается о суровом ответе за грехи, который потребует с него Господь.

Или же он сомневается в том, что за гробовой чертой его вообще что-то может ожидать.

Всегда ли было так? Или смерть может быть иной?

Так было не всегда. Даже древние язычники твёрдо верили в загробную жизнь.

Кельты со всей серьёзностью договаривались о возврате долга через годы после смерти, античные греки бесстрашно погибали в битвах, надеясь на вечное счастье в чертогах небесной воительницы Афины.

Ещё более твёрдо верили в вечную жизнь православные христиане.

Мученики радовались, умирая, потому что знали, что идут навстречу Тому, ради Кого они жили, страдали и теперь принимают свою кончину.

Тем более надлежало радоваться о смерти Пресвятой Богородице, идущей в вечную обитель к Своему Сыну Господу Иисусу Христу.

Однако апостолы, расставаясь с Пречистой Богородицей, приуныли и начали скорбеть. Чтобы утешить их, Господь явил всем видение, как Он в окружении ангелов возносит душу Своей Матери на Небо.

Каждый православный христианин может наглядно лицезреть на иконе праздника этот эпизод Священной Истории Церкви.

Тогда апостолы с благоговением погребли тело Божией Матери.

Отчего мы скорбим, а святые радуются, умирая?

Ещё одна причина — наша совершенная неготовность к смертному часу.

А Пресвятая Богородица подготовила Себя заранее Своей безгрешной жизнью, как по Её примеру делали все святые. Божия Матерь помолилась Сыну, чтобы проститься со всеми близкими учениками Христовыми перед кончиной.

Господь исполнил благое желание Своей Матери: все ученики, кроме апостола Фомы простились с Ней.

Но и святой апостол Фома опоздал ко гробу не случайно. По его просьбе на третий день ученики открыли гроб, но тела Небесной Владычицы там уже не было.

Святая Церковь верит, что Господь воскресил Свою Матерь и взял Её к Себе на Небо с телом, подобно тому, как Господь Сам вознёсся на сороковой день после Пасхи.

Некоторые святые отцы даже повествуют о явлении воскресшей Богородицы святым апостолам.

Поэтому неудивительно, что верующий народ дал празднику Успения имя Богородичной Пасхи.

Как и Её Пресвятой Сын, Богородица не оставила нас, как ныне поётся в церковном песнопении: «Во Успении мира не оставила еси» (точный смысл фразы в переводе с церковно-славянского языка «во Успении (то есть в Смерти) не оставила и стой поры никогда не оставляешь).

Поэтому горячо любимый народом праздник учит каждого православного христианина надлежащему отношению к смерти как долгожданной встречи со Христом, подготовка к которой и должна составлять всё содержание человеческой жизни.

3 молитвы Успению Пресвятой Богородице 4.4 (87.14%) 14 голос.

  • молитва на праздник
  • молитва перед иконой
  • молитва иная перед иконой

Молитва на праздник Успения Пресвятой Богородице

«О Пресвятая Богородице Дево Владычице, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требущих помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная Света умнаго, Царице, рождшая, Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Владычице всех тварей, боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла небеснаго, горлице богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенный храме Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго Сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице и мира всего известное спасение!

О всемилостивая Госпоже Дево Владычице Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша. Разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.

О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, покланяющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со ангелы и архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда и заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати пресвятых и животворящих Его Таин приступали дерзаем, аще и недостойни есмы. Темже, всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми богоприятными молитвами доити небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его, купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом во веки веков. Аминь.»

Молитва перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

«О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.

Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу.
Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.»

Молитва иная перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

«О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою.

Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися.

Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.

Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.»

Советуем ознакомиться молитва божьей матери успение с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – как просить о помощи?

Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел Гавриил и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

В чем помогает икона Успение Пресвятой Богородицы?

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью. Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа. Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться для исповеди.

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении. Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Успение Пресвятой Богородицы: молитвы о помощи и защите

Успение Пресвятой Богородицы — единственный праздник в честь блаженной и благочестивой Девы Марии. Именно в этот день молитвы, обращенные к Ней, набирают силу. Божья Матерь при жизни обрела дар ходатайства пред Господом, моля и прося за всех, кто нуждался в Ее заступничестве.

Каждый год, 28 августа, все христиане встречают величественный праздник — день почитания Приснодевы. Любому верующему известно, что Бог безустанно борется с силами зла, даруя людям в помощь Святых угодников, каждому из которых отведена своя роль.

Именно в день Успения Божьей Матери силу набираю молитвы, обращенные к Ней. В этот праздник мы можем обратиться в молитве к Богоматери, выразить признательность за Ее благорасположение, сострадание и заботу. Ведь помощь Ее незаменима и важна для всех православных христиан, особенно когда дело касается семейного благополучия, личного счастья и необходимости в небесном заступничестве.

Вознесение Богородицы: смысл праздника

Успение Пресвятой Богородицы — воистину чистый и радостный праздник, вместивший в себя огромное количество традиций и церковных устоев. Ни одно православное торжество не сравнимо по значимости и народной любви с днем Вознесения Божией Матери на небеса.

Смысл праздника огромен. В нем поднимается тема и раскрывается вопрос вечной жизни, доступной нам в подарок за праведное существование. Каждому верующему известно, что смерть — это заслуженная награда, дарующая право на избавление от земной жизни, полной искушений и зла. И примером тому является Матерь Божия. Чья судьба была испытана гибелью единственного Сына, который после вознес ее в Царствие Небесное на руках.

Ежедневно, после казни Христа, в молитвах, Дева Мария просила Господа о скромном подарке: покинуть грешный мир, чтобы воссоединится с сыном и обрести вечную жизнь. Богородица не боялась смерти, Она с упоением ее ждала. К чему призывает и всякого живущего поныне. В этом мире мы лишь гости, настоящее счастье нас ждет на небесах.

Успение Богородицы: церковные традиции этого дня

Обязательно следует почтить память Богоматери своим скромным визитом в храм Божий, оставив очерняющие мысли за порогом церкви. Это празднество веселья, упоения и счастья, поэтому главным условием служит избавление от скорби, уныния и грусти. Пусть ваша крепкая вера, праведность и надежда воспоют в молитве к Пречистой Деве.

Церковнослужители говорят, что в этот день просить у Богоматери можно все, что пожелает душа. Только заложите в молитвы свои искренность и добродетель. Однако, заступничество Богородицы — святая награда. Матерь Божия помогает лишь тем, кто верен Сыну Ее и не скуп на слова благодарности. Поблагодарите Господа за предписанные возможности, удачу и успех в делах мирских, и все воздастся вам в троекратном размере.

О чем просить Пресвятую Богородицу в день Ее Успения

С упоением в сердце и с искренностью в словах можно уповать на помощь Небесной Владычице, моля Ее о защите, здоровье, спокойной, размеренной и счастливой жизни. Не будет лишним, если перед молитвой, вы расскажите Божией Матери о всех своих тревогах, колебаниях и испытаниях. Раскройте душу Благочестивой Деве и Она не отвернется от вас и вашей просьбы, внемля в каждое слово с глубочайшей чуткостью и любовью.

Народной памяти известны случаи явления чудес людям, молящих подле икон Богородице в день Ее Успения. Божья Матерь помогает и советом, приходя во сны или посылая на помощь ангелов. Ведь на смертном одре Приснодева поклялась остаться помощницей и утешительницей каждого христианина.

Молитвы о помощи и защите

Богородица уже при жизни удостоилась благословения Божьего и уповала к Нему за каждого нуждающегося в Ее сердоболии и защите. Необыкновенное приближение к Царствию Небесному Дева Мария сподобилась после Своего Вознесения. Она покинула мир не только во имя блаженного свидания с Сыном, но и для того, чтобы молитвами пред Ним защищать души грешные. Представ апостолам на третий день после смерти, Богоматерь сказала: «Возрадуйтесь, ибо с вами я во все дни и ночи!».

Приснодева жила на земле и известно ей о всех тяжбах, испытаниях и невзгодах мирских. При жизни Она приняла много мук и страданий. Поэтому к Ней и обращаются люди, видя в ней пример истинной веры и непокорность злу.

Всякий грешный поступок на земле причиняет Ей боль, как и наши горести находят в сердце Ее сострадание. Первая Мать не оставит без присмотра и своей помощи не одного человека, живущего с любовью в сердце к Господу. Обращаться к Богородице следует величественно.

Молитва к Богородице о защите:

«Смягчи сердца наши, Святая Богородица. Пусть сгорят в огне все напасти наши, а теснота в душе покинет сердца наши. На лик твой взираем, разделяя Твои страдания и на милосердие уповаем. Ужаснемся мы от рока Твоего, да возрадуемся силе Твоей и крепости духа. Прости жестокость нашу, лишь в Твоих силах ее усмирить. О Великая Владычица, вознеси молитвы наши до Господа и замоли за нас пред Ним греховные деяния наши. Избавьте нас от смерти внезапной и зла всякого. Озарите ум наш и проводите нас ко спасению. Уповаем в надежде во имя Царствия Небесного в руках Господа, Иисуса Христа и его Пресвятого Духа. Аминь.»

Молитва к Богородице о помощи:

«Воспеваем к милости Твоей, о Пресвятая Матерь Божия! Не отвернись от молитв наших, а избавь от бед и несчастий. Единственная Читая и Блаженная Богородица Спаси нас! Ты, многострадальная Матерь Божия, превышающая по вере и страданиям всех живущих на земле. Услышь и не покинь нас в минуты трудные, сохрани нас под покровом милосердия и сострадания Своего. Лишь подле Тебя мы находим прибежище и теплое заступничество во тьме адской. Только ты имеешь позволение обратиться к Сыну Своему и умолить его о спасении нашем и переходе в Царствие Небесное, где мы будем воспевать и славить Сына Твоего, Отца Его и Тебя, Владычицу мира во веки веков. Аминь.»

Молитв к Богородице — бесчисленное множество, но лишь в день ее Успения преобладают две из них. Начните панихиду к Пречистой Деве именно с данных молитвенных слов, не забыв о благодарности. Богоматерь проникнется к вам любовью, чуткость и лаской, ответив на все просьбы. Мы желаем вам мира в душе, крепкой веры. Берегите себя, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Начало Рождественского поста 28 ноября: традиции, обычаи и молитвы

Ежегодно к великому празднику Рождества Христова верующие готовятся заранее, очищая душу и тело. Чтобы не разгневать Святых и избежать серьезных .

Воздвижение Креста Господня 27 сентября: традиции и приметы Крестовоздвижения

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте традиции и приметы .

Рождество Богородицы: история, традиции и приметы праздника

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, — один из важных православных праздников. С этим торжеством связаны .

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что можно и нужно .

Молитвы о прощении грехов

Для каждого православного христианина крайне важно молиться и праведно прожить свою жизнь, совершив как можно меньше .

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В праздничный день Успения Пресвятой Богородицы следует вознести особые молитвы, посвященные этому важному событию жизни Божией Матери. Таким образом мы приблизимся к Царице Небесной, и ощутим молитвенную радость Успенского праздника!

Тропарь Успению Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак Успению Пресвятой Богородицы

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Молитва Успению Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и Живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Похожий материал:

К записи “Молитва на Успение Пресвятой Богородицы” оставлено 6 коммент.

Пресвятая Богородица, Царица небесная! Молю тебя о помощи – воссоедини нашу семью, молю Тебя, помоги нашей семье воссоединиться, детям вразумления даруй, доченькам выбрать правильную дорогу в жизни помоги, сохрани их под Твоей защитой, покрой от всех лукавых желаний, отринь от них всякого врага, открой им уши и очи сердца, даруй милость и смирение в их души.

Пресвятая Богородице, будь сострадательна к дочерям моим (Татиане, Параскеве, Ольге) и обрати их к покаянию. Помилуй и просвети их ум светом Евангелия Божьего и наставь сердце их на путь заповедей Божиих, дабы научилась они исполнять волю Господню, ибо Он Спаситель и Бог наш, во веки веков. Аминь”.

Пресвятая Богородица. Моли бога о нас даруйте здравие рабе Ангелине помощи в учебе , благословите мою семью моих родных. Молю Вас наставить на путь истинный рабу Елену. Помощи встретить хорошо человека для семьи отца для моего ребенка. Господи спасибо Вам за вашу помощь . Господи Благословите!

Богородице Мария. помоги поддержи и наставь на путь истинный.даруй мудрость и благословение мне и моей семье.помоги моему сыночку вырасти настоящим мужчиной спаси и сохрани его. помоги мне удачно выйти замуж иметь личное добротное жилье с хорошими условиями и постоянный честный доход. жить во благо свое и во Славу Бога. аминь.

Пресвятая Богородица, Всецарица небесная!Молю Тебя раба Божия Екатерина об исцелении моей души и тела, что бы я исцелилась и скорее вернулась к своим родным и близким. Да прославлю преславное имя Твое в веки вечныя! Спасибо Тебе Всецарица небесная!

Матушка Богородица! Дева! Святая Мать! Помоги пожалуйста нашей семье, ношу в себе семечко любви и продолжение рода нашего, помоги даруй здоровье моему малышу находящемся у меня под сердцем, даруй благополучное вынашивание мне, даруй чтобы сердечко забилось как и должно, даруй жизнь нашему малышу, сейчас он всего 4 мм, но есть у меня угроза прерывания! Спаси и сохрани нашего ребёнка! Проси Господа Бога нашего и СЫна своего Иисуса Христа! О помощи в здоровье нашего малыша! Пусть родится в назначенный Господом срок , здоровый и счастливый и красивый внутренне и внешне! С удачливой и счастливой судьбой! Прошу как Мать Матерь о сохрании беременности и благополучном завершении родами удачными. Молюсь тебе Матерь Божья заступницам и покровительница наша.

Пресвятая Богородица,Царица Наша Небесная,молью тебя о помощи,молю о покровительстве.Ты защитница всего живого и покровительница семьи!Молю тебя благослови нашу семью на воссоединение,благослови мужа моего любимого раба Божьего Павла на возвращение ко мне и нашим детям.Молю тебя,Матерь Божья,о даровании нам второго шанса. Спасибо тебе,за все чудеса твои.

Тропарь и кондак успению Пресвятой Богородицы – ноты праздничных песнопений на гласовые распевы

Мы продолжаем публиковать ноты обиходных церковных песнопений к праздникам для тех, кто самостоятельно готовится к службам или участвует в любительских хорах. К этому выпуску мы приготовили тропарь и кондак успению Пресвятой Богородицы – приближающемуся празднику, который отмечается 28 августа.

Тропарь праздника начинается со слов «В рождестве девство сохранила еси» (первая «строчка») и поётся на 1-й глас. Кондак праздника «В молитвах неусыпающую Богородицу» распевается на 2-й глас.

Внимание! Эти детали здесь акцентируются не от балды и не от делать нечего, уважаемые певчие. Если вы ещё не выучили гласы, то запоминать первые строчки ТОП-овых тропарей и кондаков с их напевами вам просто необходимо.

Теперь собственно ноты – как всегда два варианта (один запасной, если что-то не сработало). Ноты для смешанного хора в нормальной гуманной человеческой тесситуре, если задать тон по камертону, разумеется (некоторые регенты, знаете ли, грешат – то тон зададут, какой вздумается (душат голоса хористов), то смешанному хору поставят ноты для мужского).

Итак, вот ноты:

Ноты – Тропарь успению глас 1 (pdf-файл откроется в новой вкадке)

Ноты – Кондак успению глас 2 (тоже откроется в отдельной вкладке)

Запасной вариант – тропарь и кондак успению (сохранено на Яндекс-диске в одном общем архиве).

Напоминаем, что по возможности мы стараемся делать наши выпуски регулярными, так как статистика скачиваний материалов показала их высокую актуальность. Ранее были опубликованы песнопения к праздникам Рождества Христова (тропарь и кондак, несколько известных колядок), Пасхи (несколько вариантов тропаря, стихиры и эксапостиларий) и Преображения (тропарь и кондак).

Напоследок хотим вас порадовать хорошим видео – это качественное исполнение тропаря успению Пресвятой Богородицы ансамблем мужских голосов:

Во Успении мира не оставила еси, Богородице

Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы. Успение – потому что Она как бы уснула, не умерла. Слово «умерла» не может быть применимо к Той, Которая была Матерью Источника жизни, Матерью Сына Божия.
Нельзя применить здесь и слово «кончина» в смысле конца, кончины земной жизни, потому что «в Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице». Она – мир не оставила, а если не оставила, значит, Ее жизнь на земле не кончилась. Это непостижимо, но это так.
То, что сказал Ее Предвечный Сын, исполнилось в Ней в высшей степени: Кто верует в Меня, не узрит смерти вовек.
Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, то он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией. «А где же, – спросил он, – Матерь Божия?» «А Ее, – говорят, – здесь нет. Она на земле».
И действительно, Она по земле ходит. На Почаевской горе даже есть след Ее ножки, откуда истекает источник Почаевский. Матерь Божия «мира не оставила».
Поэтому слово «Успение» во всей полноте свидетельствует то, что произошло. Матерь Божия как бы почила – и вскоре проснулась… Заснула как бы в том теле, в котором Она жила на земле, а проснулась уже в преображенном теле, в воскресшем.
Таково особое благоволение Бога к Матери Божией. И это прежде всего за Ее величайшее и непостижимое смирение: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
И в тот момент, когда Она это говорила, Ее уже ублажал род человеческий в лице праведной Елизаветы: Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне. Се бо яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. Иоанн Креститель прославляет Ее пришествие радостью, а праведная Елизавета уже ублажала Ее пришествие. И позднее уже жена некая говорит: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие.
А после Воскресения Христова уже весь мир прославлял Матерь Божию.
Наша православная вера особенно Матерь Божию прославляет. И всякое отклонение от истинной веры, православной веры, заключается прежде всего в удалении от почитания Матери Божией и Честного Креста Господня.

Пост перед праздником Успения установлен святыми отцами по подобию Великого поста – по строгости он такой же, потому что Великий пост предваряет крестные страдания, жертву крестную и воскресение Христа Бога нашего, а пост Успенский предваряет успение и воскресение Матери Божией.
Пост Успенский начинается с выноса креста, а кончается чином погребения, который как бы знаменует собой Великую Пятницу Великого поста, за которой следует воскресение.
Чувство меры, чувство полноты в почитании Матери Божией только в православной вере, где Она занимает первое, высшее и достойнейшее место после Иисуса Христа, Сына Божия. Она превыше всей твари, всего творения. Но Православная Церковь отвергает католический догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы.
Предстательство Матери Божией за людей имеет в своей основе непостижимую Божественную любовь. У Матери Божией та полнота любви, которая только может быть у человека.
И множество икон, явленных Ею здесь, на земле, имеют наименованием именно выражение этой любви неизреченной: «Заступница усердная рода христианского», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Нечаянная Радость», «Милующая», «Спасение утопающих», «Утоление в печалех».
И праздник Ее Успения несет в себе какую-то особую печать тишины, любви, печали, которая светится. Светилен этого праздника – песнопение, которое поется в конце канона, – своим напевом, своим содержанием венчает весь канон, выражает особую тишину, особый покой. Тот покой, о котором Господь Иисус Христос сказал: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

В этот день и в природе все успокаивается, и земля приносит свои плоды, и душа человека пребывает в покое и радости.
И нужно стараться из года в год, от праздника к празднику сохранять это состояние души, которое дается нам этим светлым, радостным днем.
Будем чаще обращаться к Матери Божией, Которая мира не оставила, и настолько милосердна Она, Заступница наша, что, по преданию святых отцев, последнее предстательство за нас, которое будет на Страшном суде, – это предстательство Матери Божией.
Одна раба Божия, которая болела тяжелой болезнью много лет, еще при жизни в видении проходила мытарства. И когда она почувствовала, что их пройти невозможно и что полки бесовские уже смыкаются над ней, уже не пропустят к вратам Царства Небесного, то возопила: «Матерь Божия! Спаси!» – и сразу вся нечисть от нее отступила.
Есть повествование о том, как душу одного человека несли ангелы к вратам Царства Небесного, и приступили к ней нечистые духи, обличая ее во многих прегрешениях. Их последнее обвинение, против которого эта душа уже ничего не могла возразить, было в том, что она отреклась от Бога! И эта душа вспомнила, что она легкомысленно когда-то сказала: «А может, ничего и нет…» Ангелы уже не могли защитить эту душу. И все молитвы были бессильны для ограждения от этой нечисти, и только при вопле души: «Матерь Божия! Заступница усердная!» – вся нечисть отлетела, погоня бесовская осталась позади.
Эти примеры говорят о том, насколько всесильно и всемогуще предстательство Матери Божией.
Будем чаще обращаться в своих молитвах к Матери Божией. Она, как малых детей, нас и любит, и балует.

«В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Молитва, тропарь, кондак и величание Успению Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 1

В Рождестве девство сохранила еси, / во Успении мiра не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: / и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем — не оставила мира, Богородица: Ты перешла к жизни, так как Ты — Мать Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное / Упование гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь к животу / престави во утробу Вселивыйся / приснодевственную.

В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу гроб и смерть не удержали: Тебя, как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в Твою приснодевственную утробу.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Молитва

О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление. Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение. О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя. Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.