В семье лад

На что и клад, коли в семье лад

Так говорят в народе. Это богатство дорогого стоит, хотя в глаза и не бросается. В большой семье Осиповых его чувствуешь сразу, как только переступаешь порог дома

Галина ШИПИЦЫНА

Глава семьи, Валерий Васильевич, ещё и глава многопрофильного крестьянского хозяйства «Белозерцево», занимающегося заготовками сена и леса. Супруга Анастасия Васильевна – хозяйка большого личного подворья. Все их дипломы и награды, полученные за несколько лет, могут занять, пожалуй, полстены – почти ежегодно на районных конкурсах и на Дне района отмечают семью Осиповых в самых разных номинациях.

Взрослые дети давно живут своими семьями. Марина – специалист по юридическим вопросам в администрации Обуховского сельского поселения, старший сын Антон несколько лет был заместителем главы Галкинского поселения, а сейчас его знают как единственного предпринимателя в районе, занимающегося закупом молока у населения.

У каждого, казалось бы, своё дело, но они всегда вместе, все помогают друг другу, подсказывают, поддерживают. Это и называется трудовой династией. Когда встречаются, за большим столом собирается целых четыре поколения. Елене Тимофеевне Кочневой, самой старшей в роду, 90, а самому младшему Ванечке, то есть Ивану Антоновичу, только два. И между ними – почти вековая история семьи.

Елена Тимофеевна сейчас почти не слышит. Но боевой задор и характер остались прежними. Сама топит печь, вяжет всей семье носки, читает книги. Песню нам спела, за которую в молодости пятьдесят рублей выиграла. А про жизнь свою сказала так: если всё рассказывать, целую книгу написать можно. Много хлебнула она за большую жизнь – и раскулачивание, и войну, и тяжёлый труд.

– Восемь лет мне было, – вспоминает, – приехали раскулачивать, начали всё с полатей сбрасывать. Я на постель упала, она подо мной и осталась, остальное всё вывезли. Отца забрали, посадили на десять лет, а нам в течение 21 часа велели выселяться. Уехали в Казанку, там жили. С девяти лет корову доила. Потом отец из тюрьмы вернулся, да ноги отнялись, поставили караулить казённые амбары. Только через несколько лет ноги у него отошли, снова стал плотничать, а плотник он хороший был.

Тогда и переехали они в Кочнево. В школе училась. А подросла – уехала к сестре в Каменск-Уральский.

– Она меня отправила работать, билеты на вокзале продавать. А я плачу: домой хочу. И как-то пешком домой ушла. Вечером постучу в окошко – мне кто картошечки, кто хлеба вынесет, так и дошла за четыре дня.

Потом работала сборщицей живицы в лесном хозяйстве, где познакомилась с хорошим парнем Василием, замуж вышла, а через пару лет поставили условие: или в колхоз, или выселяют в Сибирь. Куда же им с малыми детьми на север? Пошли работать в колхоз. Поставили её сначала за курами ходить, потом перевели в доярки. Аппаратов не было, каждую корову руками выдаивали. Муж первое время разнорабочим, а потом осеменатором коров был. Всегда с ним в передовиках ходили. В трудовую книжку пришлось даже вкладыш вклеивать: не хватило места для благодарностей.

– И когда только я успела восьмерых родить и вырастить? – шутит Елена Тимофеевна.

Свой оптимизм, силу характера, любовь к труду передала она и детям, и внукам, которые идут этой же трудной, но правильной крестьянской дорогой. Делают одно общее дело.

Фото Андрея Зайкова.
На фото: Это только одна ветвь большой семьи. Слева направо: Марина, Валерий Васильевич Осипов с внуками Анечкой и Иваном, Елена Тимофеевна, её дочь Анастасия Васильевна с внучкой Валерией, Мария и Антон.
А всего у Елены Тимофеевны Кочневой 25 внуков, 32 правнука и шесть праправнуков. Она награждена медалями Материнской славы I, II и III степени.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На что и клад, коли в семье лад.

Смотреть что такое «На что и клад, коли в семье лад.» в других словарях:

  • Что за клад, коли все на разлад. — см. То и клад, что в семье лад … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • То и клад, что в семье лад. — Что за клад, коли все на разлад. То и клад, что в семье лад. См. ОДИНОЧЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • СЕМЬЯ — РОДНЯ — В своей семье всяк (отец, дядя) сам большой. На своем пепелище и курица бьет. И в Польше нет хозяина больше. Тишь да гладь, да Божья благодать. Тишь да крышь, мир да благодать Божья. Где мир да лад, там и Божья благодать. На что и клад, коли в… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ОДИНОЧЕСТВО — Одна пчела немного меду натаскает. Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь. Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Две головни и в поле дымятся (курятся), а одна и в печи гаснет. Семья воюет, а один горюет. Семьею и горох молотят.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия

  • КЛАСТЬ — КЛАСТЬ, кладывать что (ладить и нем. laden?), полагать, помещать вещь лежмя; валить, сваливать; выпускать из рук, не роняя; укладывать, раскладывать. гл. класть пополняется, для совершенного вида, гл. положить. Станешь класть дрова в поленницу,… … Толковый словарь Даля

  • ЛАДИТЬ — ЛАДИТЬ, лаживать что, излаживать; прилаживать, приноравливать, пригонять, поправлять, изготовлять, чинить, приводить в порядок и запросто делать; налаживать, строить музыкальное орудие. Ладь соху, скоро пахать. Ладить обед, чай. Ладить свадьбу,… … Толковый словарь Даля

  • Репертуар Московского Малого театра XIX века — Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век … Википедия

На что клад, когда в семье лад

Когда появилось в русском языке слово семья и какое у него было первоначальное значение?

Петр Коровин. Крестины

К сожалению, нередко можно слышать такое объяснение происхождение этого слова: якобы здесь закрепилось сочетание числительного 7 и личного местоимения Я. То есть семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Но сразу скажем, что это наивное и неверное объяснение и, прежде всего потому, что это слово, если оно содержало бы в себе числительное 7 и личное местоимение я, то оно бы и писалось, и произносилось иначе, так как в древнерусском языке было числительное седмь, а не семь, а личное местоимение было азъ, а не я.

Но что же тогда значит это слово – семья? Здесь выделяется корень – сЬмь. Но ещё раз повторю, что это не числительное. Этим словом сЬмь в глубокой древности славяне называли «личность», и в таком случае собирательное имя, образованное от этого корня, будет сЬмиа, сЬмья. Профессор Б.А. Ларин, сопоставляя это слово с данными некоторых других родственных языков, в частности, балтийских (с литовским и с латышским), считал, что древнейшее значение у него было «большая семья, в которую входили родственники», другими словами – только «свои». И это было наследием родо-племенной эпохи. Со временем, постепенно стал увеличиваться круг «своих», но это увеличение шло не только за счёт друзей и близких родственников, здесь также оказали влияние и хозяйственные связи, в результате этого «чужие» постепенно стали восприниматься как «свои». Именно так и появилось новое значение у слова семья: «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц родственных и неродственных», то есть семья – это «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». И в этом нет ничего удивительного или странного, то есть со временем все люди, живущие в одном месте и занимающиеся общим трудом, стали восприниматься как одна большая семья.

Заметим попутно, что в старину существовало слово сЬминъ (с суффиксом единичности -инъ). Так называли раба. И этот пример красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг, рабов.

В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году из Актов Московского государства):

«Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ».

Другой пример мы приведём из Книг расходных Болдина монастыря (1585-1589):

«Купили три пуды соли въ вотчину на семью на домашнюю и для прИбыльныхъ дЬловыхъ наёмных людей ко жниву и къ сЬнокосу».

Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно – уже переносное значение – «жена». В Актах Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так:

«Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ – за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Это значение слова семья сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29):

Здравствуешь Добрыня сын Никитич,

Со своею да с любимой семьёй,

С той было Маринушкой Кайдальевной.

Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья – это все те, кто садился за один общий стол. Но, как отмечает петербургский профессор В.В.Колесов, «в деловом языке Древней Руси до начала пятнадцатого века слово семья уже стало употребляться и в новом значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети)», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении.

* * *

Для русского человека семья изначально представляет собой единство всех её членов, прежде всего – единство мужа и жены. И не случайно это единство мужа и жены называют иногда ещё союзом двух любящих сердец. И я думаю, что это определение тоже будет верным, то есть это союз таких сердец, которые могут понимать и прощать, терпеть и смиряться друг перед другом, чего, к сожалению, так не хватает многим современным молодым людям, которые думают создавать семью, создают её и не могут её удержать, и она распадается, потому что нет в этом союзе истинной любви – всепрощающей, милостивой, снисходительной. И это истинное, первоначальное понятие семьи как единства всех её членов, удивительным образом закрепилось во множестве русских народных пословиц и поговорок. Мы приведём некоторые из них:

– на что клад, когда в семье лад –

– семейное согласие всего дороже.

– Муж с женой, что вода с мукой: сболтать сболтаешь, а разболать – не разболтаешь.

– мир в семье женой держится, потому что «чем умнее жена, тем сильнее семья».

А о неразрывном союзе мужа и жены говорится ещё так: куда иголка, туда и нитка. Также в народе говорили:

– хозяин в доме – всему голова

Но тут же народ русский с усмешкой подмечал:

– муж говорит: я – глава, а жена – я шея, куда захочу, туда голову верчу.

– Чего жена не любит, того мужу не едать.

А когда в семье появляются дети, то это уже – союз нескольких любящих сердец, где «все за одного, а один за всех». О дружной семье так говорили – «Согласную семью и горе не берёт».

Но известны и другие пословицы и поговорки:

– дом с детьми – базар, а без детей – могила

– дети не в тягость, но в радость

– кукушка о том и кукует, что своего гнезда нет.

– детки – радость, детки – горе.

– малые детки – малые бедки…

Отметим и такие народные пословицы и поговорки, которые звучат очень современно:

– не та мать, что родила, а которая вырастила

– не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил

Народ русский прекрасно понимал, что воспитывать детей надо спокойно, с умом, но при этом не потакать их лени, не дать развиться в них грубости. И в этом случае можно привести такие поговорки:

– крутью ничего не сделаешь

– на битой дороге трава не растёт

– круто не вороти, как бы оглобли не сломать

– кто детям потакает, тот сам плачет (или – поплачет)

– масляная головушка (то есть избалованный ребёнок) – отцу-матери не кормилец

– от плохого семени не жди доброго племени

Народ русский как особую статью выделял воспитание в детях уважение и почтение к старшим. Это и есть та связь поколений, без которой не живёт не один народ. К величайшему сожалению, эта связь поколений в наше время слабеет. А в старину об этом так говорили:

– подсади деда на печь, тебя внуки подсадят.

* * *

Мудрое народное воспитание прежде всего, было нацелено на воспитание человека с крепкими нравственными устоями. То есть ребёнок должен научиться не только понимать, что такое добро и зло, но он должен уметь их различать, он должен понимать, что такое жить и поступать по совести, а не наперекор своей совести. А что значит слово – воспитание? Что понимали русские люди под этим словом?

Ясно, что существительное воспитание образовано от глагола ВОСПИТАТЬ, который употребляется в значении “вырастить детей, дав им образование, привив какие-либо навыки, правила поведения”. Но воспитать или воспитывать – это ещё “путём систематического воздействия сформировать чей-либо характер и какие-либо качества”. Именно такое значение глагола воспитать приводится в толковом словаре русского языка, но исторически значение у этого слова, оказывается, было иным. И на это указывает корень слова – ПИТАТЬ. Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение было – «вскормить». Любопытно то, что это древнее значение глагола воспитать сохраняется в существительном воспитатель, которое образовано от него. И совсем не случайно в наше время работники детских домов, детских садов называются ВОСПИТАТЕЛЯМИ, то есть буквально «кормильцами», так как в их обязанности входит забота и о питании детей, и о их прогулках, и о сне…

Но любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание, воспитатель связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они по своему значению никак не связаны, а в старину связь такая была. То есть слово наказание употреблялось в значении “учение, наставление, вразумление”. И что важно отметить, в старину учение и наставление детей и юношества достигалось чаще всего не “мерами воздействия”, а прежде всего, как это можно судить по значению корневой части слова наказать, “сказыванием” (то есть говорением), а также и “показом”, то есть примером со стороны того, кто наказывал, кто наставлял. И здесь уместно будет привести все однокоренные слова по отношению к слову наказание. Это – сказать, показать, сказание, показание, сказка, показ, приказ, указ, наказ. Как видим, здесь изначально вообще нет никакого намёка на “кару”, она, кара, как метод воспитания появится у слова наказание значительно позднее.

И ещё отметим, что от этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся в значении – “учить”, «поучать», было образовано существительное НАКАЗАТЕЛЬ, что значило “учитель”. И в старину считалось, что самым первым наказателем детей должен был быть отец. Вот как об этом говорится в “Пчеле” – это древнерусский сборник поучений и кратких изречений, составленный в конце четырнадцатого века:

Когда же детей не учат целомудрию и обязательным вещам, то это не отцы, а детоубийцы. И даже хуже, потому что убийца убивает тело, а эти – убивают душу.

Можно привести ещё несколько советов из этого древнерусского сборника, которые адресованы прежде всего родителям:

– Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.

– Первое, чему учат детей, – говорить правду.

– Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.

Кстати говоря, этому же учит довольно известная русская пословица:

Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит (то есть учи тогда, когда ребёнок ещё мал).

Вернёмся к слову наказание. В древнерусском языке оно было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу, сюда входила и общая образованность, и правила поведения: то есть как нужно ходить и говорить, как одеваться, как сидеть и стоять. Конечно, они отличаются от наших, современных правил поведения, потому что они были связаны с древнерусскими нравами и обычаями, многие из которых давно ушли из нашего обихода. И ещё в Древней Руси было “наказание книжное”. В том же сборнике “Пчела” приведено очень много советов, как нужно наказывать, то есть учить премудрости книжной. И они, нужно отметить, совершенно не изменились и можно даже подумать, что составлены в наше время. Мы приведём некоторые советы:

– Наказывая, то есть наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?

– Лучше научить, чем ругать. Первое – кротко и любо, второе – жестоко; первое – исправляет ошибающихся, а второе – оскорбляет.

* * *

Не так давно мне в руки попала замечательная книга – «Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря»

(М., 2005). Она замечательна, конечно, тем, что в ней подробно раскрывается уникальная история создания этой женской обители княгиней Евдокией (или как её называли – Авдотьей) Николаевной Мещерской, впоследствии игуменией Евгенией. Но более всего в этой книге мне запомнилась воспитательная программа, так её можно назвать, которую создала Евдокия Николаевна Мещеркая, оставшись вдовою и воспитывая свою единственную и горячо любимую дочь Анастасию. И она создала эту программу в исконно русских православных традициях. В ней, как это редко бывает, совсем нет сухой нравоучительности, она удивительно проста и в то же самое время оригинальна. И представлена она в форме писем любящей матери (ещё не монахини) к подрастающей своей дочери, княжне Анастасии. И вот перед нами эти удивительные по своему содержанию письма, они озаглавлены так: «Беседы с моей дочерью». Я приведу отрывки из них.

Своё первое письмо, написанное в толстой тетради, она вручила дочери в тот день, когда той исполнилось десять лет. Конечно, здесь не стоит забывать, что эти письма написаны в стиле девятнадцатого века, но удивительно то, что они очень современны, они во многом не устарели, как не устаревают в народе представления о добре и зле, о справедливости и о несправедливости. Я надеюсь, что кому-то эти советы могут пригодиться и сейчас…

Итак, первое письмо княгини Мещерской к своей десятилетней дочери:

«…Наступило для тебя время, любезное дитя моё, все свои действия проверять умом; совершённое детство миновало, ты вступаешь в тот возраст, где должна приготовлять себя быть истинно стоящей названия человека, так отлично от прочих тварей сотворённого, одарённого душою и разумом…»

Я не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сказанное княгиней Мещерской. Многим из нас, наверное, удивительным кажется то, что обращаясь к своей десятилетней дочери, она пишет: «совершенное детство (твоё) миновало, и ты вступаешь в (разумный) возраст человека…» А ведь сейчас довольно часто можно слышать совсем другое, то есть когда пятнадцатилетнего и даже семнадцатилетнего подростка называют – «мой ребёнок»! И при этом, выгораживая его за какие-то проступки, говорят, например, так: «мой ребёнок этого сказать не мог», или – «мой ребёнок не такой, как все». Конечно, для каждой матери все её дети остаются детьми. И даже если этим детям уже и 40, и 50 лет, они всё равно для неё – дети. Но я сейчас говорю о другом: нельзя подростка всё время называть ребёнком, потому что он так и будет себя вести, то есть прежде всего – безответственно по отношению и к себе, и по отношению к своим близким.

Но княгиня Мещерская была, видимо, прирождённым педагогом, она прекрасно понимала, как важно в ребёнке заложить всё то, что ему необходимо не просто в жизни, а прежде всего в семейной жизни. И на протяжении шести лет она вела свои воспитательные беседы со своей дочерью.

И в первом письме она так ещё пишет:

«… о многом доселе я не рассуждала с тобою; теперь же, когда ты ещё не достигла полного развития телесного, а потому и умственного, но уже уклоняешься от детства и вступаешь в возраст, где всё должно делаться разумно, принимаю на себя труд, желая душевно видеть тебя благополучной и любя тебя нежно, рассуждать с тобою и указать тебе, как отныне ты должна себя вести. Ты дашь веру моим словам, ибо убеждена, что никто так внимательно не следит за твоими поступками, как твоя мать, что весьма естественно, ибо никто не может наравне с твоей матерью столь истинно утешаться твоим добрым поведением и столь много огорчаться худым. Это убеждение вменяет тебе в обязанность всегда повиноваться воле моей и следовать моим искренним советам.

Начальным пунктом своих рассуждений возьмём тот, который всего важнее для человека. Знаю, любезное дитя моё, что ты сердечно любишь Творца, сознаёшь перед Ним ничтожество и свою зависимость от Него. Доселе я приучала тебя только любить и чтить Его, теперь прибавлю: чтобы достойно любить Его, надо мыслить. Рассуждая о видимых вещах неба и земли, познаёшь и величие и благость Божию и, видя во всём удивительный порядок, пожелаешь и сама находиться во всегдашнем порядке.

Держись неуклонно нашего христианского закона (учения), который предписывает смирение, кротость, послушание, искренность, соучастие к ближним как в радостях, так и в печалях, обходительность с каждым, трудолюбие; учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всём благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, наипаче в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего человека!

Люби отечество своё и верховную власть… По твоим летам довольно и сего, тебе сказанного. Впредь будем рассуждать пространнее, как велики и в чём именно заключаются твои обязанности к отечеству.

По воле Божией лишилась ты отца своего. Ты всегда должна вспоминать о нём с любовью и уважением, но без ропота и особого огорчения: мы все родимся и все умираем, и Бог настолько ещё к тебе милостив, что оставил тебе мать, которая нежно тебя любит и заботится о твоём благополучии с самого рождения твоего.

Знаю, что ты меня любишь, любезная дочь моя, но помимо любви ты обязана иметь ко мне уважение и воздавать мне его как внутренно, так и наружно.

Люби родственников своих. Кто из них к тебе милостив, умей быть благодарной. Кто холоден и невнимателен, не досадуй и не огорчайся, но надейся, что постоянным вниманием и покорностью заслужишь и его любовь. В молодости заслуживай благоволение старших, чтобы, когда состаришься сама и делами своими заслужишь уважение, искали бы и твоей благосклонности.

Люби и уважай приятелей и знакомых твоей матери. Примечай, кем мать твоя короче и искреннее обходится, в тех и ты ищи любви к себе и внимания, но и с прочими будь вежлива и учтива…

Уважай власть наставницы, тебе данной, и изъявляй своё уважение к ней послушанием и вежливостью.

С товарищами твоих лет будь ласкова и обходительна, но не болтлива. Повторяю: скромность есть лучшее украшение женщины.

Ты родилась в классе людей, имеющих подчинённых, обходись с ними кротко и милостиво, но отнюдь не фамильярно.

* * *

Желая видеть тебя соблюдающей во всём порядок и дабы ввести тебя в оный и приучить к хозяйственному употреблению вещей, отделяю особую комнату, в которой помещу всё для тебя нужное. У тебя будет своя прислуга, и я дам тебе несколько денег, чтобы ты с сего дня располагала своею собственностью по своему усмотрению. Я не вмешаюсь в твои распоряжения, а буду дожидать твоего донесения и тогда сделаю тебе свои замечания. Но так как ты по сие время собственности не имела и никогда ничем не располагала, то считаю своею обязанностью сказать тебе несколько слов, после которых и мысли и действуй уже сама.

В комнате найдёшь два шкафа: в одном – твои книги, бумага для письма, карандаш, ящик с чернильницей и прибором к ней, ящик с красками, деньги и всему этому реестр; в другом – твои платья, твоё бельё, ящик с лентами и другими мелочами и также всему опись. Куда что употребишь, отметь в записке. Что будет худо, к делу не годно, мне доложи, я заменю другим.

Найдёшь стол рукодельный, стол или бюро для письма и рисования, стол туалетный со всем, что нужно для одевания. Что откуда вынешь, опять на своё место положи, ими поставь, дабы не терять время в бесполезном отыскивании вещей, в чём ты доселе слишком много упражнялась.

В своей комнатке найдёшь ты принадлежащие тебе часы, их прислала тебе в подарок бабушка твоя Пелагея Денисовна. Любя тебя много, она и подарок тебе такой прислала – часы, дабы оные напоминали тебе, что время, напрасно потерянное, уже не возвращается: часы бегут вперёд, а не назад.

Деньгами располагай на твои мелкие нужды; но помни, дочь, читанную тобою повесть «Свистон». Надо уметь отказывать себе иногда в своих желаниях, дабы уберечь деньги на нужное и на пособие бедному и страждущему человеку.

Прислуга твоя: Настасья и Сашка. Когда будешь им приказывать что, прежде подумай, а, подумав и приказав, держи себя с ними так, чтобы они твои приказания выполняли.

Наблюдай, чтобы комната и всё в ней находящееся содержалось в чистоте и опрятности…»

Напомню, что это своё первое письмо княгиня Авдотья Мещерская вручила своей дочери в день её рождения (20 июня 1806 года), когда той исполнилось 10 лет. Целый год она наблюдала за дочерью и потом написала свои замечания: «В чём поступалось хорошо и в чём худо, вопреки советам матери, и что отдалило на некоторое ещё время усовершенствования рассудка и характера».

Свои письма-беседы Е.Н.Мещерская писала дочери своей каждый год, на протяжении шести лет. В них мы найдём разного рода советы, например, она поясняет, для чего нужно заниматься рукоделием:

«…для женщины рукоделие необходимое занятие. Оно бывает ей нужно в бедности, в которой человек, какое бы он ни имел состояние, находиться может; или же как удовольствие, ибо случается работать для любезных нам людей, в знак памятования о них, и для себя, в дом (свой труд всегда приятнее иметь на глазах, нежели чужой), или ещё когда находишься в таком состоянии здоровья, что не можешь ни читать, ни рассуждать, – сие часто бывает с людьми слабого здоровья, – тогда, чтобы не быть в праздности, занимаешь себя каким-либо рукоделием, и время проходит не так скорбно…»

В этих письмах встречаются и советы-рассуждения:

«… На взаимных отношениях родителей к детям и детей к родителям зиждется не только семейное, частное благополучие, но и государственное, общественное…

…дети, выполняя из любви и послушания приказания своих родителей, трудятся сами для себя, в свою пользу, ибо, делаясь такими, какими их желают видеть родители, усвояют себе кротость, покорность, терпение, прилежание к труду, любовь порядка, строгость к себе самим и снисходительность к другим, сердолюбие, приветливость к подчинённым, уважение к властям, бережливость, которая никогда не переходит в скупость. Бережливость, удерживая человека от пустой роскоши, даст ему возможность оказывать постоянное пособие нуждающимся ближним, скупость же заглушает все чувства любви в душе, делает её чёрствою.

Семейства, на которые я указываю, несомненно счастливы, а так как они составляют часть государства, то своим счастием частным содействуют и общему благополучию. Это несомненно, ибо, утвердясь в поименованных мною христианских правилах, ты будешь хорошая дочь, хорошая супруга, хорошая госпожа, хорошая хозяйка, хорошая родная, хорошая знакомая…

Помни, дочь моя, что ты обязана обществу отчётом в твоём поведении, ибо, нарушая одну из своих обязанностей, ты не только своё собственное или семейное разрушаешь благополучие, но посягаешь и на общественное…

…но пока человек ещё дитя и потому рассудок его слаб и нуждается в руководстве, кто же может быть для него руководителем более надёжным отца или матери?…

…иногда приказы твоей матери не нравятся, потому что идут вразрез твоим желаниям, иногда кажутся излишне строгими, – не доверяй себе: Бог дал покровителей в их родителях…

… не о красоте своей должна думать женщина, а чтобы всё, что на ней надето, было во весь день чисто и опрятно…

… тебя ожидает семейная жизнь, ты призвана заимствовать счастие от того семейства, к которому будешь некогда принадлежать, а также и доставлять ему оное. Питаю себя лестною надеждою, что кротостью, послушанием, ровностию характера ты действительно не возмутишь семейного спокойствия, но, чтобы быть довольной собою и чтобы тобою другие были довольны, нужно ещё иметь те качества, о которых я говорила выше: знание своих обязанностей как в отношении своих семейных, так и общества…

… муж хозяйки бережливой и распорядительной имеет возможность заниматься делами более важными, чем домашние, ибо знает, что, возвращаясь домой, найдёт всё приготовленным, что его нежная жена не пустая и расточительная женщина, что она помнит свои обязанности, вовремя всё припасает, всё держит в порядке, всему ведёт счёт, чрез что оба, собирая общими трудами, живут в приятном довольстве и, избегая пустой роскоши и великолепия, вполне располагают необходимыми средствами для воспитания своих детей, на своё и домашних своих приличное содержание и на удовольствие, ни с каким другим не сравнимое, помогать ближнему в его нуждах…

Женщина же мотовка, щеголиха, часто отлучающаяся из дома своего для химерического рассеяния, способна расстроить одна самое лучшее состояние и разорить своё семейство…

Расход денежный, который сама ведёшь и своевременно вносишь в книгу, уже научает тебя ограничивать свои желания, чтобы в конце года не войти в долги… Следует всячески избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг….

Позднее, в одной из своих бесед, княгиня Е.Н.Мещерская ещё так пишет о расходовании карманных денег…..

» …только обращу твоё внимание на расход истекшего года, из которого явствует, что много лишнего было принесено в жертву малодушию, почему и не достало денег на священнейшую для всех нас обязанность: нашими избытками помогать ближнему, который, м.б., нуждается в необходимом в то самое время, как мы роскошествуем и прихотничаем…»

Удивительно это читать, потому что в двадцатом веке нам было навязано представление, что наша русская знать только и делала, что танцевала и веселилась да ездила по Парижам. Но это было не так. И только один этот пример показывает, что дворянских детей приучали не просто к рачительности и разумному расходованию денег, но приучали видеть, что рядом живут те, кому нужна их помощь.

И вот такие письма-беседы посылались дочери целых шесть лет, то есть каждый год, в день рождения своей дочери, княгиня Е.Н. Мещерская передавала ей очередную беседу-наставление и при этом под предыдущей беседой приводила свои замечания относительно того, какие черты характера надо бы дочери исправлять, какие поступки ей не понравились, а какие заслуживают одобрения. И ещё она отмечает, как её дочь (правильно или неправильно) ведёт своё маленькое хозяйство, справляется ли с прислугой, как расходует (разумно или нет) свои деньги…

И вот последнее письмо. Оно адресовано уже шестнадцатилетней дочери :

«… Приятно мне, любезнейшая дочь, встречать дни твоего рождения. Ныне тебе минуло шестнадцать лет! С самого младенчества твоего и во всё время, пока ты росла, я получала от тебя несравненно более радости, чем огорчения…

… С каждым годом я любила тебя всё более, ибо покорность и кротость были твоими постоянными сотоварищами. Я стала надеяться, что, когда достигнешь того возраста, в котором находишься теперь, ты будешь для меня источником многих радостей. Ожидания мои сбылись на самом деле. Я имею в тебе добрую дочь, ибо сама была для тебя доброю и нежной матерью и посеяла в тебе семена счастия. Продолжай, любезная дочь, во всех случаях жизни руководствоваться страхом Божиим, своею совестью и советами твоей матери…

И, действительно, дочь княгини Евдокии Николаевны Мещерской была образцом не просто женщины-христианки, она была любящей женой (она вышла замуж в семнадцать лет), прекрасной матерью своих многочисленных детей. Она была счастлива в семейной жизни, к которой её готовила мать. И все, кто имел счастье встречаться в Анастасией Борисовной Мещерской-Озеровой, вспоминали о ней именно как о прекрасной и светлой личности. Интересно то, что одна из её дочерей, уже внучка княгини Е.Н. Мещерской, стала монахиней и даже настоятельницей того самого Аносина монастыря, который основала её бабушка. И это удивительный случай: бабушка, а потом внучка – игумении одной и той же обители…

* * *

Прочитав письма княгини Е.Н.Мещерской, адресованные её подрастающей дочери, я невольно поймала себя на мысли: а можно ли себе представить современную мать, которая пишет подобное письмо-наставление своей десятилетней дочери? Я сомневаюсь в этом, потому что современные тридцати-сорокалетние мамы позволяют своим детям (особенно девочкам) вещи просто непозволительные. И очень скоро они начинают понимать свои ошибки, но порой поправить их уже нельзя, потому что порок въелся в душу девочки так глубоко, что изгнать его оттуда уже нет никакой силы…

По моему глубокому убеждению, мы сейчас должны говорить – и очень серьёзно – не только о воспитании наших детей, но и о воспитании, как это ни странно звучит, самих родителей, потому что то новое поколение родителей, которое мы сейчас видим, оно не научено, оно не приучено, к сожалению, к родительскому делу. Они, родители, только умеют кричать, наказывать, где-то, наверное, ещё и бьют детей, но при этом – что очень странно – всячески оберегают их от всего и вся, а потом, конечно же, не могут справиться с ними. Не могут справиться уже в десяти-одиннадцати-двенадцатилетнем возрасте, а что говорить о шестнадцатилетних и о семнадцатилетних подростках? Как рассказывала мне недавно одна учительница, девочка двенадцати лет приходит в школу на занятия с макияжем, то есть с полной раскраской, которую она видит каждый день на своей матери и, естественно, её повторяет. И когда учительница звонит этой маме и взволнованным голосом ей говорит, что вот, мол, девочка ваша пришла в школу с маникюром и с накрашенными ресницами, на что мама этой двенадцатилетлетней девочки спокойно отвечает: «Ну, и что? Она у меня и дома так ходит!» А когда эта девочка через год-другой будет в Интернете искать встречи с мальчиком (и не с одним), а потом будет ездить встречаться с ними, то мама эта начнёт не плакать даже, а рыдать, но девочка её уже не услышит и даже не захочет слышать. Вот это и есть современное воспитание, когда детям потакают, когда им разрешается всё и вся.

И когда не выполняется детский каприз, то современные дети готовы идти даже на самоубийство. Вот совсем недавно, в новостях, рассказывали о десятилетней девочке из старинного русского города, которая покончила с собой лишь только потому, что родители не подарили ей на день рождения мобильный телефон… Вот они, плоды современного уродливого воспитания. Дети сейчас привыкают к тому, что любое их желание должно исполняться. Они не понимают, что есть в семье какие-то первоочереденые и второочередные покупки. Детский эгоизм, возведённый в абсолют. И в этом виноваты сами мы, то есть родители, бабушки-дедушки, потому что воспитание детей – это первоочередная задача семьи…

Классный час «Не нужен клад, когда в семье лад»

Классный час на тему «Не нужен клад, когда в семье лад»

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Сократ

Дата проведения: 05.04.2019 г.

Цель: содействовать углублению моральных знаний школьников;

Задачи:

-формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей,

-воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

-способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

— Формировать умения правильно выйти из конфликтной ситуации;

Оборудование: презентация, видеоролик

Форма проведения: Дискуссионная форма с элементами творчества

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа

Классный руководитель. На доске разбросаны слова. Давайте из этих слов составим тему нашего классного часа.
«Не нужен клад, когда в семье лад»

Как вы понимаете эту пословицу?

Классный руководитель. Тема нашего классного часа посвящена семье.

Какие ассоциации приходят на ум, когда мы произносим слово семья?

-любовь, дом, защита, поддержка

Что же такое семья? Давайте узнаем ответы в конвертах, которые находятся на вашей парте.

Семья – это где тебя любят

Семья – это души огонёк

Семья – это близкие люди

Семья – это вера, надежда и любовь

Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту

Семья – это те люди, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут

Семья – это счастье, крепость, забота, терпение

Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

Семья –это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой

Семья – это самое ценное, что есть у нас

Семья – главней всего на свете.

Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

Классный руководитель. Но, к сожалению, в семьях между родителями и детьми иногда случаются конфликты. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

2.Видеоролик о ценностях в семье.

Давайте посмотрим социальный ролик, который называется «Время-не важное»

Вопросы к видеоролику:

-О чем был видеоролик?

-Что сделал мальчик? Для чего?

Ведь мы в скором времени так же станем взрослыми, у нас будет семья, дети.И времени всегда будет не хватать. Помогая родителям, мы экономим их время и силы.

Давайте прочитаем цитату, которую мы видим на интерактивной доске.

«К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.» Сократ.

Это правильное высказывание?

3. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях.

Обращение к ученику. Ты играешь в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет: «У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!»

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?

а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б) «Никуда не пойду, пусть сестра (брат) сходит»;

в) «Можно без сахара обойтись. Я сахар не ем»;

г) «Завтра схожу».

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Классный руководитель. Может быть, у вас есть свой вариант — самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Следующая ситуация.

Обращение к ученику. Лето. Родители отпустили гулять, сказали вернуться до того, как стемнеет. На улице уже темнеет, погода отличная, а вы засиделись с друзьями и забыли про время. Ты быстрее бежишь домой, на пороге родители ждут тебя с грозным взглядом. Какие твои действия?

а) «начну придумывать как переводил(а) бабушку через дорогу, по этому задержалась»

б) «честно скажу что забыл(а) про время»

в) «я уже не маленький ребенок, гуляю когда захочу»

г) «подожду, пока успокоятся родители и пойду играть в телефон»

4.Творческая работа

Классный руководитель: Я попросила вас на этот классный час принести фотографии вашей семьи. Сейчас я предлагаю сделать маленькую поделку из наших фотокарточек.

5.Заключительное слово

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях.Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение — вот единственное, чем можно заплатить за все это.

6. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?

Примерные ответы детей:

Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.

Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

Не нужен клад,коль в семье лад. план-конспект на тему

Методическая разработка занятия по семейному воспитанию «Не нужен клад, коль в семье лад».

Цель: создание условий для формирования ценностных ориентиров личности воспитанников через раскрытие роли семьи в жизни человека и общества.

Задачи:

Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, способах разрешения семейных конфликтов. Воспитание уважения к семейным традициям и ценностям. Развитие умения анализировать различные источники информации, организовывать и осуществлять групповую деятельность по их обсуждению, формулировать и защищать собственную точку зрения.

Ход занятия:

«СТАДИЯ ВЫЗОВА»

Чтение стихотворения:

В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом.

Давайте попробуем подобрать как можно больше эпитетов к слову родительский дом, семья. Можно использовать не только словесные характеристики, но и иллюстративные символы. Ребята, вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего разговора – отношении человека к семье, восприятии семейного уклада, образа семьи. Давайте сегодня еще раз поговорим об одном из самых важных явлений в жизни человека – семье.

«СТАДИЯ ОМЫСЛЕНИЯ»

Давайте поиграем в ассоциации: загадайте какой-либо из видов семейных взаимоотношений, отраженных на фото, а остальные ребята попробуют отгадать: о какой семье идет речь?

А какими еще бывают взаимоотношения в семье? Придумайте и разыграйте пантомиму в каждой группе. При этом другие группы постараются угадать, что вы хотели продемонстрировать? Ребята, мы еще раз убедились, что отношения в семье не всегда бывают нормальными. Это повод задуматься: кто виноват в этом, не теряем ли мы при этом самое важное в жизни? Ведь недаром народная мудрость гласит: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

«СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ»

Сегодня мы еще раз прикоснулись к вечному вопросу: что значит счастливая семья, и почему, понимая роль семьи, человек часто не ценит тех, кто является самым близким для него? Ребята, семейная жизнь становится источником счастья и благополучия только в том случае, когда каждый из членов семьи понимает ее ценность, заботиться о других. Пусть в ваших семьях всегда будет взаимопонимание, уважение, любовь. Ну, а если случатся конфликты или недовольство друг другом, вспомните наш сегодняшний разговор и обратитесь к Семейным заповедям. 1.Семейная азбука начинается с местоимения «мы».

2. Спешите повторить хорошее.

3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.

4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.

5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.

6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.

7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

8. Держите двери дома открытыми для друзей.

9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.

10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Задание № 1.

Используя имеющие слова, составьте пословицу.

– Семья, страшна, куча, туча.

– Дети, тягость, радость.

– Рукав, дом, вести, трясти.

– Семья, лад, не нужен, клад.

— Семья, держава, сильна, крепка.

Выберите одну из пословиц и проиллюстрируйте ее ситуациями из вашего личного опыта, примерами из литературных произведений, фильмов и т. д.

Задание № 2.

«Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон для взаимоотношений для каждого».

В. Кротов

Прочитайте высказывание обсудите его в группе и заполните таблицу, используя свой жизненный опыт.

Член семьи

Место в семье

Функции семьи

Желаемое отношение

Ребенок

Зрелый человек

Пожилой человек

Задание № 3. Прочитайте тексты и определите тип взаимоотношений в описываемой семье.

А. Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок»

Меня зовут Пеппи, я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, я его редко вижу. Я очень счастлива, что живу одна в своем просторном доме. Я могу делать все, что хочу. Меня не заставляют мыться, ходить в школу и вообще быть послушной девочкой. Некоторым взрослым не нравится, что я живу одна, так как я – ребенок, но меня это вполне устраивает.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Я – царевна. Моя мама умерла, и я ее не знаю. Отец женился на другой. Мачеха умна, красива, но своенравна и ревнива. Я мешаю ей, и она решила меня «извести».

Р. М.дю Гар «Семья Тибо»

Меня зовут Антуан Тибо, я – детский врач. Мой отец – очень властный, авторитарный человек. Он очень сурово относится ко всем своим подчиненным и к своим детям тоже. Сейчас он решил, что моему младшему брату необходима специальная школа-интернат для трудных подростков. В этой школе очень плохо. Мой брат не жалуется, он даже не просит забрать его из этой школы, но я вижу, что он морально деградирует, что ничего его больше не интересует. Я говорил об этом с отцом, но он и слышать ничего не хочет.

В. Гюго «Отверженные»

Меня зовут Козетта. Когда я была совсем маленькая, у меня была молодая, красивая и добрая мама. Но у мамы совсем не было денег, и поэтому она оставила меня у трактирщицы, тетки Тенардье. Тетка взяла все мои деньги, все платья, но мне она ничего не дает. Она заставляет меня выполнять самую трудную и грязную работу. Она вечно недовольна, кричит на меня и бьет, но мне некому пожаловаться, никто не хочет за меня заступиться.

«Тарас Бульба»

Мой муж – храбрый воин, он очень отважный человек, горячо преданный Родине и своим друзьям. Но моя жизнь не так уж радостна. Я все время дома, одна, не смею перечить мужу, его слово для меня – закон. Я должна выполнять всю работу, так как муж редко бывает дома, к тому же я почти не вижу своих сыновей, мне от этого очень горько.

«Стража под стражей»

Моя жена – очень властная женщина, она постоянно командует мной, объясняет, что я должен делать, а что не должен. Все знакомые и коллеги смеются надо мной, говорят, что я должен по-другому поставить себя с нею, но я не могу.

«Сердце не камень»

Я намного моложе своего мужа, он купец. Я очень его уважаю, всегда почтительна с ним, не смею ему перечить. Это и нормально, ведь он – хозяин в доме, я ем его хлеб. Мое дело заботиться о бедных, я провожу свои дни, помогая бедным, хожу в церковь, езжу в монастырь. Такая честная жизнь мне очень нравится.

А. Троя «Семья Эглетьеров»

Меня зовут Кароль. Я молода и привлекательна, намного моложе своего мужа. Когда я выходила за него замуж, у него уже было трое достаточно взрослых детей от первого брака. Я детей не хочу, мне все это не нравится, к тому же я не хочу портить фигуру. Я не люблю своего мужа, я буду добиваться развода и постараюсь получить половину его богатства и жить безбедно.

Ж.-Б. Мольер «Скупой»

Меня зовут Фрозина. Я – сваха. Я стремилась устроить дела скупого Гарпагона, чтобы он дал мне денег, но у меня ничего не вышло. К тому же оказалось, что его собственный сын любит невесту Гарпагона и мечтает на ней жениться. Теперь я хочу помочь влюбленным, чтобы досадить Гарпагону и получить вознаграждение от сына. Хорошо бы разыграть спектакль – найти какую-нибудь даму, которая выдала бы себя за богатую вдову, чтобы услыхав о ее богатстве, Гарпагон тут же бы на ней женился. А там уж пусть делает, что хочет, когда узнает, что его обманули.

«Вам и не снилось» — художественный фильм

Нас зовут Катя и Рома. С этого года мы учимся в одном классе, в десятом. Мы очень любим друг друга, мы хотели бы пожениться и жить вместе. Но мама Романа всячески протестует против нашей любви, она мечтает разлучить нас и не верит, что у нас серьезные отношения, что мы не можем друг без друга.

О. Уайльд «Звездный мальчик»

Меня нашли глухой холодной ночью бедные люди. Я лежал в снегу и замерзал. На мне был яркий синий плащ со звездами, поэтому все решили, что я упал со звезды. Бедное семейство стало меня воспитывать, но я всегда знал, что они — не мои родители, я для них слишком красив, одарен, а они совсем простые, бедные, некрасивые люди. Я не мог называть папой и мамой. Я очень жестоко обращался со всеми и был за это наказан.