Валентин Валентинович Асмус

протоиерей Валентин Асмус

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (г. Москва) – священник Валентин Асмус – родился 5 августа 1950 г. в г. Москве в семье известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894 — 1975).

Валентин Валентинович Асмус учился на филологическом факультете (классическое отделение) Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1975 году. В студенческие годы о. Валентин Асмус был прихожанином храма Ильи Пророка в Обыденском переулке г. Москвы. С 1975 по 1978 годы Валентин Валентинович Асмус преподавал латинский язык в Московском издательско-полиграфическом техникуме им. И. Федорова. В это время его духовным отцом становится протоиерей Всеволод Шпиллер (1902 – 1984), настоятель Николо-Кузнецкого храма с 1951 по 1984 гг. «Я обязан своим церковным воспитанием Николо-Кузнецкому храму» — говорит о. Валентин. Приходские традиции Николо-Кузнецкого храма (активное участие прихожан в таинствах Святой Церкви, частое чтение лекций по русской истории, литературе, христианскому искусству, работа воскресной школы, работа кружка церковного пения для всех желающих, работа библиотеки, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, сознательно стремящиеся воцерковиться…) сохраняются и в его приходе.

11 февраля 1979 года о. Валентин Асмус был рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, в последствии митрополит Киевский и всея Украины).

4 февраля 1990 года о. Валентин был рукоположен в сан священника архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием (Кутеповым, ныне глава Тульской и Белевской епархии).

25 февраля 1993 года о. Валентин возведен в сан протоиерея.

С 1 сентября 1978 года – преподавал в Московских Духовных школах предметы: латинский язык, церковнославянский язык, византология, древнегреческий язык, история церкви, патрология (учение об отцах церкви, от греч. patér), история поместных православных церквей, каноническое право.

В настоящее время о. Валентин является доцентом Московской Духовной Академии (МДА), членом Ученого совета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ), преподавателем Николо-Угрешской семинарии, с 2002 г. имеет звание Магистра богословия.

В настоящее время о. Валентин Асмус активно участвует в работе по созданию Богословской энциклопедии.

До назначения настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе г. Москве (в 2000 году) по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, о. Валентин постоянно служил в Храме свт. Николая Угодника в Кузнецах.

Отец Валентин проживает в Москве, женат и имеет девять детей и пять внуков. Жена – Инна Викторовна.

АСМУС ВАЛЕНТИН ВАЛЕНТИНОВИЧ

Прот. Валентин Асмус

Валентин Валентинович Асмус (род. 1950), митрофорный протоиерей, настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, доктор богословия

Родился 5 августа 1950 года в городе Москве, в семье известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894 — 1975).

Учился на филологическом факультете (классическое отделение) Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1975 году. В студенческие годы был прихожанином Московского храма Ильи Пророка в Обыденном переулке.

С 1975 по 1978 год преподавал латинский язык в Московском издательско-полиграфическом техникуме им. И. Федорова. В это время его духовным отцом становится протоиерей Всеволод Шпиллер (1902 – 1984), настоятель Николо-Кузнецкого храма. «Я обязан своим церковным воспитанием Николо-Кузнецкому храму» — говорил о. Валентин. Приходские традиции Николо-Кузнецкого храма (активное участие прихожан в церковных таинствах, частое чтение лекций по русской истории, литературе, христианскому искусству, работа воскресной школы, работа кружка церковного пения для всех желающих, работа библиотеки, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, сознательно стремящиеся воцерковиться…) сохраняются и в его приходе.

С 1 сентября 1978 года преподавал в Московских духовных школах предметы: латинский язык, церковнославянский язык, византология, древнегреческий язык, история церкви, патрология (учение об отцах церкви, от греч. patér), история поместных православных церквей, каноническое право.

11 февраля 1979 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).

4 февраля 1990 года был рукоположен в сан священника архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием (Кутеповым).

25 февраля 1993 года возведён в сан протоиерея.

Служил в московском храме святителя Николая Угодника в Кузнецах.

В 2000 году назначен настоятелем московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.

В 2002 году получил степень магистра богословия.

27 июля 2009 года вошёл в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .

В июне 2014 года удостоен звания доктора богословия .

Является доцентом Московской духовной академии, членом Учёного совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподавателем Николо-Угрешской духовной семинарии. Активно участвует в работе по созданию Богословской энциклопедии.

Проживает в городе Москве, женат, жена – Инна Викторовна, имеют девятерых детей (семь дочерей и два сына) и пять внуков.

Награды

  • митра (12 апреля 2009)
  • служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (21 апреля 2014, за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство к празднику Святой Пасхи )

Использованные материалы

  • Биография на сайте Правмира
  • Биография на сайте «Русское Православие»

Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви от 27 июля 2009 года —

Архиепископ Верейский Евгений вручил дипломы доктора богословия, официальный сайт Московского Патриархата, 17 июня 2014 года:

В понедельник Светлой седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля, официальный сайт Русской Православной Церкви, 21 апреля 2014 года:

Отец является митрофорным протоиереем, служит настоятелем Покровского храма в Красном селе, носит звание доктора богословских наук. Валентин родился в столице в 1950 г., его отец — известный философ. Образование будущий святитель получил в МГУ, окончил филологический факультет в 1975 г. Святитель пишет труды на тему догматического богословия, церковной истории, патрологии (учение об отцах Вселенской Церкви) и т.п. Сегодня Валентин Асмус живет в Москве, имеет девятерых детей и пять внуков.

Биография священнослужителя

Будущий святитель родился в семье именитого философа В. Асмуса. После окончания школы молодой человек поступил в МГУ, на факультет филологии. В годы студенчества Валентин часто посещал церковь Пророка Илии, находящуюся в Обыденском переулке.

Протоиерей Валентин Асмус

  • Святитель вспоминает, что связал свою жизнь с монашеством, так как отец часто читал ему Библию. Родители понимали, что их чадо пойдет по церковному пути и не препятствовали в этом начинании. Отец-философ имел убеждение, что только Православие способно возродить Отечество. В 1975 г. Валентин окончил университет, последующие три года он работал преподавателем иностранного языка в одном из московских техникумов.
  • В 1978 г. Валентин стал обучать детей из духовных школ. Он преподавал языки, историю церкви, а также каноническое право. В конце зимы 1979 г. Валентин Асмус получил сан диакона, ритуал рукоположения совершал архиепископ Владимир. С этого времени батюшка стал служителем церкви Николая Чудотворца в Кузнецах. Его духовным учителем был отец Всеволод (Шпиллер), в котором чувствовалась великая любовь к окружению, уважение к свободе и личности каждого.
  • В 1986 г. диакон экстерном окончил духовную семинарию, а через четыре года таким же образом прошел весь курс академии. В феврале 1990 г. архиепископ Алексий рукоположил его в сан священнослужителя. В 19993 г. Валентин стал протоиереем.
  • С 2000 г. по настоящее время преподобный является настоятелем Покровской церкви, что в Красном селе. В начале 2002 г. святителю присудили степень магистра богословских наук. В том же году он стал работать преподавателем в Угрешской православной семинарии.

Валентин Асмус на богослужении

Преподобный Валентин является отцом девятерых детей. К сожалению, его супруга уже покинула этот мир. По словам святителя, у них с женой было непередаваемое единомыслие, они чрезвычайно радовались каждому ребенку, подаренному им Господом. Его супруга Инна была самоотверженной и любящей матерью, с большим сердцем и чувством ответственности. В христианские праздники в семье случалось великое столпотворение людей, матушка Инна готовила вместе со своими подругами, а дети ожидали стола.

Супруги всегда надеялись на помощь Бога при воспитании своих чад. Все их дети тем или иным образом связаны с Церковью.

Мировоззрение

Наиболее значимой работой священнослужителя считается цикл лекций об истории Церкви. Здесь преподобный богослов рассказывает обо всех основных моментах христианского прошлого.

По словам отца Валентина, человек свободен, но должен служить Богу всей душой. Однако иногда случается, что любимое создание восстает против своего Отца, как это произошло в истории об Адаме и Еве. Часто люди впадают в заблуждение, уклоняясь от тех путей, которые указывают Священные Предания. Поэтому человеческая роль иногда служит и негативным аспектам бытия.

Батюшка утверждает:

«Церковь свята, так как Сам Господь есть святость. Христианство делает все возможное для того, чтобы каждый человек сумел осознать этот вечный свет, излучаемый Богом».

Святости Церкви сегодня противостоит множество несовершенств, ложь, слабость. Поэтому в историю мировой религии также должно включать и различные типы отклонения людей от веры в Господа, так как рассмотрение получится неполным. Отец Валентин отмечает, что истинного христианина отмечает оптимизм. Этим великим качеством обладают все те, кто благоговейно верит в реальность Всевышнего Творца. Этот оптимизм не зависит от превратностей времени и хода истории.

Валентин Асмус получил степень магистра богословских наук

Батюшка считает, что священнослужители должны понимать всю ответственность, связанную с их положением. Зачислившийся в клирики и подавший прошение о хиротонии обязан жить в рамках послушания. На территории Отечества почти каждый священник исповедует православных людей. Однако самой трудной задачей преподобный Валентин считает настоятельство.

Монастыри он называет не только структурной единицей церковной епархии, но и духовной семьей, собравшейся вокруг отца-игумена. Настоятель должен обращать внимание на каждого, слышать его просьбы, применять должные методы, оказывать поддержку и дарить любовь.

Интересно! У преподобного особенное суждение на счет внешней политики большей части мира. Он призывает христиан не отчаиваться, видя несправедливости и возникновение аморальных веяний в культуре, ведь Господь есть Создатель не только самих людей, но и всей человеческой истории. Если приближается последнее время, значит, что вскоре религия восторжествует, потому что противники её погибнут вместе со своей неоднозначной цивилизацией.

Священнослужитель отмечает, что богословие имеет собственный подход к рассмотрению хода мировой истории.

Он говорит: «Христианство видит во всех людях естественную свободу личности, которую нельзя ограничить климатическими, экономическими, физиологическими и тому подобными факторами». Отсюда вывод: богословие принимает только личностный подход к истории, ставит в её главе индивидуальное бытие. Христианская вера твердит, что главнейший деятель — Творец мира и людей, которых сделал нас своими соработниками.

Человек в богословии — великое и любимое создание Господа, сосредоточение всех миров, а не только часть космоса, как об этом говорят язычники.

Беседа с доктором богословия, протоиереем Валентином Асмусом

Протоиерей Валентин Асмус: Судьба России была именно такой

В этом году нижегородское отделение Союза православных граждан выступило с инициативой проведения торжеств в честь 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексея. Публикуем записанную пресс-секретарем этой организации беседу с известным богословом, преподавателем Московской Духовной Академии и Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиереем Валентином Асмусом, настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы что в Красном Селе (г.Москва). (Прот. Валентин Асмус — сын известного в советское время ученого, автора учебников по истории философии Валентина Фердинандовича Асмуса).
— Как Вы думаете, нужны ли вообще такие даты как 100-летие со дня рождения Цесаревича Алексея?
— Думаю, что сама наша Церковь в принципе благословляет празднование таких торжеств. Скажем, когда при прославлении преподобного Серафима Саровского дата обретения мощей была соединена с днем его рождения, то это, конечно, было не случайно, а намеренно. Церковь празднует рождество не только Иоанна Предтечи, Божией Матери, но и некоторых других святых. Мы знаем, что в Царской России существовали так называемые Царские Дни — несколько дней в году, имеющие отношение к Самому Правящему Императору или к Его Семье, особенно к Наследнику Цесаревичу. Конечно, мы должны эти дни отмечать, тем более такой юбилей. Это прекрасный повод, чтобы задуматься об этом столетнем отрезке тысячелетней истории нашего государства. Теперь это уже величины сопоставимые.
— На Ваш взгляд, следует ли называть этот 100-летний период отечественной истории советским, ведь это не только время без наследника, но и одновременно время Цесаревича Алексия? Каково Ваше отношение к этому периоду?
— Почему бы не назвать этот период советским? Почему бы не назвать его коммунистическим? Такое наименование вполне естественно. Революция не была случайностью. Она была подготовлена тем фактом, что народ, причем не только в лице его интеллигенции, но и в целом своем составе существенно отошел от основ православной веры и в соответствии с этим утратил верность православному государству. Это взаимосвязано. И наивно было надеяться, что падение Династии Романовых существенно изменит положение к лучшему… Хотя в 1917 г. многим казалось, что именно сейчас начнется настоящее счастье — вот сейчас все расцветет. Это, конечно, была крайне наивная мечтательность людей, которые хотели соединить все хорошее, что было в истории. Они хотели, чтобы верующие имели такую ревность и такую чистоту, как в первохристианские времена. Они хотели, чтобы церковь была также сильна как в Средние Века. И они хотели, чтобы Церковь была также независима от государства, как при самой либеральной демократии. Все это может быть хорошо по отдельности, но, к сожалению, история говорит нам о том, что не бывает так, чтобы все эти три характеристики соединялись в одно время и в одном месте. Поэтому очень опрометчиво поступили те, кто поспешили отречься от православного государства.
— Каково же в этой связи значение подвига Царственных Мучеников и значение почитания их сейчас?
— Подвиг Царственных Мучеников это прежде всего был их личный подвиг. Царственные Мученики еще задолго до своей мученической кончины явили в своей жизни образ христианства. Они были очень одиноки в том обществе, которое их окружало, одиноки в первую очередь по той причине, что они находились на разных духовных уровнях с этим обществом, в разных духовных состояниях. Теперь это уже совершенно очевидно. Сохранилось множество документов, об этом свидетельствующих: дневники Государя и Государыни, Царских Детей, которые вели благочестивую религиозную жизнь. Они регулярно посещали богослужения, по крайней мере, до Своего заключения, во время которого священнослужители приходили к Ним только изредка…
Царственные Мученики не выставляли напоказ свои религиозные чувства. Внешне они жили как все: читали те же книги, которые все общество волновали. То есть Они сами не отделяли Себя от общества. Но в то же время Они вели все время особую, сокровенную духовную жизнь, жили очень высоко задолго до предсмертных страданий и мученической кончины. Они являют идеальный пример христианской семьи. Образ Государя это образ Царя до конца возлюбившего Свой народ и сознательно пожертвовавшего Собой для спасения народа. В заключении Царственные Мученики проявили свое высокое достоинство и, в частности, совершенно ничего не сделали для того, чтобы смягчить свою участь.
— А в чем значение подвига Цесаревича Алексея и значение его почитания? Возможно ли оно в отдельности от почитания Царской Семьи?
— Когда-то предлагалось выборочно канонизировать отдельных членов Царской Семьи: Государя, Елизавету Федоровну и Цесаревича Алексия. Скажем, еще до зарубежной канонизации 1981 г. об этом говорил тогдашний архиепископ Женевский Антоний (Барташевич). Но, конечно, канонизировать можно было только всю Семью целиком.
И тем не менее, Цесаревич Алексей занимает особое место среди Царственных Мучеников, потому что Он был Мучеником всю жизнь — Господь послал Ему страдания. Они постоянно Его приближали к смерти, к которой готовиться Он начал очень рано. Он был самым младшим, и Он был вымоленным ребенком, родился вскоре после прославления преподобного Серафима. Его Родители долго не могли родить Наследника и молились об этом преподобному Серафиму Саровскому и на Цесаревиче явно почивало благословение преподобного.
Есть такой достаточно апокрифический, недостоверный, но все-таки многих волнующий рассказ о том, что Государь достаточно рано предполагал отречься от Престола и стать Патриархом. В таком случае повторилась бы ситуация, которая уже была однажды в русской истории, когда совсем юный шестнадцатилетний Царь Михаил Федорович правил Россией при соправителе Патриархе Филарете Никитиче — его отце. И в обеих ситуациях ярко проявляется то, что свойственно Русским Государям — их великое смирение перед святительским саном. Их часто обвиняют в том, что они руководили Церковью. И вот как раз Михаил Федорович был самым покорным сыном своего отца — Филарета Никитича. То же самое было бы, если бы действительно Государь Николай Александрович пожелал стать Патриархом.
Надо сказать, что это не есть какая-то обязательная для Православия схема церковно-государственных отношений. В Византии дважды возникали ситуации диаметрально противоположные, когда на Патриарший Престол возводились шестнадцатилетние царевичи, которые покорно склонялись перед волей правящего Императора: в одном случае он был старшим братом, в другом — отцом юного Патриарха. Таким образом, тот знаменитый цезарепапизм, в которым обвиняют наших русских государей, есть обвинение несправедливое.
Конечно, когда мы думаем о Цесаревиче Алексие мы думаем не только о бывшем, но и о несбывшемся (есть книга с таким названием). Потому что Цесаревич Алексий был той надеждой России, которая по нашим грехам не сбылась. Его царствование должно было стать одним из самых славных царствований. Россия вот-вот должна была взять в свои руки Константинополь, поскольку русская дипломатия уже успела договориться с союзниками. Англия, которая на протяжении веков препятствовала тому, чтобы Россия владела проливами, наконец, согласилась, и это был колоссальный успех русской дипломатии. А что касается успехов русского оружия, то в начале 1917-го года уже не было никакого сомнения в русской победе. Именно революция вырвала победу у России, лишила Россию великой и славной победы. Мы знаем, что I Мировая война очень существенно изменила судьбы народов. Можно сказать, что на Россию она больше всего повлияла. Но она же с одной стороны, уничтожила, развалила Австро-Венгерскую Империю, с другой стороны, некоторые государства, скажем Румыния, выросли на I Мировой войне. Россия в годы этой тяжелейшей войны сделала колоссальные успехи, невиданными темпами развила свою военную промышленность. Построены были тысячи верст железной дороги — на Мурманск была ветка проведена. Россию после новых территориальных приобретений ожидал новый большой подъем. Это все не состоялось, это все стало духовно невозможным. Царь мог водрузить крест на Святой Софии. Но конечно, ни Керенский, ни Милюков не были духовно в состоянии совершить такое историческое деяние. И поэтому Господь отнял у Россию Победу, которая почти уже была ею достигнута…
И в то же время видится особый Промысл Божий в том, что судьба России была именно такой. Те, которые были непосредственными устроителями революции, не смогли пожать ее плоды и оказались выброшенными из России. Либеральные партии: октябристы, кадеты, в первую очередь, а также многие другие революционные партии: меньшевики, эсеры, все они не смогли сделать из России то, что они хотели сделать — новую Америку, или еще что-нибудь в этом роде. Господь, наказывая Россию, не попустил, чтобы она превратилась в новый буржуазно-либеральный Вавилон. Если это сейчас происходит на наших глазах, то это проблема нашего времени, мы должны думать о том, как этому противостоять. Вот в этом противостоянии, конечно, духовный образ и пример Царственных Мучеников для нас имеет огромное значение, также как и образы других Новомучеников. Они все суть единый образ той России, которой больше не существует, и которая не соизмерима с нашей современностью.
— А каково Ваше отношение к такой неоднозначно воспринимаемой современным обществом фигуре как Г.Е.Распутин? Сегодня нередко можно услышать мнения о его святости?
— Я не одобряю энтузиазма тех, кто требует немедленной канонизации Григория Ефимовича Распутина, но в то же время приходится признать, что этот человек был оклеветан, причем на него клеветали по самым разным причинам. Самые высокие полицейские чины имели на то свои мотивы. Поэтому даже полицейские донесения о якобы непристойном поведении Григория Ефимовича нельзя считать абсолютно достоверными. Я вспоминаю тот случай, который произошел с одним хорошо мне знакомым священником, который всегда был, так сказать, страстным обличителем Распутина и, по этой причине, как и многие другие не хотел даже признавать святость Царской Семьи. Побывав однажды в городе Верхотурье, а это город севернее Екатеринбурга, где до революции на три тысячи жителей приходилось три монастыря, и узнав из местных преданий, какое тесное отношение к этим монастырям имел Григорий Ефимович, этот священник задумчиво произнес: «Оказывается, история с Распутиным гораздо сложнее, чем мы думали…». Иными словами, еще не настало время сказать окончательное слово о Распутине. Да и кто может сказать окончательное слово, кроме Того, Кто будет нас судить на Страшном Суде?..
Но, можно в то же время отметить, что когда вопрос о Распутине рассматривался на заседаниях Синодальной Комиссии по канонизации, когда Комиссия рассматривала вопрос о канонизации Царской Семьи, то вопрос о Распутине был одним из главных, и Комиссия сделала особый доклад на эту тему. Это все издано, так что можно посмотреть. Так вот, покойный член этой Комиссии архимандрит Георгий (Тертышников) рассказывал, что когда речь зашла о Распутине и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим… По крайней мере, так это было на Синодальной Комиссии по канонизации. И вот, в конце концов, кто-то из членов Комиссии с улыбкой сказал: «А, что? Похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской Семьи, а канонизации Григория Ефимовича?»
Конечно, никто там не думал о его канонизации, но выяснилось, что обвинения, выдвигавшиеся против него и некогда казавшиеся вполне убедительными, на поверку оказались ложными. Так что оставим пока вопрос в такой стадии. Как в старину говорили ученые: non liquet — не ясно… Удовольствуемся хотя бы этим.
— А какое, на Ваш взгляд, значение имеет празднование 100-летия Цесаревича Алексия для сближения между Православной Церковью Московского Патриархата и Церковью Зарубежной?
— Вообще надо сказать, что канонизация Новомучеников, совершившаяся в нашей Церкви в августе 2000 г. была переломным моментом в наших отношениях с Зарубежной Церковью. Потому что Зарубежная Церковь убедилась, что главное обвинение, которое она выдвигала нашей Церкви — непочитание Новомучеников, совершенно отпадает. Одно дело, когда медленно по одному на протяжении полутора десятка лет канонизировались святитель Тихон Патриарх Российский и немногие другие отдельные святые — Елисавета Федоровна, митрополит Вениамин Петроградский… Другое дело, когда канонизирован великий сонм новомучеников во главе с Царской Семьей. Конечно, это произвело огромное впечатление и очень сильно подействовало на настроения членов Русской Зарубежной Церкви. Лед начал таять, и сейчас, в общем-то, почти ничего не осталось.
— Вы говорили о канонизации и о почитании как о двух разных понятиях. Все-таки можно ли говорить о почитании?
Безусловно, канонизация может быть формальной, прямо скажем, она может упреждать всенародное почитание. Что касается Царственных Мучеников, то для меня совершенно очевидно, что это самые почитаемые из всех новомучеников. Не буду утверждать, что это самые великие святые из всех новомучеников, не мне судить, кто более великий, и кто менее великий, и вообще это не тема для обсуждения. Но очевидно, что из всего сонма новомучеников самые почитаемые в народе — Царская Семья.
Беседу вел Сергей Чесноков
(Полная версия интервью опубликована в газете «Пасхальный огонь»)