Валентина минская могила

О святой Валентине Минской знают многие верующие. Долгие годы из-за болезни матушка Валентина не вставала с постели, но исцеляла тех, кто приходил к ней за помощью. Она умерла в 1966 году, а спустя сорок лет Валентину причислили к лику святых. Сейчас ее могилка в Дзержинском районе — место паломничества верующих. Поклониться блаженной Валентине съездила и корреспондент «КП».

«Попросите у Валентины самое сокровенное…»

Утро пятницы. По дороге на место упокоения матушки Валентины заезжаем в деревню Станьково. Здесь стоит церковь, где крестили Валентину Федоровну Сулковскую — так звали святую. Место живописное — рядом озеро. На другом его берегу – знаменитая усадьба графа Чапского.

Станьковская Свято-Николаевская православная церковь простояла разрушенной 46 лет

— Паломники покупают у меня маслице оливковое, сухарики, водичку — все освящено на могиле Валентины, — рассказывает Зинаида, продавец из маленького церковного киоска. — Могила Валентины — в соседней деревне Крысово. — Говорят, там творится много чудес. — И в церкви они происходят! Это церковь, в которой крестилась святая, очень намоленное место! Я сама ощутила, что здесь происходят необыкновенные вещи, — Зинаида ведет нас к церкви.

Станьковская Свято-Николаевская православная церковь простояла разрушенной 46 лет. Восстанавливать ее стали в октябре 2007 года. — Когда церковь была разрушена, я пришла сюда со знакомой. Тут было много мусора, и я решила убрать храм. Мусора насобиралось на 4 мешка. Затем стала читать акафист Николая Чудотворца, а в конце попросила, чтобы засуха прошла. Выхожу, смотрю — нет мусора. Я так удивилась, ведь всего минут 20 прошло! Мне рассказали, что его убрали ехавшие мимо дорожники. Вернулась домой, вышла на балкон. Смотрю — облачко в небе. И как польет дождь!

В церковном киоске при храме можно купить иконку святой Валентины и освященное масло

Мы покупаем у Зинаиды оливковое масло и едем на кладбище. Слева от нас указатель «Место упокоения блаженной Валентины Минской». С кладбища возвращается большая семья. — Мы из Москвы. Ехали всю ночь с тремя детьми и племянницей, — улыбается мужчина, на руках которого ребенок. — У нас дача рядом. Но на могиле святой мы впервые. — А мы нет, — улыбается пожилая женщина. — Валентина мне помогла. Попросите и вы у матушки Валентины самое сокровенное… Она вам поможет.

Рядом с могилой Валентины высокий деревянный крест

Не найти могилу святой Валентины сложно. К ней протоптана дорожка. Сама могила святой ограждена, стоит под навесом. Рядом высокий деревянный крест. Молодая женщина ставит на могилку бутылочку воды. Рядом с ней сын-школьник и тетя.

Паломники приносят на могилку святой Валентины живые цветы

— Помогает Валентина? — спрашиваем у пенсионерки. — Вы знаете, я человек не сильно верующий. А вот моя племянница приезжает постоянно, берет с собой бутылку воды. У нее папа может выпить. А как воду эту попьет, вроде спокойней становится, — рассказывает Раиса Ивановна. Мама с ребенком долго не отходит от могилы. Женщина прикладывает руки к песку, который насыпан на могилку. Не проходит и десяти минут, как к могиле подходит семейная пара. За ними женщины в платочках. Они молча смотрят на фотографию Валентины, читают молитву.

— Мы приехали сюда из Березы. Добирались на электричке. Сели на поезд утром, а в обед были здесь. Приехали просить здоровья. У меня двое больных детей, — тихо говорит одна из женщин, держа в руках свечку. — В прошлый раз нам говорили: «Не берите с могилки много песка. Не успеваем его подвозить! А ведь каждому хочется взять хоть жменьку. Этот песок я кладу в пакетик и прикладываю к больным местам. Дома поделюсь с песочком с тем, кому еще нужно.

«Голову поднимет и разговаривает с небесами»

В нескольких километрах от кладбища родная деревня святой Валентины — Коски. — Про Валентину расскажу, — улыбается жительница Косков, 84-летняя Регина Адольфовна, и спешит усадить меня на скамейку: — К ней водили детей. Нездоровиться малому, дык да яе пойдзешь. Она дае просвирку, молится, водичку дае. Она лечила многих детей.

Во двор выходит еще одна бабушка, Янина Альбертовна: — Лично я ходила к ней перед свадьбой. Помню, Ефросинья, которая смотрела Валентину, просит за меня: «Благослови яе. Она замуж выходиць». Валентина молчит. Ефросинья снова гаворыць: «Матушка, благословите!» Она подумала и говорит: «Нет, нет, не надо, не надо». Не хотела меня благословить… Прошло время, и я развелась, — рассказывает Янина Альбертовна. — А когда нашего отца забрали на войну, моя сестра ходила к ней спросить, жив ли он. Валентина спросила фамилию: «Карпович? Я его недавно видела, но среди мертвых». Потом мы узнали, что отец погиб на войне. — Матушка Валентина была очень верующей? — Очень, — говорит Янина Альбертовна. — Она голову поднимет и разговаривает с небесами, — добавляет Регина Адольфовна. Янина Альбертовна вспоминает истории, которые она слышала при жизни святой. — Как-то к ней бабули шли. Из Столбцов вроде ехали и баночку мёда несли. Яны хотели зъесци гэты мёд, а Валентине денежку дать. Но узнали, что Валентина не брала деньги. Пришли они к ней: «Вот, матушка, вам мёд!» А она: «Нет, нет, кушайте сами. Вы хотели скушать». Все помню… Это было как сегодня! — качает головой Янина.

Янина Альбертовна и Регина Адольфовна с благодарностью говорят о блаженной Валентине

Бабушка Регина вспоминает еще один случай: — Рассказывали, что один мужчина уснуть не мог. И он приехал до яе. Она помолилась, и он тут же заснул. И два дня спал у нее. По воспоминаниям местных жителей, Валентина помогала всем, кто к ней обращался. Но одного мужчину она отправила к врачу. — Военный пришел, на костылях, ноги у него болели. Попросил матушку помочь. А она: «Нет, нет. Идите к доктору. Пусть вас лечит». Когда только он вышел за дверь, Валентина сказала: «Помочь… Кому? Он отца своего бил! И сейчас он пришел ко мне», — рассказывает Янина.

ЧТО ГОВОРЯТ В ЦЕРКВИ

«Приходите ко мне на могилу, как к живой…»

— Каждое воскресенье я провожу молебен на могиле блаженной Валентины. И не перестаю удивляться чудесам, которые происходят на моих глазах, — говорит протоиерей Александр Микицкий, настоятель прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца в деревне Станьково. — Недавно из Минска приехала семья на место упокоения святой Валентины: супруги и их 15-летний сын. В этом году в день памяти блаженной Валентины — 6 февраля — на молебне родители просили здоровья сыну: у подростка был врожденный порок сердца. Прямо на службе мальчику стало плохо, и он упал в обморок. Спустя какое-то время подростку сделали УЗИ. Врач долго смотрел мальчика и не нашел у ребенка порока сердца. — Женщины рассказывают, что просят блаженную Валентину помочь забеременеть… — Таких историй очень много… Как-то раз я рассказывал паломникам, что матушка пришла на помощь даже тем парам, которым не помогло ЭКО. И в этот момент ко мне подходит пара и говорит: «А вот мы одни из них! У нас 14 лет не было детей. Мы попросили Валентину помочь нам. Пообещали, что, если родится дочка, назовем Валентиной, а если сын — Валентином. Сегодня нашему Валентину уже два года». — О чем еще просят святую Валентину? — Каждый обращается со своей бедой. Люди просят матушку разрешить их бытовые проблемы. Например, с жильем. Один многодетный отец не мог получить квартиру. Отчаявшись, он поехал просить помощи к матушке. И как только он отошел от кладбища, на телефон раздался звонок из исполкома: «Срочно приезжайте. Ваш вопрос решен!» Место упокоения святой Валентины благодатное. Сама блаженная говорила: «Приходите ко мне на могилу, как к живой. Всем добрым людям помогу».

БУДЬ В КУРСЕ!

На месте упокоения святой Валентины проводятся водосвятные молебны по воскресеньям. Начало молебна в 13.00. Доехать до могилы из Минска можно электропоездом Столбцовского направления до станции Пятигорье. Пешком идти мимо дачного поселка и леса до кладбища.

Тяжелая болезнь приковала ее к постели на тридцать три года. Но двери дома, где она жила все эти годы, всегда были распахнуты для людей – и для верующих, и для тех, кто еще только искал свою дорогу к Богу. Уже понимая, что уходит в мир иной, она часто повторяла: «После моей смерти вы приходите ко мне на могилку, как к живой, и я буду вам помогать…»

Немощь телесная, сила духовная

Родилась Валентина 7 апреля 1888 года в деревне Коски Минского уезда в семье священника Феодора Чернявского, служившего в то время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково под Минском. За свою службу он был удостоен наперсного креста и награжден орденом Святой Анны III степени. В семье кроме Валентины было еще трое дочерей. Их мать Софья Петровна происходила из княжеского рода Свирских, была образованной женщиной и воспитывала дочерей в благочестии и строгости. Все дочери получили образование – учились в Минском женском духовном училище.

После окончания учебы Валентина выходит замуж – ее избранником стал коллежский советник Минского уездного управления Феодор Сулковский. В годы войны ее муж служил в военном ведомстве, занимался вопросами материального обеспечения армий Западного фронта. Валентина, чтобы выжить в это голодное военное время, поступила на курсы по переписи бумаг, обучилась работе на печатной машинке и поехала работать на фронт, к мужу. После Октябрьской революции Феодор Сулковский был вынужден оставить военную службу и заняться личным подсобным хозяйством. В 20-е годы, в условиях новой экономической политики, это давало семье возможность обеспечивать себе скромное существование. Но в 1931 году он был арестован как «вражеский элемент» (Феодор, как и его жена, происходил из семьи священнослужителя) и сослан в лагерь, из которого ему не суждено было вернуться. Гонениям со стороны советской власти подверглись и другие родственники Валентины. Мужья всех ее трех сестер были священнослужителями, их также репрессировали, сослали в лагеря, откуда они уже не вернулись. После тяжелой продолжительной болезни умер отец девушки, который до последних своих дней совершал богослужения в маленьком приписном Свято-Аннинском храме в родной деревне Коски. Через несколько лет после смерти отца ушла из жизни и мама Софья Петровна.

В июле 1937 года Валентину настигла еще одна беда: арестовали последнюю группу православного духовенства Минской епархии, которая объединялась вокруг епископа Филарета (Раменского), совершавшего богослужения в церкви Святой равноапостальной Марии Магдалены. Вскоре без суда и следствия все священнослужители были расстреляны. Так, практически в одночасье, она потеряла всех близких ей по крови и духу людей.

Но на этом испытания судьбы не закончились: у Валентины Советы забрали отчий дом и разместили в нем школу. Здоровье молодой женщины было сильно подорвано тяжелыми испытаниями, выпавшими на ее долю, а вскоре после того, как она переселилась в маленькую церковную сторожку с земляным полом, у нее отнялись ноги. И тогда добросердечные соседи Антон и Ефросинья Лойко взяли ее в свой дом, в котором она прожила более тридцати лет, до самой смерти.

Трагические и тяжелые испытания не сломили молодую женщину, не ввергли в отчаяние, но стали горнилом, в котором укреплялся ее дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу.

И однажды во сне она получила благословение от блаженной Ксении Петербургской на подвиг служения Господу.

За время болезни ей открылся дар прорицания и исцеления. Своим просветленным взором ей свыше было дано видеть мир с его духовной, невидимой для внешнего взгляда, стороны. Обычно ее поучения облекались в форму иносказаний и притч, которые были понятны лишь тому, на чей вопрос она отвечала. Матушка Валентина ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, говорила об этом людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нем веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаявшихся грешников и призывала их к покаянию. Она утешала скорбящих и своей молитвой помогала им по милости божьей, многим больным возвращала здоровье и духовные силы.

«…Будет новое небо и новая земля»

В храме Святого Николая Чудотворца, который располагался в соседней деревне Станьково, много лет служил отец Валентины. Здесь девочку крестили, в детстве и юности она приходила сюда на молитву. Эта величавая и красивая церковь, стоящая на пригорке у озера, была единственным в Беларуси архитектурным объектом, построенным по проекту великого русского архитектора Константина Тона – автора храма Спасителя и Кремлевского Дворца в Москве. Гонения на церковь в тридцатые годы прошлого столетия продолжались. Эта волна неприятия и ненависти докатилась и до храма Святого Николая Чудотворца. Местные жители просили не трогать церковь, не разрушать ее, говорили, что это большой грех. В 1936 году, когда срывали крест с купола, два человека упали вместе с крестом на землю и погибли. На земле убило еще троих мужчин – тех, кто тянул за веревки. Люди поняли, что это был знак свыше: нельзя разрушать святой храм. И даже самые ярые атеисты побоялись гнева Господнего и отступились: кроме сорванных крестов с купола больше в том году ничего не тронули. Но спустя два десятилетия, в начале 60-х, за храм в Станьково взялись еще с большим рвением: с помощью отбойных молотков, тросов и динамита стали рушить стены полутораметровой толщины. Валентина знала об этом, но всегда верила, что придет день, когда люди опомнятся и повернутся к Богу лицом. Матушка до последних дней свято верила, что храм будет восстановлен: «В Станьково и во всех других местах будет новое небо и новая земля».

Спустя сорок пять лет после этих печальных событий началось восстановление храма. Церковь строили всем миром. И сегодня храм величаво и торжественно возвышается в центре деревни Станьково, недалеко от трассы Москва – Брест. Имя каждого человека, жертвовавшего на храм, записано на его стенах.

Особый подвиг молитвы за всех

У каждого человека своя Судьба, начертанная свыше, свой неповторимый путь. У Валентины ее жизненная дорога и дорога ко Всевышнему была словно соткана из трагедий и потерь близких людей, пролегала через духовные и телесные страдания.

Уже при жизни многие верующие называли матушку Валентину святой. До сих пор люди – и земляки, и приезжие – рассказывают о ее доброте, милосердии и сострадании, о многочисленных случаях чудной помощи ее.

Первые свидетельства о чудесах по молитвам матушки Валентины относятся к довоенному периоду. Она предсказывала важные для страны события, смерть простых и известных людей. Есть много свидетельств того, что Валентина Феодоровна обладала даром предвидения. Говорила она образно и кратко, глядя при этом куда-то вдаль, будто разговаривая с каким-то невидимым собеседником.

Она предвидела Великую Отечественную войну и предупреждала своих земляков: «будет гореть земля… в небе придется увидеть железные птушки (бел. «птушки» – птицы)». А когда началась эта страшная кровопролитная война, жены, матери, сестры мобилизованных на фронт приносили свои платки, которые Валентина благословляла с молитвой. Эти намоленные платочки служили оберегами для воинов, они хранили их под гимнастерками. И большинство солдат, за которых молилась Матушка Валентина, вернулись домой с войны живыми.

Провидица почти всегда безошибочно отвечала на любые вопросы. Нередко она неожиданно произносила какую-то фразу, которая окружающим казалась странной и непонятной. Но впоследствии происходило какое-либо событие, которое служило для людей подтверждением сбывшегося предсказания матушки.

Осенью 1943 года ее племянник играл с соседским мальчиком и она вдруг сказала ему: «Иди домой, к маме. Твоего папу убили». Через несколько дней в эту семью пришла похоронка.

Еще в юношеском возрасте Петру Кучминскому святая предрекла: «Ты с молитвой и проповедью о Господе обойдешь много земель». В дальнейшем жизнь этого человека так и сложилась: он стал архимандритом и служил в разных странах. Однажды он приехал к матушке из Москвы, где нес послушание, чтобы получить ответ на какой-то волнующий его вопрос. Как только он появился на пороге ее дома, она сказала: «Почитай мне Библию», а в ответ на его вопрос: «На какой странице?», матушка ответила: «Господь укажет». Он открыл Библию и… получил ответ на свой незаданный вслух вопрос.

За несколько дней до официального объявления о смерти Иосифа Сталина она произнесла, ни к кому не обращаясь, непонятную фразу: «Черная птушка летала над Москвой и упала».

«Жалко старичка», – задумчиво обронила она в другой раз. «Какого старичка?» – спросили у нее. «Михаил Иванович Калинин умер»,– ответила Валентина. И действительно, на следующий день было объявлено о его смерти.

Но, пожалуй, самым непостижимым для объяснения стало то, что Валентина Минская предсказала гибель подводного атомохода «Курск». Однажды она вдруг промолвила: «Курск уйдет под воду. Много моряков поднимут руки к небу и будут молить о помощи, но их не спасут». Люди не понимали сути этого пророчества – как такое может случиться с городом Курском? И только через много лет, когда самой блаженной уже не было в живых, мы поняли, насколько пугающе точным было ее предсказание…

Матушкой было предсказано появление на белорусской земле Митрополита Филарета: «Вот прилетит к нам из Германии Владыка Филарет». В то время (70-80-е годы прошлого столетия) Владыка был Экзархом Западной Европы. Откуда она могла знать его имя и то, что именно он станет во главе Белорусской Православной Церкви и больше четверти века будет служить в Беларуси?

За свою жизнь блаженная Валентина исцелила огромное число людей. О силе ее молитвы ходят легенды. Глубокой искренней любви и благоговения к блаженной Валентине исполнены воспоминания земляков о случаях чудной помощи матушки. Да и сейчас, спустя десятилетия после ее смерти, искренне помолившиеся на ее могиле люди, рассказывают удивительные вещи.

Молодой человек Андрей К. упал с балкона пятиэтажного дома. Долго находился в состоянии комы, и ему случилось видение: будто он лежит в пустыне, а мимо него идут люди в белых одеждах, и он понимает, что это святые. И вдруг от группы отделилась женщина, подошла к нему, постояла возле его постели и ушла. Через несколько дней Андрей пришел в сознание и рассказал матери об этом видении. В ответ услышал, что она все эти дни молилась святой блаженной Валентине о спасении единственного сына, глядя на фотографию матушки. Молодой человек полностью поправился. «Я понял, – рассказывает Андрей, – насколько огромна сила молитвы и веры. С того дня моя жизнь изменилась, и за это я благодарен святой Валентине. Я стал ходить в церковь и каждый год езжу к месту ее упокоения на поклон».

Молитва ко святой блаженной Валентине Минской

Как-то в Свято-Никольский храм местный прихожанин принес Евангелие, которое нашел в старом разрушенном доме. На первой его странице карандашом была сделана запись: «Вся Душа моя вошла в Дело Божие. И сердце мое оценило Слово Его». Проведенное исследование показало, что эта фраза была написана рукой Валентины Минской. Сохранилось несколько рукописей блаженной Валентины. Каждое письмо она подписывала: «Писала раба Божия Валентина Сулковская, в девичестве Чернявская, на одре лежащая… (указывала сколько) лет и дней». Телесный недуг был воспринят ею как призыв Господа следовать апостольскому наставлению – «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков».

Умерла она 6 февраля 1966 года. Проводить в последний путь матушку Валентину собралось очень много людей. Ее похороны вызвали переполох у властей. Было запрещено отпевать ее, поэтому священник присутствовал скрытно – в гражданской одежде. Похоронили матушку Валентину на сельском кладбище неподалеку от ее родной деревни Коски. На могиле была установлена скромная металлическая оградка, крест с табличкой, на которой были указаны ее имя, даты рождения и смерти.

Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет инициировал причисление Валентины Минской к святым белорусской церкви и прославленной в чине блаженной. В одном из своих интервью Владыка говорил о ней: «В ее молитвенном уходе из жизни заживо было явлено, как в немощи человеческой сила Божия совершается. Матушка Валентина, будучи в немощи, верой и правдой служила Господу и всем, кто обращался к ней, несла особый подвиг молитвы за всех».

И ровно через сорок лет после своей смерти, 6 февраля 2006 года, подвижница благочестия Валентина (Валентина Феодоровна Чернявская-Сулковская) была признана блаженной и причислена к святым Белорусской православной церкви. Матушка стала единственной в Беларуси святой, прославленной в чине блаженной.

Блаженной Валентины Минской нет рядом с нами более пятидесяти лет, но тропинка к месту ее упокоения не зарастает. Над ее могилой устроена металлическая сень, украшенная искусно выкованной виноградной лозой, с небольшим куполом и крестом. Каждый день сюда приходят и приезжают сотни людей за утешением и советом, просьбами о здравии и спасении от одержимости. Люди свято хранят память о Валентине Минской, осветившей их земную жизнь своим милосердием, добротой и молитвами перед Господом. По воскресеньям и в великие православные праздники протоиерей Александр Микицкий, настоятель прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца проводит водосвятные молебны. В день ее памяти – 6 февраля – молебное пение у могилы звучит с раннего утра и до позднего вечера.

«О, блаженная наша матушка Валентина! Как ты при жизни своей принимала всех страждущих и немощных, от скорбей и болей изнемогающих, и молитвами своими снимала с них любые хвори и напасти, так подари же нам, приходящим к тебе ныне, исцеления Господнего. Не допусти наших греховных падений, но на путь спасения, мудрости и благочестия обязательно наставь каждого. Услышь слова наши, матушка Валентина, и открой путь нашим молениям к Престолу Создателя. А мы с радостью вознесем хвалу Пресвятой Троице – Отцу, Сыну и Духу Святому. Пусть будет так отныне и навеки. Аминь».

Галина Трофименко, пресс-секретарь председателя Миноблисполкома

Приходите, как к живой: открывать мощи Валентины Минской пока не будут

По воскресеньям в деревню Крысово под Минском люди приезжают на машинах или идут пешком от железнодорожной станции. Идут на могилку Валентины Минской, первой белорусской святой, прославленной в чине блаженной.

Если спросить у местных жителей дачного поселка, как пройти на кладбище, они безошибочно угадывают: «Вы к Валентине?»

Настоятель храма в честь святителя и чудотворца Николая в деревне Станьково отец Александр говорит, что этот путь в несколько километров — от станции до деревенского кладбища — можно звать крестным ходом.

© Sputnik / Виктор Толочко Место упокоения Святой Блаженной Валентины Минской

Канонизирована Валентина Сулковская была в 2006 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета спустя сорок лет после смерти. Говорят, что приезд в Беларусь митрополита предсказала сама Валентина. «Вот, летит к нам из Германии владыка Филарет», — записано в воспоминаниях о святой.

Но и до канонизации люди шли к ней на могилку, как и при жизни — в ее дом в небольшой деревне Коски, за помощью и советом. Отец Александр говорит, что разница разве что в том, что до канонизации на могиле Валентины Минской служили панихиду, а теперь еще и молебны.

Для верующих и для Минкульта

В апреле Минский областной исполнительный комитет принял решение придать могиле святой статус историко-культурного наследия третьей степени. С инициативой присвоения такого статуса выступил Дзержинский райисполком.

© Sputnik / Виктор Толочко

Прежде БПЦ выступила с инициативой обретения мощей Святой Валентины Минской. Организовали и сбор подписей за перенесение мощей в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, чтобы поклониться блаженной Валентине могло еще больше людей. Но местные власти выступили против.

«Мы не поддерживаем идею обретения мощей Святой Валентины Минской. Сама матушка Валентина завещала — и это подтверждено и воспоминаниями людей, и свидетельством православных историков — «приходите ко мне на могилу с верой и надеждой, как к живой, я вам помогу», — пояснил зампредседателя Дзержинского районного исполнительного комитета по социальным вопросам Александр Чаган.

Пресс-секретарь Белорусской православной церкви священник Сергей Лепин отметил, что с присвоением могиле Валентины Минской статуса историко-культурного наследия для эксгумации мощей потребуется получить дополнительное разрешение от Министерства культуры. Однако будет ли церковь добиваться этого, учитывая изменившийся статус могилки, пока не известно. В любом случае, сбор подписей верующих за открытие мощей сам по себе юридических последствий не имеет, отметил он.

Настоятель храма в честь святителя и Чудотворца Николая отец Александр пояснил:

«Как сказал наш епископ, будем молиться. Если Богу будет угодно, мы откроем мощи, если нет — значит, нет».

За мирским была

Сохранилось немного фотографий Валентины Минской. На одной из самых известных она в окружении родственников в день свадьбы с супругом Федором Сулковским. На другой — в постели, уже лежачая.

Валентина Сулковская, в девичестве Чернявская, родилась в 1888 году в семье священника в деревне Коски недалеко от Минска. В будущем в эту деревню будут приходить и минчане, и жители других белорусских городов — так же, как сейчас идут на могилу святой.

Незадолго до начала Первой мировой войны Валентина вышла замуж. Ее супруг Федор Сулковский так же, как и сама она, происходил из духовного сословия, служил в звании коллежского советника — соответствует званию полковника. И, когда война закончилась, супруги вернулись в родную деревню Валентины.

© Sputnik / Виктор Толочко

Но мирная жизнь закончилась с коллективизацией. В 1931 году Федора Сулковского по ложному обвинению сослали в лагерь, затем выслали на вольное поселение, снова арестовали, отправили на Дальний Восток. Когда после многие люди потянутся к ней за помощью, Валентина Сулковская попросила не звать ее «матушкой», потому что «за мирским была». Но до сих пор именно с таким обращением к ней приходят ищущие совета и заступничества — Матушка Валентина.

Из ссылки супруг посылал письма с просьбой скорого ответа, порой слал стихи. В 1933 году Валентина Федоровна послала мужу посылку на 20 рублей, сохранилась ветхая заполненная карандашом квитанция. Среди сокровенных бумаг Валентины Сулковской многие годы хранилась написанная второпях на клочке бумаги записка от мужа, которая оказалась предсмертной — «Посылку получил полностью. Благодарю. Прощай. Ф. Сулковский». Письма свои до последнего дня она подписывала «вдова Федора Сулковского».

А в это время в стране продолжались аресты православного духовенства. Семьи священников облагались огромным подоходным налогом, за служение в церкви их лишали продовольственных карточек, отнимали дома. Дом отняли и у самой Валентины. Валентине Сулковской предстояло пережить еще Вторую мировую войну, гонения на церковь в 50-60 годах.

© Sputnik / Виктор Толочко Место упокоения Святой Блаженной Валентины Минской

И все это она встретила в постели — больше тридцати лет до самой смерти Валентина Минская оставалась лежачей. В постели Валентина плела из ниток тесемочки, похожие на цепочки, и раздавала их приходящим к ней за помощью, чтобы на этой цепочке, полученной в подарок от блаженной старицы, человек носил крест, как бы ни усиливались гонения на церковь.

Над дверным косяком, вспоминают люди, висела маленькая икона Ахтырской Божией Матери. Дом Валентины был скромным. От подарков, которые приносили ей в благодарность за помощь, она отказывалась.

Те, кто побывал у Валентины Минской при жизни, вспоминают, как она отвечала на уговоры попробовать угощения — «Ешьте вы, а нам, болящим, легче лежать».

О блаженной Валентине сохранилось много воспоминаний. Архимандрит Петр Кучминский писал о том, как Валентина Минская давала ему ответы на незаданные вопросы:

«Иногда приезжаю, подаст Библию: «На, почитай». «Какого пророка почитать?» — спрошу. Матушка отвечает: «Бог укажет». Открываю, начинаю читать, что открылось, на этой же странице получаю желаемый ответ, за чем я пришел спросить. <…> В сердце моем было такое убеждение, что пред ней Небеса отверсты и обо всем ведомо», — писал архимандрит.

© Sputnik Анна Нефедова / Александр Шурмелев

Рассказывают, что Валентина видела человека насквозь. Когда к ней за помощью пришла страдающая от бесплодия женщина, старица сказала: «Что же ты единственного ребенка — и того волкам отдала». Женщина после призналась, что сделала аборт, а накануне увидела сон, в котором бежала от волков с ребенком на руках и бросила стае младенца.

Говорят, без утешения Валентина никого не оставляла. А вот тем, кто приходил за какой-то «магической помощью», она отказывала. В благодарность себе требовала только веры в Бога.

Священник в гражданском

Хоронили Валентину Сулковскую в присутствии властей. А вот священнику быть на похоронах запретили, так что он присутствовал скрыто в светской одежде.

Уже после к могилке с простым металлическим крестом потянулись люди. Сейчас на могилу Валентины Минской приходят не только белорусы. Приезжают и россияне, и украинцы, а порой даже гости из Америки.

«В летний период приходит больше людей, зимой — меньше. По воскресеньям те, кто почитает Валентину Минскую, приезжают на молебен. В апреле в день рождения матушки мы шли крестным ходом от церкви в Станьково к месту упокоения блаженной», — рассказал отец Александр.

Верующие приходят к Валентине Минской с просьбой о ходатайстве перед Богом, а возвращаются с благодарностью — с цветами. А прежде Валентина раздавала бумажные цветочки тем, кто приходил к ней. Делала их из цветной бумаги, если не было жатой «папиросной», скручивала из простых тетрадных листочков и отдавала с молитвенным напутствием своим гостям.

Кто-то рассказывает, что нести с собой на могилку Валентины Минской нужно нечетное количество цветов — как к живой, но священник отец Александр предостерегает столько внимания уделять ритуалу.

«Валентинушка любила цветы, вот к ней с цветами и идут. Нужно думать о том, к кому ты едешь и зачем ты едешь. А сколько цветов — это уже от язычества», — пояснил отец Александр.

Валентина Минская

Валентина Минская

Валентина Феодоровна Чернявская, в замужестве Сулковская

Имя в миру

Валентина Феодоровна Сулковская

Родилась

7 апреля (21 апреля) 1888
д. Коски, Минский уезд, Минская губерния ныне Дзержинский район Минской области

Умерла

6 февраля 1966 (77 лет)
д. Станьково, Дзержинский район, Минская область, Белорусская ССР, СССР

Почитается

в Русской православной церкви, Белорусской православной церкви

Канонизирована

6 февраля 2006 года

В лике

блаженных

День памяти

6 февраля

Медиафайлы на Викискладе

Блаже́нная Валенти́на Ми́нская (урождённая Валентина Феодоровна Сулковская) (7 апреля 1888 — 6 февраля 1966) — местночтимая святая Белорусской православной церкви.

Биография

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Происхождение

Отец Феодор Иосифович Чернявский — священник из священнического рода Чернявских, настоятель Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково Минского уезда. Проживал в соседней деревне Коски, где находились его усадьба и земельный надел. В Косках действовала приписная церковь в честь Святой Праведной Анны, располагавшаяся поблизости от дома священника, в котором Валентина провела своё детство и юность. Мать — из княжеского рода Свирских.

Феодор Иосифович, был выпускником Минской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1873 году. Его рукополагал Преосвященный Александр (Добрынин), епископ Минский и Бобруйский. После принятия иерейского сана отец Феодор служил вначале на Полесье, в церкви деревни Качановичи, после чего в деревне Достоево. Оба прихода находились в пределах Пинского уезда.

Феодор Иосифович прибыл в сентябре 1885 года в Станьковский приход, в котором прошли наиболее важные годы его иерейского служения. В 1890 году преосвященный Симеон (Линьков), епископ Минский и Туровский, объявил ему признательность. Послужной список отца Феодора свидетельствует, что в 1902—1904 годах он исполнял обязанности благочинного, был награждён наперсным крестом, а в 1910 году удостоился ношения ордена Святой Анны III степени. Кроме того, отец Феодор также преподавал и в Станьковском народном училище.

В 1888 году Феодор Иосифович сам построил большой дом для своей семьи, а в 1889 году на средства причта и прихожан Станьковской церкви, а также графа Карла Гуттен-Чапского, была обновлена Свято-Аннинская церковь в селе Коски. Всё это было построено как раз к рождению Валентины.

Мать Валентины, Софья Петровна Чернявская, была волевой и строгой женщиной, воспитавшая в духе православия не только Валентину, но и еще трёх дочерей: старшую Анну (1882 года рождения), Ксению (1886 года рождения) и младшую Ольгу (1892 года рождения).

Детство

Родилась 7 апреля (по старому стилю) 1888 года в селе Коски (недалеко от Станьково). Крещена в Свято-Никольской церкви с именем Валентина.

Детство Валентины и её сестёр прошло в живописной сельской местности, через которую и сегодня протекает река Уса. Все девочки выросли в дружной семье, с любовью и уважением относясь к родителям и так же общаясь между собой.

Интересен факт из детства Валентины. В пять лет она принесла из лесу маленькую ёлочку и посадила её недалеко от храма в Косках. Валентина усердно поливала ёлочку и молилась Господу, чтобы деревце росло и крепло. Ёлочка выросла в форме креста.

Валентина, так же как и её отец, училась в Минском духовном училище. После его окончания Валентина иногда заменяла своего отца и вела уроки закона Божия для маленьких детей в Народном училище.

Юность

В юности Валентине повезло получить у отца Иоанна Кронштадтского благословение и побеседовать с ним. В те дни с Валентиной произошёл случай, который уже тогда указал на необычность девочки. Когда они с отцом шли на корабле в Кронштадт, судно, на котором они плыли, должно было столкнуться со встречным. И тогда сзади Валентины появился святой Пантелеимон Целитель и сказал ей: «Непрестанно молись!» Что Валентина и сделала. Корабли чудом разминулись.

Взрослые годы

Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж за Феодора Васильевича Сулковского, который, как и она сама, происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника. Родители Валентины благословили дочь и зятя Владимирской иконой Божией Матери, которая сохранилась до наших дней вместе с образом Спасителя, родительским благословением матери жениха. Эти две иконы всегда были рядом с Валентиной. Во время войны Феодор Сулковский принял в ней участие в качестве чиновника военного ведомства, занимаясь решением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта. Валентина Феодоровна, которой в ту пору исполнилось 26 лет, выехала вместе с мужем в Польшу на место его службы.

Чтобы как-то свести концы с концами в те нелёгкие годы, Валентина окончила в феврале 1917 года в Минске трёхмесячные курсы в бюро Цалима Окуня «Для переписки бумаг и для обучения письму на пишущих машинах». Во время своего обучения в Минске она ходила молиться в храмы Казанской иконы Божией Матери, Святой равноапостольной Марии Магдалины на Сторожовке, в Свято-Покровский в Крупецах, где бил из-под земли святой источник.

В августе 1917 года она выехала в Оршу (вероятно, к мужу), где и проживала вплоть до отступления немецких войск из Белоруссии, которое началось в конце 1918 года. Затем вместе с мужем она вернулась на свою малую родину, в Станьково.

К этому времени её отец уже не являлся настоятелем церкви в Станьково, так как сильно болел. Лишь изредка он совершал богослужения в маленьком приписном Свято-Аннинском храме в Косках. В возрасте шестидесяти девяти лет 27 декабря 1919 года, её отец, протоиерей Феодор Чернявский умер и был погребён рядом с причтовым домом на церковном погосте.

Феодор Сулковский, её муж, не имея возможности продолжать исполнение своих прежних обязанностей по причине прихода советской власти, занялся личным подсобным хозяйством, завёл скот, стал пахать землю и сеять хлеб. В 1920-е годы в условиях новой экономической политики это давало семье скромную возможность обеспечить своё существование. А Валентина помогала своему мужу вести хозяйство.

В 1930 году в Косках был создан колхоз под названием «Пробуждение». В этот колхоз, в ноябре, в период коллективизации, вынуждены были записаться и Сулковские. По деревням пошли так называемые «красные обозы», изымавшие у крестьян собранный их трудами урожай. Людей неугодных и несогласных с творившимся беззаконием арестовывали.

В 1931 году по ложному навету так же арестовали и Феодора Васильевича. Лишив его свободы, сослали в лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги (так называемый «Темлаг»). В лагере он пробыл до апреля 1933 года, после чего получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань, где Феодора Сулковского вновь арестовали и выслали на Дальний Восток, где он и погиб.

В начале 1930-х годов, в ходе репрессий, пострадали также и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны священник Василий Степура был арестован 21 апреля 1933 года и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский в том же 1933 году постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу (в 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика).

Валентина, оставшись без мужа, по-прежнему проживала в Косках, ухаживая за престарелой матерью. В те годы болезнь, связанная с воспалением почек, начала подкашивать здоровье Валентины.

Однажды Валентина посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет пролежала в постели. Та женщина сказала Валентине: «Ты займешь моё место». Также известен ещё один случай. Возле их дома протекал небольшой ручеёк. Валентина вышла на этот ручей, чтобы помыть ноги, и к ней явилась неизреченной красоты женщина и сказала: «Иди и ляг». Валентина так и сделала, пошла легла, и с тех пор так и осталась лежать в постели, хотя в первое время ещё могла немножко передвигаться с палочкой. Провела в постели она 33 года, до самой смерти. За эти долгие годы у неё не было ни пролежней, ни застойных явлений, обычных в таких случаях.

Большую заботу о семье Валентины проявлял племянник Феодора Васильевича — Александр Александрович Сулковский, который поначалу проживал в качестве ссыльного в городе Златоусте Уральской области, а с конца 1934 года работал на одном из заводов Нижнего Тагила. Ежемесячно он вместе со своей супругой, высылал в Коски почтовым переводом по 100 рублей. До конца своей жизни матушка Валентина хранила отрывные талоны этих переводов как наглядное воспоминание о той безвозмездной помощи, которую оказали ей и её родительнице эти люди. Также ей помогали и её сестры. Посильные денежные переводы присылала овдовевшая Анна Феодоровна Степура. Младшая сестра Ольга не вышла замуж, жила в Минске, работала заведующей двухклассной школой и старалась помогать Валентине чем могла.

В начале 1937 года умерла её мама, Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. Дом был отнят (в нём разместили школу). Уход за болящей Валентиной взяли на себя соседи Антон и Евфросинья Лойко, присматривавшие за ней до конца своих дней.

В июле 1937 года советские власти арестовали в Минске последнюю группу православного духовенства епархии, объединявшуюся вокруг епископа Филарета (Раменского), который совершал богослужения в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. В числе арестованных, наряду с протоиереями Стефаном Кульчицким и Антонием Киркевичем, иереями Михаилом Рубановичем и Сергием Садовским, оказался и диакон Владимир Лобач. Все они были расстреляны 1 ноября 1937 года.

Валентиной Феодоровной были пережиты потеря мужа, смерть матери, гибель последних священнослужителей Минской епархии. Но эти трагические испытания лишь укрепили её дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу.

Первые свидетельства о чудесах по молитвам матушки Валентины, относятся к довоенному периоду. Валентина предвидела Великую Отечественную войну и односельчанам говорила: «придется увидеть железные птушки…» Во время войны к ней приходили жёны, матери и сёстры мобилизованных на фронт мужчин. Ей они приносили свои платки, которые Валентина с молитвой благословляла. Эти намоленные платочки мужчины бережно хранили под боевыми гимнастёрками и возвращались с войны домой.

В дальнейшем служение матушки Валентины протекало в весьма неблагоприятный период для церковной жизни, отличавшийся особым напряжением, наступившим в конце 1950-х — первой половине 1960-х годов. В те годы Святая Церковь претерпевала усиленное гонение со стороны советской атеистической власти. В условиях массовой антирелигиозной пропаганды, повсеместного закрытия и разрушения храмов советским гражданам внушалось, что через двадцать лет с Церковью будет покончено навсегда, а по телевидению «покажут последнего попа». Была также запрещена и религиозная литература и проповедь.

Последний год своей жизни матушка Валентина провела под присмотром своей сестры Ольги. Валентина жила очень скудно: скромная постель, простенький матрасик, на котором она лежала, прикрыта была подушкой; другая подушечка лежала у неё под ногами. Несмотря на свою немощь, Валентина не разрешала себя особенно часто переодевать или помыть: может раз в месяц, а может и в три месяца только раз. Питалась Валентина также очень скромно, а если её посетители и приносили хоть что-нибудь из съестного, она всё равно ничего из принесённого и не пробовала. А когда её и упрашивали хоть что-нибудь попробовать, она отвечала: «Ешьте Вы, а нам болящим — легче лежать».

Свой молитвенный подвиг матушка Валентина совершала ради утверждения в вере тех, кто являлся непосредственным свидетелем и участником сопротивления Церкви в её мужественном противостоянии атеистическому государству. В этой молитвенной помощи состоял смысл служения блаженной Валентины Богу и людям в те тяжкие времена.

Своим просветлённым взором Валентина видела мир с его духовной, чаще всего невидимой для внешнего взгляда стороны. Поэтому она духом прозревала жизнь посещавших её людей; не спрашивая, кто и зачем пришел, давала ответы даже на невысказанные вопросы. Обычно её поучения облекались в форму иносказаний, притч, которые были понятны лишь тому, на чей личный вопрос она отвечала. Матушка ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, говорила об этом людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нём веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаянных грешников, призывала их к покаянию и спасению. Матушка Валентина утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, по милости Божьей возвращала здоровье больным.

Тем, кто приходил к ней без упования на помощь Творца и воспринимал её как чародейку-целительницу, она никогда и ни в чём не помогала. Матушка Валентина старалась привить человеку духовный навык упования на милость Господа, на помощь Его Пречистой Матери и предстательство святых угодников Божиих.

Своим современникам, людям, проживавшим по соседству с нею, она запомнилась как человек необыкновенной доброты и сострадания, постоянно пребывавший в молитве. Верующих людей привлекали прозорливость матушки, её молитвенное заступничество и помощь.

Умерла матушка Валентина 6 февраля 1966 года. Её похоронили на местном кладбище, находящемся недалеко от ее родной деревни Коски (точнее — между деревней Крысово и трассой М1 ). Похороны Матушки вызвали переполох у властей; всё время присутствовал их наблюдатель. Было запрещено хоронить со священником, поэтому присутствовал он скрытно — в гражданской одежде. Долгое время на её могиле с металлической оградкой стоял лишь металлический крест со скромной надписью, кто и когда похоронен. С 2012 года над ее могилой устроена металлическая сень с небольшим куполом и крестом, украшенная искусно выкованной виноградной лозой.

Литература

  • Святая блаженная Валентина Минская / под ред. Куцаевой Н. Г.. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. — 16 с. — (Литература для детей). — 1500 экз. — ISBN 978-985-511-409-4. Архивная копия от 27 декабря 2012 на Wayback Machine
  • А.И. Валаханович. С верой в душе. — Минск: ФУАинформ, 2012. — С. 158—179. — 231 с. — ISBN 978-985-6868-61-3.

> Ссылки

  • Блаженная Валентина Минская на сайте Белорусской Православной Церкви
  • Блаженная Валентина Минская на сайте «Русское Воскресение»

Примечания

  1. Блаженная Валентина Минская. Белорусский портал ЦАРКВА». (6 февраля 2006). Дата обращения 18 июня 2011. Архивировано 11 августа 2012 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Феодор Кривонос, Татьяна Дашкевич. Блаженная Валентина Минская. Русское воскресенье. Дата обращения 25 июня 2011.
  3. 1 2 3 4 Блаженная Валентина Минская. Белорусские святые. Белорусская Православная Церковь (2006). Дата обращения 18 июня 2011. Архивировано 11 августа 2012 года.

«Моя вторая мама». Откровения паломников к матушке Валентине

На сельском кладбище деревни Крысово под Минском покоится святая подвижница — блаженнная Валентина Минская. В народе ее любя называют матушкой Валентиной. Как в Москву едут к Святой Матроне, так в Крысово паломники со всей Беларуси приезжают к матушке Валентине.

При жизни, будучи более 30 лет прикованной к постели, Валентина подвизалась в молитве и смирении. Уже тогда люди называли ее святой. Господь даровал ей прозорливость, по молитвам старицы люди исцелялись.

Упокоилась Валентина, в миру Сулковская, 6 февраля в 1966 году, а спустя ровно 40 лет БПЦ причислила ее к лику святых.

«Рай-то внутри нас, его не надо нигде искать»

«Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу» — говорила матушка при жизни. Обещание это исполняется по сей день: люди приходят к святой на могилку со своими бедами и вопросами и матушка помогает. Для многих она давно стала родной и любимой заступницей…

— В моей жизни матушка, как я говорю, моя вторая мама. Без нее очень тяжело жить. Приходишь сюда с открытым сердцем, рассказываешь о своих проблемах и матушка утешает, управляет – решаются все вопросы, — делится паломница Людмила Гирик.

— Мы же находимся, как белка в колесе, крутимся туда-сюда. Приходим сюда и сталкиваемся с вечностью. Мы начинаем задумываться: кто мы, что мы, — рассуждает Сергей Островский. — Рай-то внутри нас, его не надо нигде искать. Изменение происходит тогда, когда человек осознает свою немощность и греховность. Когда человек чувствует, что он очень низко пал, что он не достоин даже поднять голову, тогда на него благодать и снисходит.

Истории исцелений

Много чудес было явлено по молитвам матушки Валентины.

— Почему мы обращаемся к матушке, потому что она является ходатаицей за нас перед Богом. Люди получают здесь исцеления. Одна женщина прикладывалась к большому кресту, и с креста ей в глаз попадает капелька. Она этим глазом не видела уже лет 30 или 40. И вот она буквально на месте прозревает, — продолжает Сергей. — Очень часто матушка помогает семьям с рождением детей.

О своем чудесном исцелении рассказывает Анна Васильевна Скрябина:

— У меня долго болела нога. На ночь я всегда на нее ложила компресс и бинтовала ее эластичным бинтом и только тогда могла ходить. И вот мы приехали к матушке, приложились, помолились. Пришла я домой, вечером ногу помыла, а снова завязать забыла. Вспомнила об этом только утром, встаю и думаю, как же я теперь, сейчас нога опухнет, и я ходить не буду. Но! Представьте себе, до сегодняшнего дня я про нее больше ни разу не вспомнила!

Кто и зачем так украшает матушкину сень?

Многие, однажды побывав у матушки Валентины, снова и снова сюда возвращаются.

— Мне 28 лет, а к матушке я начал ходить когда мне был 21 год, еще будучи студентом, — вспоминает Игорь Волынкин. — С приходом к матушке Валентине начался новый этап моего воцерковления, он стал более осознанным.

— Человек начинает здесь преображаться, он светлеет. Мы становимся темными, а находясь на святом месте, трудясь здесь, человек просветляется, — отмечает Сергей Островский.

На месте упокоения святой блаженной Валентины Минской всегда можно потрудиться во славу Божию. Ко всем церковным праздникам матушкина сень и кресты у могилы украшаются природными материалами. Каждое растение несет в себе определенный символ.

Нынешние украшения были созданы к 6 февраля, ко Дню прославления святой блаженной Валентины Минской. Пшеница символизирует христиан, принявших крещение. Колосья – это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать.

Украшения придумывает и разрабатывает Георгий Георгиевич Бигоза, по скромности пожелавший остаться за кадром. Немного о нем рассказали другие.

— Он (Георгий Бигоза — прим. Р.) профессиональный художник. Он ночами не спит, а потом утром приходит и говорит – вот, появились новые эскизы. Он сам эти эскизы набрасывает, обсуждает их со священниками и с прихожанами, какой лучше. И после принимает решение, какое будет оформление на конкретный праздник.

По эскизам и под чутким руководством Георгия Бигозы, всю эту красоту с любовью и молитвой создают матушкины чада – в основном паломники из Минска, а еще из Молодечно, Слуцка и других городов. На могилке блаженной они трудятся каждые выходные и всегда открыты и рады новым помощникам. В теплое время года тут заготавливают материал – люди собирают на полях васильки, ромашки. На украшения для матушки жертвуют цветы и многие дачники. К зиме в лесу собирают шишки, еловые и сосновые веточки.

— Еще не прошло 10 лет с момента прославления матушки Валентины, а как много здесь преобразилось! — воодушевлен Игорь Волынкин. — Смотрю на труды, которые здесь совершаются и удивляюсь. Я помню, как раньше украшения проходили только 2-3 раза в год и они были не такие масштабные, как сейчас. Но матушка и Господь управляют, так что появляется и желание, и возможность служить тут и таким образом прославлять Бога, это место и святую блаженную Валентину Минскую.

Фото: Сергей Островский