Видение пророка исайи

Содержание

Исайя: спасение, посланное Богом

…И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу Исайи-пророка. Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».

Великий пророк Исайя, предсказавший пришествие Христа Спасителя, родился приблизительно за 765 лет до описанного им события. Это время большой войны народов. Бились Сирия, Финикия, Египет и Вавилон. Еврейский народ жил на перекрестке боевых дорог и был разделен на два царства – Иудейское и Израильское. Чтобы сохранить независимость, они были вынуждены принимать стороны враждующих царей, порой противоположные. Постоянный голод и страх доводили еврейский народ до отчаяния. И в самые критические минуты звучали пророчества Исайи, вселявшие в людей мужество и надежду.

Воспрянь, народ Израилев! Не всегда мрак будет там, где теперь он сгустел. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родится нам – Сын Божий будет дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

***

1826 год от Рождества Христова. Российская империя, село Михайловское Псковской губернии. Здесь, в имении матери, живет высланный из Петербурга поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый день он подолгу задерживается в местном храме. Идет Великий пост, и там ежедневно читают паремии из книги пророка Исайи…

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

Народ внимает чтецу в полной тишине. Поэт слушает слова древнего пророка и в его воображении рождаются образы выжженой солнцем палестинской земли. Губы его едва заметно двигаются. Сами собою складываются строки:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился…

Александр Сергеевич Пушкин

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен…

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул…

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня…

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение позже назовут лучшим из тех, что были написаны поэтом прежде. Литературоведы станут разделять его творческое наследие на два этапа и начнут отсчитывать период «зрелого творчества» гения русской словесности.

***

В четырнадцатый год правления иудейского царя Езекии, Сеннахирим, царь Ассирийский, захватил все укрепленные города Иудеи и взял в осаду Иерусалим. У Езекии не осталось никакой надежды, кроме как на Бога. Он разодрал одежды свои, покрылся вретищем и пошел в Храм. И послал рабов своих к Исайе-пророку, чтобы тот молился об остатке народа иудейского. Исайя ответил ему:

Так говорит Господь: Езекия! Не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.

Внезапно Сеннахирим получил известие о том, что Египет выступил против него и атаковал его основные силы. Ассирийский царь приказал отвести войска от Иерусалима, но на прощание велел передать Езекии, что еще вернется и разрушит город. И снова иудейский царь искал заступничества у Бога и опять отправил слуг к Исайе. Пророк встал на молитву и послал Езекии ответ:

Так говорит Господь: Не бойся, Езекия! Уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху. Царь же Ассирийский не войдет в Иерусалим и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.

«И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые». Так говорит Библия. Геродот полагал, что они заразились чумой от полчища мышей. Иосиф Флавий тоже упоминал о внезапной вспышке смертоносной болезни, выкосившей войско ассирийского царя, в результате чего Сеннахирим отступил, вернулся в свою землю и остался в Ниневии, где в одном из храмов был убит собственными сыновьями. После осады Иерусалима и победы над Сеннахиримом Исайя начал записывать свое видение – эпическую поэму, в которой описывалась вся судьба мира от начала до конца и продолжение Песни Песней до жизни будущего века. Основная мысль ее такова: израильский народ продолжит гневить Бога, вследствие чего большая его часть погибнет или рассеется. Но малый остаток праведников будет всегда. И из этого остатка произойдет Дева, которая родит Христа – Спасение всему миру.

***

605 год до Рождества Христова. Вавилонский царь Навуходоносор разбивает армию египетского фараона Нехао и движется к Финикии, по дороге захватывая Иерусалим. Иудейский народ практически полностью попадает в плен. Северное, Израильское, царство пало под ударами ассирийцев еще в 722 году, так что земля обетованная полностью пустеет. Проходят десятилетия. Спустя семьдесят лет в Вавилоне воцаряется новый владыка Персии Кир Великий. Вскоре к нему приходит пророк Даниил.

Выслушай меня, царь! Много лет назад среди народа моего жил пророк Исайя. Он изрек пророчество о тебе…

«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю, дабы ты познал, что Я Господь Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня».

–Интересно! Так чего же хочет от меня твой Бог, Даниил?

–Отпусти мой народ. Господь говорит о тебе: «Кир исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и Храму: ты будешь основан!»

Через некоторое время Кир созывает вавилонских иудеев и, вернув им священные сосуды Храма, отпускает. С ликованием возвращается народ в родную землю. Пророчества Исайи о скором рождении Мессии у всех на устах.

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

До предсказанного пророком Рождения Христа остается 536 лет.

>“Очищение уст пророка Исайи”

Как ветхозаветный прообраз евхаристии в храмовых росписях христианского востока

Очищение уст Исайи — часть видения Пророка, ветхозаветный прообраз Евхаристии. Кроме того, оно символизирует Воплощение Господне, возвещает Рождество Христово. Исайя — один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7).

Глубоко и значительно это место книги Пророка; его многократно толковали Отцы Церкви. Его евхаристическое значение раскрывается в том, что причащальная лжица была названа тем же словом, что и клещи (labj), которыми Серафим берет уголь с жертвенника (по тексту Септуагинты).

Тексты евхаристических молитв святителя Иоанна Златоуста и преподобного Симеона Метафраста говорят о символической тождественности угля жертвенника и Святых Даров:

Но да будет ми угль Пресвятого Твоего Тела;
Давый пищу мне плоть Твоею волею, огнь сый и опаляяй недостойныя;
Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего;
Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава;
Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть.

О значении этой сцены как знака Пришествия Господня во плоти и Рождества говорит большая часть текстов, отмечая при этом ясность и очевидность евхаристического смысла. В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11) 1. Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону 2; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа 3; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный 4.

Углем называют Господа Иисуса Христа и церковные песнопения, клещами же — руки Богоматери. 2-й тропарь 5-й песни канона преподобного Косьмы Маюмского на Сретенье: “Огнь, — рече, носиши, Чистая / Младенца боюся объяти Бога / Света Невечернего и миром владычествующа”; 3-й тропарь: “Ты, якоже клещами, руками просвещаешь мя, подавши, Егоже носиши”. Отрывок минейного чтения на Сретенье: “Угль, проявлейся / Божественному Исайи, — Христос, яко клещами, / руками Богородицы / ныне старцу дается” 5. В песни на память Исайи говорится о Рождестве и Воплощении: “Угля Мысленного, Чистая Богоневесто, Исайя Егоже виде носиши на руку, Богомати, зраку нашему соединяема и миру спасение светло подающа, тем Тя вси величаем” 6.

В памятниках византийского искусства сюжет “Очищение уст пророка Исайи” не является редким. Можно привести несколько примеров в миниатюрах рукописей (Ватиканская рукопись Косьмы Индикоплова, гомилия Иакова Коккиновафского (Par. gr. 1208), Псалтирь Ватопедского монастыря на Афоне (cod. 760), Псалтирь Афинской национальной библиотеки (cod. 7)).

В некоторых вариантах, как в миниатюре Косьмы Индикоплова, вместо Серафима изображен ангел. Вероятно, это может быть объяснено влиянием Дионисия Ареопагита, который в “Небесной иерархии” утверждает, что к пророку не мог быть послан серафим, так как это нарушило бы порядок ангельских чинов, а был послан ангел, по сути своего служения названный Серафимом, то есть “пламенеющим” 7.

Очевидно, что в византийском сознании символическое значение этой сцены как знака Евхаристии, в той же мере как и знака Воплощения, было общепонятно. Но в монументальной живописи известно лишь немного примеров этого сюжета в алтарной росписи именно в значении прообраза. Французская исследовательница К. Жоливе-Леви, перечисляя эти примеры, считает этот сюжет сугубо каппадокийской особенностью, основанной на тексте Арефы Кесарийского IX в., — его толковании на Апокалипсис 8.

Действительно, в алтарную роспись нескольких каппадокийских храмов включена сцена “Очищения уст Исайи”; таких храмов, по последним данным Жоливе-Леви, восемь. Один из наиболее интересных — церковь Трех Крестов. Сцена “Очище­ние уст Исайи” включена также в изображение Теофании (Бо­го­яв­ления) в алтарной росписи церкви Айвали.

Очищение уст пророка Исайи.
Фрагмент алтарной росписи.
Церковь Трех Крестов в Каппадокии. IX–X вв.

Очищение уст пророка Исайи.
Фрагмент алтарной росписи.
Церковь Айвали в Каппадокии. 913–920 гг.

Особенности местного каппадокийского ландшафта обусловили возникновение множества пещерных храмов и косвенно повлияли на сохранение сотен квадратных метров монументальной живописи, дошедшей до наших дней.

Каппадокия лежит в горной местности в самом центре малоазийского полуострова. На ее южной границе находится город Ниссы (совр. Невшехир), на восточной границе — Кесария (совр. Кайсери), места, связанные с именами двух великих Каппадокийцев — святителя Василия Великого и святителя Григория, епископа Нисского.

С именем святителя Василия Кесарийского связано появление в горах Каппадокии киновий — общежительных монастырей. Святитель Василий, получивший классическое образование в Константинополе и Афинах, по возвращении на родину крестился и отправился в путешествие по Сирии и Египту, чтобы увидеть тамошних подвижников 9. С 370 года Василий становится архиепископом Кесарии Каппадокийской и одновременно организатором монашеской жизни, родоначальником малоазийского монашества. К тому времени в Каппадокии уже существовало иночество, но оно состояло из анахоретов, живших поодиночке и не подчинявшихся единому уставу. Святитель же начал собирать подобных отшельников в небольшие братства, чтобы монахи жили сообща, имея все общее и во всем подчиняясь одному настоятелю.

Итогом деятельности святителя Василия явилось множество монастырей и обителей, возникших повсюду в Малой Азии и особенно в Каппадокии. Гористая местность, еще в эллинистические времена лишенная хороших дорог, мягкость известняковых и песчаниковых пород, легких в обработке — все это способствовало построению там большого числа монашеских обителей, вырубленных в скалах.

По данным западноевропейских ученых, в Каппадокии сохранилось около 150 храмов VIII–XIV вв. с росписями. Дошедшие до наших дней росписи представляют огромную ценность для истории церковной жизни — во-первых, из-за самого количества стенной живописи; во-вторых, из-за сохранения там вследствие иконоборчества и удаленности от центров Византийской империи древних и редких образцов иконографии; в-третьих, из-за сохранности живописи без позднейших записей и поновлений.

Церковь Трех Крестов, расположенная в долине Гюллю Дере района Гереме в центре Каппадокии, представляет собой небольшой храм, вырубленный в массиве песчаниковой скалы параллельно ее поверхности: центральная ось (восток-запад) совпадает с направлением продольного сечения горы. Единого мнения о времени создания храма нет; Н. Тьерри относит его к IX в., М. Рестле датирует 1-й половиной X в., Н. Тетерятникова высказывает предположение о принадлежности самого храма к VI в. на основании архитектурных элементов (не упоминая о времени росписи).

Алтарная апсида представляет собой шаровидный объем и соединена с основным пространством храма арочным проемом. Потолок апсиды уплощен, по форме это почти правильный круг, в самом его центре высечен рельефный медальон с крестом. Роспись потолка алтарной апсиды — Теофания: в восточной части расположен образ Спасителя на престоле во славе, окруженный тетраморфом — символами Евангелистов в радужной мандорле (“В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом”, Иез 1:28; “…и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду”, Откр 4:3).

Далее следуют образы трех высших ангельских чинов: Престолы, в виде голубых многоочитых колес; четырехкрылые Херувимы с четырьмя ликами; шестикрылые Серафимы. В центр потолка около рельефного медальона вписаны изображения светил и благословляющей Десницы Божией.

Серафимы склоняются к двум пророкам, Исайе и Иезекиилю, которые изображены коленопреклоненными и с прикровенными скрещенными руками. Исайе Серафим протягивает клещами уголь, Иезекиилю же Серафим подает свиток («И сказал мне: “сын человеческий! Съешь <…> этот свиток, и иди, говори дому Израилеву”», Иез 3:1). Замыкают композицию два архангела-диакона с рипидами.

Схема росписи потолка алтарной апсиды
церкви Трех Крестов в Каппадокии. IX–X вв.

Итак, в апсиде изображены три высших ангельских чина — Престолы, Херувимы, Серафимы. Иерархия небесных сил сформулирована и изложена в сочинениях Дионисия Ареопагита, который первым привел в законченный вид воззрение на христианское богослужение как на обширную систему символов и священнодействий, служащих таинственным выражением скрытых и возвышенных идей. Его трактаты служили опорой для иконопочитателей. Первоисточниками же являются тексты ветхозаветных пророков-боговидцев Иезекииля, Даниила, Исайи и Апокалипсис Иоанна Богослова. Небесные силы — один из самых мистических образов, знаменующий славу Божию непознаваемым для человеческого ума путем. Ареопагит говорит в одной из глав трактата “О небесной иерархии”, что священные изображения представляют подобия небесных порядков, и что “до какой простоты через эти образы надлежит возвыситься, чтобы и мы, подобно большинству, святотатственно не полагали, что небесные богоподобные умы суть некие многоногие и многоликие…” 10.

На потолке между медальоном, солнцем и луной расположено желто-зеленое полотнище многоугольной формы, расчерченное на клетки. Это могут быть ризы Христа, написанные под крестом на медальоне. Предположение могут подтвердить изображения риз Христа на крестах в алтарных апсидах Красного монастыря и монастыря святого Антония в Египте 11.

Изображение Теофании следует текстам видений пророков-боговидцев Исайи и Иезекииля, Апокалипсиса Иоанна Богослова и основано на древних восточных литургиях. Эта иконография была распространена на христианском Востоке в монашеской среде византийских провинций и была воспринята также в романском искусстве. Роспись апсиды — это и образ Небесной литургии. Этому смыслу подчинены все изображения, ее составляющие. Пророки присутствуют здесь не только как боговидцы, но и как участники Небесной литургии, занимая традиционное место Апостолов.

Существует также ряд примеров данного сюжета в росписях египетских монастырей (для коптов было характерно мыслить четырьмя ветхозаветными прообразами Евхаристии; это жертвоприношение Авраама (Быт 22:1–19) и жертвоприношение Иеффая (Суд 11:30–40) — судьи, принесшего по обету в жертву свою дочь 12, и “Очищение уст Исайи” и “Встреча Авраама и Мелхиседека” (Быт 14:17–20)). Это росписи церквей коптских монастырей преподобного Антония Великого на Красном море (XIII в.) и Макария Великого в Нитрийской пустыне (XI–XIII вв.)

Очищение уст пророка Исайи.
Фрагмент алтарной росписи церкви Санта Мария
в Ане в Каталонии. Конец XI в. (Ныне в Барселонском музее).

Есть сведения о подобных росписях в грузинских храмах 13. В Каталонии, в росписи церкви Санта Мария Эстерри в Ане присутствует Теофания с пророками Исайей и Иезекиилем, что говорит о привнесении этой иконографии в романское искусство Каталонии православными, бежавшими от иконоборчества.

Очищение уст пророка Исайи.
Фрагмент росписи северной подкупольной арки.
Церковь монастыря святого Антония Великого на Красном море. XIII в.

Само перечисление этих храмовых росписей говорит об общевосточнохристианской традиции, распространившейся по окраинам христианского мира. И в заключение можно привести слова преподобного Иоанна Дамаскина:

“Исайя увидел угль; но угль не простое дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством <…>

Мелхиседек, священник Бога Вышнего, хлебом и вином приветствовал Авраама, возвращавшегося после поражения иноплеменников. Та трапеза прообразовала эту таинственную трапезу, как и тот священник был образом и подобием истинного первосвященника — Христа. Ибо ты, говорит Писание, иерей во век, по чину Мелхиседекову” 14.

Примечания

  1. Святитель Василий Великий. Творения.
    Ч. II. Толкование на пророка Исайю. М., 1993. С. 203–204. ↩
  2. Methodii Sermo de Symeone et Anna
    // PG 18, 364B. ↩
  3. Joannis Monachi Hymnus in Sanctum Blasium
    // PG 96, 1402C. ↩
  4. Sophronii Patriarchae Hierosolumitani Commentarius Liturgicus
    // PG 87, 3985B. ↩
  5. Минея. Т. 6. Февраль. М., 1981. C. 23, 32. ↩
  6. Минея. Т. 9. Май. М., 1987. C. 361. ↩
  7. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997. С. 11. ↩
  8. Jolivet-L—vi C. Les glises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, 1991. P. 33. ↩
  9. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М., 1992. С. 57–90. ↩
  10. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. С. 11. ↩
  11. Бок В. Г. Материалы по археологии христианского Египта. СПб., 1901; Coptic art. Wall-paintings. Vol. I. Cairo, 1989. ↩
  12. Редкийсюжет. См. van Loon G. The Sacrifice by Abraham and the Sacrifice by Jephtah in Coptic Art // Coptic Art and Culture. Cairo, 1990. P. 43–54. Единственная аналогия находится на виме церкви святой Екатерины на Синае справа от алтаря, слева же расположено “Жертвоприношение Авраама”. Эта энкаустическая живопись была атрибутирована и датирована VII в. К. Вейцманом; см. Weitzmann K. The Jephtah Panel in the Bema of the Church of St.Catherine’s Monastery on Mount Sinai. DOP, 18, 1964. ↩
  13. Velmans T., Alpago Novello A. Miroir de l’invisible. Peinture murale et architecture de la G¹orgie (VIe–XVe s.). Paris, 1996. ↩
  14. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. О святых и пречистых таинствах Господних. М., 1998. С. 223–224. ↩

Синаххериб

Синаххериб

аккад. Син-аххе-эриб


Синахериб на троне

Ассирийский царь

705 — 680 до н. э.

Предшественник

Саргон II

Преемник

Асархаддон

Рождение

прибл. 740 до н. э.

  • Нимруд, Найнава, Ирак

Смерть

680 до н. э.

  • Ниневия, Мосул, Ирак

Род

династия Новоассирийских царей

Отец

Саргон II

Супруга

Накия

Дети

Асархаддон, Ашшур-надин-шуми и Адрамелек

Медиафайлы на Викискладе

Синаххериб, также Сеннахириб, Сеннахирим, Санхериб (аккад. Син-аххе-эриба, букв. «Син возместил (смерть) братьев») — царь Ассирии приблизительно в 705—680 годах до н. э.

Биография

Вступление на престол

Синаххериб, сын и наследник Саргона II, вступил на престол 12 аббу (июль — август) 705 года до н. э. В отличие от отца, он был сторонником военной партии, а со жречеством и горожанами не ладил. В политике новый царь опирался исключительно на грубую силу.

Карательная экспедиция в Вавилонию и новое восстание там

В 704 году до н. э. Синаххериб предпринял карательную экспедицию против Вавилонии, когда там снова появился Мардук-апла-иддин II, намеревавшийся воспользоваться смертью Саргона II, чтобы вернуть себе прежнюю власть в Вавилоне. Ассирийцы защитили от халдеев небольшие южные города Ларак и Сарабану, но к Вавилону Синаххериб отнёсся с презрением. По неизвестным причинам Синаххериб два года медлил занять престол в Вавилоне. В конце-концов вавилоняне были вынуждены выдвинуть царём одного из своей среды — некоего Гагизу (в вавилонском списке царей известен под тронным именем Мардук-закир-шуми II). Это побудило к немедленному новому выступлению Мардук-апла-иддина II, готовившего грандиозное восстание против Ассирии.

Синаххериб громит халдеев

В 703 году до н. э. Мардук-апла-иддин II занял вавилонский престол. В ответ на это Синаххериб выступил в поход (702 год до н. э.). После двойной победы при Куту и Кише Синаххериб вступил в Вавилон, где ему удалось захватить дворец Мардук-апла-иддина со всем его имуществом и дворцовыми служащими. Мардук-апла-иддину удалось бежать в Приморье. Синаххериб захватил 75 городов-крепостей и 420 поселений Халдеи. 208 000 халдеев были выселены ассирийцами в другие области их державы.

Синаххериб сделал попытку создать хорошие отношения с вавилонянами, покарав только непосредственных сообщников Мардук-апла-иддина II, главным образом халдеев, арамеев и арабов. Однако ассиририйский царь вновь не захотел занять вавилонский трон лично, а посадил на него своего ставленника, некого Бел-ибни, «последнего пса в моём дворце», как сам Синаххериб о нём презрительно выразился. Видно, этот Бел-ибни был молодым и знатным вавилонянином, воспитанным при ассирийском дворе.

После Вавилона ассирийская армия продвинулась к востоку от Тигра до границы с Эламом, где Синаххериб получил дань от правителя города Харарате Набу-бел-шумате, и разгромил воинов из города Хиримме, а их трупы повесил на кольях вокруг города. Затем Хиримме был заселён заново.

Поход в горы Загрос

Синаххериб во главе войска

Второй поход 702 года до н. э. Синаххериб направил на восток. Первоначально разгрому подверглись племена кочевников-касситов и родственных им ясубигаллайцев, обитавших к югу от Эллипи. Ассирийцы захватили здесь коней, мулов и рогатый скот, а также пленных. Весь пройденный ассирийцами горный район был включён в состав провинции Аррапха. Из числа трёх занятых здесь крепостей — Бит-Киламзах, Хардишпи и Бит-Кубатти — в одной были поселены пленные переселенцы, по-видимому, из Вавилонии, а в двух других бежавшие было в горы касситы.

Отсюда Синаххериб спустился в Эллипи, царь которой, Аспабара, примкнул к эламской коалиции. Ассирийцы захватили крепости Марубишу и Аккудду — резиденции Аспабары, вместе с тридцатью четырьмя поселениями в их окрестностях и сжёг их. В руки ассирийцев попала большая добыча — люди, кони, мулы и скот. Затем ассирийцы захватили города Цициету и Куммаххум и их окрестности. При этом от Эллипи была отделена область Бит-Барруа (Барруата — урартских надписей), заселена пригнанными из других мест пленниками и присоединена к ассирийской провинции Хархар. Главная крепость этой области Элензаш (современный Керманшах) была переименована в Кар-Син-аххе-эриба («Вал Синаххериба») и там был размещён ассирийский гарнизон. Также Синаххериб получил дань от «дальних мидян».

Восстание в Сирии и Финикии

Воспользовавшись сменой царей, государства Сирии, Финикии и Палестины при поддержке Египта образовали союз против Ассирии. В коалицию входили Тир, Сидон, Арвад, Библ, Ашдод, Экрон (ассир. Ашкаруна, современный Акыр), Аскалон, Аммон, Моав, Иудея, арабские племена, Египет и другие недовольные политикой ассирийских правителей, в общей сложности 15 участников.

В 701 году до н. э. в Экроне народ сверг проассирийскую группировку во главе с царём Пади и выдал последнего в цепях иудейскому царю Езекии (Хизкии), возглавлявшему антиассирийское восстание в Палестине. Справедливо полагая, что ответный удар со стороны Ассирии будет скорым, Хизкия начал готовиться к обороне. Чтобы лишить армию Синаххериба воды, иудейский царь приказал засыпать все источники и колодцы в своей стране, поправил городскую стену Иерусалима, укрепил цитадель и приготовил всё необходимое, чтобы выдержать длительную осаду.

Ассирийцы громят восставших

Осада крепости ассирийским войском. Зарисовка барельефа из северо-западного дворца в Нимруде (сейчас в Британском Музее)

В 701 году до н. э. Синаххериб выступил в свой третий поход.

Первый удар был нанесен по владениям тиро-сидонского царя Элу-эли (Элулай, Лули). Тот потерпел поражение и бежал «в даль моря (видимо, на Кипр), где и сгинул». Синаххериб захватил города Сидон Большой, Сидон Малый, Бит-Зитти, Царипту, Махаллиба, Ушу, Акзиби, Акко. Царём Сидона он назначил Туба-алума (Тубаала) и наложил на него дань. Дань также принесли царь Самримуруна Минхиму, царь Арвада Абдэл, царь Библа (Гублы) Урумилк I, царь Ашдода Метинти, царь Аммона Пудуэль, царь Моава Каммусунатби, царь Эдома Айяраму и цари Аммуру (то есть запада).

Цидка, царь Аскалона, не пожелал склониться перед Синаххерибом и принести дань. За это он был разгромлен, схвачен и отправлен в Ассирию, вместе с семьей и родней. Новым правителем аскалонцев Синаххериб поставил их прежнего царя Шаррулудари, сына Рукибти, и наложил на того дань. Города Бит-Даганна, Яппу, Банайабарка, Азузу, принадлежащие Цидки, ассирийцы осадили и взяли.

Синаххериб вплотную подходит к границе Египта

Ассириская Империя

Затем, продолжив поход далее на юг вдоль побережья Средиземного моря, Синаххериб у города Альтакку (близ Экрона) разгромил повстанцев и пришедшее им на помощь кушито-египетское войско, причём в плен попали и сыновья фараона Шабаки. Египтяне бежали, бросив союзников на произвол судьбы. Ассирийцы захватили города Альтакку и Тамну, после чего без боя вступили в Экрон, где учинили жесткую расправу. Виновные в организации восстания были посажены на колья вокруг города, много людей было уведено в плен.

Разгром Иудеи

Разгромив Экрон, ассирийское войско вторглось в Иудею (4 Цар. 18:13). Подступив к Иерусалиму, где заперся Езекия, ассирийцы осадили этот город.
В Библии это событие отражено в двух версиях.
По одной версии «вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.» (Ис. 37:36).
В другом месте Библии наоборот, написано «И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия всё серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского.» (4 Цар. 18:14).
Синаххериб удовольствовался получением заложников и огромной дани в 30 талантов (более 900 килограмм) золота и 800 талантов (более 24 тонн) серебра (в Библии цифры другие — соответственно 30 и 300 талантов, но восемьсот ассирийских серебряников в стоимости своей соответствуют тремстам иудейским талантам). Чтобы собрать такую сумму, Езекия должен был не только опустошить свою и храмовую казну, но и снять с дверей и пилястров храма золотую облицовку. Все эти драгоценности, а также и освобожденного царя Экрона Пади, он отправил в ставку ассирийского царя в Лахише. Города, которые захватили ассирийцы у Езекии, Синаххериб отдал царю Ашдода Метинти, царю Экрона Пади и царю Газы Цилли-Белу, уменьшив, таким образом, Иудею до размеров Иерусалима и его окрестностей. По ассирийскому источнику Синаххериб также забрал у Езекии «дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц».

Временное перемирие с Египтом

Синаххериб пошёл также на арабов, захватил их крепость Адуму и привёл их к покорности. Следующим на очереди у правителя Ассирии был Египет. Синаххериб приступил к осаде пограничной египетской крепости Пелусия, угрожая непосредственно египетской территории.

Однако из-за событий в Вавилонии, ему не удалось закрепить свой успех новой победой. Очевидно, Ассирия и Кушито-египетское царство пришли к какому-то соглашению о разграничении своих территорий. При раскопках дворца Синаххериба в Ниневии была найдена глиняная булла, которая несомненно скрепляла договор между Ассирией и Напатой. На булле сохранились оттиски двух печатей: Синаххериба и Шабаки.

В Вавилонии активизировался старый враг Мардук-апла-иддин II

В Вавилонии вновь активизировал свою деятельность старый враг ассирийских царей Мардук-апла-иддин II, который скрывался в недоступных болотах в Приморской стране на юге Вавилонии. Царь Вавилона Бел-ибни под влиянием патриотично настроенных вавилонян отложился от Ассирии и вступил в союз с халдеями.

В 700 году до н. э. Синаххериб выступил в свой четвёртый поход, на этот раз на Вавилон. Город был взят и там, вместо не оправдавшего его доверия Бел-ибни, Синаххериб поставил царём своего сына и наследника Ашшур-надин-шуми («Ашшур-даровал потомство»), а Бел-Ибни был отправлен обратно в Ассирию.

Поражение Мардук-апла-иддина II

Чтобы раз и навсегда покончить с Мардук-апла-иддином II, Синаххериб двинул армию в Приморье. По пути туда он нанёс поражение Шузубу-халдею (презрительно-уменьшительная форма от имени Мушезиб-Мардук), жившему среди болот в городе Биттуту. Шузубу бежал, после чего ассирийский царь вторгся в Бит-Якин, владение Мардук-апла-иддина и подверг эту область жесточайшему разгрому.

Однако Мардук-апла-иддин II погрузил на корабли семью, часть войска, статуи богов и даже кости своих предков, пересёк Персидский залив и высадился в Эламе. Эламский царь Халлутуш-Иншушинак II (ассир. Халушу) представил ему в управление город Нагиту (Нагите-ракки — «область болот»), располагавшийся на одном из островов Персидского залива. Синаххериб не смог преследовать его, так как не имел в своем распоряжении флота, а сумел лишь захватить халдеев, оставшихся на берегу, в том числе брата и сыновей Мардук-апла-иддина.

Поход в сторону мидийцев

Пятый поход на 5-м году своего правления Синаххериб предпринял против горцев, живших по восточному берегу Тигра. Ассирийцы захватили города Тумурру, Шарум, Эзама, Кипшу, Хальбуда (или Хальгидда), Куа и Кана. Жители бежали на неприступную гору Нипур и заняли там оборону. Синаххериб с отборной гвардией преследовал их и разгромил.

В то же время восстал царь города Укки из страны Дайаэ Манийаэ, в «Анналах Синаххериба» называвшийся мидянином. При приближении ассирийского войска Манийаэ оставил Укку и бежал. Синаххериб захватил этот город, а также 33 окрестных поселения. В руки ассирийцев попала богатая добыча.

Синахериб преследует Мардук-апла-иддина за морем

Ассирийцы сплавляют брёвна для строительства флота

Только в 694 году до н. э. Синаххериб смог возобновить борьбу с Мардук-апла-иддином, которого он считал настолько опасным, что решился преследовать его даже за морем.

С помощью финикийских и, возможно, греческих мастеров и мореходов были основаны две верфи. Одна в Тиль-Барсибе на Евфрате, лес для которой доставляли с гор Амана и Ливана; другая — на Тигре, близ Ниневии, лес на какую везли из Курдистана. Когда корабли были построены, их спустили вниз по Тигру и Евфрату в Баб-Салимети, где Синаххериб, находившийся в лагере на берегу, чуть не погиб во время сильного прилива. Ассирийцы понесли значительные потери, много воинов утонуло. Но это не остановило Синаххериба, переправившись на кораблях через Персидский залив, он захватил Нагиту. В руки ассирийцев попало много халдеев, но самого Мардук-апла-иддина среди них не оказалось. Видимо, ему снова удалось бежать. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Затем Синаххериб вторгся в соседние области Южного Элама. Ассирийцы подвергли разгрому область Хильму, город Биллату и область Хупапану и увели в плен много эламитов.

В ответ эламский царь вторгается в Вавилонию

В ответ на вторжение ассирийцев эламский царь Халлутуш-Иншушинак II в октябре 694 года до н. э. завоевал вавилонский город Сиппар, отрезав, тем самым, ассирийцам связь с тылом. Войско вавилонян потерпело поражение, а их царь, сын Синаххериба Ашшур-надин-шуми был взят в плен и отправлен в Элам, где вскоре умер или был убит.

На обратном пути в Ассирию, Синаххериб в конце сентября 693 года до н. э. в сражении у Ниппура одержал крупную победу над объединёнными силами вавилонян и эламитов. Нергал-ушезиб попал в плен к ассирийцам, а Халлуташ-Иншушинак бежал в Элам, где вскоре был убит (в конце октября того же года).

Поход Синаххериба в Элам

Осенью 693 года до н. э. Синаххериб предпринял свой 7-й поход, на этот раз в Элам. Ассирийцы захватили города Бит-Хаири и Раза, на границе Ассирии и Элама, которые эламиты отняли ещё у Саргона II. Возвращенные города были присоединены к провинции Дер.

Затем Синаххериб осадил и взял 34 города на собственно эламской территории. Эламский царь Кутир-Наххунте II бежал из своей резиденции Мадакту в отдаленную горную твердыню Хидалу. Синаххериб двинулся через горы, по направлению к покинутой Мадакте, но наступил месяц кислиму (ноябрь — декабрь), морозы и снегопады, а также повышение воды в Керхе вынудили Синаххериба вернуться обратно.

Однако менее чем через 3 месяца Синаххериб получил радостную весть — царь Элама скончался. К власти в Эламе пришёл его младший брат Хумбан-нимена (ассир. Умман-Менан).

К власти в Вавилоне приходит Мушезиб-Мардук

Ещё в 693 году до н. э., при поддержке эламитов на вавилонском престоле утвердился вождь халдейского племени Бит-Даккури Мушезиб-Мардук (ассир. Шузубу-Халдей). В 691 году до н. э. Синаххериб двинул свои войска на Вавилон. Вавилоняне запросили помощь у Элама. Против Ассирии была создана сильная коалиция, куда, кроме Вавилона и Элама, вошли различные халдейские и арамейские племена, Эллипи, Парсуаш (Персида), Аншан (или Анчан) и Пашери (об этом государстве больше ничего не известно). Весной при городе Халуле, около устья Диялы, произошло сражение между ассирийцами с одной стороны и войсками союзников с другой. «Анналы Синаххериба» напыщенно рассказывают о победе ассирийцев. Много знатных эламитов, в том числе и воевода эламского царя Хумбан-Ундаш попали в плен. Всем им перерезали горло. Пленён также был и Набу-шум-ишкун, родной сын Мардук-апла-иддина II. Мушезиб-Мардук и эламский царь Хумбан-нимена бежали. В противовес этому, вавилонская хроника лаконично сообщает, что ассирийцы потерпели поражение. В действительности же, видимо, битва закончилась вничью, но огромные потери вынудили обе стороны временно прекратить военные действия.

Полное разрушение Вавилона

В начале апреля 689 года до н. э. Хумбан-нимену хватил апоплексический удар. Узнав о том, что эламский царь разбит параличом и не может прийти на помощь своему вавилонскому союзнику, Синаххериб выступил в поход и в декабре захватил Вавилон. Город был отдан войску на разграбление. Население частью переселили, частью отдали в рабство. Статуя Мардука и сокровища храмов были отправлены в Ниневию. Туда же был доставлен и пленённый царь Вавилона Мушезиб-Мардук. После чего Синаххериб полностью разрушил город и даже затопил то место, где он находился.

Поход на юго-восток М. Азии

В 689 году до н. э. восстал Кируа, правитель г. Иллубгу (возможно, соврем. Немрун в 16 км юго-западнее Киликийских ворот). Города Хилакку, Ингира (античный Анхиала (гавань Тарса) и Тарзу (античный Тарс, современный Тарсус) перешли на его сторону, предприняли поход в Куэ и отрезали этот округ от Ассирии. Армия Синаххериба нанесла поражение войску Хилакку в горах, а затем покорила Ингиру и Тарзу. Население этих городов было уведено в плен. Кируа заперся в Иллубру. Ассирийцы осадили город и с помощью таранов и другой осадной техники взяли его. Население Иллубру и Хилакку было уведено в Ассирию, а плененный Кируа был отправлен в Ассирию, где с него содрали кожу.

В 685 году до н. э. ассирийцы выступили против правителя Тиль-Гаримму Гурди (возможно это античн. Гордий) и взяли этот город. Часть пленных Синаххериб причислил к своему войску, а остальных отдал в рабство областеначальникам, военачальникам, правителям городов и другим отличившимся сановникам. В том же году Ассирия вступила в первые военные столкновения с киммерийцами на юго-востоке Малой Азии.

В конце царствования Синаххериба на границах империи начались смуты. Табал и Мелид вернули себе независимость, Урарту вновь воспряло духом и даже расширило свои границы до горы Тас (60 — 70 км к северу от Ниневии). Таким образом, Муцацир и Кумме оказались в руках Урарту.

Украшение столицы Ниневии

Своей столицей Синаххериб сделал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями. В городе были проложены новые прямые улицы (характерная черта нравов того времени; Синаххериб распорядился, чтобы всякий, кто осмелится выстроить дом, нарушив прямую линию улицы, был посажен на кол на крыше своего дома). Самая главная улица — «Царская» имела ширину 25 сажень (более 50 метров). На искусственной платформе из кирпичей, высотой 30 м и около 10 десятин (более 10 га) площадью, были сооружены храмы, дворец и посажен великолепный парк из редких растений. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей питьевой водой, были прорыты 18 каналов от области города Кисира.

Убийство Синаххериба

Ещё при жизни Синаххериб назначил своим наследником младшего сына Асархаддона, что вызвало недовольство старших сыновей. 20 тебета (10 января) 680 года до н. э. во время посещения храма бога Нинурты в городе Кальху Синаххериб был убит. По Библии убийцами были сыновья Адрамелех и Шарецер (4Цар. 19:37; Ис. 37:38). По данным клинописи и Беросу, убийца — сын, по-видимому, старший Арад-бел-ит, а Шар’эцер, видимо, вельможа Набу-шар-уцур («Набу, храни царя») — сообщник преступления.

Правил Синаххериб 23 года.

Образ в искусстве

А. Е. Корбут. Роман «Хроники Ассирии. Син-аххе-риб» (2014—2017).

> См. также

  • Призма Тэйлора

Примечания

  1. Сеннахериб, Сеннахерим, Сеннахирим
  2. Жорж Ру. Books on Google Play Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: Царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э..
  3. Как видно, область Намар была перед этим слита с Аррапхой.
  4. Вероятно, Бит-Барруа, завоёванная ещё при Тиглатпаласаре III, с тех пор успела отпасть от Ассирии. Предполагается, чтоэто произошло в 715 году до н. э., во время восстания ряда юго-западных мидийских районов.
  5. https://archive.is/20130113124119/http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Epigraph/15.html#selection-625.2371-625.2427

Литература

  • Якобсон В. А. Новоассирийская держава // История древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — Т. 2. Расцвет древних обществ. — 572 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016781-9.
  • Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
  • Красова А. А. Синаххериб и страны юго-востока Малой Азии // Вестник древней истории. — 2010. — 1. — С. 98-114.

Ссылки

  • Биография
  • Анналы Синаххериба
Новоассирийский период
Предшественник
Саргон II
царь Ассирии
ок. 705 — 680 до н. э.
Преемник
Асархаддон

Словари и энциклопедии

BAV: ADV10248261 · BIBSYS: 2032184 · BNE: XX5416821 · BNF: 120623647 · GND: 118642189 · ISNI: 0000 0003 8223 4777 · LCCN: n83139777 · NTA: 071970592 · LIBRIS: 285167 · SUDOC: 028879619 · VIAF: 264770274 · ULAN: 500355325 · WorldCat VIAF: 264770274

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

  • неизвестные
  • Синхариб
  • неизвестные

Ранний
бронзовый век
«Цари, жившие в шатрах»
(ок. 2500 – 2000 до н. э.)
«Цари, которые были предками»
(ок. 2000 до н. э.)
«Цари, чьи эпонимы разрушены»
(ок. 2000—1900 до н. э.)
Средний
бронзовый век
Древнеассирийский период
(ок. 1906 – 1380 до н. э.)
Поздний
бронзовый век
Среднеассирийский период
(ок. 1353 – 1180 до н. э.)
Железный век Среднеассирийский период
(ок. 1179 – 912 до н. э.)
Новоассирийское царство
(ок. 912—609 до н. э.)
Поздняя Античность
(IV век до н. э.)
(н) — наместник; (у) — узурпатор; (р) — регент

Сеннахирим

Смотреть что такое «Сеннахирим» в других словарях:

  • Сеннахирим — Сеннахир’им (бог луны Син подарил многих братьев) (4Цар.18:13 ; 4Цар.19:16 ,20,36; 2Пар.32:9 ,10,22; Ис.36:1 ; Ис.37:17 ,21,37) ассирийский царь, сын Саргона и его наследник. Его царствование (705 681 гг. до РХ) было весьма успешным: он захватил… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Сеннахирим — Сеннахир’им (бог луны Син подарил многих братьев) (4Цар.18:13 ; 4Цар.19:16 ,20,36; 2Пар.32:9 ,10,22; Ис.36:1 ; Ис.37:17 ,21,37) ассирийский царь, сын Саргона и его наследник. Его царствование (705 681 ·гг. ·до РХ) было весьма успешным: он… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Сеннахирим — Царь Ассирии (705 681 гг. до н.э.). Укрепил ассирийскую империю, подавив восстания покоренных народов. Царь Езекия отказался платить Ассирии дань, и Синаххериб напал на Иерусалим. Несмотря на то что ассирийцы разрушили несколько городов Иудеи,… … Подробный словарь библейских имен

  • Сеннахирим — царь Ассирии: 1Цар 18:13 попытался осадить Иерусалим: 4Цар 18:13–37; 2Пар 32:1 19; Ис 36:1 22 его войско поражено ангелом Господним: 4Цар 19:35,36; 2Пар 32:21; Ис 37:36,37 его насильственная смерть: 4Цар 19:37; 2Пар 32:21; Ис 37:38 … Библия: Тематический словарь

  • Сеннахирим Санхерив, аккад. Синаххериб — Царь Ассирии (705 681 гг. до н.э.). Укрепил ассирийскую империю, подавив восстания покоренных народов. Царь Езекия отказался платить Ассирии дань, и Синаххериб напал на Иерусалим. Несмотря на то что ассирийцы разрушили несколько городов Иудеи,… … Подробный словарь библейских имен

  • Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ассирийцы — А. Их происхождение потомки Хуша, внука Ноя: Быт 10:6,8 11 столица Ниневия, Быт 10:11 см. Ниневия жили в долине реки Евфрат: Ис 27:12,13; Иер 2:18 Б. Цари Ассирии (в хронологическом порядке) Фул: 4Цар 15:19 Феглаффелласар: 4Цар 15:29 … Библия: Тематический словарь

  • Ассирия — I РАННИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АССИРИИ (до 900 г. до Р.Х.) В 1932 1933 гг. при раскопках в Хорсабаде был обнаружен список ассир. царей (в наст. время известны уже три экземпляра списка). Благодаря этому наука располагает довольно точными сведениями об… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Ассирия — Асс’ирия одно из могущественнейших, влиятельнейших и самых продолжительных царств древности. Оно было образовано потомками Ассура в верхнем течении Тигра. Главным городом его был Ассур (по еврейски Ашшур) (в Быт.2:14 Ассирия, см. «пред») и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ассирия — Асс’ирия одно из могущественнейших, влиятельнейших и самых продолжительных царств древности. Оно было образовано потомками Ассура в верхнем течении Тигра. Главным городом его был Ассур (по еврейски Ашшур) (в Быт.2:14 Ассирия, см. «пред») и… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Глаголом жечь сердца людей

Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца людей» в других словарях:

  • Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений

  • глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Глаголом жечь сердца — Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, убѣждать, распространять свѣтъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ раздѣляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики

  • ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь , жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова

  • «Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия

  • демосфены и Цицероны — (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей , и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом… Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • рыцари духа — (иноск.) крестоносцы идеи Ср. Нужны фанатики света и любви… Но кто создаст их, этих новых рыцарей духа: не я ли сам, спрашивал он себя горькой улыбкой, буду этим пророком, буду глаголом жечь сердца людей? … Ср. (Die) Ritter vom Geiste. Karl… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… … Большая биографическая энциклопедия

  • ЛЕРМОНТОВ — 1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история