Владислав сербский святой

Содержание

Владимир принадлежал к двенадцати правящим членам клана Румын. Владимир возглавлял клан их четырех – огромным даже по меркам вампиров – членов, когда он присоединился к Румынским вампирам. Его большой успешный клан вдохновил стремление к объединению силы. Они правили вампирами и людьми, требуя рабского труда и жертвоприношений. За время их правления, длившегося почти тысячу лет, они стали известны и наводили страх. Периодически люди собирали армии и пытались свергнуть тех, кого считали прекрасными демонами, но такие атаки заканчивались, естественно, праздничным лакомством Румын. Людей съедали или порабощали, наиболее приглянувшимся даровалось бессмертие.

Людям было известно о вампирах в том мире, где началось становление клана Вольтури. После того, как Вольтури победили Румын, они скопировали многие аспекты их жизни – постоянная охрана, дом, доставка добычи. Вся разница была в том, что они оставались незаметными для людей. В отличие от женщины Стефана, женщина Владимира пережила свержение Румын. Она была убита около 810 г. до н.э., во время последней из множества попыток Румын собрать силы и покончить с Вольтури. Румыны собрали армию из более чем ста новобранцев и были уверены, что Вольтури падут. Эта несчастная попытка случилась спустя десятилетие, как Вольтури нашли Джейн и Алека. И в первый раз Аро использовал их способности в бою. Румыны были разбиты. Только Стефан и Владимир, которые готовили западню Вольтури, смогли спастись. После этого Стефан и Владимир не предпринимали попыток привлечь новых членов в клан. Они решили исчезнуть, пока силы Вольтури не ослабеют.

Сумерки. Все персонажы.

РумыныПравить
Стефан — вампир из Румынии. Худой и низкорослый, с тёмными волосами, обладает очень тонкой пергаментной кожей, пронзительными узкими глазами чистого тёмно-красного цвета. Одет в простой чёрный костюм, которые легко мог бы сойти за современный, но с оттенком ретро. Ненавидит клан Вольтури, потому что полторы тысячи лет назад они сожгли все румынские замки вампиров. Мечтает отомстить Вольтури. В прошлом Стефан и Владимир были очень могущественны, считали себя богами:
Мы слишком долго просидели без движения. Упивались собственной божественностью. Все приходили к нам сами, в этом был знак нашей власти. Предназначенные на убой, ищущие нашей милости, посланники. Мы восседали на троне, считая себя богами. Далеко не сразу мы заметили, что происходит. Мы каменели. Поэтому надо, наверное, сказать спасибо Вольтури, что сожгли наши замки. Пока мы со Стефаном в статуи не превратились.
Актёр: Гури Вайнберг

Владимир — сородич Стефана, последний из выживших вампиров Румынии. Внешне очень похож на Стефана, только обладает пепельными волосами; в фильме, кроме этого, выглядит менее круглолицым и упитанным, нежели Стефан. Так же, как и его сородич, ненавидит клан Вольтури.
Актёр: Ноэль Фишер

Владислав, королевич польский, царь московский

14 февраля 1610 года Тушинское посольство пригласило на царство наследника престола Речи Посполитой.

В российской истории есть особый период междоусобиц и политической нестабильности, которого не избежало ни одно, пожалуй, известное сегодня крупное европейское государство. У нас его называют Смутным временем и относят к нему промежуток между 1598-м и 1613-м годами. Именно в этот период Россия потеряла первую правящую династию Рюриковичей, но еще не обрела вторую – Романовых. И как водится, именно в Смутное время появилось достаточное число авантюристов и правителей сопредельных государств, которые возжелали присвоить себе русский престол.

Как ни удивительно, некоторые в этом вполне преуспели формально. Мало кто знает сегодня, что с 1610 по 1634 годы титулом Великого князя Московского, фактически русского царя, пользовался наследник польской правящей династии Ваза королевич, а затем и король Польский Владислав IV. Чтобы вынудить его отказаться от несправедливо врученного ему (пусть и только на бумаге) титула, Московскому царству пришлось пережить две тяжелые кровопролитные войны, а основателю династии Романовых, царю Михаилу Фёдоровичу, – испытать на крепость веру в него подданных и силу духа русского воинства.

«Прииди и володей нами»

Участие польского короля Сигизмунда III Ваза в событиях Смутного времени было более чем активным. Хотя историки по сей день спорят о том, насколько большой поддержкой Сигизмунда пользовались оба Лжедмитрия, отрицать активное участие Польши в попытках раздела Руси того времени невозможно. К 1610 году польскому королевству уже досталась немалая часть русских земель, но самой главной награды – московского престола – оно еще не добилось.


Королевич Владислав во время первых переговоров о приглашении его на московское царство.

Между тем шансы получить его, причем без особых усилий, как падающее с ветки яблоко, в тот момент были очень большими. Как пишет в своей «Русской истории» знаменитый отечественный историк Сергей Платонов, «около Москвы по-прежнему стояли два врага, и по-прежнему Московскому государству с обеих сторон было тесно». Под двумя врагами ученый имеет в виду, во-первых, Лжедмитрия II – Тушинского вора, а во-вторых, польскую армию под командованием гетмана Станислава Жолкевского.

Впрочем, был еще и третий – самый страшный враг – внутренний раздор. Несмотря на формальное царствование Василия Шуйского, авторитет его в Московском царстве был невысок, а к началу 1610 года и вовсе упал донельзя. Неудивительно, что даже среди тех, кто еще поддерживал этого правителя, начались сомнения и брожения, а его противников это вынудило действовать с наивысшей активностью.

Первые сигналы о том, что часть бояр в Москве готова пойти на поклон к Польше и призвать на царство 10-летнего королевича Владислава польский король Сигизмунд III получил еще в 1605 году. Но тогда подобный альянс показался ему невыгодным: куда выше были шансы добиться своего руками Лжедмитрия I и других «агентов влияния». Однако пять лет спустя, в начале февраля 1610 года, такой исход уже не казался вероятным, и потому предложение, направленное Сигизмунду московским посольством, которое представляло в первую очередь бояр (сторонников Лжедмитрия II), разочаровавшихся в своем предводителе, обрело смысл. 14 (4 по ст.с) февраля это посольство в расположении ставки гетмана Жолкевского заключило с представителями польской стороны договор, согласно которому на московский престол призывался 15-летний на тот момент королевич Владислав. Фактически это означало, что править Московским царством будет его отец Сигизмунд: по малолетству королевичу полагался регент, и никого иного на эту роль никто предложить не решился.

Б
Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевием под Москвой. Гравюра по рисунку Петра Коверзнева, из журнала «Нива», 1917 г.

Среди основных условий этого договора были, в частности, такие: принятие Владиславом православия и венчание его на царство патриархом и православным духовенством; защита православных монастырей и храмов; отказ от продолжения интервенции и поддержки Лжедмитрия и всех его сторонников; отказ от попыток перекрестить Русь в католичество и согласие на то, чтобы все боярские и чиновничьи должности в царстве занимали только русские. Кроме того, договор предусматривал снятие осады со Смоленска, который терпел ее вот уже два года, и вывод войск в Польшу.

Присяга под гром пищалей

Но заключение договора было только первой частью спецоперации по утверждению польского королевича на престоле Московского государства. Следовало еще добиться, чтобы эти договоренности поддержали бояре, сохранявшие на тот момент верность Василию Шуйскому, и представители духовенства. На это ушло еще почти полгода. Лишь после свержения Шуйского и начала правления так называемой Семибоярщины (временного боярского правительства), состоявшего из князя Федора Мстиславского, князя Ивана Воротынского, князя Андрея Трубецкого, князя Андрея Голицына, князя Бориса Лыкова-Оболенского и бояр Ивана Романова и Федора Шереметева, удалось собрать подобие Земского собора и реализовать затею с передачей русского трона польскому королевичу.

Альтернативой было воцарение в Москве пользовавшегося поддержкой низов Тушинского вора Лжедмитрия II, и это грозило уже не просто большой кровью, а полной государственной катастрофой. Поэтому не стоит удивляться, что 17 августа 1610 года на верность Владиславу присягнули 10 тысяч человек из числа стоявших в Тушинском лагере, а на следующий день в Успенском соборе в Москве присяга продолжилась. Боярское правительство даже начало чеканить новую монету от имени нового государя Владислава Жигимонтовича. А еще через десять дней за Владиславом послали посольство: оставалось только дождаться, пока «избранник» прибудет в Москву.


Капитуляция польского гарнизона Московского Кремля в 1612 году. Репродукция картины «Изгнание поляков из Кремля Пожарским»
Эрнеста-Николая-Иоганна Лисснера, 1938 г. Источник: http://slawomirkonopa.ru

Но Владислав в русскую столицу так и не попал – ни тогда, ни потом. Как только его отец Сигизмунд узнал о присяге и посольстве, он тут же начал диктовать свои условия: вместо принятия сыном православия – крещение Руси в католическую веру; вместо русских бояр и чиновников – польские дворяне; вместо регента при сыне – полновластное правление. Так далеко никто из инициаторов приглашения Владислава идти не хотел, и договор был расторгнут. А в октябре того же года правление так и не появившегося в своей «вотчине» царя было низложено.

Царь, не дошедший до престола

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года на русский престол был избран царь Михаил Романов – первый представитель новой династии, которой предстояло занимать русский трон три века и превратить Московское царство в Российскую империю и одно из сильнейших государств мира. А в это время в Польше не состоявшийся царь время от времени надевал на себя «Московитскую корону» – украшенный 255 драгоценными камнями коронационный головной убор, который для него успели изготовить придворные ювелиры. Но на Шапку Мономаха он походил мало, и это разочаровывало королевича.

Неудивительно, что в 1617 году «Великий князь Московский» Владислав решился двинуть войска на непокорную страну, чтобы напомнить московитам, кто он такой и какого царя им надлежит поддерживать. Слабость только-только приходившего в себя Московского царства сыграла ему на руку, но не до конца. До Москвы поляки дошли. И даже сумели подобраться достаточно близко к Кремлю, но упорное сопротивление ополчения и сохранившегося войска, равно как и грянувшие осенние морозы вынудили их снять осаду. Так «царь Владислав Жигимонтович» во второй раз не смог войти в свою столицу. Правда, он сумел, пользуясь преимуществом в силе, в декабре 1618 года навязать Москве невыгодное ей Деулинское перемирие, лишившее русское царство, в частности, Смоленска, Рославля, Дорогобужа и Чернигова. Однако самому Владиславу пришлось согласиться отложить реализацию своих царских прав на время действия перемирия, то есть на 14 с половиной лет.


Царь Московский и всея Руси Михаил Романов, 1630-е годы. Источник: https://heaclub.ru

Продать царство за 20 000 рублей

Как только действие перемирия закончилось, обе стороны – и Москва, и Варшава – решили поставить точку в затянувшейся истории с псевдоцарствованием Владислава. К этому времени московский царь Михаил Романов уже успел накопить некоторые силы и укрепить свою власть. В Польше же, напротив, назревала смута. Король Сигизмунд III умер, и его сын готовился принять трон в наследство, хотя далеко не все в его королевстве были согласны с таким политическим раскладом. В таких условиях обе стороны рассчитывали укрепить свое положение, проведя успешную военную кампанию. Но война растянулась на два года, измотала противников и закончилась заключением Поляновского мира. Польше он принес подтверждение прежних границ, определенных еще Деулинским перемирием, и 20 000 рублей контрибуции. А России – полный отказ в обмен на эти уступки от притязаний Владислава IV на русский престол.

С 1634 года никто, кроме царя Михаила Романова, больше не имел хоть сколь-нибудь законных оснований заявлять свои права на московский престол. Польский король Владислав IV достаточно успешно управлял доставшейся ему в наследство страной и больше не помышлял царствовать у соседей, которые так «негостеприимно» отнеслись к нему.


Москвичи укрываются за стенами кремля во время Московского похода королевича Владислава 1616-1618 годов. «В осадное сидение.
Троицкий мост и Кутафья башня», Аполлинарий Васнецов, 1915 г. Источник: https://www.wikipedia.org

Обложка: Король Владислав IV незадолго до отречения от московского трона. Источник: https://deskgram.net

Святой Владислав Сербский: в чем помогает?

Владислав Сербский – святой, фото с изображениями которого можно увидеть не только в церковных изданиях, но и в обычных учебниках истории. Кем же был этот человек при жизни? За какие заслуги он был канонизирован? Чем прославился? Кому и в чем помогает этот святой? Как следует молиться перед его иконой? Эти и многие другие вопросы возникают среди верующих достаточно часто, поскольку Владислав Сербский – святой, пользующийся необычайной популярностью на Балканах, в России известен мало.

Кем был этот человек?

В миру святого звали Стефаном Владиславом Неманичем и был этот человек правителем Сербии, королем. Правил он с 1234 по 1243 год. Современному человеку этот срок пребывания у власти может показаться достаточно коротким. Однако для тринадцатого столетия продолжительность правления являлась весьма приличной.

К заслугам этого короля относят политическое единство с Болгарией, достигнутое путем заключения брака с царевной Белославой. При его правлении сербы сумели отстоять свои территории перед угрозой завоевания венгерскими крестоносцами, а именно – приморский район Захумье.

Однако везение государя не было долгим. Вскоре после смерти отца его супруги на территорию Балкан вторглись орды монголо-татар. Сербия была разорена ими. Разумеется, это породило недовольство дворянства и знати. Владислав не стал дожидаться своего свержения и отрекся от правления сам в пользу младшего брата.

Родился Владислав около 1198 года (точная дата историкам неизвестна), а умер в начале ноября 1267 года.

Как Владислав стал королем?

Был он вторым сыном короля Стефана II Первовенчанного и престол получил при весьма запутанных обстоятельствах. Власть наследовал старший сын Стефана, Радослав. Однако он потерял трон, поскольку был свергнут с него в 1234 году дворянами.

У историков существует две гипотезы, относящиеся к данному дворцовому перевороту. Согласно первой, будущий святой, князь Владислав Сербский, возглавлял заговорщиков. По другой версии, к нему обратились с просьбой о занятии освобожденного от Радослава престола. Как бы не развивались события, по причине которых Владислав стал королем, правителем он оказался весьма хорошим.

Интересные моменты из истории семьи

Владислав Сербский – святой в своей семье не единственный. Его дядя Савва, основатель и первый архиепископ автокефальной Сербской церкви, был канонизирован в лике чудотворца, а жизнь прожил монахом. Мирское имя этого человека – Растко Неманич. Приняла постриг и также была причислена к лику святых и мать Саввы. Канонизировали ее под именем Анастасия.

Святого Савву Сербского нередко путают с другим архиепископом, являющимся выходцем из этой же семьи и носившим такое же имя. Один из сыновей основателя династии Неманичей Стефана Первовенчанного Предислав был церковнослужителем. Он дал монашеские обеты под именем Саввы. Был этот человек епископом в спасенном от венгерского нашествия Захумье. А позднее стал архиепископом Сербии, известным как Савва Второй.

На том, что жизнь семьи Неманичей оказалась тесно связана с православием и в этом роду был не единственный Владислав Сербский-святой, интересные факты не заканчиваются. Основатель династии, Стефан Первовенчанный, в конце жизненного пути тяжко болел. Связано с его здоровьем решение об уходе из мирской жизни или же нет, никому неизвестно. Но незадолго до смерти король дал монашеские обеты. Стефан был не только правителем, но и писателем-публицистом. Его литературные произведения, созданные в середине жизни, удивительным образом сочетают в себе детали юриспруденции, описания быта и духовную направленность.

Король основал монастырь Жича, в котором и дал монашеские обеты, приняв духовное имя Симеон. Он был тоже канонизирован и почитается Сербской церковью. В России же об этом человеке практически неизвестно. Также постриг принял спустя годы после потери престола и старший его сын, Радослав, ставший в монашестве Йованом.

Все члены семьи, в руках которой сосредоточилась в период раннего Средневековья как светская, так и духовная власть над страной, захоронены в монастыре Милешева, выстроенном при правлении Владислава.

В чем заключалась главная заслуга Владислава перед Сербской православной церковью?

Без сомнения, каждый правитель прошлого, независимо от того, в какой стране он занимал престол и в какой исторический период это происходило, имел заслуги перед церковью. Речь идет о закладке и постройке храмов, монастырей. Даровании экономических свобод или же особых полномочий представителям духовенства – настоятелям обителей или храмов.

Разумеется, святой Владислав Сербский, житие которого вне периода правления страной описано крайне скудно, не являлся исключением. При его пребывании у власти были основаны и выстроены прекрасные храмы и монастыри, которые и по сей день являются предметом национальной гордости сербов.

Однако основной заслугой правителя перед церковью и сербским народом считается возвращение на Родину мощей святого Саввы, умершего в Болгарии. Первый архиепископ независимой Сербской церкви и ее основатель скоропостижно скончался, будучи гостем болгарского царя Ивана Асена Второго, отца супруги Владислава. Случилось это в 1236 году. Архиепископ остановился при дворе правителя Болгарии во время возвращения домой из Святой Земли, куда он совершал паломничество. Савва был захоронен в храме Сорока Великомучеников, который и ныне стоит в Тырново.

Почему болгары отказывались возвращать мощи Саввы Первого Сербского?

Разумеется, знать и духовенство Сербии были недовольны тем, что прах отца-основателя их автокефальной церкви находится за пределами страны. К Ивану Асену Второму Владислав обращался неоднократно с письменными прошениями о возврате мощей Саввы на Родину. Однако болгарский царь неизменно отвечал на них вежливым, но твердым отказом. Конечно же, правителю Болгарии было не жаль вернуть кости Саввы его родным, причиной отказов являлось вовсе не «капризное настроение» царя.

Архиепископ Сербии был весьма почитаем на Балканах, пользовался известностью и уважением не только у себя на родине. С его мнением считались, и многие люди были уверены в святости этого человека еще при его жизни. Иными словами, вопрос стоял не о возвращении на родину праха обычного человека, а об обретении мощей святого. Имел важность и политический момент. Болгария в те времена являлась своеобразным «противовесом» Византии. Разумеется, для поддержания своих позиций и авторитета на международной арене страна нуждалась в собственных святых и их мощах, которым можно было бы поклониться.

Как Владиславу удалось вернуть мощи? Чудесное вмешательство Господа

Отчаявшись убедить своего тестя, Владислав Сербский, святой дядя которого покоился в болгарском храме, лично отправился с визитом в соседнее государство. На что рассчитывал правитель Сербии, по сей день остается загадкой. Владислав был весьма образованным и мудрым политиком и не мог не осознавать всей призрачности шансов на успех переговоров с царем Болгарии.

Действительно, переговоры с тестем словно бы застыли на одном месте. Король Сербии отправился к месту упокоения своего дяди и долго молился перед его мощами, каялся и слезно просил о содействии свыше в перенесении останков на родину, осиротевшую без своего святого покровителя.

И в эту ночь, во время моления Владислава, случилось чудо. К царю болгарскому во сне явился Ангел Господень и укорил его. Он же повелел вернуть мощи святого Саввы родным для упокоения в сербском монастыре.

Конечно же, противиться воле самого Господа было невозможно. Мощи святого дяди Владислава с огромными почестями доставили в монастырь Милешева, где они покоились до конца шестнадцатого столетия. В 1594 году знаменитый военный и государственный деятель Османской империи, Коджа Синан-паша, повелел вывести останки святого в Белград, где и предал их публичному сожжению на горе Врачар. После освобождения страны от турецкого владычества в этом месте выстроили храм в память о варварском уничтожении мощей старца.

Вмешательство свыше, чудо явления Ангела, повелевшего вернуть тело святого старца на родину, легло в основу сюжета знаменитой фрески, ставшей одним из символов страны, находящейся в соборном храме Вознесения Господня в монастыре Милешева.

И, конечно же, тот факт, что по молитве короля свершилось чудо и господь послал Ангела своего для помощи Владиславу в земных делах, стало одним из поводов для канонизации этого правителя.

Как жил этот человек после отречения от престола?

Разумеется, Владислав Сербский – святой не только потому, что по его молитве свершилось чудо. Король вел праведную жизнь и сумел избежать многих искушений. Ему были чужды гордыня, властолюбие, гнев. О таких качествах личности говорит житие Владислава после отречения от престола.

Участь свою король сербский воспринял с кротостью и смирением. Более того, он самостоятельно принял решение о передаче правления младшему брату. Не так много в истории примеров подобного поведения.

После отречения от трона, Владислав прожил еще двадцать лет. Ни разу за эти годы он не роптал на свою судьбу и не строил козней против младшего брата, занявшего престол. Более того, Владислав был надежной опорой, близким другом и советником, помощником нового короля.

Жил этот человек крайне просто. Всегда был внимателен к чужим нуждам, много молился и занимался благотворительностью.

Когда в церкви вспоминают Владислава Сербского?

Не только у себя на родине, но и в Русской православной церкви почитается святой Владислав Сербский. День памяти и прославления его – седьмое октября.

Разумеется, обратиться к святому можно в любое время. Для молитвы совершенно не нужно ожидать наступление церковного дня поминовения Владислава Сербского.

С чем обращаются к этому святому?

В чем помогает святой Владислав Сербский? Традиционно к нему обращаются с молитвами люди, нуждающиеся в разрешении споров, конфликтов, пытающиеся примирить враждующих. Иными словами, святой оказывает покровительство всем миротворцам, вне зависимости от того, насколько глобальные конфликты они пытаются разрешить.

Помимо этого, перед образом Владислава молятся и о простых житейских нуждах. Земная жизнь этого человека складывалась непросто. В ней были взлеты и падения, соблазны и чудеса, успехи и неудачи, признание, популярность и предание забвению. Через все испытания земные прошел святой Владислав Сербский. В чем помогает он людям? Во всем, что перенес сам. Его просят о наставлении перед принятием важных решений, об избежании соблазнов при нахождении у власти. Даже перед сдачей экзаменов или же перед трудоустройством обращаются к нему с молитвами.

Как изображают Владислава Сербского на иконах?

Наиболее распространены два варианта художественного исполнения образа святого короля Сербии. В первом варианте Владислав предстает перед верующими в полный рост с короной на голове. Второй тип изображений – поясной. На таких иконах, как правило, корона отсутствует.

В обоих вариантах образ Владислава прописывают в княжеском или же царском одеянии. В руках у святого обычно находится изображение монастыря Милешева.

Нужно ли иметь в доме икону этого святого?

Икона святого Владислава, князя сербского, представлена не в каждом храме. Поэтому при желании обращаться к нему за помощью, конечно же, необходимо отыскать образ в церковных лавках и приобрести его. Имеется и иной повод для покупки образа святого.

Принято считать, что размещенная в доме икона святого Владислава Сербского уберегает семью от конфликтов, ссор, скандалов и ругани. То есть, при отсутствии взаимопонимания между близкими людьми есть смысл помолиться ему и разместить в жилище его образ.

Как молиться Владиславу Сербскому?

Обращение к этому святому ничем не отличается от просьб, адресованных другим. Это означает, что молитва святому Владиславу Сербскому может быть произнесена как собственными словами, так и с использованием готовых текстов.

При желании молиться, читая тропарь или кондак, как это делают на церковной службе, важно понимать, о чем говорится в тексте, и не испытывать трудностей в его произношении. Во время молитвы человеку не следует ни на что отвлекаться. Если же слова будут не ясны или неудобны, то разум невольно станет акцентироваться на правильности чтения, а не на самом молении.

Пример текста молитвы о мире в семье этому святому

Благополучие в доме, взаимное уважение между членами семьи, доброта и понимание – это то, о чем традиционно просят Владислава Сербского.

Помолиться о мире в собственном доме можно так:

«Благоверный князь Владислав, угодник Господень, всесильный в молитве своей! Обращаюсь к тебе за благословлением для дома моего, родных и близких людей. Молю тебя о наставлении и даровании мудрости, о наполнении сердец наших смирением и кротостью, о терпении и уважении прошу тебя, святой Владислав! Помоги нам избежать соблазнов бесовских, не дай впасть в гордыню и пережить гнев. Не позволь разуму затуманиться, а сердцу очерстветь. Не дай совершить деяний неправедных, убереги от злобы и зависти. Аминь»

Акафист святому благоверному князю Владиславу Сербскому

Кондак 1.

Избранный Богом в правителя людем сербским, благоверне царю Владиславе, похвальная пение приносим ти, угодниче Христов и молимся всеблагоговейно, твоими молитвами в Православии нас верно утверди, от бед и скорбей свободи и в будущем вечных мук избави, верно зовущих ти: Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Икос 1.

Архангелов и ангелов множество, предстоя Царю Царствующих и Господу господствующих, со умилением взирают на Его о стране Сербской промышлении. Постави бо тя народу ея во главу, царя, блаженнее Владиславе, веру отеческую сохраняти и храмы Божии воздвизати. Тем же величая твое Богоизбрание, с любовию поклоняемся тебе зовущее:

Радуйся, от малолетства Христа возлюбивый.

Радуйся, заповеди Его от отец верно в сердце свое приявый.

Радуйся, теплотою веры Христовой весь исполнивыйся.

Радуйся, чистотою тояжде веры из млада напоенный.

Радуйся, красотою церковною вдохновленный.

Радуйся, Духом Святым в Православии утвержденный.

Радуйся, отцев веру сохранивый и прочия люди в ней держатися научивый.

Радуйся, храмов и монастырей благий строителю и о них добрый и изрядный попечителю.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 2.

Видя, Владыка Христос душу твою к приятию Семени Слова Божия, чистотою и милостынею предуготованную, светом познания Своего просвети тя, блаженнее Владиславе, твоими добродетельми благоутробно спасаемых части сотвори тя общника в Небесном Царствии, идеже со ангелы поеши Всесвятей Троице песнь хвалебную: Аллилуиа!

Икос 2.

Разум Богопросвященный имея, святый царю Владиславе, имже добре проразумел еси душепагубность зловерий различных, хотящихна землю твою наити. Ведая же сия, твердое Православия в стране своей утверди, врагов злочестивых козни рассыпа. Тем же по долгу славим тя взывающее:

Радуйся, блаженный сосуде Христова благоухания.

Радуйся, благое семя Слова Божия, прозябшее.

Радуйся, плоде благий на древе царей Сербских.

Радуйся, цвете благовонный на ветви отцев своих.

Радуйся, верою благою разум себе благодатный стяжавый.

Радуйся, силою Православия враги Христовы поправый.

Радуйся, Давиду царю в Богопочитании подрожавый.

Радуйся, Богом за то, такожде диадимою царскою венчанный.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 3.

Силою любви Божественныя преисполнен, святе Владиславе, всячески стремился Богови угодить. Взирая на добродетельную жизнь предков своих, множецею старался во устроении храмов Божиих, в них же со всем народом Сербским с благодарением Христу воспеваше: Аллилуиа!

Икос 3.

Имея неоскудное стремление к житию Богоугодному, царю Владиславе, премудрому Соломону поревновал в создании храмов благоукрашенных, явился еси воистину преславный зиждитель Дома Господня. О сем восхваляем твое благожелание и хвалящее тя величаем:

Радуйся, Владыки Творца предивный угодниче.

Радуйся, способный ученик Божественного Зиждителя.

Радуйся, Дома Божия на земле устроителю.

Радуйся, о сем изрядный попечителю.

Радуйся, царей благонравных подражателю.

Радуйся, их стараний славный ревнителю.

Радуйся, духовенства и монашествующих всещедрый покровителю.

Радуйся, добродетели пречудный насадителю.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 4.

Бурею житейских страстей смущаеми, недоумеем, како достойно воспети твое дивное житие, блаженнее Владиславе. Ты же кротостию своею и незлобием, любовию и чистотою, живот мирен людем своим у Бога испросил, поя Ему непрестанно: Аллилуиа!

Икос 4.

Слышавшее от отцев святых напутственное слово по восхождении твоем на престол Сербский, о чистоте, посте, молитве и всех добродетелях, христианскому царю подобающих, слагал еси сия в сердце твоем, делы вся та исполняти обещающи. Мы же ведуще твое Богохвальное житие воспеваем ти сице:

Радуйся, ниву сердца твоего добрым семенем засеевый.

Радуйся, слезами умиления ю оросивый.

Радуйся, яко семя Слова Божия в сердце твоем, яко на земле добрей, укоренися.

Радуйся, воздержанием и молитвою Богу потрудися.

Радуйся, милостынею Творца умилостививший.

Радуйся, нищия и убогия потребами снабдивый.

Радуйся, прозябение страны Сербской, царственною славою на земли и на небеси почтенный.

Радуйся, чистотою духовной дивно украшенный.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 5.

Боготечною звездою явился еси, царю Владиславе, егда царственною одеждою облачился и венец царя Сербского на главу свою от Бога восприял, поя Ему со трепетом: Аллилуиа!

Икос 5.

Видевше святый благоверный царю Владиславе все люди земли Сербския перед собою, подобно отцу чадолюбивому, всех к себе привлекох любовию, и умилением подвизая воспевать и величать тебе тако:

Радуйся, ум твой горе имевый.

Радуйся, сердце твое жилище Святаго Духа соделавый.

Радуйся, Христу Богу человеколюбцу всего себя предавый.

Радуйся, Ему, в смирении подрожавый.

Радуйся, к лику святых Сербских причисленный.

Радуйся, от Бога и небесным венцем почтенный.

Радуйся, яко сиротам и вдовицам, ты еси был отец и питатель.

Радуйся, и нищим, ты еси был милосивый податель и обидимым благий защитниче.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 6.

Проповедником, духоносным апостолом, подрожавше, Владиславе Богомудре, обходил еси грады и веси державы твоея, приводящи елико мощно бе, люди к вере Православней, и научающи их воспевати Единому в Троице славимому Богу: Аллилуиа!

Икос 6.

Воссиял еси паче солнца добродетельми твоими во стране Сербской и был еси отрадою для возлюбленных чад церкви Православной, милосердный и досточудный угодниче Христов, блаженнее Владиславе. Сердце же свое на прошение и нужды приходящих к тебе милостивно открыл еси, приими и нас добрый царю с любовию , к тебе прибегающих и вопиющих сице:

Радуйся, мироположниче Божественныя любви.

Радуйся, адаманте крепкий.

Радуйся, честнаго корени святое прозябение.

Радуйся, Симеона мироточиваго предивный правнуче.

Радуйся, сынов его Стефана и Саввы святогорца, архиепископа Сербского, преславный сродниче.

Радуйся, отца твоего Давида, краля Сербского, великая похвало.

Радуйся, святости отцев твоих пречудное вместилище.

Радуйся, их о тебе привеселое радование.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 7.

Коль многими бисеры и камением драгоценным украшен есть венец правды, паче солнца сияющего образ святаго жития твоего. Святый праведный царю Владиславе, ибо подвиг доброго ограждения веры Православной дарова ти Господь, сего ради и мы прибегаем под кров твой, ища спасение, и благодарно о тебе поем Богу: Аллилуиа!

Икос 7.

Новаго , тя, царя видим, добродетельми предков украшенного, и в себе вся сия от сосцу матерняя впитавшаго. Наипаче же к старости Богоугодным житием род свой возвеличившаго, и нас научившаго, како должно есть отцев почитати. Тем же яко наставника тя величаем:

Радуйся, заповеди Господни возлюбивый.

Радуйся, от них же ни како же отступивый.

Радуйся, собою пример почитания отцев показавый.

Радуйся, еже от них благая стяжавый.

Радуйся, прадеда святаго страну сохранивый.

Радуйся, нищетою духовною Царство Небесное купивый.

Радуйся, Господу и человеком угодивший.

Радуйся, образ истинной мудрости нам явивший.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 8.

Странствия земнаго течение скончавающе, тепле Господа молил еси, благоверне Владиславе, да не оставит Он землю Сербскую по преставлении твоем во тьме неверия, но да возложит на сердце людем Сербским не оставляти веру Православную, да воспоют Богу: Аллилуиа!

Икос 8.

Весь обьят был благодатию Божественною, достохвальне Владиславе, мысленными очесы зрел еси скорби народа своего, но уповая на милость Божию, молился за люди Сербския со слезами.Сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, страну свою крепко возлюбивый.

Радуйся, о ней Господа не мало умоливый.

Радуйся, молитвами твоими в скорбех и напастех нас заступающий.

Радуйся, во обстояниих злых отечество свое сохраняющий и нас от врагов избавляющий.

Радуйся, возлюбивших суету мира добродетельным житием превозшедший.

Радуйся, истинную мудрость возлюбивший.

Радуйся, вечное сокровище Богомудрия в Православии обретший.

Радуйся, преданностию воле Божией ангелы с человеки удививший.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 9.

Всяких добродетелей исполнен бывше, Владиславе всечестне, с молитвою во устех, предал еси дух твой в руци Божии. Иже всели тя в Небесной обители и сопричте лику угодников Своих. Тем же испроси и нам у Господа мирную христианскую кончину, да предадим души наша в руци Христа Бога нашего, поюще Тому хвалебную песнь: Аллилуиа!

Икос 9.

Ветия многовещанныя не могут достойно восхвалити тя, Владиславе Богомудре, како ты познал еси тщету исповедания латинского и прочих учений еретических, Православного же верования взыскал еси. И якоже, преподобный Симеон, первый краль Сербский защищал народ свой от влияния иноплеменнаго, да тобою на путь правый наставляеми, взываем ти радостно:

Радуйся, добрыми твоими делы и правым ума и сердца изволением приуготовивший себе в жилище Божественныя благодати.

Радуйся, яко Дух Святый учитель тебе бысть к познанию Христа Сына Божия.

Радуйся, совершенную покорность воле Божией показавший.

Радуйся, яко умудри тя Господь, честь царскую, богатство и славу сочитати со смирением христианским.

Радуйся, яко сим образом яве нам показавый, яко блага земная не суть препятие души Боголюбивей к достижению благ небесных.

Радуйся, предивный поборниче веры Христовы.

Радуйся, поточе сладости, напоиваюший нас водою благочестия.

Радуйся, потребителю злых обычаев и суеверий.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 10.

Спастися всем преискренне желая, молишися за ны горе у Престола Господня, избранник Христов, блаженнее Владиславе. Яко же твоими молитвами пособствуеши нам в странствовании многотрудном земнаго жития, еже в покаянии и благочестии скончати. Яко облече тя Господь Божественною силою, да обратиши вся неверныя и научиши всех со умилением сердец воспевати Творцу в Троице: Аллилуиа!

Икос 10.

Стена явился еси стране твоей несокрушимая, богомудрый и необоримый защитниче всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небеси и земли Творец Господь, прославляя угодника своего. Яко же при гробнице твоей совершашися знамения чудесы, и изыде молва по всей стране, и понуди краля Уроша торжественно обрести нетленное тело твое для поклонения христианом. Мы же из глубины сердца с упованием глаголем ти молитвенниче наш, пения таковая:

Радуйся, молитвенник наш пред Богом теплый.

Радуйся, яко изыде по всей стране вещание о чудесех твоих.

Радуйся, яко успение твое торжествует Православная церковь.

Радуйся, прославленный Богом на небеси и на земли.

Радуйся, явлением мощей твоих, церковь Сербскую возвеселивший.

Радуйся, чтущее память твою и мы ныне восхваляем Господа.

Радуйся, градом Сербским похвало и утверждение.

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых своих является.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 11.

Пение всеумиленное принесл еси Пресвятей Троице, святее Владиславе, умом и делом до конца своея жизни Триипостасного Бога возлюбивши. Приими же от прославляющих тя умиленное пение и не презри гласа нашего, к тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и на твое предстательство уповающе, зовем Богу: Аллилуиа!

Икос 11.

Трисиянным светом осияваем, со всеми святыми предстоиши ныне на небеси Престолу Царя царствующих, Владиславе всеблаженне, и от туду, яко светозарное светило, просвещаеши всю страну Сербскую, разгоняющи мрак заблуждений и показующи путь к истинному просвещению к небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя, глаголем:

Радуйся, путеводителю, правую стезю к вечному спасению нам показующий.

Радуйся, мощный споспешник и укрепитель проповедников Православныя веры.

Радуйся, покровитель наставников, благотрудящихся на пользу общую.

Радуйся, крамолы и раздоров искоренителю.

Радуйся, всех обидимых и не праведно гонимых заступниче.

Радуйся, скорбящих скорый утешитель.

Радуйся, болящих целитель.

Радуйся, людем помощь молитвами твоими от Бога подающий.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 12.

Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, заступниче честный, от Всещедрого Спаса Христа, вразумляющую и укрепляющую нас во спасении. Да не бесплодно будет в нас семя святыя Христовы веры, но да прозябнет и плод сотворит, им же бы возмощи нам питати души наша в будущем веце, идеже вси святии поют Богу: Аллилуиа!

Икос 12.

Поюще твоя многая и преславная благодеяния, святе Владиславе, явленная не токмо людем земли Сербския, но и прочим, по всюду сице тебе зовущим:

Радуйся, в сожительство ангельских чинов и святых любезно приятый.

Радуйся, собору царей святых сопричтенный.

Радуйся, с лики избранных Божиих в чертог небесный вселивыйся.

Радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас Богу приносящий.

Радуйся, лицезрением небесных, вечное блаженство вкушающий.

Радуйся, с благоверными цари и князи славимый.

Радуйся, народом Сербским и всеми Православными величаемый.

Радуйся, чудес Христовых сокровище.

Радуйся, Боговенчанный царю Владиславе, Православия благий ревнителю.

Кондак 13.

О, святый благоверный царю Владиславе, приими милостивно от нас хвалебное пение сие о всех, яже тобою воздаде нам Господь. И моли Всеблагаго Бога умножити милость Свою на ны и на роды родов наших. Утвердити ны в Православии и благочестии. Сохранити же от всех скорбей и напастей, бед и зол, да сподобимся с тобою во веки воспевати Богу: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

Молитва.

О, святый и славный угодниче Христов, царю Владиславе! Скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе. Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших. И о еже избавиться нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча, и вечныя казни. Моли Благость Его, еже ущедрити всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Господа на враги победу и одаление, всему же миру тишину, к Православию обращение, твердость в вере и преспеяние во благочестии. Нам же, чтущим память твою, испроси благодатное укрепление в молитве и делех благих, да благоугодное Владыке нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими, блажене, наследовати Царство Небесное, для вечного прославления Его со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь!

Моли Бога о нас святый царю Владиславе!