Власть в византии

Основные особенности политического управления Византии

Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов.
Император имел практически неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначая на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью страны осуществляли сановники императора. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен весь ритуал дворцовой жизни. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа — в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
Несмотря на восприятие императора как подобия Отца Небесного, судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый из них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Непрочность положения императора усугублялась тем, что в Византии царская власть не передавалась длительное время по наследству. Неугодных императоров смещали. Формально император выбирался армией и народом. В X в. изменился обряд вступления на престол — раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны — храме святой Софии. С этого периода император нарекался василевсом, т. е. царем, а также автократом (самодержцем).
Византийцы признавали империю наиболее совершенной формой государственного устройства, и идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.
Влияние церкви. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.
Несмотря на то, что в Византии христианство было признано в IV в. государственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревне даже в XII в. продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Хотя он и получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником.
Утверждение христианства встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен Серапиум — центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение Олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.
В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению церковников, человек должен был постичь содержание Священного писания в неприкосновенности и сохранить данные ему Божественные истины, не менять их значения и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия — богословы и еретики понимали Священное писание по-разному, а поэтому духовная жизнь Средних веков представляла собой поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразы из Писания.

Характер Византийской императорской власти в 12-14 веках

Характер Византийской императорской власти в 12-14 веках

стр.

Введение 3

1. Характер Византийской императорской власти 4

1.1 Первый период (4 — сер. 7 вв.) 4

1.2 Второй период (середина 7-начало 13 вв.) 6

1.3 Третий период (1204-1453 гг.) 9

Список литературы 11

Введение

Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской империи (с этого времени обычно ведут историю Византии). Завершением обособления принято считать 395 год, когда после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I (правил в 379-395 гг.), произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий (395-408 годы). Сами византийцы называли себя римлянами-по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской». На протяжении существования Византии происходили неоднократные изменения её территории.

Этнический состав населения Византии был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением территории Византии (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов Византии. В то же время на территории Византии расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6-7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре Византии играло греческое население. Государственный язык империи в 4-6 вв.-латинский, с 7 в. до конца существования Византии-греческий. Многие проблемы социально-экономической истории Византии сложны и в решении их в советском византиноведении существуют различные концепции.

1. Характер Византийской императорской власти

В истории Византии можно выделить 3 основных периода.

1.1 Первый период (4 — сер. 7 вв.)

Первый период характеризуется разложением рабовладельческого строя и началом формирования феодальных отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в Византии было спонтанное развитие феодального строя внутри разлагавшегося рабовладельческого общества, в условиях сохранения позднеантичного государства. Особенности аграрных отношений в ранней Византии — сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянские общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в византийской деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельческое землевладение. На территории бывших поместий устанавливалось господство крестьянской общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преимущественно в Малой Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян-арендаторов.

Византийский город 4-5 вв. в основном оставался античным рабовладельческим Полисом; но с конца 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торгово-ремесленными и административными центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и международной торговли. Византия вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с западноевропейскими государствами по Средиземному морю, Византия обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности городской жизни Византия в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.

Византия 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократической монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политические партии — димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 годах правительство издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христианская догматика, сложилась церковная иерархия. С конца 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением поземельного налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в Византии стало православие (окончательно в 6 в. при императоре Юстиниане I, но ещё в конце 4 в. император Феодосий I пытался восстановить церковное единство и превратить Константинополь в центр православия).

С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитическое положение Византии в значительной мере определяли отношения империи с варварами. В 375 году с вынужденного согласия императора Валента на территории империи (к югу от Дуная) расселились Вестготы. В 376 году вестготы, возмущённые притеснением византийских властей, подняли восстание. В 378 году объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию императора Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) императору Феодосию удалось подавить в 380 году восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоёв горожан они были изгнаны из города. К концу 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация византийской армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Западная Римская империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. Византия отразила натиск остготов.

В конце 5-6 вв. начались экономический подъём и некоторая политическая стабилизация Византии. Была проведена финансовая реформа в интересах торгово-ремесленной верхушки крупных городов Византии, в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира — подати, взимавшейся с городского населения, передача государством сбора налогов откупщикам, взимание поземельных налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В восточных провинциях Византии усилилось оппозиционное религиозное движение монофиситов, в котором переплелись этнические, церковные, социальные и политические интересы различных слоёв населения Египта, Сирии и Палестины. В конце 5-начале 6 вв. на территории Византии с севера через Дунай начали вторгаться славянские племена (493, 499, 502 гг.). В правление императора Юстиниана I (527-565 гг.) Византия достигла апогея своего политического и военного могущества. Основными целями Юстиниана были восстановление единства Римской империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными народными движениями (529-530 гг. — восстание самаритян в Палестине, 532 год-восстание «Ника» в Константинополе). Правительство Юстиниана провело кодификацию гражданского права. Законодательство Юстиниана, направленное в значительной мере на укрепление рабовладельческих отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни Византии, содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация государства, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 гг. государства вандалов в Северной Африке, в 535-555 гг. Остготского королевства в Италии, в 554 году юго-восточных областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров западных областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и римской налоговой системы вызывали восстания населения . В конце 6-7 вв. Византия утратила завоёванные области на Западе (за исключением Южной Италии). В 636-642 гг. арабы завоевали наиболее богатые восточные провинции Византии (Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию), в 693-698 гг. — её владения в Северной Африке. К концу 7 в. территория Византии составляла не более 1 /3 державы Юстиниана. С конца 6 в. началось заселение Балканского полуострова славянскими племенами. В 7 в. они расселились на значительной территории в пределах Византийской империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в Малую Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнический состав населения и в восточной части Малой Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части восточных провинций В. стала этнически более единой, ядро её составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческом языке.

1.2 Второй период (середина 7-начало 13 вв.)

Второй период характеризуется интенсивным развитием феодализма. В результате уменьшения территории в начале этого периода Византия -преимущественно греческое, а в 11-12 вв. (когда в её состав временно входили славянские земли)- греко-славянское государство. Несмотря на территориальные потери, Византия оставалась одной из могущественных держав Средиземноморья. В византийской деревне в 8-1-й половине 9 вв. стала преобладающей свободная сельская община: общинные отношения расселившихся в Византии славянских племён способствовали укреплению и местных византийских крестьянских общин. Законодательный памятник 8 в. Земледельческий закон свидетельствует и о наличии соседских общин, и об имущественной дифференциации внутри них, о начале их разложения. Византийские города в 8-1-й половине 9 вв. продолжали переживать упадок. В 7-8 вв. в Византии произошли важные перемены в административном устройстве. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми военно-административными округами — фемами. Вся полнота военной и гражданской власти в феме сосредоточивалась в руках командира фемного войска- стратега. Составлявшие войско свободные крестьяне — стратиоты-за несение военной службы зачислялись правительством в разряд наследственных держателей воинских земельных участков. Создание фемного строя по существу знаменовало децентрализацию государства. Вместе с тем оно укрепило военный потенциал империи и дало возможность в правления Льва III (717-741гг.) и Константина V (741-775 гг.) добиться успеха в войнах с арабами и болгарами. Политика Льва III была направлена на борьбу с сепаратистскими тенденциями местной знати (издание в 726 законодательного сборника Эклога, разукрупнение фем), на ограничение самоуправления городов.

В 8-1-й половине 9 вв. в Византии началось широкое религиозно-политическое движение-Иконоборчество (отражало преимущественно протест народных масс против господствующей церкви, тесно связанной с константинопольской сановной знатью), использованное провинциальной знатью в своих интересах. Движение возглавили императоры Исаврийской династии, которые во время борьбы с иконопочитанием изымали в пользу казны монастырские и церковные сокровища. С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась в правление императора Константина V. В 754 Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание. Политика императоров-иконоборцев усилила провинциальную знать. Рост крупного землевладения и наступление феодалов на крестьянскую общину привели к обострению классовой борьбы. В середине 7 в. на востоке Византийской империи в Западной Армении зародилось народно-еретическое движение павликиан, распространившееся в 8-9 вв. в Малой Азии. Другое крупное народное движение в Византии 9 в.- восстание 820-825 гг. Фомы Славянин (умер в 823 году), охватившее малоазийскую территорию империи, часть Фракии и Македонии и с самого начала имевшее антифеодальную направленность. Обострение классовой борьбы напугало класс феодалов, заставило его преодолеть раскол в своих рядах и восстановить в 843 году и конопочитание. Примирение правительства и военной знати с высшим духовенством и монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Движение павликиан, вылившееся в середине 9 в. в вооружённое восстание, было в 872 году подавлено.

2-я половина 9-10 вв. -период создания в Византии централизованной феодальной монархии с сильной государственной властью, разветвленным бюрократическим аппаратом управления. Одной из основных форм эксплуатации крестьян являлась в эти века централизованная рента, взимавшаяся в виде многочисленных налогов. Наличие сильной центральной власти в значительной мере объясняет отсутствие в Византии феодально-иерархической лестницы. В отличие от западноевропейских государств, в Византии вассально-ленная система осталась неразвитой, феодальные дружины были скорее отрядами телохранителей и свитой, чем войском вассалов феодального магната. Две прослойки господствующего класса играли главную роль в политической жизни страны: крупные феодалы (динаты) в провинциях и чиновная аристократия, связанная с торгово-ремесленными кругами, в Константинополе. Эти социальные группировки, постоянно соперничая, сменяли друг друга у власти. К 11 в. феодальные отношения в Византии в основном стали господствующими. Разгром народных движений облегчил феодалам наступление на свободную крестьянскую общину. Обеднение крестьян и военных поселенцев (стратиотов) приводило к упадку стратиотского ополчения и снижало платёжеспособность крестьян, основных плательщиков налогов. Попытки некоторых императоров Македонской династии (867-1056 гг.), опиравшихся на чиновную знать и торгово-ремесленные круги Константинополя, заинтересованных в получении налогов с крестьян, задержать процессы обезземеливания общинников, разложения крестьянской общины и образования феодальных вотчин успеха не имели. В 11-12 вв. в Византии завершилось формирование основных институтов феодализма. Вызревает вотчинная форма эксплуатации крестьян. Свободная община сохранилась лишь на окраинах империи, крестьяне превратились в феодально-зависимых людей (париков). Труд рабов в сельском хозяйстве утратил значение. В 11-12 вв. постепенно распространилась Прония (форма условного феодального землевладения). Правительство раздавало феодалам права экскуссии. Спецификой феодализма в Византии было сочетание сеньориальной эксплуатации зависимых крестьян с взиманием централизованной ренты в пользу государства.

Со 2-й половины 9 в. начался подъём византийских городов. Развитие ремесла было связано главным образом с возросшим спросом на ремесленные изделия усилившейся византийской феодальной знати и с ростом внешней торговли Византии. Расцвету городов содействовала политика императоров (предоставление льгот торгово-ремесленным корпорациям и др.). Византийский город к 10 в. приобрёл черты, характерные для средневековых городов: мелкое ремесленное производство, образование торгово-ремесленных корпораций, регламентация их деятельности государством. Спецификой византийского города являлось сохранение института рабства, хотя основной фигурой производства стал свободный ремесленник. С 10-11 вв. в своём большинстве византийские города-не только крепости, административные или епископальные центры; они становятся средоточием ремесла и торговли. Константинополь вплоть до середины 12 в. оставался центром транзитной торговли между Востоком и Западом. Византийские мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, всё ещё играли главную роль в бассейне Средиземного моря. В 12 в. произошли изменения в экономике византийских городов. Несколько сократилось ремесленное производство и снизилась техника производства в Константинополе, в то же время наблюдался подъём провинциальных городов-Фессалоник, Коринфа, Фив, Афин, Эфеса, Никеи и др. Пагубно отразилось на экономике византийских городов проникновение в Византии венецианцев и генуэзцев, получавших от византийских императоров значительные торговые привилегии. Препятствовала развитию византийского (особенно столичного) ремесла государственная регламентация деятельности торгово-ремесленных корпораций.

Во 2-й половине 9 в. возросло влияние церкви. Византийская церковь, обычно покорная императорам, при патриархе Фотии (858-867 гг.) стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлению христианизации соседних народов с помощью церковных миссий; пыталась ввести православие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизацию Болгарии. Разногласия между константинопольским патриархатом и папским престолом, обострившиеся ещё при патриархе Фотии, привели в 1054 году к официальному разрыву (схизме) между восточными и западными церквами . Однако окончательное Разделение церквей произошло после 1204 году.

Внешняя политика Византии во 2-й половине 9-11 вв. характеризуется постоянными войнами с арабами, славянами, позднее-с норманнами. В середине 10 в. Византия отвоевала у арабов Верхнюю Месопотамию, часть Малой Азии и Сирии, Крит и Кипр. В 1018 году Византия завоевала Западно-Болгарское царство. Балканский полуостров до Дуная был подчинён власти Византии. В 9-11 вв. большую роль во внешней политике Византии стали играть взаимоотношения с Киевской Русью. После осады Константинополя войсками киевского князя Олега византийцы были вынуждены заключить в 911 году выгодный для русских торговый договор, способствовавший развитию торговых связей Руси и Византии по великому пути из «варяг в греки». В последней трети 10 в. Византия вступила в борьбу с Русью за Болгарию; несмотря на первоначальные успехи киевского князя Святослава Игоревича, победу одержала Византия. Между Византией и Киевской Русью при киевском князе Владимире Святославиче был заключён союз, русские помогли византийскому императору Василию II подавить феодальный мятеж Фоки Варды, а Василий II был вынужден согласиться на брак своей сестры Анны с киевским князем Владимиром, что способствовало сближению Византии с Русью. В конце 10 в. на Руси было принято христианство из Византии (по православному обряду).

Со 2-й трети до начала 80-х гг. 11 в. Византия переживала период кризиса, государство потрясали «смуты», борьба провинциальных феодалов против столичной знати и чиновничества . Ухудшилось и внешнеполитическое положение империи: византийскому правительству приходилось отражать одновременно натиск печенегов и турок-сельджуков. После разгрома византийской армии войсками сельджуков в 1071 году при Маназкерте Византия потеряла большую часть Малой Азии. Не менее тяжёлые потери понесла Византия и на Западе. К середине 11 в. норманны захватили большую часть византийских владений в Южной Италии, в 1071 году овладели последним опорным пунктом византийцев-г. Бари (в Апулии).

Борьба за престол, обострившаяся в 70-х гг. 11 в., завершилась в 1081году победой династии Комнинов (1081-1185 гг.), выражавшей интересы провинциальной феодальной аристократии и опиравшейся на узкий слой знати, связанной с ней родственными узами. Комнины порвали со старой бюрократической системой государственного управления, ввели новую систему титулов, которые присваивались лишь высшей знати. Власть в провинциях была передана военным командирам (дукам). При Комнинах вместо народного ополчения стратиотов, значение которого упало ещё в 10 в., главную роль стали играть тяжеловооружённая конница (катафракты), близкая к западноевропейскому рыцарству, и наёмные войска из иноземцев. Укрепление государства и армии позволило Комнинам добиться успехов в конце 11-начале 12 вв. во внешней политике (отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значительную часть Малой Азии, установить суверенитет над Антиохией). Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет Византии (1164 год), утвердил свою власть в Сербии. Но в 1176 году византийская армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах Византии была вынуждена перейти к обороне. После смерти Мануила I вспыхнуло народное восстание в Константинополе (1181 год), вызванное недовольством политикой правительства, покровительствовавшего итальянским купцам, а также западноевропейским рыцарям, поступавшим на службу к императорам. Использовав восстание, к власти пришёл представитель боковой ветви Комнинов Андроник I (1183-1185 гг.).

Реформы Андроника I были направлены на упорядочение государственного бюрократического аппарата, на борьбу с коррупцией. Неудачи в войне с норманнами, недовольство горожан торговыми привилегиями, предоставленными императором венецианцам, террор в отношении высшей феодальной знати оттолкнули от Андроника I даже его бывших союзников. В 1185 году в результате мятежа знати Константинополя к власти пришла династия Ангелов (1185-1204 году), правление которой знаменовал закат внутреннего и внешнего могущества Византии. Страна переживала глубокий экономический кризис: усилились феодальная раздробленность, фактическая независимость правителей провинций от центральной власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Начался распад империи. В 1187году отпала Болгария; в 1190 году Византия была вынуждена признать независимость Сербии. В конце 12 в. обострились противоречия между Византией и Западом: папство стремилось подчинить византийскую церковь римской курии; Венеция добивалась вытеснения из Византии своих конкурентов-Генуи и Пизы; императоры «Священной Римской империи» вынашивали планы подчинения Византии. В результате переплетения всех этих политических интересов изменилось направление (вместо Палестины- в Константинополь) 4-го крестового похода (1202-1204 гг.). В 1204 под ударами крестоносцев пал Константинополь, Византийская империя перестала существовать.

1.3 Третий период (1204-1453 гг.)

Третий период характеризуется дальнейшим усилением феодальной раздробленности, упадком центральной власти и постоянной борьбой с иноземными завоевателями; появляются элементы разложения феодального хозяйства. На завоёванной крестоносцами части территории Византии была основана Латинская империя (1204-1261 гг.). Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засилье итальянских торговцев мешало возрождению византийских городов. Из-за сопротивления местного населения крестоносцам не удалось распространить свою власть на весь Балканский полуостров и Малую Азию. На не покорённой ими территории Византии возникли независимые греческие государства: Никейская империя (1204-1261 гг.), Трапезундская империя (1204-1461 гг.) и Эпирское государство (1204-1337 гг.).

Ведущую роль в борьбе с Латинской империей сыграла Никейская империя. В 1261 году никейский император Михаил VIII Палеолог при поддержке греческого населения Латинской империи отвоевал Константинополь и восстановил Византийскую империю. На престоле укрепилась династия Палеологов (1261-1453 гг.). Византия в последний период своего существования представляла собой небольшое феодальное государство. Трапезундская империя (до конца существования Византии) и Эпирское государство (до присоединения его к Византии в 1337 году) оставались самостоятельными. В Византии этого периода продолжали господствовать феодальные отношения; в условиях безраздельного господства крупных феодалов в византийских городах, итальянского экономического засилья и турецкой военной угрозы (с конца 13 — начала 14 вв.) ростки раннекапиталистических отношений (например, аренда предпринимательского типа в деревне) в Византии быстро гибли. Усиление феодальной эксплуатации вызывало народные движения в деревне и в городе. В 1262 году произошло восстание вифинских акритов — пограничных военных поселенцев в Малой Азии. В 40-х гг. 14 в. в период острой борьбы двух феодальных клик за престол (сторонников Палеологов и Кантакузинов) антифеодальные восстания охватили Фракию и Македонию. Особенностью классовой борьбы народных масс этого периода явилось объединение действий городского и сельского населения против феодалов. С особой силой народное движение развернулось в Фессалониках, где восстание возглавили Зилоты (1342-1349 гг.). Победа феодальной реакции, постоянные феодальные междоусобицы обессилили Византию, которая не смогла противиться натиску турок-османов. В начале 14 в. они захватили византийские владения в Малой Азии, в 1354году-Галлиполи, в 1362 году-Адрианополь (куда в 1365 годусултан перенёс свою столицу) и затем овладели всей Фракией. После поражения сербов у Марицы (1371 год) Византия вслед за Сербией признала вассальную зависимость от турок. Разгром турок войсками среднеазиатского полководца Тимура в 1402 году в битве при Анкаре отсрочил на несколько десятилетий гибель Византии. В этой обстановке византийское правительство тщетно искало поддержки стран Западной Европы. Реальной помощи не дала и заключённая в 1439 году на Флорентийском соборе уния между православной и католической церквами на условии признания главенства папского престола (уния была отвергнута византийским народом). Турки возобновили натиск на Византию. Экономический упадок Византии, обострение классовых противоречий, феодальные усобицы, своекорыстная политика западноевропейских государств облегчили победу турок-османов. После двухмесячной осады 29 мая 1453 году Константинополь был взят штурмом турецкой армией и разграблен. В 1460 году завоеватели покорили Морею, а в 1461 году захватили Трапезундскую империю. К началу 60-х гг. 15 в. Византийская империя прекратила своё существование, её территория вошла в состав Османской империи.

Список литературы

1. Левченко М. В. История Византии. Краткий очерк, М.- Л., 1940;

2. Сюзюмов М. Я. Византия, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 3, М., 1963;

3. История Византии. т. 1-3, М., 1967;

4. Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию, М.-Л., 1951;

5. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв., М.-Л., 1964;

6. Удальцова З. В. Италия и Византия в VI в., М., 1959;

7. Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII-первая пол. IX в., М.-Л., 1961;

8. Каждан А. П. Деревня и город в Византии в IX-X вв., М., 1960;

9. Горянов Б. Т. Поздневизантийский феодализм, М., 1962;

10. Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений, М., 1956;

11. Литаврин Г. Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960;

Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую империю была предпринята при Юсmuнuане l (правил в 527-565). Византии удалось захватить большую часть Италии и Северную Африку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.
Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, — «греческий oгонь». Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой. Предполагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напалма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали корабли противника на море, осадные орудия.
Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племенные союзы, подкупать их вождей.
Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи. Византия заимствовала и многие ее слабости, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.
В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов, Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть котopoгo считалась священной, имела силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaтегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При имнераторе Льве VI (правил в 886-912) ликвидировались остатки гoродского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их члены пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства. Meсто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.
Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), pocту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и загoворов.
Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yгрозой пере ворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным императорам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать.
По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смepтью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения.

Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви

Стр 1 из 2

Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви

Византия возникла в IV в. после распада Римской империи в ее восточной части и просуществовала более тысячи лет до середины XV в. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из неё направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль над жизнью страны осуществляли чиновники императора. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, как на Востоке. Он считался смертным человеком. Обязанностью императора было подражать Богу. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа. Император выбирался армией и народом.

Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.

Утверждение христианства первоначально встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Было запрещено проведение Олимпийских игр. Но постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь подчинялась императору, т.е. светской власти, и обслуживала ее. Император председательствовал на церковных соборах, назначал и снимал патриархов, разрешал теологические споры, писал теологические трактаты. При этом византийские идеологи должны были идеологические установки руководителя церкви и государства оправдывать, обосновывать, доказывать их мудрость, глубину и значение для страны и мира.

Образ жизни и нравы византийской знати и чиновничества

Быт и нравы византийского общества в рассматриваемую эпоху отличала глубокая религиозность, пронизывавшая весь жизненный распорядок, весь путь человека от его рождения до могилы. Подверглись христианизации многие светские праздники. Церковная служба все более театрализовалась. И для церковных, и для светских праздников той поры характерно возрождение греческих традиций. Праздники во многом напоминали Олимпийские игры, где были танцы, пение, музыкальные состязания, пиршества и ночные представления. Но все это совершалось теперь иначе — более чинно и пышно. Жители столицы и придворные больше всего интересовались жизнью императорского двора и дворцовыми интригами. В среде провинциальных магнатов ценилась физическая сила, выносливость, отличное владение мечом, копьем, искусство верховой езды, наиболее распространенными развлечениями были охота и конная игра в мяч. Всеобщая подозрительность и недоверие были привычной атмосферой и во дворце, и в кругу друзей, и даже в семье. Процветал тайный сыск, доносительство и клевета. «Дружба» объединяла людей в своего рода кланы, принадлежность к которым облегчала им продвижение по службе и помогала в достижении различных целей. Чтилась семья: послушание отцу – первая заповедь, почтение к матери – первейший долг. Браки заключались рано. Брачный возраст для юноши был 14-15 лет, для девушки – 13-14. Считалось обязательным оформление брака через официальный публичный обряд венчания в церкви. Огромное значение придавалось одежде и украшениям. Мужчин одежда интересовала даже больше, чем женщин, потому что она четко определяла ранг и общественное положение ее обладателя.

Образование и научные знания в Византии.

В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера трагедии Эсхила и Софокла. Продолжали изучать грамматику, риторику, философию, т.е. те предметы, которые преподавались в школах поздней античности. Школы были доступны и открыты для всех слоёв общества. Знание этих дисциплин считали необходимым для воспитания образованного члена общества. Знание и понимание классической литературы и античных трудов по философии, математике, астрономии, медицине, умение говорить и писать по-аттически высоко ценились византийцами. К образованному человеку относились с уважением, и он пользовался у современников огромным авторитетом. Невежество рассматривалось как несчастье, и даже неполноценность, вызывало насмешки. Хотя женщины получали только домашнее образование, но и оно было в большом почете и вызывало уважение. Образованных женщин было немало. С большим уважением относились к ученым людям, поддерживали их материально и награждали их высокими титулами. Знание в Византии относили к разряду ценностей, приобретение которых было необходимо как императорам, так и подданным. Его рассматривали как средство, которое подкрепляло религиозные догмы, способствовало достижению истины, познанию божества и моральному самоусовершенствованию христиан. Образование не только позволяло подняться вверх по служебной лестнице и занять более почетное положение в обществе, но и гарантировало более сносные условия существования. Даже дети простых и бедных жителей империи, получив образование, могли улучшить свой социальный статус. В Константинополе с IX века появились университеты-высшие школы. Обучение в них было бесплатным и тоже доступным представителям всех социальных слоев. Главной задачей была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи обязательных дисциплин Античности: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия, музыка).

Раннее Средневековье: монастырская культура и образование.

Когда античный полис ушел в прошлое, прошлым стала и античная культура. Ей на смену пришла реальность аграрного общества. Роль культурных центров взяли на себя монастыри. Немногочисленные и небольшие города сохраняли некоторую роль администр. центров, больше как духовных, так как в них находились резиденции епископов. Значение городов снизилось, длительное время они не были даже местом постоянного пребывания центральной власти варварских королевств. Короли в столицах не жили, а вели полукочевой образ жизни — передвигались по своим владениям.Христианская церковь на Западе, так же как и на Востоке, не могла обойтись без античного образования. В VI веке на Западе была утверждена форма двухступенчатой школы, основанной на изучении, как и в Античности, «семи свободных искусств»: тривиум (грамматика, риторика и диалектика), квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Но в эпоху раннего Средневековья на западе реально действовали только школы тривиума. Для античного грека и римлянина образование и наука очень ценились. Вне образования и науки невозможно очеловечивание человека. Необразованный и невежественный человек никогда не будет свободным, он так и останется рабом внешних обстоятельств.

Модернизм

Модернизм-сов. эстетических школ и течений конца XIX — нач. ХХ в, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Выступая против многих норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм — порождение эпохи войн и революций — сам нередко претендует на революционность и демонстрирует ее в художественной практике. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Модерн -особый тип искусства, поставивший своей целью перевернуть сложившуюся еще со времен Возрождения традицию европейского искусства. упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими.

Культурная идентификация

Идентичность- психологическое представление человека о своем Я — характеризуется субъективным чувством своей индивидуальности, самоотождествления и целостности; это отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). Различаются позитивные и негативные идентификации. Закреплению негативной идентификации индивида может способствовать практика «навешивания ярлыков», социальное или групповое давление. Возможна утрата индивидом идентичности, связанная либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социальной среде. Утрата идентичности проявляется в таких явлениях, как отчуждение, психические патологические конфликты, девиантное поведение и др. Кризисы идентичности в индивидуальной жизни связаны с возрастными кризисами, в определенной мере универсальны. В период быстрых изменений в социокультурной системе кризис идентичности может принимать массовый характер, что может иметь и негативные, и позитивные последствия. Вместе с тем механизм идентичности является необходимым условием преемственности социальной культуры и культурных традиций. Современная культура оказывает весьма противоречивое влияние на процесс формирования идентичности человека, проявляя такие черты как плюрализм и унификация.

Особенности государственного устройства Византии. Культ императорской власти и влияние церкви

Византия возникла в IV в. после распада Римской империи в ее восточной части и просуществовала более тысячи лет до середины XV в. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из неё направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел неограниченную власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль над жизнью страны осуществляли чиновники императора. Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, как на Востоке. Он считался смертным человеком. Обязанностью императора было подражать Богу. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа. Император выбирался армией и народом.

Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.

Утверждение христианства первоначально встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Было запрещено проведение Олимпийских игр. Но постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь подчинялась императору, т.е. светской власти, и обслуживала ее. Император председательствовал на церковных соборах, назначал и снимал патриархов, разрешал теологические споры, писал теологические трактаты. При этом византийские идеологи должны были идеологические установки руководителя церкви и государства оправдывать, обосновывать, доказывать их мудрость, глубину и значение для страны и мира.

>Византийская империя

Возникновение Византийской империи

Византийская империя выделилась в отдельное государство в 395 году, когда Римская империя была разделена на две части. Император единого государства Феодосий I поделил земли между двумя сыновьями. Западная Римская империя исчезла под нашествием варваров с политической карты мира примерно через восемьдесят лет после этого. Византия превратилась в единственную преемницу культуры и достижений цивилизации Древнего Рима. Она продолжала существовать и процветать тысячу лет, охватив период поздней античности и эпоху средних веков.

Замечание 1

Термин «Византийская империя» появилось после падения Восточной Римской империи. Западноевропейские историки стали так называть это государство по древнему названию города Константинополя. На его месте находился древний город Византий. Когда император Константин I в 330 году перенёс столицу империи и свою резиденцию на это место, то первоначально переименовал город Византий и дал ему название «Новый Рим». Новое имя не прижилось, утвердилось название от имени императора – Константинополь. Жители Византии считали себя римлянами, на греческом языке это звучало – ромеями. Свою державу византийцы называли Римской (по-гречески — ромейской) империей. Западные учёные именовали государство «империей греков», так как среди населения преобладало эллинизированное население, говорящее на греческом языке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Изначально Византийская империя формировалась как многонациональное государство:

  • греки и сирийцы,
  • египтяне и евреи,
  • грузины и армяне,
  • иллирийцы и фракийцы,
  • даки и копты,

а также множество других народов заселяли территорию государства.

Современники называли Византию «страной городов». Их насчитывалось несколько сотен. Иерархию городов возглавляли Константинополь, Александрия и Антиохия. В каждом городе проживало от двух до трёх сотен тысяч жителей. Столица располагалась на перекрёстке морских и сухопутных путей, соединяющих восток и запад, Европу и Азию. Византийское государство торговало с далёким Китаем и Индией, с королевствами Западной и Восточной Европы.

Великое переселение народов мало изменило ритм жизни Ромейской империи. Хитрые и дальновидные константинопольские монархи дипломатическим путём перенаправили варваров на западные территории. Под их напором Западная Европа превратилась в руины, в это время Византия расцвела и окрепла.

Политическое устройство Византии

Государственное устройство Византии представляло собой монархию. Власть сосредотачивалась в руках монарха – василевса. Императора считался недосягаем, он был лишь «ниже Бога и следующим после Бога». Ему починялась христианская церковь, называющая василевса защитником. Она добивалась для него от верующих богоравных почестей. Обращаться к монарху можно были только стоя на коленях. Изображения императора приравнивались к иконам.

При этом священной византийцы считали лишь должность императора, а не самого человека. Василевс не мог передать власть по наследству, нового императора избирала армия, синклит (сенат)и народом. За тысячелетие Византийского царства трон занимали 109 персон, среди которых были солдаты, крестьяне и конюхи. Лишь 34 императора умерли свой смертью. Остальные вынуждены были отречься от престола или погибали от рук заговорщиков.

Значение Византии

Византийская империя стала своеобразным соединительным звеном между античностью и новой историей. Недаром её называют «золотым мостом». Наступление «тёмных веков» раннего средневековья могло погубить все достижения Древнего Рима. Византия же смогла их сохранить. Сбереженное наследство античной культуры византийцы соединили с достижениями христианства, распространили среди соседних народов и передали потомкам.