Влияние пущина на будущего Великого поэта

«Друзья Пушкина» (план биографии) консультация по литературе на тему

И. Пущин

План

1.В Лицее. Влияние Пущина на будущего великого поэта.

2. Встреча в Михайловском.

3.Чтение стихотворений.

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил…

4.Пущин – декабрист. Сибирь. Мужество и стойкость. Поддержка слабых.

5.Чтение стихотворения «Мой первый друг…».

6. «Записки о Пушкине».

7.Письма Пущина Малиновскому: «…если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашёл средство сохранить поэта- товарища, достояние России».

В день смерти А.С. Пушкин жалеет, что рядом с ним нет Пущина и Малиновского.

А. Дельвиг

План

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига» (Пушкин – Плетнёву)

1.Дельвиг в Лицее («Дай руку, Дельвиг!Что ты спишь?..).

2.Дельвиг отправляется в редакцию журнала «Вестник Европы» пушкинскую рукопись стихотворения «К другу стихотворцу». Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.

3.Чтение стихотворения

Пушкин! Он и в лесах не укроется,

Лира выдаст его громким пением…

4.Дружба поэтов после Лицея.

5.Чтение отрывка из стихотворения «19 октября».

6.Ранняя смерть Дельвига.

В. Кюхельбекер

План

1.В Лицее. Характер. Отношения с товарищами. Закончил Лицей с серебряной медалью.

2.Пушкин и Кюхельбекер.

3.Чтение стихотворения «Разлука» (1817).

4.Кюхельбекер прямодушен, добр, справедлив, самоотвержен в любви и дружбе.

5.Чтение отрывка из стихотворения «19октября».

6.Кюхельбекер-декабрист. Причислен к преступникам, достойным казни, но его пощадили и на долгие годы бросили в тюрьму (10 лет одиночного заключения).

7.Последняя встреча поэтов.

8. Пушкин при жизни не забывал Кюхельбекера, писал ему, посылал книги.

9.Чтение стихотворения Кюхельбекера

…И вот опять Лицея день священный,

Но уж и Пушкина меж нами нет…

10.Кюхельбекер в Сибири. Последние годы жизни. Безденежье и нищета. Потеря зрения. Смерть в 1846 году.

Друзья Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин всегда с трепетом относился к дружеским отношениям. Друзья Пушкина были для писателя одним из важных жизненных компонентов. В список близких ему людей вошли И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. В. Малиновский, П. Я. Чаадаев, П. А. Вяземский. Кратко рассмотрим дружбу А. С. Пушкина с каждым из них. Данный доклад поможет при подготовке к уроку литературы.

Пущин

С И. И. Пущиным А. С. Пушкин познакомился в Царскосельском лицее. Они были соседями, поэтому очень быстро подружились. И. И. Пущин стал для великого писателя самым первым другом, поэтому для А. С. Пушкина эти взаимоотношения были очень важны. Александр Сергеевич посвятил И. И. Пущину следующие стихотворения: «К Пущину», «К альбому Пущина», «Воспоминания», «Мой первый друг, мой друг бесценный». Посвящено И. И. Пущину и стихотворение «19 октября», которое адресовано и другим лицейским друзьям Пушкина.

Дельвиг

А. С. Пушкина с А. А. Дельвигом объединила страстная любовь к творчеству. Оба поэта начали издаваться в один год. Несмотря на то что многие подсмеивались над работами А. А. Дельвига, А. С. Пушкин сразу же отметил его талант. Сообщение о смерти друга повлияло на А. С. Пушкина, он с сожалением отмечал, что их лицейские ряды стали редеть. А. А. Дельвигу А. С. Пушкин посвятил многие стихотворения: «Блажен, кто с юных лет увидел пред собою», «Прими сей череп, Дельвиг», «Чем чаще празднует Лицей», «Художнику» и другие.

Кюхельбекер

С В. К. Кюхельбекером А. С. Пушкина связывали непростые взаимоотношения. В биографии великого поэта и писателя отмечается, что между товарищами по учебе и друзьями разразилась ссора из-за эпиграммы А. С. Пушкина, посвященной Кюхле (так между собой друзья звали В. К. Кюхельбекера), в результате чего лицеисты участвовали в дуэли. Как и И. И. Пущину, В. К. Кюхельбекеру А. С. Пушкин посвятил множество своих стихотворений, из которых некоторые являются ироническими: «Несчастье Клита», «К другу стихотворцу», «Разлука», «Эпиграмма на смерть стихотворца», «Пирующие студенты».

Малиновский

Информация о дружбе А. С. Пушкина с И. В. Малиновским часто опускается, однако взаимоотношения между известным писателем и сыном первого директора Царскосельского лицея можно назвать настоящей дружбой. К своему другу А. С. Пушкин обратился в стихотворениях «Пирующие студенты», «19 октября».

Перед своей смертью А. С. Пушкин признавался: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Чаадаев

Во время обучения А. С. Пушкина в Царскосельском лицее писателю удалось познакомиться, а затем и подружиться с П. Я. Чаадаевым, который был старше А. С. Пушкина. Дружба между ними строилась на постоянных беседах, литературных и философских рассуждениях. П. Я. Чаадаев оказал большое влияние на мировоззрение А. С. Пушкина, который посвятил своему другу множество стихотворений: «К Чаадаеву», «К портрету Чаадаева», «К чему холодные сомненья», «В стране, где я забыл тревоги прошлых лет».

Пущин и Пушкин (Пушкин А. С.)

Ещё со школьной скамьи меня интересовала жизнь великих поэтов. Нет, не та, состоящая лишь из сухих фактов, что описана в биографии, а повседневность, обыденные мелочи, незначительные события, которыми полна жизнь любого человека, даже самого великого. Но как быть, если век его давно прошёл и некому рассказать нам о Пушкине не только как о творце, но и как о человеке? Лучше понять поэта и ещё больше приблизиться к нему помогают его переписки с современниками.

К сожалению, письма Александра Сергеевича не сохранились, но и по адресованным ему посланиям Ивана Ивановича Пущина, близкого друга поэта, можно многое понять.

Иван Иванович Пущин — лицейский товарищ, любимый друг Александра Сергеевича Пушкина, декабрист. Родился в 1789 году, образование получил в Царскосельском лицее. После выпуска вступил в тайное общество. 14 декабря был среди восставших на Сенатской площади. Был осужден на 20 лет каторги, прожил в Сибири до 1856 года. В 1856 году был возвращен из Сибири. Умер от сердечной болезни в 1859 году.

К концу жизни Иван Иванович Пущин по просьбе Евгений Ивановича Якушкина записал воспоминания о своем друге. Его «Записки о Пушкине» сейчас являются основным источником информации о великом поэте. К тому же, кто, как не столь близкий человек сможет во всей красе рассказать нам о «домашнем» Пушкине? О его обыденности, привычках, поведении, вкусах. Иван Иванович писал: «Гляжу на Пушкина не как литератор, а как друг и товарищ». То, что нам нужно.

Пушкин и Пущин познакомились ещё на приемном экзамене при поступлении в Лицей. В своих записках Иван Иванович отмечает, что Александра Сергеевича «заметил с первого взгляду». После известия о поступлении, они стали часто видеться: гуляли, шалили, иногда ссорились. Часто встречались со сверстниками. Пущин пишет, что Пушкин опережал остальных в знаниях, но «отнюдь не думал выказываться и важничать». В Лицее они жили в соседних комнатах. Это в значительной степени повлияло на их дружбу: нередко по вечерам они переговаривались о прошедшем дне, событиях.

В своих записках Иван Иванович вспоминает разные моменты их лицейского времени: первый «поэтический лепет» Пушкина, гогель-могель, учебу, поцелуй с княжной. Он отзывается о них с теплотой. Эти истории заставляют улыбнуться, ощутить всю прелесть и беззаботность того времени. Иногда даже не верится, что столь великий поэт мог попадать в такие неловкие ситуации! Но и приятно осознавать, что у такого знаменитого человека была такая обычная юность, со всеми её шалостями и озорствами.

В Лицее Александр Сергеевич написал множество стихотворений. Многие из них о самом Лицее, работниках, педагогах, однокурсниках. Да и потом поэт нередко обращается к этой теме. Об этом времени он всегда отзывается с теплотой, будто хочет снова окунуться в эти светлые года. И в это охотно верится.

Пути Пушкина и Пущина расходятся. Они продолжают встречаться, но гораздо реже. Вскоре Александра Сергеевича ссылают в село Михайловское. В январе 1825 его посещает Иван Иванович, описав это долгожданное свидание в своих «записках».

Эта встреча описана во всех красках: от морозных объятий, до длинных разговоров сначала о недавних событиях, затем о лицейских годах. Вспоминали и старый друзей, и новых знакомых. Это воспоминание проникнуто теплотой, искренностью. Оно показывает всю силу их дружбы. Дружбы, прошедшей через лета, не утратившей пылкость и крепость. Эти два старых друга не могли наговориться, «не было конца в неумолкаемой беседе». Думаю, всем знакома эта ситуация, когда, заговорившись с приятелем, совсем не замечаешь неумолимый ход времени. И даже таким великим людям время не дает поблажек: приходит час разлуки. Друзья будто чувствовали, что это их последняя встреча.

После этого Иван Иванович пишет письма, три из которых дошли до наших дней. Первое письмо было написано 18-го февраля 1825 года. В нем Иван Иванович кратко сообщает последние новости: он снова в Москве, работает в суде, Вяземская возвращает деньги, Кюхельбекер в деревне у матери. Скромно и не затягивая. Говорит, что о Пушкине в городе спрашивают . Своего друга называет «любезнейшим», желает ему «жить счастливо, быть здоровым».

Второе письмо было написано 12-го марта 1825 года. В нем Пущин сообщает, что так и не дождался ответа. Говорит о новом гостинце, которое отправил вместе с этим письмом. Кратко рассказывает о последних событиях в жизни их друзей, о желании Селивановского издать 3 поэмы Александра Сергеевича, советуя также поговорить об этом с петербургскими книгопродавцами. В конце, по обычаю, желает «мильон хорошего».

Третье письмо было написано 2-го апреля 1825 года. В нем Иван Иванович с радостью сообщает о получении ответного послания. Пишет о случае с княгиней. Говорит о здоровье Вяземского и успехе первой главы «Онегина» в Москве.

Эти письма выглядят очень сдержанными, лаконичными. Даже и не верится, что раньше так обменивались информацией — только самым важным. И все же, в таких коротких посланиях чувствуется мягкая дружба: обращение, пожелания, новости, которые будут интересны Александру Сергеевичу.

В 1837 году Пущин узнал о дуэли и смерти Пушкина.

Уже после возвращения в 1856 году из Сибири он смог поговорить с секундантом друга. Узнав от него, что в последние часы жизни Александр Сергеевич говорил о Пущине, Иван Иванович оставил комментарий в «записках»: «Вот последний вздох Пушкина обо мне. Этот предсмертный голос друга дошел до меня с лишним через 20 лет!»

Представить страшно, какого было Ивану Ивановичу. Узнать о кончине друга, осознать, что ты не в силах помочь и даже не сможешь присутствовать на похоронах, а потом получить известие, что о даже перед смертью друг его помнил. Он не смог больше с ним поговорить, поделиться своими мыслями и чувствами. Не смог поблагодарить за дружбу, ещё раз обнять его и даже просто проводить товарища в последний путь. Сколько горечи ему эму это принесло.

Многие лицейские стихи Пушкина посвящены Пущину: «К Пущину», «Воспоминание», «Мое завещание», «Пирующие студенты», «В альбом Пущину». Во время каторги Александр Сергеевич передает ему стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный!», которое сейчас является один из самых знаменитых его стихов.

Письма и «Записки» действительно имеют большую ценность. С их помощью мы можем «прикоснуться» к великому поэту, узнать его, как старого друга. Пущин помог раскрыть внутренний мир Пушкин, показал его живым и естественным, каким он был в глазах современников.

Литература: П. Боголепов, Н. Верховская, М. Сосницкая «Тропа к Пушкину»;

И.И. Пущин «Записки о Пушкине. Письма»

Задание А 5. ЕГЭ. Самостоятельная работа

Задание А 5. ЕГЭ. Самостоятельная работа

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой

1) По окончанию эксперимента учёные опубликуют аналитический отчет.

2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

3) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.

3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

1) Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы ХIХ века.

2) Одним из основоположников натуральной школы стал В. Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.

3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.

4) Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.

1) Образ Кутузова появляется в романе Л. Н. Тол­стого, который восхищается и обдумывает его.

2) Образ поэта-пророка, созданного А. С. Пуш­киным, определил и его собственную жизнь.

3) Блок хотел, чтобы все его творчество рассмат­ривалось как единый роман в стихах.

4) Благодаря этого влияния, Пьер Безухов счи­тает себя учеником Баздеева.

5) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

Задание : Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
Б) При массаже каких-либо участков тела, прово¬димых бесконтактным способом, происходит некоторое повышение температуры.
В) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.
Г) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивали, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.
Д) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульп¬торы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)неправильное построение предложения с косвенной речью
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)нарушение в употреблении однородных сказуемых
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А). К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.
Б) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских.
В) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.
Г) Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.
Д) Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)неправильное построение предложения с косвенной речью
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)нарушение в употреблении однородных сказуемых
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»
Б) Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство
В)Те, кто умеют играть на скрипке, обладают обычно тонким слухом.
Г) Не все главы поэмы «Мертвых душ» Гоголь включил в окончательную редакцию произведения.
Д) Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)ошибки в построении сложного предложения
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Став победителем Московской Математической Олимпиады,Татьяну пригласили учиться в лучшую физико-математическую
школу столицы.
Б) Те, кто не сдали чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.
В) Занятия шли согласно распорядка дня.
Г) Довольно скоро с пушкинской одой «Вольностью» познакомился
и Александр Первый.
Д) Одним из упрямцев, умевший отстоять свое мнение перед
преподавателем, был Дельвиг.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Пушкинистика

У этого термина существуют и другие значения, см. Пушкинизм (значения).

Пушкини́стика (реже пушкиноведение; в конце XIX — начале XX в. также пушкинизм, пушкинианство) — раздел литературоведения и истории литературы, посвящённый творчеству и биографии А. С. Пушкина. Исследователи жизни и творчества Пушкина называются пушкинистами (пушкиноведами).

Начало пушкинистики

П. В. Анненков

Основы научной пушкинистики заложили П. В. Анненков, автор первой обширной биографии и составитель первого критически подготовленного собрания сочинений Пушкина, и П. И. Бартенев, собравший большое количество свидетельств современников о поэте. В 1880—1900-е годы появляются новые биографии Пушкина (В. Я. Стоюнин, А. И. Незелёнов, В. В. Сиповский, А. Н. Шимановский), исследуются рукописи Пушкина, выходят новые издания его сочинений (В. Е. Якушкин, П. О. Морозов, В. И. Саитов, И. А. Шляпкин).

Развитие пушкинистики в XX веке

С. А. Венгеров

Принципиальные события для русской пушкинистики происходят в 1900-е гг., когда появляется издание «Пушкин и его современники» (1903), Пушкинский дом Академии наук (1905), после приобретения в собственность государства начинается изучение сохранившейся личной библиотеки поэта (1906), с 1908 года функционирует в Петербурге Пушкинский семинарий С. А. Венгерова. В это время выдвигаются такие исследователи, как Б. Л. Модзалевский, П. Е. Щёголев, Н. О. Лернер, М. А. Цявловский. В венгеровском семинарии получили подготовку такие заметные пушкинисты 1890-х годов рождения, как Ю. Н. Тынянов, С. М. Бонди, Н. В. Измайлов, Ю. Г. Оксман, В. М. Жирмунский.

Значительную роль в научной пушкинистике сыграли русские поэты Серебряного века — В. Я. Брюсов, В. Ф. Ходасевич, А. А. Ахматова.

Советский период

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

См. также: Пушкинская комиссия РАН

В 1920-е годы выдвигается поколение основателей классической советской пушкинистики — Б. В. Томашевский, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Д. Д. Благой. Они обращали особое внимание на «сравнительно-историческое» изучение Пушкина, при этом большое влияние на пушкинистику этого периода оказал русский формализм. В 1930—1950-е годы советская пушкинистика была значительно социологизирована и политизирована по условиям времени либо вовсе обходила идеологию Пушкина, однако дала ряд фундаментальных филологических достижений (в области текстологии, изучения стиля Пушкина, составления словаря языка Пушкина). Основным достижением периода стало академическое юбилейное Полное собрание сочинений Пушкина (1937—1949), вышедшее без комментариев (кроме текстологических) по личному распоряжению Сталина.

Новое обращение к вопросам поэтики, идеологии и философии Пушкина дало важные результаты в 1960—1980-е годы (Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотман, В. Э. Вацуро и др.)

Пушкинистика за рубежом

Пушкинистика за рубежом начинается уже вскоре после смерти поэта, с обширных некрологов-биографий Ф. А. Лёве-Веймара, К. А. Фарнгагена фон Энзе, Адама Мицкевича, Проспера Мериме (некоторые из них знали Пушкина лично). Крупную биографию Пушкина издал француз Эме Оман (1911). Заметный вклад в пушкинистику XX века внесли такие слависты, как польский учёный Вацлав Ледницкий, итальянец Этторе Ло Гатто, француз Андре Мазон, американцы Уолтер Викери и Томас Шоу, англичанин Джон Бейли. Из русских эмигрантов надо отметить известных литературоведов Всеволода Сечкарёва и Дмитрия Чижевского, Дмитрия Святополк-Мирского; ставшего французским писателем Льва Тарасова (Анри Труайя), автора обширной биографии Пушкина; в свой американский период пушкинистикой много занимался Владимир Набоков, преподававший в университетах и издавший объёмный комментарий к «Евгению Онегину»; значительна пушкинистика Романа Якобсона и его американских учеников. Исследованиям также подвергались находящиеся за рубежом материалы, связанные с Пушкиным и его семьёй (архивы Дантесов, Фризенгофов, Тургеневых, материалы посольств и дипмиссий и др.).

Музыковедческая пушкинистика

Начало музыковедческой пушкинистике положили работы М. М. Иванова «Пушкин в музыке» (Спб., 1899) и С. К. Булича «Пушкин и русская музыка» (СПб., 1900). Впоследствии появлялись всё новые публикации; этапными стали книги: И. Эйгес «Музыка в жизни и творчестве Пушкина» (1937), В.Яковлев «Пушкин и музыка» (1949), А. Глумов «Музыкальный мир Пушкина» (1950). А. Цукер. Драматургия Пушкина в русской оперной классике (2010).

Философская пушкинистика

А. А. Григорьев, автор слов «Пушкин — наше всё»

Наряду с научной пушкинистикой значительную роль в истории русской мысли имеет художественно-философское осмысление личности Пушкина и его творчества в контексте русской культуры, конструирование своеобразного «пушкинского мифа» (или даже нескольких «мифов», в зависимости от позиции автора). Его начал ещё при жизни Пушкина Н. В. Гоголь в 1832 году, далее со своими эссе о Пушкине выступали В. Ф. Одоевский, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, Д. С. Мережковский, В. С. Соловьёв, М. О. Гершензон, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Г. П. Федотов и другие.

Библиография

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
  • Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. — Л., 1984.
  • Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-историческое исследование. — Л., 1972.
  • Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-историческое исследование. — Изд. 2-е. — Л., 1974.
  • Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина // Соч. Пушкина. В 7 т. — Т. 1. — СПб, 1855.
  • Анциферов Н. П. Петербург Пушкина. — М., 1950.
  • Анциферов Н. П. Пушкин в Царском Селе. — М., 1950.
  • Арзамас и арзамасские протоколы / подг. М. С. Боровсковой-Майковой, предисл. Д. Д. Благого. — Л., 1933.
  • А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. — М., 1974.
  • Ахматова А. О Пушкине. — Л., 1977.
  • Ахматова А. О Пушкине. — Изд. 3-е. — М., 1989.
  • Ашукин Н. С. Москва в жизни и творчестве А. С. Пушкина. — М., 1949.
  • Бартенев П. И. Пушкин в южной России. — М., 1914.
  • Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина.
  • Бем А. Л. О Пушкине. — Ужгород, 1937.
  • Бицилли П. М. Этюды о русской поэзии. — Прага, 1926.
  • Этюды о русской поэзии // Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. — М., 1996.
  • Благой Д. Д. Душа в заветной лире. — 1977.
  • Благой Д. Д. Душа в заветной лире. — Изд. 2-е. — М., 1979.
  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813—1826). — М.—Л., 1959.
  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М., 1967.
  • Болдинская осень / Сост. Н. В. Колосова, сопр. текст В. И. Порудоминского и Н. Я. Эйдельмана, пердисл. и научн. релдактирование Т. Г. Цявловской. — М., 1974.
  • Бонди С. М. Мир Пушкина. — М., 1999.
  • Бонди С. М. О Пушкине. — М., 1978.
  • Бонди С. М. Новые страницы Пушкина. — М., 1931.
  • Бонди С. М. Черновики Пушкина. — М., 1971.
  • Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. — М., 1974.
  • Бродский Н. Л. А. С. Пушкин. — М., 1937.
  • Брюсов В. Я. Мой Пушкин. — М.—Л., 1929.
  • Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». — М., 1972.
  • Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». — Изд. 2-е. — М., 1986.
  • Вересаев В. В. В двух планах. — М., 1929.
  • Вересаев В. В. Спутники Пушкина. — М., 1937.
  • Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М., 1941.
  • Виноградов В. В. Язык Пушкина. — М.—Л., 1935.
  • Володин В. Повесть о Пушкине. — Л.: Лениздат, 1969.
  • Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. — М., 1919.
  • Гершензон М. О. Статьи о Пушкине. — М., 1926.
  • Гессен А. И. Жизнь поэта. — М., 1972.
  • Гинзбург Л. Я. О лирике. — Изд. 2-е. — Л., 1974.
  • Глинка В. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л., 1949.
  • Гофман М. Невеста и жена Пушкина. — Екатеринбург, 2001.
  • Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Поэтическая фразеология Пушкина. — М., 1969.
  • Гроссман Л. Пушкин. — Изд. 3-е. — М.: Мол. гвардия, 1960.
  • Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.
  • Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
  • Добринская Л. Рассказы из Пушкинского Дома. — Л.: Детская литература, 1983.
  • Долинин А. А. Пушкин и Англия. — М., 2007.
  • Друзья Пушкина. — М., 1984.
  • Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. — Л., 1924.
  • Зажурило В., Кузьмина Л., Назарова Г. «Люблю тебя, Петра творенье…»: Пушкинские места Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1989.
  • Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. — Л. 1975.
  • Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. — М., 1937.
  • Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. — Изд. 2-е. — М., 1966.
  • Лернер Н. О. Рассказы о Пушкине. — Л., 1929.
  • Лернер Л. О. Труды и дни Пушкина. — Изд. 2-е. — СПб., 1910.
  • Лотман Ю. М. Пушкин . — СПб., 1995.
  • Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». — Тарту, 1975.
  • Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1980.
  • Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Изд. 2-е. — Л., 1983.
  • Майков Л. Н. Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки. — СПб., 1899.
  • Макогоненко Г. П. Роман Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1963.
  • Макогоненко Г. П. Творчество Пушкина в 1830-е гг. — Л., 1982.
  • Мейлах Б. С. Жизнь Александра Пушкина. — Л., 1974.
  • Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.
  • Модзалевский Б. Л. Пушкин. — Л., 1929.
  • Монин М. А. «Я весел, вдруг виденье гробовое». Пушкинский гробовщик и проблема культурной традиции // Vivit virtus. Сборник, посвящённый памяти Т. В. Васильевой. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  • Новиков И. А. Пушкин в изгнании. — М.: Сов. писатель, 1962.
  • Новиков И. А. Пушкин на юге. — Алма-Ата: Мектеп, 1983.
  • Ободовская И.М., Дементьев М.А. Наталья Николаевна Пушкина : по эпистолярным материалам / Ободовская, Ирина Михайловна, Автор; Дементьев, Михаил Алексеевич, Автор; Поспелова, И.М., Редактор; Бажанов, Юрий Константинович, Художник; Кулешов, Василий Иванович, Автор предисловия; Кулешов, Василий Иванович, Редактор. — 2-е издание. — Москва : Советская Россия, 1987. — 368 с.: ил. + л., портр. л.; 21 см.- Библиографический список: с. 359—362.- Библиография в примеч.: с. 347—358.- 100000 экземпляров.- (в переплете)
  • Оксман Ю. Г. От «Капитанской дочки» к «Запискам охотника». — Саратов, 1959.
  • Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. — Л., 1974.
  • Проскурин О. А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. — М., 1999.
  • Проскурин О. А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. — М., 2000.
  • Пушкин: Альбом / А. И. Минина. — Л.: Изокомбинат «Художник РСФСР», 1990. — («Семья художника»).
  • Пушкин в мировой литературе. Сборник статей. — Л., 1926.
  • Пушкин. Сборник памяти проф. С. А. Венгерова. — М.—Пг., 1922.
  • Руденская М., Руденская С. Они учились с Пушкиным. — Л.: Лениздат, 1976.
  • Рассадин С. Драматург Пушкин. — М., 1977.
  • Русские писатели XIX века о Пушкине. — Л., 1938.
  • Серена В. Пуговица Пушкина. — Калининград, 2001.
  • Скрынников Р. Пушкин. Тайна гибели. — Спб., Нева, 2004.
  • Стихи Пушкина 1820— 30-х гг. / ред. Н. В. Измайлов. — Л., 1974.
  • Страхов Н. Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. — СПб., 1888.
  • Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. — Л., 1960.
  • Томашевский Б. В. Пушкин. — Кн. 1—2. — М.-Л., 1956—1962.
  • Томашевский Б. В. Пушкин. — Кн. 1—2. — Изд. 2-е. — М., 1990.
  • Томашевский Б. В. Пушкин. Работы разных лет. — М., 1990.
  • Томашевский Б. В. Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения. — Л., 1925.
  • Тынянов Ю. Н. Кюхля. — Л.: Лен. газетно-журн. и кн. изд-во, 1955.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин. — Л.: ГИХЛ, 1938.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин. — М.: Художественная литература, 1976.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин. — М.: Правда, 1981.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин. — М.: Книга, 1984.
  • Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. — М., 1969.
  • Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. — М., 2004.
  • Узин В. С. О повестях Белкина. — Пг., 1924.
  • Фейнберг И. Л. Незавершенные работы Пушкина. — М., 1955.
  • Фейнберг И. Л. Незавершенные работы Пушкина. — Изд. 7-е. — М., 1979.
  • Фейнберг И. Л. Читая тетради Пушкина. — М., 1985.
  • Фридкин В. Из зарубежной пушкинианы. — М., 2006.
  • Ходасевич В. Ф. О Пушкине. — Берлин, 1937.
  • Ходасевич В. Ф. Поэтическое хозяйство Пушкина. — Л., 1924.
  • Ходасевич В. Ф. Пушкин и поэты его времени / под. ред. Р. Хьюза. — Беркли, 1999.
  • Цветаева М. И. Мой Пушкин. — М., 1967.
  • Цветаева М. И. Мой Пушкин. — Изд. 3-е. — М., 1981.
  • Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. — М., 1970.
  • Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. — Изд. 4-е. — М., 1986.
  • Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. В 2 т. — М., 1951.
  • Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. — М., 1962.
  • Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л., 1975.
  • Черняев Н. И. Критические статьи и заметки о Пушкине. — Х., 1900.
  • Шкловский В. Б. Заметки о прозе Пушкине. — М., 1937.
  • Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. — М., 1936.
  • Щеголев П. Е. Помещик Пушкин и другие очерки. — М., 2006.
  • Щеголев П. Е. Из жизни и творчества Пушкина. — Изд. 3-е. — М.-Л. 1931.
  • Эйдельман Н. Я. Пушкин и декабристы. — М., 1979.
  • Эйдельман Н. Я. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. — М., 1984.
  • Эфрос А. М. Автопортреты Пушкина. — М., 1945.
  • Эфрос А. М. Рисунки поэта. — М., 1933.

Ссылки

  • Краткая история пушкинистики