Волхвы

Дары волхвов

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Дары волхвов — это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни — история волхвов и их даров.

Символизм:

Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:

  • Золото — как дар Царю,
  • Ладан — как дар Первосвященнику и Богу,
  • Смирна — как дар смертному Человеку.

Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей.

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом.

Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших.

История:

О волхвах пишет евангелист Матфей:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).

Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).

Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313

Кто такие волхвы:

В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.

От слова «волхв» образовано русское слово «волшебник».

Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).

Фото BDKJ DV Hildesheim /Flickr/ CC BY-NC 2.0

Почитание волхвов в западной традиции или “три короля”

В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют “тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись “В+С+М” – начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами “три короля” и благословили его.

Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com

История даров после Успения Богородицы

Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).

Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

Как дары выглядят сейчас:

Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.

Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой.

Мара Бранкович (1416 — 14 сентября 1487), также известная как Мария-султан, Мара-хатун, Деспина-хатун и Америсса, — представительница средневековой сербской династии Бранковичей, дочь Георгия Бранковича и Ирины Кантакузин. Прославилась глубоким христианским благочестием. В ходе династических соглашений, Мара Бранкович вошла в гарем османского султана Мурада Второго. После смерти Мурада Второго в 1451 году, его наследник Мехмед II официально подтвердил вассалитет Георгия Бранковича. Мара Бранкович с почестями вернулась на Родину. Её имя носит область Мариово в Македонии, бывшие личные владения, освобождённые султаном от налогов и присутствия мусульман; а также побережье между Салониками и полуостровом Кассандра — Каламария, «Хорошая Мария». Оставила память о себе благодаря активной поддержке и дарениям православным монастырям, в том числе Афону. В частности, после падения Константинополя (1453), Мара перевезла на Афон, в монастырь Св. Павла, священные «Дары волхвов». В 1457 году умирает Георгий Бранкович, его наследником становится сын Лазарь. Мара, опасаясь за свою безопасность, бежит на османскую территорию. Около 1459 года Мехмед жалует ей македонский город Ежово и окрестные сёла, бывшие монастырские земли около Салоник и владение в области Дубочица, около нынешнего Лесковаца. До конца жизни Мехмед II с уважением относился к мачехе и многократно использовал её как посредницу в дипломатических контактах. Так, в конце 1474 года, при её посредничестве начинаются переговоры между султаном и Венецианской республикой, кои к тому моменту воевали уже двенадцать лет. Мара Бранкович содействовала изданию султанского фирмана о перенесении мощей Св. Ивана Рильского из старой болгарской столицы Тырново в Рильский монастырь. Шествие 1469 года было художественно описано Владиславом Грамматиком, который писал, что отныне «Западните Български земи пак да се осветят и да се напътят към добро». Мара также подарила Рильскому монастырю икону Святой Богородицы. Дожив до глубокой старости, Мара Бранкович скончалась 14 сентября 1487 года в Ежово.

Дары волхвов — какие дары принесли волхвы Иисусу?

«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» — упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.

«Волхвы» переводится с греческого — «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди — представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Дары волхвов — Библия

Кто такие волхвы и их дары? В библейских сказаниях они еще упоминаются, как три царя других стран, которые пришли признать власть нового правителя Иудеи. Святые дары волхвов насчитывают три предмета, поэтому в сказания вошли три просителя. Хотя в трудах Блаженного Августина и Иоанна Златоуста упоминается, что волхвов было двенадцать, другие легенды называют большее число.

В некоторых европейских странах день, когда властители пришли поклониться Иисусу, именуется праздником трех царей, в Испании даже устраивают 5 января пышные кавалькады. По поводу даты, когда волхвы прибыли в Вифлеем, существует несколько версий:

  1. По традициям православия – спустя двенадцать дней от Рождества.
  2. По легендам восточной церкви — минули месяцы после Рождества.
  3. В Евангелии от Псевдо-Матфея – свыше двух лет от дня Рождения Богомладенца.

Что принесли волхвы в дар Иисусу?

Ученик Христа Матфей описывает, что волхвы правили далеко на восточных землях. Когда увидели в небе Вифлеемскую звезду, сочли ее знамением и пошли за ней. Придя в Иерусалим, решили обратиться к царствующему правителю Ироду, чтобы узнать, как отыскать нового Царя Иудейского. Тот ответа дать не мог, и сам просил магов, чтобы известили, где такой есть, якобы для того, чтобы поприветствовать. Правители следовали далее за ночным светилом до Вифлеема, где и нашли Деву Марию с маленьким Иисусом.

Что принесли волхвы в дар Богомладенцу? Всем предметам сказания приписывают особое значение:

  • золото – олицетворение власти;
  • ладан – подарок Сыну Божьему;
  • смирна – признание, что Христос еще и смертен.

Что значили дары волхвов?

Дары волхвов Христу – почитаемая всеми верующими святыня, уникальное произведение искусства древних мастеров. Это 28 пластиночек из золотых нитей, спаянных в оригинальный узор, ученые определяют его, как древнюю технику филиграни с зернью. Зернь – маленькие золотые шарики, которые выступают над пластинкой и делают ее богаче. Узор любой из них – уникален, а все формы – трех и четырехугольные. К геометрическим фигурам крепятся нити из серебра с шестьюдесятью бусинками из ладана и смирны.

То, какие дары принесли волхвы Иисусу, свидетельствует, что древние маги сразу признали факт: на свет появился настоящий Царь Иудеи. Потому и выбрали дорогие подарки еще до того, как увидели Богомладенца. В символе даров современники видят напоминание от Бога людям, что пророки, предсказывающие рождение Сына Божьего, излагали правду. Есть версия, якобы дары волхвов зародили традицию обмениваться подарками на Рождество, а позднее – вручать их новорожденным.

Как звали волхвов, принесших дары?

Имена волхвов, которые явились к маленькому Христу, выложены на мозаике итальянской церкви Сан-Аполинар: Каспар, Мельхиор и Валтасар. В одном из преданий упоминается также четвертый волхв – Артабон. Ученые считают, что три царя получили эти имена только во времена Средневековья. Потому что у других народов первых, поклонившихся Иисусу, властителей называли иначе:

  1. Авимелех, Охозат, Фикол – у ранних христиан;
  2. Гормизд, Язгерд, Пероз – у сирийцев;
  3. Апелликон, Америн и Дамаскон – у греков;
  4. Магалах, Галгалах и Серакин – у евреев

Где хранятся дары волхвов?

Легенды говорят, якобы дары волхвов Иисусу Дева Мария отдала иерусалимской общине христиан, а позднее пластины из золота переправили в храм Святой Софии в Константинополе. Как только в 15 столетии город захватили турки, княжна Сербии Мария Бранкович сумела вывезти святыню на Афон, там пять столетий сберегается в монастыре святого Павла. Для реликвии сделали особенные ковчеги, иногда дары волхвов привозят в известные храмы мира, чтобы им могли поклониться верующие.

ладан

один из даров волхвов Иисусу

Альтернативные описания

• ароматическое вещество из тропических растений

• средство от черта

• ароматическая смола

• содержимое кадила

• на его дышат, находясь при смерти

• церковное курево

• смола, на которую дышат ветхие предметы

• ароматическая смола в церкви

• скажите церковное название смолы тропического африканского дерева босвелия картера из семейства бурсеровых

• фимиам

• средство для выкуривания чертей

• смола для религиозного обряда

• смола для ароматических курений во время богослужения

• им прокурены все церкви, в которых, как известно, не курят

• благовонная смола

• благовоние для каждения: крупицы высохшего сока некоторых восточно-африканских растений

• ароматическая смола, используемая для курения при богослужении

• ароматическая смола, выделяемая некоторыми растениями

• кошмар для черта

• смола, пугающая черта

• смола для богослужения

• смола для курения

• смола, коей черти боятся

• античертовская смола

• церковная смола

• на него дышит старая техника

• смола из кадила

• что черт на дух не переносит?

• ароматическая смола для богослужения

• на его дышат при смерти

• античертово курево

• именно то, чего боится черт

• смола, отпугивающая чертей

• его курят дьяки (песен.)

• управа на черта в кадиле попа

• смола в кадиле

• смола для кадила

• «на … дышит» (об очень старом)

• рос. ученый в области животноводства (1908-83)

• «горючее» кадила

• дымящаяся управа на черта

• «чертогон»

• смола супротив чертей

• им прокурены все церкви

• «топливо» для кадила

• какая смола в кадиле дымится?

• оружие против черта

• «заправка» для кадила

• смола для курения в церкви

• «пугало» для чертей

• от какой смолы черт бежит?

• «чертовский аллерген»

• «дезодорант» против чертей

• самая страшная для чертей смола

• какую смолу черти боятся?

• церковное благовоние

• смола, от которой черт бежит

• Ароматическая смола, применяемая при религиозных обрядах

• Церковное курево

• «Горючее» кадила

• «Дезодорант» против чертей

• «Заправка» для кадила

• «На … дышит» (об очень старом)

• «Пугало» для чертей

• «Топливо» для кадила

• «Чертовский аллерген»

• «Чертогон»

• благовоние в кадиле

• какая смола в кадиле дымится

• какую смолу черти боятся

• ладон м. пахучая смола, смолка; церковный ладан собирается с дерева Juniperus turiferа; ладан росной, с дерева Styrax benzoin; ладан верховой, растение брань; ладан морской арх. сиб. янтарь, выкидываемый морем. Ладан земляной, корень растен. мяун, Valerianа; растен. Аsarum, копытень; растен. Geumstrictum, переполошная, репеек, баранки. Ладан кошачий, мяун. Ладан калмыцкий, Ерhedra vulgaris, бирючьи ягоды, степная, калмыцкая малина, стенник, ягодный хвойник. Ладан калмыцкий также Татаriх, жидовник. От него ладаном пахнет; он на ладан дышит, умирает. Боится, как черт ладану, потому что им кадят в церкви. Его ладаном не выкуришь. Святым духом, ладаном запахло. Что мертвому ладан, та же польза. Ладан на чертей, а тюрьма на воров. Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее! Хоть ладаном надымить, только б деньгу добыть! Ладанный, к ладану относящ. На Дону есть порода ладанного винограда, пахучего. Ладанник м. деревце Cistus ladaniferus. Ладанница ж. сосуд для храненья ладана. Ладанная курильница, ставимая перед иконами; обыкновенно медная, шаром, с крестиком вверху. Растен. Тhuarеа. Ладанка ж. ладанница, т. е. курильница; у крестьян лампадка перед киотом; растен. Origanum vulg., душица. Сумочка с ладаном или какою-либо святынею, носимая вместе с крестом на шее; талисман, амулет, привеска разного рода, иногда суеверная. Ладанкой не загородишь, напр. двора. Ладанковый, к ладанке относящ

• от какой смолы черт бежит

• что черт на дух не переносит

Кто такие волхвы в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кто такие волхвы в Библии.

Словом «волхвы» на русский переведено греческое «маги». В Ветхом завете маги – жрецы, ученые, астрономы и пророки у мидян и персов. Они упомянуты в Книге Иезекииля (39:3-13). Пророк Даниил был назначен на должность мага в Вавилоне (Дан 2:46).

В Новом завете волхвы упомянуты только в Евангелии от Матфея. Это мудрецы с Востока, которые, следуя за звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу (Мф 2:1 и далее). В дар Спасителю маги принесли золото (как Царю), ладан (как Богу, потому что ладан использовался во время религиозных церемоний) и смирну (как смертному человеку, потому что ее использовали в траурных церемониях). Более подробных сведений в Библии о них нет.

Материал по теме

Волхвы: маги и волшебники

Они пришли в Иерусалим и спросили Ирода: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним».

Если выходить за рамки того, что сказано в Библии, можно добавить, что, по свидетельству Геродота, маги составляли одно из шести племён древних мидян, которое, как можно предположить, было ответственно за всю религиозную жизнь народа, как, скажем, еврейские левиты. В античные времена магами называли жрецов иранской религии – зороастризма – которая была монотеистической. Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мир.

О магах было сложено множество легенд и сказаний. В них появляются имена волхвов, которые пришли к Младенцу Христу, – Каспар, Мельхиор и Валтасар. Впервые они появляются на мозаике в церкви San Apolinar Nuovo (Равенна, Италия). (В греческой традиции магов именуют Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде – Магалах, Галгалах и Серакин).

Не всегда считали, что волхвов было трое (у Матфея об их числе не сказано ни слова). Вероятно, число три возникло в связи с тем, что Христу были принесены три дара.

На анонсе картина Джеймса Тиссо “Путешествие волхвов”.