Вознесения на гороховом поле

Церковь Вознесения на Гороховом поле

Первая деревянная церковь Вознесения Господня, созданная в начале 1730-х годов, играла роль домовой при усадьбе канцлера Г.И. Головкина. После пожара 1737 года здание перестроили в камне. Позже владение перешло к фавориту императрицы Елизаветы – графу А.Г. Разумовскому. В 1773 году Вознесенская церковь из домовой стала приходской, в ней стало не хватать места. Старое здание разобрали, а новое возвели в 1788–93 годах чуть поодаль, ближе к реке Чечёре, на месте которой впоследствии появился Елизаветинский переулок. Соседняя улица стала Вознесенской (с 1929 года – улица Радио).

Проект, по одной из версий, был разработан знаменитым М.Ф. Казаковым(его именем в ХХ веке была названа Гороховская улица).

В трапезной храма было освящено два придела: во имя святого Николая Чудотворца и в честь Моисея Боговидца. Последнее наименование, уникальное для Москвы, появилось не случайно: во время строительства церкви на Гороховом поле был разобран Моисеевский монастырь на месте современной Манежной площади. Часть материала от разборки монастырского собора и его богослужебная утварь передали в новую церковь Вознесения, и название придела – это память об исчезнувшей обители. Никольский же придел создан в честь святого покровителя одного из храмоздателей – Николая Никитича Демидова, чей дворец располагался неподалеку.

В 1913 году храм посетил Николай II. В 1933 году церковь была закрыта. Здание использовалось сначала под клуб соседнего Аэродинамического института, затем под слесарную мастерскую и типографию, еще через некоторое время – под общежитие. Интерьеры были полностью уничтожены, внутреннее пространство разгорожено на этажи, но снаружи церковь почти не перестраивалась. В 1970-х годах здание перешло к производственному объединению «Упаковка».

В 1993 году церковь передали верующим и началась ее реставрация. Неподалеку по улице Радио сохраняется двухэтажный дом причта Вознесенской церкви, ныне театр «Сопричастность».

Дворец Разумовского

История усадьбы Разумовского началась в XVII веке, когда на правом низменном берегу Яузы у впадения ручья Кукуй жил датский купец Давид Бахарт.

Московские дома: от дерева к камню

Он способствовал установлению торговых связей Дании с Россией и был датским посланником при дворе Петра I. В начале XVIII века эти земли перешли канцлеру и президенту Коллегии иностранных дел Гавриле Головкину. Он поддерживал Анну Иоанновну, и когда в 1741 году к власти пришла Елизавета Петровна, его обвинили в измене и сослали в Якутию. Усадьбу на Яузе конфисковали в казну.

Елизавета Петровна подарила бывшее владение Головина своему фавориту Алексею Разумовскому. Он больше жил в Петербурге и особняк на Гороховом поле навещал редко. Алексей Разумовский не оставил прямых наследников, поэтому его московская усадьба перешла его брату Кириллу, генералу-фельдмаршалу, малороссийскому гетману и президенту Академии наук.

Усадьба на Гороховом поле превратилась во дворец при его сыне — графе Алексее Кирилловиче. В 1795 году он вышел в отставку и переселился в Москву.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

В 1800 году Разумовский продал владения на Воздвиженке и в Шереметевском переулке и переехал в отцовскую усадьбу на Яузе. В 1803 году здесь появился новый роскошный усадебный дом по проекту Н.А. Львова (по другим версиям, Матвея Казакова или Адама Менеласа).

По желанию владельца главный дом построили из поставленных вертикально дубовых брусьев. На роскошную отделку здания потребовалось несколько миллионов рублей, и дворец Разумовского украсили дорогие зеркала, бронза, позолота, гобелены. Даже подоконники были из лазурита. Специально под новый дом заказали даже севрские и саксонские сервизы.

Усадебный парк занял более 28 гектаров. Его украсили статуи и беседки. В саду были четыре пруда с рыбой, в оранжереях росли редкие растения, а ухаживали за ними выписанные из Европы садовники. Здесь даже вывели новый сорт можжевельника, который назвали в честь графа Rasoumovia.

Но сын Алексея Разумовского вел расточительный образ жизни, Поселившийся летом 1827 года в одном из флигелей усадьбы Адам Мицкевич отмечал, что от великолепной графской усадьбы мало что осталось. В 1828 владение перешло одесскому купцу Юркову, и богатые коллекции распродали за бесценок.

Через 5 лет дворец Разумовского купил Опекунский совет, и в здании разместились благотворительные и учебные заведения.

Путеводитель по архитектурным стилям

Там были приют для призрения сирот чиновников, умерших от холеры, будущий Александринский сиротский институт. В 1842 году открылось малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот, которое переименовали в Александринское сиротское малолетнее отделение. Затем в усадьбе Разумовского разместилась фельдшерская школа Воспитательного дома и богадельня. В 1876-1886 годах тут работала учительская семинария, а с 1901 в бывшем дворце разместили убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии.

В советское время дворец Разумовского занял физкультурный институт. Пруды засыпали, а на их месте устроили стадионы и спортплощадки. В 1979 году усадьба стала олимпийским объектом. Началась реставрация, но работы затянулись.

Дворец оказался не просто заброшенным, отсутствие хозяина привело к разграблению. Выламывались резные элементы дверей, уносили лепные детали, полы, даже лаги и балки, были сбиты львиные маски с замковых камней над окнами и арками. Крыша превратилась буквально в решето, что привело к интенсивному гниению деревянных конструкций.

А в 1999 дворец Разумовского сгорел. Здание долго стояло заброшенным. Наконец в 2017 году дворец Разумовского отреставрировали, и в здании разместилось Министерство Спорта. Также здесь открыли Музей Спорта.

Говорят, что… …в 1795 году у Кирилла Разумовского пропали 20 тысяч крестьян. Их так и не нашли.
…пожар 1812 года не тронул дворец Разумовского, так как там жил Мюрат.

Фотографии экспозиции Музея Спорта во дворце Кирилла Разумовского:

А вы бы хотели дополнить рассказ о дворце Разумовского в Москве?
Усадьба Разумовского расположена далеко от Дома Пашкова и от Кремля, за чертой Земляного города, в местности под названием Гороховое поле. Название говорит о недавнем прошлом этих мест. Но на рубеже XVII – XVIII веков эти огородные места уже стали заселяться русской аристократией. И в середине XVIII в. земли были подарены императрицей Елизаветой Петровной её фавориту А.Г.Разумовскому. К тому времени Разумовский уже имел и графский титул, и весьма солидные земельные владения. Не вдаваясь в подробности перехода имения в семействе Разумовских от одних наследников к другим, мы рассмотрим сам архитектурный комплекс городской усадьбы на Гороховом поле.
Тем более, что — это прекрасный ансамбль эпохи русского классицизма, и до 1990-х годов он сохранял свою изначальную архитектуру.
1. Портик главного фасада. Фото 1960-х гг.
В наши дни, после двадцати лет запустения, комплекс начали ремонтировать и реставрировать, процесс этот идет неспешно, и иллюстрировать статью мне приходится старыми фотографиями, на которых видна архитектура дворца.
Главный дом в форме буквы «П» охватывает с трех сторон парадный двор. В первую очередь хочется сказать об огромных размерах комплекса. Его протяженность вдоль улицы составляет около 320 метров, а ширина парадного двора между флигелями – 110 метров. Парадный двор усадьбы Разумовского окружен целой системой строений разной высоты, разного назначения и выполненных из разных материалов.
2. План второго этажа главного дома усадьбы Разумовского.
Парадный двор окружен зданиями с трех сторон.
А вот анфилада парадных залов обращена в сторону парка.
На плане четко видны различные материалы стен:
толстые темные – это стены из кирпича, тонкие светлые – это стены из дерева
В северных частях здания, ближе к улице, размещены два двухэтажных кирпичных флигеля. В кирпиче выполнены и угловые корпуса с закругленной частью в сторону парадного двора. Так же кирпичной является центральная входная часть с открытыми лестницами и стройной ионической колоннадой. А вот все остальные крылья здания выполнены из деревянных конструкций на каменном цоколе. Я так подробно останавливаюсь на конструктивных вопросах потому, что без понимания этого невозможно понять и всю дальнейшую судьбу (и весьма трагическую) всего архитектурного шедевра.
3. Усадьба Разумовского на Гороховской улице. Хотевский план 1852 г.
Главный фасад комплекса зданий простирается
вдоль Гороховской улицы (ул. Казакова) на 320 метров.
Огромная территория усадьбы доходила до Яузы,
был разбит ландшафтный парк с лужайками и рощами, с террасами и прудами

В наши дни сфотографировать весь фасад просто не представляется возможным. Да и находясь в парадном дворе, можно рассматривать его только отдельными фрагментами. И конечно – центральная часть с колоннами и лестницами главного входа всегда привлекала всеобщее внимание. Очень сложная композиция создает незабываемую картину, в которой все взаимосвязано и все уравновешено. Своего рода открытый вестибюль с двумя сходящимися по кривой лестницами входит в центральную часть дома к главному входу, и мы видим всю эту изысканную красоту со стороны парадного двора.
4. Полукупольная часть над входом во дворец
После революции в бывшей усадьбе Разумовского был открыт Московский институт физической культуры, который и располагался здесь долгие годы, более 50 лет. Никакие данные по этому институту я не искал, но даже то, что случайно удалось найти в общем доступе интернета, говорит о внимательном и бережном отношении к зданию в те годы.
5. Очень четкая фотография, 1938 г.
Название «Физкультурники на фоне Усадьбы Разумовского,
статуи Флоры и Геракла в нишах еще не исчезли».
Ребята здесь выглядят молодцами, крепкие, тренированные, настоящие физкультурники. Очень скоро им придется сражаться не только на спортивных полях, но и на полях сражений Великой Отечественной войны…..
Но нас интересует на этой фотографии несколько другая тема — как выглядел дворец Разумовского в те годы, какова была его сохранность? Да, хорошо выглядел — стены, колонны, лестницы, скульптуры, и все элементы отделки дворца в предвоенные годы содержались в полном порядке.
6. «Институт физкультуры им. Сталина». Фото 1944 г
.7. Вид со стороны парадного двора на полукруглую угловую часть здания. Фото 1970-80 гг.
8. Вид от центрального входа на полукруглую угловую часть здания
9. Еще одна фотография тех лет, 1926-30 гг. «Лучницы у паркового фасада усадьбы»
Здесь в основном девушки-спортсменки
На втором плане фотографии представлен фрагмент южного фасада. Слева система лестниц входа в центральную часть дворца. А справа виден деревянный фасад второго этажа с окнами анфилады залов. Это еще одно доказательство существования деревянных «вставок» между кирпичными частями корпуса.
10. Южный фасад дворца Разумовского, фото 1970-1975 гг.
Справа вдали виден шпиль церкви Вознесения.
На первом плане футбольное поле института физкультуры
Если внимательно посмотреть все предыдущие фотографии, то можно увидеть, что там нет колоннады в центре южного фасада. Действительно – колоннада была восстановлена в процессе реставраций в 1970-1980 гг. И вот дальнейшая её судьба —
11. Вот так выглядел «дворец» в лихие 1990-2000-е годы. Бесхозность, разруха, пожары….
Беспредел, который довел архитектурный шедевр до состояния руины….
Возвращаюсь к теме строительных материалов. Да, кирпичные здания надежнее и капитальнее деревянных конструкций. Но на Руси всегда ценилось дерево. И все слои общества, включая самую богатую верхушку – предпочитали жить в деревянном доме. Выражаясь сегодняшним языком, деревянный дом более экологичен, более пригоден для жилья человека. И огромное количество зданий прошлых веков только выглядят как каменные постройки – благодаря штукатурке фасадов, рустовке стен, лепных гипсовых деталей и т.д. А на самом деле это деревянные дома, рубленные и обшитые досками, с последующим оштукатуриванием стен. Да, такие дома — пожароопасные. И отдельные части дворца Разумовского часто горели, впервые уже при строительстве.
Ну а уж про лихие годы «бепредельщины» и говорить не приходится! Фотографий полуобгорелого дома в интернете много, но, чтобы не утомлять читателя излишними кошмарами, я ограничился одной.
Как я отметил в самом начале, в последние годы вопросы ремонта и реставрации усадьбы немного сдвинулись с мертвой точки, начались реальные работы по воссозданию утраченного. Но характер воссоздания и реставрации комплекса в наши дни – это отдельная и совершенно особая тема. Об этом много говорится и пишется. Принцип воссоздания, при котором из здания двухвековой давности строители пытаются сделать сооружение, которое смотрится как абсолютно новое – многих, и меня в том числе, абсолютно не воодушевляет. Так что в данной работе я вынужден иллюстрировать свой рассказ демонстрацией только исторических фотографий.
12. Вот так смотрится здание в процессе ремонтно-реставрационнных работ….
13. Западный флигель в наши дни (с панорамы Яндекс), вид с ул. Казакова
Размеры дворца со всеми боковыми флигелями огромные, и найти усадьбу Разумовского на сегодняшних картах очень просто. Характерный абрис здания доминирует в этом районе Москвы и в наши дни. Повторюсь, общая длина комплекса зданий вдоль улицы Казакова составляет порядка 320 метров.
Московский классицизм за неполные сто лет создал великолепные здания. Перечень даже самых главных и самых интересных работ огромный. И Усадьба Разумовского «на Гороховом поле» – является одним из красивейших ансамблей Москвы периода расцвета русского классицизма.
Время создания усадьбы Разумовского 1799 – 1802 годы.
В отношении авторов проекта снова большие пробелы в нашей истории. Н.Львов, Ч.Камерон, А.Менелас – вот такие фамилии перечислены в разных источниках. Необходимо сказать, что в середине XIX века усадьба была приобретена Воспитательным домом, и её существенно перестроил арх. А.Григорьев.
Факты основного авторства — мало чем подтверждены, и многие исследователи предполагали, что автором дворца Разумовского мог быть сам Матвей Федорович Казаков. Очевидно, поэтому и улицу назвали именем Казакова.
……………………………………………………………………….
Данная статья продолжает обзор сооружений московского классицизма, начало работы — «Классицизм. Часть 1»

Фёдоровский собор (Санкт-Петербург)

Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/31 июля 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

У этого термина существуют и другие значения, см. Феодоровский собор.

Православный собор

Феодоровский собор


Феодоровский собор, 2013 год.

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, Миргородская улица, дом 1-В, литера А

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Неорусский

Автор проекта

С. С. Кричинский

Строительство

1911—1914 годы

Приделы

Верхний храм: центральный — Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, (небесного покровителя первого царя Романова Михаил Федоровича), северный — в честь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, в честь святых Царственных Страстотерпцев; нижний храм: в честь благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины (небесных покровителей императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны).

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520377150006 (ЕГРОКН). Объект № 7810663000 (БД Викигида)

Состояние

Действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Фео́доровской ико́ны Бо́жией Ма́тери (официально храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых; в обиходе (1920-е) — Романовская церковь; в обиходе в настоящее время — Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви (находится в процессе восстановления). Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича по проекту Степана Кричинского.

История

Строительство и освящение

В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено соорудить в столице собор, напоминающий допетровские храмы Верхневолжья.

В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство великим князем Михаилом Александровичем; председателем комитета стал свитский (до 25 октября 1909 года — при великом князе Михаиле Александровиче) генерал-майор Д. Я. Дашков.

Из трех проектов, победивших на конкурсе, был выбран проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению. Выбор места на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского вокзала был определен тем, что это была территория подворья Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской губернии, на которой до 1913 года располагалась небольшая церковь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского. Именно активностью настоятеля монастыря архимандрита Алексия (Яковлева) и его желанием расширить территорию подворья и соорудить более вместительную церковь объясняется тот факт, что здесь был сооружен юбилейный храм-памятник, хотя это и было фактически «на окраине города, совсем на отлете», как писал присутствовавший на освящении храма генерал-губернатор Москвы В.Ф. Джунковский.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича.

14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. Освящение совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Гдовский Вениамин (Казанский). 15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией, а также великой княгиней Елисаветой Феодоровной (присутствовали также председатель Совета Министров В. К. Коковцов и ряд министров, председатель Государственной Думы М. В. Родзянко, другие высшие чины); к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгой Александровной.

По предложению митрополита Владимира при соборе был учреждён приход, к которому, в частности, отнесли Николаевский вокзал со всеми службами и учреждениями. Настоятелем прихода назначили священника Владимира Шамонина (1882—1967). Одновременно собор служил и подворьем Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии: к 1917 году на подворье жили архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 1 монах.

В советский период

1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. Храм перестал быть монастырским подворьем, приобретя статус приходского. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Настоятель архимандрит Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями РСФСР. Причину он впоследствии изложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

Систематически мне и причту заявлялось, что храм не нужен и его надлежит закрыть для упразднения всякой памяти о лицах и временах, с ним исторически связанных. Вместе с этим настойчиво выдвигались другие требования – устроить в храме клуб для железнодорожников, основать здесь комячейку, открыть даже кинематограф… Я нашёл выход из жгучего затруднения в том, что условно примкнул к живоцерковникам, у которых мы нашли хоть некоторою помощь в нужде и защиту в критическом положении… Это личное унижение спасло Святой Храм, сохранило его для верующих… Прошу судить меня, но судом кротким и любвеобильным

— 1923Вырезка из газеты «Новое время».

В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров). Приход действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

Согласно заключения Технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового Договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко.

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Период восстановления

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом соорудили и 28 марта 1998 года освятили храм святых новомучеников и исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года попечительский совет храма возглавил Борис Грызлов, являвшийся на тот момент председателем Высшего совета партии «Единая Россия» и председателем Государственной думы Российской Федерации.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля начала XIX века.

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор.

Все работы в соборе были завершены в 2013 году, к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.

14 сентября 2013 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.

  • Февраль 2010 года

  • Май 2012 года

  • Январь 2013 года

Описание

До момента закрытия

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI—XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

К колокольне храма примыкает стена, напоминающая кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликой. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», которое было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским. Икона венчает символическое древо, в ветвях которого — русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова. Купол собора был покрыт золоченой медью, а над входом — мозаичная икона «Нерукотворный образ Спасителя», также утраченная в советские годы и воссозданная при реставрации.

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

После восстановления

Внутри собора — два храма, очень разные по своему убранству. Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны.

Посвящая нижний храм святому Александру Невскому создатели храма ещё 100 лет назад предполагали оформить его в стиле той эпохи, когда жил великий князь, — XIII века.

Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздавать нижний храм (в отличие от верхнего). Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей.

Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона. Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон.

В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых и воссоздан практически в том виде, который он имел при постройке.

В настоящее время

После восстановления в соборе ежедневно совершаются богослужения. При храме открыта воскресная школа для детей, несколько раз в году проводятся т. н. «детские» литургии, рассчитанные на участие большого количества детей. Ведется работа по катехизации (воцерковлению взрослых) для полноценного вхождения в христианскую жизнь, подготовке к крещению или знакомству крещеных с Библией и Церковью. Действуют группы по совместному чтению Евангелия и Псалтири. Проводятся занятия на религиозно-просветительских курсах, тематические лекции по искусству, истории, богословию и толкованию Библии, концерты духовной и классической музыки. Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания. Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков. Действует экскурсионная служба.

Настоятели церкви

Настоятели
Даты Настоятель
23 февраля 1914 — 11 июля 1922 архимандрит Алексий (Яковлев)
1917—1919
19 января 1919 — 4 февраля 1924 архимандрит Досифей (Гавриил Григорьевич Степанов)
1924—1926
октябрь 1926 — 18 февраля 1932 архимандрит Лев (Егоров),расстрелянный в 1937 году, новомученик Церкви Русской
1932 — 1993 период закрытия
1993 — 2003 протоиерей Владимир Иустинович Сорокин
2003 — настоящее время протоиерей Александр Владимирович Сорокин

Примечания

  1. http://feosobor.ru/
  2. «Правительственный вестник», 6 (19) августа 1911, № 170, стр. 3.
  3. «Правительственный вестник». 15 (28) марта 1913, № 60, стр. 3.
  4. «Правительственный вестник», 16 (29) января 1914, № 12, стр. 3.
  5. Весь Петроград на 1917 год. Пгр., 1917. Стб. 400
  6. «Советская» судьба храма (недоступная ссылка)
  7. О деятельности о. Льва и Александро-Невского братства см.: Священномученик архимандрит Лев (Егоров). // Шкаровский М. На земле была одна столица…. СПб, 2009, стр. 22—55.
  8. Колокола Феодоровского собора Петербурга зазвучали спустя 70 лет
  9. Освящена восстановленная мозаика собора Фёдоровской иконы Божией Матери
  10. Патриарх Кирилл освятил восстановленный Феодоровский собор в Петербурге
  11. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917—1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). — СПб.: ДЕАН+АДИА-М, 1996. — С. 54—55. — ISBN 5-88976-009-2.

Литература

  1. Храм-памятник 300-летия царствования дома Романовых в С.-Петербурге // Правительственный вестник. — 1914. — № 11 от 15 (28) января. — С. 5.
  2. Судьба храма — Судьба России: Храм Федоровской иконы Божией Матери / Авт.-сост.: протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2006.
  3. Время разрушать и время строить: История храма Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге / Авт.-сост.: протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2012.
  4. ΑΝΑΣΤΑΣΙΣ: Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий / Авт.-сост.: протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2013.

Ссылки

Внешние видеофайлы

Une paroisse vivante — au sein de la cathédrale impériale Feodorovsky (фр.)

  • Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге — официальный сайт
  • Минченко, Виталий Собор Феодоровской иконы Божьей Матери (недоступная ссылка). Сайт «История и Архитектура Санкт-Петербурга» (28 июля 2007 года). Дата обращения 30 января 2008. Архивировано 23 марта 2008 года.

Списки

Храмы

Феодоровский монастырь и собор в Городце • Успенский собор, Богоявленский монастырь в Костроме • Феодоровская церковь в Ярославле • Собор в Царском Селе • Феодоровский собор в Санкт-Петербурге

Личности

Нижний Новгород. Церковь Спаса Всемилостивого на Полтавке.

Статус: действующая Историческая справка Каменный пятиглавый храм с ярусной колокольней, построен в русском стиле по проекту архитектора А. М. Кочетова, в память о «чудесном спасении царской семьи» при крушении поезда и как увековечивание памяти «Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III». Храм освящен в 12 октября 1903 году, повторно в 1992 году, чином Великого освящения – в 2003 году. Дополнительным основанием к строительству храма именно во имя Нерукотворного образа Спасителя служило то обстоятельство, что во время крушения поезда государь Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса. Практически сразу после крушения поезда по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного. Нижегородское купечество решило выстроить близ городского острога храм в честь Спасителя. В 1888 году был открыт сбор средств на строительство церкви. В Комиссию по сбору средств вошли самые состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие. В 1897 году был создан Строительный комитет, который возглавил Я. Е. Башкиров. В следующем году среди членов Императорского Санкт-петербургского общества архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта храма для Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 18 наиболее признанных в стране зодчих. Первой премии удостоился проект архитектора А. М. Кочетова. Александр Мстиславович Кочетов (1861 – 1912) незадолго перед тем получил звание академика, активно участвовал в конкурсных проектах для Севастополя, Минеральных вод Кавказа, строил в Петербурге. Планировалось, что Спасская церковь в Нижнем Новгороде будет построена в древнерусских традициях XVII века по типу храма Животворящей Троицы в Останкино. Контроль за строительством храма осуществлялся академиком архитектуры В. П. Цейдлером. 26 августа 1903 года на колокольню был поднят последний Большой колокол, а 12 октября того же года епископ Назарий (1901 – 1910) освятил церковь. Росписи храма частично воспроизводят росписи храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. Они были выполнены по картонам художников Семирадского, Нестерова, Васнецова и др. После революции Спасский храм стал одним из немногих действующих приходов нагорной части города. Некоторое время с начала 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским) (1924 – 1934). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма. Храм был закрыт в 1937 году, в помещении церкви находились складские помещения швейного предприятия «Весна». В 1991 году Спасский храм был возвращен верующим, а в 1992 состоялось повторное освящение церкви. Полным архиерейским чином храм был освящен в 2003 году. Святыни чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы, икона Всемилостивейшего Спаса, икона Божией Матери «Знамение»; крест из Иерусалима; частицы мощей преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, преподобных Алексея и Германа Зосимовских, преподобного Зосимы Владимирского, Варлаама чудотворца, святителя Алексия Московского, праведного Феодора Санаксарского, праведного Алексия Бортсурманского. Расписание богослужений Ежедневно по будням в 7.30 – утреня с литургией. По воскресным и праздничным дням в 6.00 – ранняя литургия, в 9.00 – поздняя литургия, накануне в 16.00 – всенощное бдение. По пятницам в 16.30 (кроме времени от Святой Четыредесятницы до дня Святой Троицы) – молебен с водосвятием и акафистом святой мученице Параскеве Пятнице. По воскресеньям в 15. 00 – вечерня с акафистом иконе Божией Матери «Знамение». Находится по адресу: Нижний Новгород, ул. Горького, д. 177 а источник : http://www.ipnn.ru/

В «Положении об институте физической культуры» 1919 г. в главе «Размещения института» написано: «И.Ф.К. размещается в здании бывшего «Малолетнего отделения Николаевского Сиротского института». Здания и окружающий его сад и земельные угодья поступают в распоряжение И.Ф.К., на который возлагается ответственность и обязанность по охране и содержанию их» (ЦГАОР, ф.482, оп. II, д.I, л. 196-201).

Именно этот дворцовый комплекс на ул. Казакова более известный как дом Разумовского был отведен Народным комиссариатом просвещения для организованного в 1918 г. института физической культуры. Какова же история этого дома?

Первым известным владельцем усадьбы на Гороховом поле был в конце XVII в. датский купец Давид Бахарт. Земля, на которой стоял двор датского купца, называлась «Басманным», а позже – «Гороховым поле». Усадьба переходила от владельца к владельцу.

1 — Алексей Григорьевич Разумовский. Неизвестный художник, середина 18 в. 2 — Кирилл Григорьевич Разумовский. Неизвестный художник с оригинала П.Дж. Батони, 1766 г. 3 — Алексей Кириллович Разумовский. Неизвестный художник, вторая половина 18 в.

В XVIII в. императрица Елизавета Петровна пожаловала имение своему мор­ганатическому супругу – камергеру, генерал — фельдмаршалу двора ее величества императрицы графу Алексею Григорьевичу Ра­зумовскому. Нача­лось строительство грандиозного парка, были выкопаны пруды, построены беседки, поса­жены редкие породы деревьев.

После него усадьба перешла к его брату, гетману Малороссии графу Кириллу Григорьевичу Разумовско­му и его старшему сыну Алек­сею Кирилловичу, попечителю Московского университета, министру народного просвещения, который на месте старого дома строит новый и произво­дит объемные работы по парку. Именно при нем в начале XIX в. усадьба была заново отстроена и приобрела широкую известность как один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Москвы. Главный дом, построенный со всей рос­кошью, доступной в то время, вызывал восхищение современников.

1 — Фасад дворца графа А.К. Разумовского со стороны парка. Художник И.А. Иванов, ок. 1809 г. 2 — Вид на главный фасад дворца графа А.К. Разумовского. Художник И.А. Иванов. Акварель. Начало 1800-х гг. 3 — Вид на дворец графа А.К. Разумовского со стороны парка. Художник И.А. Иванов. Акварель. Нач. 1800-х гг. 4 — Вид на дворец графа А.К. Разумовского со стороны реки Яузы. Неизвестный художник. Акварель

Наиболее вероятным создателем усадьбы является известный и весьма талантливый деятель русской культуры Н.А Львов, а также его ученики И. А. Иванов и А. А. Менелас.

Ар­хитектура дома Разумовского поражает своей логичностью и целесообразностью: нет ни одной части здания или детали, которая была бы введена только из декоративных сообра­жений и не оправдана функциональной, кон­структивной и художественной необходимо­стью.

Красивый объем цент­ральной его части вместе с крыльями очер­чивал упругий полукруг. Между двумя изящ­ными портиками располо­жена большая арка, обрамляющая глубокую, полукруглую нишу-лоджию главного входа, завершающуюся полуциркульным окном на третьем этаже и строгого рисунка треуголь­ным фронтоном в центре. В глубине участка, справа и слева от главного здания, располагались хозяйственные дво­ры с манежем, конюшнями, каретниками, пра­чечными и прочими постройками.

Полукруглые лестницы ведут во внутреннее помещение дворца. Жилые комнаты располагались в верхнем этаже здания и в боковых крыльях. А в центральной части помещались богато отделанные парадные залы, гостиные, столовая, бильярдная, помещения для минералогической коллекции, зимний сад, соединяющийся с оранжереей и картинная галерея, где были собраны полотна лучших мастеров.

Сохранилось лишь словесное описание великолепия дворца. Но мы можем представить себе, как выглядели интерьеры усадьбы по картинам австрийского художника Рудольфа Риттера фон Альта (1812-1905), который нарисовал обстановку дома в Вене, где провел остаток жизни граф А.К. Разумовский.

1 — жилые покои 2 — портретная гостинная 3 — библиотека 4 — оранжерея дворца

Обширная библиотека Разумовского насчитывала тысячи томов, среди которых выделялось большое собрание древних рукописных книг. Залы, отделанные зеркалами и бронзовыми украшениями, отличались необычайной пышностью, многие гостиные обиты были богатей­шими гобеленами. В отделке широко применялись редкие породы камня и дерева. Богатство палат Разумовско­го с их ботаническими и минералогическими собраниями было известно и за пределами России.

Всеобщее восхищение вызывал громадный сад, террасами спускавшийся к Яузе. Для его содержания были приглашены европейские садовники, специально построенные оранжереи тянулись более километра. Множество растений привозилось из-за границы и различных губерний России. В саду были вырыты четыре пруда, в которых разводилась рыба.

В 1818 г. весь двор посетил графа в роскошных его хоромах на Гороховом поле и осматривал его ботанические сокровища. В Отечественную войну, в бытность французов в Москве, его дом нисколько не пострадал; в нем жил Мюрат, и строгий караул охранял все диковинки этого барского жилья.

А. К. Разумовский оставался владельцем усадьбы на Гороховом поле до 1822 г. Усадьба по наследству перешла к его стар­шему сыну Петру Алексеевичу, отличавшему­ся крайней расточительностью.

Дом на Гороховом поле со всеми его сказочными сокровищами в 1827 г. ока­зался в руках ростовщика, купца Михея Юркова, заимодавца П. А. Разумовского. Все богатство дома было или расхищено, или распродано за бесценок, вплоть до двер­ных и оконных деталей. Оранжереи и парк, оставшиеся без ухода, пришли в запустение.

С 1842 г. до 1917г. в доме располагалось «Малолетнее отделение Николаевского Сиротского института», приютил дворец и институт благородных девиц им. императрицы Марии Федоровны, просуществовавший в этих стенах до 1918 г.

1 — Зал Сиротского Института Императора Николая I 2 — Воспитанницы с преподавательницей в актовом зале 3 — Николаевский сиротский институт 4 — Дортуар Сиротского Института Императора Николая I 5 — Географический класс Сиротского Института Императора Николая I

С 1918 г. все сооружения бывшей усадьбы А.К. Разумовского приспосабливаются для учебных помещений Института физической культуры, для чего частично изменяется планировка главного дома, флигелей, а также всей территории. Вся сохраненная парковая территория становится базой для занятий студентов института. Пруд в парке, совершенно обмелевший к началу XX столетия, был обводнен и использовался для тренировок учащихся гребцов и пловцов. Около него устроили несколько спортплощадок. За парковым фасадом главного дома уже в 1921 году был построен стадион для тренировок, спортивных выступлений и проведения физкультурных праздников.

1 — ИФК Наркомздрава 2 — Пирамида 1928г. 3 — Главный вход в инстиут 4 — Упражнение с луками 5 — Спортивный зал кафедры гимнастики

Стадион института

В связи с увеличением количества кафедр и числа учебных дисциплин лекционные аудитории и маленькие комнаты для семинарских занятий на ул. Казакова не могли вместить всех желающих. В конце 50-ых гг. стал подниматься вопрос о строительстве новых корпусов и спортивных сооружений для института. В 1968 г. начался перевод института из усадьбы на ул. Казакова в новый обширный комплекс на Сиреневом бульваре.

А память об истории института, неразрывно связанная с судьбой уникального памятника архитектуры XVIII-XIX вв., сохранена в макете, возле которого так любят фотографироваться ветераны и гости университета.

С момента образования в мае 2008 года Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации бывшая усадьба находится «под покровительством» главного спортивного ведомства страны.

Предлагаем вам сравнить, как менялся интерьер одного из залов с камином во дворце за три столетия своего существования.

1 — Воспитанники и преподавательницы в одном из залов Александринского Сиротского училища для малолетних, 1842г. 2 — Выставка стенгазет, 1925г. 3 — Церемония награждения выпускников общеобразовательных школ золотыми знаками отличия ГТО, 2016г.

Интересную информацию о доме графа Разумосвкого можно узнать из книги М.И. Пыляева «Старая Москва», страницы книги см. раздел «Воспоминания».

Использованная литература:

  1. Проскуровская Ю.И. Дворец на Гороховом поле. – М.:Москва наций, 2015.
  2. Проскуровская Ю.И. На улице Казакова//Строительство и архитектура Москвы №8, 1986 г.
  3. Шаров А. Усадьба на Гороховом поле//Российская газета , 8.05.1996 г.