Все про Ксению петербургскую

Санкт-Петербург — это место упокоения многих великих людей и святых. Среди них есть любимое место прихожан: Часовня на Смоленском кладбище, где покоятся мощи и находится икона Ксении Петербургской.

Описание

Святая Ксения, похоронив мужа, надела его зелёный кафтан (военный), зелёную юбку, создав образ военной формы, взяла его имя и отчество, раздала имущество и стала бродить по городу, а ночь чаще всего была для молитв. Молилась Ксения за мужа, который не успел перед смертью покаяться.

Со временем одежда сносилась, превратилась в лохмотья. Поэтому она стала носить вместо кафтана мужа кофту, подражая прежним цветам.

Икона святой блаженной Ксении в Санкт-Петербурге

Ксения блаженная похоронена на Смоленском кладбище в память о её участии строительства храма. На месте захоронения стоит Часовня.

Мозаичная икона

Вверху в полукруглой арке мозаичная икона Святой Ксении. Изображение поясное. Вернее, по локти. Руки скрещены: правая рука лежит на левой. Лик Ксении Петербургской слегка повернут влево с небольшим наклоном. На ней кафтан тёмно-бордового цвета, косынка.

На мраморной доске текст, в конце надпись, смысл которой в том, что кто помянёт душу Ксении, тот спасёт свою душу.

Под доской устроена стойка с песком, куда прихожане ставят свечи, и ящик, в который опускают записки с просьбой о помощи.

Как выглядит икона Ксении Петербургской

В часовне находится икона Ксении блаженной Петербургской.

Иконография во весь рост. На иконе в часовне в Санкт-Петербурге на святой верх зелёного цвета, юбка красная. На голове платок светлый с зеленоватым оттенком. В руке посох, правая рука поднята к груди.

Выглядит задумчивой. На ногах чёрные туфли-лодочки. В часовни икона стоит на довольно высокой тумбе, поэтому людям невысокого роста приложиться получается только к ногам.

Икона Ксении Петербургской, в чём помогает, значение

Трудно всё перечислить, поэтому будут приведены несколько примеров:

  • Вылечит ребёнка, взрослого, даже тяжёлые болезни.
  • Поможет с работой: погасить конфликт, вернуть на работу, найти новую.
  • Найти способ поднять материальное состояние.
  • Справиться с бедностью.
  • Наладит семейные отношения, помирит влюблённых.
  • Найти суженного или суженную.
  • При родах.
  • Воспитании трудного ребёнка.
  • Сдать экзамен.
  • Отведёт беду.
  • Утешит в горе.

Икона — прижизненный портрет Ксении блаженной

Кроме иконы в Часовне и многочисленных списков, существует портрет, сделанный при жизни. Он оказался в запасниках Эрмитажа, весь закопчённый (предположительно, перед ним стояла свечка).

Неизвестно кто, когда написал эту чудотворную икону. Через сто лет её обнаружили. С обратной стороны была только надпись, что принёс её собиратель старины из часовни. Больше никаких сведений, почему он унёс её из часовни, возможно, спасая от иконоборцев. Были проделаны всевозможные исследования, показавшие, что икона Ксении блаженной написана в эпоху святой.

Портрет из Эрмитажа

Автор, по всей видимости, сделал зарисовку портрета стихийно, то есть, увидел и захотел запечатлеть, в одночасье набросал образ.

Образ по грудь. Как ни странно, верх светлый, цепочка с крестиком. Ксения Григорьевна в возрасте, но морщин почти нет, только горькая складка над губами. Волосы тёмные, седины не видно.

Где ещё есть икона

Во всех уголках России есть церкви, храмы, посвящённые матушке Ксении. В частности:

  • Чудотворная икона Ксении Петербургской в Москве, на Кузьминском кладбище в часовне. Можно добраться от метро «Кузьминки» на автобусе.
  • В Нижнем Новгороде имеется икона Ксении Петербурской, Приход церкви в честь Животворящей Троицы (п. Высоково).
  • Нижний Новгород, микрорайон Благовещенска, строится Храм Святой Ксении Петербургской.
  • Новгород, п. Тесово-Нетыльский, церковь во имя святой блаженной Ксении Петербургской.
  • Существует ещё икона Ксении Петербургской с грошиком.

Икона с грошиком

Историю иконы с грошиком рассказал Протоиерей Леушинского подворья.

В 2005 году к ним поступила икона Ксении Петербургской. Перед праздником Ксении блаженной пришла женщина, подала медный грошик с царём на коне. Сказала, что, может быть, как старинный, он ценный. Это помощь храму.

Такие грошики подавали Святой блаженной, а она их отдавала нищим, нуждающимся. Но иногда эти грошики помогали в каких-то обстоятельствах.

Так, был случай, когда Блаженная дала знакомой грошик с конём и сказала: «Иди домой, потухнет». Знакомая ничего не поняла, но подходя к дому, увидела, что её дом вспыхнул. Как только она подошла, огонь погас. Святая посредством грошика погасила пожар.

Протоиерей приделал грошик к иконе на руку Святой Ксении Петербургской.

Видео: икона в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербург.

Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая

Кондак 1

Избра́нная уго́днице Хри­сто́­ва, свя­та́я блаже́нная Ксе́ние, хва­ле́б­ное пе́­ние ти при­но́­сим, чту́ще терпе́ние твое́ и злострада́ние во́льное; ты же, иму́­щи дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, во вся́­ких бе­да́х и на­па́с­тех за­сту­па́й нас, гре́ш­ных, взыва́ющих к те­бе́:

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Икос 1

Равноа́нгельски на зем­ли́ пожила́ еси́, блаже́нная ма́­ти, по успе́нии му́жа тво­его́, без приуготовле́ния хри­сти­а́н­ска­го вне­за́­пу сконча́вшагося, отве́ргла еси́ жизнь мирску́ю, моля́щи Бо́­га супру́га тво­его́ ду́­шу поми́ловати, по́двиг юро́дства на се­бе́ прия́вши, стяжа́ла еси́ соверше́нство духо́вное. Того́ ра́­ди услы́­ши от нас похвалы́ сия́, те­бе́ возноси́мыя:

Ра́­дуй­ся, Хри­сто́­ва уго́дница, в ми́­ре надми́рно пожи́вшая; ра́­дуй­ся вся прило́ги ми́­ра, пло́­ти и диа́вола победи́вшая.

Ра́­дуй­ся, нищету́ во́льную на всю жизнь избра́вшая; ра́­дуй­ся, со­кро́­ви­ще на Не­бе­си́ име́ти возжела́вшая.

Ра́­дуй­ся, жи­ти­е́м тво­и́м Андре́ю, Хри­ста́ ра́­ди юро́дивому, ра́вная; ра́­дуй­ся, от всех лю­де́й пра­во­сла́в­ных лю­би́­мая и сла́вимая.

Ра́­дуй­ся, о часе́ сме́рт­нем по́мнити нас призыва́ющая; ра́­дуй­ся, бли́жняго ду́­шу па́­че ми́­ра се­го́ люби́ти нас науча́ющая.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 2

Ви́­дя­ще стра́н­ное жи­тие́ твое́, блаже́нная, я́ко во цве́­те мла́­до­сти твоея́ во оде́жду му́жа тво­его́ усо́пшаго облекла́ся еси́, и́ме­нем его́ нарекла́ся еси́, се­бе́ уме́ршую бы́­ти глаго́лющи, дом же твой и вся бла­га́я зем­на́я оста́вивши, скита́лицу се­бе́ сотвори́ла еси́, сро́дницы твои́ безу́мную тя бы́­ти мня́ху, лю́­дие же боголюби́вии воспе́ша: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум, от Бо́­га ти дарова́нный, в безу́мии мни́мом сокры́ла еси́, блаже́нная Ксе́ние; в суете́ же гра́­да вели́каго, а́ки пусты́нница, пребыва́ла еси́, мо­ли́т­вы своя́ к Бо́­гу вознося́щи непреста́нно. Мы же, ди­вя́­ще­ся жи­тию тво­ему́, вос­пе­ва́­ем ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, крест тя́жкий юро́дства, от Бо́­га ти да́нный, на ра́мо свое́ прия́вшая; ра́­дуй­ся, мни́мым безу́мием сия́ние бла­го­да́­ти сокры́вшая.

Ра́­дуй­ся, и́ме­нем му́жеским наре́кшися, не́­мо­щи же́нския отреши́вшаяся; ра́­дуй­ся, пе­ча́­ли и ско́р­би кро́тце терпе́вшая.

Ра́­дуй­ся, все име́ние твое́ бе́дным лю́­дем разда́вшая; ра́­дуй­ся, жи­ли́­ще Ду́ху Свя­то́­му в се́рд­це тво­е́м угото́вившая.

Ра́­дуй­ся, всем при­бе­га́ю­щим к те­бе́ благо́е уте­ше́­ние; ра́­дуй­ся, от сме́р­ти внеза́пныя из­бав­ле́­ние.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 3

Си́­лою, свы́­ше ти да­ро­ва́н­ною, бла­го­да́­тию и му́­же­ством, зной и сту́жу лю́тую претерпева́ла еси́, всено́щно моля́щися и покло́ны творя́щи; те́м­же и просла́влена бысть свя́тость твоя́, блаже́нная Ксе́ние, во Оте́­чест­ве на́­шем многострада́льнем и во всем ми́­ре правосла́внем, да зо­ве́м с то­бо́ю Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 3

Име́ла еси́, о, ма́­ти блаже́нная, не́­бо по­кро́в и зе́м­лю ло́же свое́, о те́ле, во оде́жду ве́тхую облече́ннем, небрегла́ еси́, мо­ли́т­вы же к Бо́­гу пла́менне возноси́ла еси́, се­го́ ра́­ди вос­пе­ва́­ем ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, век твой зем­ны́й без кро́ва прове́дшая; ра́­дуй­ся, Не­бе́с­на­го кро́ва взыска́вшая и того́ улучи́вшая.

Ра́­дуй­ся, по вся дни но́щию в по́ли моли́вшаяся; ра́­дуй­ся, покло́ны зем­ны́я на вся стра­ны́ све́­та та́­мо твори́вшая.

Ра́­дуй­ся, град Петро́в всено́щным бде́­ни­ем от бед огражда́вшая; ра́­дуй­ся, гнев Бо́­жий от не­го́ мно́гажды отвраща́вшая.

Ра́­дуй­ся, бла­го­да́­тию Ду́­ха Свя­та́­го чу­де́с­но согрева́емая; ра́­дуй­ся, хлад лю́тый душ на́­ших мо­ли́т­вою твое́ю растаява́ющая.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 4

Бу́­рю жите́йскую, во гра́­де Петро́ве мяту́щуюся, кро́тостию и незло́бием препобежда́ла еси́, ма́­ти блаже́нная, безстра́стие же посреде́ ми́­ра су́ет­на­го стяжа́ла еси́ и та́­ко, Ду́­хом Свя­ты́м просвеща́емая, взыва́ла еси́ По­да́­те­лю тишины́ сер­де́ч­ныя Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 4

Слы́шаша лю́­дие дар про­зре́­ния чу́д­ный, то­бо́ю явле́нный, свя­та́я ма́­ти, и удиви́шася. Се, жене́ не́коей рекла́ еси́: возми́ пята́к, зде царь на коне́, поту́хнет. Та же не ве́дающи, я́ко ты запале́ние до́­ма ея́ прозре́ла еси́, притече́ во своя́ си и узри́ дом свой во огни́ горя́щ, и а́бие по мо­ли́т­ве тво­е́й пла́мень ог­ня́ угасе́. Мно́­зи же стра́ждущии к по́­мо­щи тво­е́й прибега́ху, ю́же стя­жа́в­ше, та́­ко взыва́ша ти:

Ра́­дуй­ся, дар про­зре́­ния смире́нием кра́йним стяжа́вшая; ра́­дуй­ся, дар сей на по́ль­зу и спа­се́­ние стра́­жду­щим явля́вшая.

Ра́­дуй­ся, свеще́ негаси́мая, к Бо́­гу в мо­ли́т­вах горе́вшая; ра́­дуй­ся, ве́­рою твое́ю пла́менною запале́ние домо́в угаша́вшая.

Ра́­дуй­ся, гря­ду́­щия ско́р­би людски́я, а́ки настоя́щия, зре́вшая; ра́­дуй­ся, врач безме́здный и милосе́рдый лю́­дем бы́в­шая.

Ра́­дуй­ся, я́ко и нас, немощны́х в ве́­ре, укрепля́еши; ра́­дуй­ся, я́ко сия́­ни­ем свя́тости твоея́ лю́­ди пра­во­сла́вныя озаря́еши.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 5

Бо­го­те́ч­ная звез­да́ яви́­ся свя́тость твоя́ на тве́р­ди гра́­да Петро́ва, уго́днице Бо́­жия, за­ре́ю свое́ю серд­ца́ про­све­ща́ю­щая: уже́ бо лю́­дем, в безу́мии греха́ погиба́ющим, путь спа­се́­ния указа́ла еси́, к по­кая­нию их нас­тав­ля́ю­щи, вое́же вопи́ти Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 5

Ви́­дя­ще по́д­ви­ги твоя́ моли́твенныя, терпе́ние хла́да и зно́я вели́кое, лю́­дие осла́бити жела́ху злострада́ния твоя́; ты же оде́жду и вся, и́ми приноси́мая, ни́щим раздава́ла еси́, нищету́ свою́, а́ки со­кро́­ви­ще, храня́щи. Се­го́ ра́­ди слы́­ши­ши от нас си­це­ва́я:

Ра́­дуй­ся, бо­га́т­ство твое́ то́кмо в любви́ к Бо́­гу и бли́жним полага́вшая; ра́­дуй­ся, ни­что́же земно́е име́вшая и всех духо́вно богати́вшая.

Ра́­дуй­ся, ми́лостивым тво­и́м се́рд­цем стра́­жду­щим сострада́вшая; ра́­дуй­ся, по́­мощь им чрез до́б­рых лю­де́й посыла́вшая.

Ра́­дуй­ся, чу́ждая ми́­ру, в ми́­ре живу́щим бла́­го твори́вшая; ра́­дуй­ся, ве́­ка се­го́ суему́дрия отверга́тися научи́вшая.

Ра́­дуй­ся, пла́кати с пла́чущими нас подвига́ющая; ра́­дуй­ся, от тя́жкаго сна грехо́внаго пробужда́ющая.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 6

Пропове́дана бысть свя́тость жи­тия́ тво­его́, блаже́нная, жи́телем гра́­да тво­его́, ег­да́ ты, о младе́нце, еще́ не ро́ждшемся, пеку́щися, жене́ до́брей, в до́­ме, то­бо́ю дарова́нном, жи́вшей, рекла́ еси́: Бог те­бе́ сы́­на посла́, теки́ на кла́дбище Смоле́нское. Та́я же, со тща́нием прите́кши, сироту́, рожде́нна ма́терию, вне­за́­пу на пу­ти́ пострада́вшею и сконча́вшеюся, в дом свой прия́ла есть; вся же ле́та жи­тия́ сво­его́, те­бе́ бла­го­да­ря́­ще, сия́ семья́ бла­го­да́т­ная Бо́­гу Человеколю́бцу взыва́ше: Алли­лу́иа.

Икос 6

Возсия́ла есть сла́­ва по́двигов тво­и́х, блаже́нная ма́­ти Ксе́ние, ег­да́ но́щию на верх хра́ма Смоле́нскаго ка́мение, тая́щися, но­си́­ла еси́, до́­му Пре­чи́с­тей возгради́тися посо́бствующи. Ны́­не же вси моля́щиися во святе́м хра́­ме сем и во всем ми́­ре Бо́жием, взи­ра́ю­ще на о́б­раз твой, вос­пе­ва́­ют ти та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, та́йно твори́ти добро́ науча́ющая; ра́­дуй­ся, к по́двигом бла­го­че́с­тия всех призыва́ющая.

Ра́­дуй­ся, строи́телем хра́мов Бо́­жи­их помога́ющая; ра́­дуй­ся, святы́ню церко́вную возлюби́вшая.

Ра́­дуй­ся, в де́­лех бла­ги́х усе́рдное поспеше́ние; ра́­дуй­ся, трудо́в на́­ших на пу­ти́ спа­се́­ния облегче́ние.

Ра́­дуй­ся, под кро́вом Бо́­жия Ма́­те­ре по́д­ви­ги твори́вшая и та́­ко почи́вшая; ра́­дуй­ся, с Не́ю ны́­не на Небесе́х о нас Хри­ста́ моля́щая.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 7

Хотя́ще судьбы́ людски́я во бла­га́я устро́ити, повеле́ла еси́ де́ве кро́тцей на Охту́ тещи́, проре́кши, я́ко «муж твой та́­мо жену́ погреба́ет». Та же, а́ще и недоумева́шеся, оба́­че не ослу́шася глаго́ла тво­его́, и та́­мо вдовца́ мла́да, над гро́бом жены́ рыда́вшаго, сре́тила есть и уте­ше́­ние в мо­ли́т­ве ему́ подаде́. Ле́ту же мину́вшу, о́на венча́стася, и та́­ко мно́гая ле́та в любви́ и согла́сии пожи́вше, чад сво­и́х наставля́ху те­бе́, свя­та́я ма́­ти, чти́ти, Бо́­гу же вос­пе­ва́­ти песнь: Алли­лу́иа.

Икос 7

Но́вое чу́­до показа́ла еси́, блаже́нная, посреде́ скве́р­ны людски́я ду́­шу твою́, юро́дством сокры́тую, в кро́­тос­ти а́нгельстей соблю́дши. Нау­чи́ и нас, ма́­ти Ксе́ние, и ма́лыя до́ли скор­бе́й тво­и́х не терпя́щих и в ро́поте на Бо́­га и бли́жняго дни на́ши иждива́ющих, вся свы́­ше посыла́емая в тер­пе́­нии сноси́ти, да взи­ра́ю­ще на по́д­ви­ги твоя́, чи́стым се́рд­цем зо­ве́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, ми́­ру злохла́дному бла­го­да́т­ную му́дрость яви́вшая; ра́­дуй­ся, ни­ще­ты́ ду­хо́в­ныя бла­же́н­ство вкуси́вшая.

Ра́­дуй­ся, о́б­раз терпе́ния и благосе́рдия нам по­даю́­щая; ра́­дуй­ся, смире́нием и покая́нием от бед избавля́тися науча́ющая.

Ра́­дуй­ся, с мо­ли́т­вою и лю­бо́­вию дете́й благословля́вшая; ра́­дуй­ся, прикоснове́нием ру­ку́ твое́ю чу­де́с­но их исцеля́вшая.

Ра́­дуй­ся, уны́­ние тя́жкое, ду́­шу сокруша́ющее, от нас отводя́щая; ра́­дуй­ся, на­де́ж­дою не­сум­не́н­ною на ми́­лость Бо́­жию окриля́ющая.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 8

Стра́нница бездо́мная протекла́ еси́ путь ско́рбный жи­тия́ тво­его́ в сто́льнем гра́­де Оте́чества на́­ше­го, ма́­ти блаже́нная, взыску́ющи гра́­да вы́ш­ня­го, Иерусали́ма Не­бе́с­на­го; ны́­не же в нем со А́н­ге­лы и все́­ми свя­ты́­ми пое́ши Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 8

Вся в мо­ли́т­вах ко Твор­цу́ пребыва́ющи, ма́­ти свя­та́я, до успе́­ния тво­его́, от страда́ний и по́двигов к жи́з­ни блаже́ней и ве́чней невозбра́нно прешла́ еси́. Се­го́ ра́­ди, преклоня́юще коле́на сер­де́ц на́­ших, бла­го­го­ве́й­ное пе́­ние ти при­но́­сим:

Ра́­дуй­ся, во оби́­те­лех го́рних с ли́ки свя­ты́х лику́ющая; ра́­дуй­ся, и нас, те­бе́ мо­ля́­щих­ся, та́­мо не забыва́ющая.

Ра́­дуй­ся, чу­де­са́ неисче́тная по успе́нии тво­е́м яви́вшая; ра́­дуй­ся, сме́ртно бо­ля́­щих, врачми́ оста́вленных, исцеля́вшая.

Ра́­дуй­ся, в пия́нстве ги́бнущих устра­ше́­ние и ис­прав­ле́­ние; ра́­дуй­ся, ме́ста слу­же́­ния лиши́вшимся благо́е поспеше́ние.

Ра́­дуй­ся, вдо­ви́ц и жен, супру́гом оста́вленных, покрови́тельнице; ра́­дуй­ся, стра́нников и безприю́тных пи­та́­тель­нице.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 9

Вся́­кия утоли́ бо­ле́з­ни, блаже́ная ма́­ти Ксе́ние, на тя наде́ющихся и к по́­мо­щи тво­е́й усе́рд­но при­те­ка́ю­щих: я́ко­же помина́вших пре́ж­де ду́­шу твою́ ра́­ди ду­ши́ своея́ спа­се́­ния, по заве́ту тво­ему́, та́­ко и ны́­не по­мя­ни́ всех, про­слав­ля́ю­щих тя, Бо́­гу же, в те­бе́ ди́в­но про­сла́в­лен­но­му, во­пию́­щих непреста́нно: Алли­лу́иа.

Икос 9

Ви­ти́я суему́дренныя ра­зу­ме́­ти не мо́гут, ка́­ко ты безу́мием сво­и́м безу́мие ми́­ра се­го́ обличи́ла еси́ и не́мощию свое́ю си́льныя и кре́пкия посрами́ла еси́: не ве́­да­ют бо в те­бе́ си́­лы и пре­му́д­ро­сти Бо́­жия. Мы же, тя почита́юще, с лю­бо́­вию зо­ве́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, Бо­же́ст­вен­на­го Ду́­ха се­ле́­ние; ра́­дуй­ся, ве́­лие к Бо́­гу дерз­но­ве́­ние.

Ра́­дуй­ся, у усыпа́льницы твоея́ мо­ля́­щим­ся явля́ющаяся и им помога́ющая; ра́­дуй­ся, земле́ю и еле́ем от нея́ мно́­гия освяти́вшая и от не­ду́г исцели́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко одержи́мых страсть­ми́ от ги́бели спаса́еши; ра́­дуй­ся, я́ко отверга́тися се­бе́ нас науча́еши.

Ра́­дуй­ся, люб­ве́ и сми­ре́­ния путь во спа­се́­ние нам указу́ющая; ра́­дуй­ся, во хра́­ме Бо́жием с на́­ми незри́мо пребыва́ющая.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 10

Спас­ти́ лю́­ди хо­тя́­щи, блаже́нная ма́­ти Ксе́ние, при́с­но да́руеши им за­ступ­ле́­ние твое́ чу́дное. Се де́ву благочести́вую с вдови́цею ма́терию ея́, в кану́н венча́ния у гробни́цы твоея́ усе́рд­но моли́вшуюся, от бра́ка спасла́ еси́ со злоде́ем, и́же ра́тнаго че­ло­ве́­ка уби́, и́мя же и чин его́ се­бе́ присво́и. В день то́йже уби́йца о́ный вне­за́­пу обличе́н бысть и, у́жасом объя́т, ис­по­ве́да пред все́­ми, я́ко си́­ла Бо́­жия сироту́ от бра́ка с ним из­ба́­ви, мы же, ди­вя́­ще­ся си́­ле мо­ли́тв тво­и́х, нас спаса́ющих, вос­пе­ва́­ем Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 10

Сте­на́ еси́ неруши́мая, преблаже́нная ма́­ти, и дом пра­во­сла́в­ных. Не оста́­ви и ны́­не супру́ги разлуче́нныя, помози́ роди́телем, за гре­хи́ своя́ о ча́дех сле́зы пролива́ющим, нау­чи́ ю́ноши и де́­вы в чис­то­те́ се­бе́ храни́ти и всех нас святы́ню уз семе́йных почита́ти, да еди́неми ус­ты́ вос­пе­ва́­ем ти та́­ко:

Ра́­дуй­ся, дев бла­го­чес­ти́­вых от бра́ка неве́рнаго из­бав­ля́ю­щая; ра́­дуй­ся, спу́тника жи́з­ни до́браго им обрести́ помога́ющая.

Ра́­дуй­ся, сро́дник вражду́ющих благо́е при­ми­ре́­ние; ра́­дуй­ся, слез де́тских осуше́ние.

Ра́­дуй­ся, от убие́ния младе́нцев во чре́ве жена́м гро́з­ное пре­ще́­ние; ра́­дуй­ся, на ка́мени люб­ве́ и ве́­ры домо́в устрое́ние.

Ра́­дуй­ся, супру́гов, сме́р­тию разлуче́нных, уте­ше́­ние; ра́­дуй­ся, в жи́з­ни безсме́ртней ве́чное их соедине́ние.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 11

Пе́­ние бла­го­да́р­ствен­ное при­но́­сят ти, ма́­ти блаже́нная, лю́­дие пра­во­сла́в­нии, от бед и бо­ле́з­ней мо­ли́т­ва­ми тво­и́ми изба́вленнии; и ны́­не, а́ще попу́стит нам Всепра́ведный Гос­по́дь ско́р­би грех на́­ших ра́­ди, со сле­за́­ми к те­бе́ припаде́м, упова́юще на ми́лостивое твое́ о нас к Бо́­гу предста́тельство, да воспое́м Ему́: Алли­лу́иа.

Икос 11

Све­то­за́р­ная лу­ча́ во мра́це жи­тия́ се­го́, путь ко Све́­ту Непристу́пному освеща́ющая, яви́­ла­ся еси́, богому́драя Ксе́ние, чу­де́с мно́жеством просия́вши. В лю́тую же годи́ну гоне́ний безбо́жных ве́рнии от часо́вни твоея́ не отступи́ша, но, презре́вше и страх сме́ртный, с ве́­рою и упова́нием к те­бе́ притека́ху, се́рд­цем вос­пе­ва́ю­ще си́­це:

Ра́­дуй­ся, безнаде́жных на­де́я­ние; ра́­дуй­ся, в бе́здне отча́яния погиба́ющих спа­се́­ние.

Ра́­дуй­ся, уни́женных и гони́мых покрови́тельнице; ра́­дуй­ся, от клеветы́ и суда́ непра́веднаго защи́тнице.

Ра́­дуй­ся, оби́­ди­мых и обездо́ленных уте­ше́­ние; ра́­дуй­ся, оби́дящих гро́з­ное вразумле́ние.

Ра́­дуй­ся, гра́­да свя­та́­го Пет­ра́ за­сту́п­ни­це; ра́­дуй­ся, ча́­дом зем­ли́ Рос­си́й­ския ма́­ти и пи­та́­тель­нице.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 12

Бла­го­да́ть утеше́ний оби́ль­но излива́еши, блаже́нная Ксе́ние, всем чту́­щим па́­мять твою́ и к зас­туп­ле­нию тво­ему́ при­те­ка́ю­щим. Те́м­же и мы, гре́ш­нии, на тя по Бо́­зе на­де́ж­ду на́­шу возлага́ем и мо́­лим­ся те­бе́ усе́рд­но: не оста́­ви нас во об­стоя́­ни­их ско́рб­ных, умо­ли́ Го́с­по­да сил, да не отпаде́м от ве́­ры пра­во­сла́вныя, в ней­же то­бо́ю утвержда́еми, зо­ве́м Ему́ ве́р­но: Алли­лу́иа.

Икос 12

Пою́­ще мно́гая твоя́ чу­де­са́, блаже́нная ма́­ти Ксе́ние, вос­хва­ля́­ем тя, я́ко те́плую на́­шу за­сту́п­ни­цу и ско́рую предста́тельницу. Улуча́юще же от те­бе́ по́­мощь бла­го­да́т­ную, неуста́нно вос­пе­ва́­ем ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, све́­том кро́­тос­ти твоея́ вся концы́ зем­ли́ озари́вшая; ра́­дуй­ся, жи­ти­е́м тво­и́м по́стническим горды́ню диа́вольскую посрами́вшая.

Ра́­дуй­ся, до́­му ца́рскому поможе́ние и благослове́ние; ра́­дуй­ся, ми́­ра Бо́­жия в серд­ца́ ве́р­ных на­са­жде́­ние.

Ра́­дуй­ся, о спа­се́­нии Оте́чества на́­ше­го при́с­но моля́щаяся; ра́­дуй­ся во Оте́чество Не­бе́с­ное нам путь указу́ющая.

Ра́­дуй­ся, по Бо­го­ро́­ди­це в ско́р­бех и пе­ча́­лех на́­ше уте­ше́­ние; ра́­дуй­ся, по Бо́­зе гре­хо́в на́­ших про­ще́­ние и ве́чное спа­се́­ние.

Ра́­дуй­ся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о ду­ша́х на́­ших.

Кондак 13

О свя­та́я блаже́нная ма́­ти Ксе́ние, в жи­тии тво­е́м крест тя́жкий поне́сшая. При­ими́ от нас, гре́ш­ных, мо­ле́­ние сие́, те­бе́ при­но­си́­мое, огради́ нас мо­ли́т­ва­ми тво­и́ми от наве́тов ду­хо́в тьмы, от бед и на­па́с­тей, умо­ли́ Всеще́драго Бо́­га пода́ти нам си́­лу и кре́­пость, да взе́мше крест свой, восле́д Хри­сту́ гряде́м, пою́­ще Ему́ с то­бо́ю вове́ки: Алли­лу́иа.

Этот кондак чи­та­ет­ся трижды, за­те́м 1-й икос «Равноа́нгельски на зем­ли́ …» и 1-й кондак «Избра́нная уго́дница …».

Мо­ли́т­ва

О свя­та́я всеблаже́нная ма́­ти Ксе́ние! Под кро́вом Всевы́шняго жи́вшая, ведо́мая и укрепля́емая Богома́терию, глад и жа́жду, хлад и зной, поноше́ния и гоне́ния претерпе́вшая, дар прозорли́вости и чудотворе́ния от Бо́­га прия́ла еси́ и под се́нию Всемогу́щаго поко́ишися. Ны́­не Свя­та́я Це́р­ковь, я́ко благоуха́нный цвет, прославля́ет тя. Пред­стоя́­ще на ме́сте погребе́ния тво­его́, пред о́б­ра­зом тво­и́м свя­ты́м, я́ко живе́й ти, су́­щей с на́­ми, мо́­лим­ся те­бе́: при­ими́ про­ше́­ния на́­ша и принеси́ их ко Пре­сто́­лу милосе́рдаго От­ца́ Не­бе́с­на­го, я́ко дерз­но­ве́­ние к Не­му́ иму́щая. Ис­про­си́ при­те­ка́ю­щим к те­бе́ ве́чное спа­се́­ние, на бла­га́я де́ла и на­чи­на́­ния на́­ша ще́дрое благослове́ние, от вся́­ких бед и скор­бе́й из­бав­ле́­ние. Предста́ни свя­ты́­ми тво­и́ми мо­ли́т­ва­ми пред Все­ми́­ло­сти­вым Спаси́телем на́­шим о нас, не­до­сто́й­ных и гре́ш­ных. Помози́, свя­та́я блаже́нная ма́­ти Ксе́ние, младе́нцы све́­том свя­та́­го креще́ния озари́ти и печа́тию да́­ра Ду́­ха Свя­та́­го запечатле́ти, о́троки и отрокови́цы в ве́­ре, че́стности, богобоя́зненности воспита́ти и успе́хи в уче́нии им дарова́ти; боля́щия и неду́гующия ис­це­ли́, семе́йным лю­бо́вь и согла́сие низпосли́, мо­на́­шест­вую­щих по́двигом до́брым подвиза́тися удосто́й и от поноше́ний огради́, па́стыри в кре́­пос­ти Ду́­ха Свя­та́­го утвер­ди́, лю́­ди и стра­ну́ на́­шу в ми́­ре и безмяте́жии со­хра­ни́, о лише́нных в предсме́ртный час причаще́ния Свя­ты́х Хри­сто́­вых Та́­ин умо­ли́. Ты на́­ша наде́жда и упо­ва́­ние, ско́­рое услы́­ша­ние и из­бав­ле́­ние, те­бе́ благодаре́ние возсыла́ем и с то­бо́ю сла́­вим От­ца́, и Сы́­на, и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Биография Ксении Петербургской

Блаженная Ксения Петербургская (родилась между 1719/1730 – умерла не позднее 1806) – православная святая, юродивая. Жила в Петербурге, принадлежала дворянскому роду, настоящее имя – Петрова Ксения Григорьевна. Любовь к ближним и их спасение стали основой её подвига – казаться безумною и терпеть людские насмешки. Ксения смиренно всё вынесла, трудилась, молилась, постилась и странствовала, за что Бог дал ей дар быть прозорливой и творить чудо. За чудесные исцеления, сотворённые её молитвами, вся часовня на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга испещрена людскими благодарностями. В 1988 году Блаженная Ксения была канонизирована.

Мирское житие

Ксения появилась на свет в Петербурге в период между 1719 и 1730 годами в благородной и обеспеченной семье. О её детских и юношеских годах нет достоверной информации. Реальные факты имеются уже с начала её подвига юродства.

Когда девушке было восемнадцать лет, она вышла замуж за Петрова Андрея Фёдоровича, служившего придворным певчим. Жили супруги счастливо, в полном взаимопонимании и согласии. Андрей Фёдорович достиг чина полковника, но брак оказался не долгим.

Через восемь лет супруг неожиданно скончался, не успев исповедаться и причаститься. Ксения осталась одна, ей было всего двадцать шесть лет. Ужасная трагедия её настолько потрясла, что молодая женщина решилась на сложнейший в христианстве подвиг – сделаться безумной, чтобы принести в жертву Господу человеческий разум. Так она хотела выпросить у него помилование для внезапно умершего мужа.

Отречение от всего земного

Земные звания и богатства отныне не нужны были Ксении, она отреклась даже от своего имени. Вдова взяла имя мужа и шла под ним до конца своих дней.

Когда хоронили супруга, Ксения облачилась в его бельё и обмундирование и в таком виде последовала за гробом. Удивлённым родственникам и знакомым вдова отвечала, что Андрей Фёдорович не умер, а перевоплотился в неё, а вот Ксении Григорьевны больше нет, она умерла. Родные жалели её, полагая, что от горя у женщины помутился рассудок. Отныне она стала откликаться только на имя Андрея Фёдоровича.

Дом, доставшийся ей после кончины супруга, молодая вдова отдала в дар Параскеве Антоновой, которая до этого снимала у них комнату. При этом взяла с неё обещание, что Параскева всегда будет помогать нищенствующим странникам. Всё, что было в доме, раздала нуждающимся, а имевшиеся деньги отнесла в храм «за упокой души рабы Божьей Ксении».

Прослышав об этом, родные Андрея Фёдоровича обратились к его начальнику с просьбой остановить безумную женщину и запретить ей раздавать вещи из дома. Было назначено медицинское обследование, но оно показало, что Ксения в полном здравии, в связи с чем имеет право самостоятельного распоряжения имуществом.

Вдова раздала всё, что у неё было, оставшись только в костюме мужа, ушла из дома и отправилась странствовать по питерским улицам. Днями напролёт ходила она по городу, в зимнюю пургу и в летний зной, не обращая внимания на нападки и насмешки. Злые люди глумились над незлобной и кроткой, с невразумительной речью и в странной одежде женщиной, больше всех издевались мальчишки-шалуны. Но не перестала Ксения молиться и нести безропотно свой подвиг.

Юродивая, творившая добро

Люди называли её сумасшедшей, но Ксения по-прежнему пребывала в полном здравии и своим поступкам могла дать отчёт. Просто земная жизнь без любимого супруга её больше не интересовала, и она хотела найти утешение у сил небесных. Днём скиталась по улочкам Петербурга, а по ночам уходила за город, где в любую погоду становилась на колени и до самого рассвета искренне молилась Богу.

В тот период на Смоленском кладбище Петербурга строили новый каменный храм. Сооружение было уже довольно высокое, и строителям, перед тем как продолжать кладку, нужно было сначала натаскать кирпичей наверх. Ксения захотела им помочь. По ночам, когда на стройке никого не было, она носила кирпичи. Утром строители приходили на работу и диву давались: материал уже был наверху, оставалось только класть. Как-то раз они решили проследить, что за ночные чудеса происходят на стройке, и увидели, что помогает им «безумная» Ксения, которая в Петербурге уже стала известной.

Один раз её заметили спящей в чужом огороде, а на утро хозяйка обнаружила, что все грядки прополоты.

Постепенно люди стали видеть в Ксении не глупую побирушку, а особенную юродивую. Не от каждого она брала милостыню, а только от доброго человека с чистым сердцем. Когда ей давали продукты, она оставляла немного себе, остальными делилась с нуждающимися. Если подавали монеты, блаженная раздавала их другим нищим.

Через несколько лет скитаний обмундирование супруга совсем обносилось, а босые ноги распухли от мороза. Люди стали нести Ксении одежду и уговаривали переодеться. С той поры она ходила в туфлях на босую ногу, в кофте и юбке. Много раз ей давали тёплую одежду, обувь, другие необходимые вещи, кров, но она всегда отвечала: «Мне ничего не нужно». Её как будто радовала такая нищета и полная независимость от мирской суеты.

Дар прозорливости

Многие годы она странствовала, прежде чем люди стали замечать в её словах и поступках глубокий смысл, а иной раз и чудо. Ксению стали звать прозорливицей. Если она что-то подавала человеку, то непременно у него потом случалось хорошее событие. А вот когда Ксения у кого-то просила, то этим людям предстояли невзгоды и беды.

Только появлялась она на рынках и улицах, как каждый начинал звать её к себе и угощать своим товаром. Опять же люди подметили, у кого взяла Ксения предлагаемое, у того и торговля будет бойкая. Извозчики наперебой звали её подвезти, к кому садилась блаженная, тот заканчивал день с хорошей выручкой.

Матери, увидев её издалека, хватали детей на руки и бежали к юродивой женщине, лишь бы только она дотронулась до их младенцев. Они были убеждены, что одно лишь прикосновение или поглаживание по голове исцелит малышей, избавит от недугов и болезней.

Господь наградил Ксению прозорливостью за её великое смирение, любовь к ближнему, искренние молитвы, телесное нищенствование и духовный подвиг. Пользуясь Божьим даром, она стала помогать людям в обустройстве жизни и спасении души.

Однажды Ксения спасла и позаботилась о будущем ещё не появившегося на свет малыша. Как-то раз она зашла к Параскеве Антоновой (той женщине, которой оставляла дом) и сказала: «Чего же ты сидишь за штопкою? Беги быстрее на улицу. Там на Смоленском кладбище Бог тебе сына подарил». Параскеву слова блаженной смутили, но она послушалась и пошла на кладбище. Там стояла толпа людей вокруг лежащей на земле беременной женщины, сбитой повозкой. Пострадавшая разродилась мальчиком и умерла. Видя в этом знак Божий, Параскева забрала малыша, усыновила и дала воспитание. Все оставшиеся годы она потом была благодарна Богу и рабе Божьей Ксении за такой дар. Сынок же вырос достойным христианином, до старости любил и почитал свою мать.

Зайдя однажды домой к незамужней девушке, Ксения отправила её на кладбище, сказав при этом: «Там твой супруг хоронит свою жену». Девушка послушалась и пошла. На кладбище она обнаружила мужчину без сознания – вдовца, только похоронившего супругу. Она привела мужчину в чувство и помогла добраться домой, а в будущем вышла за него замуж и прожила счастливую жизнь.

Смерть и память

Почти полвека скиталась Ксения. Под конец жизни она обрела уважение и любовь почти всех жителей Петербурга. Блаженная умерла в конце XVIII – начале XIX века, захоронена на Смоленском кладбище.

Очень мало точных данных о жизни этой святой женщины, неизвестны даже даты её рождения и смерти. Описание жития составлено на основании рассказов очевидцев того времени. Доподлинно известно, что питерцы ещё при жизни стали почитать Ксению как покровительницу их города. Она всегда приходит на помощь каждому, кто обратился к ней с верой и сердечной молитвой.

Во второй половине XIX века на Смоленском кладбище была сооружена маленькая часовенка в память о Ксении. В 1902 году на её месте воздвигли просторную и каменную часовню, проект для которой разработал русский архитектор Александр Всеславин. Дважды её закрывали при советской власти. Сейчас часовня Ксении – одна из главных святынь Санкт-Петербурга, привлекающая сотни тысяч паломников.

Летом 2002 года в белорусской деревне Барань Минской области был открыт монастырь, которому впервые дали имя святой Ксении. В начале весны 2010 года первый в России женский монастырь, посвящённый Ксении Петербургской, открыли в Орловской области в селе Долбенкино.


Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище

Явления и помощь

И даже отправившись в мир иной, Ксения продолжала являться людям и предупреждать об опасностях.

Бедный питерский чиновник Головин был неудачлив в работе и задумал покончить жизнь самоубийством. Блаженная явилась ему и подсказала отслужить панихиду по Ксении на Смоленском кладбище. Мужчина всё в точности выполнил, и дела у него на работе неожиданно пошли в гору.

Подсказала блаженная, что делать и полковничьей вдове, горько рыдавшей о судьбе своих неустроенных сыновей. Выполнив всё, что велела Ксения, женщина теперь плакала от радости, ведь дети её были зачислены в кадетский корпус.

Когда российский царь Александр III заболел тифом, его супруге Марии Фёдоровне подсказали набрать на могиле Ксении песочек и положить больному мужу под подушку. Царица послушалась и всё в точности сделала. Той же ночью во сне к ней пришла Ксения и сказала, что Александр теперь пойдёт на поправку и будет здоров. А также блаженная поведала, что у супругов скоро родится девочка, которой следует дать имя Ксения. Так всё и было.

Канонизация

В 1988 году Блаженную Ксению Петербургскую за многолетнее почитание народом причислили к лику святых. Память её празднуют в православном мире ежегодно 6 февраля и 6 июня.

Церковью Ксения была канонизирована за её любовь к Божьему народу, за бесконечное терпение и молитвы. Она молилась за родной Петербург, за всю Россию, совершая свой подвиг и в лютый мороз, и в знойную жару. Её канонизировали за творение добрых дел, за любовь к обиженным и страдающим людям, за милосердие и служение Богу с полной отдачей.

Для современного человека Ксения служит образцом порядочности, нестяжательства, духовной чистоты и искренней молитвы. Она – пример того, как должны жить люди, которые любят Бога по-настоящему.

В сегодняшнем мире совершенно другие правила, и повторить в полной мере подвиг Ксении, скитаясь по городу в рваной одежде и босиком, вряд ли получится. Но можно повторять её духовный подвиг – делать добро и любить людей.

Записки для Ксении

Существует определённая традиция – нести записки к блаженной Ксении. Сложилась она в результате того, что на протяжении многих лет её часовня в Санкт-Петербурге была огороженной и закрытой. Люди не имели возможности помолиться или заказать молебен, обратиться с просьбами к Ксении и поклониться её гробнице. Они стали нести записочки к часовне, оставлять их в оградке и различных щелях.

Сейчас уже необходимость в этом отпала. Можно спокойно зайти в часовню, послушать чтение молебна, подать записки, которые будет читать священник. Но годами сложившаяся традиция так и осталась. Служители часовни не стали её ломать, а просто сделали для записок специальный ящик. Такие традиции рушить нельзя, потому что человек в записке открывает душу, рассказывает о своих проблемах и просит Ксению о помощи.

А она всех слышит и помогает:

  • кому-то отыскать свою вторую половинку и удачно выйти замуж;
  • а другим, уже давно замужним, сохранить свой брак, если возникли разлады и ссоры;
  • тот, кто хочет найти хорошую работу, идёт с этими просьбами к Ксении;
  • матери просят святую о детях, чтобы росли здоровыми, не попали в дурную компанию;
  • многие обращаются с просьбами исцелить от страшной болезни.

Единственное, чего не стоит просить у святой, так это богатства, денег, крупных лотерейных выигрышей. Она, когда-то отказавшаяся от титула и наследства, презирала деньги и роскошь. Ксения не станет улучшать материальное состояние обратившегося, она помогает обогатиться духовно, очисть помыслы, открыть своё сердце Богу.

Ксения Петербургская – одна из самых любимых и почитаемых русских святых. Икона этой святой есть во многих православных домах, а на её могиле всегда многолюдно. Только ей и Господу Богу известно, сколько человек склоняло колени и прикасалось головами к белому мраморному надгробию со словами молитвы и надежды: «Помоги, Ксеньюшка!»

Малоизвестные факты из жизни Ксении Петербургской

Историк Владимир Синкевич много лет изучает в архивах материалы о святой блаженной Ксении. В 2009 году вышла его книга «Новейшие исследования о житии св. блаж. Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия», в которой он рассказывает о почитаемых адресах святой блаженной Ксении Петербургской.

— Мало кто знает, что благоверная Ксения Блаженная родилась в 1732 г. в год упокоения в землю, основателя Северной столицы — Петра I, умершего в 1725 г. Она единственная святая, которая не просто отреклась от себя, но и фактически отказалась от своего имени (а значит, и Царствия Небесного) ради памяти своего мужа.

На данный момент известно порядка пятидесяти петербургских святых, но именно Ксения Блаженная считается христианской покровительницей нашего города. Нам удалось установить точные питерские адреса родственников и подруг, тех, которые связаны с жизнью блаженной, установили имя ее духовника — им был преподобный Федор Санаксарский. И самое главное — собрали материал по истории того храма, где блаженная Ксения была прихожанкой и от которого сохранился только фундамент.

Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1719 году был разобран, перенесен на Петербургскую сторону, а 31 января 1720 года был переосвящен во имя святого апостола Матфия в честь взятия русскими войсками Нарвы 22 августа 1704 года (в день святого апостола Матфия). Прихожанами храма в XVIII веке были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных полков. Население прихода было по преимуществу военное. Андрей Федорович и его жена были прихожанами этой церкви.

На протяжении более двух столетий храм святого апостола Матфия несколько раз перестраивался, в 1923 году ему был придан статус собора. А 25 июля 1932 года храм был взорван по решению Леноблисполкома.

С июля 2001 года по средам в 19.00 в Матвеевском садике инициативная группа православных верующих проводит молебны с чтением акафиста, а по праздникам крестные ходы. 25 мая 2007 года около фундамента разрушенного храма был поставлен закладной крест.

Часто задают вопрос, почему святая блаженная Ксения отпевалась в церкви святого апостола Матфия, а похоронена именно на Смоленском кладбище, а не каком-то другом. В начале ХIХ века ближайшими кладбищами к храму святого апостола Матфия были только два кладбища, Серафимовское и Смоленское. Матфиевское кладбище, к тому времени, уже было закрыто.

Возможно, захоронение на ближайщем, Смоленском кладбище связано с помощью святой Ксении в строительстве Смоленской церкви.

Святые еще при жизни приуготовляли себя к смерти. И, по-видимому, не случайно память народная донесла участие Ксении Блаженной в строительстве храма на Смоленском кладбище. Ксения Петербуржская готовила себе место на кладбище рядом с церковью (Смоленской) Пресвятой Богородицы, чтобы быть с Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и при жизни, и после смерти.

По предварительным документам и законам того времени, Андрей Федорович — муж блаженной, упокоен на Матфиевском кладбище в 1758 г. недалеко от алтаря бывшего Покровского предела храма св. ап. Матфия. Поэтому и вся последующая жизнь блаженной прошла в приходе Матфиевского храма.

Об обстоятельствах смерти самой святой блаженной Ксении Петербуржской существует только одно свидетельство — Анны Анановой. Иеромонах Венедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации Ксении Петербуржской в 1988 году, приводит текст этого свидетельства. По словам Анны, Ксения, чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: «Я уезжаю в далекое путешествие». Вскоре ее нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище. Отпевалась блаж.Ксения в Матфиевском храме перед иконостасом, сотворенным самим императором Петром 1 около1803 г

Где жила Блаженная — точнее, где находился дом её мужа, полковника А.Ф. Петрова? — На улице, которая теперь называется Лахтинской (Петроградская сторона), а тогда носила имя… самого полковника Петрова. Это считалось обычным: улица звалась именем самого значительного её обитателя. Она не одна такая была. Вот рядом с Лахтинской есть и Бармалеева улица — жил там офицер по фамилии Бармалей. Дом Петровых был двухэтажный, деревянный, выстроенный по типовому проекту офицерских домов. При доме — обширный двор, на нём держали всякую живность… Сейчас на этом месте дома № 2 и № 4. Богато ли жила семья полковника Петрова? — Ну, во всяком случае, не бедно. Даже начинающий дворцовый певчий получал 25 рублей на три месяца — на такие деньги можно было жить, не голодая, и носить не лохмотья. А ведь Андрей Фёдорович был не начинающим: он был полковником! А стало быть, сверх жалованья певчего ему шли и деньги «за погоны». Нет, семья Петровых была достаточной, если не сказать зажиточной. В нищету и бездомность Ксения ушла из жизни сытой и безмятежной. Есть мнение, что полковником Андрей Фёдорович стал в награду за участие в дворцовом перевороте, когда Елизавета Петровна прогнала с трона Анну Леопольдовну… А Елизавета, став царицей, не осталась в долгу перед своими людьми…

Когда Ксения вышла замуж? — Разные источники говорят по-разному. Думают, что она была замужем всего три года (а значит, поженились они с полковником, когда невесте было уже 23 года — немалый возраст по тому времени!) Но это домыслы. Вообще-то тогда разрешалось вступать в брак с 15 лет. Если так, то Ксения, овдовевшая в 26, прожила в браке целых 11 лет!

А что представлял собой сам полковник Петров? — Все источники утверждают одно: он был человеком хорошим, благочестивым, и в этом смысле они с Ксенией были людьми одного духа: оба любили молиться, читать духовные книги (очень редкие в те времена!), ходить в церковь… Кстати, православным тогда специальным указом вменялось в обязанность посещать только свой приходской храм. И никаких вольностей! Никаких! Даже если человек был в продолжительной отлучке, он мог исповедоваться и причащаться только у себя на приходе. А храм, где молились супруги Петровы, был ветхий деревянный храм апостола Матфея. Зимой там не топили, и выстоять долгую службу бывало порой просто мучительно. А в тёплый храм, стоящий рядом, не смей и носа казать!.. Запрещено! Однако супруги Петровы в церковь ходили часто… (Современный адрес того места, где стоял храм апостола Матфея, — Большая Пушкарская ул., д.35, Матфеевский сад; теперь там лишь остатки фундамента…)

Вот что ещё надо сказать о полковнике. Несмотря на всё его благочестие, ему приходилось (именно приходилось!) частенько участвовать в настоящих попойках. Дворцовые певчие были обязаны время от времени выступать перед двором на мирских увеселительных концертах. Вельможные слушатели там увеселялись не только музыкой, но и напитками, — и певцам наливали непременно. И попробуй откажись… И не думай ограничиться «одной рюмочкой». Но ведь это тяжкий крест для благочестивого человека…

Вот и внезапная смерть Андрея Фёдоровича — не после такого ли концерта наступила? Или — прямо на концерте?.. Тогда было бы понятно, почему она произвела такое страшное потрясение в душе его молодой любящей жены… Говорят, что Андрей Фёдорович похоронен всё на том же Смоленском кладбище.

Что известно о родителях блаженной? — Очень мало. Можно предположить, что они были людьми не нищими и не захудалыми, раз сумели выдать дочь за столь завидного жениха… Хотя кто знает? Говорят, что маму святой Ксении звали Марией, что была она женщиной праведной и что в Петербурге до революции почиталась её могилка. Будто бы возле той могилки бил чудесный источник, вода которого исцеляла больных, — но после революции на том месте устроили свалку, люди туда ходить перестали, и теперь никто не помнит, где похоронена раба Божия Мария…

Кто был любимым святым Блаженной? — По некоторым данным, это, во-первых, её небесная покровительница — прп.Ксения Миласская, диакониса; а во-вторых — апостол Матфей, в чьём храме она венчалась, исповедовалась, причащалась и — была отпета…

Что представлял собой Петербург той поры? — О, он очень отличался от того блистательного города, каким он стал в XIX веке! Большинство населения жило за чертой бедности. Мужчин, между прочим, было намного больше, чем женщин, — потому что много было приезжих рабочих, моряков, бродячих торговцев… Да и вообще всякого сброда. Как говорят сейчас, «криминогенная обстановка» оставляла желать много лучшего… Выйти женщине одной на улицу было немыслимо — даже если это была женщина из богатой, знатной семьи… Вот и подумайте: Ксения приняла подвиг юродства, когда ей было всего 26 лет. Молодая, красивая — она ходит по городу, ночует на улице… И никто её не тронул за все эти годы! — такова была особая забота Божия о Своей избраннице, таков был покров благодатный над нею… Отчасти, конечно, её безопасности способствовало то, что носила она мужской костюм и вела себя как безумная, — но… Разве это остановит лиходеев? Нет, Ксению спасала только рука Божия. А вообще-то в Питере жилось тяжело: еда была дорогая и однообразная, о фруктах здесь и не слыхали, жилья катастрофически не хватало… Любой домовладелец должен был быть готов к тому, что в его дом неожиданно подселят в приказном порядке целый отряд рабочих или солдат… Так что поистине царским был подарок, который блаженная Ксения сделала Прасковье Антоновой, отправляясь на подвиг: целый дом ей подарила, — дом своего покойного супруга. Ксения Блаженная по ночам молилась в поле… Где это поле? — Это местность за нынешним Чкаловским проспектом. В те годы там рос редкий лес, лежали обширные поляны, на которых петербуржцы пасли скот… Блаженная Ксения любила там молиться. Она говорила, что Божие присутствие в чистом поле яснее ощущается…

Был ли у Блаженной духовник? — Твёрдых известий на сей счёт не существует, но есть удивительная и вполне правдоподобная гипотеза, основанная на устном предании: Ксения Блаженная окормлялась у другого чудного подвижника того времени — св.прп. Феодора Ушакова (не у адмирала, конечно, а у его дяди-монаха). Такой гипотезе есть некоторые косвенные подтверждения. Между прочим, на путь подвига оба они встали под влиянием смерти близкого человека. Феодор Ушаков был молодым офицером, участвовал в дружеской попойке — и вот в разгар веселья один из бражников вдруг упал мёртвым. Это так потрясло юного Феодора, что он немедленно решил посвятить оставшуюся жизнь Богу… Говорят, что Ксения многажды бывала в Александро-Невской Лавре, исповедуясь у преподобного, а есть сведения (так называемое свидетельство Ивана Егорова), что она жила несколько лет в Алексеевской женской обители близ Санаксарского монастыря, основанной также Феодором Ушаковым. Как знать… В архивах Санаксарского монастыря за тот период значатся несколько «послушниц Ксений», — но есть ли среди них наша, Петербургская?..

Как преставилась блаженная Ксения? — Её современница и добрая знакомая, петербурженка Анна Ананова, вспоминала, что перед самой смертью святая часто говорила: «Я уезжаю в далёкое путешествие». Вскоре её нашли на Смоленском кладбище сидящей, прислонясь к дереву, — уже бездыханной… Откуда взялся обычай писать письма блаженной Ксении? — Обычай этот возник в 30-е годы ХХ века, когда в часовню-усыпальницу зайти было нельзя, а молиться возле её стен было просто опасно. Вместо молитвы верующие приносили записки-прошения, а вместо поклонов прикладывались лбом к стенам часовни. Обычай прижился, и люди до сих пор так делают… Конечно, ничего плохого в такой традиции нет, — напротив, она создаёт ощущение особого личного, тёплого общения с матушкой Ксенией

Наталья Матвеева

6 февраля (24 января ст. ст.) – день памяти блаженной Ксении Петербургской

К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим.

Святая блаженная Ксения Родилась между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась — улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы — Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта (сейчас на месте дома — пустырь).

Их семейная жизнь была очень счастливой: они жили в полном взаимосогласии и понимании, но неожиданно любимый супруг Ксении скончался, не успев даже исповедоваться и причаститься. Ей было тогда 26 лет. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумст-ве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его суп-руга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея он же он же Покровская церковь. Это был и ее приход, но ее нещадно гнали с паперти, ряженную в офицерский мундир. Еще действовали указы Петра Первого и последующих правителей и правительниц о недопущении нищих в публичные места, сюда же могли наведаться иностранные представители и сумасшедшие в лохмотьях роняли имидж великой державы. Однако через 45 лет ее же в этом храме и отпоют с величайшим почтением.

В народе к юродивым, блаженным, убогим, к нищим бродяжкам отношение было, мягко говоря, неоднозначное. Могли пожалеть, подать милостыньку, пустить в непогоду переночевать под крышей, а могли и обругать, бросить комком грязи или камнем. Чтобы изгою общества добиться хоть какого-нибудь внимания ему нужно сначала стать привычным, узнаваемым, своего рода местной достопримечательностью, лучше всего начать творить чудеса. И ее уже узнавали. «Андрей Федорович» — шутливо окликали ее на улице. «Ась» — оборачивалась Ксения. Странная почти анекдотическая нищенка становилась все более популярной личностью. От прочих нищих она отличалась, прежде всего тем, что для себя никогда ничего не просила. Когда окончательно износился и рассыпался полковничий мундир, Ксения Блаженная изредка принимала поношенную юбку или кофту, но обязательно зеленого или красного цвета, потому что мундир, тот полковничий мужнин, был зеленым с красными отворотами и обшлагами.

Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и то не у всех принимала. На иного посмотрит и скажет – «я у тебя копеечку не возьму, ты людей обижаешь». А те, которые копейки брала, тут же раздавала нищим. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; наперебой приглашали ее лавочники – «Андрей Федорович, зайди, угостись, не погнушайся».Особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать.

Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

Позже нашлось у нее и другое ночное занятие. На смоленском кладбище возводилась новая каменная церковь – Троицкий собор, но в середине строительства работы замедлились. Слишком много сил и времени стала занимать доставка стройматериалов наверх, на леса. Однажды утром рабочие, придя на стройку, увидели, что кто-то им здорово помог, мало того, что масса кирпичей была доставлена наверх так еще и сложили их в аккуратные стопки, эти самые кирпичи.

Так продолжалось несколько дней и любопытствующие каменщики решили выяснить личность дармового помощника. Один из рабочих спрятался под тачкой и ночью увидел, как тяжкие заплечные носилки с кирпичами таскала на леса известная всем Ксения Блаженная. Ксения отмаливала, отрабатывала грехи любимого мужа, ушедшего без покаяния, без отпущения земных грехов, ведь сказано, что нет жертвы выше, если кто отдаст душу свою за ближнего своего и многие понимают, что надо отдать жизнь, но сказано то душу. Отречься от своей души и жить душой любимого.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего., накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны, Ксения всем говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». А за несколько дней до убийства молодого наследника престола Иоанна VI блаженная со слезами произносила: «Кровь, кровь». Как-то Ксения зашла к своей знакомой, которой подарила дом и, указав в правую сторону, сказала: «Ты сидишь тут, а Бог тебе младенца послал». Женщина побежала в указанном направлении и обнаружила младенца, мать которого насмерть сбил извозчик. Она взяла ребенка к себе и воспитала его как родного сына. А однажды Ксения пришла в дом к одной девушке и сказала: «Иди скорее на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Девушка вместе с матерью пришла на кладбище, и оказала помощь потерявшему сознание молодому вдовцу, за которого позже вышла замуж.

Так Блаженную Ксению стали считать скорой помощницей и заступницей, особенно в делах касавшихся любви, брака и детей. С годами расширялся круг внутри которого Ксения будто считала себя ответственной за благополучие жителей и уже знали ее на Сенной, в Коломне, в литейной части города и даже близ Дворцовой, и здесь она несла свою круглосуточную неусыпную жертвенную службу. Она пристраивала в кадетское училище детей бедной офицерской вдовы, тушила пожары в мещанских домах, трезвых мастеровых обеспечивала выгодными заказчиками, а честных чиновников хорошими должностями в департаментах и многое-многое другое.

Блаженная Ксения провела в скитаниях 45 лет, и под конец ее жизни каждый житель северной столицы уважал и любил ее.. Считается что она умерла в конце XVIII начале IX века в возрасте 71 -го года и была похоронена на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь. Точно известно только то, что паломничество на ее могилу началось в 1820-м. Даже земля на том месте считалась святой. На могиле сменилось по меньшей мере две плиты, которые благополучно были разобраны на кусочки. В середине 19-ого века поставили маленькую каменную часовню, а уже в начале 20-ого века в 1902 году воздвигли большую каменную. И это притом, что официально Блаженная не была причислена к лику святых. Впрочем, это обстоятельство не мешало часовне стать одним из самых популярных мест паломничества.

Шли годы и десятилетия… При советской власти был взорван храм святого апостола Матфея, где искала приюта блаженная нищенка Ксения и где ее отпевали. Троицкую церковь на смоленском кладбище в том же 1932 году разобрали на кирпичи. Могилу Блаженной Ксении зацементировали, часовню огородили забором. Во время Великой Отечественной войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы блаженной разобрали. Утварь из цветного металла сдали в переплавку, почти все иконы были сожжены. Но народ все шел и шел, не имея возможности поклониться праху покровительницы города, засовывали в щели забора записки с просьбами и молениями.

Очевидец, оказавшийся здесь страшной зимой 1941 года, конечно понимал, что читать чужие письма непорядочно, нехорошо, но как он говорил ветер вырывал записки из всех щелей и уносил в ледяную мглу. Он подобрал некоторые из них и вот их содержание: «Милая Ксения, устрой так, чтобы я получила рабочую хлебную карточку на 250 грамм. Маня», «Дорогая святая Ксенюшка, моли Бога, чтобы немец не разбомбил наш дом на Малой Посадской 4 и чтобы мы не умерли голодной смертью. Таня, Вадик и бабушка», «Дорогая Ксения, проси Бога, чтобы он сохранил моего жениха, шалопутного матроса Аркашку, чтобы он не подорвался на своем тральщике на мине в Финском заливе. Желаю тебе счастья в раю, крепко тебя целую, Ксенюшка. Валентина». Вот такие записки…

По окончании войны, уступая настойчивым просьбам верующих, в 1946 году было получено разрешение на открытие часовни, которая вскоре была отреставрирована. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа.

В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее стенах по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки. «Могилу Ксении,- вспоминает Марфа, певчая храма Смоленской иконы Божией Матери, — замуровали, поставили на ней постамент. На этом постаменте работали мастера. Словно на трясине… Ни одного гвоздика не дала им вбить Христова угодница — все валилось из рук… Тогда решили наладить изготовление статуй типа «Женщина с винтовкой», «Девушка с веслом». Опять незадача. Сколько раз, бывало, крепко-накрепко запрут мастера часовню, утром приходят, а вместо скульптур одни черепки…» Через некоторое время работу в мастерской пришлось и вовсе прекратить. Верующие пытались очистить часовню, и двое молодых людей были брошены за это в тюрьму сроком на пять лет. Но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. К ее могилке, находящейся в часовне, стекались паломники со всей многострадальной России и из других стран Русского рассеяния.

В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Часовню подняли из руин всем миром. Она была вновь освящена в 1987 году.

В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий всенародно огласил перед часовней Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении Петербургской к лику святых (в Русской Православной Церкви за рубежом прославление блаженной Ксении состоялось в 1978-м году). Покойный Патриарх Алексий II всю жизнь сохранял трепетное отношение к петербургской святой: хотя бы раз в год, в свой приезд в Петербург, посещал храм и часовню, служил Литургию, молебны, говорил слово прихожанам. Он считал Смоленский храм и часовню своим любимым детищем.