Вызов священника на дом

КАК ПРИГЛАСИТЬ СВЯЩЕННИКА НА ДОМ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО ИЛИ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА Бывают случаи, когда люди по болезни, немощи и старости не могут сами прийти в храм, исповедаться и причаститься. Тогда для их причащения на дом приглашается священник. Таинство причащения на дому также совершается над умирающими православными христианами. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последней минуты. Если человек находится в тяжелой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника. Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре. Причащение на дому совершается по чину «Егда вскоре больному дати причастие». Это небольшое последование, во время совершения которого священник читают молитвы об исцелении болящего и прощении его грехов. О том, как подготовить того или иного больного к причастию, необходимо посоветоваться со священником. Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь находящихся при смерти). Чтобы пригласить священника к больному на дом, нужно заранее прийти в храм (желательно за несколько дней до предполагаемого визита батюшки, если состояние больного это позволяет) и лично изложить священнику свою просьбу. Договориться с батюшкой о времени и дне посещения, а также оставить свой адрес и телефон. Если встретиться со священником не представляется возможным, следует оставить за свечным ящиком (где принимают записки и продают свечи) свой телефон, адрес, а также написать, в каком состоянии находится больной. Если состояние болящего очень тяжелое и его напутствие не терпит отлагательств, а найти священника в храме по каким-либо причинам не удалось, следует поехать в другую церковь и постараться найти там дежурного священника. Конечно, это возможно сделать, только если в вашем городе не один храм. Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка. После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух. Мы причащаемся святых Христовых таин во исцеление души и тела, и во время болезни, немощи причастие особенно необходимо православным христианам. Можно привести немало примеров, когда после исповеди, соборования и причащения тяжело больные люди, которых родственники уже считали умирающими, восставали с одра болезни. Мне приходилось наблюдать в момент причащения тяжкоболящих какое-то особое просветление их разума и чувств. Умирала одна моя родственница, и я пришел к ней для исповеди и причащения. Ей было уже 90 лет и в период последней болезни ее сознание было сильно помутненным, она заговаривалась, не всегда узнавала близких. Но во время исповеди, перед причастием, разум вновь вернулся к ней, и исповедовалась она с полным пониманием и сокрушением сердечным, сама называла свои грехи. В другой раз меня пригласили к одной нашей старой прихожанке. Состояние ее было очень тяжелым. Признаться, я даже не знал, смогу ли ее причастить. Она лежала на спине с закрытыми глазами, ни на что не реагировала, а лишь хрипло дышала. Но как только я поднес к ней чашу с частицей святых даров и начал читать молитву перед причащением, женщина перекрестилась четким крестным знамением и открыла уста для причащения.

Услуги священнослужителя

В современном обществе не слишком часто встретишь истинно верующих людей, которые чтут и соблюдают божьи наставления. Но в течение жизни, много людей, которые были даже ярыми атеистами, приходят в церковь и начинают чтить православные каноны, укрепляя тем самым веру в бога. Вызов священника на дом возможен в ряде случаев:

  • Желание больного или умирающего человека, а так же попытка членов его семьи облегчить страдания.
  • Когда требуется освятить дом или квартиру, для получения благословения.
  • При переезде на новое место жительства, чтобы получить счастье и благополучие.
  • Если в доме начали происходить непонятные и необъяснимые явления.
  • После смерти одного из членов семьи, особенно, если она была насильственной.

Как пригласить священника на дом?

Сначала нужно прийти в храм, подойти к священнослужителю и поинтересоваться своим вопросом. Батюшка расскажет, какие атрибуты потребуются для проведения таинства, когда он сможет посетить жилище и сколько стоит данная услуга. После посещения дома и проведения обрядов, нужно поблагодарить служителя церкви. Если нет возможности посетить церковь лично, то можно прибегнуть к помощи посредника, позвонить по телефону или обратиться к церковным служителям через официальный сайт.

Подготовка дома к приезду батюшки

Если требуется вызвать батюшку на дом к больному человеку, то нужно его подготовить для причастия (как это сделать — подскажет священник) и прибраться в комнате. Приготовить необходимые атрибуты (свечи, масло, теплую воду, церковное вино Кагор и т.д), более подробный список нужных вещей для проведения обряда подскажет батюшка.

Когда потребовалось освятить жилище, предварительно нужно сделать генеральную уборку и убрать собаку (если живет в квартире), только потом вызвать на дом священника. Необходимо приготовить свободный столик с чистой скатертью, где батюшка может разложить святые принадлежности.

Сколько стоит вызов на дом священника?

Цена за услуги может зависеть от различных факторов:

  • Цель, для которой был приглашен священник на дом.
  • Финансовое положение семьи.
  • Количество комнат, если требуется освятить дом.
  • Расстояние от церкви до места проведения ритуала.
  • Щедрость человека, желающего получить благословение.

Поэтому, сколько стоит вызвать батюшку на дом, будет зависеть от индивидуальных потребностей семьи. Если члены семьи испытывают материальные трудности и не имеют возможности заплатить за причастие или освящение, служитель церкви никогда не откажет бесплатно провести необходимые действия.

Посещение вашего дома служителем церкви поможет решить многие духовные вопросы и сделать выводы о правильности поступков. Вера в бога помогает людям более стойко переносить все испытания, которые выпадают на их долю. Потребность пригласить священника на дом является важным шагом к началу духовной жизни.

А информацию по проведению поминок можно посмотреть

Чин причащения больного на дому

О СВЯЩЕННИКЕ, СОВЕРШАЮЩЕМ ПРИЧАЩЕНИЕ БОЛЬНОГО

Православная Церковь, освящая и укрепляя нас таинствами и молитвами в продолжение всей нашей жизни, не меньшее попечение прилагает о нас и тогда, когда мы подвергаемся различного рода тяжелым болезням и недугам или стоим уже у врат вечной жизни.

С древнейших времен церковными правилами (Первый Вселенский Собор, 13 пр.) определено, чтобы никто из отходящих из этой жизни не был лишен причащения Святых Таин как последнего и важнейшего напутствия. Поэтому больных, которые не могут прийти в храм для причащения, Церковь позволяет причащать Святых Таин на дому, и даже после вкушения пищи, чтобы кто не умер без причастия. В Требнике помещен «чин, егда случится вскоре вельми больному дати причастие» (Большой Требник, гл. 23 и Малый Требник).

Священник Православной Церкви должен особое иметь попечение о вечном спасении больных. Это одна из самых важных и в то же время самых трудных обязанностей священнического звания.

Священник, позванный к постели умирающего, напутствует его в вечную жизнь спасительными Тайнами Тела и Крови Христовых. Приобщение больного Святых Таин может послужить как духовному, так и телесному его врачеванию.

Нигде так не проявляется сострадание и любовь священника к пасомым, как у постели больного. Посещение больных принадлежит к числу самых утешительных обязанностей священника и делается неисчерпаемым источником благословения и благодарности со стороны страждущего, получившего успокоение, утешение, воодушевление и подкрепление через исповедь и приобщение Святых Таин, и чрез слово пастыря, исполненное духом любви, участия и сострадания к больному.

Вместе с тем священник своим посещением больного должен способствовать той цели, которой Бог хочет достигнуть, испытывая больного скорбями и болезнями как средствами спасения и вразумления, соответственно его внешней и внутренней жизни и духовному состоянию.

От самого священника, посещающего больного, много требуется знания человеческого сердца, такта и благоразумия, много терпения и любви, равно энергии и живой ревности к делу Божию для достижения несомненной духовной пользы при посещении больных. Скромность (особенно относится к молодым священникам), кротость и смирение, участие к горю и страданиям в соединении с ласковостью, отсутствие брезгливости, выдержка и спокойствие, мудрость, христианское благоразумие и осмотрительность в слове и наставлении больному, и многие другие личные качества должны быть у священника как утешителя и духовного отца своих больных духовных чад. При посещении больных только молитва доставляет священнику истинную бодрость, делает его кротким, терпеливым и любвеобильным. Молитва о себе и о больном.

Священник должен тщательно блюсти, чтобы, будучи позван к тяжелобольному, своим отказом или замедлением не лишил умирающего больного последнего и спасительного напутствия Святыми Тайнами. Великий грех на душе священника, если больной, по его вине, отойдет в загробную жизнь без принятия Святых Тайн.

ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО

Больные обычно причащаются запасными Святыми Дарами, заранее приготовленными и хранящимися в дарохранительнице (св. кивоте) на престоле. Для причащения больного священник в епитрахили и поручах с благоговением берет частицу Святых Даров (по числу больных) из дарохранительницы и полагает в особый ковчежец, употребляемый при причащении больных; ковчежец же вкладывается в дароносицу. Дароносицу священник, идя к больному, должен нести на своей груди, с подобающей таинству честью, в сумочке, при помощи ленточки надеваемой на шею.

Придя в дом больного, священник обыкновенно расстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью, одевает поручи и епитрахиль, на воздух полагает дароносицу, возжигает пред ней свечу и, сделав пред Святыми Тайнами поклон, приступает к совершению священнодействия. «Приемлет иерей, — говорится в Требнике, — (лжицей) часть от Святых Таин, влагает в (маленький) потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то».

После этого священник творит возглас: «Благословен Бог наш», читает обычное начало, по «Отче наш» читает «Верую», и после молитвы Святому Духу, — еще 3 молитвы. Во всех этих молитвах Церковь от лица больного умилостивляет Господа, исповедует правую веру и недостоинство готовящегося причаститься, призывает Святого Духа, очищающего нас от всякой скверны, и произносит молитвы об отпущении грехов больному и о достойном принятии Святых Таин. Последняя из этих молитв особенно умилительна для больного многократным призыванием Господа (читается лицом к больному): «Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя… и прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего».

Если больной прежде этого не исповедовался, то священник исповедует его наедине, и после этого читает молитву о кающемся: «Господи Боже наш», после которой произносит разрешительную молитву таинства Исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос» (см. чинопоследование исповеди) и, пригласив обязательно домочадцев, тотчас причащает больного.

Пред причащением больного священник обыкновенно произносит: «Со страхом Божиим и верою приступи» и читает молитву «Верую, Господи, и исповедую…», которую больной повторяет за священником. При приобщении произносит: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крови…».

После причащения читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое, Отче наш, тропарь дня и Богородичен, и творит священник отпуст настоящего дня.

Примечание.

Тяжелобольных допускается причащать без соблюдения правила, положенного для приготовления ко св. Причащению, даже после вкушения пищи, но не иначе, как после исповеди. Но при возможности больные, так же как и здоровые, воздерживаются от принятия пищи пред причащением.

ИСТОРИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ

Обычай во всякое время причащать больных на дому имеет свое основание в практике древней христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствовавших при совершении литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в церкви. Не менее древне и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч. Обычай напоять Тело Христово Святою Кровию для причащения в домах прежде всего возник в египетских странах, как видно из послания папы Юлия к египетским епископам; а отсюда этот обычай перешел на всю Восточную Церковь.

В древней Восточной Церкви не было особого краткого чина причащения больных, так как и обычное последование ко святому Причащению, заменой которого служит чин причащения больных, в древности отличалось краткостью. В первый раз такое чинопоследование было составлено частным лицом, неизвестным автором, италийским греком, во второй половине VII в. Однако это последование, отличавшееся сложностью и законченностью, не было внесено ни в греческие Евхологии, ни в славянские Требники, хотя в Италии имело широкое употребление.

Помещенный в Требнике чин причащения больных произошел в Русской Церкви. Начало ему положено в ответе Новгородского епископа Нифонта Кирику (XII в.), хотя в нем и не указываются определенно все молитвы. В ответе Нифонта этот чин излагается так: после начального возгласа священника «Благословен Бог наш» и начальных молитв читается Символ веры, молитва: «Вечери Твоея тайныя», Слава: Царю Небесный. И ныне: Богородичен, Господи помилуй (40 раз), молитва пред причащением и самое причащение.

Этот устав причащения «вборзе» печатался отдельно в богослужебных книгах, начиная с XVI века. Две молитвы, входящие в состав нынешнего чина причащения больных, заимствованы (с некоторыми изменениями) из последования ко святому Причащению.

Третья молитва читалась в качестве разрешительной в русских чинах исповеди дониконовского времени и, кроме того, читалась священником пред совершением литургии. Молитва, читаемая теперь после исповеди больного: «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый» — была разрешительной после исповеди в древних греческих чинах исповеди.

Существующий ныне чин причащения больных напечатан в первый раз в московском Служебнике в 1602 г. с острожского издания. В употребляемом сейчас Требнике этот чин напечатан в 1687 г., и с этого времени он остается неизменным до настоящего времени и общеупотребителен во всей Русской Церкви (Излагается по учебному пособию Нестеровского. Литургика, ч. 2.1).

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАПАСНЫХ СВЯТЫХ ДАРОВ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ

Приготовление запасных Святых Даров для причащения больных обыкновенно совершается в Великий Четверг, потому что в этот день воспоминается само установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено и во всякое другое время.

В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Святых Даров для причащения больных могут быть оставляемы в дарохранительнице от одной литургии до другой, каждый день обновляясь, заменяясь новыми (прежние же частицы потребляются на литургии).

Для приготовления запасных Даров приготовляется и поставляется на дискосе второй большой Агнец, рядом с первым, причем приготовляется с произнесением тех же проскомидийных слов, как для Агнца, предназначенного для совершения литургии. Освящение (совершительные слова) обоих Агнцев на литургии совершается вместе (а не порознь).

После освящения Даров, после возгласа «Святая святым» пред причащением, священник берет (в левую руку на губу) Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицей, в местах крестообразного разреза, напояет его Кровию Христовой, держа над потиром. При этом требуется большая осторожность и внимание, чтобы не перемочить Святой Агнец и как бы от излишества не упала куда-нибудь капля Святой Крови. Напоенный Кровию Агнец полагается на престоле в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.

По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.

Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.

Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).

Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.

Примечание.

В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» и приобщения священнослужителей частицы НИ и КА заготовленного большого Агнца раздробляются на многие частицы на втором дискосе. Затем на каждую частицу лжицей отделяется по капельке Святой Крови. После этого на дискос с раздробленными частицами ставится звездица и накрывается сверху покровцем. Дискос с частицами оставляется на престоле до конца литургии. После литургии с краю развернутого антиминса на престоле

поставляется чугунок на треножнике, до половины наполненный горящими углями, а на перекладине (крестовине), сверху чугунка, ставится дискос и совершается высушивание частиц, — частицы переворачиваются копием, чтобы не подгорели.

На случай, если указанных приспособлений нет в храме, может быть удобно употреблен следующий способ просушивания Святых Даров над свечой.

На краю развернутого антиминса расстилается на престоле воздух, на нем ставится подсвечник с зажженной свечой из чистого воска (чтобы не давала копоти). Подсвечник берется тот самый, который ставится на жертвеннике пред Святыми Дарами.

Дискос с раздробленными частицами Святых Даров священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженной свечой до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминсе (на воздухе), пока немного остынет. Потом опять подогревает дискос и опять отставляет, повторяя это до тех пор, пока не высохнут Св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием.

При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона (см. Тульск. епарх. ведом. 1874, № 5).

Купить эту книгу можно
в розничном
магазине
«Сретение»
в оптовом
интернет
магазине

Священник должен помнить, что исповедь и Причащение больных и умирающих на дому является одной из важнейших пастырских обязанностей и уклонение от нее (или откладывание ее за недостатком времени на более поздний срок) совершенно недопустимо, а в случае смерти такого больного без покаяния и Причащения подобное небрежение вменяется пастырю в тяжкий грех. Затруднения с транспортом, плохое самочувствие и даже болезнь священника или членов его семьи, равно как и другие обстоятельства, не могут служить оправданием для отказа от совершения пастырского долга.

Обычно священника вызывают на дом родственники больного, для чего они заблаговременно обращаются к должностным лицам из состава церковного совета, «за свечной ящик», которые записывают адрес больного.

При посещении больного на дому священник должен быть в рясе и подряснике. Отправляясь в путь со Святыми Дарами, находящимися в дароносице и специальном мешочке, который возлагается на грудь, священник должен помнить о том, что в это время он несет на своей груди величайшую Святыню. Особенно строго следует следить за своим внутренним состоянием, избегать всяческих искушений и соблазнов, могущих встретиться в пути. При этом можно пользоваться любыми видами транспорта.

Отправляясь к больному на дом, священник должен иметь с собой, кроме дароносицы со Святыми Дарами, небольшое количество литургического вина (10-20 куб. см), Крест, Евангелие, епитрахиль, поручи, небольшой плат для отирания губ и Требник.

Тяжело больного исповедуют и причащают у него на дому из-за невозможности причащения и соборования его в церкви.

Войдя в дом, священник должен снять верхнюю одежду и попросить провести его к больному. Первыми словами должно быть приветствие (или благословение, если больной пожелает) и вопрос о состоянии здоровья. Очень важно заблаговременно узнать у родных имя и отчество больного и обращаться к нему как к знакомому.

Далее рекомендуется спросить больного о желании исповедаться и причаститься (или собороваться) и при положительном ответе сразу же начать приготовление: надеть епитрахиль и поручи, приготовить Святую Чашу, попросить чистую пелену (полотенце) и немного кипяченой воды (в стакане, чашке). Постлав пелену на заранее выбранное достойное место, перед иконой (лучше всего — на стол), установить на нее Чашу, с помощью лжицы вложить в нее частицу Святых Даров, влить в Чашу вино и немного воды и, положив рядом Крест и Евангелие, призвать больного и присутствующих к молитве.

Родные исповедника могут находиться в той же комнате и принимать участие в молитвословии вплоть до начала исповедального собеседования, когда они, естественно, должны удалиться; после прочтения разрешительной молитвы и преподания наставлений они могут вновь присутствовать и молиться за причастника.

Чин исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егда́ случится вскоре вельми больному дати причастие». Третью молитву — «Господь Бог Премилостивый да ущедрит тя…» следует читать, обратившись лицом к больному.

Собеседование может быть длительным или кратким, в зависимости от состояния здоровья больного и его желания.

Если больному трудно говорить, священник должен ставить вопросы так, чтобы на них можно было ответить односложно: утверждением или отрицанием. В крайнем случае достаточно движения головы исповедника в ответ на вопрос пастыря. При нормальном собеседовании надлежит следовать вышеизложенным рекомендациям, внушая больному надежду на милость Божию. После чтения разрешительной молитвы священник подносит больному для целования Крест и Евангелие.

Молитвы перед Причащением лучше прочесть вместе с причастником. Если он не знает их наизусть, священник может произносить их по отдельным фразам, а больной повторять за ним. Вслед за чтением молитв священник преподает ему Святые Дары, произнося при этом обычную формулу: «Причащается раб Божий (раба Божия, имярек) Честна́го и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Заблаговременно помещенная в Чашу и залитая вином и водой частица успевает прийти в размягченное состояние и вкушается без труда. Затем Чашу следует несколько раз заполнить водой, давая каждый раз причастнику выпить эту воду. Это делается для того, чтобы на стенках Чаши не осталось мельчайших крошечек Святых Даров. Если больной находится в тяжелом состоянии, то эту воду может выпить сам священник, дабы не беспокоить лишний раз больного.

Отерев губы причастника илито́ном (платом), священник (или сам причастник) читает благодарственные молитвы после Причащения и «Ныне отпущаеши». Затем священник произносит отпу́ст, поминая в нем тезоименитого больному святого, и подносит Крест для целования причастнику и всем присутствующим, поздравляет больного с принятием Святых Таин и, сказав на прощание несколько сердечных утешительных слов, преподет пастырское благословение. Следует напомнить, что Чаша и лжица должны быть насухо вытерты перед укладыванием их в дароносицу. Епитрахиль и поручи следует также снять.

Если родные больного приглашают сесть за стол и подкрепиться, то отказываться не стоит. За столом надо поддерживать разговор на духовные или общие темы, предпочтительно связанные с состоянием больного, перспективами его лечения, и призывать по необходимости родных уделять ему больше любви и внимания, напоминая о том, что каждый из нас в любое время может оказаться на его месте.

Многие люди сегодня обращаются к батюшкам с просьбой освятить квартиру. Такая услуга на территории России стоит от нуля до 3000 рублей.

Что это?

Под вызовом батюшки для освящения квартиры понимают приглашение священника в жилище с целью проведения обряда для изгнания нечисти и призвания Божьей благодати.

Вызов богослужителя может потребоваться в таких случаях:

  • Смена семьей места жительства, хочется получить благословение на проживание на новом месте.
  • После смерти одного из проживающих в доме (особенно, если смерть была насильственная, случилось самоубийство).
  • Нужно укрепить душевные силы.
  • В семье есть тяжелобольной.
  • Хочется обрести счастье и благополучие в доме.
  • Заезд в новостройку (новый дом по церковным канонам требует благословения).
  • В помещении происходят непонятные вещи.

Освящение представляет собой обряд православного христианства, во время которого очищаются любые предметы и места от негативного влияния потустороннего демонического мира. С целью провести освящение квартиры обращаются к служителям храма.

Если возникла потребность в освящении дома, надо проделать ряд таких действий:

  1. Посетить ближайший храм.
  2. Подойти к священнику и попросить его освятить квартиру, договориться о дне и времени приезда.
  3. Закупить и подготовить необходимую атрибутику (свечи, иконы, святую воду).
  4. Дождаться приезда батюшки либо забрать его на своем транспорте.
  5. Поприсутствовать на проводимом ритуале.
  6. Заплатить за проделанную работу.
  7. Поблагодарить священника.

Процесс освящения квартиры выглядит следующим образом:

  • Чтение молитвы «Отче наш», 90-го псалма. Богослужитель молится за тех, кто проживает в помещении и за конкретных людей.
  • Освящение оливковым маслом.
  • Окропление помещения святой водой.

По времени обряд длится от 20 до 30 минут. Иногда батюшку просят приехать повторно.

От чего зависит цена?

Стоимость освящения квартиры батюшкой разная и зависит от таких факторов:

  1. Финансовое положение семьи.
  2. Щедрость человека, вызвавшего священника.
  3. Способ вызова священника.
  4. Особенность храма.
  5. Тип помещения.
  6. Цель вызова священника.
  7. Количество комнат в доме.
  8. Регион расположения церкви.
  9. Расстояние от храма до квартиры.
  10. Необходимость и цена церковной атрибутики.

Как правило, батюшка не называет конкретную стоимость своей работы. Если у семьи трудности с финансами священник не откажет в бесплатной помощи.

Виды услуги

Вызвать священника освятить помещение можно одним из таких способов:

  • Через посредника (сайт).
  • Непосредственно при посещении храма.
  • По телефону (если есть контактные номера батюшки).

Последние два варианта дешевле всего. При использовании первого способа придется заплатить владельцу сайта за подбор и вызов священнослужителя.

Батюшку можно довести до квартиры на собственном транспорте или договориться о приезде его своим ходом.

Примерные цены

Храмы не вывешивают прайс на освящение квартиры батюшкой. Поэтому вызвать священнослужителя можно абсолютно бесплатно. На освящение дома тратятся время, деньги на проезд и покупку атрибутов. Желательно заплатить священнику столько, чтобы эти затраты хотя бы окупились. Храм существует за счет пожертвований, и оплата услуги выступает зарплатой богослужителя.

Заказ приезда батюшки через сайт обойдется в сумму от 5 000 рублей для освящения квартир и около 10 000 – для офисов. При вызове священника при посещении храма или по телефону услуга может стоить до 3 000 рублей. В Москве обычно люди дают от 1 000 до 3 000, в маленьких городах – 500-1000 рублей.

Где, у кого заказать услугу?

Если потребовалось освятить квартиру, то можно заказать эту услугу одним из приведенных способов:

  1. Зайти на специальный сайт и вызвать батюшку, заполнив онлайн-форму.
  2. Пойти в храм и договориться со священником о приезде в дом.
  3. Позвонить знакомому священнослужителю и договориться о помощи.

Предпочтительнее последние два варианта. Они дешевле, но отнимают некоторое время на посещение церкви и общение со священнослужителем. Заказать услугу на сайте выйдет дороже. Но зато не нужно идти в храм, искать батюшку. После отправки заявки священник сам перезвонит.

Даже в случае весьма удаленного проживания христианина от действующего храма и, соответственно, священника в жизни есть случаи, когда невозможно обойтись без молитвы духовного лица. И, в первую очередь, это касается совершения богодухновенных Таинств. В таком случае обычно приходится решать вопрос о совершении поездки в храм или приглашении священника на дом. В некоторых случаях, таких как причащение дееспособных взрослых или таинство венчания, оптимальным вариантом станет все-таки поездка в храм. Однако есть случаи, когда единственной возможностью совершить таинство является приглашение священника на дом. Такая ситуация обычно складывается, когда участник таинства, например, новорожденный младенец или тяжело больной, не имеет физической возможности отправиться в дальний путь.

Таинство крещения в домашних условиях

Первое, о чем должны позаботиться родители ребенка, так это о приготовлении сосуда необходимого размера, в котором можно бы было совершить полное погружение. Самым лучшим вариантом в данном случае является садовая бочка для воды или иная подобная емкость. В такой бочке можно не только совершить троекратное погружение, но и повернуть крещаемого трижды вокруг своей оси, что делают некоторые старообрядческие священники по старинной традиции. Этого нельзя сделать ни в ванне, ни в плоской купели, ныне распространенной в новообрядческих храмах.

Следует помнить, что крещение в обычной ванне, подключенной к городской канализации, недопустимо. Во время таинства вода, набранная в сосуд, освящается и по окончании крещения должна быть вылита в непопираемое ногами, а тем более всякими нечистотами, место. В крайнем случае возможно крещение младенца в пластиковой ванночке, однако и после этого вода должна быть слита в особое место. Крещение ребенка — это технически сложное таинство, поэтому лучше всего организовать приезд священника с помощником — чтецом или уставщиком, которые могли бы разжечь кадило, обернуть полотенцем поручи священника перед погружением ребенка или держать младенца в определенные моменты богослужения.

Крещение младенца в купели

Если ребенку исполнилось более 3-х лет, то во избежание неадекватного поведения следует провести с ним предварительные беседы и разъяснить ему, что и как будет делать священник. В случае отсутствия необходимого размера сосуда или по желанию крещаемого это таинство можно проводить в открытой воде — реке или озере. О месте такого крещения тоже следует позаботиться заранее, чтобы обнажение крещаемого не вызвало смущения ни его самого, ни посторонних.

Более простой задачей представляется исповедь, соборование и причастие болящего, а также отпевание вне стен храма. Эти таинства можно проводить в домашних условиях, сообразуясь с указаниями духовного отца.

В каких случаях повседневной жизни следует приглашать священника на дом?

Однако не только в таких крайних случаях допустимо приглашение священника на дом. Как гласит русский семейный устав «Домострой»: «В иные праздники, по всему завету или немощи ради призывайте священников в дом свой, часто как сможете, и совершайте службу по всякому поводу». Поэтому и мы, истинно православные христиане, должны со всяким уважением относиться к священному сану и искать возможность пригласить священника на домашний молебен, освящение воды или поминовение усопших.

В наши дни христиане сталкиваются не только с фактами значительного расстояния до ближайшей церкви, но и удаленного проживания духовного отца. Иногда постоянное место служения духовного отца может находиться даже в другой стране. В таком случае существенной проблемой является очная исповедь. По благословению духовного отца допустима заочная исповедь в письменном виде.