Закон божий для детей

Содержание

Всем привет!

Ко мне попала замечательная книга: «Закон Божий для самых маленьких». Автор — Куломзина С.С. Она состоит из 30 уроков для Воскресной школы, в которых объясняются азы Православной веры и уклада церковной жизни доступным языком для маленьких детей (5 — 7 лет). Хочу с Вами поделиться этим. Я буду добавлять по несколько уроков статьями. Всего статей будет 10. По 2 4 урока в каждой. Детям очень интересно слушать такие беседы, поэтому настоятельно рекомендую ознакомиться с данным материалом.

P.S. Автор не я, просто буду писать, добавляя свои комментарии, для более доступной подачи информации.

Цель уроков — дать детям доступные им в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о христианской жизни. На каждом уроке преподаватель или родители обращаются к детскому опыту жизни, стараются вызвать активное восприятие детьми предлагаемого им текстового содержания.
Уроки составлены так, чтобы вызвать живое участие детей в диалоге со взрослыми. В конце каждого урока для закрепления материала предлагаются тема детских занятий.
Курс составлен из объяснений церковной жизни, к участию в которой призываются православные дети. Изложение материала сопровождается примерами и рассказами из Священной Истории, что послужит более осознанному его восприятию детьми.

УРОК 1. ЦЕРКОВЬ — СЕМЬЯ.

Как много вокруг мальчиков и девочек, каждый из нас совсем особенный и немножко отличается от других.
У каждого из нас есть СЕМЬЯ. Давайте поговорим об этом. Вот — мальчик и девочка. Скажите, кто еще есть в семье каждого из нас?
— Папа, мама…
Бывают семьи, где только один мальчик или девочка, а бывают такие, где есть еще брат или сестра, иногда один, иногда несколько. Вот папа, мама и дети — это и есть семья. А в семье бывают еще бабушка и дедушка. А кто еще бывает в семье?
У некоторых детей большая семья, у некоторых — маленькая, на свете живут и такие дети, которые потеряли всю свою семью. Но есть у нас и другая семья. Очень, очень большая семья, которая одна для нас всех. Это — Божья семья, Церковь. Бог — Отец всех людей, а Матерь Божия — нам всем мать, и все святые — нам родственники, и мы все друг другу братья и сестры.

Тема детских занятий
Попросите детей нарисовать что-нибудь такое, что их семья делает вместе.

УРОК 2. КРЕСТ.

У каждого из нас есть любимые вещи. Они могут быть очень разные: игрушка, книга или любимое платье. Кто-нибудь из вас может сказать, какая у него любимая вещь?
Очень часто любимую, дорогую нам вещь хочется отметить — поставить на нее какой-нибудь знак или свою букву.
И в Церкви есть такой знак, который показывает, что эта вещь, этот предмет, этот человек принадлежит Богу, что они святые, Божьи. Это — КРЕСТ.
Если ты видишь на доме Православный крест, ты знаешь, что это дом Божий, церковь, храм. Крест на книге говорит нам, что эта книга о Боге. (Евангелие или Молитвенник с крестом на обложке.)
Все люди, члены Божьей Семьи, Церкви, тоже хотят показать, что они Божьи и поэтому носят крестик.
Нательный крест нужно носить всегда, потому что крест защищает нас от всего злого. Берегите его, не снимайте крестик даже тогда, когда вас купают или во время сна.
Когда мы хотим выразить свою веру в Бога, показать, что мы Божьи, то изображаем на себе правою рукою знак креста, или крестимся. Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро.

Как надо креститься: Складывают три пальца вместе (большой, указательный и средний), остальные пальцы загибают. Кладут сложенную руку на лоб, на живот, на правое плечо и на левое.

Тема детских занятий
Попросите детей нарисовать крест, простой и восьмиугольный.

УРОК 3. О БОГЕ.

Бога никто никогда не видел. Как же мы говорим, что верим в Бога, что все от Бога, что Бог любит нас и мы любим Бога?

Как это ни странно, но очень многого, столь важного для нас, мы не можем ни увидеть, ни коснуться. Когда вы очень, очень рады и вам хорошо, вы свою радость только чувствуете и не можете до нее дотронуться. Когда вас кто-нибудь любит — мама, папа или бабушка, вы не видите саму любовь, хотя вам очень, очень хорошо от этой любви. И когда вам грустно, вы тоже не видите и не касаетесь грусти. Как, например, мы не видим воздуха, но знаем, что движение воздуха (ветер) может иметь большую силу или малую, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить.

Бога никто никогда не видел. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Существует очень старинная, древняя книга, в которой много тысяч лет тому назад люди, которых называли пророками, записывали все, что Бог открывал им. Сам Бог говорил с ними. Книга эта — Библия, или Священное Писание. В первой главе Библии рассказано о том, что весь мир: небо, землю, моря, все живое и, наконец, людей, то есть нас самих, — сотворил и создал Бог. Вот что написано в первых строчках Священного Писания.

В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ.

ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ.

Более простыми и понятными словами можно сказать так:

СНАЧАЛА НЕ БЫЛО НИЧЕГО… ТЕМНОТА НАД ПУСТОТОЙ, И ТОЛЬКО ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВСЕМ…

И далее в Писании:

И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ. И СТАЛ СВЕТ.

Вообразите себе, что ничего нет. Закройте глаза, заткните уши: ничего нет…

И вдруг — СВЕТ. Откройте глаза. Мы видим все, что окружает нас.

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро».

Это и был первый день мира.

Во второй день мира Бог создал твердь — то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом».

В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою и всевозможными растениями, и деревьями разных пород.

В четвертый день мира, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна и звезды. С тех пор и стали определяться промежутки времени —теперешние дни, месяцы, и годы.

В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились в воде слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы.

В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные.

И, когда весь мир уже был готов, Бог создал человека — мужчину и женщину, по образу и подобию Своему, и поручил им заботиться о всей земле.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, и назвал его субботой (сейчас воскресенье), то есть покоем. Бог заповедовал покоиться в седьмой день от дел своих и посвятить его на служение Богу и ближним; сделал день седьмой праздником.

Начало обучения

Учимся печатать

Уникальный метод обучения.

Начало обучения, дело интересное, но не всегда лёгкое. Но, в любом случае, это необходимый процесс, необходимый отрезок Вашего пути. Сегодня, наконец, я познакомлю Вас с уникальным методом самообучения по набору текста, не глядя на клавиатуру. Почему, наконец-то? Потому, что процесс подготовки занял гораздо больше времени, чем планировалось. Надо было, как можно тщательней проверить данный метод на желающих поэкспериментировать, затем обеспечить защиту от плагиата. А это дело то же, не простое. Даже такой ход как, распечатать материал и отправить его себе же, заказным письмом, и то, отнимает время. И, конечно, нужно было распределить всё так, чтобы вместо статьи, не получилась книга, и так далее. Но, вот всё готово и материал по такой важной теме, теперь перед Вами.

Обучение и умение набирать текст не глядя на клавиатуру, базируется на памяти мышц, а не на памяти нашего зрения. То есть, нам необходимо приучить наши пальцы нажимать именно те клавиши, которые нужны для текста. Исходя из этого, в большинстве случаев, основывать обучение на зрительном запоминании букв клавиатуры, приносит мало пользы. Или, во всяком случае, приносит пользы меньше, чем бы нам хотелось. Для примера, можете посмотреть статью “указательный палец” или “безымянный палец“.

Вот по этому, метод о котором пойдёт сейчас речь, более эффективный, чем многие другие. В сегодняшней теме, мы начнём обучение с помощью данного метода, а в дальнейшем, соединим его с бесплатным тренажёром по набору текста, не глядя на клавиатуру. Это, насколько мне известно, первый случай, когда в период обучения, тренажёр берётся как вспомогательное и проверочное средство, а не как основной метод обучения. Что такое тренажёр и как мы с ним будем работать? Прочтите статью о тренажёре и всё станет понятно.

К этому надо добавить ещё и такую тему, как – сомнения. Да, человеку свойственно сомневаться, но к этому надо относиться внимательно и осторожно. Сомнения, это часть нашего инстинкта самосохранения и не стоит пытаться от него избавиться, но вот держать этот процесс под контролем, надо обязательно. В противном случае, наши сомнения “почувствуют волю” и начнут нами управлять, а это уже плохо. Поэтому, если в данный момент Вам не дают покоя Ваши сомнения и Вы ни как не можете решиться приступить к обучению, то просто зайдите на страницу “Мучают сомнения?” и прочтите там статью. Очень возможно, что Вам это поможет.

Материал, довольно большой, поэтому мы его разделили на несколько частей. Если изложить его в полном объёме, то получиться целая книга.

на клавиатуре

И так, приступаем.

Для начала надо знать следующее. Многие советуют делать упор на запоминании клавиш. Проще говоря, надо сидеть и заучивать где какая буква, на какой клавиши находится. Мы же немного изменим подход и начнём не со зрительного запоминания, а с работы наших пальцев. Это надо понять. Надо понять разницу и тогда Ваше обучение пойдёт правильно и легко. Так же, на этом сайте, советую прочитать все страницы, которые относятся к набору текста. Можете зайти на страницу «Все статьи» и, там найдёте всё необходимое. Зачем это нужно? Во-первых, это даст Вам возможность выбора, во-вторых, та информация поможет Вам сохранить здоровье и поможет сократить время обучения.

Начинаем? Начинаем, только не удивляйтесь, что этот метод не похож на другие. На то он и уникальный.

Приступаем

Урок 1.

Первый урок начинаем с разминки. Разминка – «Перебор пальцами». Положите ладонь на стол с вытянутыми пальцами. Вначале, правша – ложит правую; левша – ложит левую. Затем подтягиваете четыре вытянутых пальца, к ладони до угла, приблизительно в 90 градусов. Большой палец отдыхает. В итоге, у Вас должно получиться, так что Ваша ладонь будет лежать с полусогнутыми пальцами. Как будто бы Вы накрыли небольшой резиновый мяч. Те места на кончиках пальцев, которые будут нажимать на клавиши, должны лежать на столе.

Теперь, приподнимите кисть над поверхностью стола так, чтобы она была на весу, и начинайте постукивать пальцами по столу, начиная с мизинца. Просто перебирайте. Мизинец – стук. Безымянный – стук. Средний – стук. Указательный – стук. Большой палец отдыхает. Стукнули и приподняли палец, и так со всеми пальцами. Сидите и перебирайте пальцами. Наверно многие из Вас либо видели, как кто-то так делает, обычно, когда нервничает, либо сами не раз так делали. Просто перебирайте пальцами, постукивая по поверхности стола.

Вначале работает одна рука, затем вторая рука. Затем делаете перебор пальцев в обратную сторону. То есть. Указательный палец – стук, средний палец – стук, безымянный палец – стук и мизинец – стук. Большой палец отдыхает. Да, чуть не забыл, поверхность должна быть жёсткой.

Как только Вы начнёте работать в обратном направлении, сразу почувствуете, что это гораздо сложнее. Но не отчаивайтесь, всё наладиться, хотя всё равно, вряд ли Вы научитесь перебирать так, как с мизинца к указательному пальцу. Суть не в этом. Суть в том, чтобы приучить пальцы, мышцы и сухожилия, к определенным телодвижениям, а зачем это нужно, узнаете чуть позже.

Сколько времени уделять этому упражнению? Совсем не много. Минуты три. Но, всегда начинайте этот урок с такой разминки. И не забивайте своё сознание. Устали, лучше отдохните пару минут и только после этого продолжайте.

Постукали пальчиками? Немного размялись? Теперь переходим на клавиатуру. На клавишах клавиатуры, буквы «а» и «о», отмечены выступами для того чтобы мы могли их чувствовать кончиками пальцев.

На эти буквы ложатся наши указательные пальцы.

Приготовиться

Начало обучения.

Будьте готовы к тому, что начало обучения, это самый трудный период. Вам приходиться не только учиться, но и перестраивать работу мозга, работу психики, работу всего тела и в первую очередь, кистей рук. Наши пальцы мы будем тренировать как по отдельности, так и по два сразу. Зайдите на страницу ” Два пальца на клавиатуре” и посмотрите как это будет выглядеть. Так Вам будет понятней и проще настроиться на прохождение данного курса.

Научитесь, не глядя на клавиатуру, ложить указательные пальцы на свои места. Левый палец на букву «а», правый палец, на букву «о». Остальные три пальца ложатся рядом. Здесь, Ваша задача, безошибочно ложить пальцы на буквы «а» и «о».

Положение кистей, как на поверхности стола. Пальцы полусогнуты и только слегка касаются клавиш. Кисть, предплечье и плечи, расслаблены. Да и вообще, не стоит напрягаться и будет лучше, если Вы будете контролировать степень напряжения своего тела. Между делом конечно.

Как только почувствовали, что у Вас уже неплохо получается, переходим к следующему упражнению. Но, всё же, не стоит торопиться. Чем больше будете уделять внимание тренировкам, тем быстрее у Вас всё получится.

«Перебор пальцами».

Здесь, нам понадобиться текстовый редактор нашего компьютера – MS Word (Майкрософт ворд). Открываем документ, устанавливаем правила – на всю ширину «По ширине». Шрифт, рекомендую установить – Times New Roman, размер шрифта – 14. И сохраняем его на рабочем столе.

Всё. Начинаем.

Перебираем пальцами, начиная с мизинца и до, указательного пальца. Перебираем и смотрим, что появляется на экране, в нашем документе. Но, не просто смотрим, а запоминаем буквы или точнее, слова, которые будут получаться.

Средний ряд. На правой руке у Вас должно получаться – ждло, а на левой руке – фыва. Теперь, внимание. Набираем две строчки (ориентировочно), без пробела. То есть, большой палец, опять отдыхает. И только следующие две строчки, с пробелом. Это очень важно. Сначала, без пробела. Должно получиться так:

Ждлождлождлождлождлождлождлождлождлождлождлождлождлождлождло

Затем, с пробелом:

Ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло ждло.

Только по две строчки. Большим пальцем какой руки надо нажимать на пробел? Здесь однозначного мнения нет. Но, всё же, больше склоняются к тому, что нажимать лучше противоположенной рукой. То есть если Вы набираете правой, то пробел, Вам надо нажимать левой рукой. А ещё есть мнение, что со временем и так всё встанет на свои места. Одним словом, здесь решать Вам. Будут ошибки, не расстраивайтесь. Всё наладиться. Но, конечно, старайтесь их ни делать, самое главное не бойтесь ошибаться и не исправляйте ошибки. Просто в следующих строках, старайтесь их не повторять.

Нажимайте на клавиши не плавным перебором, а делайте акцент на лёгкий «удар» пальца. Не стоит привыкать к плавному перебору. Надо легонько, но отчётливо стучать по клавишам. Не сильно! А легонько, можно даже сказать – нежно 😉 .

Затем, переходите к обратному набору. То есть, от указательного пальца, к мизинцу. У Вас на правой руке должно получиться так:

Олджолджолджолджолджолджолджолджолджолджолджолджолджолджолдж

Олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж олдж

То же самое проделывайте и, с верхним рядом клавиатуры и, с нижним. То есть, делаем перебор пальцами по две строчки. Две без пробела, две с пробелом. Работайте, только четырьмя пальцами по четырём клавишам, пятый подключается, когда нужно поставить пробел.

Верхний ряд начинаете – для правой руки, с буквы «г». Это получится – «гшщз» и «зщшг»; Левой рукой, с буквы «к». Получиться – «куцй» и «йцук».

Нижний ряд для правой руки, начинаете с буквы «ь», это получиться – «ьбю.» и «.юбь» с точкой. Для левой руки, с буквы «м», должно получиться – «мсчя» и «ячсм».

Надо разрабатывать обе руки. НЕ перегружайте себя, но и не стоит особо жалеть себя. Надо просто работать и работать. И у Вас всё получиться.

Сколько времени надо уделять упражнению перебор пальцами? Вообще, тут подход индивидуальный, но минимум лучше не опускать ниже одной страницы на один перебор. То есть, одну страницу на «ждло», одну на «фыва», одну на «олдж» и одну на «авыф» и так далее. Не забывайте про верхний ряд про нижний ряд. В течении какого времени выполнять это упражнение? У всех, абсолютно по-разному. Одни на это тратят два – три дня, другие – неделю. Да Вы сами поймете, когда почувствуете, что у Вас начинает получаться, и Вы запомнили расположение букв. Тогда можно переходить к следующему уроку. Но, не радуйтесь 👿 наш первый урок ещё не закончен. 😎

В заключение же этого урока, Вам надо поработать на разброс. Теперь покомандуйте Вашими пальцами по набору текста. Командуйте «о», палец должен нажать «о». Командуйте «ж», палец должен нажать «ж» и так далее. То же самое и для левой руки. Затем, перемешайте руки. Одну команду даёте «о», другую «в» и так далее. То есть, одну команду даёте для правой руки, другую, для левой руки. То же самое и с верхним, и с нижним рядами. Перемешайте верхний ряд и средний ряд, средний ряд и нижний ряд и так далее. Чем разнообразней будет эта игра, тем результат будет быстрей, качественней и плодотворней. И не заводите себе «любимчиков», не перегружайте одну руку и не жалейте другую. Старайтесь, чтобы всем доставалось одинаково. А вот теперь, всё, можете отдыхать. 😀

😎 Внимание! Читайте так же ➡ ВСЕ СТАТЬИ.

Хороший

И так, начало положено и первый урок пройден, а продолжение найдёте в следующих статьях. На этом пока всё. Много? Это так кажется. Вам надо просто хорошо настроиться. 😎 И не забывайте про друзей. Наверно будет совсем не плохо, если Вы поделитесь с ними информацией о данном методе. Пускай и у них появится шанс освоить набор текста не глядя на клавиатуру. Удачи Вам и всего доброго.

Международный валютный рынок Форекс открыт каждому. Чтобы начать на нем торговать, достаточно изучения базовых понятий. Однако желание сразу освоить все на практике часто становится причиной банальных ошибок, которые приводят к сливу депозита.

Чтобы стать биржевым игроком высокого класса, необходимо сначала изучить основы Форекс и только после этого внедрять эти знания на практике, постоянно совершенствуясь и постигая все секреты этого глобального валютного рынка.

Что включает в себя обучение торговле на Форекс

Обучение торговле на Форекс включает в себя знакомство с теоретической частью и практическую отработку полученных знаний.

Сначала изучается теория в минимально необходимом для понимания сути трейдинга объеме. Затем, одновременно с изучением теоретической основы, понемногу подключают практику.

Дальше может быть только игра на Форекс, из которой делаются самостоятельные выводы, либо продолжается углубленное изучение как самого рынка Форекс, так и общей экономики.

Опыт, знания и целеустремленность способны творить чудеса и приносить ощутимую прибыль на рынке.

Теоретическая часть — 5 базовых направлений

Теоретическую часть можно начать с изучения специализированной литературы, статей в интернете, просмотров видеоблогов, вебинаров или посещения семинаров, причем многое из этого находится в свободном доступе. Бывают бесплатные выступления трейдеров-практиков.

Если изучается Форекс с нуля, то лучше выбирать информацию, написанную простым и понятным языком — так станет понятна самая база, на которой дальше можно выстраивать фундамент своих знаний.

⇐ Вы можете подписаться на наш БЕСПЛАТНЫЙ курс «Заработок на форекс с Нуля» и получить большое кол-во материалов для начинающих + БОНУСЫ.

Или, например, в популярной серии «Для чайников» издательства «Диалектика» найти хорошую, написанную понятным языком, книгу «Форекс для чайников». А также можно изучить теорию на специализированных обучающих курсах, где преподают Форекс для начинающих:

Какой бы способ получения знаний ни был выбран, на первом этапе придется изучить 4 базовых направления:

  • общую информацию о рынке;
  • фундаментальный анализ;
  • технический анализ;
  • принцип работы биржевого терминала.

Сложно говорить о точном времени, которое понадобится для изучения теоретической части, так как оно напрямую зависит от способностей человека и того, какой способ получения информации он выберет. В среднем, как показывает практика, на это уходит примерно неделя.

Общая информация о бирже Форекс

Этот блок включает в себя изучение основных понятий и принципов работы рынка, таких как:

  • участники рынка Форекс (банки, фонды, частные лица и т.д.);
  • валютные пары;
  • заключение сделки;
  • формирование валютных котировок и методы их отслеживания;
  • правила ведения торговли.

Это необходимый минимум знаний, который поможет уверенно осваивать более сложные понятия.

Фундаментальный анализ рынка

Фундаментальный анализ включает в себя изучение макроэкономических и политических факторов, а также их влияние на стоимость валюты страны.

Разработаны специальные стратегии, которые помогают торговать, используя принципы фундаментального анализа, и получать высокую прибыль в таких условиях. Новичкам бывает сложно самостоятельно разобраться, как правильно торговать на Форекс без убытков с использованием всего объема экономических и политических факторов, так как нужно объединить слишком много данных и можно упустить из виду неочевидные факты.

В правильно выстроенном процессе обучения торговле на Форекс рассматриваются все нюансы и «подводные камни» такой торговли, и тогда даже начинающие трейдеры получают хорошие результаты.

Технический анализ рынка

Чтобы понять, как работать на Форексе с использованием методов технического анализа, новичкам необходимо разобраться с такими узкими темами:

  • формирование графиков котировок;
  • метод «японские свечи»;
  • как анализировать графики котировок для прогноза движения валютных пар;
  • инструментарий технического анализа.

Принцип работы биржевого терминала

Торговые терминалы (платформы для торговли) представляют собой программное обеспечение для интерактивного присутствия трейдера на валютном рынке. До того как начать торговать на Форексе, участнику необходимо ознакомиться с возможностями и функционалом платформы, разобраться, как открывать и закрывать ордера на Форекс; обучение для начинающих с нуля также обязательно должно включать в себя знакомство с открытием и использованием демо-счета.

Практическое обучение торговле на бирже Форекс

Практическое обучение Форекс-трейдингу начинается с тренировочных торгов на демо-счете. Этот этап полностью копирует процесс торговли. Исключение лишь в том, что участник может слить только виртуальные деньги.

Не рекомендуется пропускать этот этап, так как он поможет закрепить полученные теоретические знания и выработать собственную стратегию, которую можно будет использовать в дальнейшем.

Не рекомендуется и слишком долго задерживаться здесь, так как это может сформировать отношение к валютной торговле как к игре и в дальнейшем будет мешать хладнокровно и взвешенно анализировать ситуацию.

Общие сведения о рынке Forex: основные понятия, термины и определения

Для понимания, что собой представляет Форекс и с чего начать здесь свою деятельность, нужно изучить историю этого явления и терминологию, которой пользуются его участники. Если есть желание быстрее погрузиться в мир валютного рынка и начать зарабатывать на нем, то рекомендуется использовать краткие пособия, которые дают выжимку материала и задают направление, в котором следует двигаться новичкам.

Что такое Forex — краткое определение и история возникновения

Название Форекс произошло от сокращения английского термина Foreign Exchange — зарубежный обмен — и точно отображает смысл этого явления. Форекс представляет собой некое пространство, где происходит международной обмен, а если быть точнее, то обмен иностранной валютой. Здесь заключаются сделки по продаже, покупке и обмену валюты.

Днем рождения современного рынка Форекс можно считать 15 августа 1971 г., когда Ричардом Никсоном было принято решение об отмене «золотого стандарта», согласно которому доллар обеспечивался золотом.

Это событие имело далеко идущие последствия, изменилась вся мировая валютная система. От золотого стандарта отказались и другие страны. Курсы валют стали плавающими, появилась возможность свободного обмена валют на свободном рынке в соответствии с их плавающим курсом.

Главные преимущества

Основными преимуществами валютного рынка Форекс считаются следующие:

  • гарантия свободных рыночных отношений, благодаря тому, что здесь отсутствует единый управляющий центр;
  • большие объемы торгов, которые могут достигать триллионов долларов, что предполагает большую свободу действий;
  • круглосуточная работа рынка.

Ключевые участники рынка

Участников рынка Форекс разделяют на 2 основные группы в зависимости от их возможности формировать рыночные котировки. Это активные и пассивные участники. К первой группе относятся центральные банки, коммерческие банки и брокерские компании. Пассивные участники торгуют по стоимости, установленной активными участниками. К ним относятся международные корпорации, инвестиционные фонды, частные инвесторы и компании, работающие с внешнеторговыми операциями.

Основные термины и понятия рынка

Брокер — организация, оказывающая содействие трейдерам в торговле и получающая за это вознаграждение.

Маржа — часть залоговой суммы, заблокированная на счету трейдера при открытии сделки.

Кредитное плечо представляет собой своего рода финансовую поддержку, которую брокер может оказывать клиентам.

Страховой депозит — денежные средства, которые трейдер размещает на счете брокерской компании. Они играют роль залога, позволяющего использовать кредитное плечо.

Арбитраж — методика получения прибыли, основанная на разнице котировок у разных брокеров или разнице цен на разных биржах.

Виды торговли в зависимости от срока действия сделки

Нельзя однозначно сказать, какой вид торговли на Форекс для новичков окажется лучшим. Нужно пробовать разные типы сделок, чтобы понять, какая стратегия больше подходит.

Краткосрочные торговые стратегии

Краткосрочная стратегия подразумевает, что позиция будет открыта и закрыта в течение 1 дня. Это могут быть скальпинг (пипсовка), где на сделку отводится от 1 до 30 мин., и внутридневная торговля, для которой характерны временные интервалы от 15 минут до 4 часов.

Долгосрочные стратегии

В долгосрочных стратегиях трейдер может оставлять позиции открытыми на протяжении суток, месяцев и даже лет.

Методы анализа рынка — 5 самых популярных методик

Существует большое количество методов аналитики рынка, на основе которых участники пытаются прогнозировать его поведение. Их можно использовать каждую в отдельности, но опытные трейдеры считают, что лучший результат дает комбинирование методик, где одна может дополнять другую.

В самом начале торговли для начинающих достаточно узнать 5 основных методов, научиться свободно их применять и только после этого переходить к освоению или разработке новых.

Метод 1: технический анализ рынка

Технический анализ считается наиболее распространенным и понятным методом прогнозирования изменения цен. Он основан на выявлении закономерностей в прошлом и экстраполяции их на будущие события.

Базой технического анализа считаются следующие постулаты, разработанные Чарльзом Доу еще в конце XIX в.:

  • движение цен подвержено тенденциям;
  • движение цен на рынке учитывает всю информацию;
  • история повторяется.

Технический анализ подразумевает использование большого количества графических моделей для прогнозирования. Многие профессиональные трейдеры убеждены, что в этих моделях отображаются все фундаментальные факторы.

Метод 2: фундаментальный анализ рынка

В фундаментальном анализе подразумевается, что на состояние экономики указывают определенные экономические индикаторы, такие как:

  • инфляция;
  • ВВП;
  • денежная масса;
  • уровень безработицы — Nonfarm Payrolls (нонфарм).

Эти показатели можно узнать из специальных отчетов, которые страны выпускают с определенной периодичностью.

В основе трейдинга, основанного на фундаментальном анализе, находится понимание того фактора, что если экономика страны считается благоприятной, то она привлекательна для инвесторов. В этом случае потенциальным инвесторам для заключения сделок понадобится валюта этой страны. Валюта будет укрепляться, а объем сделок с ней возрастет.

Метод 3: свечной анализ

Эта методика была разработана в Японии, поэтому еще можно встретить название «японские свечи».

Свеча представляет собой интервальный график, отображающий колебания биржевых котировок в течение какого-то периода времени. Это один из самых удобных и наглядных методов, дающих наиболее полное представление о ситуации на рынке.

Выделяют несколько типов фигур, образующихся свечами, но наибольшее внимание уделяют фигурам продолжения тренда и фигурам разворота, так как они часто помогают получить высокую прибыль. Однако правила игры на Форекс не столь однозначны и прямолинейны, и не всегда фигура разворота означает изменение тренда.

Начинающим Форекс-трейдерам необходимо постоянно держать это в уме, так как такие ошибки часто приводят к финансовым потерям. Во избежание их рекомендуется использовать дополнительные методики.

Метод 4: фрактальный анализ

В основе этой методики лежит постулат о том, что цены в будущем непосредственно зависят от их изменений в прошлом. В анализе рынка с помощью данной методики используются свойства фракталов — множеств, обладающих признаками самоподобия.

Теория относительно нова и достаточно сложна для понимания, не рекомендуется в торговле на Форекс для начинающих в качестве основного метода. На первых этапах ее лучше использовать в качестве дополнительной. А позже, если она будет хорошо освоена, рекомендуется дополнять другими видами анализа.

Метод 5: волновой анализ

Основоположник теории волнового анализа, трейдер Ральф Эллиот, считал, что в поведении участников рынка можно наблюдать циклические закономерности, состоящие из некоторых волн. Согласно его теории, существуют волны, движущиеся в направлении основного тренда (импульсные), и волны, представляющие относительно них коррекцию.

Правильное использование волнового анализа имеет высокую прогностическую вероятность и хорошо показывает, как торговать на Форексе прибыльно.

Пример стратегии :

Принципы торговли на Forex: основы трейдинга для начинающих

Для глубокого понимания, как играть на Форексе, необходимо знание основных принципов торговли на этом валютном рынке.

Покупка и продажа

Форекс действует по базовому спекулятивному принципу: купить дешевле, чтобы продать дороже. Здесь может заключаться 2 типа сделок, которые принято называть позициями: позиции на продажу (Sell) и позиции на покупку (Buy).

Так как принцип трейдинга на Форексе заключается в обмене одной валюты на другую, принято говорить о торговле валютными парами, где на первом указывается базовая валюта, а на втором — котируемая. Курс валютной пары растет, если стоимость базовой валюты повышается относительно котируемой.

На рынке Форекс принято различать 2 типа цен:

  • Bid — цена, на которую брокер соглашается при покупке валюты;
  • Ask — цена, по которой он соглашается ее продать.

Разницу между двумя этими типами цен называют спредом, а последовательность сделок типа «покупка-продажа» или «продажа-покупка» — транзакцией. Прибыль или убыток на Форексе являются результатами совершения транзакций.

Объем сделки (размер торговой позиции) и маржа на финансовом рынке

Объем сделок на данном валютном рынке считается стандартным, он привязан к количеству базовой валюты. Единицы измерения стандартных величин контракта называют лотами. Под стандартным торговым лотом подразумевают 100 000 единиц базовой валюты.

Важно понимать, что для совершения сделки может быть достаточно небольших капиталов, в некоторых случаях — даже сотых долей лота. Подобные сделки подходят лишь для того, чтобы научиться торговать, высокую прибыль при таких вложениях получить нельзя, поэтому трейдеры пользуются маржей, которую предоставляют кредитные брокеры. Такую торговлю называют маржинальной.

Маржу рассчитывают как отношение размеров контракта к величине кредитного плеча.

Хотя маржа — хороший способ оперировать на рынке более крупными суммами, чем имеются в наличии, нужно помнить и об обратной стороне, связанной с тем, что потенциальный убыток тоже зависит от размеров контракта.

Пример расчета результатов сделки

Для качественного входа на рынок необходимы торговый план и расчет результатов сделки, это помогает сделать торговлю более предсказуемой.

Например, баланс торгового счета составляет 1 000 USD. Трейдер открывает позицию на покупку (Buy) для валютной пары EUR/USD в размере 0,1 лота. Пусть в какой-то момент цена позиции на покупку (Ask) составляет 1,0713. Схематически это выглядит следующим образом:

+ 10 000 EUR

— 10 713 USD

То есть за покупку 10 000 евро трейдеру нужно заплатить 10 713 долларов. Если у него на счету нет такой суммы, брокер может предложить использование кредитного плеча в размере 1 к 100. В этом случае стоимость контракта составит всего 107.13 долларов, и такая сделка становится реализуемой даже при наличии на сете всего 500 долларов.

Торговые приказы (ордера, распоряжения)

Торговым приказом (ордером, распоряжением) называется указание трейдера для брокера на оформление покупки или продажи финансовых инструментов по устраивающей его цене.

Так как не представляется физически возможным постоянно наблюдать за ситуацией на рынке, для руководства совершением сделок используются отложенные ордера, которые представляют собой распоряжение на открытие или закрытие позиций при достижении котировок какого-то, заранее установленного, уровня.

Типы ордеров на закрытие сделки

Позиции закрываются ордерами Stop Loss (остановить потери) и Take Profit (взять прибыль). На любую позицию можно установить сразу оба ордера, чтобы минимизировать риски. При срабатывании одного из ордеров действие второго отменяется автоматически.

Типы ордеров на открытие сделки

Для открытия позиции применяют ордера 4 типов:

  • Buy Stop — покупка валюты при росте ее стоимости до заданного уровня;
  • Buy Limit — покупка валюты при снижении до заданного уровня;
  • Sell Stop — приказ продавать валютную пару при снижении ее цены до заданного трейдером значения, при условии что цена достигла значения ниже рыночного;
  • Sell Limit — продажа валютной пары, если цена вырастает до заданного трейдером уровня, который определен выше, чем тот, где она находится в момент отдачи распоряжения.

Программы для торговли, критерии выбора торгового терминала: обзор топ 5 популярных Forex платформ

Выбор торговой платформы считается одним из ключевых моментов при принятии решения торговать на Форексе. Здесь важно не поддаваться рекламным призывам, а определить лично для себя, исходя из своей ситуации, какой функционал станет необходимым и достаточным.

Наиболее значимыми критериями считаются следующие:

  • скорость работы и производительность;
  • функциональность;
  • удобство и интуитивная понятность интерфейса;
  • безопасность хранения информации;
  • совместимость платформы с операционными системами (чтобы была возможность работать не на одном устройстве).

Платформа 1: Meta Trader 4 (MT4)

Одна из наиболее популярных среди трейдеров платформ, разработанная на базе своей предшественницы MT3.

Пользователями высоко ценятся:

  • надежная система безопасности;
  • обширный аналитический функционал;
  • гибкость настроек;
  • наличие автоматического режима;
  • возможность программировать на языке MQL4 (создавать: индикаторы, советники (роботы, эксперты), скрипты), адаптируя функционал под свои потребности.

Платформу можно устанавливать даже на мобильные устройства.

Вводное видео по терминалу:

Скачать торговый терминал MetaTrader 4 можно у этих, проверенных нами, брокеров: Брокер-1, Брокер-2, Брокер-3, Брокер 4

Платформа 2: Meta Trader 5 (MT5)

Обновленная версия MT4 с новым дизайном и еще более широким функционалом для аналитики рыночной ситуации.

Платформа предоставляет возможность доступа не только к рынку Форекс, но и к бирже фьючерсов, фондовым биржам, рынку форвардов и опционам. Работает намного быстрее своей предыдущей версии, что позволяет повысить точность прогнозов и увеличить прибыль трейдера.

Платформа 3: Ninja Trader (NT)

Американская разработка, признанная эталонной во всем мире. Проста в использовании, предоставляет широкие возможности для аналитики рынка, обладает высоким уровнем производительности. Доступны ручной и автоматический режимы трейдинга.

Платформа 4: Zulutrade

On-line система с использованием бесплатных сигналов Форекс, предоставляемых трейдерами всего мира.

Zulutrade — интересная система, состоящая из 2 категорий участников:

  • трейдеров-поставщиков сигналов;
  • пользователей, доверившихся каким-либо поставщикам сигналов и доверившим им копировать сделки на собственный счет.

Платформа 5: Mirror Trader

Принцип работы представляет собой зеркальный трейдинг на Форексе и аналогичен Zulutrade. Здесь тоже осуществляется отслеживание сигналов от трейдеров, использующих различные стратегии торговли.

На платформе представлены возможности ручного, автоматического и полуавтоматического управления.

Где пройти бесплатное обучение Форекс: топ-3 варианта

Начать лучше с бесплатного обучения, так как уже на этом этапе будет виден необходимый объем знаний для торговли на Форексе и станет понятно, интересно это или нет. Если такой вид заработка заинтересует, то только в этом случае рекомендуется переходить на платные, углубленные виды обучения.

Основные виды бесплатного обучения Forex

Ниже представлены все популярные и рекомендуемые именно нами варианты обучения: максимум эффективности за короткие сроки и минимальную оплату (если вы захотите обучаться платно).

Вариант 1: стационарное и онлайн обучение торговле на бирже от компании Альпари

Альпари — компания, которая торгует и ведет обучение на российском пространстве уже более 20 лет. Команда опытных сотрудников, которая на практике доказала свой профессионализм.

Альпари периодически проводит бесплатные вводные семинары, предоставляет обширный материал для самостоятельного изучения, проводит онлайн-курсы для начинающих.

Все бесплатные курсы и расписание занятий представлены ЗДЕСЬ ⇒

Вариант 2: онлайн тренинги и семинары от Strategy4you.ru

Крупный российский интернет-портал — ЭТОТ сайт, посвященный теме торговли на Форекс. Кроме предоставления большого количества Бесплатной информации (стратегии, вебинары, тесты стратегий, видео-уроки), предлагает платные курсы и семинары для трейдеров различного уровня, которые проводятся только практиками с многолетним опытом торговли на валютных рынках.

Все варианты платного обучения представлены на ЭТОЙ странице ⇒

Вариант 3: самостоятельное онлайн-обучение

На первом этапе большинство новичков выбирают этот вид изучения Форекс-трейдинга. Такой способ позволяет определиться с тем, подходит ли этот вид заработка, способен ли человек к монотонной работе и обработке большого количества информации.

Недостаток этого простого метода в том, что информация разрозненна, приходится тратить очень много времени на то, чтобы составить для себя лично необходимую для начала торговли базу.

Мы для вас подобрали оптимальный вариант материалов в этом курсе, подпишитесь и получите много Бесплатностей, Бонусов и подробную инструкцию по самостоятельному Обучению и Заработку на форекс ⇒

Часто задаваемые вопросы FAQ

Вопрос 1: нужно ли новичку обучаться торговле на форекс или можно сразу начать работать

Новичкам рекомендуется сначала пройти базовый курс обучения теории, закрепить его работой с демо-счетом и только после этого переходить к торговле своими собственными средствами. Если начать сразу с практических действий, высока вероятность понести убытки и получить разочарование от данного вида заработка.

Вопрос 2: какие бывают индикаторы форекс и для чего они нужны

Индикаторы представляют собой инструменты для аналитики рыночной ситуации. Они помогают оценивать тренды, настроение рынка, определять моменты, подходящие для заключения сделок.

Существует большое разнообразие индикаторов, но их все условно делят на 3 группы:

  • трендовые (определение направления трендов);
  • стохастические (определение силы тренда);
  • психологические (определение настроения участников рынка).

Вопрос 3: можно ли доверять автоматическим программам для торговли

Автоматические программы являются хорошим подспорьем в работе трейдера, однако полностью переходить на них не рекомендуется. Такие программы являются четко разработанными алгоритмами и могут не сработать в нестандартной ситуации, которая не предусмотрена разработчиками.

Вопрос 4: стоит ли торговать на новостях

Следует учитывать не столько сами новости, сколько предполагаемые ожидания участников рынка в ответ на нее. Этот метод может принести хорошую прибыль, но его рекомендуется всегда совмещать с техническими аналитическими инструментами, чтобы снизить индивидуальную оценочность суждения.

Необходимо понимать, что здесь не может быть четко проработанных инструкций, во многом работает человеческая интуиция и знание психологии масс.

Когда начинать учить детей Закону Божию?

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним… заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний.
​Святитель Иоанн Златоуст

Воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Учить детей основам православной культуры. Учить детей Священному Писанию. Учить детей Закону Божию… Все это примерно одно и то же. Но вот как подступиться к этому делу – важному, важнейшему делу родительства? В конце концов, когда именно подступаться, с какого возраста начинать? Когда начинать чтение Библии, Евангелия с детьми? Когда начинать готовить детей к церковным праздникам, когда рассказывать им о том или ином событии в жизни Церкви? Когда начинать рассказывать об устройстве храма, богослужения?

Обучение Закону Божию вообще

Закон Божий – предмет особый. Конечно, это и собственно учебный предмет, набор неких знаний. Но ведь в первую очередь это нечто большее – образ жизни. Это вообще жизнь такая. Жизнь внутри православной культуры. Жизнь по Божию Закону. И в эту жизнь, по идее, мы и должны привести своих детей. В теории и на практике, словом и делом. Или, как говорили древние, βίον και λόγον – обучая «жизнью и словом».

Если условно, то обучение детей Закону Божию можно представить в виде таких частей.

Словесное обучение-наставление

Получение информации, знаний; теория. Это как раз собственно учебный предмет. Например, изучение текстов Священного Писания, последовательное описание библейских событий и их объяснение. Или, например, описание храма, его устройство. Литургика, агиография и прочие высокие слова тоже сюда относятся.

Формирование среды жизни в Законе Божием, жизни внутри изучаемой культуры

Это когда мы соединяем слово с делом. Когда обучение связывается с жизнью ученика. Короче и проще: когда мы устраиваем свой дом, жизнь своей семьи так, чтобы это была жизнь внутри православной культуры. Все: отношения между папой и мамой, распорядок дня и недели, праздники, посты – все это строится на том самом Законе Божием, который еще и как предмет, как теория нами всеми изучается.

Между прочим, вот это и есть уникальная возможность семейного обучения. Возможность связать теорию с практикой. Возможность сделать образование ребенка не кусочком, не фрагментом, а полнотой жизни.

Когда мы создаем подобную «обучающую среду», «воспитывающую среду» в своем доме, то мы значительно облегчаем себе задачу. С такой практикой обучение теории оказывается естественным, легким, буквально встроенным в жизнь ребенка.

А еще, когда мы вот так практически учим детей Закону Божию, когда мы строим свою семью как «среду» православной культуры, мы получаем возможность поймать таинственную, эфемерную и такую драгоценную вещь: построить свой дом как малую Церковь. Ведь это собственно и есть малая Церковь – когда семья живет, старается по крайней мере жить, как раз в Законе Божием, как раз в православной культуре.

Жизнь в Церкви

Вершина обучения Закону Божию – жизнь в Церкви. Участие в таинствах. Жизнь в ритме церковного года. Учение в этой нашей главной школе – в нашем духовном училище, в Церкви, где наши учителя – это священники, епископы. Отцы Церкви, которые учили и продолжают нас учить вот уже больше двух тысяч лет.

Здесь теория как раз превращается в практику. Собственно, мы изучаем теорию Закона Божия именно для того, чтобы войти в Церковь, чтобы понять, чтобы узнать, чтобы осознать жизнь Церкви.

Так теоретическое изучение Закона Божия оказывается ступенькой, подготовкой к жизни в Церкви. Так и семья – малая Церковь – оказывается включенной в эту Церковь великую. Воспитание и образование в такой семье оказывается подготовкой (а потом и закреплением) воспитания и образования церковного.

Все это вместе – единый, неразрывный процесс. Это все вместе взятое и есть «обучение детей Закону Божию». Причем все эти элементы «обучения» существуют параллельно, одновременно. Не так, что сначала что-то «изучили», потом домашней жизнью «освоили», потом в Церкви «закрепили». Здесь то одно, то другое, без конца и начала, окутывает, формирует-образовывает. И наших детей, и нас самих, и весь наш дом.

Начало обучения

Когда мы сами начинаем жить церковной жизнью, когда мы сами участвуем в церковных таинствах, когда сами что-то изучаем, читаем святых отцов – так мы уже начинаем учить своих детей Закону Божию. Даже если детей у нас еще нет. Потому что так мы готовим самих себя как воспитателей и учителей для своих детей. Хитрый такой изворот: получается, что наше самообразование – это формирование личности воспитателя своих собственных детей.

Когда мы начинаем строить свою семью, свой брак – мы готовим ту самую «культурную среду», в которой предстоит зачинаться, рождаться и воспитываться нашим детям. С того, на каких основаниях папа и мама строят свои отношения, свой брак, – вот с этого и начинается обучение ребенка Закону Божию. В эти отношения, в эту систему ценностей мы родим – приведем – своего ребенка-ученика.

Еще нет малыша или он еще только в животике у мамы – но культура семьи уже формируется. Например, папа и мама уже начинают и заканчивают свой день молитвой. Уже по воскресеньям ходят в храм. Уже причащаются. Уже стараются построить самих себя и свои отношения на Законе Божием, на учении Церкви. Так «от чрева матери своея» наш малыш и начинает «обучаться Закону Божию».

Малыш еще не родился, но уже в храме, где его мама причащается. И папа уже молится о нем

Он еще в животике – но его мама уже причащается. И папа молится о нем и уже сейчас благословляет его перед сном. Первые смутные звуки, которые слышит малыш, – это в том числе звуки богослужения в храме.

Малыш только родился – но он каждое воскресенье бывает в храме. Он пока еще ничего не знает, но его подносят к иконам, помазывают святым маслом, причащают. Храм, хор, иконы, ладан, горящие свечи – все это часть его жизни, такая же органичная, как привычные прозаические вещи: нянюшка-соска, коляска, мамины волосы, родная люстра на потолке в спальне…

В этом во всем малыш растет. И таким образом воспитывается и уже обучается. Пока не вербально. Пока просто жизнью. Жизнью внутри православной культуры. Этой культурой он дышит, напитывается. Это становится частью его жизни. Это и есть его жизнь.

Но тут есть такой важный момент: чтобы семья как культурная среда, чтобы семья как малая Церковь действительно была пространством образования для наших детей, чтобы вся эта система максимально эффективно работала, дети должны жить внутри семьи. Жить именно в семье.

Не говорю: изолировать их от мира, не пускать в школы, запереть от друзей и родных – ничего подобного, ни в коем случае. Но чтобы семья имела образовательное значение, дом должен быть значимым местом в жизни ребенка. Не единственным – а именно значимым. Только значимая среда может иметь реальное влияние на формирование личности ребенка. Ребенок должен быть банально включен в жизнь родителей, в ее ритм. Иначе получается немного другая картина, другие условия задачи, другие подходы и способы реализации поставленных целей. И вообще получается совсем другая история.

Этапы обучения

Формировать в своем доме среду православной культуры мы можем всегда. И до рождения малыша, и во время, и после. А вот когда мы говорим собственно об обучении, здесь, конечно, придется как-то соотноситься с возрастом ученика. И даже не столько с возрастом, а с его способностью, готовностью что-то слышать, слушать, усваивать.

И здесь, кстати, у нас, у родителей, снова совершенно уникальная возможность: если мы внимательны к своим детям, если мы рядом с ними, то мы можем вовремя поймать этот неуловимый момент. Можем начать обучение наших деток именно тогда, когда они к этому готовы.

Когда именно, на каком этапе развития ребенка мы можем учить его Закону Божию? Здесь принцип простой. Все «обычные» этапы, занятия – все это может поворачиваться в сторону «религиозного» обучения. Точно так же, ровно параллельно.

Мы говорим малышу: «Смотри: птичка. Смотри: цветочек». Значит, мы можем уже сказать: «Смотри: храм. Смотри: крест, а на нем – наш Господь».

Малыш в состоянии разглядывать картинки? В состоянии найти в книжке царевну, домик, солнышко? Значит, мы можем показывать малышу и икону. Рассказывать, где что изображено. Своими словами, указывая на каждый предмет, объясняя. Можем попросить его показать: где на иконе Введения во храм маленькая Богородица? где Ее папа, где мама? где свечки?..

Он уже явно осмысленно слушает сказки? Значит, может слушать и библейские рассказы

Малыш уже явно осмысленно слушает сказки, истории? Значит, он может слушать и библейские рассказы. После слушания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» уже может ответить на вопрос, как звали королевича? Значит, после рассказа о сотворении первых людей мы можем попросить ребенка назвать их имена.

Малыш научился рисовать, хоть как-то? Значит, он может проиллюстрировать услышанный библейский сюжет.

Малыш уже лепит из пластилина фигурки? Значит, в состоянии слепить какие-то поделки и на библейскую тему.

Ребенок научился писать, читать по-русски? Или даже только учится? Значит, он в состоянии осваивать и церковнославянский. На том же самом, примитивном уровне, что и современный русский язык.

Ребенок поет песни? Значит, может петь и молитвы. Даже если просто гудит невпопад – значит, может так погудеть и во время общей домашней службы.

Ребенок в состоянии повторить фразу? Значит, в состоянии читать короткую молитву

Ребенок в состоянии повторить фразу, выучить наизусть четверостишие? Значит, в состоянии читать какую-то короткую молитву.

И так всегда, и так во всем.

Например, если мы говорим об изучении текстов, сюжетов Священного Писания, то картина примерно такова. В 2–3 года малыш просто смотрит с папой картинки в детской Библии, разглядывает вместе с мамой фрески в храме. В 4–5 лет слушает библейские истории, отвечает на простейшие вопросы после таких рассказов, делает поделки на библейские темы – к церковным праздникам или как иллюстрацию-закрепление после изучения какого-то библейского сюжета. А потом ребенок будет в состоянии анализировать, сопоставлять…

Все – буквально все, – что умеет ребенок и что его интересует, будем поворачивать в сторону Закона Божия

В 3 годика малыш просто приходит в храм, знает, что такое купол и крест. А в 10 лет он в состоянии освоить тему устройства храма. Ведь он в состоянии был в школе изучить «круговорот воды в природе» и разбор предложения по составу.

Постепенно, спиралью на информацию, полученную «в детстве», будут нанизываться все новые и новые витки – в соответствии с интересами и развитием самого ребенка. Будем разбирать географию Библии, быт, другие интересные фактические сведения. Будем глубже знакомиться с текстами. Продвинемся в церковнославянском – дети будут читать и слушать Библию на этом языке. Хорошо освоят английский – будем с ними читать не только рассказы О’Генри на этом языке, но и тексты Священного Писания. А может быть, будем разбирать и греческий оригинал… Все – даже не в соответствии с возрастом, а именно с потребностями, со стремлениями самого ребенка. Все, что интересует наших детей в «обычной» жизни, все, что они умеют вообще, – все это – буквально все – каждый раз будем поворачивать в сторону Закона Божия.

Родители как учителя

Чем раньше мы начнем заниматься с детьми, учить их – именно учить, объяснять-рассказывать словами, – тем лучше. И здесь дело не в том, что поймут, что запомнят наши малыши. Мало что поймут и плохо запомнят. Мы будем повторять примерно одно и то же, но все сложнее и серьезнее год за годом, каждый год – и повторение станет матерью учения.

Но самое главное в «раннем обучении» вот что: если мы учим (сели, открыли книжку, показали, попросили повторить) детей с самого что ни на есть младенчества, то наши дети «с молоком матери» начинают воспринимать родителей как учителей. Принимают родительское учительство и свое обучение у родителей как часть жизни. И в таком случае обучение семилетнего, десятилетнего, тринадцатилетнего ребенка оказывается не революцией в отношениях между детьми и родителями, а органичной частью детско-родительских отношений.

Мы с самого начала детской жизни вводим в наш дом эти отношения – отношения образовательные. Когда папа – не только мастер по вождению автомобиля и вручатель карманных денег, не только ругатель за плохие отметки и подбрасыватель детей до потолка, но еще и учитель. Когда мама – не только специалист по приготовлению котлет, запрещатель круглосуточного просмотра мультиков и мойщик полов, но еще… еще один учитель. И эти роли уже сами собой разумеются. Потому что «так было всегда», с рождения.

В многодетной семье

Можно говорить о том, с какого возраста, когда, как и что рассказывать детям о Библии. Но это когда речь идет об одном-единственном ребенке. А на деле мы так настраиваемся только на первого нашего ребенка. Потом у нас рождается-подрастает следующий малыш. И мы уже учим их обоих. Потом появляется третий, четвертый, пятый малыш, а старшие растут… И получается, что наши занятия ориентированы и на трехлетнего детку, и на младших школьников, и на подростков.

Обучение в семье – это обучение в разновозрастной группе. Очень даже разновозрастной. Так, первый по счету ребенок у нас все получал «в соответствии со своим возрастом», мы его учили с учетом его личного развития. А вот пятый по счету малыш получает те же самые знания несколько иначе: он участвует в нашем домашнем уроке, слушая рассказ, ориентированный на средних детей семьи, с отсылками к старшему ребенку-подростку.

Видя, что все в семье читают и изучают Писание, малыш усвоит: это очень важно и интересно

Кто выиграл, кто проиграл? Все выиграли – и старшие, и младшие. Про старших, для которых все особенное, специально на них ориентированное, вроде понятно. А про младших получается вот что. Младшие получают такую вещь, как опережающее обучение, обучение с учетом зоны ближайшего развития и все такое прочее умное. При этом в общем и целом младшие наши ученики получают примерно все то же самое, что получали их старшие братья и сестры. Потому что Закон Божий – он один: и для младенца, и для отрока, и для пожилых людей.

А еще наши малыши, которые учатся вместе со своими старшими братьями и сестрами, получают особенный мощный бонус. Малыши видят, например, что Священное Писание изучают все. У них перед глазами пример старших братьев и сестер, которые слушают мамин рассказ о видении пророку Исаии. И эти старшие увлечены, они задают какие-то вопросы… Значит, это все важно, интересно, это стоит внимания. Оказывается, вот так устроена человеческая жизнь: мама с Библией в руках читает тексты, а дети все это слушают и разбирают…

Так старшие братья и сестры оказываются примером ученичества для младших. Так младшие дети в семье попадают в уже сформированную и организованную образовательную среду. И между прочим, этим не исчерпываются все плюсы разновозрастного обучения. Но это уже другая история.

***

Так получается, что в большой семье, где обучение детей Закону Божию встроено в жизнь семьи, «всегда было», вообще нет такой границы, как «начало обучения». Буквально с рождения этот малыш присутствует на домашних уроках. И по мере своего возрастания постепенно включается в это обучение. И, кстати, в этом случае еще легче заметить готовность малыша к тому или иному виду такого обучения. Например, все дети получили задание, что-то рисуют. И малыш из подражания тоже что-то рисует. Смотришь – а он действительно изобразил что-то по заданной теме. Значит, вот она, степень его личной готовности.

***

Как донести один урок – один рассказ, одно чтение – до каждого из наших детей? Как их всех включать в общую работу?

Например, по ходу рассказа можно задавать детям вопросы. То одному, то другому. Простые вопросы – малышу, сложные – страшим детям. Можно просить старших рассказать что-то младшим. В таком случае старшие дети получают роль учителя – а значит, сами вспоминают что-то, повторяют. Учатся формулировать, причем так, чтобы донести свою мысль до малышей. Часто рассказ старших детей оказывается несравненно понятнее для малышей, чем рассказ взрослого. Когда десятилетний ребенок рассказывает что-то пятилетнему, он не сюсюкает. И при этом не говорит слишком сложные вещи. Объясняет так, как нам, взрослым, и в голову не придет объяснять. Это мышление ребенка – незашоренное, образное, непосредственное.

Часто рассказ старших детей оказывается несравненно понятнее для малышей, чем рассказ взрослого

Если мы изучаем, скажем, сюжет о всемирном потопе, то мы все вместе – и «старые» четырнадцатилетние, и малые новорожденные – слушаем из папиных уст текст Библии. Потом обсуждаем – малые явно не обсуждают, в лучшем случае просто слушают. Со старшими детьми обсуждение может иногда переходить в самые дебри филологии, истории, географии и богословских толкований. А потом делаем поделки с малышами: лепим ковчег из пластилина, сажаем туда зверюшек. И подростки могут с восторгом включаться в эту лепку, а могут даже не посмотреть в сторону этой младенческой возни. Так получается, что в разных этапах одного урока участвуют разные дети. Но при этом урок остается один на всех.

Или вот еще. Готовим тропарь к двунадесятому празднику – на церковнославянском языке. А значит, в простейшем виде знакомимся с богослужением праздника. Знакомимся с учением Церкви о празднике. Готовимся к участию в службе, ведь когда дети выучат тропарь, они смогут понять и услышать этот текст на всенощной и за Литургией, смогут подпевать священникам и хору… А еще таким образом мы осваиваем церковнославянский язык. Да еще и готовим украшение для домашнего интерьера – ведь мы вешаем красиво подготовленный текст тропаря на стену около икон. Получается буквально все в одном – концентрированный и практический урок Закона Божия в семье. Об этом я много раз писала раньше.

Здесь скажем о том, как в этом «уроке» по изучению тропаря могут участвовать дети разных возрастов. Читаем тропарь вслух для всех детей, все вместе слушаем или смотрим запись этого тропаря в интернете. Затем ребенок, скажем, лет десяти пишет этот тропарь по-церковнославянски, красиво. Потом ребенок семи лет оформляет буквицу: большую первую букву тропаря делает особенной. А малыш лет пяти рисует – может быть, уже с маминой помощью – орнамент-рамку. На самом деле всегда все выходит по-разному. Так, текст тропаря, вроде бы самая трудная часть, готовится как раз малышом пяти-шести лет, который в таком случае просто обводит фломастером мамин текст. А вот оформлением занимаются старшие подростки, которые сами увлекаются рисованием и всем этим оформительством. И, по сложившейся у нас традиции, «вычленяют» образы праздника и запечатлевают эти образы на нашем плакате с тропарем. Например, к празднику Введения во храм изображают витиеватую лестницу.

Или еще вариант: один ребенок готовит сам, полностью, тропарь, другой – кондак, третий – величание. А старший пишет этот самый тропарь на греческом.

Здесь как раз соединяется общее и индивидуальное в разновозрастном обучении. Все делают примерно одно и то же, все мы вместе готовимся к одному празднику и изучаем для этого один и тот же материал. Но каждый при этом делает то, что ему под силу и что ему интересно в данный момент.

***

В общем, когда начинать обучение детей Закону Божию, этот вопрос решается сам собой. Практикой. В том случае, если мы с самого начала, с начала наших отношений в браке, строим свой дом как среду православной культуры. Если мы сразу же, с рождением первого ребенка, начинаем воспринимать себя как учителей и воспитателей своих детей. Если мы включаем обучение, учение о вере, учение о Церкви в жизнь своей семьи. В распорядок дня и недели. В свой собственный круг чтения, в свой собственный круг интересов. И если мы в это все такое образовательное, изучающее-обучающее вовлекаем своих детей. И при этом если мы внимательны к своим детям.

Тогда наши дети рождаются уже не только как любимые малыши, но и как наши новые ученики. И приходят в мир нашей семьи как в школу. Где обучение – не тягостная повинность, не кусочек жизни – а сама жизнь. Интересная. Особенная. Полная. Жизнь в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4).