Земские соборы

Что такое Земский собор? В чем его суть? Когда был первый собор?

Земский собор — это собрание представителей всех сословий Русского царства в XVI-XVII вв. Делегатов собирали, чтобы обсудить политические, экономические и административные вопросы. Крепостные крестьяне к заседаниям не допускались

С. В. Иванов. «Земский собор», 1908

За 135 лет (1549-1684) было созвано около 60 земских соборов. Слово «земский» означает «всей земли», то есть общегосударственный, а «собор» — «собрание», «совещание».

Земский собор — русский аналог Генеральных штатов во Франции и Нидерландах, Сейма в Речи Посполитой, Рейхстага в Священной Римской империи, Кортесов в Испании или Парламента в Англии.

Созванный царями совет

Первый Земский собор созвал Иван IV Грозный в 1549 году. Молодой царь, только что взошедший на престол, нуждался в поддержке общества.

Первый собор, получивший название «Собор примирения», состоял из представителей церкви, Боярской думы (правительство) и делегатов от различных земель и социальных слоев, за исключением крепостных крестьян. На соборе Иван IV выступил с покаянной речью перед народом и обещал царствовать праведно.

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

Однако его правление со временем становилось, наоборот, все более деспотичным. Земские соборы созывались и далее, но превратились в фиктивный орган, который лишь слепо одобрял решения правителя.

Всплеск активности земских соборов пришелся на Смутное время, когда власть на Руси ослабла и заколебалась. В 1598 году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, в 1613 году — Михаила Романова. В 1610-1613 гг. в условиях иностранной интервенции Земский собор при народном Ополчении фактически стал органом верховной власти в России.

Провозглашение Авраамием Палициным, келарем Троице-Сергиева монастыря, решения Земского собора об избрании на царство Михаила Романова. Миниатюра 1673 года

В течение XVII века власть Романовых крепла, земские соборы вновь стали терять полномочия. Цари прибегали к ним лишь для того, чтобы утвредить особо важные решения. В 1649 году Земский собор принял Соборное уложение — свод законов и правил, действовавший почти 200 лет. В 1684 году Земский собор утвердил Вечный мир с Польшей. С тех пор он не созывался.

Русский парламент?

Земский собор так и не стал полноценным парламентом России, как это произошло в Англии. Он и не вступил в конфронтацию с монархом, как это было во Франции. Русский парламентаризм умер, так и не родившись.

С тех пор любой парламент в России, будь то царская Государственная Дума 1905-1917 гг., Верховный Совет СССР или современный Совет Федерации, со временем перерождается в послушный и безропотный орган утверждения царских указов.

Заседание Государственной думы Российской империи, 1912 год. Фото: Wikimedia

Попытки реанимировать Земский собор и созвать представителей всего народа предпринимались и после 1684 года. Его аналогом можно назвать Уложенную комиссию 1767 года, созванную в Москве Екатериной II. Реальные результаты ее деятельности оказались ничтожными и она была распущена.

В царствование Александра III часть консервативных политиков предлагала императору созвать Земский собор, однако он отверг этот проект.

Во время Гражданской войны в России попытки созвать всенародное представительво были предприняты вновь. Аналогом Земского собора можно назвать Всероссийское учредительное собрание, которое было разогнано большевиками в январе 1918 года.

Заседание Госдумы РФ. Фото: Wikimedia

В 1922 году во Владивостоке, последнем оплоте Белой армии, был созван Приамурский Земский собор. Его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти. Собор признал власть Дома Романовых, однако вскоре был разогнан наступающей Красной армией.

Церковно-земские соборы

В XVI в. проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, со оры одинаково важные как для Церкви, так и для государства (Соборы 1551, 1581, 1584 гг.). На Соборе 1551г. рассматривались вопросы о Судебнике для светских судов, наделения землей служилых людей, выкуп пленных и др.

На том же Соборе был принят документ, получивший название Стоглава. Основное содержание сборника составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям (о дисциплине, церковном суде, литургии, иконах и книгах и т.п.). Значительное место отводилось также вопросу о епископских и монастырских вотчинах: было постановлено церковные земли не продавать, не отдавать, но «крепко хранить», вместе с тем — новых земель у царя не просить. Часть положений Стоглава была отменена Собором 1666-1667 гг., но часть продолжала действовать до 1700 г.

На соборах 1581 и 1584 гг. была сделана попытка разрешить вопрос о церковных имуществах. В приговорах этих соборов подчеркивалась обязанность духовенства помочь государству и служилым людям в борьбе с врагами (служилые люди в этот период весьма нуждались в землях, шел быстрый рост поместного землевладения, а церковь была одним из самых крупных землевладельцев).

Решения, принятые соборами, включали следующие положения: провозглашалась неотчуждаемость церковных и монастырских вотчин; церквям и монастырям запрещалось приобретать новые земли. За Церковью закреплялись все принадлежавшие ей (митрополии, епископствам, монастырям) земли, даже если на них не было документального свидетельства о собственности. Все споры о церковных землях запрещались. Переданные монастырям по завещаниям родовые вотчины не могли выкупаться родственниками завещателя (не действовало право родового выкупа).

Вместе с тем завещанные монастырям земли не поступали в их реальное распоряжение: государство выплачивало им денежную компенсацию, а земли забирало себе для раздачи служилым людям.

Церковное правоВ Стоглаве регламентировались: порядок богослужения, дисциплина духовенства, монашества и мирян по отношению к церковным обрядам, литургии и церковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда. Надзор за благочинием возлагался на поповских старост и десятинников, соборных священников, архимандритов, игуменов и протопопов.

Собор 1551г. передал в подсудность епископам все монастыри и приходские приняты, запретив светским судам судить духовных лиц.

Гражданское правоВ области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин, управление которыми было возложено на государственных чиновников совместно с монастырскими властями. Государству не удалось провести секуляризацию монастырских имуществ, но некоторые меры контроля и управления ими были введены в действие. Собор постановил вести строгую отчетность относительно имущественных (земельных) вкладов в монастыри. Следовало строго следить за тем, чтобы имущества, пожертвованные в монастырь без права отчуждения и выкупа, не продавались, не закладывались и не отчуждались иным способом.

Монастыри лишались также права образовывать в городах на льготных условиях особые слободы — поселения («белые» слободы).

Стоглав запрещал духовным лицам давать деньги и хлеб «в рост». Займы могли осуществляться ими только при наличии поручителей и без процентов.

Уголовное правоНекоторые нормы Стоглава были посвящены уголовному праву, касаясь вопросов о чародействе, языческих обрядах, лжеприсяге. (Например, лжеприсяга трактуется исключительно с религиозной точки зрения, безотносительно к ее судебно-процессуальной значимости.)

Некоторые исследователи (В.Н. Латкин) полагают, что Стоглав, как и Русская Правда, был не официальным законодательным памятником, а только частным сборником соборных постановлений, получающих силу действующего права лишь в случае их санкционирования государственной властью и издания в форме собственных узаконений (наказов, грамот и т.п.).

Постановления церковных соборовГлавным церковным законодательным органом оставались поместные Соборы. Их постановления носили обязательный характер и для широкого круга недуховных лиц.

Собор 1572г. издал грамоту о разрешении в виде исключения четвертого брака Ивану Грозному. Однако при этом подтвердил недопустимость четвертого брака и наложил на царя епитимью.

Постановление Собора 1580г. запрещало архиерейским домам и монастырям приобретать новые земельные владения. Лишь бедные монастыри могли получать новые вотчины через царское пожалование.

Собор 1621г. принял постановление о перекрещивании католиков, лютеран и реформатов, присоединяемых к Православной Церкви (последующими Соборами 1656 и 1667гг. это решение было отменено).

Собор 1667г. осуществил суд над Патриархом Никоном и отменил некоторые постановления Стоглава, способствующие старообрядческому расколу. Светским судам было вновь запрещено судить клириков за церковные преступления. Было подтверждено положение о том, что еретики наказываются не только церковными, но и государственными уголовно-правовыми санкциями.

Собор 1667г. подчеркнул факт, что царь имеет преимущество в политических делах, а Патриарх — в церковных.

На Соборе 1675г. священникам было запрещено передавать свои места в приданое дочерям, с тем чтобы эти места переходили к зятьям.

Собор 1682г. рассмотрел вопросы о церковном благочинии, о безместных священниках, обсудил проект царя Федора Алексеевича о разделении Церкви на 12 митрополичьих округов и открытии 33 епархий и не согласился с этим проектом. Были рассмотрены также вопросы борьбы с раскольниками.

Одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения, стало Соборное Уложение 1649г.

Семейное и наследственное правоСемейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного и наследственное права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных — согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: 15 лет для мужчин, 12 — для женщин. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия.

Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. Общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на совместно приобретенное супругами в браке.

Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим.

В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог — «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, стало завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

Приданое оставалось в общем распоряжении супругов, пока они состояли в браке. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Религиозные преступления.Преступления против Церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запретили светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством.

Литература:

I Основная литература

1. Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб. Изд. СПб. Университета МВД РФ, 1999.

2. Вернандский Г.В. История права. – СПб. Изд-во СПб университета МВД РФ, — 2000.

3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. Изд. – 3-е. – М.: Юрист. – 1996; М., 2005.

4. История государства и права России. /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Былина, 1996; — М.: Проспект, 2004.

5. История государства и права России. /Под ред. В.К. Цечоев, В.И. Власов, — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. История отечественного государства и права. – Ч.1 /Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Бек. – 1996; — М., 2000. Ч.2. – М. 1997; — М., 2001.

7. История государства и права России. /Под ред. Р.И. Юшкова, — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск: Амалфея. – 2001.

9. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.I – II, — М. 2003.

10. Рогов В.А. История государства и права России IX – начало XX веков. – М. 1999.

11. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 2005

II Дополнительная литература

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л. 1989.

2. Багрянородный К. Об управлении империей. – М. 1989.

3. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. – М. 1988.

4. Введение христианства на Руси. – М. 1987.

5. Вернандский Г.В. История России. Древняя Русь. – М. 2002.

6. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси» факты против легенд и мифов. – Л. 1986.

7. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. – Казань, 1990.

8. Кандыба В.М. История русского народа до XII в. н.э. – М. 1995.

9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн., — М.: Мысль, 1993.

10. Ловмяньский Х. Русь и норманы. – М. 1993.

11. Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, горки, половцы). – Л., 1983.

12. Падалка Л.П. Происхождение и значение имени «Русь». – Полтава, 1913.

13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 1993.

14. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. – М. 2004.

15. Рогов В.А. История государства и права России XI – начала XX веков. – М.: Зерцало, 1999.

16. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII – XIII вв.). – М. 1982.

17. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. – М. 1993.

18. Свердлов М.В. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л. 1998.

Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в 2 частях. – Петрозаводск

Созыв первого Земского Собора как начало борьбы царя с боярами

Земские Соборы – это орган власти, где были представлены все сословия Российского царства в шестнадцатом и семнадцатом веках. Созывать мог их только царь. Решения Земских соборов за редким исключением имели совещательное значение. Первый Земский Собор в феврале 1549 года созвал царь Русского государства Иван IV Васильевич. Основной причиной созыва была уменьшение власти бояр и возвышение роли дворянства. … Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Детство и юность Ивана IV
  • Боярство
  • Дворянство
  • Земский собор
  • Заключение

Детство и юность Ивана IV

Когда Ивану Васильевичу было три года, умер его отец Великий князь Василий III. Регентом при малолетнем Великом князе стала его мать. Елена Васильевна была энергичной и властной женщиной. Она посадила в тюрьму своего дядю Михаила Глинского и братьев покойного мужа Андрея и Юрия. Они оказывали сильное сопротивление её правлению. Из темницы они не вышли. А в 1538 году Елену Васильевну отравили недовольные бояре. Восьмилетний Иван и его пятилетний брат остались сиротами.

Это интересно: табель о рангах Российской Империи, таблица с описанием.

За малолетнего Великого князя стали править Московией бояре. Вначале власть захватили знатнейшие князья Шуйские. Братья до того узурпировали власть, что иногда не созывали Боярскую думу при решении важных государственных вопросов. У них власть отнял князь Бельский, но через некоторое время Шуйские опять вернули себе власть. Во время этой борьбы за верховенство бояре не слушали увещевающих слов митрополитов, которых они насильно сгоняли с митрополии. Не щадили великого князя, не оказывали ему никаких почестей. Малолетние дети Василия третьего и Елены Васильевны оказались в заложниках властолюбивых бояр.

Будущий царь Русского государства не видел любви и доброго отношения со стороны бояр. Только во время официальных церемоний перед народом выказывали знаки почтения. По воспоминаниям самого Ивана он с братом росли как «самая последняя чадь». Такое непочтение сильнейшим образом обижало Ивана. Мальчик постепенно озлоблялся. Не имея мудрого наставника и воспитателя, приобретал дурные манеры и привычки. Научился двуличничать и притворяться.

Это интересно: «Союз трех императоров» — причины его заключения, важность исторического момента.

Мечта о мести боярам всё больше крепла. Злоба в нём стала уже постоянной. В тринадцать лет ему удалось отомстить одному из Шуйских, князю Андрею. Выбрав удачный момент, он и его псари натравили на Андрея собак, которые насмерть загрызли свою жертву.

Только одного доброго человека встретил Иван в отрочестве. Умный и образованный митрополит Макарий занялся образованием великого князя. Он привил ему любовь к чтению, развил его природный ум. Макарий внушил подростку, что Москва является третьим Римом и воспитал в Иване желание создать на базе Великого Московского княжества православное царство. Он воспитывал в Иване будущего государя. Внушал не наносить вред церкви. И действительно, пока был жив Макарий, царь Иван не конфликтовал с духовенством.

Но влияние и воспитание митрополита не смогло переломить в Иване озлобление на бояр, жестокость и лукавство. В шестнадцать лет объявил боярской думе о своём желании жениться и венчаться на царство. В начале 1547 года стал первым царём Русского государства и женился на Анастасии Юрьевой из рода Федора Кошки.

Боярство

Начиная с пятнадцатого века в Великом Московском княжестве, а потом в Русском царстве одной из острых проблем в государстве была проблема взаимоотношений великого князя (царя), боярства и дворян.

Бояре – это высшие аристократы, которые появились еще в Киевской Руси. Основными признаками, которые выделяли бояр, являлись:

  • Знатность. У бояр была прославленная и богатая родословная. Авторитет их был равен авторитету правителя государства. Боярами становились князья не ставшие великими князьями или царями. Или богатые родственники правителей государств.
  • Богатство. Бояре являлись крупнейшими землевладельцами.
  • Независимость. Бояре не были ничем не обязаны правителю и воспринимали его как равного себе.

К началу пятнадцатого века в Московии были несколько родов боярских, которые являлись властными центрами, полностью независимыми от правителей государств. Кто же были эти самые влиятельные рода? В эту когорту самых влиятельных родов входили:

  • Шуйские.
  • Голицыны.
  • Бельские.
  • Милославские.
  • Романовы.
  • Морозовы.
  • Годуновы.
  • Другие рода, равные им по знатности.

Боярство стремилось к ослаблению власти верховного правителя и возвышению своего рода над другими. Поэтому бояре были основными инициаторами интриг, заговоров и смут. Наиболее обострилось это противостояние в период правления Ивана Грозного.

Дворянство

Дворяне – это подданные государя, состоящие на державной службе и получающие за это вознаграждение. Слово «дворянин» первоначально определяло людей с княжеского двора. Они брались правителем на службу для выполнения воинской службы, судебных и административных функций и других поручений. Дворяне вначале составляли низший класс знати, прочно связанный с князем и его хозяйством. Отличительными особенностями дворянства были:

  • Небольшое имущественное состояние. Дворянами обычно становились инициативные и способные люди из среднего класса: чиновник, профессиональные военные, горожане, средние и мелкие землевладельцы, богатые крестьяне.
  • Не знатность. В основном дворянами становились люди, не являющиеся представителями древних знатных родов. Свой авторитет зарабатывали будучи уже на государственной службе.
  • Служение государству. Это бояре могли служить государству, когда сами захотят. А дворянин был обязан служить в качестве чиновника или военного.
  • Получение материального или морального вознаграждения от правителя. Каждый дворянин за своё служение получал от царя вознаграждение, чаще всего землёй. Появляется класс помещиков.
  • Преданность государю. Дворяне были заинтересованы в преданном служении царю и всемерном укреплении власти хозяина. Их благосостояние зависело от правителя.

Наиболее бурное развитие дворянство получило в период правления Ивана IV Грозного. Они стали его опорой в противостоянии с боярством.

Земский собор

После венчания на царство молодой Иван четвёртый ставит основной своей целью урезание власти и влияния боярства и построения централизованной системы управления государством. Кто предложил государю созвать Земский Собор, как орган законодательной власти? В этом деле большое содействие ему оказывал Пересветов Иван Семёнович, писатель и один из ярчайших представителей политической и общественной мысли в середине шестнадцатого века.

В своих сочинениях Пересветов И. С. выступает яростным обличителем системы боярства и обосновывает полезность возвышения дворянства. Утверждал, что продвигаться по службе человек должен исходя из личных заслуг, а не по знатности рода. Его намерения проведения реформ в государстве в основном совпадали с политикой царя.

Созыв первого Земского Собора состоялся в 1549 году в феврале месяце. Что такое Земский Собор? Земский собор включал в себя представителей высшего духовенства, Бояркой думы, дворян, богатых горожан. Они избирались по сословному и территориальному признаку. Только Боярская дума не избирала своих представителей. Она присутствовала на Соборе в полном составе.

Функции Земского Собора разработал лично царь. Ими стали принятия определенных законодательных актов, остро необходимых на данный момент деятельности государства. Первый Собор был разделен по секциям, согласно положению и чинам участников. Решения считались принятыми, если за него проголосовали единогласно.

Избранный состав первого Собора в своей работе по времени уложился в два дня. Царь выступал на нём три раза. Он во всеуслышание обвинил бояр в бесконечных злоупотреблениях данной им властью. Призвал к совместным усилиям по укреплению могущества государства. Выступали именитые бояре. И в конце собора было проведено отдельно заседание думы боярской.

Впоследствии первый Земский Собор назвали «Собором примирения». Он положил начало перехода Русского царства в сословно – представительскую монархию путём образования головного сословно – представительного органа, в котором главенствовали представители дворянства. Принято было решение о составлении Судебника, который был утвержден царём в 1550 году. Согласно ему любой человек мог обратиться с челобитной в суд на боярина. Поэтому создаётся Челобитная изба.

Но и высшая аристократия не желала сдавать свои позиции. Они добились того, что если на какое-либо решение Земского Собора Боярская дума накладывала вето, то это решение носило только рекомендательный характер, а не становилось законом.

Созыв первого Земского Собора имеет большое значение в истории Российского царства. Первый Собор стал начальным этапом в борьбе Ивана Грозного с боярщиной. Позже, через шестнадцать лет, последовало введение на Руси опричнины, мрачные семь лет в истории государства Российского.

Созыв Первого Земского собора

Что такое земский собор?

Нельзя начать разговор о созыве первого земского собора в истории России, не определив, чем земский собор в общем варианте является по своей сути. Чтобы это понять, необходимо вникнуть в значение слов. Собором в дореволюционной России называлось собрание группы должностных или выборных лиц для решения различного рода организационных вопросов. Слово земский происходит от слова земля, и вероятнее всего подчёркивает отличие земского собора от соборов, проводимых церковью для решения духовных вопросов.

Теперь можно перейти к разговору об управленческой и государственной роли земского собора. При Иване Четвёртом сформировалась достаточно сложная система управления государством и сложная социальная структура. Для нормального функционирования государства требовалось согласование действий между всеми привилегированными сословиями и всеми органами управления. Площадкой для общения и стал земский собор, впервые созванный в 1549 году Иваном Грозным. Именно этот орган позволяет нам описать государственный строй российского государства шестнадцатого века как сословно-представительную монархию.

Необходимо также заметить, что земский собор не работал постоянно, а лишь созывался на время, при необходимости и по велению царя.

Структура земского собора

При беглом знакомстве с темой земский собор может показаться очень демократичным органом в понимании современного человека. Это представление ложно, и важно разобраться, как на самом деле распределялось членство в земских соборах. В состав входили:

  1. Все члены Боярской думы как представители верховного государственного органа;
  2. Все члены Освещенного собора как представители верховного церковного учреждения;
  3. Служилые люди, то есть дворяне, феодалы с правом условного землевладения. Самое широко представленное в соборе сословие. Но представителей служилого сословия не выбирали, а призывали в связи занимаемыми ими административными должностями;
  4. Купечество. Это сословие было представлена в основном столичными купцами. Их также не выбирали представителями, а призывала власть как наиболее богатых и влиятельных.

Как мы видим, не все сословия были представлены в земском соборе, а представители не были выборными и призывались властью.

Причины созыва Земского собора

Первые годы правления Ивана Грозного прошли в атмосфере боярских распрей и жесткости. Постепенно в них погрузился и сам Иван. Так уже в 13 лет он вынес первый смертный приговор князю Шуйскому. Ситуация не менялась вплоть до 1547 года, когда в Москве вспыхнул неистовый пожар и народное недовольство переросло в бунт. Царь был очень напуган. Тогда на молодого царя оказал значительное духовное влияние священник Сильвестр, обвинивший Ивана в «детских неистовых играх» и «буйстве» и сказавший: «За грехи государей Бог наказывает всю землю». Так начался период реформаторства Ивана 4.

Как проходил Первый Земский собор

Первый Земский собор получил название «собор примирения». По сказанию, однажды царь прямо на Красной площади возле Лобного места произнёс пламенную речь, в которой он призывал людей оставить вражду и пообещал лично защищать их от несправедливости. При таких обстоятельствах был созван 1-й Земский собор.

Он заложил основу для многих будущих преобразований Ивана Грозного:

  1. Было принято решение о редакции Судебника 1497 года, более точной формулировке его положений ();
  2. Начата отмена кормлений. Поставлена проблема «лихоимства» и злоупотребления кормленщиков своими правами;
  3. Было положено начало будущим реформам управления на местах (введение губных старост и т.д.).

К сожалению, не сохранилось ни одного документа, созданного непосредственно в ходе деятельности первого земского собора. Сохранились только легенда о выступлении царя на Красной площади, а также упоминания о первом соборе в более поздних источниках. Тем не менее имеющиеся данные позволяют оценить значимость этого события.

Первый Земский собор: сословная монархия на Руси

Режим сословной монархии, при котором правитель периодически советуется с представителями основных сословий населения о важнейших решениях – типичная форма европейской средневековой государственности. Аналог кортесов, Генеральных штатов или британского парламента существовал и в России. Назывался такой орган Земским собором.

Понятие Земского собора

Термин «Земский собор» происходит от слов «земля» и «собирать». «Соборами» в средневековой Руси называли любые представительские собрания. Слово «Земский» потребовалось для того, чтобы избежать путаницы с церковными соборами.

Земский собор – представительский выборный сословный орган власти с правом обсуждать важные для государства вопросы и давать правителю (царю) рекомендации по способу решения этих вопросов. Члены Боярской думы и представители высшей церковной иерархии входили в состав Собора без выборов. Дворянство, горожане и черносошные свободные крестьяне выбирали представителей. Таким образом, не имели своих представителей только крепостные крестьяне.

Первый Собор был созван в феврале 1549 года по решению молодого Ивана Грозного. Последний Собор состоялся в 1683-1684 гг. и был призван выработать русские условия Вечного мира с Речью Посполитой.

Причины созыва первого Собора

В целом Иван Грозный, созывая первый Собор, действовал из тех же соображений, что и западноевропейские монархи, собиравшие парламент или Генеральные штаты. Царь намеревался противопоставить влиянию крупного вотчинного боярства (о претензиях которого имел слишком хорошее представление) силу мелких служилых феодалов – дворянства. Участие дворянства и купечества в работе Собора наравне с боярами могло продемонстрировать степень доверия к ним царя и обеспечить их лояльность.

Кроме того, созыву Собора предшествовал бунт в Москве (причиной стал крупный пожар), и царь увидел в съезде представителей сословий возможность успокоить бунтовщиков. Собор даже был назван «собором примирения». Нужный результат был достигнут.

Были и чисто практические причины. Царь желал привнести изменения в действующий Судебник и реформировать систему управления на местах. Одобрение сословий могло бы придать его реформам значимости.

Точно неизвестно, кто подсказал молодому Грозному идею Земского собора. Почти наверняка это был кто-то из Избранной рады.

Деятельность первого Собора

Никаких документов, созданных непосредственно в процессе работы первого Собора, не сохранилось. Все сведения о нем почерпнуты из более поздних источников.

Известно, что Собор работал 2 дня. Некоторые вопросы рассматривались Боярской Думой отдельно от прочих представителей. Согласно имеющимся сведениям, результатом деятельности Собора стали следующие решения:

  • отредактировать согласно требованиям времени действующий Судебник (новый Судебник вступил в силу в 1550 году);
  • установить неподсудность детей боярских наместникам (кроме особых случаев);
  • начать выборы на местах целовальников и губных старост для реализации функций местной власти и местного суда.

Таким образом, было положено начало судебной и административной реформам Грозного. Есть предположение, что решения Собора положили начало также борьбе с системой кормлений.

Значение первого земского Собора

Созыв первого Земского Собора ознаменовал установление в России сословной монархии. Он стал первым шагом Ивана Грозного в его борьбе с влиянием крупного вотчинного боярства. Хотя первый царь и не достиг цели полного подчинения вотчинников центральной власти, ему удалось положить начало этому процессу.

Судебная и административная реформы Грозного имели немалое положительное значение для страны, и Собор принял участие в их разработке и реализации. В дальнейшем Земскими Соборами неоднократно принимались важнейшие политические решения.

Земские Соборы созывались нерегулярно и не являлись постоянно действующим органом власти. Но они принимали важнейшие решения, так что появление этого органа стало важным этапом в развитии русской государственности.