Женский монастырь зосимова пустынь

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Руза)

У этого термина существуют и другие значения, см. Покровская церковь.

Православная церковь

Покровская церковь

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Страна

Россия

Город

Руза

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Первое упоминание

1624 год

Строительство

??? — 1781

Основные даты

??? — начало строительства
1781 — окончание строительства

Статус

Объект культурного наследия № 5000551000№ 5000551000

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Рузского благочиния Московской епархии, расположенный в городе Руза.

История

Время строительства первой деревянной церкви Покрова в городе не установлено, известно, что она пострадала в Смутное время и на 1624 год

В Рузе на посаде храм Покрова, древен клецки, стоит пуст. Без пения. Церковь не покрыта и развалилась. А живет у тоя церкви вдовый поп Семион, платит дань церковную и землею церковной владеет. Свадьбы венчает и молитвы говорит, а правила у церкви не бывает.

В таком состоянии церковь пребывала до 1644 года, когда была исправлена и в дальнейшем храм также неоднократно разваливался и исправлялся.

Нынешнее здание двухэтажной каменной церкви, в стиле, переходном от барокко к классицизму, с четырёхъярусной колокольней, построено на средства купца Герасима Нестерова и помещика Николая Арцыбашева, в 1781 году. В церкви было четыре престола: на втором этаже — Покровский, на нижнем — центральный, святителя Димитрия Ростовского, правый — святителя Митрофана Воронежского и левый — Сергия Радонежского. В первой половине XIX века была пристроена трапезная с двумя приделами, которой колокольню соединили с основным зданием.

Согласно постановлению президиума Мособлисполкома советов Р., К. и К. Д. № 1933 от 21-го декабря 1933 года храм был закрыт. В постановлении говорилось

1) здание Покровской церкви необходимо использовать под рентгеновский и светолечебный кабинет Рузской больницы; 2) группа верующих добровольно изъявила желание передать церковь для расширения больницы и перешла в ближайшую церковь т. н. Дмитровскую. Президиум Мособлисполкома постановляет… Покровскую церковь закрыть, а здание использовать в указанных целях.

Долгие годы в здании находился больничный морг, в конце 1980-х годов храму был присвоен статус памятника архитектуры, здание восстановлено и передано краеведческому музею. В 2000 году верхний храм возвращён верующим, проведена реставрация, соверщаются богослужения, у церкви пока общий приход с храмом Димитрия Солунского. На нижнем этаже размещается музей.

Ссылки

  • Храм на сайте Московской епархии.
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе
  • Церкви города Рузы. Покровская церковь
  • Покровская церковь. Город Руза.

Это заготовка статьи о христианском церковном здании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Дмитрие-Солунская церковь в Рузе

В советские годы в подмосковной Рузе не было ни одного действующего храма. Тридцать лет назад в 1989 году верующим была возвращена кладбищенская церковь великомученика Димитрия Солунского, использовавшаяся до этого как склад, фабрика по производству валенок, мастерская и трансформаторная подстанция. Дмитриевский храм стал впоследствии центром Рузского благочиния и первой восстановленной городской церковью.

Архимандрит Макарий из Рузы

Храм Димитрия Солунского при старом городском кладбище Рузы оригинален по своей архитектуре. Авторство его проекта часто приписывают знаменитому русскому зодчему Матвею Казакову. Подлинность этой версии доказать сложно, но сохранилось имя храмоздателя. Церковь была построена в 1792 году на средства рузского мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. К этой фамилии относилось немало уважаемых ружан купеческого и мещанского сословия. В их числе видный церковный деятель и, по-видимому, родственник храмоздателя, архимандрит Макарий (Матвей Кузьмич) Брюшков.

Жизнь архимандрита Макария Брюшкова была тесно связана с подмосковным Николо-Пешношским монастырем, поэтому о его духовном пути можно прочесть в «Историческом описании мужеского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше» К.Ф. Калайдовича. Дореволюционный автор ставил архимандрита Макария в один ряд с такими выдающимися деятелями монашества XVIII столетия как Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский и Игнатий Симоновский. Архимандрит Макарий Брюшков восстановил восемь монастырей, пришедших в упадок после секуляризации 1764 года, политики притеснения монашества Петром I, а затем Бироном (фаворитом Анны Иоанновны). Двадцать четыре ученика Макария стали настоятелями русских обителей в разных частях империи. Калайдович писал об этом подмосковном подвижнике так: «Память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни».

Отец Макарий (в миру Матвей) родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей не полюбил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору (Ушакову) – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий.

В 1781 году епископ Феофилакт Переяславский обратил внимание на пришедшую в почти полное запустение Николо-Пешношскую обитель. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили здесь иноческую жизнь. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен о. Макарий Брюшков – к тому времени уже иеромонах. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но колебавшемуся иноку во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая благодаря его трудам из руин стала центром иночества и «училищем благочестия». Калайдович писал: «Он решился жить только на Пешноше и только для Пешноши». В этой обители старец скончался в 1811 году.

Рузская святыня «Скоропослушница»

В 1848 году на средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали. Другим чтимым в Рузе образом Богоматери до революции была «Скоропослушница». Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко: «30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница». Председателем отделения братства стал священник кладбищенской церкви Димитрия Солунского С.Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.

Почитание иконы Скоропослушницы в Рузе, вероятно, связано с московским списком афонской святыни, который до революции хранился в снесенной в 1930-е годы часовне святого целителя Пантелеимона у Лубянской площади. В 1866 году в Москве было открыто подворье Афонского Пантелеимонова монастыря, в связи с чем со святой горы были привезены часть мощей св. Пантелеимона и список чудотворной иконы Божией Матери Скоропослушница. В 1883 году у Владимирских ворот Китай-Города была построена новая часовня-подворье Афонской обители, и в 1887 году святыни были перенесены на новое место.

В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь» почитание списка из Пантелеимоновой часовни связывается с подмосковной Рузой. Вот как описаны обстоятельства прославления этого образа: «От иконы получила исцеление вдова из уездного города Рузы Московской губернии, бесноватая Анастасия Фролова, страдавшая 20 лет припадками, возобновлявшимися с нею всякий праздник, воскресенье, среду и пятницу… То же самое с ней бывало во время служб церковных и когда при ней заговаривали о чем-нибудь священном. Родные посоветовали ей побывать у иконы Скоропослушницы. Когда она приехала в Москву, икону как раз переносили с Полянки из дома Афонского подворья в часовню Пантелеимона. Страдания женщины прекратились, когда отслужили молебен».

Зосимова пустынь

Зосимова пустынь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Зосимова пустынь, колокольня монастыря с надвратным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь — это православный женский монастырь, основанный в 1826 году монахом Зосимой. Тогда это место называлось Верейским уездом Московской губернии. Землю для монашеской общины пожертвовала помещица Мария Бахметева. Основатель монастыря старец Зосима был очень интересной личностью. Он происходил из древнего дворянского рода, о котором первые упоминания в исторических документах датированы 1620 годом.

Когда здание Троицкого храма приводили в порядок и вскрыли бетонный пол, оказалось, что гробница Зосимы пустая. До сих пор не известно, кто и где перезахоронил основателя Зосимовой пустыни.

Зосима (в миру Захария) родился в с. Буловицы Смоленского уезда. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Уже в детстве мальчик очень интересовался жизнью святых и старался всячески им подражать. В молодости Захария служил в Москве в Преображенском полку. Он был далеко не бедным дворянином, владел землями. Практически перед женитьбой Захария понял, что ему нужно уйти из мира в церковь. Проезжая мимо храма в своем селе, он вдруг услышал голос, сказавший ему следующее: «Ты сам пойдешь в монахи». Примерно в это же время в лесу, находящемся недалеко от дома Захарии, поселились брянские отшельники. Молодой человек решил посетить пустынников. Эта встреча стала решающей. Захария был поражен общением с отшельниками и твердо решил изменить свою жизнь. Все свое богатство он распределил между родственниками, а сам отправился в Рославльские леса.

Основатель Зосимовой пустыни старец Зосима Верховской был современником преподобного Серафима Саровского.

Однако пустынники не приняли Захарию к себе. Они отправили его к своему наставнику отцу Адриану в Коневский монастырь на Ладожском озере. Именно там Зосима в течение 10 лет учился смирению и послушанию. Затем он 20 лет прожил в Сибири. В 1826 году Зосима приехал в Москву и с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) основал обитель в честь Божией Матери Одигитрии. Много сил ушло у него на создание Зосимовой пустыни. Когда все в монастыре уже было обустроено, Зосима стал на пять дней удаляться на безмолвие и лишь в субботу и воскресенье разговаривал с монахинями. Незадолго до смерти он вырыл колодец около своего дома. Вода из этого колодца после смерти Зосимы стала целебной. Через пять лет после кончины старца над его гробом был построен Троицкий храм.

Зосимова пустынь в начале 20 века уже имела богадельню и больницу. Однако в 1917 году монастырь закрыли, но монахини все еще продолжали жить в нем. В тяжелых условиях они работали в обители до 1929 года, после чего их попросту выгнали. Женщинам ничего не оставалось, как переселиться в окрестности монастыря. Некоторые стали служить в храме села Руднево. Но спустя два года их всех арестовали. Арестовали и отправили в ссылку и двух священников. Еще через пару лет в Троицком храме организовали клуб, а рядом сделали пристрой — кинобудку. Колокольню стали использовать в качестве водонапорной башни. Интересно, что крест на колокольне остался нетронутым. Его много раз пытались сбросить, но так и не смогли. В 60-е годы на территории монастыря располагался пионерский лагерь. Здесь отдыхали дети сотрудников московского метрополитена. Разумеется, многое было разрушено или перестроено.

Лишь в конце 20 века Зосимова пустынь начинает возрождаться. Сюда потянулись многие верующие, да и чиновники обратили внимание на это место. В апреле 2000 года монастырь вновь открыли, а чуть позже в него вернулись реликвии и иконы. Когда здание храма приводили в порядок и вскрыли бетонный пол, оказалось, что гробница Зосимы пустая. До сих пор не известно, кто и где перезахоронил основателя Зосимовой пустыни.

Практическая информация

Зосимова пустынь находится в 68 км от Москвы, недалеко от города Наро-Фоминска. Из Москвы можно добраться на общественном транспорте и на автомобиле. С Киевского вокзала на электричке на Кресты до станции Бекасово — центральной окружной ж/д, далее пешком 2 км. На машине нужно ехать по Киевскому шоссе до указателя на деревню Яковлевское, далее через населенные пункты Кузнецово, Руднево (6 км). В Руднево после храма поворот направо, далее 4 км.

Оставить комментарий

Источник: РИАМО. Мария Шуревская

История

В 1826 году монах Зосима со своими духовными дочерями основал общину. В 1856 году появился монастырь, который закрыли после революции 1917 года.

В 1967 году на территории монастыря работал лагерь для детей сотрудников Московского метрополитена.

Возрожденная обитель действует с 2000 года.

Источник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария Шуревская

Что посмотреть

  • Храм Святой Троицы и надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в колокольне монастыря.
  • Святыни монастыря: икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», мощевик с частицей Святого Животворящего Креста Господня.
  • В храме проводят 30-минутные экскурсии: «Монашество в русской культуре и истории», «Выдающиеся представители отечественного монашества», «Виды монастырей. Особенности монастырского устройства», «Монашество как форма христианской жизни».

Источник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария Шуревская

Как проехать

На электричке с Киевского вокзала до станции Рассудово, далее на автобусе № 868 до остановки «Поселок Зосимова Пустынь», далее пешком 400 метров.

На маршрутке № 507 от станции метро «Румянцево» до остановки «Рассудово», далее на автобусе № 868 до остановки «Поселок Зосимова Пустынь», далее пешком 400 метров.

На автомобиле по Киевскому шоссе 39 км от МКАД, затем съезд направо в сторону деревни Яковлевское, далее прямо, далее через 5 км по указателю поворот направо.

Источник: РИАМО. Мария ШуревскаяИсточник: РИАМО. Мария Шуревская

Женская Зосимова Пустынь

От составителя

Введение

Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Знакомство с пустынножительством в Рославльских лесах Начало иночества в Коневском монастыре Двадцать лет в сибирских лесах Основание женского Туринского монастыря Основание Одигитриевской обители под Москвой Наследие схимонаха Зосимы (Верховского) Современные паломничества по местам жизни преподобного Зосимы (Верховского) Часть II. Благодетели Зосимовой Пустыни Мария Семеновна Бахметева Дом грузинских царевичей Московские купцы Лепешкины Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Архимандрит Антоний (Медведев), первый благочинный Зосимовой пустыни Игумен Антоний (Путилов) и его духовные чада из Зосимовой пустыни Часть IV. История Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова Пустынь в доревалюционный период Одигитриевская пустынька до утверждения Одигитриевское Троицкое общежитие (1841–1856) Троице-Одигитриевский монастырь во второй половине девятнадцатого столетия Подвижницы благочестия, чьи судьбы были связаны с Троице-Одигитриевской Зосимовой пустынью Троице-Одигитриевский монастырь в начале двадцатого столетия Часть V. После семнадцатого Трудовая артель Зосимова пустынь в 1920-х годах Новомученики Российские из Зосимовой пустыни Годы безбожия и надежды над Зосимовой пустынью Зосимова пустынь под Наро-Фоминском – памятник архитектуры Часть VI. Воскресение Навстречу возрождению монастыря Заключение Приложение Приложение I. Тропарь, Кондак, Молитва Преподобному Зосиме Приложение II. Хронология основных дат в жизни старца Зосимы Приложение III. Хронология основных дат в истории Троице-Одигитриевской женской Зосимовой Пустыни Приложение IV. Указатель благодетелей и жертвователей Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь в 1826–1917 годах Приложение V. Указатель духовных лиц, посещавших Троице-Одигитриевский монастырь Зосимову пустынь Источники. Архивы и фонды

Книга повествует о жизни преподобного Зосимы (Верховского) – монаха, аскета-безмолвника, основателя двух женских обителей.

Перед нами открываются удивительные события прошлого Троице-Одигитриевского монастыря и светлые страницы настоящего, неразрывно связанные с теми, кто помогал его духовному становлению, и теми, кто опекал материально.

«Женская Зосимова пустынь» не просто монастырская летопись, а историческое исследование с подробными комментариями, где каждый факт, описание, сведение подтверждено архивными документами тех лет.

Книга знакомит читателя с драгоценным духовным наследием Троице-Одигитриевской обители под Наро-Фоминском: памятными датами и событиями, а также судьбами сестер, перенесших гонения в XX столетии.

От составителя

Книга, предлагаемая вашему вниманию, составлена на основе архивных и литературных материалов, повествующих о истории Троице-Одигитриевского монастыря под Москвой и дополняющих Жизнеописание ее основателя преподобного Зосимы (Верховского).

Исторический очерк позволяет увидеть, как среди лесов и болот утвердилась и расцвела обитель, как по крупицам собирались ее духовные и материальные ценности.

Великий старец преподобный Зосима был первым духовным наставником, указавшим насельницам пустыньки истинный путь ко Христу. После смерти старца осиротевшим сестрам пришлось немало вознести молитв ко Господу, перенести много скорбей, пролить слез, однако они не отступили от монашеских обетов и привели обитель к процветанию.

Как просто было все разрушить в 20-е годы XX века…

И сегодня, после бесконечной вереницы утрат: подвижниц, заветов, традиций, храмов,– как нелегко воссоздать Дом Божий!

Да поможет Господь уневестившимся Ему!

Введение

«Зосимова пустынь»… Как емко: всего два слова, а за ними видится и слышится образ православной Руси! Остроконечные ели, уходящие в бездонное небо, огонек лампады перед образом Спасителя, коленопреклоненный монах и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

«Зосима» – жизненный (греч.). Великое число праведников, смиренных иноков и богоносных схимников носило это имя за пройденное Россией тысячелетие Православия! Их молитвы у Престола Божия и сейчас помогают нам спасаться. Расскажем о тех подвижниках, имена которых носят основанные ими обители – Зосимова пустынь. В окрестностях Москвы их известно три.

Первая – Изосименская (по народному, перешедшему и в акты, выговору имени Зосима – Изосима). Успенская пустынь в Клинском уезде, на границе его с Волоколамским, на реке Малой Сестре, основана была во второй половине XV века (около 1479 года) преподобными Зосимой и Адрианом (жившими в правление великого князя Ивана III), Зосима был первым игуменом этой пустыни. Церковное предание, именуя их преподобными, тем самым свидетельствует, что они провели в преподобии и святости все дни своей земной жизни; известно при этом, что они «соградили иноческую обитель, собрали в ней словесное стадо овец Христовых, поучали их словом и делом благочестивому житию и наконец почили в мире от трудов своих»1. О преподобном Зосиме местное предание говорит, что он был из рода бояр Еропкиных, и это подтверждается справкой в «Родословной книге», где в роде Еропкиных значится «Игнатий – во иноцех Изосима».

Основанная преподобными Зосимой и спостником его старцем Адрианом обитель пребывала на протяжении XVI столетия в цветущем состоянии, имела до 100 человек братии и пользовалась милостями великих князей и царей. Пустынь утратила самостоятельность в 1680 году: по указу царя Федора Алексеевича ее приписали к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Под его ведением пустынь оставалась до своего упразднения в 1764 году. С тех пор называлась «погостом в Зосименье».

Спустя сто лет, в 1870-х годах, все деревянные строения на погосте пришли в ветхость. Место престола храма обители во имя Успения Пресвятой Богородицы было обозначено деревянным срубом с крестом. Вновь выстроенная церковь погоста, красивая, совсем не сельской архитектуры, была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. В южной стене близ алтаря устроили вход с тремя ступенями вниз в склеп с гробницей преподобных Зосимы и Адриана.

Клинская Изосименская пустынь основана одновременно с соседним Иосифо-Волоколамским монастырем (расположенным в 15 верстах к югу от пустыни) и с бывшей Левкиевой пустынью (в Волоколамском уезде на реке Рузе). Преподобный Иосиф Волоколамский скончался в 1515 году, а преподобный Зосима – около 1506 года. Истории известны имена 17 игуменов и 11 строителей Изосименской пустыни. Сохранились многие древние акты2.

Второй по времени возникновения была Смоленская Зосимова пустынь. Основана она в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры в так называемой Ульяниной пустоши Александровского уезда Владимирской губернии, среди дивного леса, на берегу небольшой речки Молохчи, лаврским старцем схимонахом Зосимой в последней четверти XVII века. Судя по имеющемуся в Зосимовой пустыни образу Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», принадлежавшему, вероятно, самому старцу Зосиме, он был родом из Смоленской области, где особенно почитается эта икона. Предание гласит, что схимонах Зосима поселился в лесу не один, а с монахом Ионой, которого называли келейником старца.

Неизвестно, сколько лет провел в отшельничестве схимонах Зосима, пока народ не стал стекаться к нему за советами и наставлениями. Несомненно, старец Зосима был избранником Божиим. Подвиги старца привлекали к нему даже лиц царской фамилии. Для приезжих выстроили особую часовню, в которой они могли молиться вместе со старцем. Из царской фамилии, по одним указаниям, старца чтила Елизавета Петровна, впоследствии Всероссийская Императрица, а другие источники говорят о сестре Петра I, Наталье Алексеевне3.

По преданию монастыря, о. Зосима проповедовал о Христе и учил народ закону Божию, имел свою паству, ему сердечно и искренне были преданы все окрестные жители. Около келий о. Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и образовалось подобие пустынного общежития. Схимонах Зосима скончался около 1710–1713 годов. Мощи старца Зосимы сохранены Божией милостью до наших времен4.

После смерти основателя Зосимову пустынь несколько раз упраздняли и вновь возобновляли. Первый раз она была упразднена в 1722 году указом о присоединении малых монастырей к большим. Церковное имущество поступило в Лукьянову пустынь Александровского уезда. Часовню сломал владелец местных лесов в 20-х годах XIX века, но почитание старца не прекратилось, и в 1848 году ее восстановили. В июле 1866 года часовня и три десятины леса вокруг нее были пожертвованы в пользу киновии Боголюбской Богоматери и, по распоряжению начальника киновии схимонаха Филиппа, в Зосимовой пустыни стала жить и трудиться братия.

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был схиигумен Герман. Память о истинном монахе, делателе Иисусовой молитвы, составляет духовную сокровищницу обители5.

Его современник и насельник пустыни, старец иеросхимонах Алексий, также прославил Господа своей жизнью. Отцу Алексию было суждено свыше вынуть жребий, предопределивший избрание владыки Тихона Патриархом всея Руси. В 1919 году, 28 февраля, о. Алексий был пострижен в схиму. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году со своим верным и преданным келейником о. Макарием6 он переехал в Сергиев Посад, где скончался 19 сентября 1928 года7. Многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова), духовного сына схиигумена Германа. Благодаря им в обители установился строгий устав и продолжалось самоотверженное окормление христиан, невзирая на чудовищные притеснения со стороны советской власти.

Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого. Вскоре, 20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилась канонизация преподобного Алексия Зосимовского. Предстательством и молитвами угодников Божиих укрепляется воссозданная обитель на радость всему православному миру.

Третья «Зосимова пустынь», на этот раз женская, была основана старцем пустынножителем Зосимой (Верховским) в 1826 году среди лесов и болот Верейского уезда Московской губернии. Именно этой обители посвящена данная книга. Поэтому здесь лишь кратко упомянем ее историю. При жизни старца (скончавшегося 24 октября 1833 года) в пустыньке еще не было ни одного храма. Но старец предсказал расцвет обители и завещал первый храм посвятить Живоначальной Троице, а второй – иконе Божией Матери «Одигитрии», покровительнице его родной Смоленщины. Предсказания Божиего угодника сбылись, и в 1856 году обитель была утверждена в статусе Троице-Одигитриевского общежительного женского монастыря. На рубеже 1928–1929 годов монастырь был закрыт. Но как напоминание о нем сохранилось название ближайшей к монастырю железнодорожной платформы перед Наро-Фоминском – «Зосимова пустынь».

Нередко приводит к путанице8 схожесть в названии двух Зосимовых пустынь, посвященных Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии». В старинных документах они всегда различались местоположением (названием уезда и губернии). В устной речи – уточнением «мужская» или «женская». Несомненно, каждая из этих обителей имеет для паломников свой неповторимый образ и духовную ценность.

Господь уготовил возобновлению Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни и прославлению ее основателя преподобного Зосимы (Верховского) в лике местночтимых святых канун величайшего праздника для всего христианского мира – 2000-летие Рождества Христова. Новый XXI век ознаменовался для монастыря торжеством всецерковного9 прославления преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского 4 октября 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Прославлены также погибшие в ГУЛАГе последняя игумения Зосимовой пустыни Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бученевой) и расстрелянные послушница Мария (Портнова) и священник Димитрий Ильич Розанов. Отметим, что многие архиереи и старцы, с которыми общались преподобный Зосима и сестры монастыря, ныне почитаются Церковью святыми: святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Иннокентий, митрополит Московский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, святитель Макарий (Невский), преподобные старцы Оптинские – Антоний, Моисей, Макарий, Амвросий, преподобный Антоний Радонежский, преподобный Пимен Угрешский, священномученики Георгий Архангельский и Игнатий Лебедев.

Предлагаемая книга оформилась в результате обработки архивного материала о женской Зосимовой пустыни, собранного в течение 1990-х годов, а также воспоминаний современников и впечатлений паломников, посетивших обитель. Неоценимую помощь в изучении собранных материалов оказала Ольга Игоревна Верховская. Пользуемся случаем поблагодарить всех, кто откликнулся на наши письма-запросы: благочинного Свято-Николаевского Туринского монастыря иеромонаха Серафима (Лукина), директора краеведческого музея в городе Туринске Зинаиду Федоровну Мачихину, директора госархива Иркутской области Татьяну Максимовну Душкину и исполнительницу нашего запроса О. Т. Базалийскую10, жителей Новокузнецка Юрия Викторовича Ларченкова-Казановича и краеведа В. П. Девятиярова». Благодарим первых рецензентов этой книги (в виде сборника документов) – д. и. н. Марину Михайловну Громыко и к. и. н. Олега Викторовича Кириченко, а также о. Германа (Подмошенского), к. филолог. н. Тамару Михайловну Судник, историков Игоря Сергеевича Тихонова и Леонида Романовича Вайнтрауба за необходимые уточнения для некоторых глав. За неоценимую помощь в подборе материалов о судьбе арестованных сестер в 1930-х годах благодарим сотрудниц Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ» Светлану Николаевну Романову и Галину Николаевну Гринь, сотрудницу кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидию Алексеевну Головкову, заведующую фотоархивом общества «Мемориал» Наталью Алексеевну Малыхину. В книге использовано несколько рисунков, посвященных жизни старца Зосимы и выполненных Ириной Леонидовной Верховской. Мы благодарим фотографа Константина Валентиновича Сафронова за фотопересъемку иллюстраций для книги.

В разделах книги, раскрывающих путь старца Зосимы (Верховского), используется его известное «Жизнеописание»11 как канва, без специальных оговорок. Большинство найденных архивных документов имеет фактографический характер, поэтому создать новый текст об о. Зосиме без цитирования страниц его Жизнеописания было невозможно. Ту часть книги, которая посвящена земной жизни преподобного Зосимы, мы считаем лишь слабым дополнением к уже известному Жизнеописанию. Все архивные и дополнительные литературные сведения сопровождаются сносками с указанием источника информации, почерпнутой в основном из фонда Московской Духовной консистории (ЦИАМ), фонда Тобольской Духовной консистории (ТФ ГАТО), фонда Святейшего Синода (РГИА), фондов различных монастырей (РГАДА), фондов советских административных учреждений за 1920-е годы (ЦГА МО), фондов Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой Лавры (Отдел рукописей РГБ)12. Публикация первоисточ ников текстов духовных сочинений и писем преподобного Зосимы осуществлена редакцией Троице-Сергиевой Лавры в книге «Преподобный старец Зосима Верховский. Творения» (2006). Документы, касающиеся истории Зосимовой пустыни, готовятся к печати.